социально ■ жилищного инвестирования на региональном уровне, который позволит при незначительных для региона вливаниях существенно повысить не только доступность жилья в регионе, но и поддержать региональную строительную отрасль,
Библиографический список
1. Основные показатели обследования домохозяйств в 2006-2007гг.: статистический сборник: Изд-во Иркутскстат. Госкомстат РФ Иркутской области, 2008,87 с,
2. Реформа ЖКХ Иркутской области: статистический сборник: Изд-во Иркутскстат. Госкомстат РФ Иркутской области. 2008.79 с.
3. Уровень ЖИЗНИ населения Иркутской области 2007т, статистический сборник: Изд-во Иркутскстат, Госкомстат РФ Иркутской области. 2008.186 с.
4.Душкин АА, Терентьев А Р. Исследование рыночных возможностей для улучшения жилищных условий низкодоходных слоев населения РФ с привлечением механизма самоподдерживающегося краткосрочного кредитования II Региональная экономика: теория и практика. 2008.№20.с.53-64.
5.уу\ш.геаИу.1гк.ги
УДК 332
ТЕОРИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СВЕТЕ ИХ СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ Б.Вегвари1
Печский университет (Венгрия), факультет человеческих ресурсов и образования взрослых, кафедра гуманных ресурсов
7633, г. Печ, ул. Санто Ковач, д 1/6,
На основе теории предпринимательства различных авторов в новом свете толкуются понятия «предприниматель» и «предпринимательство» и определяется, что предпринимательская деятельность означает не гомогенную форму деятельности, а очень разнообразную. Библиогр. 15 назв,
Ключевые слова: предпринимательство; предприниматель; неоклассические теории предприятия; успех и неудачи предпринимательства.
THEORIES OF UNDERTAKING IN THE LIGHT OF THEIR MODERN INTERPRETATION
B. Vegvary
Pechsky University (Hungary), the faculty of humane resources and education of grown ups, the Chair of humane resources
1/b Santo Kovach St., Pech, 7633.
Based on the theory of undertaking of different authors the concepts "entrepreneur" and "entrepreneurship" are interpreted in the new light, It is defined that undertaking does not mean a homogeneous form of activity but a varied one. 15sourses.
Keywords: entrepreneurship; entrepreneur; neoclassical theory of undertaking; success and failures of undertaking.
В современной Венгрии - начиная с конца 80-х годов прошлого столетия - появилась мода на предпринимательство. Однако абсолютно неясно, кого можно считать предпринимателем и какие функции он выполняет. Истолкование понятия предприниматель содержит в себе много стереотипных подходов. Научный (экономический) анализ самого понятия предпринимательства в специальной литературе противоречив, С одной стороны, кажется, что предприниматель и его дело, играющее ключевую роль в рыночной экономике, занимают центральное место в работах учёных-экономистов, А на самом деле в книгах об эле-
ментэрных вопросэх экономики предпринимательство или вообще не упоминается, или о нём говорится только косвенным образом. На основе этого исследо-
ватель Марк Блауг [1, с.233] делает вывод о том, что современная экономическая наука обходит стороной теорию предпринимательства. В настоящее время вообще не существует детально разработанной теории предпринимательства, отражающей единые экономические аспекты, касающиеся вопросов предпринимательства, Но существуют, однако, различные теории, основанные на разных принципах и подходах, которые не только конкурируют друг с другом, но и часто заменяют друг друга.
Необходимость разработки теории предпринимательства подтверждают теоретические и практические соображения. В её разработке нуждается несколько отраслей экономической науки: теория предприятия, теория рыночных процессов, макроэкономика, Она
'Борис Вегвари, аспирант, ассистент кафедры гуманных ресурсов, организационной культуры в предпринимательстве Венгрии и России, тел.: 336-72/501-500/2183, e-mail: [email protected]
Boris Vegvary, a postgraduate, ап assistant of the Chair of humane resources, organizational culture in entrepreneurship in Hungary and Russia, Tel. 336-72/501-500/2183, e-mail: [email protected]
необходима и для тех людей, которые принимают решения в области экономической политики, и для отдельных предприятий, анализирующих свои успехи и неудачи, а также для распределения рыночных доходов. Независимые предприниматели вносят вклад в создание и рост предприятий, следовательно, они могут оказывать серьёзное воздействие на рост и развитие национальной экономики в целом.
