Научная статья на тему 'Интеллектуальные технологии как основа инновационного и образовательного потенциала общества'

Интеллектуальные технологии как основа инновационного и образовательного потенциала общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
492
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТЕХНОСФЕРА / МОРФОГЕНЕЗ / ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сорвиров Б.В.

Показана специфика использования информационных технологий в образовательной среде, рассматриваются интеллектуальные технологии как составные части инновационной структуры общества, раскрыта роль информационных процессов в становлении и развитии образовательного пространства, анализируется морфогенез социальных сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальные технологии как основа инновационного и образовательного потенциала общества»

УДК 330.34:005.591.6(476)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБЩЕСТВА

Б.В. Сорвиров, 2018

Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, зав. кафедрой экономической теории и мировой экономики, доктор экономических наук, профессор, Гомель, Белоруссия

Аннотация: показана специфика использования информационных технологий в образовательной среде, рассматриваются интеллектуальные технологии как составные части инновационной структуры общества, раскрыта роль информационных процессов в становлении и развитии образовательного пространства, анализируется морфогенез социальных сетей.

Ключевые слова: инновационный потенциал, интеллектуальные технологии, образовательное пространство, техносфера, морфогенез, знания.

INTELLECTUAL TECHNOLOGIES AS BASIS INNOVATIVE AND EDUCATIONAL CAPACITY OF SOCIETY

B.V. Sorvirov, 2018

F. Skorina Gomel state University, head of the Department of economic theory and world economy, Doctor of

Economic Sciences, Professor, Gomel, Belarus

Summary: the specifics of use of information technologies in the educational environment are shown, intellectual technologies as components of innovative structure of society are considered, the role of information processes in formation and development of educational space is opened, the morphogenesis of social networks is analyzed

Keywords: innovative potential, intellectual technologies, educational space, technosphere, morphogenesis, knowledge.

Введение. Анализируя проблему выявления технологической основы для взаимосвязи знания и коммуникации, необходимо прежде всего учитывать своеобразие социокультурного статуса знания. В традиционной (как европейской, так и восточной) культуре знание носило созерцательный, спекулятивный характер и никогда не означало способности к действию. Знание, которое относилось к сфере конкретных умений и навыков, имевших практическую полезность, нельзя было объяснить словами ни в устной, ни в письменной форме; его можно было только показать. И только после того, как были открыты первые технические учебные заведения в XVIII веке, стало возможным не только накапливать знания для передачи их в форме внутрицеховой межличностной коммуникации (от мастера - к ученику, от отца - к сыну), но и транслировать на массовую аудиторию.

В результате между знанием и технологией постепенно сформировалось связующее звено в виде коммуникации, где знание стало выступать как продукт обмена в социальных взаимодействиях, а технология - способствовать оптимизации этих процессов. Объединение знания и умения стало применяться для разработки орудий труда и новых видов продукции, а также анализа продуктивной деятельности и проектирования производственных процессов. Так знание стало одним из видов ресурсов и потребительской услугой, превратившись из частного товара в общественный. Это позволило создать условия для появления технических изобретений и новшеств, привело к «промышленной революции» XVIII-XIX вв. и радикальным общественным преобразованиям. Когда же возник и начал бурно развиваться информационный рынок, появились и информационные технологии - система организации и планирования деятельности по переработке, усвоению и хранению информации.

Основная часть. Информационные технологии позволяют максимально быстро и эффективно реализовывать инновации в общественной жизни, трудовой и бытовой деятельности людей. Инновации охватывают производственную и управленческую сферы, а также все области повседневной жизни в различных формах образования. Для их анализа могут использоваться следующие показатели технологического потенциала:

1) скорость передачи сообщений;

2) объём передаваемой информации;

3) ускорение процессов обработки информации;

4) рост использования обратных связей;

5) ускорение внедрения технических нововведений.

Данные параметры определяются функциональной спецификой самой технологии в процессе её использования для обработки различного рода информации. Так формируется информационная технология как способ оптимизации процессов обработки информации на базе соответствующего технического обеспечения (систем связи, вычислительной техники и пр.).

