ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Статья / Article
УДК / UDC 159.922.73-053.6 DOI 10.35231/18186653_2021_2_10
Интеллектуальные особенности обучающихся младшего подросткового возраста с различным уровнем лингвистической подготовки
И. А. Куницына1, С. Ш. Флит2, Е. Н. Яхудина1
1 Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация
2МБОУ «Гимназия» г. Выборг, Санкт-Петербург, Российская Федерация
Введение. Исследование посвящено интеллектуальным особенностям обучающихся младшего подросткового возраста с разным уровнем лингвистической подготовки. Результаты, представленные в статье, позволяют уточнить данные о взаимосвязи уровня развития познавательных психических процессов и лингвистической подготовки.
Материалы и методы. Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методики: «Память на числа», «Интеллектуальная лабильность», методика Мюнстерберга, методика «Корректурная проба» (Буквенный вариант), тест исследования интеллекта Р. Амтхауэра.
Результаты исследования. Проведенный сравнительный анализ позволил выявить различия значений показателей познавательных психических процессов у обучающихся младшего подросткового возраста с разным уровнем лингвистической подготовки. Результаты корреляционного анализа зафиксировали корреляционные связи только в выборках обучающихся со средним уровнем лингвистической подготовки, тогда как в выборках с низким и высоким уровнем лингвистической подготовки такая связь не выявлена.
Обсуждение и выводы. Проведенный анализ выявил, что значения показателя памяти на числа и избирательности внимания существенно выше у обучающихся с высоким уровнем лингвистической подготовки по английскому языку по сравнению с одноклассниками со средним и низким уровнем.
© Куницына И. А., Флит С. Ш., Яхудина Е. Н., 2021
10
Значения показателя концентрации и переключаемости внимания (интеллектуальной лабильности) существенно выше у обучающихся с высоким и средним уровнем лингвистической подготовки по английскому языку по сравнению с одноклассниками с низким уровнем.
Ключевые слова: интеллектуальные особенности, познавательные психические процессы, лингвистическая подготовка, младший подростковый возраст.
Для цитирования: Куницына И. А., Флит С. Ш., Яхудина Е. Н. Интеллектуальные особенности обучающихся подросткового возраста с различным уровнем лингвистической подготовки // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. - 2021. - № 2. - С. 10-24. DOI 10.35231/18186653_2021_2_10
Intellectual characteristics of adolescent students with different levels of linguistic training
Irina A. Kunitsyna1, Semen SH. Flit2, Elena N. Yahudina1
1Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation
2MBOU "Gymnasium" Vyborg, Saint Petersburg, Russian Federation
Introduction. The study is devoted to the intellectual characteristics of students of early adolescence with different levels of linguistic training. The results presented in the article allow us to clarify the data on the relationship between the level of development of cognitive mental processes and linguistic training.
Materials and methods. To solve the tasks set in the study, the following methods were used: the method "Memory for numbers", the method "Intellectual lability", the method of Munsterberg, the method" Proof-reading test" (Letter version), the test of intelligence research by R. Amthauer.
The results of the study. The comparative analysis made it possible to identify differences in the values of indicators of cognitive mental processes in students of younger adolescence with different levels of linguistic training. The results of the correlation analysis recorded correlations only in the samples of students with an average level of linguistic training, while in the samples with a low and high level of linguistic training, such a relationship was not revealed.
Discussion and conclusions. The analysis revealed that the values of the index of memory for numbers and the selectivity of attention are significantly higher in students with a high level of linguistic training in English compared to classmates with medium and low levels.
The values of the index of concentration and attention switching (intellectual lability) are significantly higher in students with a high and average level of linguistic training in English compared to classmates with a low level.
Key words: intellectual features, cognitive mental processes, linguistic training, early adolescence.
