Научная статья на тему 'СТУДЕНТЫ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КЛАССА В РОССИИ'

СТУДЕНТЫ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КЛАССА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
101
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллектуальный класс / система высшего образования / студенты вузов как интеллектуальная элита / intellectual class / higher education system / university students as an intellectual elite.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Емелин Дмитрий Владимирович, Шиняева Ольга Викторовна

В статье исследован процесс формирования интеллектуального класса в информационном обществе, особенности его зарождения и воспроизводства в России. Проведен анализ работ зарубежных и отечественных социологов, посвященных проблеме идентификации интеллектуального класса, на основе которого построена его структурная модель. В качестве основных критериев предложены: ориентация на получение качественного образования, готовность к производительному интеллектуальному труду, способность к новым идеям, самоорганизация в команды, ориентация на инновационное предпринимательство. Данные критерии применены к современным студентам вузов, чтобы выявить степень их соответствия классу интеллектуалов. Обобщение результатов авторского социологического исследования позволило констатировать: основные качества, определяющие интеллектуальный класс, формируются у разных категорий студентов с различной интенсивностью. Отсутствие практически полезных результатов от интеллектуальной деятельности снижает мотивацию студентов к осуществлению инновационной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Емелин Дмитрий Владимирович, Шиняева Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS THE BASIS FOR THE FORMATION OF AN INTELLECTUAL CLASS IN RUSSIA

The article examines the process of formation of the intellectual class in the information society, the peculiarities of its origin and reproduction in Russia. The analysis of the works of foreign and domestic sociologists devoted to the problem of identification of the intellectual class, on the basis of which its structural model is built, is carried out. The main criteria proposed are: orientation to quality education, readiness for productive intellectual work, ability to new ideas, self-organization in teams, orientation to innovative entrepreneurship. These criteria are applied to modern university students to identify the degree of their compliance with the class of intellectuals. Summarizing the results of the author's sociological research allowed us to state: the main qualities that determine the intellectual class are formed in different categories of students with different intensity. The absence of practically useful results from intellectual activity reduces motivation

Текст научной работы на тему «СТУДЕНТЫ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КЛАССА В РОССИИ»

Емелин Д.В., Шиняева О.В.

СТУДЕНТЫ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО

КЛАССА В РОССИИ

Ра!: 10.26907/2079-5912.2023.1.25-30

Аннотация. В статье исследован процесс формирования интеллектуального класса в информационном обществе, особенности его зарождения и воспроизводства в России. Проведен анализ работ зарубежных и отечественных социологов, посвященных проблеме идентификации интеллектуального класса, на основе которого построена его структурная модель. В качестве основных критериев предложены: ориентация на получение качественного образования, готовность к производительному интеллектуальному труду, способность к новым идеям, самоорганизация в команды, ориентация на инновационное предпринимательство. Данные критерии применены к современным студентам вузов, чтобы выявить степень их соответствия классу интеллектуалов. Обобщение результатов авторского социологического исследования позволило констатировать: основные качества, определяющие интеллектуальный класс, формируются у разных категорий студентов с различной интенсивностью. Отсутствие практически полезных результатов от интеллектуальной деятельности снижает мотивацию студентов к осуществлению инновационной активности.

Ключевые слова: интеллектуальный класс, система высшего образования, студенты вузов как интеллектуальная элита.

В современном обществе под воздействием происходящих процессов информатизации общества, цифрови-зации экономической сферы, внедрения новых технологий во все сферы жизнедеятельности меняются не только тип мышления, способы общения, но и индивидуально-групповые статусы в социальной структуре. Важнейшими ресурсами выступают информация и знания. Умение пользоваться ими становится определяющим основанием для новой социально-статусной стратификации россиян. В социальной структуре информационного общества появляется группа, которая в разных источниках обозначается как «когнитариат», «люди знания», «креативный класс», «класс интеллектуалов». Структуру и социальные функции нового субъекта исследовали западные социологи Д. Белл [1], З. Бауман [2], С. Фуллер [3], Р. Флорида [4] и др.