Выделяют следующие основные этапы реализации технологических инноваций:

1) техническая разработка (изобретение или усовершенствование более ранней технологии);

2) апробирование новой разработки на практике, ознакомление с предварительными результатами;

3) внедрение новой технологии в производство (её эксплуатация);

4) повсеместное её использование;

5) устаревание и необходимость модернизации технологии, после чего совершается обновление и переход к новому циклу технологических разработок.

В настоящее время речь идёт о процессе «экспансии» информационных технологий в самые различные сферы социальной жизни:

- экономику (ускорение оборота денег посредством безналичного расчёта);

- здравоохранение (компьютерная диагностика);

- образование (дистанционное обучение);

- масс-медиа (средства информации и коммуникации);

- военное дело (системы автоматического управления войсками и самонаведения оружия и техники);

- повседневную жизнь (бытовая техника, игровые приставки, музыкальная и видеоаппаратура) и

пр.

Повсеместное распространение информационных технологий - закономерный итог первого этапа технологического развития общества, для которого характерно слияние знания и умения, когда определённые результаты социальной практики стали фиксироваться в знаково-символической форме и транслироваться на массовую аудиторию.

На втором этапе происходит объединение науки и инженерии, которое привело к изменению самой технологии и возникновению интеллектуальных разработок в области проектирования деятельности. Изменения как в технологии, так и в науке связаны с расширением «поля отношений» теории и сферы её применения, вследствие чего становится возможным систематическая синергия в открытиях и разработках новых продуктов и теорий.

Определяя технологию как «инструментальный способ рационального действия», Д. Белл отмечает принципиально новые средства обработки и организации знания, которые он называет интеллектуальной технологией, поскольку они дают возможность поставить на место интуитивных суждений алгоритмы, то есть чёткие правила принятия решений: «Эти алгоритмы могут быть материализованы в автоматической машине, выражены в компьютерной программе или наборе инструкций, основанных на какой-либо статистической или математической формуле, представляющей собой способ формализации суждений и их стандартного применения во многих различных ситуациях» [1]. В итоге интеллектуальная технология становится на сегодняшний день основным инструментом управления организациями и предприятиями, приобретая столь же важное значение для «постиндустриального» общества, какое для общества «индустриального» имела технология машинная.

В качестве методологической основы инновационных процессов при получении нового знания интеллектуальная технология реализуется как алгоритм, фиксирующий определённую последовательность действий, например:

• определение границ проблемного поля;

• разработка основных понятий и системы отношений между ними;

• выявление противоречий в отношениях, приводящее к проблематизации ситуации;

• постановка проблемы, которую требуется решить;

• построение операциональной блок-схемы (топологического графа);

• конструктивное решение проблемы.

Приведём пример использования такого рода технологии, основанной на построении топологического графа как совокупности линий, соединённых в цепь того или иного вида. Применительно к области инновации такой технологией может служить предложенная А.В. Бондарёнком схема интеллектуальной системы переработки знаний, с помощью которой предполагается получать новые решения для поставленных задач (рисунок 1) [2].

В качестве элементов данной системы могут использоваться семантический процессор, с помощью которого производится анализ естественного языка, словари, статистическая информация, наборы правил обработки текста и другие научные ресурсы. С их помощью в системе переработки знаний анализируется представленная ей информацию и предлагается для рассмотрения исследователю уже в изменённом, структурированном виде. После внесения исследователем корректив в системе вновь перерабатывается информация. Этот процесс повторяется несколько раз. В итоге взаимодействия исследователя (пользователя системы) и самой системы появляется результат в виде нового решения или нового знания.

Осмысление накопленного опыта использования интеллектуальных технологий приводит к выводу - знание в слиянии с технологией становится уже не просто «знанием о технологии», а «технологией знания», в результате чего складывается парадоксально-тавтологическая оценка сложившейся ситуации, при описании которой используют понятие «добродетельного круга». обработка информации сосредоточена на технологии улучшения обработки информации как источника производительности в «добродетельном круге» взаимодействия между знаниями как источниками технологии и применением технологии для улучшения генерирования знаний и обработки информации.

