УДК 378.14
ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА
Иванова Оксана Михайловна, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии инклюзивного образования; Уфимский государственный университет экономики и сервиса; ул. Достоевского, 100-88, г. Уфа, 450000; e-mail: [email protected] Билалова Лариса Михайловна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социально-экономических наук; Бирский филиал Башкирского государственного университета; ул. Красноармейская, 59-4, г. Бирск, 452450; e-mail: [email protected] Морус Галия Газнавиевна, аспирантка, старший преподаватель кафедры ТО, Бирский филиал ФГБОУ ВПО «БашГУ»; ул. Кутузова, 15, Бирск, Башкортостан, Россия, 452450; e-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
Содержание интерактивной образовательной среды высшего учебного заведения и её значимость в формировании профессиональных качеств специалистов. Описание и анализ учебных занятий с применением инновационных методик, форм, ориентирующих студентов на саморазвитие, самореализацию и самообразование.
Ключевые слова: интерактивный, интеграция, саморазвитие, самореализация, студент, образовательное пространство.
В арсенале современного педагога множество методов и технологий, которые помогают формировать личность, соответствующую условиям информационной цивилизации. Вхождение России в европейское образовательное пространство, глобализация политических, социальных, экономических, культурных процессов, модернизация российского образования обусловливают широкое использование передовых педагогических технологий на всех образовательных уровнях.
Современная ситуация в образовании активизирует поиск новых образовательных моделей, в числе которых значимое место занимает интерактивный подход. Известно, что понятие «интерактив» образовано от слова «interact» (англ.), где «inter» — взаимный, «act» — действовать [2]. На этом взаимодействии и основаны интерактивные педагогические технологии. Они позволяют организовать обучающую среду, стимулирующую учащихся, студентов к активному взаимодействию со всеми участниками образовательного процесса, к саморазвитию, рефлексии и творческой активности.
Образование предполагает, что человек не только приобретает определённые знания, умения, навыки, но и обогащает свой внутренний мир, открывает новые возможности своей личности. С таких позиций рассматривает образование А.Я. Флиер, отмечая логическую взаимосвязь культуры и, в частности, роста образованности, гуманитарной эрудиции и общего расширения гуманитарного сознания общества [3]. Модель интерактивного образовательного пространства реализует позицию культурологии образования, направленную к тому, чтобы любые новые компоненты, вводимые в образование, не внедрялись «сверху», а взращивались внутри разных образовательных моделей. Подобная позиция обеспечивает активность коллектива в достижении общей цели. Образовательная деятельность должна быть творческой, разнообразной, нестандартной, интегрирующей и реализующей в каждой конкретной образовательной ситуации весь культурный (а не только информационный) ресурс обучаемого и преподавателя и их креативный потенциал.
Большой вклад в изучение интерактивного подхода внесли С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.С. Библер и многие другие. Современная педагогика, в том числе практическая её составляющая, обогатила теоретические концепции вышеназванных учёных. Интерактивная образовательная среда приобрела в современных условиях характер глобальности в том смысле, что взаимодействие учителя и ученика не ограничивается рамками аудитории и определённым перечнем учебников. Благодаря информационно-коммуникационным технологиям, органично вписавшимся в жизнь социума, интеракция включает участие в образовательном процессе широких масс участников, работу с огромным разнообразием источников, обусловливает учебно-научные дискуссии и споры.
Стержнем интерактивного подхода в образовательном пространстве, где тесным образом переплетаются образование и искусство, является интеграция. Интегративный подход в обучении — одна из методических новинок, в основе имеющая, однако, знакомую педагогам систему межпредметных связей. Межпредметные связи, как известно, предполагают взаимосвязь отдельных дисциплин или тем в рамках предмета. Принцип инте-гративности позволяет увязать изучаемые дисциплины в целостную систему, где каждый элемент тесно взаимосвязан с другим. Понятие интеграции означает объединение в целое разных явлений, предметов, качеств с учётом взаимосвязей, взаимообусловленности и взаимопроникновения. Применительно к образованию интеграция — это изучение дисциплин в единой связке, где в едином целом представлены кажущиеся, на первый взгляд, не взаимосвязанными вещи и явления.
Примером интегративного подхода в образовательном процессе может служить учебное занятие на стыке таких дисциплин, как философия и начертательная геометрия. Философия и начертательная геометрия — что, казалось бы, может быть общего у этих предметов? Философия — это не только и не столько дисциплина, это образ мышления, мировоззрение, способ жизни, творения человеком себя и окружающего мира. Именно на занятиях по философии студенты познают законы, которые правят развитием человека, общества, науки, пытаются связать воедино содержание различных областей знания, размышляют о смысле человеческой жизни.
Начертательная геометрия — конкретная наука, оперирующая чёткими понятиями, правилами, теоретическими изложениями и обоснованием практических способов построения форм на плоскости и в пространстве. На занятиях студенты осваивают проекционное мышление, развивают пространственное воображение и овладевают лаконичным языком изображения на чертеже.
Взаимосвязь между этими, далёкими, на первый взгляд, науками мы пытаемся выявить на учебных занятиях со студентами первого курса факультета технологии и художественного образования. В качестве объекта учебного исследования выступает отражение философских категорий «пространство», «время» как атрибутов материи в науке «Начертательная геометрия». Человека всегда окружает пространство, которое наделено цветом, формами, звуками, движением и которое изменяется во времени. Совместно со студентами мы сделали попытку понять системную взаимосвязь философии как методологической основы любой науки, в том числе дисциплины «начертательная геометрия» и начертательной геометрии как основы художественного творчества и преобразовательной деятельности человека. Предметно-образная форма интегрирования и учебно-творческие задания, нацеленные на развитие творчества, позволили студентам составить целостное представление о том, как философские категории «пространство», «время», «материя», «движение» и другие проявляются, используются, отражаются в практической деятельности человека и в художественном творчестве. Студенты с неподдельным интересом участвуют в выполнении творческих заданий. А познавательный интерес, как известно, — двигатель саморазвития личности.
