Научная статья на тему 'Биологический, социальный и интеллектуальный потенциалы личности в различных парадигмах образования'

Биологический, социальный и интеллектуальный потенциалы личности в различных парадигмах образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПАРАДИГМА / ОБРАЗОВАНИЕ / БИОЛОГИЧЕСКИЙ / СОЦИАЛЬНЫЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирсанов К. А.

Обоснован переход к новой парадигме образования, базирующийся на качественно новой модели человека. Предложенная многоуровневая модель позволяет создать интегральное видение личности. Это радикально изменяет все представления о человеке, позволяя свести в единую картину биологический, социальный и интеллектуальный потенциалы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Биологический, социальный и интеллектуальный потенциалы личности в различных парадигмах образования»

Кирсанов К.А Профессор, д.э.н.

Биологический, социальный и интеллектуальный потенциалы личности в различных парадигмах образования

Аннотация: Обоснован переход к новой парадигме образования, базирующийся на качественно новой модели человека. Предложенная многоуровневая модель позволяет создать интегральное видение личности. Это радикально изменяет все представления о человеке, позволяя свести в единую картину биологический, социальный и интеллектуальный потенциалы.

Ключевые слова: личность, парадигма, образование,

биологический, социальный и интеллектуальный потенциалы.

При разграничении, пусть даже в самом общем виде, парадигмы образования на уходящую, доминирующую и нарождающуюся вольно или невольно затрагиваются целые пласты понятий, которые бытуют в современном обществе. Причем нередко эти понятия искажены, мифологизированы, конъюнктурно деформированы.

Во время перехода от одной парадигмы к другой происходит не просто смена вида деятельности, а, прежде всего, глобальная трансформация всего человеческого общества в рамках БИОСФЕРЫ к существованию в рамках НООСФЕРЫ. Если доминирующая и, тем более, уходящая парадигма связана с человеком - представителем биологического вида НОМО SAPIENS, то новая парадигма образования имеет дело с человеком - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ. Объектом интереса, изучения, анализа становиться не человек, рассматриваемый с позиций его физических возможностей (все современные теории образования в той или иной степени возводят этот атрибут в рамки доминанты), а интеллектуальная система, грешащая индивидуализмом и

субъективностью даже в обычных, бытовых ситуациях, не говоря уже о поле объективных глобальных преобразований.

Такие преобразования требуют пересмотра модели объекта изучения. Прежде всего, необходимо рассмотреть ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ПРИРОДУ человека. Многие мыслители в том или ином ключе работали над данной проблемой. Так, еще П. Тейяр де Шарден в своем знаменитом

труде «Феномен человека» писал: «Можно предсказать, что если мы идем к человеческой эре науки, то эта эра будет в высшей степени эрой науки о человеке - познающий человек заметит, наконец, что человек как «предмет познания» - это ключ ко всей науке о природе»[1].

Познающий человек, в понятии П. Тейяр де Шардена, обладает определенным потенциалом личности. Потенциал личности можно рассматривать через биологическую, социальную или интеллектуальную составляющую, причем каждая последующая составляющая поглощает по своему содержанию все предыдущие, т. е. интеллектуальный потенциал является более общим по отношению к социальному и биологическому.

Термин «потенциал» происходит от греческого языка и в переводе на русский означает «возможность». Его общенаучные употребления своими корнями уходят в философию Аристотеля. Он разделял бытие на

«потенциальное» и «актуальное».

В дальнейшем проблематикой отношения возможного и действительного в той или иной мере занимались П. Лаплас, И. Кант, Ф. Энгельс.

В ХХ веке и по настоящее время термин «потенциал» в различных сочетаниях с другими понятиями используется весьма широко. Общеизвестно, что наибольшего успеха в применении представлений, вытекающих из содержательной части данного понятия, добились естественные науки и, прежде всего, физика. В других областях научного знания потенциал используется в основном в качестве синонима ресурсов, например, «кадровый потенциал», «эстетический потенциал»,

«интеллектуальный потенциал», «трудовой потенциал», «поведенческий потенциал», «потенциал активации», «потенциал реакции».

Основоположником комплексного подхода к изучению человека, в работах которого потенциал служил для описания субъекта трудовой деятельности, был Б. Г. Ананьев. В качестве показателей по оценке потенциала личности он использовал представления о трудоспособности и работоспособности. Пожалуй, он первый подчеркивал особое место интеллекта в структуре потенциалов человеческого развития[2].

