С.В. АРАНОВА (Санкт-Петербург)
интеллектуально-графическая культура: преемственность и эволюция школьной дисциплины «изобразительное искусство»
Обсуждаются проблемы преемственности дисциплины «Изобразительное искусство» в общем образовании. Анализ данных международных исследований позволяет раскрыть возможности получения метапредметных результатов путем формирования интеллектуально-графической культуры учащихся. Предложен трехвекторный подход, позволяющий прогнозировать направления развития ИГК на разных уровнях общего образования, как стратегия эволюции ИЗО.
Ключевые слова: интеллектуально-графическая культура, метапредметные результаты, изобразительное искусство.
Как известно, вне зависимости от образовательной парадигмы, дети любят рисовать. Значение рисования в образовании доказано исторически и научно: этот вид деятельности способен активно влиять на формирование личности человека, вовлекая многочисленные компоненты психических процессов [6; 15]. Рисование в школе в разных аспектах рассматривается не только как средство педагогического воздействия, но и как инструмент психолого-педагогического изучения личности, важный фактор коррекции ее качеств. Нельзя забывать, что в общеобразовательном учреждении мы не только эстетически и художественно обогащаем школьника, но и помогаем ему взрослеть и развиваться, запасаться арсеналом полезных знаний и умений. Кроме того, в современном информационном обществе важным считается получение навыков, связанных с визуальным представлением и обработкой данных. Поэтому требованиями федеральных государственных стандартов к результатам общего образования предписываются всевозможные метапредметные умения работы с учебной информацией, в том числе изобразительно-графические, а принцип наглядности выходит на новый виток дидактической актуальности.
кие науки -
Полезные навыки в плане аналитической визуализации учебного материала в общеобразовательной школе призван обеспечивать предмет «Изобразительное искусство» (ИЗО), напрямую связанный с рисованием. Каждая учебная дисциплина ценна уникальными функциями и должна вносить свой, отличный от других, вклад в становление личности, отражая определенную область знаний и решая собственную метапредметную задачу. Установлено, что изобразительная деятельность школьников может содействовать развитию их интеллектуальных и познавательных способностей [4; 13]. Эту функцию надлежит осуществлять планомерно с 1-го по 8-й класс, соответственно возрасту, с плавным нарастанием сложности задач развития учащихся не только в художественном, но и в информационно-логическом плане. Школьники должны получать - в числе прочих - специально разработанные задания, чтобы пользоваться полученными полезными навыками в своей учебной деятельности в других дисциплинах. на уроках ИЗо в общеобразовательной школе проходит формирование основ изобразительной деятельности и одновременно может и должно совершаться становление базы особой интеллектуально-графической культуры (ИГК) визуализации учебной информации, интегрирующей логическую и художественную познавательные сферы и обеспечивающей соответствующие метапредмет-ные результаты [3; 5].
Мало кто сомневается в полезности ИЗО в начальной школе для становления основ художественной грамотности и позитивного отношения к искусству. Однако, как отмечают сами учителя, начиная с 5-6-х классов и далее этот учебный предмет начинает терять роль серьезного компонента эффективности усвоения учебной информации и утрачивает общеобразовательное значение [1]. Положение усугубляется тем, что у школьников в подростковом возрасте наблюдается кризис творческих возможностей [8], проявляющийся в утрате интереса к художественной деятельности на прежних условиях преподавания ИЗО, в нежелании работать по образцам, в потере уверенности в своих способностях или возможностях. В итоге ИЗО как учебный предмет в настоящем виде перестает отвечать не только требованиям стандартов, но и ожиданиям учителей и родителей. Процесс и результаты не отвечают запросам самих взрослеющих учащихся, не да-
О Аранова C.B., 2018
ИЗВЕСТИЯ вгпу
вая явного развития, ощутимых деятельност-ных преимуществ и пользы в освоении новых знаний. «Тупиковый» путь предмета и отсутствие эволюционных перспектив в общеобразовательной школе свидетельствуют о назревшей необходимости выработки нового концептуального взгляда на методическую систему обучения ИЗО [1-2].