Документы

[ 1]»&1еииая обл^ТЬ

Построение

ОНТОЛОГИИ

Онтология 1Ц»ЙЛеМ11011 облает

=1-

НнЗУаЛИЫЦШ! онтологии

Функциональны ¡1

X

функционального графа

ОбЛЗЛП!,

нольтоватсль

Синил-текста

11 -: н 1. 119

функциональный

Новый

ДОкуККНТ

Рисунок 1 - Функциональная схема работы информационной системы решения инновационных

задач

«Добродетельность» в данном случае проявляется в том, что переструктурирование получаемой информации открывает дополнительные возможности её применения, а также оптимизации коммуникативных процессов, прогнозирования дальнейшего развития социальных структур и общества в целом.

Экспликация сущностной взаимосвязи знания, коммуникации и технологии, таким образом, приводит к их дальнейшей концептуальной инструментализации, главной целью которой становится

освобождение технологии от своего «императивного» характера, почти полное превращение её в послушный инструмент. В итоге знание становится чисто инструментальным, технологичным, ориентированным на его эффективное практическое применение.

Таким образом, знание неразрывно связано с технологией и может реализовываться только в коммуникации, будучи модульным по своей форме, то есть способным безболезненно встраиваться в любую систему, включаться в любой алгоритм деятельности.

С этой позиции новое знание всегда многофункционально (универсально) и операционально, что способствует значительному увеличению и успешной реализации его инновационного потенциала.

В самом общем виде информационную сферу общества можно рассматривать с позиции ресурсного или коммуникативного подхода.

При ресурсном подходе на первый план выступают представления об информационной среде прежде всего как о технической системе, предназначенной для накопления, хранения и использования информации в виде подробной и общедоступной базы данных, предоставляющей исчерпывающие сведения об окружающем мире.

При коммуникативном подходе информационная среда представляется как «среда обитания» человека, ориентированная на предоставление ему максимума возможностей для самореализации в процессе поддержания контактов с себе подобными в различных областях деятельности и группах по интересам. В таком случае информационные технологии рассматриваются прежде всего как средство передачи знаний и обмена сообщениями самого разного статуса, то есть как средство, позволяющее осуществлять прежде всего социокультурные функции.

В зависимости от указанных подходов информационная сфера общества предстаёт как его:

1) информационный ресурс, включающий в себя отдельные документы и массивы документов, возможность их включения и размещения в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных структурах) как «знания, представленные в проектной форме»;

2) информационный потенциал, составляющий совокупность средств, методов и условий, позволяющих активизировать и эффективно использовать указанные информационные ресурсы.

Объединение информационных ресурсов с потенциалом информационного развития общества позволяет говорить о создании достаточно развитой информационной техносферы, включающей:

- программные средства,

- информационно-телекоммуникационные системы,

- сетевые технологии.

Техносфера является одной из важнейшей составляющих информационной сферы современного общества и её материальной базой, без которой немыслима сама возможность организации данной области в качестве социальной подсистемы. Под ней принято понимать новую инструментально-техно-логическую среду в социальном пространстве, которая предстаёт как совокупность создаваемых человеком технических средств информатизации общества и информационных технологий, обеспечивающих возможности их использования. С их помощью населению могут предоставляться самые разнообразные информационные продукты и услуги (передача, сохранение и копирование данных, служба новостей и конференций, доступ к файлам и документам, удалённая обработка данных и т.п.).

В качестве основных компонентов информационной техносферы современного общества можно выделить следующие:

• полиграфическая, копировальная и другая оргтехника, предназначенная для документирования и размножения информации;

• оптическая и проекционная кино- и фотоаппаратура, а также средства записи и воспроизведения звука;

• вычислительная техника и программные средства, обеспечивающие возможность получения, хранения и обработки информации для её представления в электронном виде;

• первичная сеть проводных, спутниковых, оптоволоконных, радиорелейных и других видов каналов связи, предназначенных для передачи информации;

• системы телевидения и радиовещания, телефонной, телеграфной и радиосвязи, а также

локальные и глобальные сети электронной связи.

Таким образом, информационная техносфера представляет собой совокупность новых инструментальных средств, которые созданы человеком для овладения информацией и её использования в целях жизнеобеспечения и дальнейшего развития общества.