Но рост экономики нельзя объяснить лишь путём стандартных выходов, то есть результатами балансов имеющихся предприятий. Следовательно, экономической политике крайне необходимо найти ответы на следующие вопросы:
1. От чего зависит выбор предпринимательской деятельности?
2. Какие учре>цдения создают благоприятный климат для предпринимательства?
Приведем примеры самых значительных современных экономических теорий предпринимательства и проведем их критический анализ.
Полное отсутствие предпринимательства в неоклассических теориях предприятия
В моделях неоклассических теорий предприятия знания персонажей, их преференции и технологии даны заранее, в «договорных теориях предприятия» вообще не отводится место предпринимателю, Нетрудно доказать, почему это на самом деле так! В неоклассических теориях эксплицитно или имплицитно предприятие выполняет лишь калькуляционную задачу, ибо исходя из заданной структуры целей и средств все решения, по сути дела, это вопрос калькуляции (оптимализации), А решения по оптимализации принимают менеджеры, таким образом, на предпринимателей (владельцев) действительно не возлагается никаких функций.
Неоклассические теории описывают предприятие в состоянии равновесия и ничего не говорят о процессах, приведших к этому равновесию. А в состоянии равновесия без конкуренции предприятие не получает прибыли, таким образом, предпринимателю не имеет смысла фигурировать на предприятии.
По договорным теориям проводить калькуляцию способен любой индивид в одной и той же степени, Исследователи не признают личный характер знания, то есть предполагают, что все индивиды знают одно и то же (common knowledge) или могут узнать - при определённых расходах - то же самое. В закрытых рамках неоклассической теории механическим, пассивным калькулятором является сам менеджер, поэтому в подобных теориях, если даже упоминается предприниматель, то он отождествляется с менеджером.
Менеджер же является тем индивидом, который ответственен за настоящую эффективность различных процессов, Его задачей является рассмотрение имеющихся в его распоряжении технологии и процесса, и комбинации их таким образом, чтобы они привели к желаемым результатам в будущем. Он отвечает за то, чтобы разумно использовать имеющиеся в его распоряжении источники и средства, чтобы вовремя заключить соответствующие договоры и контракты, он
же решает обычные проблемы маркетинга [9]. Менеджер должен решить задачи, описанные в неоклассических теориях и моделях, таким образом во многих отношениях даётся адекватное описание функций и задач менеджера. А предприниматель, в отличие от менеджера, имеет другие функции. Его задачей является осуществление новых идей, составление новой системы целей и средств. Он должен руководить и поощрять, в его деятельности большую роль играет творческая фантазия, Предпринимательство является ответом на эффективность-Х (утверждение X Лейбенштейна)
Теория эффекгивности-Х Лейбенштейна в основном не ставит перед собой цель объяснить особенности предпринимательства, а является своеобразным дополнением к традиционным неоклассическим теориям. По мнению Харви Лейбенштейна, деятельность предприятия характеризуется «эффекгивностью-Х». Под этим необходимо понимать, что предприятие не работает эффективно, его характеризует разбазаривание имеющихся источников, плохая организован-ность. Теория предпринимательства Лейбенштейна содержит в себе некоторые противоречия: деятельность предпринимателя в какой-то степени отождествляется с работой менеджера, но в то же время исследователь подчёркивает креативность в предпринимательстве.
Личность предпринимателя у Лейбенштейна неоднозначна потому, что он различает предпринимательства двух типов: предпринимательство рутинного типа; предпринимательство типа Шумпетер или нового типа. Предпринимательство рутинного типа (а на самом деле менеджмент) содержит в себе выполнение и координирование такой деятельности, которая имеет хорошо очертанные и общеизвестные элементы производственного процесса и которая происходит на известных, хорошо определяемых рынках. А предпринимательство нового типа включает в себя создание, функционирование и руководство предприятиями, работающими на неизвестных рынках, когда часть факторов результативности производственного процесса неизвестна. Лейбенштейн подчёркивает; предприниматель в обоих случаях координирует деятельность своего предприятия, появляющегося на разных рынках, то есть предприниматель работает среди разных рынков и объединяет их, На самом деле этим он не проводит чётких границ между задачами предпринимателя и менедждера, и кажется, что предприниматель представляет собой один из типов менеджера,
По Лейбенштейну [8], предприниматель выполняет 4 основные функции: 1) заполняет ниши рынка (gap filling); 2) соединяет разные рынки; 3) дополняет традиционные затраты (input completer); 4) создаёт новые единицы для трансформирования инпутов/затрат предприятия.
