Научная статья на тему 'ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК УСЛОВИЕ РАСШИРЕНИЯ «КРУГА СОЛИДАРНОСТИ»'

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК УСЛОВИЕ РАСШИРЕНИЯ «КРУГА СОЛИДАРНОСТИ» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенческая молодежь / групповая солидарность студентов / научная и предпринимательская активность в вузах / group solidarity of university students / scientific work / entrepreneurial activity / student youth

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Емелин Дмитрий Владимирович

Настоящая работа посвящена социологическому анализу различных форм учебной, научной и предпринимательской активности студенческой молодежи в российских вузах. Она написана на основе авторского социологического исследования, которое проведено в университетах Поволжья разного типа – федеральном, национально-исследовательских, региональных опорных. Исследование направлено на выявление интеллектуальных видов деятельности, объединяющих современных студентов вузов и расширяющих круг их групповой солидарности. Автор статьи доказывает значимость интеллектуальных основ солидарности студентов для формирования класса интеллектуалов в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Емелин Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL AND CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS AS A CONDITION FOR EXPANDING THE "CIRCLE OF SOLIDARITY"

The present work is devoted to the sociological analysis of various forms of intellectual, creative and entrepreneurial activity of students. . It is written on the basis of the author's sociological research, which was conducted at universities of the Volga region of various types – federal, national research, regional reference. The research is aimed at identifying intellectual activities that unite modern university students and expand the circle of their group solidarity. The author of the article proves the importance of the intellectual foundations of student solidarity for the formation of a class of intellectuals in Russia

Текст научной работы на тему «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК УСЛОВИЕ РАСШИРЕНИЯ «КРУГА СОЛИДАРНОСТИ»»

УДК 316.45 001: 10.24412/2071-6141-2024-1-104-114

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК УСЛОВИЕ РАСШИРЕНИЯ «КРУГА СОЛИДАРНОСТИ»

Д.В. Емелин

Настоящая работа посвящена социологическому анализу различных форм учебной, научной и предпринимательской активности студенческой молодежи в российских вузах. Она написана на основе авторского социологического исследования, которое проведено в университетах Поволжья разного типа - федеральном, национально-исследовательских, региональных опорных. Исследование направлено на выявление интеллектуальных видов деятельности, объединяющих современных студентов вузов и расширяющих круг их групповой солидарности. Автор статьи доказывает значимость интеллектуальных основ солидарности студентов для формирования класса интеллектуалов в России.

Ключевые слова: студенческая молодежь, групповая солидарность студентов, научная и предпринимательская активность в вузах.

Изучение потенциала и особенностей развития студенческой молодежи как активного и перспективного сегмента общества предполагает исследование интеллектуальных форм ее активности. Анализ интеллектуально-творческой деятельности студентов позволяет определить масштабы их вовлеченности в традиционные и новые формы, эффективные методы стимулирования интереса к науке, самостоятельным проектным работам. Научная и предпринимательская активности студентов вузов, обучающихся в разных университетах и профилях, как объект исследования предоставляют возможность выявить условия для самореализации молодежи, определить факторы, способствующие или препятствующие формированию научных ценностей и бизнес-компетенций студентов. Исследование данной темы актуально для определения механизмов развития критического мышления и научного потенциала студенческой молодежи, её активного участия в создании новых технологий, обеспечении технологического лидерства страны.

Цель настоящей статьи состоит в анализе форм, масштабов интеллектуально-творческой активности студенческой молодежи в разных типах вузов, определении идей и практик в пространстве вуза для расширения «круга солидарности» студентов на интеллектуальной основе.

Различные формы интеллектуально-творческой, проектной деятельности, реализуемые в пространстве вуза, оказывают влияние на расширение солидарных отношений студентов, принятие ценностей «знание-вой экономики» и надпрофессиональных компетенций, развитие навыков командной работы и практик интеллектуального проектирования. Опираясь на теорию солидарности Э. Дюркгейма, мы пришли к выводу, что «в

студенческой среде могут существовать разные виды солидарности: механическая и органическая, объективная и субъективная. Переход от студенчества, как «статистического множества», основанного на механической солидарности, к контактным и целевым общностям с органической солидарностью зависит от вовлечения студентов в сообщества по решению задач социального института образования» [8, с. 148]. Эмиль Дюркгейм построил, на наш взгляд, эвристическую модель объединения усилий индивидов на прорывных направлениях - «круг солидарности»; реализация этой модели заставляет переходить от механической солидарности к органической по мере развития сообщества и усложнения его задач. Индивиды объединяются в сообщества ради индивидуальной и групповой потребности друг в друге; «каждый тем теснее зависит от общества, чем более разделен труд, а с другой - деятельность каждого тем личностнее, чем она более специализирована» [1, с. 127].