С тех пор как в 1951 году в США была создана первая коммерческая ЭВМ коммерческого назначения UNIVAC, модернизация области информационных технологий стала осуществляться всё более ускоряющимися темпами, охватывая все социальные сферы. Так, до 60-х годов это были преимущественно разработки в рамках военно-промышленного комплекса (атомное и термоядерное оружие, ракетные и аэрокосмические системы и пр.), в 70-х годах информатизация и автоматизация всё больше охватывают промышленное производство (системы автоматизации проектирования и управления технологическими процессами, гибкие автоматизированные производства и пр.), в 80-х годах возникает необходимость перевода в электронную форму информационных ресурсов в финансово-экономической и деловой сфере, а к середине 90-х годов локальные корпоративные базы данных стали интегрироваться в региональные и глобальные сети, объединяясь в единую информационную систему. В настоящее время в сфере информационного производства отмечается устойчивая тенденция к доминированию информационных продуктов и технологий (55%) над производством информационной техники (45%). В ближайшие годы эта тенденция, безусловно, сохранится. Соответственно в развитии связи и телекоммуникаций доля производства технических средств составляет сегодня не более 20%, в то время как доля информационных услуг уже достигла 80% и продолжает возрастать.

Таким образом, возможности различных государств формировать информационные ресурсы и эффективно использовать их в процессе своего развития существенным образом зависят от уровня развития информационной техносферы, использования в ней последних достижений в области наукоёмкого производства и интеллектуальных технологий. Поэтому наиболее эффективной стратегией инновационного развития инфосферы в современном обществе можно считать ту, которая направлена на актуализацию информационного потенциала страны в целях наиболее полного использования имеющихся в её распоряжении ресурсов на основе цифровой вычислительной техники и системы информационных коммуникаций (телефонная и радиосвязь, телевидение и компьютерные телекоммуникационные системы).

При этом в формально-организационном отношении информационные ресурсы и информационный потенциал общества также могут рассматриваться под несколько иным углом зрения - как две составные части в структуре информационной техносферы, где под ресурсами принято понимать уже сложившуюся на данный момент информационную инфраструктуру, рынок и услуги, а в качестве потенциала выступает система интеллектуальных технологий как средств возможной реализации и эффективного использования информационных ресурсов. В таком случае информационный потенциал предстает в качестве возможности, ориентированной на будущее, которая может реализоваться в виде различных технологических проектов в инфосфере, и поэтому может рассматриваться как источник инноваций, в том числе и в области модернизации информационной техносферы. Другими словами, информационный потенциал есть потенциал инновационного развития социума в условиях его интенсивной информатизации - становления и развития информационного пространства современного общества. Поэтому в данном случае для более удобной детализации и различения понятий «ресурсы» и «потенциал» будут использоваться категории «информационные ресурсы», «инновационный потенциал общества».

Для реализации инновационного потенциала в области информационной техносферы необходимо решить ряд крупномасштабных задач, из которых можно выделить четыре приоритетных:

• проведение системных исследований для определения оптимальной структуры и стратегии развития национального парка средств вычислительной техники и информатики, которые необходимы для решения задач социально-экономического, научного и культурного развития конкретной страны, её регионов и сфер деятельности людей;

• организация автоматизированного проектирования и массового промышленного производства высоконадёжных средств вычислительной техники, персональной информатики и связи, а также их программного обеспечения;

• создание и развитие интегрированной телекоммуникационной среды общества на основе спутниковых и оптиковолоконных систем связи и перспективных информационных технологий их использования, обеспечивающих информационное взаимодействие с соответствующими международными системами и гарантирующих оперативный удалённый доступ абонентов к центрам хранения информационных ресурсов;

• организация промышленного производства и внедрения перспективных средств подготовки и распространения массовой информации (цифрового многопрограммного телевидения высокой чёткости, стереофонического радиовещания, настольных издательских и копировальных систем, средств ввода/вывода и обработки изображений и т.д.

Результатом осуществления данной стратегии реализации инновационного потенциала в современном обществе должно стать интенсивное модернизационное развитие техносферы и децентрализация информационной инфраструктуры, что в дальнейшем приводит к закономерной трансформации самой социальной структуры. Метафорой этого процесса стал образ «сети», то есть разветвлённой децентрализованной системы, воспроизводящей в своей конфигурации специфику пространственного взаиморасположения и функционального согласования элементов информационной инфраструктуры.

