Научная статья на тему 'Интеллектуальная собственность, применение систем управления знаниями в образовательной деятельности'

Интеллектуальная собственность, применение систем управления знаниями в образовательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ / ПРОЦЕССЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончаров Илья Сергеевич

В данной работе обозначены основные аспекты интеллектуального капитала образовательных организаций, их роль в обеспечении научного потенциала организации. Определено значение систем управления знаниями, определены риски, процессы сопровождения и использования результатной информации. Определена необходимость внедрения подобных систем, с точки зрения комплексного подхода управления и защиты интеллектуальной деятельности образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальная собственность, применение систем управления знаниями в образовательной деятельности»

глобальную сеть. Канал делится на каждого из абонентов. Чем больше абонентов подключено к БС, тем слабее канал достается каждому из них.

2. Ограничение скорости на подключённом тарифном плане (далее - ТП) оператора. Оператор может искусственно ограничивать скорость, у некоторых операторов есть тарифы с ограниченной скоростью (например, макс. скорость в 512 кбит/с). В данном случае рекомендовано ознакомиться с полным тарифным портфелем и подобрать ТП с максимальной скоростью, без ограничений.

3. Ограничение скоростного доступа из-за превышения лимита трафика. Большинство тарифов дают не абсолютный безлимитный интернет, а условный, т.е. с ограничением трафика в месяц (например, лимит на 10Гб).

4. Рельеф местности, городской ландшафт, тип и плотность застройки.

Высотное здание может препятствовать прохождению сигнала от БС до мобильного устройства, принимающего сигнал; если фасад здания остеклен с применением солнцезащитной пленки, это также пагубно влияет на качество связи.

5. Погодные условия.

Гроза, дождь, туман, ветер негативно сказываются на работе оборудования, передающего сигнал от оператора к абоненту. Сигнал снижается («теряется»), в связи с этим нагрузка на БС растет, что негативно сказывается на конечных потребителях.

6. Механические повреждения БС.

При выходе из строя коммутатора/антенны сектора либо отсутствии питания на БС, все подключенные абоненту будут распределены на ближайшие станции. Пример: если район обслуживало 10 БС, при выходе из строя одной, абоненты будет распределены на ближайшие работающие в штатном режиме 9 БС. В связи с этим нагрузка на них будет повышена.

Список литературы

1. Сети LTE: структура и принцип работы // Мобильные сети. [Электронный ресурс]. Режим

доступа: http://www.mobile-networks.ru/articles/seti_lte_struktura_i_princip_raboty.html#sel=/

(дата обращения: 15.05.2017)

2. Как на самом деле работает LTE // Новые информационные технологии и программы.

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pro-spo.ru/network-tech/4218-kak-na-samom-

dele-rabotaet-lte/ (дата обращения: 15.05.2017).

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Гончаров И.С.

Гончаров Илья Сергеевич — бакалавр, SPIN: 9098-9040, кафедра информационных систем, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва

Аннотация: в данной работе обозначены основные аспекты интеллектуального капитала образовательных организаций, их роль в обеспечении научного потенциала организации. Определено значение систем управления знаниями, определены риски, процессы сопровождения и использования результатной информации. Определена необходимость внедрения подобных систем, с точки зрения комплексного подхода управления и защиты интеллектуальной деятельности образовательного учреждения.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, результаты интеллектуальной деятельности, системы управления знаниями, процессы сопровождения.

Среди основных процессов развития высших учебных заведений, влияющей на качество выходной интеллектуальной, научной, инновационной деятельности, можно обозначить процессы использование систем управления интеллектуальной собственностью и знаниями.

Системы управления знаниями (СУЗ) основываются на принципах, где основным ресурсом является интеллектуальный капитал организации. Управление знаниями (УЗ) - это процессы, с

помощью которых создаются, распределяются и применяются основные элементы интеллектуального капитала, необходимые для успеха функционирования предприятия [2, 6]. Так же это и стратегия, позволяющая трансформировать различные виды интеллектуальных активов, для достижения большей производительности, стоимости и эффекта применения. Рассматривая процессы УЗ необходимо понимать, что процессы имеют многоаспектность своего определения.

СУЗ позволяют эффективно распоряжаться ресурсами интеллектуальной собственности и получать различные интеллектуальные и материальные выгоды от их реализации [3]. Вместе с тем, специфика образовательной сферы определяет индивидуальные особенности формирования каждой системы. Опыт ряда стран показывает, что процессы ужесточение мер контроля и наказания не дает ожидаемого эффекта, с точки зрения применения интеллектуальных ресурсов. В условиях рынка на первый план выходят инструменты защиты информационных систем (ИС), используемых в образовательной деятельности организации.