Исследования современной студенческой молодежи как социальной группы выявили специфические характеристики ее состояния: 1) отсутствие устойчивого социального статуса, студенты характеризуются либо через призму положения родителей, либо будущей профессии; 2) активная восприимчивость студентов к знаниям в разных сферах, но прежде всего к тем, которые ведут к профессиональному и материальному успеху; 3) мас-совизация высшего образования способствует сильной дифференциации студентов по интеллектуальным способностям и ценностному отношению к образованию. В условиях модернизации экономики и борьбы за технологическую модернизацию важно понять, какая часть студенчества разделяет ценности и нормы новаторства, может выступать резервом интеллектуального класса российского общества.

Российские социологи отмечают неоднородность студенческой молодежи и выделяют следующие критерии ее дифференциации: «опыт социализации, практики поведения в вузе и освоения профессии, способности к адаптации, социально-экономическое положение, вторичная занятость, религиозные воззрения, политические установки и ценности» [9, с. 206]. Солидарные отношения формируются в процессе взаимодействия студентов между собой в ходе совместных действий; важным фактором консолидации студентов является процесс социализации в пространстве вуза. «Социальная сплоченность становится фактором, не только способствующим адаптации студентов и групп в ходе социокультурных изменений, но и важнейшей движущей силой развития сообщества в новых условиях» [2, с. 35]. Групповая деятельность в вузе предполагает, по мнению социологов, достижение двух важнейших целей: преодоление неравенства в студенческой среде, укрепление социальных связей, пригодных сейчас и в будущем [6, с. 14].

Исследования Омельченко Е.Л. [3, 4] фиксируют появление новых молодежных солидарностей в современной России, которые актуальны для

студентов вузов: объединения молодежи вокруг разделяемых ценностей, значимых для самоопределения, идентификации со своими и размежевания с «другими», «чужими». По мнению исследователя, основными трендами, отражающими изменения молодежных солидарностей, являются экстремальность, аутентичность, эстетизация и театрализация повседневности, современное прочтение патриархальности, что проявляется в коммуникациях различных молодежных групп.

«Круг солидарности» держится на внутригрупповой коммуникации вокруг общих смыслов, альтруистическом доверии к членам «своей» группы и выражается в разных формах. Е.Л. Омельченко выделяет событийные, культурные, идеологические солидарности молодежи, а также их разные формы: постоянные, временные, локальные и глобальные, реальные, виртуальные либо смешанные [3, с. 66]. По мнению социолога, преимущества рассмотрения молодежи через «групповую солидарность» заключаются в возможности увидеть преобладающие типы отношений в мозаичном составе молодежи; выделить культуры и практики, которые притягивают к себе молодых людей [3, с. 67].

Процесс солидаризации студентов в вузе подразумевает их включение в разные виды деятельности и, прежде всего, в учебную, научно-исследовательскую, гражданскую. Научное направление представлено в каждом высшем учебном заведении в качестве студенческого научного сообщества; его реализация носит системный характер и всесторонне поддерживается. Официально зарегистрированные научные объединения получают грантовую поддержку, участвуют в проектной деятельности. В институте высшего образования разработано типовое положение о студенческом научном объединении (СНО): добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе обучающихся образовательных организаций высшего образования, занимающихся научно-исследовательской, инновационной, научно-просветительской деятельностью. Основными целями НИРС являются реализация научного потенциала и формирование исследовательских компетенций студентов, их приобщение к новаторским целям, вовлечение в научно-исследовательскую, инновационную и научно-предпринимательскую деятельность [5].

В 2021 году в России зафиксировано 9 233 общественных объединения на базе высших учебных заведений, из которых 72 % составляли объединения студенческого самоуправления и художественного творчества, к научно-проектной деятельности принадлежали только 28 % [7]. В ходе исследований необходимо выяснить мотивы, предпочитаемые формы участия студентов вузов в научной и предпринимательской активности в изменившихся условиях.