Исследуя сущность проблемы ИЗО в общеобразовательной школе, подчеркнем, что речь идет не о недостатках, пробелах или перерывах в обучении, поскольку данный предмет классически присутствует в программе из года в год. В числе причин создавшегося кризисного положения называют проблемы в преемственности, связанные с различиями в существующих в настоящее время педагогических системах преподавания ИЗО, в подходах и методиках [8; 9]. Как правило, термин «преемственность» употребляется номинально при переходе с начальной ступени обучения на среднюю, без подробного анализа его сути применительно к области обучения ИЗО в плане взросления личности и преодоления затруднений подросткового творческого «дефицита». Осуществление преемственных взаимосвязей в методической системе обучения ИЗО традиционно усматривается в сохранении целей и методов, видов художественной деятельности, ценностных ориентиров и образовательных технологий [7]. Преемственность раскрывается также при учете традиций русской художественной школы в соотнесении с реалиями современного мира [10; 12]. Достаточно проблемными представляются существующие направления преемственного развития этого предмета. так, повышение уровня художественной грамотности требует наличия выраженных способностей, применения качественных материалов, введения дополнительных уроков и специальных методик, а это задача уже профессиональной школы. Линия тематического усложнения («в ногу со временем») сомнительна, т. к. темы, которые были интересны и привлекательны для учеников еще год назад, не поспевают за информационно-технологическим взрывом. Направленность на углубленное изучение истории искусств, выраженная в усиленной подготовке сообщений и рефератов, в некотором смысле положительна, но отнимает и так ограниченное время на собственно изобразительную деятельность. Схожий путь форсированного использования инновационных технологий, когда большую часть урока школьники разгадывают загадки,
решают кроссворды, работают в парах и т. д., также не приводит к ожидаемому результату.
не реализуются в достаточной мере и закладываемые в методику ИЗО межпредметные преемственные связи [16]. Актуальные задачи по освоению окружающей действительности в визуальных формах для гармонизации интеллектуальной деятельности в основном по стандартам возлагаются на ИЗО. но их бессистемно и не пользуясь знаниями, полученными в рамках ИЗО, по мере собственных нужд решают другие учебные предметы. например, презентацию - визуальную форму для представления учебной информации - учат делать на технологии, на информатике и других общеобразовательных предметах, предлагая собственные, порой не очень компетентные рекомендации по художественной и графической части. Интернет наводнен готовыми презентациями или шаблонами, которые используются независимо от образовательной цели и предметного содержания и тиражируются не только учениками, но и учителями. на уроках литературы или истории предлагается без необходимой подготовки в рамках ИЗО выполнить иллюстрации - сложнейший по своей сути вид художественного произведения. Отдельный вопрос вызывает требование на многих уроках применения навыков схематизации или моделирования процессов и явлений в графической форме. А это предполагает наличие соответственных возрастному уровню и очередному этапу развития умений описывать, объяснять и прогнозировать с использованием изобразительных средств (композиция, цвет, линия, акцент и т. д.), которые так естественно было бы формировать в учебной программе ИЗО.
Этапы преемственного развития любой учебной дисциплины ознаменовываются не только определенной совокупностью знаний, умений и требований к результатам, но новыми целями и условиями деятельности учащихся. Развитие некоторых предметов обусловливается наличием внутреннего «стержня» -объективного ориентира на усложнение тем и задач, усвоение новых понятий. Методической системе обучения ИЗО свойственно формирование знаний и умений нелинейное, спиралеобразное: одни и те же понятия, учебные действия должны быть освоены на более высоком уровне, с учетом того, что на низшем уровне они уже достаточно отработаны. Если в других предметах для определения следующего уровня имеются в наличии оценочные критерии, тестовые задания, проверки, то в ИЗО это вопрос дискуссионный. Предполагается,
что творческая составляющая трудно поддается объективной оценке. кроме того, сами учителя ИЗО отмечают значительные трудности в получении и оценивании метапредметных результатов, предписанных ФГОС [1]. Бесспорно, продолжать учить рисованию в общеобразовательной школе необходимо. Однако модернизация образования требует ставить задачу формирования навыков изодеятельно-сти по-новому, в русле ожидаемых от общеобразовательной системы полезных результатов для взрослеющей личности, которой предстоит жить и работать в информационном высокотехнологичном обществе.