Заполнение ниш рынка (gap filling) указывает на то, что предприниматель действует (начинает действовать) в случае несовершенного рынка, что заключается в следующем: поиск и открытие новых возможно-
стей, оценка имеющихся возможностей, приобретение финансовых ресурсов, принятие на себя окончательной ответственности за руководство предприятием, принятие на себя ответственности за последствия неопределённости и риска рынка, установление моти-вационной системы внутри предприятия, открытие новой информации, продукции и рынков.
Лейбенштейн подчёркивает, что на рынке всегда имеются ниши (дар), то есть везде и во все времена имеется возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность. Он указывает также на то, что результат, достигаемый путём предпринимательства, является неопределённым, так как предприниматель должен также использовать и вводимые факторы, выпуск которых не определяется однозначно, например, мотивация, подход и разрешение кризисных ситуаций, принятие на себя ответственности.
В то же время Лейбенштейн сохранил элемент неоклассической традиции в том, что предпринимательскую способность он считал одним из видов ресурсов, независимо от его редкости и нетрадиционности. В его теории противоречие заключается в том, что находясь на неоклассической основе (предпринимательская способность как вводимый фактор), он выдвигает на первый план и динамические элементы (открытие новой продукции, новых рынков), но в конечном итоге он даёт одностороннюю, туманную картину деятельности предпринимателя, Подход с аспекта гуманного капитала Шульца
Шульц [13, 14] подошёл к проблематике предпринимательства, исходя из аспекта гуманных ресурсов. Предприниматель - это носитель гуманного капитала, характеризующего предприятие или же лицо, которое организует гуманный капитал внутри предприятия. Предпринимательскую способность он считал ценным, но узким экономическим ресурсом и, исходя из этого, предполагал, что имеется рыночный спрос и предложение в области предпринимательской способности. По его мнению, спрос в предпринимательстве зависит от характера неравновесия. Предложение в такой сфере определяют такие факторы, как опыт, квалификация и здоровье, то есть существующий гуманный капитал, коэффициент его роста и затраты на его использование.
Значит, Шульц также рассматривал предпринимательскую способность как ресурс, но он смешивал понятия предприниматель и менеджер. По его мнению, предпринимателями становятся те люди, которые считают, что стоит вкладывать ресурсы (своё собственное время и способности) в предпринимательство. В этом аспекте уже появляются ключевые элементы предпринимательства: оценочное суждение и сила воображения предпринимателя.
Шульц прекрасно видел, что на крупных предприятиях трудно определить, кто же является предпринимателем, а кто нет; что мало таких предпринимателей, которые являются только предпринимателями, то есть большинство людей, помимо предпринимательства, выполняют обыденную, рутинную работу.
Шульц одновременно подчёркивал и то, что предпринимательство является одним из таких видов деятельности, которые не имеют рутинный характер. Он связывал предпринимательство с ответственностью за риск, хотя подчёркивал, что «ответственность за риск не отличает предпринимателя от других персонажей, так как все виды деятельности имеют свой риск» [14]. Динамическое окружение исследователь отождествлял с риском и в этом, как нам кажется, он ошибался, Динамическое окружение характеризуется не риском, а неопределённостью. В его теории проблемным является то, что он не использовал концепцию риска и неопределённости Knight [7]. Предпринимательство он называет деятельностью с динамическим содержанием (и в этом он прав), но он неправильно истолковывал динамическое окружение. Подобно Либейстейну, Шульц также давал узкое толкование предпринимательства, Не связывая его с теорией предприятия, он подходил к предпринимательству исключительно с аспекта гуманных ресурсов и главный акцент ставил на то, как индивидуальная личность может улучшить свои предпринимательские способности.