Для сбора первичной информации в рамках поставленной цели мы провели авторское социологическое исследование «Студенты вузов как источник формирования класса интеллектуалов» (2023 г., п=1020). В ис-

следовании приняли участие студенты высших учебных заведений Казани, Нижнего Новгорода, Пензы, Саранска, Тольятти, Ульяновска; выборка репрезентативна по типам вузов и профилям обучения. Характерные для современных студентов формы интеллектуально-творческой деятельности мы проанализировали, включив в анкетный опрос следующие показатели: важные сферы деятельности студентов в пространстве вуза, мотивация и степень их готовности к научному труду, отношение студентов к интеллектуальному предпринимательству и роль вузов в его развитии.

Нацеленность студентов вузов на высокое качественное образование как основу их профессионального становления характерна для многих, но не для всех: чуть более половины опрошенных студентов (54 %) убеждены, что учебная активность ради качественных знаний - это главная форма активности в стенах вуза. Остальные отдают предпочтение разным сочетаниям трудовой, спортивной, художественной, социально-политической, волонтерской активностей. Приоритет качественному образованию чаще других отдают студенты естественно-научного, информационно-технологического профилей (63 %), а также магистранты всех профилей и специальностей (64 %).

Анализируя предпочитаемые практики студентов в разрезе уровня жизни, мы выявили: по мере снижения материального достатка повышается учебная активность, происходит оживление участия в студенческом самоуправлении. Интенсивная социально-политическая деятельность, активный досуг характерны для более состоятельных студентов (рис. 1).

Рис. 1. Предпочитаемые формы деятельности в вузе студентов с разным уровнем дохода (2023 г., в %, п=1020)

Реализация учебной деятельности и других видов активностей происходит посредством выбора и сочетания различных форм объединений студентов. Участие в проектах ради получения профессиональных бонусов

являются важными мотиваторами для студентов на начальных курсах обучения. Самыми популярными у студентов сферами командообразования являются досуг (67 %), спорт (59 %), учеба (49 %) и, в меньшей степени, научная работа (22 %). По мере взросления студенты чаще отмечают преимущества объединений для поиска вакансий в трудовой деятельности.

Более высокая активность в сфере науки свойственна студентам, обучающимся на естественно-научных направлениях (28 %), а также студентам старших курсов. Преимущества групповой солидарности в рамках проектной деятельности и реализации стартапов чаще видят студенты национальных исследовательских университетов (45 %) и обычных региональных вузов (44 %), а также студенты технического профиля (47 %). В научных командах потребность невысокая во всех сегментах студентов; немного выше востребованность групповых отношений в НИР у студентов национально-исследовательских университетов (30 %) и естественнонаучных профилей (28 %; табл. 1).

Таблица 1

Предпочтения студентов в выборе сфер командной деятельности

(2023 г., в %, п=1020)

Как Вы считаете, в какой сфере современные студенты больше готовы к командной деятельности? Всего Возраст Тип вуза Профиль образования

17-19 20-21 22-24 Федеральный Нацио нальный исследовательский Опорный региональный Обычный региональный Социально-гуманитарный Технический Информационно- тр\'ил ттлгтт^Г'И'тт йи й ик ы кс н еч £ гн лго н-т ос не нх т ех с М

Учебная деятельность 49 50 44 67 52 50 41 51 53 48 46 47

Научная работа 22 22 21 24 23 30 25 19 16 23 26 28

Художественное творчество 43 44 42 41 38 46 46 41 44 37 47 44

Досуг, отдых 67 66 68 68 67 64 68 70 70 69 63 67

Спортивные мероприятия 59 60 60 51 63 60 54 58 56 66 57 55

Гражданская активность, во-лонтерство 35 38 34 31 27 34 41 38 35 35 35 36

Трудовая деятельность 27 20 30 33 24 28 29 27 24 30 28 24

Проектная деятельность, стар-тапы 39 38 43 27 33 45 36 44 33 47 39 38

Студенты из семей с разным уровнем жизни в целом схожи в своих предпочтениях, но малообеспеченные студенты активнее реализуют возможности командной работы в учебе (53 %), гражданской активности (49 %), художественном творчестве (47 %). Студенты с отличной успеваемостью более ориентированы на солидарные отношения в разных сферах деятельности; «троечники» и «отстающие» студенты проявляют пассивность в командной деятельности.

Готовность студентов вузов к интеллектуальному труду, продуцированию новых идей формируется на основе научной работы. По результатам исследования, регулярно или время от времени занимаются научной работой чуть более трети студентов вузов (36 %, табл. 2). Большая часть студенческой молодежи не включена в регулярные формы НИРС.