Важным аспектом исследования нового субъекта является анализ социальной базы его формирования. Потенциальным резервом «когнитариата» среди прочих социальных групп ученые называют студентов высших учебных заведений. Динамичность современной жизни, активное распространение инноваций, внедрение новых технологий требуют от студенческой молодежи не только амбици-

озности и компетентности, но и наличия высокого уровня образования, критического мышления, готовности к постоянному развитию. Цель нашей статьи: проанализировать, в какой мере российские студенты высших учебных заведений являются потенциальным источником формирования класса интеллектуалов.

Интерес к вопросам формирования интеллектуального класса, его структуры начал формироваться во второй половине XX века, при переходе к постиндустриальному обществу. Большинство исследователей определяли интеллектуальный класс как социальную общность людей, воплощающих в себе знания и информацию о производственных процессах и механизме общественного прогресса в целом. Главными отличительными признаками нового класса признавались информация и передовые знания, которыми обладали специалисты разных отраслей.

Д. Белл рассматривал в качестве новых элит постиндустриального общества ученых и технических специалистов, обладающих большим объемом знаний и технологий. По мнению Д. Белла, знание является общим достоянием, с его помощью снижаются имущественные барьеры, появляются новые механизмы социальной динамики. Со-

гласно концепции З. Баумана, интеллектуалы обладают созидательным мировоззрением, фундаментом которого выступает образование. С. Фуллер отмечает такие важные качества интеллектуалов как ориентация на продвижение идей, стремление к импровизации, самостоятельное мышление.

Р. Флорида выделил в качестве определяющего качества интеллектуалов креативность. В его определении данного класса акцент ставится на способах самоорганизации продвинутых индивидов в социальные группы, на общей идентичности вокруг прорывной социально-экономической функции. «Креативный класс состоит из людей, производящих экономические ценности в процессе творческой деятельности... в него входит великое множество работников интеллектуального труда, символических аналитиков, а также лиц свободных профессий и технических специалистов, но принципом объединения служит их реальная роль в экономике» [4, с. 85]. Ричард Флорида выделяет такие значимые для креативного класса качества как индивидуальность, успешность, разнообразие, открытость. Происходит переход от ценностей «выживания» к ценностям «самовыражения».

В условиях модернизации российского общества появились работы отечественных социологов, адаптирующих критерии интеллектуального класса к социальным и территориальным условиям России. Иноземцев В.Л. считает, что в отечественной социологии пока не сформировалось четкого определения интеллектуального класса, поскольку он сам находится на начальной стадии зарождения. К характерным особенностям класса интеллектуалов он относит следующие индикаторы: 1) высокие стандарты образования, когда образовательный уровень интеллектуалов превосходит аналогичный показатель средних работников;

2) независимость интеллектуалов от остальных социальных слоев, самостоятельное создание средств производства;

3) мобильность, основанная на обладании различными видами капиталов, среди которых материальные ценности уступают культурному, человеческому капиталам. Аккумулируя совокупность выделенных признаков, Иноземцев В.Л. определяет класс интеллектуалов как совокупность работников, «которые обладают неотчуждаемой собственностью на информацию и знания, являются равными партнерами собственников средств производства, не эксплуатируемы как класс; их деятельность мотивирована качественно новым образом, причем все эти признаки в известной мере оказываются наследуемыми» [5, с. 71].