1еория прибыли Knight
Теория Knight [7] не является неоклассической теорией, так как автор говорит о неопределённом, динамическом мире. По его мнению, предприниматель реализует прибыль, которая после вычета издержек является остаточным доходом и одновременно вознаграждением за несение неопределённости (а не риска!). Огромная заслуга Knight заключается в том, что он первым обратил внимание на то обстоятельство, что предпринимательство связано с неопределённостью. По его мнению, предприниматель осуществляет конечный контроль за предпринимательством и тем самым он несёт ответственность за последствия неопределённости.
Knight [7] предпринимательство отождествлял с ответственностью и контролем. И эти две функции у него выполняются одним и тем же лицом. По его мнению, сущностью предпринимательства является умение управлять и принимать решения, какие товары или продукцию нужно производить при непредсказуемом и неопределённом потребительском спросе и поведении других производителей. Таким образом, у Knight предпринимательская деятельность включает в себя формирование предпринимательского оценочного суждения.
Оценочное суждение предпринимателю необходимо и потому, что экономическая жизнь идет не механически, постоянно происходят изменения, появляются новые возможности. Предпринимательская деятельность, по сути дола, своеобразная чсловсчсская способность, на которой специализируются отдельные люди. Например, Casson подчёркивает, что отдельные индивиды отличаются друг сгг друга своими способностями. Более точные предпринимательские решения в условиях конкуренции принимают лица, располагающие способностью лучше предвидеть будущее.
По мнению Knight, предпринимательство специализируется в создании оценочных суждений, а также в том, чтобы брать на себя ответственность за последствия неопределённости рынка [7]. Одной из самых важных отличительных черт предпринимателя является его уверенность в своих оценочных суждениях (Casson, 1982, Langois и Cosgel, 1993).
Knigh одновременно отожествлял предпринимателя с производителем, а его сферу деятельности ограничивал подчёркиванием спекулятивного характера предпринимательства. Самая большая заслуга Knigh заключается в том, что он порвал с закрытым миром неоклассических теорий предпринимательств, а предпринимательство анализирует в связи с его динамичным, неопределённым и беспрерывно изменяющимся миром. Его теория органически связана с теорией предприятия: у него основной функцией предприятия является предпринимательство.
Knigh указал также на то, что конкретно лицо предпринимателя нельзя определить однозначно во всех случаях, Если право собственности находится в руках нескольких человек, то предпринимательская деятельность распределяется внутри организации, то есть все владельцы вносят свой вклад в предпринимательскую деятельность, например, акционеры приглашают на работу менеджеров и распределяют между ними задачи предпринимательской деятельности (Langois и Cosgel, 1993), В конечном итоге теория Knigh - большой шаг вперёд по сравнению с теориями, представители которых эксплицитно или имплицитно связывали предпринимательство лишь с одним лицом,
Бдительный предприниматель по теории Kirzner
Kirzner - ведущий представитель австрийской экономической школы, в формировании рыночных процессов самую большую роль отводил предпринимателям, считая, что «рынок-это процесс».
Kirzner, вслед за Mites [10], считал, что «человеческие действия (human action) содержат в себе элемент предпринимательства, то есть во всех действиях человека первоначально заложено предпринимательство, Этот элемент предпринимательства Kirzner называл бдительностью (alertness) предпринимателя, По мнению Mites [10], предприниматель является таким действующим лицом, которое выступает с желанием изменения рыночной ситуации. По мнению Kirzner [5,6], все предприниматели имеют план изменения условий рыночного обмена. А эти планы создаются на основе ожиданий будущих цен и количества реализуемой продукции,
В динамической экономике почти в любой момент времени имеется возможность получить прибыль, В случае нскоординированности рынка предпринимателю необходимо собирать о нём информацию и оценивать её. А когда участники рынка получают новую информацию, то они изменяют свои планы. Ввиду того, что знания о рынке постоянно изменяются и расширяются - постоянно изменяется и сам рынок: изменяющиеся знания вызывают неуравновешенность, что, в свою очередь, и создаёт новые возможности
получить прибыль, Если конкуренция на рынке ликвидирует какую-то возможность, то изменение знаний вызывает новую возможность. В этом процессе прибыль постепенно исчезает в результате того, что всё больше индивидов открывает для себя знания, необходимые для осуществления данной стратегии [4].