Таблица 2

Формы участия студентов в НИРС

(2023 г., в %, п=1020)__

Как часто и в каких формах НИРС Вам приходилось участвовать? Всего Возраст Тип вуза Профиль образования

17-19 20-21 22-24 Федеральный Национальный исследовательский Опорный регио- и'1 "П- 1111 т 1 ■ о и г е р « „ йы ын £ О Социально-гуманитарный Технический Информационно-технологический Естест-научный

Степень участия в НИРС

Часто 8 7 7 12 7 7 11 7 8 5 7 13

Время от времени 28 28 28 27 28 31 27 25 29 25 31 33

Практически не участвую 64 65 65 61 66 62 62 68 63 70 62 54

Формы участия в НИРС

Научные семинары, конференции 37 30 38 47 42 34 37 35 24 35 31 25

Написание научных статей 34 24 38 45 37 33 31 32 32 26 33 33

Научные кружки, лаборатории 14 14 13 15 12 10 20 13 11 23 29 21

Выставки научных экспонатов 8 9 13 13 4 7 33 10 7 12 11 16

Участие в олимпиадах 34 35 32 32 24 41 40 29 31 33 42 26

Коллективное выполнение проекта 32 31 8 32 32 25 36 37 30 36 30 31

Профессиональные конкурсы 8 7 27 9 5 7 19 11 17 5 13 12

Нигде не принимал участие 29 32 51 27 32 30 32 37 29 41 44 27

Практики научной работы чаще осуществляют студенты медицинского (46 %), информационно-технологического профилей (38 %), студенты национальных исследовательских и опорных региональных вузов (по 38 %). В указанных профилях и вузах чаще используются регулярные формы научных практик: научные кружки, лаборатории, выставки, олимпиады, профессиональные конкурсы и разработка проектов (табл. 2). Чаще не участвуют в НИРС студенты обычных региональных вузов и обучающиеся на технических специальностях (68-70 %); однако на этих профилях студенты активнее включаются в командные работы по созданию и реализации проектов (36-37 %). Проектная активность не всегда носит научный характер, но всегда развивает новые навыки и компетенции.

Причины, препятствующие регулярной научной работе, в самооценках студентов, связаны с такими обстоятельствами: нехватка времени (47 %), занятость в других сферах (чаще других на это ссылаются студенты технических профессий), отсутствие интереса к научным исследованиям

(41 %). Необходимо отметить, что занятие наукой меняет привычный, сложившийся образ жизни, требует интеллектуальных усилий. В большей степени проявляют интерес к научной работе студенты из малообеспеченных семей; они в большей степени ориентированы на командную научную работу в составе научных лабораторий, в рамках выполнения различных проектов (рис. 2).

Рис. 2. Приоритетные формы участия в НИРС в зависимости от уровня жизни студентов (2023 г., в %, п=1020)

Для студентов из малообеспеченных семей занятие научной деятельностью и достигнутые научные результаты позволяют изменить свой социальный статус, трансформировать образовательный и культурный капиталы в экономический ресурс. Интересно, что успеваемость студентов в рамках основной образовательной деятельности слабо влияет на положительную мотивацию к регулярной научно-исследовательской работе; отличники чуть активнее в показателе «Участвую в НИРС время от времени» (рис. 3).

Рис. 3. Участие студентов в НИРС в зависимости от успеваемости

(2023 г., в %, п=1020)

Получение новых знаний и навыков, саморазвитие признают как приобретения от занятий научной деятельностью две трети студентов. Для

значительной части студентов (40 %), занимающихся научной работой, интересны прикладные стороны этой сферы; пятой части нравится демонстрировать свои результаты и делиться ими. С накоплением опыта научной работы студенты старших курсов бакалавриата, магистранты проявляют больший интерес к научным результатам, ценят свои достижения и активно демонстрируют их научному сообществу. Но в целом доля таких студентов в российских вузах не превышает четвертой части (26 %).

