Научная статья на тему 'Интеллектуальный капитал - основа эффективного управления современной нефтегазовой компанией'

Интеллектуальный капитал - основа эффективного управления современной нефтегазовой компанией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
284
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / БАЛАНСОВАЯ СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ / РЫНОЧНАЯ КАПИТАЛИЗАЦИЯ КОМПАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Разманова С.В.

В настоящее время в основу эффективного управления активами отечественных нефтегазовых компаний должно быть заложено усиление роли интеллектуальной составляющей капитала. Для выявления соотношения величины активов ведущих мировых нефтегазовых компаний и рыночной оценки уровня стоимости компании были проанализированы данные по 20 компаниям нефтегазовой отрасли, располагающими наиболее значительными объемами активов. На основании проведенного исследования автором сделан вывод о том, что наращивание конкурентных преимуществ компании за счет роста ее интеллектуального капитала является основной задачей отечественных компаний ТЭК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный капитал - основа эффективного управления современной нефтегазовой компанией»

УДК 338.45: [622.276+622.279]

С.В.РАЗМАНОВА, канд. экон. наук, заведующая лабораторией,

s.razmanova@sng.vniigaz.gazprom.ru

Филиал ООО «Газпром ВНИИГАЗ», Ухта

S.V.RAZMANOVA, PhD in econ. sc., chief of laboratory, s. razmanova@sng. vniigaz.gazprom. ru Branch of «Gazprom VNIIGAZ LLC», Ukhta

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ - ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ НЕФТЕГАЗОВОЙ КОМПАНИЕЙ

В настоящее время в основу эффективного управления активами отечественных нефтегазовых компаний должно быть заложено усиление роли интеллектуальной составляющей капитала. Для выявления соотношения величины активов ведущих мировых нефтегазовых компаний и рыночной оценки уровня стоимости компании были проанализированы данные по 20 компаниям нефтегазовой отрасли, располагающими наиболее значительными объемами активов. На основании проведенного исследования автором сделан вывод о том, что наращивание конкурентных преимуществ компании за счет роста ее интеллектуального капитала является основной задачей отечественных компаний ТЭК.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, нематериальные активы, материальные активы, балансовая стоимость компании, рыночная капитализация компании.

THE INTELLECTUAL CAPITAL IS THE BASIS FOR EFFICIENT MANAGEMENT OF MODERN OIL AND GAS COMPANY

Today the effective management of assets of domestic oil and gas companies should be based on the strengthening the role of intellectual capital component. To reveal the relationship of assets the world's leading oil and gas companies to assess the level of market value of the company, the data on twenty oil and gas companies was presented and analyzed in this work, which has the most significant holdings of assets. Based on the research the author concluded that the building company's competitive advantage due to the growth of its intellectual capital is the primary objective of domestic companies FEC.

Key words: intellectual capital, intangible assets, tangible assets, carrying value of company's market capitalization.

Современная компания в традиционном представлении представляет собой совокупность основных фондов, принадлежащих собственникам компании, которые несут ответственность за их сохранность и нанимают менеджеров и другой персонал для их приведения в действие. Однако если мы ведем речь об интеллектуальной компании, то должны представлять себе, что подобная фирма весьма отличается от традиционной. Интеллектуальная компания может вообще не располагать ос-

новными производственными фондами в существующем представлении. Ее материальные активы заменяются нематериальными точно также, как текущие активы вытесняются информацией. С точки зрения финансовой структуры, интеллектуальная компания в постиндустриальной экономике настолько не совпадает со структурой отраслевой компании в индустриальной экономике, что анализировать ее с помощью привычных понятий и терминов весьма непросто.

_ 313

Санкт-Петербург. 2011

Так как знания и информационные активы в настоящее время получили должное признание на всех отраслевых рынках и современные фирмы прикладывают немалые усилия по формированию нематериальных активов, включая ключевые компетенции, репутацию и организационные способности, важной задачей любой рыночной структуры становится управление интеллектуальным капиталом. Большинство отечественных корпораций только приступили к решению данной задачи. Отвечая на вызовы информационного века, современные фирмы стремятся повысить свою конкурентоспособность и делают первые шаги к сокращению затрат, заменяя товарно-материальные запасы информацией, а основные фонды - необходимыми знаниями.

Интеллектуальный капитал представляет собой совокупность различных элементов человеческого, организационного и потребительского капиталов. Важнейшей составляющей интеллектуального капитала отечественных нефтегазовых компаний является, безусловно, человеческий капитал, представляющий совокупность относительно устойчивых качеств сотрудников, определяющих их способность генерировать эффективные решения, создавать и распространять продукты интеллектуальной деятельности на мировом рынке. Наибольшее значение для повышения результативности компаний нефтегазовой отрасли имеют квалификационные и функциональные качества сотрудников, их творческие и мыслительные способности, поскольку именно они непосредственно задействованы в разработке и продвижении инноваций. Следует также отметить, что добыча, переработка и транспорт углеводородов отличаются высокой степенью риска, поэтому знания, опыт, культура труда и моральные качества персонала компании выдвигаются на первый план.

