Научная статья на тему 'Интеллектуально-инновационное предприятие как тенденция'

Интеллектуально-инновационное предприятие как тенденция Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ПОСТИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ПЕРСОНАЛА / КРИТЕРИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / INNOVATIVE ECONOMY / POST-INDUSTRIALIZATION / INTELLECTUAL AND INNOVATIVE ENTITY / INDUSTRY / INTELLECTUALIZATION OF PERSONNEL / CRITERIA OF INTELLECTUALITY OF THE ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлева Е. В.

Раскрыта актуальная тенденция современности, заключающаяся в качественной трансформации промышленных предприятий под влиянием взаимосвязанных факторов технологической эволюции и активизации инновационного развития экономики. Показано направление трансформационных изменений промышленных предприятий на качественном уровне в виде становления предприятий интеллектуально-инновационного типа. Уточнены отличительные особенности интеллектуально-инновационных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Яковлева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intellectual and innovative entity as tendency

The urgent tendency of the present consisting in high-quality transformation of industrial enterprises under the influence of interconnected factors of technological evolution and activization of innovative development of economy is opened. The direction of transformational changes of industrial enterprises at the high-quality level in the form of formation of the entities of intellectual and innovative type is shown. Distinctive features of the intellectual and innovative entities are specified.

Текст научной работы на тему «Интеллектуально-инновационное предприятие как тенденция»

включающие социальные механизмы вертикальной мобильности и социальных вознаграждений, могут приобретать все большее значение в предпринимательском поведении.

Библиографический список

1. Друкер, П. Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы / П. Ф. Друкер. - М., 1992. - 352 с.

2. Brockhaus R. N. (1982) The Psychology of the Entrepreneur / C. A. Kent et al (eds.). Encyclopedia of Entrepreneurship. Prentice-Hall, Englewood Cliffs, New Jersey. — 542 p.

3. Шумпетер, Й. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита,

процента и цикла конъюнктуры) : пер. с англ. / Й. Шумпетер. — М. : Прогресс, 1982. - 455 с.

4. Миллер, А. Е. Интрапренерство : моногр. / А. Е. Миллер, С. Н. Чуканов. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 1998. — 160 с.

МИЛЛЕР Александр Емельянович, доктор экономических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой экономики и финансовой политики. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.10.2016 г. © А. Е. Миллер

УДК 338.2

Е. В. ЯКОВЛЕВА

Омский государственный технический университет

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ТЕНДЕНЦИЯ_

Раскрыта актуальная тенденция современности, заключающаяся в качественной трансформации промышленных предприятий под влиянием взаимосвязанных факторов технологической эволюции и активизации инновационного развития экономики. Показано направление трансформационных изменений промышленных предприятий на качественном уровне в виде становления предприятий интеллектуально-инновационного типа. Уточнены отличительные особенности интеллектуально-инновационных предприятий.

Ключевые слова: инновационная экономика, постиндустриализация, интеллектуально-инновационное предприятие, промышленность, интеллектуализация персонала, критерии интеллектуальности предприятия.

Наблюдаемый переход от традиционной экономики к активной фазе инновационной экономики, обусловленной технологическими преобразованиями на уровне шестого технологического уклада, связан с глубокими преобразованиями институциональных основ экономики, с пересмотром концептуальных подходов к роли материальных и интеллектуальных активов, а также с переоценкой «промышленных» ценностей техногенной культуры эпохи индустриализации и поиском новых «информационных» и «хомогенных» ценностей современного периода постиндустриализации, драйвером развития которой является синтез нано-, био-и информационных технологий. По оценкам специалистов, если в настоящее время основные различия между предприятиями связаны с разным организационно-техническим уровнем производства и реализации продукции, то с течением времени (по прослеживаемой тенденции) «техногенный» фактор различий в конкурентном положении должен смениться «хомогенным» фактором, определяемым в первую очередь способностями и возможностями (интеллектуальными преимущественно) персонала предприятия [1].

В целом, эволюция промышленных предприятий прослеживается в следующем направлении (рис. 1).

Для промышленного производства традиционной экономики более важно получение как можно большего количества экземпляров товаров каждого данного потребляемого вида. Одной из важнейших задач управления предприятием при этом является определение объемов производства, обеспечивающих экономическую эффективность его деятельности.

