УДК 378.14
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ В ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Иванова Оксана Михайловна, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования Уфимского государственного университета экономики и сервиса; ул. Достоевского,100-88, г. Уфа, 450000; е-шаД: [email protected] Билалова Лариса Михайловна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социально-экономических наук Бирского филиала Башкирского государственного университета; ул. Красноармейская, 59-4, г. Бирск, 452450; е-шаД: [email protected]
АННОТАЦИЯ
Исследуется значимость социально-гуманитарных знаний в процессе профессионально-личностного становления человека и роль современных интеллектуальных педагогических методик в формировании компетентных специалистов.
Ключевые слова: социально-гуманитарные знания, интеллектуальный потенциал, интерактивная модель обучения, институт семьи, институт образования, компетенции.
Роль социально-гуманитарных дисциплин в программе высшей школы в том, чтобы совершенствовать социально-гуманитарные знания студентов, формировать общекультурные качества граждан демократического общества, воспитывать специалистов в духе лучших традиций российской высшей школы. Применительно к задачам вуза это состоит в следующем:
— высшее образование выступает логическим продолжением общего процесса воспитания гражданина;
— выпускники университета сервиса находятся в тесной коммуникационной связи с людьми;
— культура сервиса является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры.
Воспитание гражданина начинается в семье, продолжается в дошкольных и школьных заведениях. В это время закладывается база интеллектуального, духовного и физического потенциала человека. В дальнейшем происходит совершенствование этого накопленного потенциала в процессе профессионального обучения. Задача вуза в том и заключается, чтобы закрепить и усовершенствовать интеллектуальный уровень слушателей, окончательно сформировать их нравственные идеалы. С этой целью в программу вузовской подготовки входит изучение таких наук, как история Отечества, иностранные языки, культурология. Философия, социология, политология выполняют функцию общемировоззренческой и общекультурной подготовки.
Основная задача вуза — подготовка специалистов по различным видам сервисных услуг населению. Это специалисты, от которых существенно зависят условия жизни людей. Поэтому наравне с гуманитарной важна и психолого-педагогическая подготовка студентов.
Система социально-гуманитарного образования в целом направлена на подготовку интеллектуально развитых и духовно богатых граждан. Современному человеку необходимо знать хотя бы один иностранный язык, владеть основами знаний мировой художественной культуры, иметь навыки делового и межличностного общения, уметь объективно
оценивать изменения, происходящие в стране и в мире. Воспитание таких личностей — основа деятельности преподавателя вуза.
Программа высшей школы направлена на всестороннее гуманитарное образование. Для обеспечения учебного процесса создаётся методическая база. Уровень знаний и умений по дисциплинам оценивается с помощью различных форм проверки. Анализ проводимых тестирований свидетельствует, что студенты легче ориентируются и лучше усваивают научные знания. В образовательном профессиональном поле сегодня активно используются различные интеллектуальные методики, сущностным содержанием которых является творческое взаимодействие педагога и студента.
Одна из таких форм — интерактивная форма занятий. Применение интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.
Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учётом включённости в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуется индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектный метод и ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создаётся среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равноправием их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.
Одна из форм учебно-контрольной работы — методика измерения уровня профессиональной готовности будущих специалистов. При использовании этой формы необходимо опираться на требования, которые изложены в Государственном стандарте высшего профессионального образования третьего поколения.
Наряду с традиционной пятибалльной системой оценки внедряется рейтинговая система, позволяющая индивидуально подходить к оценке знаний. При этом она значительно стимулирует учебную активность студентов.
В учебный процесс внедряются курсы по выбору. Разработанные на основе Государственного стандарта планы и программы постоянно обновляются с учётом новых научных достижений в той или иной области, с ориентацией на те задачи, которые встают перед обществом.
С целью наиболее полного и глубокого усвоения учебного материала широко используются авторские наглядные пособия, дидактический материал, отработана методика их преподавания. К примеру, на учебных занятиях по эстетике используется музыка, живопись, фоторепродукции. На занятиях по психологии практикуются различные тренинги, деловые игры, диспуты. Такая форма работы способствует накоплению у студентов широких знаний, выходящих за рамки учебного материала, а также умению правильно формулировать свои мысли при изложении аргументов в пользу своей точки зрения, формирует речь и дикцию, что очень важно для высококвалифицированного специалиста. В учебной практике используются и такие методы преподавания, как метод малых групп, пресс-конференции, политбои, блочная система и т.п.
Важной составляющей образования становится формирование интегративного образовательного пространства, основанного на современных информационных технологиях с тем, чтобы дети, ограниченные в возможностях, но обладающие сохранным интеллектом, смогли получать качественное общее и профессиональное образование. Дистанционное обучение, инклюзия в общую, неспециализированную образовательную среду, взаимосвязь образовательных учреждений разных уровней, другие виды
и формы адаптации инвалидов позволяют им чувствовать себя достаточно комфортно в социальном плане.
Такой подход позволяет отчётливо увидеть роль института образования, а также системность и детерминированность социальных институтов семьи, общества, государства, социальной государственной политики в продвижении общества по пути прогресса. Проблемы семьи можно и нужно, по нашему мнению, экстраполировать на состояние общества в целом, в том числе учитывать и при разработке инновационных образовательных проектов. При этом образование необходимо рассматривать не только и не столько как процесс обучения и научения, в результате которого обучаемый овладевает определёнными знаниями, умениями, навыками. Образование как социальный институт реализует задачу формирования интеллектуально и личностно развитого человека, который в условиях всеобщего потребительства и тотального отлучения от ценности труда способен быть самодостаточным и способным к созиданию.
В процессе социализации нельзя не учитывать особенности переходного периода от индустриальной к постиндустриальной цивилизации. Имеются в виду рост разнообразия техники и технологий, глобализация сообщества, природные аномалии, которые переживаются каждым индивидом и семьёй, всем обществом.
