Научная статья на тему 'Интеллектуальные системы: от принципа изоморфизма к меметическим представлениям'

Интеллектуальные системы: от принципа изоморфизма к меметическим представлениям Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
245
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / ИЗОМОРФИЗМ / ГЕН / ГЕНЕТИКА / СЕМИОТИКА / МЕМЫ / ИНТЕЛЛЕКТОСФЕРА / ТЕХНОСФЕРА / БИОСФЕРА

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Пугач В. Н.

Представлен качественно новый подход к процессу образования, заключающийся в широком использовании принципа изоморфизма как базового для создания у обучающихся основ системного мышления. На оригинальных примерах обосновано применимость принципа изоморфизма в различных науках и показана универсальность данного подхода для всей системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальные системы: от принципа изоморфизма к меметическим представлениям»

Пугач В.Н.

Вятский государственный университет

Интеллектуальные системы: от принципа изоморфизма к меметическим представлениям

Аннотация: Представлен качественно новый подход к процессу образования, заключающийся в широком использовании принципа изоморфизма как базового для создания у обучающихся основ системного мышления. На оригинальных примерах обосновано применимость принципа изоморфизма в различных науках и показана универсальность данного подхода для всей системы образования.

Ключевые слова: Интеллектуальные системы, изоморфизм, ген, генетика, семиотика, мемы, интеллектосфера, техносфера, биосфера.

При анализе систем образования используются самые различные подходы, классификация которых является самостоятельной и архисложной проблемой. В этой связи нельзя упустить из виду один из острейших вопросов функционирования всей системы образования - ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ. Цели образования могут представляться, интерпретироваться, оцениваться и т. п. самым различным образом, но, прежде всего, интерес представляют цели образования, исходя из того, какие изменения оно вносит в искусственную среду (техносферу). В инноватике, инновационном менеджменте в этом случае говорится о ИННОВАЦИОННОМ ПОТЕНЦИАЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ (ПОТЕНЦИАЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ).

Следуя положениям инноватики [1], выделим три цели образования (см. рис. 1.):

- Поддержание существующего технологического уклада, экономической структуры, социальных отношений и т. д. Современная теория образования, как правило, исходит явно или больше неявно из этой цели. В этом случае проблемы интеллектуализации труда большей частью игнорируются. За приращение нового качества в общественной жизни, как известно, ответственна наука, и вмешиваться в ее прерогативы не только нецелесообразно, но даже опасно.

- Расширение существующего технологического уклада, экономической структуры, социальных отношений и т. д. Новое качество, рожденное когда-то ранее, начинает побеждать в новых областях, захватывая их. Борьба старого с новым строится на показе, демонстрации, представлении и т. д. существующего нового и убеждении в большей его эффективности.

Рис.1. Структура целей образования

С позиций теории образования изменения, вносимые в среду (природную, искусственную, социальную и креативную), должны сказаться и на самой системе образования и органически вписаться в нее. Доминирующая парадигма образования много и в отдельных случаях успешно реализует данную цель. Однако если не вдаваться в излишний оптимизм, нужно констатировать - жизнь требует от системы образования большего, т. е. достижения, к сожалению, неадекватны требованиям. Глобальной проблемой образования является соответствие эпохе радикальных изменений.

- Обновление существующего технологического уклада, экономической структуры, социальных отношений и т. д. В этом случае в общественной жизни создается новое качество, которое было ранее неизвестно и напрямую не вытекает из сложившихся тенденций расширения. Обновление - самый захватывающий и драматичный сюжет образования. Это связано с проблематикой выявления (определения, идентификации и т. д.)

УРОВНЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ОБЪЕКТА ИЗМЕНЕНИЙ. Многие из этих проблем не решены даже в постановочном плане и прежде всего в терминологическом, поэтому для их анализа воспользуемся системологическими представлениями, которые затем позволят на базе четкого понятийного аппарата обозначить (сформулировать, предложить) номенклатуру глобальных проблем образования. В системологии выделяют пять базовых (главных, основополагающих и т. д.) классов систем (см. рис.

2).

