МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИИ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ
Интеллектуальное предпринимательство как процедура открытия
А.В. Пономарев
В данной статье рассматривается теория предпринимательства, предложенная современной австрийской школой экономической мысли. Созидательный рыночный процесс трактуется ею как основной источник благосостояния общества. В теории особо подчёркивается, что интеллектуальное предпринимательство невозможно при рассогласовании стимулов у предпринимателей. Нарушения координации планов предпринимателей во многом бывают вызваны иллюзиями правительственной политики.
Австрийская экономическая школа прочно укоренилась в сознании представителей научного сообщества как альтернативное течение в теории современного общественного развития. В настоящее время этот подход распространён не только в Европе и США, крупных центрах экономической мысли, но и во многих других странах. Очередной кризис экономической науки, наступивший уже в конце XX в., предопределил возрастание влияния именно данной школы на теоретические выводы учёных и на решения представителей экономической и юридической практики.
На рубеже тысячелетий доминирование основного направления (mainstream) постепенно начинает ослабевать по методологическим причинам. В частности, неоклассическая теория капитала и предпринимательства, основанная на использовании физико-математических методов, оказалась непригодной для объяснения процессов в реальной экономической практике.
Постулаты австрийской теории экономического цикла, основанные на теории капитала и процента представителя второго поколения «австрийцев» Ойгена фон Бём-Баверка, приобрели новую силу после краха кейнсианской модели государственного регулирования в 1970-1980 гг.
Сокрушительный провал социалистической модели экономического планирования в 1990-е гг. был теоретически предсказан в работах австрийской школы (известная теорема невозможности социализма) уже на заре глобального эксперимента большевиков. Очевидно, что по
указанным выше причинам вклад австрийской школы в объяснение современных процессов общественного развития начинает признаваться всеми стратами и поколениями научного мира экономистов. В современном развитии австрийской школы на основе достижений основателей (К. Менгер, Л. фон Мизес, Ф.А. фон Хайек) принимали и принимают участие, прежде всего, ученые из американских и европейских универ-ситетов1.
Настоящая работа посвящена теоретическому анализу предпринимательства в развитии рыночных отношений. Первоначально обратимся к определению понятия «предпринимательство». Согласно воззрениям австрийской экономической школы, предпринимательство в целом совпадает с человеческой деятельностью. Каждый индивид стремится реализовать определенные цели, от которых его отделяет определённый отрезок времени. Смысл предпринимательства состоит в процедуре открытия человеком своих скрытых возможностей для достижения целей и использование этих возможностей для получения выгоды. Израэль Кирцнер, современный представитель австрийской школы, ученик Л. фон Мизеса, связывает проявление предпринимательских способностей с наличием у человека особого качества - бдительности (alertness).
Данное качество помогает человеку воспринимать то, что происходит в окружающей общественной среде и эффективно решать проблему выбора таких способов действия с учетом данных средств, которые обеспечат достижение
Пономарев Александр Валерьевич - к.э.н., старший преподаватель кафедры экономической теории МГИМО(У) МИД России. E-mail: [email protected]
Модернизация России и человеческий капитал
по возможности наибольшего количества его целей (в порядке их значимости).2 Любой акт предпринимательства создает новое знание, которое постепенно распространяется по рынку. Предпринимательство связано с координацией поведения людей и представляет собой процесс обучения (концепция Ф.А. фон Хайека). В данном процессе наиважнейшим элементом предпринимательства является творчество: «созидательным является только человеческий ум, направляющий деятельность и производство»3.
Предприниматель, по Кирцнеру, - это человек, который не столько знает состояние рынка (что, как и для кого производить), сколько обладает исключительным знанием о том, где надо искать рыночную информацию. На основе достижений предшественников испанский экономист, современный представитель австрийской школы Хесус Уэрта де Сото выделяет основные черты предпринимательского знания:
— Практичность. Предпринимательское знание приобретается в ходе осуществления человеческой деятельности и не может быть получено на основе знакомства с экономической наукой.
— Эксклюзивность и рассеянность. Каждый человек ставит перед собой уникальные цели, соответствующие его собственному видению мира. Каждый в отдельности предприниматель обладает лишь небольшим объемом всего знания в обществе. Ни один государственный орган не может получить доступ ко всему объёму информации, рассеянной в обществе. К анализу эксклюзивности предпринимательского знания применительно к современной рецессии в мировой экономике добавим, что при регулировании экономического цикла посредством денежной политики (денежная накачка) и при осуществлении государственных инвестиций (например, активная структурная политика с определением стратегических отраслей) вносится лишь рассогласованность в действия предпринимателей. Государственный интервенционизм, особенно в США и Китае, неизбежно обернётся в среднесрочной перспективе большим объёмом бессмысленных инвестиций (шаНпуезШеП^) со стороны предпринимателей.