Проблема образовательных программ сегодня всё более актуальна. По мнению руководителя отдела Академического центра занятости населения Юго-Западного административного округа Москвы Александры Ольшанской, примерно 60 процентов выпускников вузов разочаровываются в выбранной профессии. Во многих высших учебных заведениях существуют службы, которые взаимодействуют с центрами занятости по трудоустройству выпускников. Но зачастую и соискатели теряют энтузиазм к работе, сталкиваясь с такой проблемой, как низкая заработная плата. Притом, что работодатели нынче взыскательные и крайне требовательные. От 20-летнего студента хотят получить сразу всё — и опыт, и качественную работу, и покладистый характер.
Представляют интерес карьерные ожидания выпускника государственного вуза. Бизнесменом, владельцем собственного дела хотят стать 10,6% респондентов; управляющим, топ-менеджером — 28,2%; менеджером среднего звена — 12,6%; специалистом — 42,3%; квалифицированным рабочим — 4,6%; не интересуются карьерой — 1,7% молодых людей [1].
Глобализация мирового социокультурного пространства, высокий уровень техноло-гизации и динамики социальных процессов выдвигают особые требования к подготовке кадров для современного рынка труда. Ключевым элементом требований выступает наличие компетентности как совокупности ключевых культурных, общекультурных и профессиональных (специальных) компетенций. Компетентностный подход и гуманистичность образовательной среды объективно становятся концептуальными принципами модернизации российского образования.
Дисциплины социально-гуманитарного цикла включены в учебные планы всех специальностей высшего профессионального образования в рамках гуманистической парадигмы образования вообще. Чем дальше по пути цивилизации продвигается человечество, чем выше степень технологизации общественной жизни, тем актуальнее становится социокультурный аспект обучения и воспитания профессионалов.
Указанные выше принципы образовательной деятельности актуализируют активное использование разнообразных интерактивных педагогических технологий, методов, форм организации учебных занятий. Новаторские методики актуальны сегодня в образовательном поле любого уровня, будь то начальное, среднее или высшее звено.
Исходным элементом рефлексий служит ряд компетенций, определяемых федеральными государственными стандартами высшего образования как желаемый результат профессиональной подготовки. Выпускник со степенью «Бакалавр» должен владеть одним из иностранных языков на уровне профессионального общения, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников; обладать навыками публичной речи, ведения дискуссии и полемики; уметь
разрабатывать и реализовывать культурно-просветительные программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и др. Вышеуказанные компетенции заставляют педагога задуматься о проблемах интеграции социально-гуманитарных знаний в процесс профессионального обучения. Следовательно, и преподаватель, обучающий социально-гуманитарным дисциплинам, должен ориентироваться в учебном процессе на желаемый результат обучения.
При кажущейся естественности проникновения в нашу повседневную жизнь различного рода видео-аудио-мультимедиааппаратуры лишь отдельные студенты могут без затруднений подготовить мультимедийную презентацию. Поэтому вторым позитивным моментом рассматриваемой формы организации занятий является приобретение студентами навыков уверенных пользователей мультимедиааппаратуры, что также оговаривается образовательными стандартами как желаемый результат профессионального обучения.
Одним из важных компонентов профессионального обучения была и остаётся учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность студентов. Самостоятельный поиск студентами материалов для представления темы, конструирование выступления, разработка текстового сопровождения и т.д. — всё это происходит во внеаудиторном режиме и способствует формированию и развитию у студентов поисковых умений и навыков научно-исследовательской деятельности.
Следует отметить и отдельные затруднительные моменты при организации подобных занятий. Практика показывает, что студенты старших курсов легче справляются с поставленными задачами. Старшекурсники, как правило, свободно владеют языком, имеют опыт публичных выступлений и неплохо владеют аудиторией. Студентам младших курсов требуется помощь преподавателя.
Многообразие методик и педагогических технологий, которые мы объединили понятием «интеллектуальные», весьма актуально при овладении студентами социально-гуманитарных знаний. Их интеграция в область задач профессиональной подготовки служит обозначенной в федеральных государственных образовательных стандартах цели — подготовке компетентных специалистов, способных не просто успешно конкурировать на кадровом рынке, но обеспечить прогрессивное движение мирового социума по пути цивилизации.
ЛИТЕРАТУРА
[1]. Кух А.Н., Самойленко П.И. Формирование инновационных образовательных систем профессиональной подготовки специалистов // Специалист. 2007. № 3. С. 26.
INTELLIGENT TECHNIQUES IN THE PROCESS OF FORMATION OF SOCIO-HUMANITARIAN KNOWLEDGE STUDENTS
Oksana M. Ivanova, doctor Philosophical Sciences, associate Professor of the Department of pedagogy and psychology inclusive Education; Ufa state University of Economics and service; Ul. Dostoevsky, 100-88, Ufa, 450000; e-mail: [email protected]
Larisa M. Bilalova, candidate of Philosophical Sciences, docent of the Department of philosophy and socio-economic Sciences; The branch of the Bashkirian state University in Birsk; street Krasnoarmeyskaya, 59-4, Birsk, 452450; e-mail: [email protected]
ABSTRACT
The article explores the importance of socio-humanitarian knowledge in the process of professional and personal development and the role of modern intellectual pedagogical methods in the formation of competent professionals.
Key words: socio-humanitarian knowledge, intellectual potential, interactive learning model, the family Institute, Institute of education, competence, practice orientation.
REFERENCES
[1]. Kukh A.N., Samoylenko P.I. Formirovanie innovatsionnykh obrazovatelnih sistem professional-noy podgotovki spetsialistov// Spetsialist. 2007. № 3. S. 26.