Фадеева И.М. и Федосеева М.В. рассматривают интеллектуальный класс как динамично изменяющееся и гибкое сообщество индивидов, объединенных различными социальными и коммуникационными практиками, которое связано с ключевым понятием «интеллектуал». Обобщая

различные подходы, они определяют интеллектуала, как «носителя качественно нового общенаучного, научно-инженерного или гуманитарного знания, способного осуществлять профессиональную и социальную деятельность в условиях неопределенности, обладающего критическим и творческим мышлением, независимой гражданской позицией и способного к оригинальному системному и междисциплинарному решению задач, предпринимательскому поведению» [6, с. 315]. Исследователи отмечают, что для представителей интеллектуального класса важно материальное благосостояние для обеспечения индивидуального благополучия. Интеллектуалы высоко оценивают престиж выбранной профессии и деятельности, но, в отличие от интеллигенции, для них важен профессионализм без акцентирования внимания на морально-нравственных аспектах труда. Вектор их деятельности ориентирован на интеллектуально-предпринимательскую миссию. Социологи отмечают тенденцию «снижения солидарности внутри интеллектуального сообщества в виду индивидуализации общества в целом» [6, с. 318].

Горчицкая Е.А. наделяет интеллектуалов признаком референтности, на чьи ценности ориентируются другие социальные группы. Исходя из отношений к ценностям и традициям, она выделяет интеллектуалов - носителей традиций, скрепляющих, стабилизирующих общество и инновационных интеллектуалов, включающих в себя наиболее активные, пассионарные элементы населения [7].

В России процессы формирования интеллектуального класса сталкиваются с проблемой нехватки квалифицированных и наделенных способностью к оригинальному мышлению молодых кадров. В качестве основных проблем молодых специалистов Андреев А.Л. называет «узкий культурный кругозор, недостаточный запас знаний, неглубокое восприятие как современности, так и истории, клишированность восприятия и, как следствие, дефицит оригинальных мыслей и слабость продуктивного воображения» [8, с. 325].

Обобщая идеи зарубежных и отечественных социологов, мы выделили критерии и показатели интеллектуального класса для дальнейшего эмпирического исследования. Главные функции интеллектуального класса - это производство и распространение новых знаний; осуществление интеллектуального прорыва в обществе на идеях, продуцируемых в профессиональной среде; укрепление партнерских связей с субъектами бизнеса, науки, политики. Основными критериями принадлежности к интеллектуальному классу являются: а) причастность к качественному образованию, уровень которого значительно выше характерного в определенный исторический момент для большинства граждан; б) способность к интеллектуальному творчеству, умение использовать свои знания для выработки оригиналь-

ного и нового продукта в сфере умственной деятельности; в) групповая организованность как способ взаимодействия и предпринимательства не ради выживания, а для выражения идей; г) высокая социальная мобильность на основе неотчуждаемой интеллектуальной собственности, партнерства с собственниками на средства производства.

Используя структурный подход при рассмотрении интеллектуального класса, принципы единства и целостности составляющих его компонентов, мы разработали модель идентификации нового социального субъекта. В каждом структурном блоке мы выделили значимые качества, функции, признаки идентификации, определяющие и выделяющие интеллектуальный класс среди других социальных групп (рисунок 1).

В эпоху трансформационных перемен приобретает особую актуальность воспроизводство и пополнение интеллектуального класса наиболее талантливыми, самостоятельными, обладающими высокими интеллектуальными способностями представителями молодого поколения, в частности, из среды студентов высших учебных заведений. Исследователи, занимающиеся социологией молодежи, отмечают, что именно в студенческом возрасте (от 18 до 24 лет) осуществляется формирование основных жизненных ценностей, профессиональных компетенций и ори-ентаций. Для реализации цели мы провели авторское социологическое исследование среди студентов вузов разных профилей «Групповая солидарность и профессиональные установки студентов вузов» (2022г.). Выборочная совокупность анкетного опроса представлена студентами высших учебных заведений Ульяновской области от 17 до 24 лет, объем составил 600 человек.

В качестве индикаторов соответствия студентов вузов характеристикам интеллектуального класса мы выделили следующие показатели: ориентация студентов на получение качественного образования; готовность к интеллектуальному труду и новым идеям; самоорганизация в команды, готовность к предпринимательству. Рассмотрим их состояние на основе результатов анкетного опроса.