For citation: Kunitsyna, I. A., Flit, S. Sh., Yakhudina, E. N. (2021) Intellektual'ny'e osobennosti obuchayushhixsya podrostkovogo vozrasta s razlichny'm urovnem lingvistich-eskoj podgotovki [Intellectual characteristics of adolescent students with different levels of linguistic training]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta imeni A.S. Push-kina - Pushkin Leningrad State University Journal. No 2. рр. 10-24. DOI 10.35231/18186653_2021_2_10 (In Russian).
Введение
Изучение интеллектуальных особенностей обучающихся младшего подросткового возраста и их взаимосвязь с уровнем лингвистической подготовки по английскому языку имеет особую актуальность на сегодняшний день. Освещенность данной проблемы относительно невелика в научной литературе. Школьные учителя английского языка постоянно сталкиваются с ситуациями, в которых результат их педагогической деятельности, успеваемость или неуспеваемость обучающихся различны. При одинаковых исходных условиях обучения это обусловлено социальными, физиологическими и психологическими факторами.
Цель исследования: выявление интеллектуальных особенностей обучающихся подросткового возраста с разным уровнем лингвистической подготовки по английскому языку.
Для достижения цели исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Сравнить значения показателей познавательных психических процессов и интеллектуальных характеристик у обучающихся подросткового возраста с разным уровнем лингвистической подготовки по английскому языку.
2. Проанализировать взаимосвязь значений показателей интеллектуальных характеристик и лингвистической подготовки по английскому языку у обучающихся подросткового возраста.
Объектом исследования выступили обучающиеся младшего подросткового возраста (7 кл.).
Гипотезой исследования являлось предположение о том, что:
1) существуют различия отдельных интеллектуальных характеристик у обучающихся подросткового возраста с разным уровнем лингвистической подготовки по английскому языку;
2) существует взаимосвязь значений показателей интеллектуальных характеристик и лингвистической подготовки по английскому языку у обучающихся подросткового возраста.
Обзор литературы
В зарубежной психологии подростковый возраст охватывает период с 11 до 19 лет1. В отечественной психологии не наблюдается столь однозначного единства. Значительная часть ученых выделяют подростковый и юношеский возраст, который в свою очередь делится на ранний юношеский и поздний юношеский. Другие исследователи объединяют подростковый и ранний юношеский возраст в одну возрастную эпоху подростничества, рассматривая указанные периоды как две фазы одной эпохи. По А. Реану, первый период - подростковый возраст (11-15 лет) и второй - юность (16-19). Подобное разделение в значительной степени объясняется особенностями не только физического, но и умственного развития [3; 6].
В этом возрасте на первый план выходит общение со сверстником. Именно в общении формируются основные новообразования: возникновения самосознания, переосмысление ценностей, усвоение социальных норм. В этом возрастном периоде оценка сверстника становится важнее оценки учителей и родителей [2; 4]. Повышаются требования как в школе, так и в семье. Однако часто подросток продолжает восприниматься в семье как ребёнок. От этого многие конфликты. У подростка возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым2.
1 Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста / Филип Райс, Ким Долджин; пер. с англ. под науч. ред. Е. И. Николаевой. 12-е изд. СПб.: Питер, 2010. 812 с.
2 Реан А.А. Психология человека: от рождения до смерти. М.: АСТ, 2015. 656 с.
Э. Эриксон предложил периодизацию, включающую восемь стадий, охватывающих весь жизненный цикл человека. Юность Э. Эриксон связывает кризисом идентичности. Он считает, что в период отрочества в поиске своей идентичности некоторые подростки должны заново попытаться разрешить кризисы предшествующих стадий. Если по каким-либо причинам молодой человек не смог обрести идентичность, то возникает (по Эриксону) «спутанная идентичность» или «диффузная идентичность» [8].
Главная особенность подросткового возраста - глубокие качественные преобразования, затрагивающие все стороны развития ребенка, в том числе когнитивную сферу.
При исследовании познавательных психических процессов подростков стоит отметить, что восприятие в подростковом возрасте изменяется в сторону избирательности, целенаправленности и анализа. На данном этапе оно более содержательно, последовательно и планомерно, что способствует более тонкому анализу воспринимаемых объектов1.