Три четверти студентов отмечают наличие условий в вузе для занятий полноценной научной работой. Хорошие условия, создаваемые вузом для научной работы, отмечают студенты НИУ (86 %), а также студенты, связанные с информационно-технологическим профилем (84 %). Чаще не удовлетворены имеющимися условиями для научной деятельности студенты федерального университета. В целом для современной высшей школы характерен парадокс: наличие условий, с одной стороны, и отсутствие регулярных научных практик большинства студентов, с другой, свидетельствует о том, что многие формы НИРС устарели, отсутствует их связь с потребностями реальной экономики и профессиональной карьеры. Как отмечал классик социологии Э. Дюркгейм, «правила формируются как результат длительных отношений и скрепляют старые солидарные связи», необходимо выявлять, в какой мере они тормозят новые формы солидарных отношений [1, с. 128].

Современные студенты с большим энтузиазмом включаются в команды для выполнения проектной работы. Готовность к инновационному предпринимательству через проекты является одним из идентифицирующих признаков интеллектуального класса. Отношение студентов к предпринимательству как к инновационной, коммерческой, рискованной или высокодоходной сферам деятельности позволяет определить вектор направленности студенчества на создание инновационных прорывных идей и их практическую реализацию.

Анализируя собранные данные, мы отметили: студенты из национальных исследовательских университетов (49 %) естественно-научного профиля (49 %) считают, что предпринимательство - это инновационная деятельность, направленная на получение новых технологий из производственного бизнеса. Высоких доходов ждут от предпринимательства студенты магистратуры или последних курсов бакалавриата (56 %), региональных вузов (57 %), социально-гуманитарного направления (44 %). К предпринимательству как коммерческо-инновационной деятельности чаще относятся студенты из обеспеченных и среднедоходных семей (77 %).

В зависимости от имеющегося опыта реализации различных проектов студенты рассматривают их как базу для будущей предпринимательской деятельности. Студенты с опытом участия в конкурсах в составе команд видят возможности в своих проектах как для коммерческой (59 %), так и для инновационной деятельности (47 %). Реализация модели соли-

дарных отношений в проектной команде формирует позитивное отношение к предпринимательской деятельности как форме продвижения инновационных технологических идей. Опорные региональные вузы и национальные исследовательские университеты чаще других предлагают своим студентам специальные курсы по развитию предпринимательских навыков. Благодаря наличию специальных курсов среди студентов НИУ выше степень готовности к самостоятельному ведению бизнеса по сравнению с другими типами вузов.

Рассматривая роль вуза в развитии компетенций и навыков студентов, мы пришли к выводу: современный вуз для студентов - это место профессиональной подготовки (44 %); при этом только пятая часть студенческой молодежи видит в вузе лично для себя условия развития навыков и приобщения к научной деятельности (21 %). Вуз как место общения с друзьями и сверстниками рассматривает треть студентов.

В ходе эмпирического анализа результатов исследования нами выявлены закономерности, которые должны учитываться в работе со студенческой молодежью: по мере снижения материального достатка в семьях студентов повышается их учебная активность; по мере взросления и приобретения жизненного опыта студенты чаще отмечают преимущества различных форм объединений, связанных с карьерой. Проводимая конкретным вузом политика, нацеленная не только на учебу, но и на инновационную деятельность, способствует формированию у студентов позитивного отношения к научно-исследовательской работе, стимулированию их интеллектуально-творческой активности.

Итак, анализ форм и привлекательности интеллектуально-творческой деятельности студентов в пространстве вуза показывает: для повышения продуктивности требуется комплексное сочетание традиционных форм студенческой науки и новых проектных направлений. Предложенная Э. Дюркгеймом концепция «круг солидарности» актуальна в современных условиях для расширения круга участников интеллектуально-творческой деятельности. Необходимо объединить раздельные практики студенческой молодежи: 1) идеи и практики выполнения студентами проблемных заданий в учебной деятельности; 2) идеи и проблемы, реализуемые в научных сообществах, семинарах, лабораториях; 3) прорывные идеи, находящиеся в центре проектов, стартапов, которые инициируют студенты. Групповая солидарность, основанная на комплексном сочетании учебно-научно-предпринимательских идей и практик, расширит научную мотивацию студентов, сделает их интеллектуально-творческие практики регулярными, увеличит среди них ядро будущего класса интеллектуалов, которое сейчас составляет шестую часть студенческой молодежи.

В результате проведенного анализа открываются перспективы дальнейших исследований взаимосвязи между групповой солидарностью студентов, предпочитаемыми формами активности и их будущей профес-

сиональной деятельностью, роли цифровых технологий в формировании и поддержании солидарных отношений студенческого сообщества в сфере науки, инноваций и предпринимательства.