Организационный капитал российских компаний включает элементы, позволяющие наиболее быстро и качественно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и влияющие на динамику показателя капитализации компании на рынке. Высокое качество организационного капитала компании

314 _

нефтегазовой отрасли определяется его ролью на рынке интеллектуальных услуг.

Потребительский капитал компаний нефтегазового сектора формируется за счет надежных, доверительных и взаимовыгодных отношений компаний со своими собственниками (акционерами), инвесторами, клиентами, посредниками, поставщиками и другими партнерами. Потребительский капитал поддерживает конкурентоспособность компании, продвигая ее бренд на товарных рынках.

Балансовая стоимость компании с позиций бухгалтерского подхода традиционно отражается в виде внеоборотных и оборотных активов. Активы предприятия представляют собой ресурсы, с помощью которых компания способна в перспективе генерировать поступление денежных средств или уменьшать их отток. В свою очередь, активы могут быть представлены как материальными факторами производства в виде основных средств, запасов сырья, материалов, готовой продукции, а также финансовых инструментов и денежных средств, так и нематериальными активами компании. Этот подход к стоимости компании отражает классические представления о формировании стоимости в рамках индустриальной экономики.

Когда компанию покупают за сумму, превышающую ее балансовую стоимость, то ее рыночная стоимость, как правило, возрастает именно за счет оценки рынком интеллектуальных активов, принадлежащих компании. К ним относят доходы, ожидаемые от патентов, связей с потребителями, прав собственности на торговую марку, а также надбавки за приобретение прав на управление компанией. Однако так как по правилам бухгалтерского учета эта денежная разница должна быть как-то отражена на балансе предприятия, то в бухгалтерском балансе она скрывается под термином goodwill (дословно добрая воля). По существу, это и есть денежная оценка интеллектуального капитала компании. По оценкам экспертов, реальная стоимость интеллектуального капитала компании может достигать более 50 % от покупной цены. Таким образом, показатель рыночной капитализа-

Сравнительная оценка активов и капитализации ведущих нефтегазовых компаний

Компания Активы в году Чистый доход в году Капитализация компании в году Отношение капитализации

компании к активам

2008 2009 2008 2009 2008 2009 2008 2009

Газпром 285,37 / 1 310,46 / 1 17,22 / 8 20,97 / 1 83,0 / 10 144,2 / 9 0,29 / 18 0,46 / 17

Royal Dutch Shell 282,40 / 2 292,18 / 2 26,48 / 2 12,72 / 7 161,1 / 3 186,9 / 5 0,57 / 11 0,64 / 11

BP Pls 228,24 / 3 235,97 / 3 21,67 / 4 16,76 / 4 143,6 / 5 181,8 / 6 0,63 / 9 0,77 / 10

ExxonMobil Corp. 228,05 / 4 233,32 / 4 45,22 / 1 19,28 / 2 397,23 / 1 322,33 / 2 1,742 / 1 1,38 / 3

Petroleo Brasileiro SA 125,70 / 5 200,27 / 5 18,88 / 6 15,50 / 6 96,8 / 8 199,2 / 4 0,770 / 6 0,99 / 5

Total SA 164,68 / 6 184,04 / 6 16,11 / 10 12,04 / 8 128,7 / 6 151,4 / 8 0,782 / 5 0,82 / 8

PetroChina Co.Ltd 149,25 / 7 176,14 / 7 18,38 / 7 15,60 / 5 259,7 / 2 353,1 / 1 1,740 / 2 2,00 / 2

ENI 162,28 / 8 167,22 / 8 14,06 / 12 7,41 / 10 93,6 / 9 102,2 / 10 0,58 / 10 0,61 / 13

Chevron Corp. 161,17 / 9 164,62 / 9 23,93 / 3 10,56 / 9 148,25 / 4 154,57 / 7 0,92 / 4 0,94 / 6

ConocoPhillips 142,87 / 10 152,59 / 10 17,00 / 9 4,86 / 15 78,78 / 11 77,88 / 13 0,55 / 12 0,51 / 15

Petronas 106,04 / 11 106,13 / 11 20,00 / 5 17,21 / 3 5,6 / 19 5,7 / 19 0,05 / 19 0,05 / 19

Petroleos Mexicanos 91,36 / 12 102,00 / 12 8,28 / 15 7,00 / 12 - / - - / - - / - - / -

Statoil 82,95 / 13 97,20 / 13 7,66 / 16 2,82 / 16 52,2 / 12 79,6 / 12 0,63 / 8 0,82 / 9

Repsol YPF SA 68,80 / 14 83,24 / 14 4,17 / 17 2,06 / 17 25,7 / 15 32,8 / 16 0,37 / 16 0,39 / 18

Роснефть 77,51 / 15 83,23 / 15 11,12 / 13 6,51 / 13 39,7 / 13 89,2 / 11 0,51 / 13 1,07 / 4

Лукойл 71,46 / 16 79,02 / 16 9,14 / 14 7,01 / 11 27,2 / 14 47,8 / 15 0,38 / 15 0,60 / 14