Ориентация студентов на получение качественного образования. Нацеленность студентов вузов на высокое качественное образование как идеал их профессионального становления характерна для многих, но не для всех: в среднем чуть более половины опрошенных студентов (54%) убеждены, что учебная активность ради качественных знаний - это главная форма активности в стенах вуза. Остальные отдают предпочтение разным сочетаниям трудовой, спортивной, художественной, социально-политической, волонтерской активностей. Приоритет учебе чаще других студентов отдают бакалавры естественно-научного, информационно-технологического профилей (63%), а также студенты-магистранты всех профилей и специальностей (65%).

Качество профессиональной подготовки усиливает выполнение индивидуальных практических задач, так считают 70% студентов вузов; особый интерес к этой форме учебной деятельности проявляют отличники и те студенты, которые не имеют опыта трудовой занятости. По мнению большинства студентов разных профилей, еще более повышают качество образования «решения кейсов и исследования в составе команд» (76%). Внимания заслуживает следующая выявленная нами закономерность: чем сильнее студенты реализуют самые разные коммуникативные

Рисунок 1. Структурная модель интеллектуального класса: разработано авторами

интересы в вузе, тем чаще они готовы коллективно выполнять творческие задания и исследования по профессии (82%). Это означает, что усилия организаторов учебного процесса и преподавателей должны быть направлены на разработку для студентов исследовательских технологий, алгоритмов реализации коллективных проектов.

Готовность студентов к интеллектуальному труду и новым идеям.

Готовность студентов вузов к интеллектуальному труду, продуцированию новых идей формируется на основе дополнения к качественной учебной деятельности - научной работы. По результатам опроса, регулярно занимаются научной работой 30% студентов вузов. Данный показатель свидетельствует о том, что большая часть студенческой молодежи не включена в регулярные формы НИРС. При этом сравнение с исследованием в ульяновских вузах 10-ти летней давности свидетельствует о положительной динамике: в начале 2-го десятилетия XXI века доля молодых исследователей из числа студентов вузов, регулярно занимавшихся наукой, составляла 10% [9, с. 65].

Практики регулярной научной работы чаще осуществляют студенты медицинского, информационно-технологического профилей (40-42%); на этих направлениях в 1,5-2 раза чаще используются формы регулярных научных связей студентов и наставников: научные семинары (42%), лаборатории (28%), проектные коллективы (20%); на других направлениях в данных формах НИРС задействовано всего 12-17% студентов. Указанные формы более эффективны в приобщении студентов к продуцированию новых идей, чем традиционные конференции, выставки, олимпиады. Причины, препятствующие эффективной научной работе студентов, те же, что и 10 лет назад: нехватка времени, занятость в других сферах (47%, чаще других на это ссылаются студенты технических профессий); отсутствие интереса к научным исследованиям (41%). К ним следует добавить дисбаланс личностных качеств студентов, которые формируют современные вузы. По мнению студентов, в их профессиональной культуре востребованы трудолюбие (53%), амбициозность (49%), целеустремленность (33%); качества, отвечающие за новые, оригинальные идеи, пользуются низким спросом - инициативность (5%), критическое мышление (6%), высокий интеллект (7%), креативность (15%).

Интересная закономерность выявлена в ответах студентов с разной успеваемостью: отличники и хорошисты в 1,5 раза чаще используют такие качества как целеустремленность, увлеченность, заинтересованность; троечники и отстающие студенты чаще отмечают необходимость таких качеств как креативность, инициатива и трудолюбие.

Самоорганизация в команды, готовность к предпринимательству.

С целью определения у студентов готовности к самоорганизации в команды мы задали вопрос: «Как ты относишься к коллективной работе во время занятий?». Большинство опрошенных студентов вузов выступили с ситуативной позиции: когда им комфортно работать в команде, то принимают коллективные методы; в других случаях реализуют кейсы самостоятельно (66%). Крайние позиции заняли студенты-коллективисты (24%) и индивидуалисты (10%). Индивидуалистическая направленность ярче проявляется у отстающих студентов (41%). В отличие от них, почти половина успешных студентов склоняется к командной работе (48%).