В настоящее время происходящие трансформационные процессы в экономике, обусловленные современным этапом технологической эволюции, диктуют необходимость проведения активных инновационных преобразований. В таких условиях промышленные предприятия продолжают играть роль важнейшего института в структуре национальной инновационной системы. Основной тенденцией эволюции промышленных предприятий как институциональных единиц становится повышение наукоемкости и высокотехнологичности, а также инновационной активности с проявлением целого комплекса так называемых признаков «организаций XXI в.», в числе которых:

— построение в виде сетевой, компьютерно-интегрированной организационной структуры, объединяющей неоднородные ресурсы, расположенные в различных местах;

— ведение разработки и реализации новых подходов к управлению производимыми продуктами,

Доиндустриальиое общество

Фабрично-мануфактурный период: разделение труда, использование машин

Индустриальное общество

Период массового производства: машинное производство, унификация продуктов, концентрация капитана

Постиндустриальное общество

Информационный

период: интеллектуализация производственных и трудовых процессов

Рис. 1. Эволюция промышленного предприятия: основные этапы

Классификация промышленных предприятий по способности обеспечения создания, восприятия, закрепления и развития технологических новшеств

Таблица 1

Тип предприятия

Характеристика предприятия

Графическое представление

1. Технологические

Функционируют на основе системы определенных стабильных технологических процессов, замена которых приводит к изменению профиля предприятия. Эволюционное изменение технологии для таких предприятий — результат длительных научно-исследовательских разработок, требующих высоких затрат, превосходящих, как правило, финансовые и кредитные возможности самого предприятия (например, многие крупные предприятия металлургии, химической промышленности). При этом реализуется в основном односторонний характер взаимодействия с рынком.

2. Конъюнктурные

Технология производства жестко не связана с собственными основными фондами. Продукция предприятия (услуги) не требуют узкоспециализированного оборудования, длительной и дорогой подготовки производства и процесса освоения. Ориентированы на удовлетворение текущих и оперативно меняющихся запросов рынка (например, некоторые машиностроительные сборочные предприятия). Взаимодействие таких предприятий с рынком также в основном одностороннего, но иного характера.

3. Маркетинговые

Ориентируются не только на текущие запросы рынка, но и на будущие его потребности, заранее осуществляют подготовку соответствующей технологии, ведут политику активного воздействия на рыночный спрос будущих периодов. Взаимодействие с рынком носит двусторонний характер.

4. Технологической атаки

Стратегия предприятий позволяет реализовать неизбежные под воздействием НТП технологические скачки, что обеспечивает им устойчивое конкурентное преимущество. Предприятия не просто способны эволюционно менять технологию, но и самостоятельно, ранее конкурентов проводить революционные перемены, что является результатом соответствующего фокусирования усилий и ресурсов предприятия (например, крупнейшие предприятия аэрокосмической отрасли). Взаимодействие с рынком приобретает следующий вид:

осуществляемыми процессами и потребляемыми ресурсами;

— проведение политики тотального самообучения на индивидуальном, групповом и организационном уровнях;

— наличие интенсивной генерации знаний, переработки и использования корпоративных знаний, преобразование интеллектуальных ресурсов в продукты и услуги.

В связи с трансформационными процессами современных промышленных предприятий на качественном уровне возникает необходимость введения нового признака их классификации,

отражающего степень их много аспектной «современности». В частности, Г. Б. Клейнером данный принцип классификации промышленных предприятий идентифицирован как «способность обеспечить создание, восприятие, закрепление и развитие технологических новшеств», а соответствующие ему типы предприятий условно определены как «технологические», «конъюнктурные», «маркетинговые», «предприятия технологической атаки (технологических скачков)» (табл. 1), отражая эволюцию предприятий США и Западной Европы. Следует отметить, что в России на сегодняшний день крайне мало предприятий четвертого типа —

Таблица 2

Векторные направления качественной трансформации промышленных предприятий в условиях современной инновационной экономики

Ресурсы

Товарно-ресурсные компоненты

Трудовая деятельность

Не количественные характеристики ресурсов, а их качественные параметры, а точнее, качественно иные ресурсные блага приобретают существенное значение.

В том числе важнейшее значение приобретают не количественные характеристики персонала (его численность), а качественные показатели работников, с точки зрения наличия способности создать новое изделие или услугу, найти новый способ организации производства, уловить процесс формирования новых потребностей в рыночной сфере и адекватно отреагировать на него.