На текущий момент большинство ВУЗов пытается самостоятельно решать вопросы использования ИС, основываясь на собственном и зарубежном опыте. Однако всё ещё отсутствует готовые комплексные решения теоретических и методологических основ рассматриваемой области, для принятия однозначных управленческих решений, касаемо внедрения систем [4].

Основным тормозом в развитии таких систем является отсутствие системного подхода в защите результатов интеллектуальной деятельности. Роль нематериальных активов, научный потенциал вуза, а также проблемы создания и использования результатов научной деятельности, конкурентоспособность вуза - все это требует детального научного осмысления, выработки эффективного подхода к использованию выходных результатов деятельности.

Стоимость, успешность и перспективность вузовской деятельности, в свою очередь, также определяется не только материальными ресурсами, но и, главным образом, инновациями, изобретениями, авторскими правами. Одним словом, ВУЗам все чаще приходится бороться с растущими по своим масштабам рисками, связанными с использованием объектов интеллектуальной собственности. Такие инциденты являются потенциально возможным ущербом, который может воплощаться, начиная от утраты прав на объекты интеллектуальной собственности до убытков в связи с их неправомерным и несанкционированным использованием.

Для того чтобы обозначить актуальность и проблематику вопросов касающихся СУЗ и интеллектуальной собственности, необходимо зафиксировать понятие и содержание объекта интеллектуальной собственности (ОИС). Так, в отношении ОИС существуют две группы исключительных прав: авторское право и промышленная собственность.

Первое распространяется на произведения литературы, искусства, науки независимо от их достоинства, назначения и способа выражения, а также смежные права тех авторов, которые воплощают объекты авторского права. Под вторым, имеются в виду исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.

Многообразие рисков, связанных с созданием, использованием и оборотом ОИС, можно условно определить в 3 группах:

- риски утраты и повреждения имущества и прав на объекты интеллектуальной;

- риски убытков, непредвиденных расходов и утраченной прибыли;

- риски ответственности перед третьими лицами.

Такое многообразие рисков, сопровождающих оборот интеллектуальной собственности, определяет процесс управления рисками, как наиболее важный. Четкое понимание источников этих возникновения рисков, их последствий и выбор оптимальных методов управления становятся приоритетными задачами в управлении деятельностью образовательного учреждения.

Среди основных методов управления рисками в области создания и использования объектами ИС можно выделить:

- административные, такие как, разработка политики в области управления нематериальными активами, принятие документированных управленческих решений руководством;

- процедурные, такие как, воздействие на персонал; мероприятия по физической защите; программно-технические, к которым относят процессы защита оборудования, программных средств и информационных ресурсов, реализуемых при помощи сервисов безопасности; финансовые [7].

На текущий момент далеко не все специалисты, которые занимаются финансовыми и экономическими процессами создания, и формирования результатов интеллектуальной деятельности, осознают необходимость страховой защиты ОИС [5]. Многие из них рассчитывают на поддержку со стороны государства, правоохранительных органов, полагаются на действующую нормативно-правовую базу и судебную защиту своих прав. Как показывает практика, основная доля ответственности за охрану и защиту собственных ОИС лежит именно на правообладателе таких объектов, что формирует ряд угроз и рисков для образовательного учреждения. В этом смысле страхование представляет собой уникальный метод управления.

В общем понимании, страхование интеллектуальной собственности характеризуют, как определенную совокупность видов страхования, в которых объект страхования лежит в области его создания, а также связан с оказанием консалтинговых и посреднических услуг на рынке [1].

Среди основных факторов, препятствующих развитию страхования интеллектуальной собственности в России, можно выделить такие как: неблагополучное состояние института интеллектуальной собственности и современных методов её оценки; отсутствие серьезного спроса на данный вид услуг; несовершенство законодательства и системы в отношении защиты прав на ОИС.

Несмотря на перечисленную проблематику, предпосылки для развития страхования интеллектуальной собственности все же созданы. Этот вид страхования является перспективным и все более востребованным. Это обусловлено тем, что все большее число правообладателей осознают важность вопросов обеспечения безопасности интеллектуальной собственности и эффективности деятельности образовательного учреждения в связи с этим.