Одной из важнейших задач по реализации инновационного потенциала общества является децентрализация системы информационного обеспечения, позволяющая добиться максимального эффекта обновления и совершенствования информационной инфраструктуры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Под информационной инфраструктурой общества понимается совокупность организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны, средств информационного взаимодействия, доступ граждан и организаций к информационным ресурсам.

Основными компонентами информационной инфраструктуры общества являются:

• когнитивные структуры общества - научно-исследо-вательские организации и образовательные учреждения, аналитические центры и другие структуры, в которых производятся новые знания и технологии;

• организационные структуры общества (государственные, региональные, ведомственные), которые обеспечивают формирование и реализацию политики в сфере информатизации, развитие средств информационной техники и информационных технологий, создание и развитие информационно-телеком-муникационных систем;

• рыночные структуры и сфера информационных услуг, которые осуществляют торговлю и посредничество на информационном рынке, организацию производства и обслуживания, аренды, страхования и пр.;

• государственные и негосударственные информационные центры, обеспечивающие производство, хранение и распространение информационных ресурсов;

• средства массовой информации (телевидение и радиовещание, газеты и журналы).

Находясь в режиме непрерывного взаимодействия друг с другом, данные структуры

осуществляют ряд важнейших функций для регулирования и стабилизации взаимодействий в информационном пространстве:

- организация производства средств информатизации;

- материально-техническое снабжение и сервисное обслуживание;

- обеспечение информационной безопасности;

- управление финансовыми операциями;

- маркетинговые исследования;

- подготовка кадров;

- проведение консультаций и т.п.

Основными тенденциями развития информационной инфраструктуры в современных условиях являются:

1) повсеместное её распространение от центра к периферии в границах информационного пространства;

2) существенное качественное усложнение взаимосвязей между отдельными элементами

инфраструктуры, в результате чего процесс управления из центра становится достаточно затруднённым;

3) делегирование (предоставление) полномочий местным органам самоуправления.

В итоге процесс информатизации в регионах становится источником существенных организационных изменений, когда происходит всё большая децентрализация владения информационными ресурсами. Для более эффективного управления информационным обеспечением в регионах создаются специальные органы (управления, отделы, центры), включённые в структуру региональной администрации или находящиеся в непосредственном подчинении ей.

Так, например, в последние годы на финансирование из местных бюджетов перешли многие библиотеки, архивы и другие информационные организации. Мобильная телефонная связь охватывает всё большую территорию и становится всё более доступной даже для самых отдалённых регионов. Всё больше развиваются не только центральные (государственные и коммерческие) информационно-коммуникационные системы, но и системы регионального назначения (кабельное телевидение и БМ-радио). Те же системы, которые функционировали в начале как локальные, постепенно развиваются во взаимодействии с соседними регионами и преобразуются в новые уровни организации инфраструктуры. Эти новообразования, в свою очередь, также тяготеют к объединению, что приводит к возникновению межрегиональных и общегосударственных информационных систем.

На следующем уровне развития происходит постепенная интеграция информационной инфраструктуры отдельных стран и государств в межгосударственные союзы и транснациональные объединения, которые всё больше и больше «разветвляются» в виде единой сетевой структуры в общемировом информационном пространстве. Здесь уже невозможно выявить какие-то доминанты локализации в предоставлении доступа к информационным ресурсам, и различия между центром и периферией окончательно стираются: каждый регион потенциально может стать центром, при этом центр (в случае неудачного распоряжения имеющимися ресурсами) рискует утратить свой приоритет и превратиться в периферию.

Таким образом, продуктивность процессов децентрализации проявляется в том, что происходит не просто «более справедливое» перераспределение информационных ресурсов, способствующих распространению отдельных инноваций, а региональная специализация этих ресурсов по «генерированию новизны». Это позволяет выявить дополнительные возможности развития инфраструктуры не только в центре, но и на периферии, а также установить дополнительные каналы и средства обратной связи между центром и регионами, способствующие ускоренному распространению инноваций (в виде тотальной диффузии) и развитию всего общества в целом.

