Научная статья на тему 'Интеллектуальный капитал информационной экономики: сущность, уровни и факторы формирования'

Интеллектуальный капитал информационной экономики: сущность, уровни и факторы формирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
308
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калина И. И.

В статье анализируются основные концепции интеллектуального капитала, уровни и факторы его формирования в информационной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTELLECTUAL CAPITAL OF INFORMATION ECONOMY: ESSENCE, LEVELS AND FACTORS OF FORMATION

In clause the basic concepts of the intellectual capital, levels and factors of its formation in information economy are analyzed.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный капитал информационной экономики: сущность, уровни и факторы формирования»

имствовании нового производственного процесса, они теряют эти навыки и начинают снова с низкого уровня обучения6.

Дж. Гринвуд и М. Йорукоглу использовали эту идею для построения модели, в которой крупные технологические открытия ведут к падению производительности7. Существуют эмпирические данные, согласующиеся с этими выводами. Так, внедрение электричества в США в XIX в. сопровождалось падением производительности. После 1974 г. упали цены на новое оборудование, выросли ставки заработной платы квалифицированных работников, что считается следствием технологической революции.

Все модели, пытающиеся объяснить научно-технический прогресс, не объясняют ни абсолютной, ни условной конвергенции. Однако этот недостаток не имеет принципиального характера. По-видимому, в их рамках условную конвергенцию можно получить с помощью модификации, аналогичной той, которая была предложена Ромером для модели растущего разнообразия товаров.

Интересная идея была высказана на этот счет Ф. Агий-оном. Он предложил ввести в модель заимствования технологий ограничение на уровень технологии в каждый момент времени. Темпы роста падают при заимствовании технологий и приближении тем самым бедных стран к границе производственных возможностей, заданной уровнем технологии страны-лидера. Таким образом, появляется возможность в рамках этой модели получить условную конвергенцию8.

Ряд моделей указывают на возможность зависимости темпов роста от размера экономики. Попытки верификации подобной зависимости пока не дали результата, возможно по причине неточного использования исходных данных.

Преимущество описанных моделей состоит в том, что они выделяют новые детерминанты роста, связанные с решениями фирм по поводу нововведений, - издержки, связанные с производством единицы промежуточного продукта, издержки ресурсов в процессе исследований и разработок по созданию нового продукта, издержки обучения работника использованию в процессе производства нового товара, цены на импортируемые промежуточные продукты.

1 Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982. С. 152.

2 См.: Lucas R. On the Mechanics of Economic Development // Journal of Monetary Economics. 1988. Vol. 22.

3 См.: Romer P. Increasing Returns and Long Run Growth // Journal of Political Economy. 1986. Vol. 94.

4 См.: Barro R, Sala-I-Martin X. Economic Growth. N. Y., 1995.

5 См.: Шагас Н.Л., Туманова Е.А. Макроэкономика-2. Вып. 1. Долгосрочный аспект. М., 1999. Гл. 4.

6 См.: Parente S. Technology Adoption, Learning-by-Doing, and Economic Growth // Journal of Economic Theory. 1994. Vol. 63.

7 См.: Greenwood J., Yorukoglu M. 1974 // Carnegie-Rochester Public Policy Conference. 1997. Vol. 46.

8 См.: Aghion P., Howitt P. A Model of Growth Through Creative Destruction // Econometrica. 1992. Vol. 60.

УДК 330.14

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ:

СУЩНОСТЬ, УРОВНИ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ

И.И. Калина,

кандидат педагогических наук, докторант кафедры общей экономической теории,

СГСЭУ

ВЕСТНИК 2007. № 16(2)

Современный рынок характеризуется стремительным развитием новых сфер экономики, постоянной модернизацией технологических процессов традиционных отраслей, поэтому повышаются требования к качеству интеллектуального капитала, от которого зависят темпы научно-технического прогресса, конкурентоспособность национальной экономики.

Интеллектуальный и человеческий капитал принадлежат к числу категорий, наиболее часто используемых в социально-экономических исследованиях. Существуют различные точки зрения на интеллектуальный капитал и его соотношение с человеческим капиталом.