Физические системы - исходный материал для строительства любых других классов систем, независимо от их природы. Физические системы обычно делят при их изучении на шесть уровней (каждый последующий уровень включает в себя предыдущий): атом, физическое тело, небесное тело, звездная система, галактика, Вселенная). С позиций теории образования данный класс систем представляет специфический интерес. Физические системы, прежде всего, рассматриваются как предметы труда и орудия труда (в физическом, а не техническом смысле). Каждая специальность, эксплуатируя знания о физических системах, исходит из своих интересов. Например, теория труда [2] изучает их распространенность и потребность при осуществлении трудовых процессов. Физика была, есть и будет столпом системы образования, однако чем далее идет развитие, тем больше этих столпов вырастает, и все они начинают претендовать на первенство. Определение номенклатуры этих столпов, их специфики и динамики изменений одна из глобальных проблем образования.

Биологические системы являются системами, исходными для строительства любых последующих сингулярных классов систем. Биологические системы обычно делят при их изучении на шесть уровней (каждый последующий уровень включает в себя предыдущий): ген, клетка, организм, вид, царство, биосфера. С позиций теории образования, данный класс систем представляет интерес, прежде всего, в аспекте психофизиологических возможностей, которые описывают в ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЯХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ, т. е. - какие возможности закладывает природа для осуществления тех или иных познавательных процессов. В этом случае говорится о врожденных способностях к освоению знаний, умений и навыков. Структура конкретного образовательного процесса, в том числе с чисто биологической стороны, может быть проанализирована с разных точек зрения. Его (образовательный процесс) можно характеризовать, как состоящий из четырех структурных составляющих:

- объекта, т. е. того, на, что направлено действие;

- объективной стороны, т. е. способа совершения образовательного процесса;

- субъективной стороны, т. е. отношения того, кто совершает образовательный процесс, к результату (в том числе и внутреннему) совершения и свершения образовательного процесса;

- субъекта, т. е. того, кто осуществляет образовательный процесс.

Для теории образования продуктивен динамический подход, позволяющий изучать образовательные процессы в развитии. С этой точки зрения конкретный образовательный процесс есть процесс, развертывающийся как в пространстве, так и во времени. Однако теория образования, интересующаяся причинами и результатами, требует учитывать не только сам процесс, но и некоторые предшествующие события.

Социальные системы являются системами, исходными для строительства любых последующих классов систем [2]. Их обычно при изучении делят на шесть уровней, где каждый последующий уровень включает в себя предыдущий: личность - носитель потребности, коллектив, функциональная структура, этнос, цивилизация, антропосфера. С позиций теории образования, данный класс систем представляет интерес в аспекте СООТНОШЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО. Проблематика биологического и социального в формировании личности и его образовательного потенциала, в том числе профессионально важных качеств (ПВК), еще не решена достаточно полно. С одной стороны, в процессе формирования образовательного потенциала в качестве основного фактора выступает социальное в виде всего комплекса чисто человеческих воздействий. С другой стороны, при этом действуют биологические (в том числе и генетические) факторы. Французский исследователь Л. Сэй, говоря о такой постановке вопроса, заметил: «Стремление дать личности как

общественно-историческому образованию теорию с биологической основой является одним из заблуждений...». Далее он подчеркивает: «... ни один физиолог никогда не обнаружит стоимости рабочей силы в нервной клетке и ни один генетик никогда не найдет ее источника в хромосомах».

Технические системы являются одновременно симбиозом всех предыдущих классов систем и исходной базой для построения следующего класса систем. Технические системы всегда физичны, биологичны и социальны в своей основе. Технические системы при их изучении делят на шесть уровней, где каждый последующий уровень включает в себя предыдущий: деталь, узел, изделие, вид техники, теклон, техносфера. Технические системы изменяли, изменяют и будут изменять образовательные процессы, что зачастую не прогнозируемо и непредсказуемо и, в конечном итоге, вылилось в так называемый «цивилизационный разрыв». Эти изменения достигли ныне уровня глобальных изменений. При создании технических систем учитываются возможности биосоциальных систем, как в личностном, так и коллективном

аспекте. Благодаря усилению своих возможностей Человек изменил в корне свое воздействие на окружающую среду.

Интеллектуальные системы - симбиоз всех предыдущих классов систем - есть порождение развития всех предыдущих классов систем [3]. Видимо, можно только в чисто научных целях (исходя из каких-то конкретных задач) говорить о развитии интеллектуальных систем как продолжении развития какого-то одного класса систем, например, биосферы (биологических систем). Теория образования изучает процессы, осуществляемые интеллектуальными системами, исходя из определенных целей, диктуемых социальным развитием достигнутого технического потенциала при наличествующих биологических возможностях и физических ресурсных ограничениях. Об образовательных процессах можно говорить только применительно к интеллектуальным системам или пятому сингулярному классу систем, но при этом нужно учитывать особенность всех предыдущих сингулярных классов систем. Это показывает особую сложность изучения систем образования и наук, связанных с данным феноменом.

