Научная статья на тему 'Интеллектуальный капитал организации в категориях универсальной схемы взаимодействия его элементов'

Интеллектуальный капитал организации в категориях универсальной схемы взаимодействия его элементов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / INTELLECTUAL CAPITAL / ОРГАНИЗАЦИЯ / ORGANIZATION / КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ МЕТОД / CATEGORIAL METHOD / УНИВЕРСАЛЬНАЯ СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / UNIVERSAL INTERACTION SCHEME / РЕСУРС / RESOURCE / ЭЛЕМЕНТ / ELEMENT / РЕЗУЛЬТАТ / RESULT / ЭФФЕКТ / EFFECT / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / КОГНИТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / ЭКОНОМИКА / ОСНОВАННАЯ НА ЗНАНИЯХ / KNOWLEDGE-BASED ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Недолужко Ольга Вячеславовна

Актуальной проблемой современной экономики является ее переход к шестому технологическому укладу, предполагающему использование в качестве важнейшего источника конкурентных преимуществ нематериальные факторы производства, в частности интеллектуальный капитал организаций. С этой целью в статье предпринимается попытка исследовать варианты формирования и развития видов интеллектуального капитала организации с помощью организации взаимодействия требуемых элементов и привлечения необходимых ресурсов. Посредством использования универсальной схемы взаимодействия обосновывается возможность формирования различных видов интеллектуального капитала. Типологизированы возможные варианты траекторий создания и развития интеллектуального капитала в зависимости от состава каждого из компонентов универсальной схемы. Показаны способы получения необходимых результатов в форме различных видов интеллектуального капитала. Полученные результаты могут быть использованы при формировании комплекса программных инструментов, стимулирующих развитие интеллектуального капитала на мезои микроуровне и его использование в качестве системообразующего фактора становления экономики, основанной на знаниях. Использование метода в отношении интеллектуального капитала организации в перспективе позволит создать единую научную теорию интеллектуального капитала, включающую разработку механизма управленческих воздействий с целью изменения его состояния и обеспечения его перехода на более высокий уровень системной и организационной сложности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Недолужко Ольга Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL CAPITAL OF AN ORGANIZATION IN CATEGORIES OF UNIVERSAL INTERACTION SCHEME OF ELEMENTS

The vital task of domestic economy is transition to the sixth technology paradigm, which assumes the use of an organization intellectual capital as a primary source of their competitive advantages. For this purpose, the article attempts to explore options of forming and developing types of intellectual capital of an organization by establishing interaction between required elements and by attracting necessary resources. Using the universal interaction scheme method, a possible ways to form various types of intellectual capital. Possible variants of creation and development trajectories for intellectual capital, depending on universal scheme components composition are typologized. The ways of obtaining necessary results in form of various types of intellectual capital are shown. The results obtained can be used to form a set of program tools to stimulate development of intellectual capital at the mesoand microlevel and to use it as a system-forming factor in the formation of a knowledge-based economy. Using the method for intellectual capital of an organization in the future, facilitates creation a unified scientific theory of intellectual capital, including the development of a manage impact mechanism of changes in its status and ensuring its transition to a higher level of systemic and organizational complexity.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный капитал организации в категориях универсальной схемы взаимодействия его элементов»

УДК 330.142

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ ОРГАНИЗАЦИИ В КАТЕГОРИЯХ УНИВЕРСАЛЬНОЙ СХЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЕГО ЭЛЕМЕНТОВ

© 2018

Недолужко Ольга Вячеславовна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: [email protected])