Уязвимой точкой теории К^пег является его мнение о том, что успех предпринимателя разрушает само предпринимательство и он не замечает возможности получить прибыль, но одновременно с этим и не терпит потерь в своём предпринимательстве. По мнению исследователя, риск берут на себя владельцы ресурсов, а не предприниматели.
К1ггпег чётко разграничивает предпринимателя и капиталовладельца; его несомненная заслуга заключается в том, что он не смешивает функции предпринимателя и менеджера, однако роль предпринимателя он трактует довольно узко,
Инноватор по Шумпетеру
Теория предпринимательства Шумпетера развернулась в ходе экономического развития, так как первоначально он хотел исследовать не предпринимательство, а особенности экономического развития и циклы бизнеса. В ходе его исследования развития капиталистической экономики он установил, что развитием является серия революций и в них предпринимательство играет выдающуюся роль. «Об экономическом развитии мы можем говорить только тогда, когда новые комбинации наступают неожиданно и толчкообразно» [15].
Шумпетер рассматривал предпринимателя и инновацию как важные факторы успеха в экономике, По его теории развитие в экономике происходит только тогда, когда предприятия вводят новые технологии, новые продукты в производство, новые формы организации, завоёвывают новые рынки или ресурсы, то есть начинают заниматься предпринимательством. Он считал предпринимателями только тех индивидов, которые создают новые предприятия для выпуска новой продукции, а тех, которые просто реагируют на новую ситуацию (даже если делают это очень эффективно), он не считал предпринимателями. Значит, предприниматель - это инноватор, вкладывающий новые средства и ресурсы для использования нового изобретения.
Шумпетер [15] решительно отделял от предпринимателей тех субъектов, которые непрерывно занимаются хозяйственными делами - он считал их хозяйственниками. Исследователь также подчёркивал, что намного тяжелее быть предпринимателем, чем постоянно заниматься хозяйственными вопросами. Большая заслуга Шумпетера заключается в том, что он обратил внимание на следующий факт: предприниматель не является членом какой-то общественной группы и не является предпринимателем раз и навсегда, ибо любой индивид, производящий инновацию, может стать предпринимателем [15, с. 125]. Значит, предпринимательству у него отводится функциональная роль, которая не обязательно воплощается в каком-то физическом лице или группе.
Шумпетер имплицитно различал функции менеджера и предпринимателя, указывая на то, что индивид может быть предпринимателем до того времени, пока он на самом деле занимается осуществлением новых дел, а если он переходит к постоянному ведению административных дел предприятия, то он теряет функцию предпринимателя. Таким образом, круг предпринимателей постоянно изменяется, а их деятельность может постоянно комбинироваться и с другими видами деятельности.
По его теории предприниматель-инноватор нарушает рыночное равновесие тем, что он выполняет свои дела по-новому или же делает новые дела, Значит, предприниматель нарушает рутинные виды деятельности и тем самым он создаёт временную инкон-еистенцию. Kirzner [5,6], проводя параллель между теорией придпринимательства и своей теорией, установил, что инноватора Шумпетера характеризует также бдительность и поэтому он может порвать с рутинной деятельностью. Шумпетер подчёркивает, что вознаграждением для предпринимателя является прибыль, которая сразу же появляется в результате инновации и которая, в свою очередь, стимулирует предпринимателя к новым инновациям. Как только инновации начинают копировать, то прибыль сразу же исчезает в экономике и рынок возвращается в состояние равновесия, оставаясь в нём до тех пор, пока не будут введены новые инновации.
Шумпетер разместил предпринимательство в эволюционное окружение без равновесия и тем самым расчертил достоверные рамки для предпринимательства, Он подчёркивал, что довольно незначительно количество тех предпринимателей, которые будут по-настоящему успешны в предпринимательской деятельности. Если у Kirzner любой человек может стать предпринимателем, то у Шумпетера только небольшое количество людей может быть предпринимате-лями-инноваторами, Шумпетер первым заговорил о том, что превращение в предпринимателя имеет свои особенности и свои требования к личности и психике индивида, Но он упускал из вида один из важнейших аспектов предпринимательской деятельности, а именно - борьбу с неопределённостью рынка.