Все базовые классы систем изоморфны друг другу, что подтверждается классификациями на рис. 2 и 3.

Для проблем, рассматриваемых в данной работе, прежде всего, представляет интерес пятый сингулярный класс систем, поэтому необходимо с целью установления однозначного понятийного аппарата рассмотреть более подробно структуру сингулярного класса систем «интеллектуальные системы».

В теории труда и науковедении [4] для описания процессов наследования культуротипов предложено использовать понятие «мем». Но если принять положение, что труд является «зеркальным отражением» культуры, то можно понятие меметики перенести и на трудовые, и, следовательно, на образовательные процессы. Как показано выше, все сингулярные классы систем изоморфны друг другу.

Базовые системологические законы, определяющие понятийный аппарат теории образования

Название сингулярного класса систем

Номе Физи Био Социа Техн Инте

р ческие логически льные ические ллектуаль

системы е системы системы системы ные

уров ня (ФС) (БС) (СС) (ТС) системы (ИС)

Перв Всел Био Антро Техн Инте

ый уровень енная сфера посфера о-сфера ллек- тосфера

Втор Гала Цар Субэт Текл Цако

ой уровень ктика ство нос он ст

Трет ий уровень Звезд ная система Вид Этнос Вид техники Инв ид

Четве Небе Орг Класс Изде Сем

ртый уровень сное тело анизм лие иот

Пяты й уровень Физи ческое тело Кле тка Малая социальная группа Узел Гаст юр

Шест ой уровень Атом Ген Челове к (личность, носитель потребности ) Дета ль Мем

Рис. 2. Интеллектуальные системы и их место в общей структуре

систем реального мира

Принятая система кодирования структурных составляющих (СС):

- первая цифра -порядковый номер СС на данном уровне;

- вторая цифра - номер уровня

- третья цифра- но-/ мер СС более высокого уровня, которой принадлежи данная СС

Название уровня БС/ТС/ИС

¡царство-----------

1 теклон

Іцакост_________

2

тип тип тип класс 3 класс класс

отряд

промышленный 4 комплекс комплекс

семейство

5 отрасль отрасль

род 6 род род

виды

вид техники инвид

ОБОСНОВАНИЕ ИЗОМОРФИЗМА СИНГУЛЯРНЫХ КЛАССОВ

СИСТЕМ

Код НАЗВАНИЕ СИНГУЛЯРНОГО КЛАССА СИСТЕМ

Биолог ические Технич еские Интеллектуальные системы (ИС)

систем ы (БС) систем ы (ТС) Пример №1 Пример №2

1.1.0 животн ые техника по удовлет. внешних потребнос. человека люди искусства защитн ики отечества

1.2.1 хордов ые техника по изменению свойств артисты военны е

1.3.1 млекоп итающие энергос ырьевые компоненты съемоч ные сухопут ные

2.3.1 птицы взаимод ействие с человеком публич ные воздуш ные

1.4.1 хищные металлу ргическая промышленн ость кино разведк а

2.4.2 воробьи нообразные пищева я промышленн ость цирка летающ ие

1.5.1 волчьи плавиль ные процессы телефил ьмы радиоло кационная

2.5.1 кошачь и отрасли -ОМД кинофи льмы полевая

3.5.2 варанов ые термиче ские процессы манежн ые истреби тельная

1.6.1 волк электри ческие процессы сериаль ные спутник овая

2.6.2 рысь деформ ация вытеснением популяр ные ближня я

3.6.2 кошка деформ ация внедрением и/или осадкой художе ственные дальняя

4.6.3 ворона — номерн ые дозвуко вая

5.6.3 сорока сушка паузные сверхзв уковая

1.7.1 волк электро дуговая трагика электро нщика

2.7.1 домашн яя собака сопроти вления комеди анты операто ры

3.7.2 рысь выдавл ивание произво дственники наблюд атели

4.7.3 тигр облойна я штамповка каскаде ры разведч ики

5.7.3 дикая кошка прошив ка статист ы агенты

6.7.4 грач огневая жонгле ры вертоле тчики

7.7.4 серая ворона индукц ионная иллюзи онисты бортин женеры

8.7.4 ворон экзотер мическая эквилиб ристы радисты

9.7.5 обыкно в клоуны летчики

венная сорока псевдоожиже

нном слое

Рис. 3 Изоморфизм сингулярных классов систем

Рассмотрим соблюдение принципа, изоморфизма применительно к понятиям мем и ген.