Студенческая молодежь проявляет высокую коммуникативную активность в разных сферах: более 70% опрошенных студентов являются активными участниками от 2-х до 5-ти социальных сетей и различных Интернет-сообществ; чаще проявляют активность в цифровой среде студенты младших курсов и девушки - 76-77%). Более половины студентов относятся позитивно к участию в гражданских ассоциациях и объединениях. Однако участие студентов в командах интеллектуально-профессиональной сферы не отличается высокими масштабами: в коллективах по выполнению исследовательских проектов занято лишь 12% студентов вузов, в творческих профессиональных объединениях учебного заведения и региона - 7%. Командное участие студентов младших курсов разных профилей отличается большей активностью (18%); по мере обучения оно снижается (до 8%). Данная тенденция показывает, что с возрастом студенты вовлекаются в иные сферы, не связанные с интеллектуальной командной работой.

Треть студентов вузов (32%) видит смысл получения высшего образования в дальнейшем открытии своего дела. Интерес к предпринимательству активнее проявляют студенты ИТ-специальностей, магистры разных направлений, а также выходцы из малообеспеченных семей (40-42%); значительно ниже данный интерес у будущих инженеров, студентов-отличников и выходцев из состоятельных семей (22-23%). При этом необходимые компетенции в вузе приобретает небольшая часть студентов: по данным опроса, знания для открытия собственного дела в своей профессии приобрели 5% студентов; навыки создания стартапа - 12% опрошенных студентов. Интересно, что более продвинутыми в этой сфере являются отстающие в учебе студенты: среди них осведомленных об открытии своего дела - 24%, а среди отличников - только 5%.

Итак, разные качества, определяющие интеллектуальный класс, формируются у студентов высших учебных заведений с различной интенсивностью. На высокое качественное образование в профессиональной сфере

ориентирована половина студентов; треть нацелена на предпринимательство и производство новых идей в интеллектуальной сфере; реальный опыт работы в командах, создания стартапов и выполнения проектов демонстрирует шестая часть студентов вузов. Обобщение полученных данных и проведение многофакторного анализа позволили нам прийти к выводу, что четвертая часть студенческой молодежи располагает тремя-четырьмя признаками интеллектуального класса, что соответствует ядру нового социального субъекта. Еще столько же студентов находятся в резерве класса «интеллектуалов», т.е. обладают двумя признаками.

Проблема состоит в том, что установка на качественное образование у современных студентов сопрягается с низкой готовностью к научной деятельности, инновационному предпринимательству. Уровень готовности студентов

к интеллектуальному труду и новым идеям в процессе получения высшего образования повысят следующие формы образовательно-исследовательской деятельности: совместное решение отраслевых, региональных проблем в командных проектах; создание междисциплинарных объединений, лабораторий в вузах и населенных пунктах для реализации предпринимательской активности студентов; организация мастер-классов от молодых ученых, предпринимателей для увеличения среди студентов сегмента «инициативных, критически и креативно мыслящих» интеллектуалов.

Необходимо переходить от поддержки отдельных одаренных личностей к политике командного конструирования, поддержки регулярных форм интеллектуального общения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. - М.: Academia, 2004. - 788 с.

2. Бауман З. Законодатели и толкователи: Культура как идеология интеллектуалов [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас. - 2003. - № 1 (27). - URL: http://magazines.russ.rU/nz/2003/1/baum.html

3. Фуллер С. Социология интеллектуальной жизни: карьера ума внутри и вне академии. - М.: Издательский дом «Дело», 2018. - 381с.

4. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. - М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2007. - 421 с.

5. Иноземцев В. Л. «Класс интеллектуалов» в постиндустриальном обществе // Социологические исследования. -2000. - №6. - С. 67-77.

6. Фадеева И.М., Федосеева М.В. Интеллектуальный класс: новые контуры идентичности и функциональности (социологический аспект) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. -2020. - №4 (841). - С. 310-326.