В узкопрагматическом плане потенциал личности является системой его возобновляемых ресурсов, которые проявляются в трудовых и в т. ч. образовательных процессах. Потенциал личности, как и любой другой потенциал, показывает состояние системы в данный конкретный момент и в связи с этим должен иметь некоторую численную оценку. Потенциал, с одной стороны, постоянно тратится, а с другой - возобновляется. В этом, прежде всего, проявляется его системное качество. Рассматривая биологическую составляющую потенциала личности, необходимо, прежде

всего, учитывать физико-химические реакции и процессы. В самом общем виде, потребленная пища и кислород, поглощаемый при дыхании, трансформируются и дают необходимую энергию организму. В этой связи требуется акцентировать внимание на различие физической и умственной составляющих труда. Физический труд имеет ограничения, связанные с законом сохранения энергии, что применимо и для умственного труда, но в другой постановке, о чем далее будет рассмотрено более подробно.

Возобновляемость осуществляется на базе самовоспроизводства, т. е. биологическая составляющая потенциала личности возобновляема и самовоспроизводима. Системы, обладающие такими свойствами, принято называть самовоспроизводящими. Чтобы воспроизводить себя в биологическом плане, система должна контролировать свои изменения при процессах возобновляемости и, следовательно, быть чувствительной к ним. Эти изменения затрагивают различные уровни потенциала изучаемого объекта (интеллектуальную систему).

Проблема выделения уровней потенциала изучаемого объекта (интеллектуальной системы) является центральной при анализе смены парадигм образования. При этом основополагающим моментом является проблема выбора основы разделения уровней. По этому поводу Юрий Дмитриевич Железнов пишет: «О том, что представляет собой человек как личность, мы судим по его деятельности, которая проявляется внешне в виде его поступков и высказываний, имеющих помимо чисто смыслового содержания еще и эмоциональную окраску. Поступки, высказывания, эмоции всегда имеют определенную адресацию, хотя не всегда эта адресация сразу понятна не только внешнему наблюдателю, но и самому человеку. Адресация связана с той или иной ПОТРЕБНОСТЬЮ человека в его общении с окружающей природой и социальной средой. Академик РАН П. В. Симонов разделил эти потребности НА ТРИ ГРУППЫ. По близкой к его классификации схеме определил, что человеческие потребности могут быть материальными, интеллектуальными и духовными». Ю. Д. Железновым предложено выделять три уровня хранения информации, которая формирует составляющие человеческих действий «в виде всплывающих с этих уровней компонент»[3].

Произведя модернизацию этой идеи в части видоизменения количества уровней потенциала личности, введя одновременно понятия «ПОДСОЗНАНИЕ» и «НАДСОЗНАНИЕ», которые являются составляющими БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО, К. А. Кирсанов предложил представлять модель составляющих потенциала интеллектуальной системы в виде двух взаимосвязанных пирамид [4].

Предложенная модель (см. рис. 1) является обобщением ряда ранее созданных моделей в персонологии и нацелена на изучение влияния смены

парадигм образования на изменения, происходящие в современном обществе.

Вершинами пересекающихся пирамид является составляющая «О», которая представляет собой сознательный уровень потенциала личности. Сознательный уровень связан с текущим моментом существования личности. Первоначально может показаться парадоксальным - это самая «маленькая» составляющая модели потенциала интеллектуальной системы.

Исследователей глобальных проблем образования, прежде всего, интересуют направления развития и реализации потенциала личности. Необходимо помнить, что развитие всегда (за исключением особых фаз) идет в трех направлениях. Первое направление связано с биологическим развитием или регрессом (регресс в данной модели понимается как развитие с отрицательным знаком); второе направление связано с социальным развитием/регрессом, причем в одних направлениях идет развитие, а в других может идти регресс; третье - с интеллектуальным. Это триединство и определяет трудовой и в т. ч. образовательный потенциал личности.

Очевидно, что базовым и наиболее фундаментальным направлением развития интеллектуальной системы является биологическое направление. Этот уровень занимает краеугольное положение, поскольку изначально служит основой других направлений развития. Такой способ реализации потенциала присущ всей живой природе, всем биологическим царствам (в биологии их выделяют четыре: царство микробов, царство грибов, царство растений и царство животных - человек в доминирующей парадигме образования относится к царству животных) и в совокупности определяет процессы в биосфере.

Рис. 1. Модель потенциала интеллектуальной системы (личности, субъекта труда, участника образовательных процессов и т.