Большинство аналитиков отмечает, что общество приблизилось к созданию такой культурно обусловленной структуры социальных взаимодействий, в которой информация стала основным элементом и ключевым условием социальной организации, а способы получения, передачи, обработки и хранения информации оказывают непосредственное влияние на форму этой организации.

Поскольку в современном обществе социальные организации и институты группируются вокруг источников информации, центров её генерирования, а последние имеют форму «сети» (типичный пример - интернет), то соответственно и социальная структура на более глубинном уровне также приобретает форму «сети». Поэтому в условиях информационной эры тенденции развития общества приводят к тому, что основные социальные функции и процессы всё в большей степени оказываются структурированными по принципу «сетей». Именно «сети» составляют новую «социальную морфологию» (структурную организацию) современных западных обществ, а распространение «сетевой логики» значительно сказывается на специфике процессов производства, распределении ресурсов и организации повседневной жизни: «Главные доминирующие процессы... отчётливо выражаются в сетях, которые связывают различные регионы и наделяют каждое из них ролью и весом в иерархии создания богатства, обработки информации и создания власти, которые, в конечном счёте, и обусловливают судьбу каждой местности» [3 ].

Этот процесс трансформации социальных систем называют морфогенезом социальных «сетей». Данный термин как бы подчеркивает специфику процесса становления новых социальных форм, а также изменение тех условий, в которых возможно их появление. Важнейшей чертой, отличающей социальные системы от органических или механических систем, является их способность

подвергаться радикальному переструктурированию [4-5].

Принадлежность к той или иной «сети» (её участку или сегменту) или отсутствие таковой наряду с динамикой одних «сетей» по отношению к другим выступают в качестве важнейших источников социального развития и инноваций. Более того, уже само изменение конфигурации социальных структур можно рассматривать как одно из ключевых инновационных изменений в современном типе общества - «общества сетевых структур». Его наиболее характерный признак - преобладание (превосходство) социальной структуры над социальным действием.

Выделяют ряд важнейших понятий, специфицирующих тип социума, - например, «сетевая структура» - это комплекс взаимосвязанных элементов («узлов»), где конкретное содержание каждого элемента зависит от характера его вовлечённости в определённую «сеть» и зависимости от неё. К ним относятся [6]:

- рынки ценных бумаг («сеть» глобальных финансовых потоков),

- министерства тех или иных государств («сеть» политического управления государством),

- телевизионные каналы и студии («сеть» информационно-телекоммуникационных систем) и

т.д.

Согласно «закону сетевых структур», сформулированному М. Кастельсом, расстояние короче, интенсивность выше и частота взаимодействий больше между теми двумя точками (социальными позициями), которые выступают в качестве «узлов» в одной «сети», то есть являются элементами одной и той же социальной структуры. Соответственно расстояния возрастают, интенсивность и частота взаимодействий уменьшаются, когда точки или социальные позиции принадлежат различным «сетям». С другой стороны, в рамках одной и той же сетевой структуры «потоки» (информации, финансов, взаимодействий и пр.) или имеют одинаковое расстояние до узлов, или это расстояние равно нулю. Таким образом, «расстояние (физическое, социальное, экономическое, политическое, культурное) до данной точки находится в промежутке значений от нуля (если речь идёт о любом «узле» в одной и той же «сети») до бесконечности (если речь идёт уже о любой точке вне этой «сети»). Включение в сетевые структуры или исключение из них, а также конфигурация отношений между «сетями», реализуемая посредством информационных технологий, определяет динамику основных процессов и функций в наших обществах» [4].

«Сети» представляют собой открытые структуры, которые могут неограниченно расширяться путём включения, присоединения новых «узлов сети», если те способны к коммуникации в рамках данной «сети», то есть используют аналогичные и взаимосогласованные коммуникационные коды (например, определенные ценности, идеалы и нормы). Социальная структура «сети» характеризуется высокой динамичностью и открыта для инноваций, при этом не теряется её сбалансированность (целостность в единстве составляющих её элементов) [7-8].