Аннотация. Актуальной проблемой современной экономики является ее переход к шестому технологическому укладу, предполагающему использование в качестве важнейшего источника конкурентных преимуществ нематериальные факторы производства, в частности интеллектуальный капитал организаций. С этой целью в статье предпринимается попытка исследовать варианты формирования и развития видов интеллектуального капитала организации с помощью организации взаимодействия требуемых элементов и привлечения необходимых ресурсов. Посредством использования универсальной схемы взаимодействия обосновывается возможность формирования различных видов интеллектуального капитала. Типологизированы возможные варианты траекторий создания и развития интеллектуального капитала в зависимости от состава каждого из компонентов универсальной схемы. Показаны способы получения необходимых результатов в форме различных видов интеллектуального капитала. Полученные результаты могут быть использованы при формировании комплекса программных инструментов, стимулирующих развитие интеллектуального капитала на мезо- и микроуровне и его использование в качестве системообразующего фактора становления экономики, основанной на знаниях. Использование метода в отношении интеллектуального капитала организации в перспективе позволит создать единую научную теорию интеллектуального капитала, включающую разработку механизма управленческих воздействий с целью изменения его состояния и обеспечения его перехода на более высокий уровень системной и организационной сложности.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, организация, категориальный метод, универсальная схема взаимодействия, ресурс, элемент, результат, эффект, взаимодействие, когнитивная активность, экономика, основанная на знаниях.

INTELLECTUAL CAPITAL OF AN ORGANIZATION IN CATEGORIES OF UNIVERSAL INTERACTION SCHEME OF ELEMENTS

© 2018

Nedoluzhko Olga Vyacheslavovna, candidate of economic sciences, associate professor, associate professor at department of management Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, street Gogolya 41, e-mail: [email protected])

Abstract. The vital task of domestic economy is transition to the sixth technology paradigm, which assumes the use of an organization intellectual capital as a primary source of their competitive advantages. For this purpose, the article attempts to explore options of forming and developing types of intellectual capital of an organization by establishing interaction between required elements and by attracting necessary resources. Using the universal interaction scheme method, a possible ways to form various types of intellectual capital. Possible variants of creation and development trajectories for intellectual capital, depending on universal scheme components composition are typologized. The ways of obtaining necessary results in form of various types of intellectual capital are shown. The results obtained can be used to form a set of program tools to stimulate development of intellectual capital at the meso- and microlevel and to use it as a system-forming factor in the formation of a knowledge-based economy. Using the method for intellectual capital of an organization in the future, facilitates creation a unified scientific theory of intellectual capital, including the development of a manage impact mechanism of changes in its status and ensuring its transition to a higher level of systemic and organizational complexity.

Keywords: intellectual capital, organization, categorial method, universal interaction scheme, resource, element, result, effect, interaction, cognitive activity, knowledge-based economy.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Одной из наиболее важных задач, стоящих перед отечественной социально-экономической системой, является обеспечение ее трансформации в направлении перехода к развитому постиндустриальному обществу. Данный переход основывается на формировании экономики, основанной на достижении шестого технологического уклада. В этой ситуации основным источником конкурентных преимуществ организации становится развитый интеллектуальный капитал, который может рассматриваться как один из основных факторов эффективного формирования экономики, основанной на знаниях. Таким образом, формирование и развитие интеллектуального капитала организации является актуальной задачей современной науки и, при условии ее успешного разрешения, позволит обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие страны в долгосрочной перспективе. В свою очередь для того, чтобы определить возможности и способы использования интеллектуального капитала в качестве катализатора становления экономики знаний в России, необходимо выявить и описать сущностные характеристики интеллектуального капитала, закономерности его формирования и развития, выявить и описать механизм его функционирования, противоречия между его элементами, обеспечивающие переход к экономике 242

основанной на знаниях.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В настоящее время феномен интеллектуального капитала исследуется в ряде работ отечественных и зарубежных ученых, различным образом определяющих его сущность и состав его элементов. В частности, A. Brooking определяет интеллектуальный капитал как совокупность нематериальных активов, которые «могут быть использованы для создания стоимости и без которых компания не может существовать и развивать конкурентные преимущества» [1]. В работе L. Edvinsson, M. Malone данный феномен рассматривается как обладание прикладными знаниями и опытом, организационными технологиями, связями с покупателями и профессиональными навыками, которые предоставляют компании конкурентное преимущество на рынке [2].

Основным недостатком приведенных работ является отсутствие системного видения объекта, позволяющего определить, какие элементы должны быть представлены в организации, для того чтобы обеспечить его сформи-рованность на определенном уровне.

В ряде работ других авторов данный недостаток устраняется. В составе элементов интеллектуального ка-

Недолужко Ольга Вячеславовна ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ ...