п)

О - сознательный уровень (текущий момент)

Б - онтогенезный уровень (опыт личности)

Г - видовой уровень (опыт НОМО SAPIENS)

Д - царственный уровень (опыт ЦАРСТВА ЖИВОТНЫХ)

К - нижнебазальтовый уровень (физико-химические реакции и процессы принадлежащие биосистемам, включенным в биогеоценозы)

О

31 - коллективный уровень (опыт эргатической системы)

Л - общечеловеческий уровень (текущий опыт человечества)

Ц - ноосферный уровень (исторический опыт человечества)

Л - верхнебазальтовый уровень (планетарный, звездногалактические реакции и процессы, влияющие на субъект труда).

В биологических представлениях источник развития человека связан с развитием физического тела и психики. Акцент на формирование физического тела Человека делается в самый первый период его жизни, во время пренатального развития (вопросы формирования интеллекта на этой стадии и как это связано с образовательными процессами - одна из глобальных проблем современной науки и как следствие - системы образования). Непосредственным источником роста организма в этот период является обмен веществами и энергией с матерью. Биологическая составляющая потенциала личности проявляется в виде определенной направленности этого обмена, в основе значительной детерминации которого лежит его генетический код. Специфика этого периода связана со значительной стабильностью и благоприятностью условий для роста. Период завершается рождением, с которого, при первом приближении, начинается развитие других составляющих потенциала личности. Другими словами, самовоспроизводящая система (в данном случае - это чисто биологическая система) находится в постоянном ИЗМЕНЕНИИ.

Эти изменения относятся ко всем уровням модели составляющих потенциала интеллектуальной системы, причем часть из происходящих изменений системы контролирует в автоматическом или неавтоматическом режиме (пока роли не играет). Однако контроль над своими изменениями самовоспроизводящая система может осуществлять лишь в том случае, когда она находится в ТЕРМОДИНАМИЧЕСКОМ НЕРАВНОВЕСНОМ СОСТОЯНИИ, обладает степенями свободы на всех качественных уровнях своей организации.

Пусть известно множество показателей, к изменению которых чувствительна система.

{ Ш

П1; П2; ... ; П1; ... Пп = П1

где П1; П2; . ; Пц . Пп - соответственно первый, второй, ... , 1-й, ... и п-й показатель самовоспроизводящейся системы.

Часть этих показателей может быть количественной, а часть -неколичественной. Для простоты и строгости изложения будем считать, что все неколичественные показатели можно особыми процедурами перевести в количественные.

При описании показателей необходимо понимать, что все они связаны с определенным уровнем (уровнями) субъективности-объективности. Если используется предложенная модель (рис. 2.2.1), то таких уровней девять.

Основным (вершинным, отправным, текущим и т. д.) является сознательный уровень, обозначенный «О». Вниз от данного уровня идут уровни подсознания, а вверх - уровни надсознания.

В самом простейшем виде уровни бессознательного связаны с психофизическими (генетическо-филогенезными) процессами и их константами, а уровни надсознания - с культурно-цивилизационной (мемическо-исторической) средой, в которой действует

самовоспроизводящая система.

Особенностью предложенной модели является то, что совокупность надсознательных уровней является зеркальным отражением подсознательных уровней и обозначения

9 J Чг1 )1

Эти символы - соответствующие перевернутые зеркальные отражения уровней Б, Г, Д и К, причем уровень К соединен со своим зеркальным отражением, что в рамка предложенной модели означает системное единство верхне- и нижнебазальтовых уровней потенциала личности.

Непосредственно за сознательным уровнем вниз расположен онтогенезный уровень, включающий в себя весь опыт личности. При этом необходимо помнить, что так называемая «область предсознательного», по топологической модели З. Фрейда, иногда в психологии называемая «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может быть восстановлен для сознательного использования, является по модели (рис. 1) ничем иным, как онтогенезным уровнем. Психологи рассматривают предсознательное как мост между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.

Для теории образования, прежде всего, важна объективная составляющая действий личности, т. е. какая величина потенциала личности присуща всем другим людям (широко-инфраструктурная постановка вопроса) или какие части потенциала личности равнозначны при выполнении определенных профессиональных действий (узкопрагматическая постановка вопроса). Одновременно необходимо рассматривать неоднозначность в подходах при исследовании личности в

персонологии (сейчас принято говорить психологии, что неверно принципиально) и теории образования. Теория образования, прежде всего, интересуются проблемами управляемости, причем нередко в концепциях детерминизма (такая постановка для нарождающейся парадигмы образования деструктивна). Персонологов же, прежде всего, интересуют причины отклонения от однозначности поведения личности в ответ на определенные внешние воздействия (причем в этом случае возникает большая проблема определения «однозначного поведения»). Изложенное позволяет предложить «поля интересов» теории образования и персонологии. Персонологов больше интересует субъективная составляющая с акцентированием внимания на проблемы неуправляемости действиями личности. Другими словами, главной концепцией персонологии и строящихся на ее базе теорий личности является концепция ПЕРСОНОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ (чаще употребляется понятие «психического здоровья»).