Индивидуализация товарно-ресурс-

ных компонентов деятельности. Несводимость одних предметов труда к другим с помощью линейных преобразований подобия: предметы труда приобретают неповторимый образ, что приобретает относительно массовый характер в условиях современного производства, при этом труд работника по созданию товаров или услуг становится подобным труду, например, творца-художника.

Изменение качества самой деятельности: интеллектуализация труда как следствие индивидуализации

экономических сущностей товарно-ресурсных компонентов деятельности.

предприятий технологической атаки, способных обеспечить столь необходимые для современной российской экономики технологические скачки в виде прорывных инноваций (сценарий опережающего формирования и развития национальной экономики).

В целом, в условиях инновационной экономики, а именно на современном её этапе, неизбежна качественная трансформация промышленных предприятий, связанная с изменением общей целевой функции производства постиндустриального периода экономики. Дело в том, что основной задачей производства в индустриальном обществе (традиционная экономика) являлось производство такого количества продукции, которое позволило бы обеспечить потребности населения и нужды дальнейшего экономического развития в товарах и услугах. Для экономики активных инновационных преобразований постиндустриального периода главным становится не тиражирование экземпляров типового продукта. Эта задача в условиях комплексной автоматизации и информатизации производственно-хозяйственных и управленческих процессов на предприятии относительно легко решаема. Актуализируется производственная задача разработки и создания новых видов товаров и услуг. В качестве основных направлений качественной трансформации промышленных предприятий в условиях современной инновационной экономики можно определить три основных вектора (табл. 2) [1].

Таким образом, востребованным подходом к анализу деятельности современного предприятия, к принятию соответствующих эффективных управленческих решений становится не только рассмотрение предприятия в виде суммы материальных и нематериальных активов, а также учет возросшего значения и роли последних в деятельности предприятия современного уровня. В итоге новым качеством для промышленных предприятий в эпоху инновационной экономики на уровне технологического уклада шестого поколения должен стать принципиально иной уровень развития — уровень интеллектуально-инновационного предприятия.

Предлагаемое понятие «интеллектуально-инновационное предприятие» содержательно шире известного термина «инновационное предприятие». Так, Руководство Осло (рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям) [2] определяет инновационное предприятие как предприятие, которое внедрило некую инновацию в течение

периода наблюдения. Причем это могут быть как коммерчески успешные инновации, так и неудачные, а также внедряемые инновации могут быть как результатом собственных исследований и разработок, так и заимствованными, т.е. разработанными другими субъектами. Помимо этого, Руководство Осло разделяет инновационные предприятия в зависимости от типа осуществленных инноваций на продуктовые, процессные, организационные, маркетинговые. Например, продуктово/процессное инновационное предприятие — предприятие, которое внедрило какой-либо новый или значительно улучшенный продукт или производственный процесс в период времени наблюдения.

Современное интеллектуально -инновационное предприятие должно представлять собой сложный научно-технический комплекс — объединение предприятий и организаций, структура которого может включать научно-исследовательские подразделения, конструкторские бюро, производственные и др. подразделения, обеспечивающие реализацию последовательно восходящих циклов «исследование—производство», каждый из которых увеличивает эффективность производства и качество продукции.

Характеристика предприятия подобного типа, представлена, например, в работе [3]. К принципам функционирования такого предприятия отнесены адаптивность, прогрессивность, комплексность, интеллектуальность.

М. Рубинштейн и А. Фирстенберг [4] выражают характерные черты современного предприятия интеллектуально-инновационного типа акронимом IWRAM, где:

I — индивидуальные вклады (inputs);

W — совместная работа (work);

R — результат (result);

А — коррективы (alignment);

M — контроль (monitoring).

Полещенко К. В., Разумов В. И., Сизиков В. П. [5] считают, что закономерной перспективой развития для любых типов современных предприятий является достижение уровня интеллектуально-ресурсного предприятия кластерного типа, т. е. предприятия, ориентированного на выпуск интеллектоемкой продукции путем осуществления инновационного процесса в активном режиме за счет опережающего прироста знания и управления его потоками.

Оценка уровня интеллектуальности (интеллектуальной зрелости) предприятия является достаточно

сложной задачей. В качестве критериев интеллектуальности предприятия различными авторами предлагаются следующие.