питала традиционно выделяются человеческий капитал, потребительский капитал, структурный капитал [3]; человеческий капитал, клиентский капитал и процессный капитал [4; 5]. В.В. Ермоленко приводит в качестве элементов интеллектуального капитала организации знания, опыт и ключевые компетенции персонала корпорации, отношения корпорации с партнерами и клиентами [6]. В качестве основной проблемы видения рассматриваемых авторов можно рассматривать тот факт, что интеллектуальный капитал рассматривается в статическом аспекте - как совокупность неких элементов, представленных в организации и взаимодействующих между собой, однако не показываются условия формирования составляющих и возможные траектории развития интеллектуального капитала под воздействием определенных условий.

В отдельных работах делается акцент на системе отношений, возникающих между элементами интеллектуального капитала, а также на процессах их преобразования [7-12]. Так, В.Г. Зинов выделяет в структуре интеллектуального капитала интеллектуальные ресурсы организации и систему отношений между экономическими субъектами по поводу производства, распространения и использования интеллектуальных ресурсов и знаний, необходимых для их эффективного функционирования [13]. В работе S. Albert, K. Bradley процесс формирования и развития интеллектуального капитала осуществляется за счет превращения знаний и неосязаемых активов в полезные ресурсы, которые дают конкурентные преимущества индивидуумам, фирмам и нациям [14].

Тем не менее, в рассматриваемых научных работах не отражены условия и факторы, определяющие возможные траектории формирования и развития интеллектуального капитала, что препятствует определению механизма его функционирования, а значит, использования в качестве фактора становления и развития экономики, основанной на знаниях. Таким образом, исследование феномена интеллектуального капитала в контексте его использования в целях формирования экономики знаний представляет собой предмет научного интереса и является актуальным в рамках выбранного направления исследования.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью исследования является выделение в процессе создания интеллектуального капитала универсальной последовательности компонентов и этапов взаимодействия, выявление возможных вариантов протекания процесса формирования интеллектуального капитала, в зависимости от состава имеющихся в наличии ресурсов и элементного состава организационной системы. Данная цель может быть достигнута с помощью категориального метода «Универсальная схема взаимодействия». Метод относится к категориально-системной методологии, разрабатываемой профессором В.И. Разумовым, и позволяет исследовать любые процессы с точки зрения их сущностных, природных аспектов. Процесс в рамках метода представляется как состоящий из набора элементов (компонентов), число которых неограниченно, а последовательность и число этапов образуют определенный стандарт. Такая схема позволяет также определить требующиеся для достижения необходимого результата ресурсы, т.е. получить представление о том, какой вид интеллектуального капитала формируется за счет той или иной комбинации элементов.

Базовые категории схемы включают в себя следующие их виды.

Процесс - взаимодействие элементов системы, в ходе которого исходное состояние объекта преобразуется в некое качественно новое.

Источник энергии, ресурс (Е) - указывает, что любой процесс в открытой системе предусматривает наличие ресурса (энергии), необходимого для взаимодействия элементов системы и преобразования её самой.

Элементы (Р) - структурные части системы, вступающие во взаимодействие друг с другом в рамкам протекающего процесса и определяющие его содержание.

Взаимодействие (1) - специфическая реакция между элементами системы, обусловленная качеством элементов и ресурса, обеспечивающего их взаимодействие.

Результат (Д) - продукт взаимодействия элементов, характерного для специфической реакции между ними.

Эффект(Р) - последствия от образования продукта для самой системы, среды, других систем [6].

В рамках управления функционированием и развитием социально-экономического объекта в универсальную схему взаимодействия добавляется управляющий субъект, способный оказывать воздействия на отдельные компоненты процесса в целях достижения необходимых результата и эффекта, и управляемый объект - то, на кого (или на что) направлено управленческое воздействие.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Интеллектуальный капитал организации как система может быть подвергнут исследованию с помощью категориального метода «Универсальная схема взаимодействия». В этом случае он представляется следующими категориями.