Список литературы

1. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1990. 575 с.

2. Козлова М.А., Козлов А.И. Адаптивный потенциал социальной сплоченности: традиция, современность, неотрадиция // Социологический ежегодник. 2016. № 2015. С. 33-47.

3. Молодежь в городе: культуры, сцены и солидарности: коллективная монография / сост. Е. Л. Омельченко. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 502 с.

4. Омельченко Е.Л., Лисовская И.В. Молодежь как барометр будущего? Молодежная повестка в современной России сквозь мнения экспертов по молодежной политике // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 2. С. 66-92.

5. Письмо Минобрнауки России от 16.09.2021 № МН-11/74-ГГ «О направлении типового положения [о студенческих научных объединениях]» [Электронный ресурс]. URL: https ://www. consultant.ru/cons/cgi/online. c gi?req=doc&base=EXP&n=784609#F7t8B6UWFRvDYCrw (дата обращения: 07.02.2024).

6. Саморегуляция жизнедеятельности молодежи: исследование социокультурного механизма // Учёные записки ФНИСЦ РАН. Вып. 7 / отв. ред. - М. К. Горшков. М.: ФНИСЦ РАН, 2020. С.48-65

7. Федеральное статистическое наблюдение в сфере государственной молодежной политики за 2021 год // Федеральное агентство по делам молодёжи. [Электронный ресурс]. URL: https://fadm.gov.ru/documents/?SECTION ID=1 83&ELEMENT ID=1181&sphrase id=22765 (дата обращения: 07.02.2024).

8. Шиняева О. В., Емелин Д. В. Групповая солидарность студентов вузов: основные критерии и типы / // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2022. № 1. С. 147-161.

9. Яишников А.Ю. Социализация студенчества в контексте риско-логии // Россия реформирующаяся : ежегодник : вып. 15. М.: Новый Хронограф, 2017. С. 199-227.

Емелин Дмитрий Владимирович, ст. преподаватель, don.de82@yandex.ru, Россия, Ульяновск, Ульяновский государственный технический университет

INTELLECTUAL AND CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS AS A CONDITION FOR EXPANDING THE ""CIRCLE OF SOLIDARITY"

D. V. Emelin

The present work is devoted to the sociological analysis of various forms of intellectual, creative and entrepreneurial activity of students. . It is written on the basis of the au-

thor's sociological research, which was conducted at universities of the Volga region of various types - federal, national research, regional reference. The research is aimed at identifying intellectual activities that unite modern university students and expand the circle of their group solidarity. The author of the article proves the importance of the intellectual foundations of student solidarity for the formation of a class of intellectuals in Russia

Key words: group solidarity of university students, scientific work, entrepreneurial activity, student youth.

Emelin Dmitriy Vladimirovich, senior teacher of the cathedra of «Political Science, Sociology and Public Relations», don.de82@yandex.ru, Russia, Ulyanovsk, Ulyanovsk state technical University

УДК 32.019.52 DOI: 10.24412/2071-6141-2024-1-114-124

РАНЖИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ВОЗРАСТНОЙ, ПОЛОВОЙ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ

Н.А. Тюков, Е.Р. Никулин, А.С. Хардикова

Рассматривается рейтинг актуальности ценностей для молодых россиян, сформированный на основе массового опроса и социально-медийной анализа. Ранжирование ценностей осуществлялось в трех аспектах: оценка важности ценности для респондента, для его окружения (общества) и для государства. В сети проанализированы релевантные цифровые потоки на предмет актуальности для молодых российских пользователей ценностей из сформированного перечня. Исследуемая возрастная группа дифференцирована по возрасту, полу и территории (численности населения пункта, где родился и вырос респондент).

Ключевые слова: ценность, ценностная ориентация, ценностный спектр, молодежь, пользователь, цифровой поток, контент, семантика.

Статья подготовлена в рамках Государственного задания Министерства науки и высшего образования РФ в ИНИОН РАН, тема: «Восприятие традиционных ценностей российской молодежью: проблемы коммуникационных разрывов», № 123091200061-5

Актуальность исследования обуславливается запросом со стороны общественных и политических структур на оптимизацию стратегии воспитания молодых россиян в рамках традиционных ценностных установок. Для этого необходимо выявить наиболее важные (приемлемые) для этой возрастной группы ценности, а также определить специфику их оценки по шкале приоритетности возрастными, половыми и территориальными сегментами российской молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.