Человеческий капитал - это совокупность человеческих способностей, дающая их носителю возможность получать доход. Это качество, т.е. способность приносить доход, роднит человеческий капитал с другими формами капитала, функционирующими в общественном производстве. Человеческий капитал формируется на основе врожденных качеств человека через целенаправленные инвестиции в его развитие.

Человеческий капитал - это сложный комплекс приобретенных человеческих способностей, который включает в себя накопленный запас знаний, профессионального опыта и навыков, здоровья и психологических мотивов (личностные качества - инициативность, креативность, мо-

бильность и т.д.)1. Благодаря вышеперечисленным характеристикам современный работник выступает в качестве ключевого фактора общественного воспроизводства.

Интеллектуальный капитал представляет собой профессиональный капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, знаний, опыта. Чем выше такой капитал, тем больше трудовые возможности работников, их трудовая отдача, производитель -ность и качество труда. Данный капитал имеет двой -ственную структуру: с одной стороны, это непосредственная совокупность образования, научной деятельности и способности к инновациям, неотделимых от их владель -цев; с другой, он подразумевает под собой интеллектуальный продукт, отделяемый от автора (патенты, лицензии, торговые знаки и т.п.). Интеллектуальный капитал служит базой для выработки необходимых навыков, знаний, опыта, а также может быть источником дохода носителя человеческого капитала.

Рассмотрим позиции известных специалистов в области интеллектуального капитала.

Т. Стюарт считает интеллектуальный капитал интегрированным образованием и выделяет в нем три составные части - человеческий капитал, структурный и потребительский2. По его мнению, человеческий капитал - это «способность предлагать клиентам решения», т.е. наличие знаний и умений использовать их для удовлетворения клиентов. Данное определение позволяет провести грань между интеллектом как умственной деятель -ностью, накопленными знаниями и интеллектуальным капиталом, т.е. превращением интеллекта в капитал -способность получать доход за счет коммерческого использования интеллекта. В состав структурного капитала Т. Стюарт включает технологии, изобретения, базы данных, публикации, процессы, стратегию и культуру организации, организационные процедуры. Потребительский же капитал имеет ширину (распространение), постоянство (покупательскую приверженность) и глубину (степень проникновения).

Э. Брукинг рассматривает человеческий капитал как человеческие активы, включаемые в интеллектуальный капитал3. В рамках интеллектуального капитала она выделяет такие элементы, как рыночные активы, интеллектуальную собственность как актив, человеческие активы, инфраструктурные активы. В рамках этой концепции человеческие активы представляют собой совокупность коллективных знаний сотрудников фирмы, их творческих способностей, умения решать проблемы, управ -ленческих, руководящих и предпринимательских качеств, поведения в различных ситуациях. Классификация Э. Брукинг разделяет активы, являющиеся результатом высококвалифицированного интеллектуального труда - интеллектуальной собственности, а также дает перечень элементов интеллектуального капитала и активов, имеющих ярко выраженную рыночную ориентацию, - марок товаров, каналов распределения и т.п. Эта концепция приемлема для анализа конкурентоспособности фирм, выявления ее рыночных преимуществ, а также анализа более крупных корпоративных структур - ФПГ, интегрированных бизнес-групп, ТНК. В определенной степени ее можно использовать для характеристики интеллектуального капитала индивида, но в более ограниченных рамках по сравнению с корпорациями.

Известный специалист в области интеллектуального капитала Л. Эдвинссон рассматривает интеллектуальный капитал как эффект умножения человеческого капитала на структурный капитал4: интеллектуальный капитал = человеческий капитал Г структурный капитал.

Под человеческим капиталом Л. Эдвинссон понимает накопленную стоимость инвестиций в подготовку и обучение работников, их компетентность, будущее. Термин «человеческий капитал» сосредоточивается на описании ценности того, что может произвести индивидуум, т.е. он включает в себя в экономическом смысле индивидуальную ценность работников. Человеческим капиталом, по его мнению, нельзя владеть. Структурный капитал - это то, что остается в компании, чем можно владеть. В структурный капитал включаются клиентский капитал, заключенный в отлаженных эффективных взаимодействиях с клиентами компании; организационный (структура организации, ее организационные сети); инновационный; процессный (капитал бизнес-процессов). Кроме указанных видов капитала, к структурному капиталу относятся базы данных, бренды и ИТ-системы компании.