Феномен преемственности, в отличие от традиции, которая типизирует и аккумулирует учебный материал, предполагает наличие стадии преобразования, в некоторых случаях даже отбрасывания значимого продукта, если он не вписывается в новые условия [14]. В соответствии с таким пониманием преемственности предположим, что методическая система обучения ИЗО - при сохранении ценностных ориентиров художественно-изобразительной деятельности - должна включать переработку, концентрацию учебного материала, фазу ограничения, отрицания того, что не отвечает целям нового этапа. Например, в начальной школе работа красками отвечает запросам учащихся: сочный цвет выступает как возможность выплеснуть эмоции, выразить оценочное суждение, смело, играя, изобразить свои фантазии [16]. В 7-м классе учащиеся в большинстве отказываются использовать краски на уроках ИЗО: они чувствуют себя слишком взрослыми, чтобы пользоваться красками и баночками для воды, высоко ставят собственную мобильность, ценят необычные способности. Им и по возрасту, и по развитию требуется применять более интересные, полезные и эффектные графические средства, приемы, которые можно будет использовать в жизни, где краски не всегда окажутся под рукой [8]. В данном возрастном диапазоне только единицы из школьников, наиболее одаренные художественно, способны грамотно владеть красками. В этом плане именно функции преемственности объясняют такие переходные изменения компонентов методической системы (от цели до результата), как приращение, фильтрация, коррекция без изменения сущностной предметной базы.
Вместе с этим эволюция методической системы обучения должна сопровождаться обогащением новыми формами за счет потенциала дополнительных внешних ресурсов - с уче-
ЖИЕ НАУКИ -
том факторов взаимодействия сред и открытого характера современной школы. Предлагая осуществлять эволюцию и преемственность ИЗО в русле модернизации образования, рассмотрим методическую систему этой дисциплины в пространстве следующих векторов:
- предметного, реализующего логику развития самого предмета соответственно постижению знаний в области изобразительного искусства;
- межпредметного, проявляющегося в образовании межпредметных областей, установлении необходимых связей между разными предметами и ИЗО, в определении межпредметных понятий;
- метапредметного, обусловленного собственной ролью ИЗО в совершенствовании уклада школы как открытой социальной системы, стремлением школы расширить область урочной и внеурочной деятельности, необходимостью для школы обзавестись социальными партнерами и т. п.
В части обсуждения межпредметных и ме-тапредметных результатов, столь проблематичных в ИЗО, обратимся к результатам международных исследований, где косвенно анализируется интеллектуально-графическая компетентность учащихся. В материалах РША-2015 [18] отмечается, что компетенция интерпретации данных и использования научных доказательств для получения выводов улучшается за счет того, что в таких заданиях используются графические формы представления информации (графики, таблицы, диаграммы и др.). Эксперты подчеркивают, что предстоит еще много сделать для формирования компетенции в области работы «с различными формами представления информации» - одного из требований ФгОс к результатам образования. Например, в понятие естественнонаучной грамотности входит умение работать с графическими данными. Если на начальном уровне предполагаются умения низкого уровня для «интерпретирования графических и других визуальных данных», то с каждым следующим уровнем они должны возрастать. В сложных заданиях по естественнонаучной грамотности (6-й уровень) одной из причин затруднений у учащихся являлась специфика подачи: информация должна была извлекаться одновременно из текста и графики [Там же]. В аналитическом отчете «Международное сравнительное исследование PIRLS-2016: результаты Российской Федерации» [Там же] раскрывается суть умений читательской работы с текстами. Школьник в числе прочего
должен уметь, воссоздавая полное, детальное и глубокое значение текста, оценивать роль визуальных форм сообщения информации (рисунков, таблиц, графиков, схем и т. д.). Это умение важно формировать для адекватной оценки полноты, завершенности, связности авторских идей. Поэтому выделяются разные уровни понимания текста по характеристикам читательских возможностей.