1. Критерий интеллектуальности организации и каждого работника (Q):

Q = VC/R,

где VC (value created) — созданная стоимость; R (resources) — затраченные ресурсы [3].

2. Количество контролируемых предприятием «спиралей прогресса» (лидирующих позиций в технологии и производстве на мировом рынке), используемых при решении производственных задач предприятия инновационного характера в условиях динамичных изменений организационной среды [6].

3. Рентабельность талантов (ROT) и добавленная человеческая стоимость (HEVA). ROT и HEVA показывают, насколько эффективно используется персонал для достижения целевых показателей деятельности организации.

В дополнение к таким ключевым показателям, как ROI (return on investment — рентабельность инвестиций) и ROA (return on assets — рентабельность активов) предполагается, что организации двадцать первого века будут использовать коэффициент ROT (return on talents) — рентабельность талантов. ROT отражает отдачу от инвестиций в людей — работников [7]. Показателем аналогичного назначения является добавленная человеческая экономическая стоимость (HEVA) [7, 8].

HEVA связывает добавленную экономическую стоимость с человеческим капиталом через показатель эквивалента полной занятости (FTE — full-time equivalent), равный общему времени вложенного труда, включая труд всех работников (включая непостоянную рабочую силу). Я. Фитц-енц обосновывает, что FTE необходимо рассматривать в качестве основной меры человеческой продуктивности, показывающей сколько времени было затрачено на производство конкретной суммы прибыли. Добавленная человеческая экономическая стоимость (HEVA) определяется как:

HEVA =

EVA, FTE

где EVA — добавленная экономическая стоимость — чистый доход от деятельности. EVA показывает реальный доход, остающийся не только после оплаты всех расходов, включая налоги, но также после отделения стоимости инвестированного капитала.

Суммарный объем интеллектуальных возможностей предприятия можно оценить по его способности получать добавленную стоимость из своего интеллектуального капитала.

Своего рода катализатором, активизирующим материализацию и капитализацию остальных неосязаемых структурных элементов интеллектуального капитала, способствуя их введению в производственный оборот, является человеческий капитал, по-разному выраженный, но присутствующий в любой модели структуры интеллектуального капитала. Следовательно, именно интеллектуализация персонала является процессом, обуславливающим интеллектуализацию предприятия во всех остальных отношениях, необходимую для качественного совершенствования предприятий промышленности РФ на современном этапе (рис. 2). Таким образом, современное интеллектуально-инновационное предприятие реализует интеллектуальный потенциал в процессе интеллектуально-инновационной деятельности (ИИД), результативность которой зависит от интеллектуально-инновационной активности (ИИА) предприятия, характеризующей интенсивность ИИД предприятия в целом или отдельных ее видов в течение определенного периода времени.

Активность деятельности предприятия — это характеристика, обуславливающая связь между намеченным содержанием деятельности и ее результатами. Активность любой деятельности проявляется в интенсификации ее основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, овладение и применение определенных способов и приёмов действий и др.).

Соответственно, интеллектуально-инновационная активность — это характеристика, определяющая уровень интеллектуально-инновационных результатов деятельности. Именно различия в интеллектуально-инновационной активности объясняют различные интеллектуально-инновационные результаты при одинаковых исходных позициях предприятий. К характерным проявлениям интел-

Рис. 2. Специфика качественного развития промышленных предприятий в условиях активизации постиндустриальных инновационных преобразований

лектуально-инновационной активности субъекта ИИД необходимо отнести:

А) на стратегическом уровне:

— уровень мобилизации инновационного потенциала;

— размер инвестиций в интеллектуально-инновационную сферу деятельности (собственных и привлеченных);

— методы, используемые при проведении стратегических изменений.

Б) на операционном уровне:

— скорость проведения стратегических изменений;

— интенсивность ответной реакции на влияние организационной среды.

Следует отметить, что интеллектуально-инновационная деятельность может сдерживаться рядом факторов. Это могут быть факторы, влияющие вообще на отсутствие данной деятельности как таковой, так и факторы, ее замедляющие или негативно сказывающиеся на результатах. Это могут быть также факторы, относящиеся к конкретному типу инноваций или ко всем типам.