Теории личности решают вопрос, что именно входит в понятие ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. Каждый персонолог в той или иной мере уделяет внимание вопросу, почему некоторые индивиды демонстрируют патологические или неадекватные стили поведения? В то же время теория образования решает, как использовать личность для РЕШЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЗАДАЧ при условии наличия ЗДОРОВЬЯ У РАССМАТРИВАЕМОЙ ЛИЧНОСТИ.

Естественно, что у теории образования и теорий личности имеется обширная область общих интересов. Более детальный анализ показывает, что эта область связана с интеллектуальным трудом (со стороны теории образования и теории труда) и персонологией интеллекта (со стороны теорий личности).

Самая глубокая и наиболее обширная область подсознания связана с хранилищем инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, идущие из глубины веков: от опыта становления и развития вида Homo Sapiens - уровень Г; от опыта становления и развития царственного уровня (царство животных) - уровень Д; от опыта становления и развития всего живого и умения вписываться в изменяющиеся биогеоценозы - уровень К.

Все три уровня образуют системную целостность, которая в определенной мере может быть соотнесена с определенными показателями. Все показатели, связанные с этими уровнями, характеризуются порогом чувствительности системы к его изменениям, а также диапазоном допустимых изменений. Будем обозначать порог чувствительности через 5, а диапазон допустимых изменений через А. Тогда для выделенного ряда показателей имеем (преобразованная зависимость представленная ранее.):

При выходе значения показателя ГИ за пределы ДГП система теряет свои определенные способности, например к самовоспроизводству, передвижению, а в отдельных случаях и жизнедеятельности (смерть системы - самый, как правило, нежелательный исход изменения показателя). Что касается порогов 5ГП чувствительности системы к изменениям показателей, то они играют роль фильтров в механизме взаимодействия между уровнями ее временной организации.

Отношение ДП/бП (5ГП/ДГП) определяет число различимых системой значений показателя И, так называемую его шкалу.

Уровень сознания «общается» не только с собственными структурами (идущие вниз уровни), но соотносится с внешним миром, который структурирован в модели также на четыре уровня. Уровень, идущий вверх от уровня «О», и являющийся зеркальным отражением уровня «Б», связан с непосредственными впечатлениями от окружающей среды в пределах достигаемости внимания личности (рис. 1). Этот уровень во многом связан с коллективом, в котором находится личность. Личность, являющаяся результатом внутриутробного развития и представляющая собой замкнутую и устойчивую, способную к самостоятельной ассимиляции внешней энергии и вещества, систему, имеет определенную совокупность ценностей, с развитием норм и этических представлений, разумно совместимых с теми, что приняты в окружающем коллективе. Человек не рождается социализированной личностью. Данный процесс происходит на протяжении всей жизни. При этом с момента рождения внешние условия перестают быть однозначно стабильными и благоприятными, что влечет изменения основ формирования потенциала личности. Из генетической она постепенно трансформируется в социальную и креативную. Это означает, что хотя генетическая основа формирования телесного облика человека и во многом его развития продолжает сохраняться, основой формирования становится внешняя среда.

Внешняя среда согласно принятой модели делится на:

- ближнюю - коллективный уровень, обычно описываемый персонологами и предполагающий воздействие на потенциал личности. Свойства потенциала личности - черты в персонологии, образующие сложные иерархические системы, что было рассмотрено в 2.1. В

настоящий период не существует единого взгляда на то, какие свойства личности необходимо включать для определения потенциала.

- дальнюю - общечеловеческий уровень (обозначен ), ноосферный уровень (обозначен Чг1 ) и верхнебазальтовый уровень (обозначен || ). Все три уровня, определяющие потенциал личности, образуют системную целостность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1972.

2. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. М., 1996. С. 375.

3. Железнов Ю. Д. Природа человека и общества. Введение в экологофилософскую антропологию: Учеб. пособие. М.: Изд-во МНЭПУ, 1996. С. 30.

4. Кирсанов К. А., Буянов В. П., Михайлов Л. М. Теория труда. М.: Экзамен, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.