На низшем уровне фиксируют способность лишь найти и извлечь информацию, сообщенную вербально и визуально-графически, а на высшем - уже самостоятельно «оценить и объяснить значение визуальных и вербальных элементов для понимания авторской точки зрения». Эксперты отмечают возможные причины большого количества неудачных ответов четвероклассников при выполнении заданий на выведение простого умозаключения из текста c картинками. Среди них - выбор более «симпатичного» рисунка вместо информационно-логически обоснованного, затруднения соотнесения содержащихся в вопросе картинок и образа, мысленно нарисованного ими при чтении описания.
В российской школе, как показано в материалах анализа [18], крайне слабо представлена в учебной деятельности работа со «сложносочиненными» заданиями, содержащими разные формы подачи информации. несмотря на наличие немалого количества графических схем в учебниках по физике или химии, «почти отсутствуют задания по работе с ними». Сложность некоторых заданий PISA объяснялась во многом наличием в условиях не только текста и количественных данных, но и схем, рисунков, моделей. Можно предположить, что у наших школьников возникают вполне определенные трудности при соотнесении логической мысли и ее графического воплощения. В анализе данных PIRLS делается предположение, что неопытность читателя, кроме прочего, сопровождается отсутствием умения визуализировать словесные описания из текста [Там же]. При этом, как отмечается, неумением читать и прорабатывать, в том числе визуально, описания как «несущественные и скучные», страдает немало читателей всех возрастов. Обсуждаемые результаты исследований показывают, что учащимся определенно не хватает соответствующих возрастным особенностям знаний и умений в области ИГК при работе с учебной информацией. В образовании метапредметные умения работать с информацией, представленной в разных фор-
мах, не приходят сами, необходимо заниматься этим на уроках в школе.
Таким образом, стержнем эволюции учебной дисциплины ИЗО и одновременно критерием преемственности развития ее методической системы может стать выполнение совокупности задач взросления и как функция -понимание учащимися полезности приобретаемых знаний и умений. Тогда все три вектора преемственности получат реперные узлы в соответствии с этими задачами. Обновление целей на разных этапах освоения ИЗО будет происходить возрастосообразно, а результаты - отвечать ожиданиям учащихся и запросам времени. Следование задачам взросления и развития информационного общества определяет смысл преемственности, исходящей не из личного опыта или предпочтений конкретного учителя рисования, а из целей получения качественного общего образования. системообразующим началом, обеспечивающим преемственность и эволюцию ИЗО как предмета общеобразовательного значения с запланированным получением метапредметных результатов, может стать формирование ИГК. В качестве методологической основы формирования ИГК предлагается использовать логико-информационный подход, согласно которому цель обучения любому предмету - развитие интеллектуально-познавательных способностей учащихся [11; 17]. При обучении в развитии интеллекта, согласно подходу, основными направлениями являются:
- знание - фиксация и воспроизведение ранее полученной информации;
- понимание - нахождение и объяснение связей и зависимостей между предметами или фактами, событиями, явлениями;
- умение - оперирование знанием и пониманием с целью получения нового знания.