К факторам, препятствующим интеллектуально-инновационной деятельности экономического характера, относятся многие, например стоимостные факторы, рыночные, институциональные, а также внутренние факторы предприятия, в том числе связанные со знаниями. Последняя группа факторов является одной из мощных сил, способных повлиять как на положительный, так и на отрицательный исход интеллектуально-инновационной деятельности. Весомое место в данной группе занимают факторы, связанные с персоналом предприятия [9, 10], как являющиеся источниками формирования инновационного потенциала предприятия:

— отсутствие или недостаток квалифицированного персонала (на внутрифирменном и внешнем рынках труда);

— отношение персонала к переменам;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— отношение руководителей к переменам;

— неспособность выделить персонал для интеллектуально-инновационной деятельности из-за потребностей производства;

— отсутствие или недостаток информации о технологиях;

— отсутствие или недостаток информации о рынках.

Именно знания, накопленные на предприятии, преимущественно, в не явной форме — форме зна-

ний, навыков и опыта персонала следует отнести к наиболее существенной составляющей ресурсов интеллектуально-инновационного предприятия, формирующей потенциал продуцирования инноваций.

Библиографический список

1. Клейнер, Г. Б. Стратегия предприятия / Г. Б. Клейнер. — М. : Дело, 2008. — 568 с.

2. Руководство Осло — Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. — Совместная публикация ОЭСР и Евростата. — 3-е изд. — М. : 2010. — 107 с.

3. Бережнов, Г. В. Интеллектуализация деятельности предприятия / Г. В. Бережнов // Креативная экономика. — 2007. — № 2 (2). — С. 84 — 91.

4. Рубинштейн, М. Интеллектуальная организация / М. Рубинштейн, А. Фристенберг. — М. : ИНФРА-М, 2003. — 192 с.

5. Полещенко, К. Н. О возможностях интеллектуальной поддержки инновационной деятельности / К. Н. Полещенко,

B. И. Разумов, В. П. Сизиков // Инновации. — 2008. — № 10 (120). — С. 121 — 124.

6. Цыганов, В. В. Интеллектуальное предприятие: механизмы овладения капиталом и властью (теория и практика управления эволюцией организации) / В. В. Цыганов, В. А. Бородин, Г. Б. Шишкин. — М. : Университетская книга, 2004. — 768 с.

7. Фитц-енц, Я. Рентабельность инвестиций в персонал: измерение экономической стоимости персонала / Я. Фитц-енц. — М. : Вершина, 2009. — 320 с.

8. Стюарт, Т. А. Интеллектуальный капитал: новый источник богатства организаций / Т. А. Стюарт. — М. : Поколение, 2007. — 368 с.

9. Миллер, А. Е. Векторная направленность управления интеллектуализацией персонала современных промышленных предприятий / А. Е. Миллер, Е. В. Яковлева // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. — 2014. — № 3 (42). —

C. 20 — 23.

10. Яковлева, Е. В. Персонал как объект управления в условиях инновационной экономики / Е. В. Яковлева // Креативная экономика. — 2010. — № 10. — С. 7 — 13.

ЯКОВЛЕВА Елена Владимировна, доктор экономических наук, доцент (Россия), профессор кафедры экономики и организации труда. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.10.2016 г. © Е. В. Яковлева

Книжная полка

Кибанов, А. Я. Управление трудоустройством выпускников вузов на рынке труда : моногр. / А. Я. Кибанов, Ю. А. Дмитриева. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 249 с.

В монографии освещены результаты исследования проблем управления трудоустройством выпускников вузов на рынке труда. Раскрываются вопросы управления взаимодействием вузов с работодателями на современном рынке труда; характеризуется современное положение выпускников вузов на рынке труда; освещаются проблемы организации трудоустройства выпускников вузов на современном этапе и управления сотрудничеством вузов и работодателей на основе развития деятельности подразделений содействия трудоустройству выпускников, создаваемых в университетах; рассматриваются технологии управления трудоустройством выпускников вузов, в том числе технологии управления наймом, адаптацией, закреплением молодых специалистов в организации; приводится методика оценки экономической и социальной эффективности управления трудоустройством студентов старших курсов и выпускников вузов на рынке труда. Для студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов, научных работников, обучающихся или проводящих исследования в области управления персоналом, а также профессорско-преподавательского состава вузов и работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.