Таким образом, в современной экономической литературе доминирует понимание человеческого капитала как составной части интеллектуального капитала.

На наш взгляд, интеллектуальный капитал проявляется на трех уровнях и, соответственно, принадлежит основным экономическим субъектам - индивидам, предприятиям, государству. Интеллектуальный капитал - это стоимость совокупности отчуждаемых и неотчуждаемых интеллектуальных активов, участвующих в хозяйственной деятельности индивида, предприятий (организаций), государства.

Сегодня, когда традиционные ресурсы и источники близки к исчерпанию, экономический рост все в большей мере обеспечивается за счет использования таких ресурсов и источников, как информация, знания, образование. Их главным носителем (наряду с вещественными средствами накопления, хранения и обработки информации) является человек, обладающий высоким уровнем общеобразовательной, научной и специальной подготовки. В силу этого в современных условиях неизмеримо возрастает роль высокообразованной человеческой личности, способной не только воспринимать ранее накопленное научное знание, но и обобщать, анализировать, создавать новое в виде передовых научных идей, информационных технологий, услуг и продуктов.

Интеллектуальный капитал индивида - это знания, опыт, навыки индивида, другие результаты его творческой, интеллектуальной деятельности, используемые в хозяйственной деятельности, способные приносить доходы в бизнесе. Таким образом, интеллектуальный капитал индивида - это совокупность индивидуальных способностей и достояние индивидуума.

Однако этот индивидуальный человеческий капитал реализуется преимущественно тогда, когда он становится частью интеллектуального капитала предприятия. Здесь он находит не только сферу собственного приложения, но и условия для реализации и развития в виде различных форм объективированного знания. Таким образом, на уровне предприятия определяется категория интеллектуальных активов, включающая в себя человеческий капитал сотрудников и различные формы

нематериальных активов, фиксирующие знания и профессиональные умения. В их числе рыночные активы - это тот потенциал, который обеспечивается нематериальными активами, связанными с рыночными операциями. Их значимость в том, что они дают компании преимущество во внешней среде, поскольку обеспечивают осведомленность покупателей об отличительных особенностях предприятия и характере его деятельности. Сюда относятся марочные названия, приверженность покупателей этим названиям, каналы распределения, повторные сделки и т.д.

Интеллектуальная собственность как актив представляет собой узаконенный инструмент для защиты различных корпоративных активов. Она включает в себя ноу-хау, патенты, авторские права, производственные и торговые секреты и т.п.

Человеческие активы - это совокупность коллективных знаний сотрудников фирмы, их творческих способностей, умения решать проблемы, управленческих, руководящих и предпринимательских качеств, поведения в различных ситуациях.

Инфраструктурные активы - это технологии, методы и процессы, делающие возможной работу предприятия, такие как корпоративная культура, методы оценки риска, финансовая структура, базы данных и т.д. Их значимость заключается в том, что они позволяют фирме функционировать более упорядоченно, надежно и качественно, а также формируют среду, в которой сотрудники предприятия общаются друг с другом.

На макроуровне понятие интеллектуального капитала общества раздвигается до совокупности элементов интеллектуального потенциала, способных не только непосредственно включаться в процесс реального производства, но и оказывать мощное опосредованное воздействие (через науку и технический прогресс) на все сферы народного хозяйства.

Таким образом, на уровне макроэкономики категория интеллектуального капитала приобретает еще более широкое содержание. Если для предприятия интеллектуальные ресурсы - это фактор производства, который должен быть использован оптимальным образом при минимальных затратах, для общества в целом это, скорее, потенциал экономического роста и развития, который реализуется лишь в определенной степени. Понятие интеллектуальных ресурсов выходит за пределы сферы потребностей реального сектора экономики. Важной чертой интеллектуального капитала общества является рост его объективированной составляющей, представленной в виде накапливаемых банков знаний и информации, часть которой может даже не находить практического применения, не теряя при этом своей ценности. Вместе с тем возможности сохранения и развития интеллектуального капитала общества экономически ограничены теми ресурсами, которые выделяются государством и субъектами хозяйствования на содержание соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей воспитание и образование человека, производство, накопление и передачу знаний.