Кстати, как отмечается в аналитических материалах РША-2015 [18], ожидаемость наибольшего отставания российских школьников по компетенции «применение методов естественнонаучного исследования» эксперты объясняют отчасти тем, что в образовательном процессе дается мало заданий на описание или объяснение явлений, прогнозирование развития процессов на основе теоретических данных. Применительно к ИЗО логико-информационный подход проявляется в интеграции художественной и логической составляющих [4]. Тогда интеллектуально-познавательные способности, основанные на одноименных функциях научно-теоретического знания, будут органично формироваться в уме-
- педагогические науки -
эволюция Изо в системе векторов преемственности
Вектор преемственности Традиционная реализация преемственности Предлагаемая реализация преемственности
Предметный > Усложнение способов художественной деятельности > Тематическое усложнение > Форсированное изучение истории искусств и применение «инновационных» технологий > Соблюдение в художественной деятельности этапов развития интеллекта > Постановка и решение в художественной деятельности актуальных учебных задач > Разработка специальных заданий на описание, объяснение и предсказание в изобразительной деятельности
Межпредметный > Иллюстрирование произведений на разных уроках > Организация конкурсов рисунков, тематических выставок > Украшение школы к праздникам > Использование методов интеграции художественного и логического в разных учебных дисциплинах > Обучение созданию презентаций в проектно-исследовательской деятельности > Проектирование учебных визуально-информационных моделей
Метапредметный > Иллюстрирование впечатлений по итогам экскурсий > Участие во внешкольных конкурсах художественных работ, в олимпиадах > Формирование УУД в ИЗО и применение для освоения образовательных информационных сред (в том числе во взаимодействии школы с социальными партнерами) > Моделирование компонентов уклада, отвечающих за визуализацию в школьной образовательной среде ^ Создание интеллектуально-графических материалов в рамках совместных образовательно-культурных проектов
ниях описывать, объяснять и предсказывать явления, события и их последствия в изобразительной деятельности [17]: описательная предполагает развитие памяти, идентификационных приемов, умения четко и ясно представлять фактуальное знание в языковом сообщении; объяснительная определяется умением объяснять, доказывать, аргументировать утверждения; предсказательная обеспечивается умением самостоятельно делать логические выводы, образовывать новое знание.
Применение такого подхода в обучении ИЗО позволит осуществлять эволюционное становление предмета. Его общеобразовательная роль выразится в развитии у учащихся умения самостоятельно, в реальном масштабе времени проектировать и / или усваивать единицу учебной информации в виде наглядно-образных моделей, используя в равной степени как логические, так и художественные возможности. Выделение этапов формирования Игк школьников производится с учетом возрастной специфики; содержания учебной деятельности; последовательности включения в образовательный процесс специальных научных языков, включающих символико-графи-ческую часть (по мере введения новых предметов); логики развития программы ИЗО; возможности овладения различными операциями работы с учебной информацией [5]. Выделяемые этапы согласуются с основными формами развития интеллекта (знание - понима-
ние - умение) и ведущими познавательными функциями (описание - объяснение - прогнозирование) [17]. Каждый этап будет характеризоваться своеобразными показателями продуктивности деятельности: описание в изображении (узнаваемость изображенного объекта, оптимальная полнота информации об объекте и т. п.); объяснение, выявление логических связей в изображении (отражение причинно-следственных связей между объектами и т. п.); прогнозирование, выведение логического следования в изображении (отражение динамической связи объекта с окружением, перспективный взгляд и т. п.) [5].
Таким образом, с учетом предлагаемых векторов преемственность в ИЗО может быть реализована в следующих позициях (см. табл.).
В итоге целенаправленное формирование основ ИГК производится путем освоения особых методов и способов работы с учебной информацией на базе интеграции интеллектуальных и графических элементов в изобразительной деятельности. Формирование художественных умений по функциям «описание -объяснение - прогноз» будет способствовать осознанному применению учащимися знаний и умений, полученных в рамках ИЗО, на других уроках и в целях самообразования. Благодаря выбранному подходу на «векторной» основе можно спрогнозировать направления развития ИГК на разных уровнях общего образования как стратегический путь преемствен-
ности и эволюции ИЗО. В предметном векторе это может быть создание новых пособий и учебников по ИЗО на основе теории интеграции художественного и логического, эволюция применяемых на уроках графических средств и приемов, соответствующее обучение студентов - будущих учителей ИЗО и т. п. В межпредметном предполагается разработка межпредметных заданий, активное привлечение знаний и умений ИЗО в исследовательской работе учащихся, проектирование на разных уроках визуально-информационных моделей [5]. В метапредметном векторе предусматривается разработка особого компонента школьного уклада, отвечающего за визуальную часть, специальная организация связи урочной и внеурочной деятельности и т. д.
список литературы
1. Алексеева Л.Л., Олесина Е.П. Современные проблемы преподавания учебных предметов искусства [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. 2016. № 4. URL: http://www.art-education.ru/ electronic-journal (дата обращения: 02.03.2018).
2. Алиев Ю.Б. Инновационные аспекты современной дидактической системы художественного образования школьников // Инновации в образовании. 2006. № 6. С. 101-110.