Процесс - взаимодействие элементов системы, в ходе которого исходное состояние объекта преобразуется в некое качественно новое. Для интеллектуального капитала в качестве процесса может рассматриваться его формирование и развитие.

Источник энергии, ресурс - некий ресурс, служащий источником энергии для взаимодействия элементов системы и её преобразования в пределах указанного процесса. В качестве ресурса выступают, по нашему представлению, виды интеллекта в единстве трех его основ: физиологической, психологической и социально-экономической. Физиологическое содержание при этом представляет собой природную основу интеллекта человека, психологическое - его потенциал, а социально-экономическое - характер и степень практического использования и экономически обусловленные направления развития.

Элементы - структурные части системы, вступающие во взаимодействие друг с другом в рамках протекающего процесса и определяющие его содержание. К элементам интеллектуального капитала в рамках применяемого метода мы относим виды когнитивной активности в организации, реализуемые различным образом за счет воздействия внутренних либо внешних факторов, - стимульно-продуктивную активность, эвристическую активность и креативную активность.

В первом случае познание осуществляется только за счет внешних стимулов, работник использует исключительно заданный или изначально найденный способ действия.

Второй вариант предполагает определенную деятельность, которая не обусловлена действием внешних факторов, использование новых, оригинальных, более совершенных способов решения задач на основе анализа деятельности.

В третьем случае исследование сущности явления происходит изнутри, работник ставит новые задачи и решает новые проблемы, он готов к отказу от предложенной извне деятельности и началу деятельности, мотивированной изнутри.

Взаимодействие - специфическая реакция между элементами системы, обусловленная качеством элементов и ресурса, обеспечивающего их взаимодействие. Эта реакция в интеллектуальном капитале организации может протекать в рамках различных видов когнитивной активности, выделенных на предыдущем этапе исследования: обучения, вовлечения, производственной рационализации, самосовершенствования, клиентоориентиро-

ванной рационализации, инновационной деятельности [15].

Результат - продукт взаимодействия элементов, характерный для специфической реакции между ними. Результатом взаимодействия перечисленных элементов интеллектуального капитала организации становится создание (формирование) различных его видов - человеческого, организационного, потребительского.

Эффект - последствия от образования продукта для самой системы, среды, других систем.

Эффект для самой организации в данном случае выражается в переходе интеллектуального капитала на иной уровень развития - более высокий(прогресс) либо более низкий (регресс), в зависимости от качества взаимодействия элементов интеллектуального капитала как системы; для среды - переход к более развитой экономике(например, основанной на знаниях) либо к менее развитой (возврат к примитивной сервисной экономике).

На предыдущем этапе исследования были рассмотрены возможные варианты процессов формирования интеллектуального капитала [16].

Различные виды интеллектуального капитала можно сформировать, имея в распоряжении определенные ресурсы и организуя с их помощью взаимодействие его элементов (рисунок 1).

Рисунок 1 - Развернутая схема взаимодействия элементов интеллектуального капитала

Начальным этапом создания интеллектуального капитала организации является формирование человеческого капитал в результате стимульно-продуктивной активности работников, осуществляемой на физиологической основе (сплошные стрелки).

Данный процесс предполагает обучение сотрудников тем навыкам, которые они в дальнейшем будут использовать в работе.

На следующем уровне в качестве используемого ресурса подключается эвристическая активность работников, осуществляемая на социально-экономической основе.

Процесс использования ресурса обеспечивает вовлечение работников в бизнес-процессы организации, формирование чувства сопричастности к организационным результатам, свидетельствующим о достижении ею определенного уровня эффективности.

Результатом данного процесса становится создание организационного капитала (стрелки с точечным пунктиром).

Далее руководство организации получает возможность использования нового ресурса - креативной активности работников, которая реализуется на психологической основе и предполагает осуществление производственной рационализации, в результате чего также создается организационный капитал (штрихпунктирная линия стрелок).

На четвертом этапе с помощью креативной активности, реализуемой на психологической основе, реализуется процесс самосовершенствования работника, результатом чего становится создание человеческого капитала (пунктирная линия стрелок).

На пятом этапе посредством использования эвристической активности на физиологической основе происходит клиентоориентированная рационализация, посредством чего формируется потребительский капитал (стрелки мелким пунктиром).