Все рассмотренные уровни интеллектуального капитала тесно связаны между собой, однако следует особо подчеркнуть значимость его макроэкономической составляющей. Несмотря на индивидуализированный характер интеллектуального капитала, его формирование и возможности применения целиком зависят от обще-

ства, той системы образования и информационной поддержки индивидуума, которые в нем существуют. При этом роль государства в этом процессе изначально выше, чем отдельных предприятий, предъявляющих спрос на рабочую силу определенного качества и несущих определенные затраты по ее обучению.

Экономическая наука до недавнего времени относилась к понятию интеллектуальных ресурсов двойственно. С одной стороны, она признавала важную роль науки и образования в общественном развитии, с другой - выводила эти ресурсы за рамки экономического анализа.

По мере возрастания роли интеллектуального капитала в производстве появляется необходимость адекватного отражения этого фактора в экономической теории. Результатом стало введение в экономические модели фактора научно-технического прогресса, соединяющего в себе все качественные аспекты роста эффективности традиционных факторов производства. Введение интеллектуального капитала в модели экономического роста имело большое значение для экономической теории с точки зрения понимания логики и внутренних механизмов этих процессов.

Накопление интеллектуального, человеческого капитала рассматривается «новыми теориями роста» как результат деятельности системы образования. Она обеспечивает технологический прогресс, потому что затраты на образование увеличивают запас человеческого капитала, улучшают способность экономики производить новые идеи и дают ей сравнительные преимущества в наукоемких производствах. В данном случае имеются в виду высокотехнологичные производства, опирающиеся на высококвалифицированную рабочую силу, которая обладает специальными навыками и знаниями.

Мировой опыт также показывает, что наиболее устойчивыми являются экономики тех стран, в которых средний уровень образования населения выше. В странах ОЭСР растет доля работников с высшим образованием, равно как и экономическая отдача от высшего образования. В промышленно развитых странах доля взрослого населения, имеющего высшее образование, в период с 1975 по 2000 гг возросла с 22 до 41%, т.е. почти в 2 раза. За вторую половину ХХ в. (с 1950 по 1999 гг) во всех развитых странах значительно увеличилось сред -нее число (редуцированных по качеству) лет обучения взрослого населения, в том числе в Италии - с 5,5 до 13,3 - 13,5, Японии - с 9 - 9,2 до 15,9 - 16,1, во Франции - с 9,4 - 9,8 до 17 - 17,2, в США - с 11,3 до 19,6 - 20. В США только в 1970 - 1997 гг. доля занятых, имевших высшее и незаконченное высшее образование, выросла с 1/4 до примерно 3/55.

«Новые теории роста» уделяют особое внимание такому фактору формирования интеллектуального капитала, как распространение знаний и умений. Этот процесс (в отличие от движения обычных благ) характеризуется следующими особенностями. В его основе лежат переливы существующего знания, имеющие критическое значение для создания нового знания. В данном случае имеются в виду следующие эффекты накопления и распространения знаний. Инвестиции в науку и образование создают условия для качественного прорыва к новым открытиям и их практического приложения. Распространение существующего знания «вширь» вызывает межотраслевые эффекты, выражающиеся в освоении новых технологических принципов в тех отраслях

производства, где они до сих пор не находили применения. Наконец, накопление и распространение знаний ведут к общему подъему общественного сознания и куль -туры народа, изменяя его мировоззрение, быт, отношения с природной средой.