7. Горчицкая Е.А. Интеллектуальная элита с позиций философии: структура и функции // Вестник ОмГУ. - 2011. - №4. -С. 207-210.

8. Андреев А.Л. Интеллектуальные среды: концептуальная перспектива глазами социолога // Вестник Российской академии наук. - 2015. - Т. 85. - № 4. - С. 321-328.

9. Шиняева О.В., Акманаева Д.Х. Научная активность студентов высших учебных заведений как фактор формирования профессиональной культуры // Образование и общество. - 2011. - №4. - С. 61-68.

Информация об авторах

Емелин Дмитрий Владимирович, аспирант, Ульяновский государственный технический университет, гуманитарный факультет, кафедра «Политология, социология и связи с общественностью».

E-mail: don.de82@yandex.ru

Шиняева Ольга Викторовна, профессор, доктор социологических наук, Ульяновский государственный технический университет, профессор кафедры «Политология, социология и связи с общественностью».

E-mail: olses@rambler.ru

Emelin D.V., Schinyaeva O.V.

STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS THE BASIS FOR THE FORMATION OF AN INTELLECTUAL CLASS IN RUSSIA

Abstract. The article examines the process of formation of the intellectual class in the information society, the peculiarities of its origin and reproduction in Russia. The analysis of the works of foreign and domestic sociologists devoted to the problem of identification of the intellectual class, on the basis of which its structural model is built, is carried out. The main criteria proposed are: orientation to quality education, readiness for productive intellectual work, ability to new ideas, self-organization in teams, orientation to innovative entrepreneurship. These criteria are applied to modern university students to identify the degree of their compliance with the class of intellectuals. Summarizing the results of the author's sociological research allowed us to state: the main qualities that determine the intellectual class are formed in different categories of students with different intensity. The absence of practically useful results from intellectual activity reduces motivation.

Keywords: intellectual class, higher education system, university students as an intellectual elite.

Literature

1. Bell D. The coming post-industrial society. Experience of social forecasting/Translated from English. 2nd edition, ispr. and additional. - M.: Academia, 2004. - 788 p.

2. Bauman Z. Legislators and interpreters: Culture as an ideology of intellectuals [Electronic resource] // Inviolable reserve. 2003. № 1 (27). URL: http://magazines.russ.ru/nz/2003/1/baum.html

3. Fuller S. Sociology of intellectual life: the career of the mind inside and outside the Academy. - M.: Publishing House "Delo", 2018. - 381 p.

4. Florida R. Creative class: people who are changing the future. - M.: Publishing house "Classics-XX1", 2007. - 421 p.

5. Inozemtsev V. L. "Class of intellectuals" in post-industrial society. // Sociological research. - 2000. - № 6. - P. 67-77.

6. Fadeeva I. M., Fedoseeva M. V. Intellectual class: new contours of identity and functionality (sociological aspect) // Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Social sciences. - 2020. - №4 (841). - P. 310-326.

7. Gorchitskaya E. A. Intellectual elite from the standpoint of philosophy: structure and functions // Bulletin of OmSU. - 2011. -№ 4. - P. 207-210.

8. Andreev A. L. Intellectual environments: conceptual perspective through the eyes of a sociologist / A. L. Andreev // Bulletin of the Russian Academy of Sciences. - 2015. - Vol. 85. - № 4. - P. 321-328.

9. Shinyaeva O.V., Akmanaeva D.H. Scientific activity of students of higher educational institutions as a factor in the formation of professional culture // Education and society. - 2011. - № 4. - P. 61-68.

Authors

Emelin Dmitry Vladimirovich, Postgraduate student, Ulyanovsk State Technical University, Faculty of Humanities, Department of Political Science, Sociology and Public Relations.

E-mail: don.de82@yandex.ru

Shinyaeva Olga Viktorovna, Professor, Doctor of Sociology, Ulyanovsk State Technical University, Professor of the Department of Political Science, Sociology and Public Relations.

E-mail: olses@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.