— Неартикулируемость предпринимательского знания. Информация, принимаемая во внимание предпринимателем, не может быть передана непосредственно от человека к человеку. Данные знания могут быть добыты человеком лишь в ходе самостоятельной предпринимательской деятельности по решению прикладных задач. На наш взгляд, экономический прогресс невозможен без неявного предпринимательского знания, которое имплицитно содержится в индивидуальном опыте предпринимателей - в их творческом процессе спонтанной ко-
ординации. Неартикулируемое знание не излагается в учебниках и государственных программах экономического развития, его нельзя обнаружить в научных исследованиях, оно передается в ходе непосредственных контактов предпринимателей. Справедливости ради отметим, что концепция неартикулируемого знания применительно к научным исследованиям была выдвинута американским учёным Майклом Полани в качестве альтернативы основным теориям познания (эмпиризм, марксизм), полностью исключавшим наличие имплицитных форм знания. В работах представителей австрийской школы неартику-лируемость знания прилагается к анализу действий предпринимателей.
Австрийская школа особенно подчёркивает то, что предприниматель всегда настроен на конкуренцию4. Если оценивать нереалистичный подход неоклассической школы к анализу поведения фирмы, то можно обнаружить, что в неоклассической микроэкономике предприниматель и частный интерес всегда нацелен на получение монопольного положения в отрасли, и поэтому необходима активная антимонопольная практика государственного регулирования. Австрийцы же подчёркивают, что процесс предпринимательского поиска и реализации возможностей для достижения целей никогда не исчерпается, так как каждый акт координации меняет существующее положение вещей - восприятие различных целей и средств у участников рыночного процесса.5 В условиях соперничества предприниматели выполняют очень важную роль в обществе - осуществляют координацию рыночного процесса, спасая рыночный механизм от хаотических, несогласованных колебаний, вносимых государственным интервенционизмом.
Одна из причин неравновесия на рынке - это незнание и упущенные возможности. Взаимодействие между предпринимателями может быть обеспечено, если у всех есть равные возможности узнать, что лучше и выгоднее предпринимать для достижения поставленных целей. Приобретая эксклюзивные практические знания, люди могут изменять свои ожидания и координировать свое поведение в соответствии с другими участниками рыночного процесса, обеспечивая равновесную ситуацию на рынке и экономическое развитие.
Основное внимание в австрийской теории предпринимательства уделяется не субъекту, а ситуации неопределённости. Если созданы все условия свободы для занятия предпринимательством и отсутствуют ограничения, то эксклюзивная информация и знания, которыми обладает предприниматель, бесконечно распространяются в обществе. Важен предпринимательский климат, который порождает стремление людей находить полезную информацию в условиях соперничества, или конкуренции. Не нужно стремиться помочь предпринимателям справиться с
А.В. Пономарев
гигантским объемом рассеянной информации, и организовывать передачу информации, динамический процесс соперничества автоматически обеспечит ситуацию равновесия.
Современные исследователи всё чаще используют термин «интеллектуальное предпринимательство». Например, американский профессор А.Р. Червитц6 при исследовании американской системы образования указывает, что создание материального богатства представляет собой лишь одно из частных проявлений предпринимательства. По его словам, интеллект не ограничен академической научной школой, а предпринимательство - это не бизнес, это установка на овладение миром. Червитц подчеркивает универсальность предлагаемой концепции интеллектуального предпринимательства, утверждая, что интеллектуальным предпринимателем может быть бизнесмен, ученый, студент, художник, музыкант и т.д.
Современные исследователи всё чаще используют термин «интеллектуальное предпринимательство». Например, американский профессор А.Р. Червитц при исследовании аме-
----------- Ключевые слова ------------------
австрийская школа, предпринимательство, интеллектуальное предпринимательство, межвременное рассогласование, бессмысленные инвестиции, инвестиции, государственная политика.
риканской системы образования указывает, что создание материального богатства представляет собой лишь одно из частных проявлений предпринимательства. По его словам, интеллект не ограничен академической научной школой, а предпринимательство - это не бизнес, это установка на овладение миром. Червитц подчеркивает универсальность предлагаемой концепции интеллектуального предпринимательства, утверждая, что интеллектуальным предпринимателем может быть бизнесмен, ученый, студент, художник, музыкант и т.д.
A. Ponomarev. Intellectual entrepreneurship as a discovery process
Summary: The theory of entrepreneurship designed by a group of modern Austrian economists is examined in this article. Creative market activity is considered as a key source of social welfare. Intellectual entrepreneurship is impaired when entrepreneurs' incentives are distorted. Intertemporal miscoordination is mainly caused by the government policy illusions.
------------- Keywords -------
the Austrian school, intellectual enterpreneurship, intertemporal miscoordination, malinvestments, investments, government policy.
Примечания
1. См. подробнее: Уэрта де Сото Х. Австрийская экономическая школа: рынок и предпринимательское творчество. Челябинск: Социум, 2009. С. 147-156.
2. См.: Kirzner M. Israel. Entrepreneurial Discovery and the Competitive Market Process: An Austrian Approach // Journal of Economic Literature. Vol. XXXV (March 1997). P. 60-85
3. Уэрта де Сото Х. Указ. соч. С. 106.
4. Уэрта де Сото Х. Указ. соч. С. 38
5. Kirzner M. Israel. Market Theory and The Price System. Princeton, N. J.: Van Nostrand, 1963 P.283-286.
6. Cherwitz A.R., Sullivan Ch.A. Intellectual Entrepreneurship. A vision for graduate education / Change. November/December 2002.
https://webspace.utexas.edu/cherwitz/www/ie/articles.html