Современная генетика давно и успешно использует кибернетические идеи для решения проблем эволюции наследственных систем с описанием их иерархической структуры и управленческих возможностей. Жизнедеятельность биологических систем жестко коррелированна со всей иерархией генотипов, которая, как правило, имеет четко заданное строение.

Современная семиотика (семиотика - комплекс научных теорий, изучающих свойства знаковых систем, т. е. систем конкретных или абстрактных объектов, называемых знаками, с каждым из которых определенным образом сопоставлено некоторое значение), как и генетика, участвует в записи, передаче, реализации и преобразовании информации и предполагает четко заданное строение.

Изоморфизм биологических и интеллектуальных систем, прежде всего, представляет интерес для системы образования на микроуровне (генетическом и мемическом).

♦ Первый генетический уровень. Это уровень АЗОТИСТЫХ ОСНОВАНИЙ, на данном уровне рассматривается упорядоченная совокупность атомов, не несущая процессов жизни. Это простейший уровень.

© Первый мемический уровень. Это уровень графических оснований. На данном уровне рассматривается упорядоченная совокупность линий, не имеющая смыслового значения. Эти базовые уровни как для одного, так и для другого класса систем совпадают по своему определяющему значению.

♦ Второй генетический уровень. Это уровень КОДОНОВ. На данном уровне рассматривается линейно упорядоченная компактная совокупность азотистых оснований, определяющая на м-РНК включение отдельных аминокислот в биосинтез белка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Второй мемический уровень. Это уровень БУКВ. На данном уровне рассматривается упорядоченная компактная совокупность значков, имеющая определенный смысл. С этого уровня начинается жизнь в биологических системах и культуры, в том числе - трудовой, у

интеллектуальных систем. Но в то же время граница между живыми и не живыми, интеллектуальным и неинтеллектуальным размыта. Разве можно в букве угадать гениальность строк поэта, разве кодон что-то говорит о красоте бега живого, а тем более полета.

♦ Третий генетический уровень. Это уровень ЦИСТРОНОВ. На данном уровне рассматривается линейно упорядоченная компактная совокупность кодонов, определяющая первичную структуру отдельной молекулы белка.

© Третий мемический уровень. Это уровень СЛОГОВ. На этом уровне рассматривается линейно упорядоченная компактная совокупность букв, определяющая структуру отдельного слова. На этом уровне уже угадывается более ясно жизнь, а речь связана с детским лепетом. Синергетика сначала методом проб и ошибок начинает «нащупывать» столбовую дорогу не просто усложнения, а создания новых систем: в первом случае - биологических, во втором - интеллектуальных. Пожалуй, именно с этого уровня становится понятным, что все сингулярные классы систем строятся изоморфно друг другу.

♦ Четвертый генетический уровень. Это уровень ОПЕРОНОВ. На этом уровне рассматривается упорядоченная комплексная совокупность цистронов (вместе со знаками начала и конца), считываемое как целое в процессе синтеза м-РНК на ДНК.

© Четвертый мемический уровень. Это уровень СЛОВ. На этом уровне рассматривается линейно упорядоченная совокупность слогов (вместе со знаками ударения, растяжения и т. д.), считываемая как целое в процессе анализа текста интеллектуальной системой.

С каждым уровнем (ростом уровня) идет усложнение функции структурных единиц. Генетики установили, что функции кодона и цистрона сводятся в каждом случае к единственной операции. Функции оперонов сложнее. Аналогичная ситуация наблюдается и для мемических систем.

♦ Пятый генетический уровень. Это уровень РЕПЛИКОНОВ. На этом уровне рассматривается линейно упорядоченная компактная последовательность оперонов, отдельных цистронов и других, сопоставимых с ними генетических единиц (совместно со знаками начала и конца), принадлежащих одной молекуле ДНК и редуплицирующиеся как целое.