3. Аранова С.В. Интеллектуально-графическая культура визуализации учебной информации в контексте модернизации общего образования // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. 2017. № 5. С. 9-16.
4. Аранова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. СПб.: КАРО, 2004.
5. Аранова С.В. Формирование интеллектуально-графической культуры учащегося общеобразовательной школы: целевая методическая программа. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 2-е изд. М.: Просвещение, 1967.
7. Камышова Н.В. Преемственность в подходе к обучению творческой деятельности учащихся 8-9 классов в образовательной области «Искусство» // Новая наука: стратегии и векторы развития: междунар. науч. период. изд. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. (г. Стерлитамак, 19 дек. 2015 г.): в 3 ч. Ч. 2. Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. С. 27-30.
8. Каротовская Л.В. О причинах кризиса детского изобразительного творчества // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013. № 35-2. С. 20-25.
9. Каротовская Л.В. Развитие познавательного интереса школьников к изобразительной деятельности при переходе на вторую ступень обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009.
10. Неменский Б.М., Полякова И.Б., Сапож-никова Т.Б. Особенности обучения школьников
по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Лекции 1-4: учеб.-метод. пособие. М.: Пед. ун-т «Первое сентября», 2007.
11. Перминова Л.М., Федоров Б.И. Информативный подход к анализу целей допрофессиональ-ного образования // Педагогика. 2001. № 1. С. 9195.
12. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. М.: Просвещение, 2006.
13. Роль искусства в развитии способностей школьников / под ред. Е.К. Чухман. М.: Педагогика, 1985.
14. Рубанов В.Г. Понятие «преемственность» и его социальное измерение // Изв. Том. политехн. ун-та. 2013. Т. 323. № 6. С. 103-109.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
16. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. 5-е изд., пе-рераб. и доп. М.: Изд. центр «Академия», 2012.
17. Федоров Б.И. Алгоритмы обучения. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2004.
18. Центр оценки качества образования ИСРО РАО [Электронный ресурс]. URL: http://centeroko. ru/public.html (дата обращения: 03.04.2018).
1. Alekseeva L.L., Olesina E.P. Sovremennye problemy prepodavanija uchebnyh predmetov iskus-stva [Jelektronnyj resurs] // Pedagogika iskusstva. 2016. № 4. URL: http://www.art-education.ru/elec-tronic-journal (data obrashhenija: 02.03.2018).
2. Aliev Ju.B. Innovacionnye aspekty sovremen-noj didakticheskoj sistemy hudozhestvennogo obra-zovanija shkol'nikov // Innovacii v obrazovanii. 2006. № 6. S. 101-110.
3. Aranova S.V. Intellektual'no-graficheskaja kul'-tura vizualizacii uchebnoj informacii v kontekste modernizacii obshhego obrazovanija // Vestn. Cheljab. gos. ped. un-ta. 2017. № 5. S. 9-16.
4. Aranova S.V. Obuchenie izobrazitel'nomu is-kusstvu. Integracija hudozhestvennogo i logichesko-go. SPb.: KARO, 2004.
5. Aranova S.V. Formirovanie intellektual'no-graficheskoj kul'tury uchashhegosja obshheobrazo-vatel'noj shkoly: celevaja metodicheskaja programma. SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2006.
6. Vygotskij L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. 2-e izd. M.: Prosveshhenie, 1967.
7. Kamyshova N.V. Preemstvennost' v podhode k obucheniju tvorcheskoj dejatel'nosti uchashhihsja 8-9 klassov v obrazovatel'noj oblasti «Iskusstvo» // Novaja nauka: strategii i vektory razvitija: mezhdunar. nauch. period. izd. po itogam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Sterlitamak, 19 dek. 2015 g.): v 3 ch. Ch. 2. Sterlitamak: RIC AMI, 2015. S. 27-30.
* *
*
педагогические науки
8. Karotovskaja L.V. O prichinah krizisa detskogo izobrazitel'nogo tvorchestva // Lichnost', sem'ja i obshhestvo: voprosy pedagogiki i psihologii. 2013. № 35-2. S. 20-25.