Внимание подростка определяется увеличением объема и специфической избирательностью. Оно становится все более произвольным и подчиненным собственному контролю. Подросток становится способным сохранять длительное время такие модальности внимания, как устойчивость, концентрация, переключаемость и высокая интенсивность. «Внимание подростка становится хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью (в случае послепроизволь-ного внимания)»2.
Процессы памяти характеризуются избирательностью в подростковом возрасте. Происходит увеличение объема памяти, в основном с помощью логического осмысления материала. Увеличение полноты, системности и точности воспроизводимого материала происходит за счет опоры на смысловые связи. Именно в подростковом возрасте становится доступным запоминание абстрактного стимульного материала.
1 Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / под ред. Г.В. Бурменской. М.: МПСИ, 2004. 386 с.
2 Кон И. С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // Хрестоматия по возрастной психологии. М.: МПСИ, 1996. 483 с.
Также существенные сдвиги происходят в интеллектуальной сфере подростков. Главной характеристикой процесса мышления является наращивание с каждым годом способности к абстрактному типу мышлению и уход от конкретно-образного типа. «Важная особенность этого возраста - формирование активного, самостоятельного мышления»1.
Постоянное изменение характера учебной деятельности предъявляет требования и к организации умственной деятельности. Новообразованием возраста является способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений действительности. Под влиянием обучения мышление, внимание и память постепенно обретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов [2].
Таким образом, развитие когнитивных функций в подростковом возрасте достигает высокого уровня.
В рамках исследования рассматриваются интеллектуальные особенности обучающихся подросткового возраста с разным уровнем лингвистической подготовки. По мнению Кондратенко Т.Л., лингвистическая подготовка предполагает целенаправленное педагогическое взаимодействие и сотрудничество педагогов с обучаемыми, имеющее целью поэтапное формирование языковой личности, для которой характерен определенный уровень сформированности компетенций (лингвистической, языковой, коммуникативной, этнокультуроведческой и интеркультурной), в зависимости от изучаемого языка (родного или иностранного) и возрастного этапа, а также мотивации к изучению языков и совершенствованию в различных видах речевой деятельности [5].
Лингвистическая подготовка обучающихся - это процесс совершенствования лингвистических знаний школьников в условиях современной языковой ситуации, а также результат такого действия. Целью лингвистической подготовки является овладение обучающимися языковой деятельностью. На уроках иностранного языка осуществляется формирование знаний, умений и навыков, необходимых для иноязычной языковой деятельности. Следовательно, оценка учебной успеваемости обучающихся по английскому языку, т. е. выявление уровня знаний, умений и навыков, является показателем их лингвистической подготовки.
1 Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. Книга для психологов, педагогов, родителей. 2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2008. 283 с.
Среди основных психологических аспектов изучения английского языка наиболее важными представляются следующие:
1) мотивация и интерес к изучению языка;
2) способности к изучению языка;
3) соотношение языка и речи при изучении;
4) языковой барьер.
Мотивационный аспект выделяется как основной. Сложно добиться хорошего результата, когда подросток занимается через силу или вообще не желает учить язык. Психологический компонент тесно переплетается с важнейшим компонентом методическим, а именно с вопросами содержания обучения английскому, которое должно отбираться в соответствии с интересами и возрастными особенностями учащихся для поддержания высокого уровня мотивации [7].
Способности определяют успешность получения человеком знаний, умений и навыков; сами же они к их наличию не сводятся. В случае с изучением английского следует говорить о лингвистических знаниях и о речевых умениях и навыках в четырёх видах речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.
Речевая практика необходима для преодоления языкового или коммуникативного барьера, т. е. психологической боязни говорить на английском языке.1
Психологические аспекты обучения языку определяют не только цели и задачи преподавания, мотивацию, интерес обучающихся, но и сами методы и подходы к обучению, ввиду чего невозможно недооценивать важность психологического компонента в данном учебном процессе [1].