© Пятый мемический уровень. Это уровень СЛОВОСОЧЕТАНИЙ. На этом уровне рассматривается линейно упорядоченная компактная последовательность слов и отдельных слогов и других сопоставимых с ними единиц (речевых, письменных) совместно со знаками начала и конца, принадлежащих одному предложению. Перечисленные и далее

перечисляемые единицы не исчерпывают описываемых систем. Это лишь высшие образования на каждом из уровней. Так, в генетике установлен факт, что некоторые репликоны (ЭПИСОНЫ) способны временно ассоциироваться с другими, вновь образуя репликоны. Более того, иногда генотип совпадает с единственным репликоном. Для словосочетаний имеются аналогичные ситуации. Интеллектуальные и биологические системы строятся на одной и той же смыслообразующей базе.

♦ Шестой генетический уровень. Это уровень СЕГРЕГОНОВ. На

этом уровне рассматривается линейно упорядоченная компактная

последовательность репликонов, объединенных общностью процессов

рекомбинаций в профазе мейоза и сегрегации (случайного расхождения) в анафазах митоза и мейоза.

© Шестой мемический уровень. Это уровень ПРОСТЫХ

ПРЕДЛОЖЕНИЙ или смысловыраженная совокупность слов. На этом уровне рассматривается линейно упорядоченная компактная последовательность словосочетаний и слов, объединенных общностью смыслового содержания в процессе монолога или диалога.

Все выделенные структурные единицы имеют строго линейный упорядоченный компактный характер и представляют собой линейно упорядоченные компактные совокупности единиц низших рангов. Можно сделать заключение, что линейная упорядоченность -

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ СВОЙСТВО всех материальных носителей генетической и мемической информации. В результате эволюции для биологических и интеллектуальных систем имеем почти исключительно линейный способ записи сообщений и вполне определенную совокупность фундаментальных свойств и функций материальных носителей. Для биологических систем это генетические структуры, а для интеллектуальных систем это документационные структуры. Появление документационных систем порождает интеллектуальные системы как новый сингулярный класс систем. Как генетические системы основываются на химических реакциях, так документационные системы основываются на языках - естественных (разговорных) и искусственных, в том числе формализованных и частично формализованных естественно-научных языках, например,

интерпретированные логические и математические исчисления, химическая символика, алгоритмические языки и языки программирования, информационные языки и т. д.

♦ Седьмой генетический уровень. Это уровень ГЕНОВ. На этом уровне рассматривается совокупность генетических единиц всех рангов в пределах генетической системы.

♦ Необходимо различать:

- генетическую систему (генотип) как таковую, которая представляет собой совокупность клеточных и молекулярных структур и механизмов, участвующих в записи, передаче, реализации и преобразовании генетической информации;

- генетическую систему клетки, которая включает агрегаты молекулярных генетических элементов: хромосомы, эписомы, центроли, пластиды и другие подобные образования, с которыми цитогенетика связывает либо передачу наследственных свойств, либо участие в самом процессе передачи;

- генетическую систему организма, представляющую собой совокупность (поле) клеточных генетических систем, а также агентов, при помощи которых осуществляется их взаимодействие (гормоны, плазматические белки и т. д.);

- генетическую систему популяции (вида), состоящую из совокупности генетических систем индивидов, а также структур, переносящих между ними генетическое взаимодействие: гамет, некоторых экзогормонов, фрагментов генетических систем, переносимых лизогенными фагами при трансдукции, трансформирующих агентов и т. д.;

- генетическую систему биологических царств, вбирающих в себя все генетические системы видов, родов, семейств и т. д. и изученных в настоящее время крайне мало;

- генетическую систему биосферы в целом и, по-видимому, соединяющую между собой наследование синергетических химических процессов геосферы и функционирования мемических систем, воплощаемых в документах самого различного толка, масштаба, значимости и т. п.

© Седьмой мемический уровень. Это уровень МЕМОВ (рис. 1.5.2) или квантов информации. На этом уровне рассматривается совокупность мемических единиц всех рангов в пределах, как принято в теории труда, ГАСТЮРА. Гастюр выступает по отношению к предложению системой более высокого уровня и включает в себя кванты информации (единичные решения): чертежи деталировки, технологические процессы обработки предмета труда; смыслонесущие сложные предложения и другие подобные образования, отвечающие либо за передачу наследованных свойств, либо участие в самом процессе передачи.

В такой постановке гастюр выступает аналогом клетки в биологических системах.