BP Billiton Petroleum 75,89 / 17 78,77 / 17 15,96 / 11 6,34 / 14 113,4 / 7 201,1 / 3 1,49 / 3 2,55 / 1

Suncor Energy Inc. 26,58 / 18 66,67 / 18 2,00 / 20 1,00 / 19 18,2 / 17 55,5 / 14 0,68 / 7 0,83 / 7

Anadarko Petroleum Corp. 48,92 / 19 50,12 / 19 3,26 / 19 0,10 / 20 17,73 / 18 30,75 / 17 0,36 / 17 0,61 / 12

Marathon Oil Corp. 42,69 / 20 47,05 / 20 3,53 / 18 1,46 / 18 19,32 / 16 22,10 / 18 0,45 / 14 0,47 / 16

Примечания. 1. Составлено по экономико-статистическим обзорам «Годовая промышленность мира» и отчетам «PFS Energy» за 2008 и 2009 г.

2. В числителе - стоимость в миллиардах долларов и отношение в долях единицы; в знаменателе - место в выборке.

ции в сопоставлении с балансовой стоимостью компании может служить определенным индикатором уровня ее интеллектуального капитала. При этом следует помнить, что в структуре активов компании интеллектуальный капитал частично отражен и в форме нематериальных активов.

Нефтегазовый бизнес традиционно относится к тем отраслям промышленности, в которых невозможно обойтись без собственности на активы. Эти условия были продиктованы предыдущими технологическими укладами (волнами), включая предпоследний, так называемый индустриальный уклад. Но в настоящее время недооценка роли и значения интеллектуального капитала не отвечает требованиям современного постиндустриального общества. С целью выявления соотношения величины активов ведущих мировых нефтегазовых компаний и рыночной оценки уровня стоимости компа-

нии, учитывающей ее интеллектуальную составляющую (показатель рыночной капитализации компании), автор составил выборку по 20 компаниям нефтегазовой отрасли, располагающими наиболее значительными объемами активов (см. таблицу).

OAO «Газпром» в 2008-2009 гг. занимал лидирующие позиции в мировой нефтегазовой отрасли по величине активов, но по показателю капитализации находился на 10-м месте в 2008 г. и 9-м в 2009 г., а соотношение между этими показателями, которое позволяет косвенно определить, как рынок оценивает интеллектуальный капитал компании, ставит ее на 17-е место, в то время как на 1-е место по величине интеллектуального капитала претендует австралийская «BP Billiton Petroleum», которая по добыче газа в 2009 г. занимала 40-ю позицию в рейтинге журнала «Oil & Gas Journal», а по добыче нефти 46-е.

_ 315

Санкт-Петербург. 2011

В компании «Роснефть» соотношение капитализации к величине активов по итогам 2009 г. превысило единицу, это дает некоторую надежду на то, что даже государственная компания может взять курс на рост интеллектуальной составляющей в структуре своих активов. В первую очередь этот факт следует осознать ведущим менеджерам отечественных вертикально-интегрированных компаний, управляющим средствами корпораций по доверенности их собственников. Для успешной производственной деятельности в условиях информационного общества недостаточно обладать пусть даже самыми большими материальными активами. Наращивание конкурентных преимуществ компании за счет роста ее интеллектуального капитала, причем кратного роста по отношению к его материальной составляющей, является основной задачей отечественных компаний топливно-энергетического комплекса. Данное обстоятельство имеет жизненно-важное значение для конкурентной борьбы, особенно в нефтегазовой отрасли, поскольку, как уже было сказано, в данной отрасли нельзя полностью пренебречь материальными активами. В постиндустриальном обществе компаниям, ориентированным на продажу сырьевых ресурсов, станет труднее зарабатывать прибыль и повышать свою капитализацию, поскольку значительные объемы их финансовых, операционных и инвестиционных потоков «заморожены» в материальных активах.

Вместе с тем в современных условиях почти все предприятия являются информа-

ционно-емкими. В интеллектуальной компании информация заменила собой товарные запасы и занимает собственные прочные позиции в деловой жизни компаний. Однако доступный объем информации достаточно велик и поэтому информация, предлагаемая потребителю, должна быть структурирована. К примеру, компания «Electricite de France», которая обременена материальными активами, оказывает помощь Аргентине, Китаю, Кот-д'Ивуару, Португалии, Швеции, Украине и другим странам в строительстве энергоблоков и управлении энергетическими компаниями. Таким образом компания продает свои специальные знания о том, как грамотно управлять работой сетей. Компания «Газпром» имеет уникальный опыт и знания в газовой отрасли, которые могли бы быть востребованы на мировом рынке. И хотя сегодня серьезно воспринимается только сырьевая экспортная составляющая выручки данной компании, придет время, когда научные и прикладные разработки, а также компетенции данной компании в отрасли будут приносить доход, сопоставимый с доходом от материальных активов.

Итак, в основу эффективного управления активами отечественных нефтегазовых компаний должно быть заложено усиление роли интеллектуальной составляющей капитала. В свою очередь, она будет базироваться на соответствующем качественном уровне сознания, сложившемся не только в ведущих отечественных отраслевых компаниях, но и государственной институциональной среде в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.