Материалы и методы
Исследование проводилось на базе МБОУ «Гимназия» в течение 2020-21 учебного года.
В исследовании принимали участие 45 обучающихся подросткового возраста в возрасте от 12 до 13 лет, из них 29 девочек и 16 мальчиков.
Для решения поставленных задач и в соответствии с методологическими принципами исследования был использован следующий инструментарий:
1 Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2008. 336 с.
методика «Память на числа»,
методика «Интеллектуальная лабильность»,
методика Мюнстерберга,
методика «Корректурная проба» (Буквенный вариант), тест исследования интеллекта Р. Амтхауэра.
Для проверки достоверности различий между показателями групп исследования был использован и-критерий Манна-Уитни. Для выявления взаимосвязи между исследуемыми характеристиками использовались коэффициенты корреляции Гху- Пирсона и Гэ- Спирмена.
Результаты
Для разделения обучающихся по уровням лингвистической подготовки были проанализированы итоговые данные за первую четверть седьмого класса. Учащиеся с показателем 3,5 и ниже относятся к группе с низким уровнем лингвистической подготовки, с показателем от 3,6 до 4,7 - к группе со средним уровнем и с показателем 4,7 и выше - к группе с высоким уровнем лингвистической подготовки (табл. 1).
Таблица 1
Уровень лингвистической подготовки по английскому языку
Уровень лингвистической подготовки за 1 четверть (7 класс) Всего %
Низкий (2,5-3,5) 10 23
Средний (3,6-4,7) 28 62
Высокий (4,7-5,0) 7 15
Всего 45 100
Таким образом, по результатам диагностики уровня лингвистической подготовки обучающиеся были разделены на три группы. Группа с высоким уровнем состояла из 7 учеников, со средним уровнем - из 28 и с низким уровнем подготовки - из 10 обучающихся.
Для диагностики памяти школьников использовалась методика «Память на числа». Были выявлены существенные различия значений показателя памяти при сравнении школьников с высоким и низким уровнем лингвистической подготовки, а также с высоким и средним уровнем. Обучающиеся с высоким уровнем лингвистической подготовки по английскому языку обладают существенно более высоким уровнем памяти на числа, чем их одноклассники со средним и низким уровнем (рис. 1).
Рис. 1. Сравнение средних значений показателя памяти на числа у обучающихся с разным уровнем лингвистической подготовки по английскому языку
При этом значения показателя памяти существенно не различаются у школьников со средним и низким уровнем лингвистической подготовки по английскому языку.
Следовательно, способность запоминать числа как абстрактный материал играет важное значение при изучении иностранного языка и в частности, при запоминании зрительного образа слов, состоящих из отдельных букв-символов.
С целью диагностики переключаемости внимания была использована методика «Интеллектуальная лабильность». В ходе сравнительного анализа были выявлены существенные различия значений показателя интеллектуальной лабильности в выборках школьников с высоким и низким уровнями лингвистической подготовки, а также со средним и низким уровнями. Обучающиеся с высоким и средним уровнем лингвистической подготовки по английскому языку обладают существенно более высоким уровнем интеллектуальной лабильности, чем их одноклассники с низким уровнем (рис. 2).
При этом значения показателя интеллектуальной лабильности существенно не различаются у школьников со средним и высоким уровнями лингвистической подготовки по английскому языку.
Следовательно, способность быстро переключать внимание, переходить от решения одной задачи к другой без допущения ошибок играет важное значение при изучении иностранного языка.
12
0
высокий
средний
низкий
Уровень лингвистической подготовки по английскому языку
Рис. 2. Сравнение средних значений показателя интеллектуальной лабильности у обучающихся с разным уровнем лингвистической подготовки по английскому языку
Изучение избирательности внимания осуществлялось с помощью методики Мюнстерберга. Были выявлены различия значений данного показателя при сравнении школьников с высоким, средним и низким уровнем лингвистической подготовки. Обучающиеся с высоким уровнем лингвистической подготовки по английскому языку обладают существенно более высоким уровнем внимания, чем их одноклассники со средним и низким уровнем (рис. 3).