В противовес предпринимателю Kirzner, предпринимательская деятельность которого ведет экономику в сторону равновесия, предприниматель у Шумпетера выводит экономику из состояния равновесия, не исправляет рынок, а разрушает его, чтобы потом вслед за этим опять его создать (Kirzner, 1973).
Теория развития предприятий у Penrose
Penrose (1959) хотел разъяснить основные причины и факторы развития предприятий. Заслуживает внимания его положение, по которому предприятие он считает совокупностью ресурсов, существующих в организационных рамках, По его мнению, предпринимательство является одной из функций предприятия. Предпринимательство связано с введением новых идей, в том числе новых продуктов, технологических изменений, устройством на работу новых руководителей, а также с коренными изменениями в структуре
организации предприятия, повышением вкладов капитала. Penrose очень верно подчёркивал, что предпринимательство неидентично менеджменту, менеджер исполняет идеи и предложения предпринимателя. Этим самым он в развёрнутой форме первым сформулировал взаимоотношения между предпринимателями и менеджерами.
В области исполнения функции предпринимателя Penrose придавал большое значение индивидуальным качествам характера и темпераменту человека: предприниматель у него располагает большой силой воображения и чувством времени. Неоднородность предприятий исследователь объясняет и тем, что предпринимательство представляет собой неоднородную деятельность. В предпринимательстве воображение, чувство времени и инстинкт очень важны, и эти качества не в одинаковой мере присутствуют на каждом предприятии. Penrose установил, что решения предпринимателя только частично зависят от личных качеств и темперамента личности предпринимателя, они зависят также и от сбора информации, коммуникации внутри предприятия, от решения проблем риска и неопределённости, а также от ожиданий.
Вместе с тем, Penrose выдвинул и такие идеи, которых нет в других теориях предпринимательства; 1, Для плодотворных идей предпринимательства всегда можно найти капитал, следовательно, само вовлечение капитала не может означать преграды для роста предприятия, 2, Предприниматель может приобрести капитал для своих инвестиций, если он способен вызвать к себе доверие других. 3. Предпринимательское предприятие должно решить, какую долю своих финансовых ресурсов будет отводить на поиски и создание новых ресурсов и какую их часть выделит на производственную деятельность,
Таким образом, теория предпринимательства Penrose является наиболее полной, ибо она содержит все элементы и моменты, которые необходимо сочетать с понятием предпринимательства: знания, неопределённость, субъективность, сила воображения. Тем самым Penrose порвал с неоклассической теорией предприятия и создал фундамент новой теории.
Радикальные субъективисты -- теория неожиданности
Shackle [12] относится к крайне субъективистическому крылу австрийской школы теории предпринимательства, согласно которой секреты успеха предпринимателя заключаются в том, что он способен поразить своих конкурентов тем, что он придумывает и претворяет в жизнь такие вещи, о которых они даже и не догадывались и не представляли, что это возможно осуществить [2]. Исследователь подчёркивает, что решения, принятые предпринимателями, вбирают в себя открытие новых проблем рынка, придумывание, выбор и исполнение новых возможных решений. Подробности проблемы, элементы ответов на вызовы, критерии выбора устанавливает сам предприниматель. Значит, возможности для предпринимателя су-
ществуют субъективно, а будущее совершенно неопределённо: «Будущее нужно не открывать, а его создавать» [12]. В этих рамках истолкования (из-за субъективности возможностей) признание ошибок предпринимателя весьма проблематично и, таким образом, перед нами вырисовывается искажённая картина о предпринимательстве. Полное отсутствие детерминизма и существование такого мнения, по которому будущее вообще непредсказуемо, противоречит закономерностям реального мира. В мире, представляемом в воображении радикальными субъективистами, по сути дела нельзя говорить о предпринимательстве. То, что ими называется предпринимательством, представляет собой действие, выполняемое человеком, исходя из его субъективной веры. А на самом деле чисто субъективное восприятие заведомо исключает предпринимательскую деятельность, ибо о предпринимательстве, на наш взгляд, можно говорить лишь в том случае, если субъективные представления и предположения личности получат роль, хотя бы частичную, в плане реализации объективно существующих возможностей.