Гибкость, динамичность, открытость - основные характеристики социальных «сетей». Будучи сложными развивающимися структурами, они постоянно меняют очертания - но при каждом изменении «ареал сети» (расширяется её сфера влияния) сохраняет свою специфику.

Заключение. В процессах морфогенеза, при которых складываются условия для формирования каждой конкретной сетевой структуры, учитывается роль инноваций в динамике происходящих изменений, специфика которых проявляется через соотнесение с уже принятыми в рамках «сети» правилами её функционирования. При этом следует иметь в виду два важных обстоятельства [9].

Во-первых, в сетевых взаимодействиях непрерывно воспроизводятся правила, которым все следуют. Этот процесс называется «рефрешингом»: следование правилу подтверждается последующими взаимодействиями, что приводит к закреплению правила уже в качестве доминирующей нормы. Поэтому новизной и оригинальностью будет обладать всё то, что позволяет отойти от выполнения правил, однако подлинной инновацией при этом может считаться только та «аномалия», которая в состоянии сама стать нормой, сменив предыдущую.

Во-вторых, на систему оказывают влияние внешние воздействия, которые провоцируют её на ответную реакцию - или отторжение, или адаптация к изменившимся условиям. Такого рода взаимодействия с внешней средой способствуют (и даже в какой-то степени неизбежно) последующим изменениям в структуре «сети». В такой ситуации происходит трансформация функций «сети» и её составных частей («узлов»), определяются сроки их модернизации и выводится за пределы сетевых

отношений всё, что не соответствует новым условиям развития.

В данном случае инновация выступает уже в качестве механизма трансформации сетевой структуры, необходимого для сохранения её дальнейшего воспроизводства и стабильного развития.

Список литературы

1. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. - М. : Прогресс. - С. 32-47.

2. Бондарёнок А.В. К проблеме автоматизации решения инновационных задач / А.В.Бондарёнок // Информационные системы и технологии (ITS 2002): материалы I Междунар. конф., Минск, 5-6 нояб. 2002. - Минск : БГУ, 2002. Ч. 1..

3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М. : ГУ ВШЭ, 2000. - С. 388.

4. Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология; под ред. В.Л. Иноземцева. - М. : Academia, 1999. - С. 495

5. Castells M. The Network Society: From Knowledge to Policy. - New Canaan : Center for Transatlantic Relations, JhuSais, 2006. - 434 p.

6. Градосельская Г. В. Анализ социальных сетей : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.01. - М, 2001. - 21 с.

7. Сорвиров Б.В., Баранов А.М. Теоретико-методологические аспекты развития гло-бальной информационной экономики // Вестник экономической интеграции. - 2011. - № 4. - С. 7-14.

8. Информационная экономика / Б.В. Сорвиров, Р.М. Нижегородцев, А.М.Баранов ; под ред. Б. В. Сорвирова. - М.: Интеграция, 2015. - 383 с.

9. Сорвиров Б.В., Баранов А.М. Информационные кластеры в мировой экономике: модели формирования // Вестн. экон. интеграции. - 2015. - № 11-12. - С. 100-105.

УДК: 378

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ

СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Донина И.А., Стырова Е.А. доктор педагогических наук, доцент Новгородский государственный университет имени Ярослава

Мудрого г. Великий Новгород магистрант Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

г. Великий Новгород

Аннотация: статья посвящена рассмотрению проблемы конкурентоспособности педагога. Актуальность данной проблемы обусловлена изменением нормативно-правовой базы в сфере образования, в частности принятием нового профессионального стандарта педагога, а также глобальными процессами, происходящими в современной экономике. В ходе данной работы значительное внимание было посвящено изучению сущностных характеристик конкурентоспособности личности педагога и их взаимосвязи с компонентами других интегративных качеств личности.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентоспособность педагога, саморазвитие, компетенции педагога, имидж.

COMPETITIVENESS OF THE TEACHER AS A TREND IN THE DEVELOPMENT OF

MODERN EDUCATION.

Donina I.A., Styrova E.A.,

doctor of pedagogical sciences, associate professor Novgorod State University named after Yaroslav the

Wise. Veliky Novgorod

мaster's degree Novgorod State University named after Yaroslav the Wise. Veliky Novgorod

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.