Следовательно, способность настроить внимание, при наличии помех, на восприятие информации без допущения ошибок играет важное значение при изучении иностранного языка.
Рис. 3. Сравнение средних значений показателя избирательности внимания у обучающихся с разным уровнем лингвистической подготовки по английскому языку
высокий
средний
низкий
Уровень лингвистической подготовки по английскому языку
С целью диагностики концентрации внимания использовалась методика «Корректурная проба». Учитывалось количество допущенных ошибок. Были выявлены существенные различия значений данного показателя при сравнении школьников с высоким и низким уровнем лингвистической подготовки. Обучающиеся с высоким уровнем лингвистической подготовки по английскому языку по сравнению с одноклассниками с низким уровнем допускают меньшее количество ошибок, а следовательно, обладают существенно более высоким уровнем концентрации внимания (рис. 4).
50
45
40
ы
л л 35
а
ю 30
ф
и н 25
е
ч 20
а
н
з
id 15
и
10
5
0
15,29
46,2
высоким средним низким
Уровень лингвистическом подготовки по английскому языку
5
Рис. 4. Сравнение средних значений показателя концентрации внимания у обучающихся с разным уровнем лингвистической подготовки по английскому языку
При этом не выявлены существенные различия при сравнении значения показателя количества ошибок в работе у школьников со средним и низким уровнем, а также высоким и средним уровнем лингвистической подготовки по английскому языку. Следовательно, способность концентрировать внимание на восприятии информации без допущения ошибок играет важное значение при изучении иностранного языка.
По результатам диагностики с помощью методики Р. Амтхауэра выявлено, что обучающиеся подросткового возраста с высоким уровнем лингвистической подготовки по английскому языку отличаются от сверстников со средним уровнем только более высокими значениями показателя способности к абстрагированию, а именно способности выявлять «лишнее» слово, непохожее на все остальные (субтест 2). По остальным восьми показателям значимые различия выявлены не были. Следовательно, обучающиеся со средним уровнем лингвистической подготовки по английскому языку по сравнению со школьниками с низким уровнем обладают существенно более высокими значениями вербального, счетно-математического и мнемического факторов.
Для выявления взаимосвязи значений показателей лингвистической подготовки и интеллектуальных характеристик у обучающихся подросткового возраста был проведен корреляционный анализ.
Сначала был проведен корреляционный анализ во всей выборке в целом с использованием гху - Пирсона (табл. 2). Было выявлено, что у обучающихся подросткового возраста значения показателя лингвистической подготовки по английскому языку коррелируют с такими интеллектуальными характеристиками, как:
1) избирательность и концентрация внимания (методика Мюнстер-берга);
2) кратковременная зрительная память, её объем и точность (методика «Память на числа»);
3) лабильность, умение быстро переключать внимание с решения одних задач на другие (методика «Интеллектуальная лабильность»);
4) устойчивость и концентрация произвольного внимания (методика «Корректурная проба»);
5) индуктивное мышление, чутьё языка (субтест 1, методика Р. Амт-хауэра);
6) способность к абстрагированию, оперированию вербальными понятиями (субтест 2, методика Р. Амтхауэра);
7) способность выносить суждение (субтест 4, методика Р. Амтхау-эра);
8) практическое математическое мышление (субтест 5, методика Р. Амтхауэра);
10) пространственное воображение, аналитико-синтетическое мышление (субтест 6, методика Р. Амтхауэра);
11) память, мнемические способности, запоминание и логическое осмысленное воспроизведение (субтест 9, методика Р. Амтхауэра).