Гастюровские интеллектуальные системы нередко связывают с проблемами гомеостаза. Учение о гомеостазе и гомеостатических системах

имеет несколько этапов роста и спадов. Обычно выделяют такие направления исследований, проводившихся «под флагом» гомеостатических понятий:

S физиологические и морфологические (Р. Хардли, Г. Н. Кассиль, В. М. Дильман, Д. С. Саркисов и др.);

S модельные, с использованием классических методов теории автоматического регулирования (В. Н. Новосельцев и др.);

S технические, с проведением кибернетических аналогий между

живой системой и сложным производством (С. Бир и др.).

В настоящее время данное учение вышло на новый этап становления, связанный с включением в рассматриваемые объекты интереса гомеостатических теорий интеллектуальные системы, интеллектуальный труд, образовательные технологии и т. п. В этом ракурсе систему образования рассматривают как основу приспособления к изменяющейся окружающей среде. Следовательно, необходимо рассматривать интеллектуальные возможности субъектов труда.

Гастюры, обединяясь, формируются с их мемическими системами в СЕМИОТИВЫ (аналог организма в биологических системах). Мемические системы семиотивов представляют собой совокупность (поле) детальных мемических систем, а также агентов, при помощи которых осуществляется их взаимосвязь (сборочные чертежи, инструкции по эксплуатации, паспорта и т. д.). Этот уровень целесообразно связать (естественно, что это лишь часть рассматриваемых глобальных проблем образования) с действиями индивидуальных исследователей, трудовые процессы которых представляются с учетом всего онтогенезного цикла.

Онтогенез предполагает изучение единичной интеллектуальной системы на всем протяжении ее жизнедеятельности - от момента зарождения до момента выбытия из цикла существования. Поэтому описание единичных интеллектуальных систем изоморфно представлению организма (биологические системы), изделия (технические системы) и т. д.

На этом уровне решаются самые различные проблемы системы образования, в частности, управлением интеллектуальной одаренности на всем протяжении жизни индивидуума (онтогенезный разрез изучения проблемы управления интеллектуальной одаренности). В общем виде интеллектуальная одаренность - это потенциал умственных ресурсов, который обеспечивает возможность созидательной деятельности. М. А. Холодная выделила шесть типов интеллектуальной одаренности:

1) индивидуумы с высоким уровнем развития «общего интеллекта» в виде показателя > 135/140 единиц, выявляемые с помощью

психометрических тестов интеллекта («сообразительные»);

2) индивидуумы с высоким уровнем академической успеваемости в виде показателей учебных достижений, выявляемые с использованием критериально-ориентированных тестов («блестящие ученики»);

3) индивидуумы с высоким уровнем развития творческих, интеллектуальных способностей в виде показателей беглости и оригинальности порождаемых идей, выявляемые на основе тестов креативности («креативы»);

4) индивидуумы с высоким уровнем успеха в выполнении тех или иных реальных видов деятельности, имеющие большой объем предметноспецифических знаний, а также значительный практический опыт работы в соответствующей области («компетентные»);

5) индивидуумы с экстраординарными интеллектуальными достижениями, которые нашли свое воплощение в объективно значимых, в той или иной мере общепризнанных формах («талантливые»);

6) индивидуумы с экстраординарными интеллектуальными способностями, связанными с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей («мудрые»).

Теория образования одной из своих функций рассматривает повышение интеллектуальной одаренности. В то же время многие литературные биографические источники свидетельствуют, что некоторые известные личности плохо учились в школе, например, Ч. Дарвин, А. Эйнштейн, В. Скотт, У. Черчилль. А Томас Эдисон вообще был исключен из школы по причине полной бездарности. Другими словами, интеллектуальная одаренность и степень креативности - слабо коррелированные показатели, и Человечество не достигло бы тех высот, если бы ориентировалось на интеллектуальность как на основу прогресса.

Совокупности семиотивов с их мемическими системами образуют ИНВИДЫ (аналог генетической системы «виды» или «популяции» в биологических системах). Инвид состоит из совокупности мемических систем семиотивов, а также структур, переносящих между ними взаимодействия: рекламации, анкеты (отзывы) потребителей, данные о спросе и т. д.