Наконец, на завершающем этапе цикла с помощью креативной активности на социально-экономической основе реализуется инновационная деятельность, результатом которой становится также создание потребительского капитала (стрелки поперечными штрихами).

Объединенным результатом комбинации перечисленных компонентов схемы становится развитие интеллектуального капитала организации в единстве трех его видов, а в качестве долгосрочного эффекта может рассматриваться переход экономики на иной уровень развития.

Оценивая уровень сформированности интеллектуального капитала в организации, руководитель может прийти к выводу о необходимости развития того или иного его вида.

Например, он может посчитать целесообразным совершенствования способов взаимодействия с клиентами, т. е. усилить составляющую потребительского капитала. Видами когнитивной активности, за счет которых обеспечивается развитие данного вида капитала, являются клиентоориентированная рационализация и инновационная деятельность.

Высокий уровень социальной ответственности индивида в этой ситуации обусловливает постановку новых задач и решение новых проблем, готовность к отказу от предложенной извне деятельности и началу деятельности, мотивированной изнутри.

Очевидно, первый вариант развития потребительского капитала содержит минимальные требования к ресурсам и элементному составу системы, поэтому его проще реализовать.

По отношению к организации в данном случае не выдвигаются никакие специфические требования в отношении наличия необходимых ресурсов и способа деятельности.

При реализации же второго варианта возникает необходимость обеспечения определенных условий жизнедеятельности работника, его специфического мировоззрения, обладая которым, он оказывается способным к самостоятельной постановке задач и, как следствие, к осуществлению инновационной деятельности.

В ситуации, когда руководитель стремится к усилению организационного капитала в составе интеллектуального капитала организации, он может преследовать при этом две цели - развивать корпоративную культуру либо совершенствовать внутриорганизационные бизнес-процессы, технологическую составляющую.

В первом случае требуется наличие в организации

Недолужко Ольга Вячеславовна ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ ...

работников с подготовленным мировоззрением и профессиональным самоопределением, но сам процесс их взаимодействия основывается полностью на изначально заданных способах действия.

Во втором случае работник должен обладать интеллектуальным потенциалом (знаниями, опытом, определенным типом мышления), для того чтобы осуществлять поиск более эффективных способов решения поставленных задач.

Возможно, в результате анализа интеллектуального капитала руководство организации приходит к выводу о том, что необходимо развивать в первую очередь человеческий капитал.

В этом случае также реализуются две возможных траектории его развития.

Простейший случай - когда работник получает информацию о профессиональных приемах и операциях, используемых в компании, посредством обучения у более опытных работников.

Для реализации такого варианта не требуется выполнения особых условий, кроме наличия свободного времени у работника, проводящего обучение.

Второй случай является более сложным - у работника должна быть определенная мотивация для того, чтобы испытывать стремление к развитию профессиональных качеств посредством самостоятельного формулирования задач.

По-видимому, для развития человеческого капитала посредством реализации такой траектории необходимо изначально принимать на работу работников, отвечающих определенным критериям в отношении личностных особенностей.

Таким образом, располагая информацией об имеющихся ресурсах и используемых элементах системы, руководство организации получает возможность управления процессами формирования и развития необходимых видов ее интеллектуального капитала.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Использование универсальной схемы взаимодействия в отношении интеллектуального капитала организации позволило получить следующие результаты.

1. Определены виды ресурсов, которые могут использоваться для формирования и развития различных видов интеллектуального капитала организации, включающие в себя физиологическую основу, обусловленную наличием у человека мозга; психологическую основу, рассматриваемую в контексте психологических особенностей личности работника; социально-экономическую основу, определяемую воздействием необходимых направлений социально-экономического развития.

2. Определены элементы организационной системы, взаимодействующие в процессе создания и развития интеллектуального капитала организации. В их числе можно выделить стимульно-продуктивную активность, основанную на простом воспроизведении уже используемых в организации способов и приемов решения задач; эвристическую активность, предполагающую поиск работником новых способов решения поставленных задач; креативную активность, осуществляя которую, работник выходит за пределы предлагаемых ситуацией альтернатив и самостоятельно формулирует для себя новые, более прогрессивные задачи.