Таблица 2
Результаты корреляционного анализа значений показателей лингвистической подготовки и интеллектуальных характеристик у обучающихся подросткового возраста
Название методик Эмпирическое значение коэффициента корреляции
Методика Мюнстерберга 0,642, p<0,001
Методика «Память на числа» 0,438, p<0,01
Методика «Интеллектуальная лабильность», ошибки -0,569, p<0,001
Методика «Корректурная проба», ошибки -0,372, p<0,05
Тест Р. Амтхауэра, 1 субтест 0,368, p<0,05
Тест Р. Амтхауэра, 2 субтест 0,603, p<0,001
Тест Р. Амтхауэра, 4 субтест 0,569, p<0,001
Тест Р. Амтхауэра, 5 субтест 0,358, p<0,05
Тест Р. Амтхауэра, 6 субтест 0,523, p<0,001
Тест Р. Амтхауэра, 9 субтест 0,490, p<0,01
Тест Р. Амтхауэра, сумма 0,637, p<0,001
Следовательно, значения показателя лингвистической подготовки связаны с вербальным, математическим и мнемическим факторами, писанными Р. Амтхауэром. С пространственным фактором (субтесты 7 и 8) значимая связь отсутствует, что представляется очевидным (табл. 2).
Ясюкова Л.А. указывает на то, что успешность выполнения заданий 3 субтеста Аналогии является показателем способности к обучению. Однако в данном исследовании значимая связь этого показателя и лингвистической подготовки не выявлена. Способность устанавливать аналогии предполагает необходимость соотносить понятия (часть, целое, причина, следствие и т.д.). При изучении английского языка в школе наиболее важно наличие способности запоминать слова на иностранном языке, воспроизводить и узнавать их, конструировать фразы по образцу.
Обсуждение и выводы
При сравнении значений показателей познавательных психических процессов у обучающихся подросткового возраста с разным уровнем лингвистической подготовки выявлено, что значения показателя памяти на числа и избирательности внимания существенно выше у обучающихся с высоким уровнем лингвистической подготовки по английскому языку по сравнению с одноклассниками со средним и низким уровнями.
Значения показателя концентрации и переключаемости внимания (интеллектуальной лабильности) существенно выше у обучающихся с высоким и средним уровнем лингвистической подготовки по английскому языку по сравнению с одноклассниками с низким уровнем.
Взаимосвязь значений показателей интеллектуальных характеристик и лингвистической подготовки по английскому языку у обучающихся подросткового возраста была проанализирована с помощью метода корреляционного анализа. Было обнаружено, что корреляционные связи проявляются только в выборках обучающихся со средним уровнем лингвистической подготовки. А в выборках с низким и высоким уровнем лингвистической подготовки такая связь не выявлена.
Значимая положительная корреляционная связь существует между обучающимися со средним уровнем лингвистической подготовки по английскому языку и значениями показателей избирательности и концентрации внимания, кратковременной зрительной памятью, её объемом и точностью, индуктивным мышлением, способностью выносить суждение, практическим математическим мышлением, комбинаторными способностями.
Отрицательная значимая корреляционная связь существует между обучающимися со средним уровнем лингвистической подготовки по английскому языку и значениями показателей способности быстрого переключения внимания, т. е. интеллектуальной лабильности.
Таким образом, выявленные различия значений показателей интеллектуальных особенностей в группах обучающихся с разным уровнем лингвистической подготовки позволяют разработать практические рекомендации для диагностической и развивающей работы психолога с подростками.
Список литературы
1. Алешинская Е.В. К вопросу о психологических аспектах изучения английского языка // Litera. - 2014. - № 4. - С. 119-139.
2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: [в 2 томах]. - М.: Педагогика, 1979. - 420 с.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - 2-е изд. -М.: Мысль, 2014. - 313 с.
4. Выготский Л.С. Педология подростка. Психологическое и социальное развитие ребенка. - СПб.: Питер, 2021. - 224 с.
5. Кондратенко Т.Л. Сущностные характеристики понятия «лингвистическая подготовка» и его интерпретация в современной парадигме языкознания / // Язык, речь, общение в контексте диалога языков и культур: сб. науч. тр. / Белорус. гос. ун-т.; ред-кол.: О.И. Уланович (отв. ред.) - Минск: Изд. центр БГУ, 2012. - С. 116-124.