9. Karotovskaja L.V. Razvitie poznavatel'nogo interesa shkol'nikov k izobrazitel'noj dejatel'nosti pri perehode na vtoruju stupen' obuchenija: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2009.
10. Nemenskij B.M., Poljakova I.B., Sapozhni-kova T.B. Osobennosti obuchenija shkol'nikov po programme B.M. Nemenskogo «Izobrazitel'noe iskus-stvo i hudozhestvennyj trud». Lekcii 1-4: ucheb.-metod. posobie. M.: Ped. un-t «Pervoe sentjabrja», 2007.
11. Perminova L.M., Fedorov B.I. Informativnyj podhod k analizu celej doprofessional'nogo obra-zovanija // Pedagogika. 2001. № 1. S. 91-95.
12. P'jankova N.I. Izobrazitel'noe iskusstvo v sovremennoj shkole. M.: Prosveshhenie, 2006.
13. Rol' iskusstva v razvitii sposobnostej shkol'nikov / pod red. E.K. Chuhman. M.: Pedagogika, 1985.
14. Rubanov V.G. Ponjatie «preemstvennost'» i ego social'noe izmerenie // Izv. Tom. politehn. un-ta. 2013. T. 323. № 6. S. 103-109.
15. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshhej psihologii. M., 1946.
16. Sokol'nikova N.M. Metodika prepodavanija izobrazitel'nogo iskusstva: uchebnik dlja stud. uch-rezhdenij vyssh. prof. obrazovanija. 5-e izd., pererab. i dop. M.: Izd. centr «Akademija», 2012.
17. Fedorov B.I. Algoritmy obuchenija. SPb.: filial izd-va «Prosveshhenie», 2004.
18. Centr ocenki kachestva obrazovanija ISRO RAO [Jelektronnyj resurs]. URL: http://centeroko.ru/ public.html (data obrashhenija: 03.04.2018).
Intellectual and graphic culture: continuity and evolution of the school discipline "Fine Arts"
The article deals with the issues of the continuity of the discipline "Fine Arts" in the general education. The analysis of the data from the international research can reveal the possibility of obtaining the metasubject results by means of formation of the intellectual and graphic culture of students. The author proposes the three-vector approach, which allows predicting the direction of the IGC development at different levels of the general education, as a strategy of fine arts evolution.
Key words: intellectual and graphic culture, metasubject results, fine arts.
(Статья поступила в редакцию 16.04.2018)
О Ефремова М.А., Королева И.А., 2018
М.А. ЕФРЕМОВА, И.А. КОРОЛЕВА (Волгоград)
нестандартный урок грамматики русского языка КАК иностранного
(в методическую копилку преподавателя РКИ)
Анализируется организация нестандартных форм работы на уроках по предмету «Практическая грамматика русского языка» в иноязычной аудитории. Представлены методические наработки, которые апробированы на занятиях с иностранными студентами с разным уровнем подготовки и владения русским языком. Приведены материалы, которые уже нашли свое место в учебном процессе или могут быть рекомендованы в процессе преподавания русского языка как иностранного.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, нестандартные формы уроков, практическая грамматика.
Современное обучение русскому языку как иностранному (далее РКИ) все чаще требует включения в учебный процесс технологий, позволяющих не только изучить определенный программой материал, но и быстро усвоить новые языковые явления, развить память и нестандартное мышление, помочь легко сориентироваться в любой коммуникативной ситуации. Это происходит потому, что в наше время совершенно изменились мотивы изучения языка, язык перестал быть самоцелью. Задача преподавателя иностранного языка - «обучение языку как реальному и полноценному средству общения» [8, с. 25].
Современная наука также полагает, что невозможно изучать иностранный язык, не обращаясь к особенностям национальной культуры, тем более если обучение происходит в языковой среде, где студент постоянно наблюдает живые коммуникативные процессы и слышит используемые в них языковые выражения. Культурологический подход к обучению иностранному языку, который помогает студенту ориентироваться в культуре чужой страны, получил обоснование в работах Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова, Л. Блумфилда, В.А. Масловой, В.Н. Телии [2; 7]. Необходимость культурологического подхода к обучению РКИ заставляет преподавателя об-