Мемические системы инвидов относительно мемических систем семиотивов представляют филогенезную линию. Как и для других классов систем, данный уровень есть совокупность большого количества онтогенезных циклов, которые в своей совокупности образуют

филогенетический цикл, характеризующийся своими особенностями. Этот уровень целесообразно связать (естественно, что это лишь часть рассматриваемых глобальных проблем образования) с открытиями и новыми значимыми теориями. Как правило, научным достижением считают открытие, если оно связано с образованием новых значимых представлений и идей, не являющихся простым логическим следствием из известных научных положений. Наиболее яркими примерами достижений такого рода в экспериментальной физике могут служить открытие электрического тока (Г альвани), открытие воздействия электрического тока на магнитную стрелку (Эрстед), открытие радиоактивности (Беккерель) и т. п. В теоретической области принципиально новые представления и идеи, как правило, выдвигаются при построении радикально отличающихся теорий и выступают в качестве их исходных оснований, например, интерференция в оптике (Юнг), гипотеза квантов действия (Планк), постоянство скорости света в теории относительности (Эйнштейн).

Совокупность инвидов с их мемическимси системами образуют новый уровень (аналог генетической системы царства биологических систем). Данный уровень состоит из совокупности мемических систем инвидов, а также тех структур, которые переносят информацию данного уровня. Интеллектуальные системы с их мемотипами на данном уровне в теории труда называют ЦАКОСТНЫМИ. Цакостные интеллектуальные системы связаны с общими представлениями миропонимания. Таких интеллектуальных систем немного, но их влияние на всю нашу жизнь огромно. Именно эта причина заставляет лучшие умы человечества биться над фундаментальными проблемами. Подтверждением является тот факт, что большинство фундаментальных открытий делалось одновременно или почти одновременно несколькими учеными.

Совокупность цакостов с их мемическими системами образуют ИНТЕЛЛЕКТОСФЕРУ - высший уровень (аналог уровня: биосфера - для биологических систем; техносфера - для технических систем и т. д.). Интеллектосфера является обобщающим понятием и включает в себя все системы, обладающие интеллектом.

Интеллектуальные системы, как и любые другие системы, содержат в себе три обязательные субстанции: вещественную, энергетическую и

информационную. Интеллектуальные системы по сравнению с другими классами систем качественно по-другому используют информацию - это их отличительный признак. Интеллектуальные системы как информационные категории являются: информационно-воспроизводящими системами,

информационно-поглощающими системами, информационно-

порождающими системами. Последнее присуще только интеллектуальным системам.

Нередко понятие «интеллектосфера» подменяют понятием «мировое информационное поле». Но сама по себе информация не порождает другую информацию, для этого она должна быть включена составной субстанцией в материальную систему с определенным образом сформированными энергопотоками. Появление новой информации может быть связано только с системой, и управлять нужно и можно только деятельностью системы. Поэтому отрывать информацию и интеллект от системных построений невозможно и ошибочно. Эта атрибутика порождает новые эмерджентные свойства у интеллектуальных систем, совокупности которых целесообразно объединять в категории. Каждая категория представления интеллектуальных систем оперирует своим понятийным аппаратом, несет смысловую нагрузку и т. д.

В современной литературе интеллектуальные системы связывают с категорией, относящейся к научной их деятельности. Но при этом интеллектуальный продукт, как правило, отрывают от его производителя и частично - носителя. Такое рассмотрение интеллектуальных систем (по конечному результату их деятельности) правомочно, но оно не единственно. Поэтому далее интеллектуальные системы будут рассматриваться в других категориях, в частности, интеллектуальные системы, как информационные категории. Интеллектосфера - это особая, самоорганизующая и информационно порождающая система. Она строится на базе физических, биологических, социальных и технических систем. Возникновение интеллектосферы - третий колоссальный сдвиг в жизнедеятельности Земли (первый - появление жизни; второй - появление разума; третий -оформление интеллектосферы, как автономной системы на базе повсеместного интеллектуального труда). Зарождение интеллектосферы связано с большим количеством глобальных структурных сдвигов в биосфере. Главный сдвиг - структурный, связанный с превращением биологического вида HOMO SAPIENS в биологическое царство, которое называют КРЕАТОРНЫМ, исходя из его основной миссии в этом мире. Система образования может быть одним из главных участников этого вселенского процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1.Кирсанов К.А., Буянов В.П., Михайлов Л.М. Теория труда: Учебное пособие. / К.А.Кирсанов, В.П. Буянов, Л.М. Михайлов - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 416 с.

2.Кирсанов К. А., Киринюк А. А. Глобальные проблемы образования. В 2-х т. Т.1.- Национальный институт бизнеса. 2005. - 440 с.

3.Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. - М.: Просвещение - АО «Учеб. лит.», 1995.

- 304с.

4.Научно-технический потенциал: структура, динамика,

эффективность. Монография. Добров Г.М., Тонкарь В.Е., Савельев А.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.