6. Неустроева О.В. Психологическая характеристика подросткового возраста в концепциях Д. Б. Эльконина и Д. И. Фельдштейна // Europeanresearch. - 2015. - №6 (7).
7. Флеров О.В. Блог как средство обучения английскому языку // Педагогика и просвещение. - 2014. - № 4. - С. 66-73.
8. Эриксон Э. Х. Идентичность: юность и кризис: учеб. пособие / пер. с англ. [Андреева А.Д. и др.] общ. ред. и предисл. д-ра психол. наук. А.В. Толстых. - 2-е изд. -М.: Флинта, 2006. - 341 с.
References
1. Aleshinskaya, E. V. (2014) K voprosu o psihologicheskich aspektach izucheniya an-glijskogo yazyka [To the question about the psychological aspects of learning the English language]. Litera - Litera. No.4. рр. 119-139. (In Russian).
2. Blonskij, P. P. (1976) Izbrannye pedagogicheskie I psihologicheskie sochinenij [Selected pedagogical and psychological essays]. Мoscow: Pedagogy. 420 p. (In Russian).
3. Bozovich, L. I. (2014) Lichnost i ee formirovanie v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. Мoscow: Thought. 313p. (In Russian).
4. Vygotskij, L. S. (2021) Pedologiya podrostka. Psihologicheskoye i sochialnoe razvi-tie rebenka [Pedology of a teenager. Psychological and social development of the child]. Saint-Petersburg: Peter. (In Russian).
5. Kondratenko T. L. (2012) Sushchnostnye kharakteristiki ponyatiya «lingvistich-eskaya podgotovkA» i ego interpretaciya v sovremennoj paradigme yazykoznaniya [Essential characteristics of the concept of "linguistic training" and its interpretation in the modern paradigm of linguistics]. Yazyk, rech', obshchenie v kontekste dialoga yazykov i kul'tur -Language, speech, communication in the context of the dialogue of languages and cultures. Minsk: BSU Publishing Center. рр. 116-124. (In Russian).
6. Neustroeva, O. V. (2015) Psikhologicheskaya kharakteristika podrostkovogo voz-rasta v koncepciyakh D. B. Ehl'konina i D. I. Fel'dshtejna [Psychological characteristics of adolescence in the concepts of D. B. Elkonin and D. I. Feldstein]. Europeanresearch - Eu-ropeanresearch. No. 6(7). (In Russian).
7. Flerov, O.V. (2014) Blog kak sredstvo obucheniya anglijskomu yazyku [Blog as a means of teaching English]. Pedagogika i prosveshchenie - Pedagogy and education. No. 4. рр. 116-124. (In Russian).
8. Ehrikson, EH. KH. (2006) Identichnost': yunost' i krizis [Identity: youth and crisis]. Moscow: Flinta. (In Russian).
Вклад соавторов
Куницына И.А., Яхудина Е.Н.: концепция и дизайн исследования; Флит С.Ш.: сбор и анализ материала, статистическая обработка данных.
Co-authors' contribution
Kunitsyna I., Yahudina E: concept and design of research; Flit S.: collection and analysis of material, statistical processing of data.
Об авторах
Куницына Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Флит Семен Шулимович, учитель английского языка, МБОУ «Гимназия» г. Выборг, Санкт-Петербург, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Яхудина Елена Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация, ORCID ID: 0000-0003-2025-8714, e-mail: [email protected]
About the authors
Irina A. Kunitsyna, Cand. Sci. (Psychol.), Associate Professor, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Semen Sh. Flit, English teacher, MBOU "Gymnasium" Vyborg, Saint Petersburg, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Elena N. Yahudina, Cand. Sci. (Psychol.), Associate Professor, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation, 0000-0003-2025-8714, e-mail: [email protected]
Поступила в редакцию: 20.04.2021 Received: 20 Apr. 2021
Принята к публикации: 14.05.2021 Accepted: 14 May 2021
Опубликована: 30.06.2021 Published: 30 June 2021