Заключение. Теории, представленные выше, во многом отличаются друг от друга, однако в них можно обнаружить некоторые сходные моменты, Самым важным атрибутом предпринимательства является его связь с изменениями, но они могут восприниматься по-разному и поэтому отсюда вытекает множество теорий и подходов. Теории отражают разные существенные черты предпринимательства, однако признаки, установленные в качестве самых важных, в основном органически дополняют, а не исключают друг друга, Комплементарность этих идей может быть создана путём дальнейшего развития теории Harper [3]: предпринимательство является одним из видов экономического поведения человека.
Человеческие действия могут быть охарактеризованы природой неопределённости, характером времени, степенью новизны (инновации) и комплексностью, степенью неопределённости. Эти характерные черты составляют рамки, позволяющие определить предпринимательство как понятие, Существуют две крайние точки возможных человеческих действий; действия, исходящие из субъективной веры, с одной стороны, а с другой стороны - полностью рутинная работа, рутинные действия, значит, предпринимательство является одним из видов человеческих действий.
В неоклассическом мире теорий предпринимательство не нужно, как оно не нужно и у радикальных субъективистов, потому что этот мир совершенно непредсказуем, следовательно, в нём не существует широких просторов для предпринимательства,
Стало быть, не во всех ситуациях необходимо создавать и вести предпринимательскую деятельность, Предпринимательство означает адекватную форму человеческого поведения в комплексных ситуациях, в открытом, динамичном, структурально не ограниченном, неопределённом мире, а в случае ог-
раниченной детермированности предполагает несовершенные знания, субъективизм и реальное время. Поскольку вышеназванные факторы могут встречаться в разной степени и могут комбинироваться друг с другом, следовательно, и предпринимательская деятельность не означает гомогенную форму деятельности. В этом отношении также можно наблюдать большое разнообразие: начиная с менее креативных форм деятельности вплоть до инновации, В этом смысле рассмотренные нами теории предпринимательства не являются взаимоисключающими друг друга теориями, а всего лишь описывают различные виды предпринимательской деятельности сравнительно широкого содержания,
В заключение необходимо отметить, что кроме человеческих, психологических и когнитивных аспектов предпринимательской деятельности, помимо экономических теорий, очень важными являются и социологические, а также психологические аспекты. Стало быть, для комплексного анализа предпринимательской деятельности экономический аспект не может быть оторван от названных ранее подходов анализа, а может быть исследован только во взаимосвязи с ними.
Библиографический список
1. Blaug, М (1986): Economic History and the Kistory of Economics, New York; New York University Press
2. Earl, P.E. (1996): Shackle, Enterpreneurship, and the Theoryof the Firm. ln:Pressman, S; Interactions in Political Economy. London. Routledge
3. Harper, D. (1996): Enterpreneurship and the Market Process: An Inquiri into the Growth of Knoledge. London. Routledae
4. Jacobson, R (1992): The Austrian Theory of Strategy. Academy of Management Rewiew 17.
5. Kirzner I. M. (1973): Comptetetion and Enterpreneurship. Chicago: University of Chicago
6. Kirzner I. M. (1997): Enterpreneurial Discovery and the Competetive Market Process: An Austrian Approach. Journal of Economic Literature 35.
7. Knight, F. H. (1921): Risk, Uncertanity, and Profit. Reprint 1964. New York, Augists M. Keiiey
8. Leibenstein, H. (1968): Enterpreneurship and Development, American Economic Rewiew 58.
9. Loasby, B. J. (1982): Enterpreneur in Economic Theory. Scottisj Journal of Political Economy 29.
10. Mites, L. (1949): Human Action: A Treatise on Economics. London: William Hodge
11. Penrose, E.T. (1959): The Theory of the Growth oh the Firm. Oxford University Press. Oxford.1995
12. Shackle, G.LS. (1969): Decesion, Order and Time in Human Affairs. Cambridge: Cambridge University Press 2nd Edition
13. Schulzt, T. W. (1975): The Value of Ability to Deal with Dieequlibria, Journal of Economice Literature 13,
14. Schulzt, T. W. (1980): Investment in Enterpreneurial Ability. Scandinavian Journal of Economics 82.
15. Schumpeter, J. A. (1934): A gazdasági fejlódés elmélete. Kózgazdasági és Jogi Kónyvkiadó, Budapest 1980.