Как специфический продукт науки и образования знание включается в процесс общественного производства в разных формах. В рамках концепции интеллектуального капитала авторы новых теорий роста проводят различие между общими и специфическими знаниями, т.е. привязанными исключительно к данной фирме или виду деятельности. В соответствии с этим общее знание выступает чаще всего в качестве общественного блага, а специфическое - в форме частного блага. Но, как правило, большая часть знаний находятся где-то в промежутке между этими полярными позициями, так как движение рабочей силы в определенной степени выравнивает индивидуальные различия.

Включение знания в процесс производства общественного продукта, или эксплуатация знания, связано со значительными затратами. Эксплуатация знания означает его превращение в форму продукта, технологии, квалификации, новое качество организации. Конечный эффект выражается в росте производительности труда, снижении издержек, приросте доходов. Затраты фирмы, связанные с эксплуатацией знаний, объективно ограничены не только ее финансовыми возможностями, но и предполагаемым соотношением между затратами и результатами, так как фирма не может позволить себе затраты с уровнем окупаемости ниже общественно нормального уровня. По этой причине часть затрат по эксплуатации знаний и (в еще большей степени) их производству относится к категории общественных расходов и финансируется за счет бюджетных и иных целевых источников.

В системе факторов формирования и развития современного интеллектуального капитала инновационный фактор играет ведущую роль. Инновации являются генератором знаний, что особенно проявляется при формировании современного информационного пространства. Инновации концентрируются там, где высока плот-

ность специализированных ресурсов для инновационного развития - высококвалифицированных ученых, инженеров, техников, близость университетов и других исследовательских институтов, а также, что еще важнее, других инновационных фирм, что обеспечивает преимущества кластера.

Рост инноваций, формирование и развитие инновационных центров (кластеров) предполагает самое непосредственное взаимодействие общественных и государственных институтов, образовательных учреждений и бизнес-сообщества в проведении общей долгосрочной стратегии развития. Решающая роль в формировании такой стратегии и обеспечении необходимых институциональных условий для ее проведения принадлежит государству6.

Особое место среди факторов развития интеллектуального капитала занимает управление знаниями. В условиях бурных технологических изменений и динамичной конкуренции именно знания и компетентность персонала лежат в основе развития организаций и общества в целом. На наш взгляд, главными экономическими предпосылками возрастания роли «управления знаниями» послужили превращение знания в рыночный актив и стремление корпоративных менеджеров эффективно использовать его для укрепления конкурентных преимуществ фирмы.

1 См.: Аширова Г.Т. Современные проблемы оценки человеческого капитала // Вопросы статистики. 2003. № 3. С. 27.

2 См.: Stewart T.A. Intellectual Capital. The New Wealth of Organizations. N. Y., L., 1997. Р. 169.

3 См.: Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. СПб., 2001. С. 31, 193.

4 См.: Эдвинссон Л. Корпоративная долгота. Навигация в экономике, основанной на знаниях. М., 2005. С. 120 - 121.

5 См.: Супин В.Б. Образование в США: Состояние и приоритеты развития // США. Экономика, политика, идеология. 2000. № 1. С. 80 - 81.

6 См.: Иванов Н. Человеческий капитал и глобализация // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 9. С. 26 - 27.

УДК 330.342

АСИММЕТРИЧНЫЕ РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Микроэкономическое исследование рынка требует выделения разных типов рыночных структур, влияющих на поведение предприятия на рынке, формирование рыночных цен, объемы сбыта, предложение товара того или иного качества. Цены, объем выпуска, издержки производства продукции и прибыль производителя, характеризующие функционирование какого-либо рынка, зависят от решений, принимаемых фирмами, выходящими на этот рынок. Решения фирм, в свою очередь, отражают степень независимости или зависимости фирм от условий внешней экономической среды, в которой они действуют. Под нестратегическими факторами рыночной структуры понимаются те элементы рынка, над которыми у предприятия-фирмы нет контроля или контроль незначителен. Согласно парадигме «структура - поведение - результат» структура рынка определяет поведение фирм, от которого зависит тип функционирования рынка, а поведение фирм в сочетании с нестратегическими факторами рыночной

A.A. Хвалько,

кандидат экономических наук, соискатель кафедры общей экономической теории, СГСЭУ

ВЕСТНИК 2007. № 16(2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.