3. Описаны возможные комбинации взаимодействия элементов интеллектуального капитала организации с учетом имеющихся в наличии ресурсов, и рассмотрены возможные результаты, получаемые в каждой из комбинаций.

4. Показаны возможные способы получения необходимых результатов в форме различных видов интеллектуального капитала, с помощью организации взаимодействия требуемых элементов и привлечения необходимых ресурсов.

Полученные результаты могут быть использованы при формировании комплекса программных инструментов, стимулирующих развитие интеллектуального капитала на мезо- и микроуровне и его использование в качестве системообразующего фактора становления экономики, основанной на знаниях [17].

Применение метода в перспективе обеспечивает возможности для создания научной теории интеллектуального капитала, включающей сформированную модель интеллектуального капитала и описание состава его элементов, качественных характеристик и механизма его функционирования, что, в свою очередь, позволит осуществлять управленческие воздействия с целью изменения его состояния и обеспечения его перехода на более высокий уровень системной и организационной сложности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Brooking A. Intellectual Capital: Core Asset for the Third Millennium Enterprise. London: Thompson International Business Press, 1996. 224 p.

2. Edvinsson L., Malone M. Intellectual Capital: Realizing Your Company's True Value by Finding Its Hidden Brain-power. HarperCollins, New York, NY, 1997. 240 p.

3. Saint-Onge, H. Tacit Knowledge: the Key to the Strategic Alignment of Intellectual Capital? // Strategy and Leadership. 1996. P. 10-14.

4. Ashton R.H. Intellectual Capital and Value Creation // Journal of Accounting Literature. 2009. №24.

5. Bontis N. Intellectual Capital: an Exploratory Study that Develops Measures and Models? // Paper, Presented at ASAC, 17th Annual McMaster Business Conference, Managing Intellectual Capital and Innovation. Hamilton, Canada, 1996.

6. Ермоленко В.В., Попова Е.Д. Интеллектуальный капитал корпорации: сущность, структура, стратегии развития и модель управления // Человек. Сообщество. Управление. 2012. №2. С. 110-122.

7. Иксанова Л.Р. Развитие системы управления интеллектуальным капиталом холдинга // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 3 (31). С. 5-11.

8. Бармин М.А. Интеллектуальный капитал в оценке конкурентоспособности предприятия // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2016. № 3 (31). С. 202-211.

9. Курилова А.А., Полтева Т.В. Применение цены капитала в инвестиционном анализе // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 185-187.

10. Ломакина Г.А. Актуальные проблемы оценки интеллектуального капитала: российский и зарубежный опыт // Вестник НГИЭИ. 2016. № 7 (62). С. 57-66.

11. Манова М.В., Ширнина Е.В. Синергетическая система управления интеллектуальной собственностью // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 150-153.

12. Никишина А.Л. Аудит интеллектуального капитала как основа эффективного управления трудовыми знаниями и ресурсами // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 122-125.

13. Зинов В.Г. Интеллектуальная собственность современного предприятия: правовые и экономические аспекты в свете перспективы вступления России в ВТО // Материалы НПК «Интеллектуальная собственность как инструмент рыночной экономики». Ч.1. Тверь: ТИИТП, 2007.

14. Albert S. and Bradley K. Intellectual Capital as the Foundation for New Conditions Relating to Organizations and Management Practices: Working Paper Series No. 15. Milton Keynes: Open University Business School, 1996.

15. Разумов В.И. Категориально-системная методология в подготовке ученых: учеб. пособие / Вступ. ст. А.Г. Теслинова. Омск: Омск. гос. ун-т, 2008. 277 с.

16. Недолужко О.В. Новый подход к формированию

понятийного пространства феномена интеллектуального капитала организации // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2016. №2 (26). С. 42-49.

17. Петрук Г.В. Знаниевая экономика: понятие и специфические черты // Научное обозрение. 2015. №10. С. 157-162.

Статья поступила в редакцию 23.04.2018 Статья принята к публикации 25.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.