Интегративный принцип организации учебных занятий заключается, по нашему мнению, не только в междисциплинарном взаимодействии. Интеграция может представляться как взаимодействие на учебном занятии студентов разных курсов. Старшекурсники привлекаются к подготовке интегративных занятий, готовят обзорные доклады, мини-лекции,
презентации, схематические заготовки для последующей совместной учебно-поисковой работы со студентами младших курсов, выступают в роли преподавателей и консультантов при решении творческих задач.
Подобная форма организации познавательной деятельности позволяет всем участникам быть активно вовлечёнными в процесс познания, способствует развитию многоаспектного аналитического мышления. В ходе занятий могут применяться технологии коллективного взаимодействия (групповое выполнение задания), взаимного обучения (оценивание, внимательное отношение к работе друг друга в коллективе), значимость которых подчёркивал ещё Я.А. Коменский. В своих работах он отмечал, что ученикам полезно учить своих товарищей и учиться у них. В процессе совместной деятельности все участники вовлекаются в дискуссии, а дискуссия, как известно, не только основа для формирования теоретического мышления, но и средство установления диалога, в ходе которого создаются благоприятные условия для общения, и каждый становится источником знаний для других участников, идёт обмен идеями, способами деятельности. В процессе общения активность одной личности находит отклик и интерес у другой, а чаще нескольких человек или многих одновременно. В это время между студентами устанавливаются деловые и личностные отношения, возникают эмоциональные контакты, снимается нервная нагрузка, появляется чувство взаимопонимания и собственной успешности.
Для успешного общения необходимо не только понимать себя, но и других, а также то, как другие понимают тебя. Всё это активизирует у студентов познавательные процессы и развивает их коммуникативные умения: выслушать мнение другого, взвесить и оценить различные точки зрения, участвовать в дискуссии, выработать совместное решение. Опираясь на внутренние качества студентов, их интуицию, ассоциации, мышление, память, желание работать, педагог организует процесс мыслительного творчества, где обучаемые сами создают свою архитектонику знаний, неповторимый интеллектуальный продукт за конкретный временной промежуток.
Студенты одобрительно относятся к такой форме проведения учебных занятий («такая форма занятий очень необычная и интересная», «это помогло посмотреть на обучение с разных сторон», «стало понятно, что каждый предмет многогранен и не имеет рамок», «когда форма занятий выходит за пределы стандартной системы, это сразу становится интересным»).
Интерактивная образовательная среда позволяет значительно повысить качество подачи материала и эффективность усвоения этого материала студентами, повышает их мотивацию к обучению, стимулирует активную познавательную, творческую и самостоятельную деятельность. В сочетании с традиционными, классическими методами организации образовательного процесса, интерактивные педагогические методы способствуют воспитанию у студентов высокой культуры мышления, умения сотрудничать, брать ответственность на себя, ощущать себя членом команды — подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела и анализировать свои действия, видеть плюсы и минусы своей деятельности и ориентирует студентов на саморазвитие, самореализацию и самообразование, личностное и профессиональное становление.
ЛИТЕРАТУРА
[1]. Бордовская Н.В., Бродская Н.В., Дандарова И.М. и др. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / под ред. Н.В. Бордовской. 2-е изд., стёр. — М.: КноРус, 2011. — 432 с.
[2]. Википедия. Методы обучения. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 28.05.2014).
[3]. Флиер А.Я. Культурологическое знание (опыт составления системного представления): hischool.ru>userfiles/flier-cult-zn.doc
INTERACTIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION OF PROFESSIONAL FORMATION OF A SPECIALIST
Oksana M. Ivanova, doctor philosophical Sciences, associate Professor the Department of pedagogy and psychology inclusive education; Ufa state University of Economics and service; Ul. Dostoevsky,100-88,, Ufa, 450000; e-mail: [email protected]
Larisa M. Bilalova, candidate of philosophical Sciences, docent of the Department of philosophy and socio-economic Sciences; The branch of the Bashkirian state University in Birsk; street Krasnoarmeyskaya, 59-4, Birsk, 452450; e-mail: [email protected]
Galia G. Morus, gra duate student, senior lecturer in TO The branch of the Bashkirian state University in Birsk; Kutuzova, 15, Birsk, Bashkortostan, Russia,452450; e-mail: [email protected]
ABSTRACT
The article considers the content of the interactive educational environment of a higher educational institution and its importance in the formation of professional qualities of specialists. This paper presents a description and analysis of the training sessions with the use of innovative techniques, forms, orienting students to self-development, self-realization and self-education.
Keywords: interactive, integration, self-development, self-realization, student, educational space.
REFERENCES
[1]. Bordovskaja N.V., Brodskaja N.V., Dandarova I.M. i dr. Sovremennye obra-zovatel'nye tehnologii: ucheb. posobie / pod red. N. V. Bordovskoj. 2-e izd., ster. — M.: KnoRus, 2011. — 432 s.
[2]. Vikipedija. Metody obuchenija.URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/(data obrashhe-nija 28.05.2014).
[3]. Flier A. Ja. Kul'turologicheskoe znanie (opyt sostavlenija sistemnogo predstavlenija): hischool. ru>userfiles/flier-cult-zn.doc