Несмотря на то, что методика проведения страхования интеллектуальной собственности существует и в достаточной степени разработана, для ее практического применения необходимы существенные финансовые вложения, сотрудничество страховых компаний со специалистами в области права интеллектуальной собственности и независимыми оценщиками, а также координация действий государственных органов и всех субъектов страхового рынка. Для стимулирования развития рынка страхования интеллектуальной собственности необходимо проведение государственной политики и поддержки, включая совершенствование судебной системы и правовой защиты. Необходимо проводить активную борьбу с нарушителями исключительных прав, формировать благоприятный налоговый климат для инновационного бизнеса, проводить финансирование научных учреждений и исследовательских центров.

Все многообразие страховых продуктов, имеющихся на российском рынке страхования уже сегодня, а также потенциальные виды страхования ОИС, идущие к нам с зарубежных рынков, тем не менее, не могут в настоящее время решить вопрос о повсеместном распространении этого страхования на деловую практику. Поскольку комплексное мероприятие, включает в себя много рисковое страхование, то это и будет определять его высокую стоимость. Привлекательным такое страхование будет для крупных образовательных учреждений, занимающихся масштабными разработками и внедрением инноваций и обладающих значительными финансовыми ресурсами, в виду чего расходы на страхование их ОИС будут включены в ряд необходимых годовых затрат наряду с другими стратегически важными финансовыми мероприятиями. Таким образом, потенциальными страхователями в сфере образования являются крупные федеральные и негосударственные университеты, научно-исследовательские университеты, исследовательские центры, занимающиеся производством или финансированием инновационной деятельности. В конечном счете, целесообразность заключения договора страхования ОИС для них будет определяться стоимостью услуг, реальной потребностью и опытом страхования прочих рисков.

Очевидно, что российские вузы в их стремлении наращивать научный потенциал и развивать инновационные направления работы должны взять на вооружение значительный зарубежный опыт, стремиться превратить собственное имя в «международный бренд», работать над созданием методологии управления интеллектуальными активами, в том числе интеллектуальной собственностью. Достижения российских ВУЗов должны сопровождаться внедрением новых систем управления знаниями, продуктов, услуг одновременно с повышением эффективности менеджмента образовательной деятельности. Наличие эффективной системы мер по охране результатов интеллектуальной деятельности является гарантом роста интеллектуального потенциала вуза.

Список литературы

1. Бакланова Л.Д. Страхование интеллектуальной собственности: объекты, риски и организация / проблемный аспект // Финансы. Деньги. Инвестиции. № 3, 2008. С. 20-27.

2. Гончаров И.С. Управление знаниями в инжиниринге архитектуры предприятий. Одиннадцатый Международный научный конгресс «Роль бизнеса в трансформации общества - 2016» // Москва, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 4-8 апреля 2016 г.: Сборник материалов Одиннадцатого Международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации общества - 2016», 2016. 568 с.

3. Денисов Д.В. Архитектура предприятия как средство повышения эффективности бизнеса. XI Международный научный конгресс «Роль бизнеса в трансформации общества - 2016»: сборник материалов. Университет «Синергия», 2016. 568 с.

4. Култыгин О.П. Применение искусственного интеллекта в системах поддержки принятия управленческих решений (тезисы к докладу). Пятый Международный научный конгресс «Роль бизнеса в трансформации российского общества - 2010» // Москва, МФПА: Сборник тезисов докладов, 2010. М.: РВ-Принт.

5. Прокимнов Н.Н., Емельянов А.А., Власова Е.А. Современное интеллигентное моделирование: модели-трансформеры экономических процессов // «Современные проблемы прикладной информатики», СПб. Изд-во Политехнического университета, 2008 г.

6. Прокимнов Н.Н. Структурно-функциональное моделирование деловых процессов // Прикладная информатика. М. № 5 (35), 2011.

7. Симонов Б.П. Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности // Право интеллектуальной собственности. № 2, 2010 г. Москва. С. 17-20.

ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА ДОЛГОВЕЧНОСТИ ПОДШИПНИКОВ

КАЧЕНИЯ Хрюкин М.Б.

Хрюкин Михаил Борисович - бакалавр, студент, кафедра технической механики, Воронежский государственный университет инженерных технологий, г. Воронеж

Аннотация: в статье рассмотрен вопрос актуальности расчета ресурса подшипников качения. Приведены основные принципы расчета и факторы, влияющие на полученный результат. Представлен пример расчета ресурса подшипника с учётом и без учёта эксплуатационной поправки.

Ключевые слова: подшипники качения, ресурс подшипников, эксплуатационная поправка.

Использование подшипников качения получило широкое применение во всех отраслях промышленности. Наряду с узлами, не требующими высокой надежности, подшипники качения применяются также и в ответственных узлах, выход из строя которых может привести как к катастрофам, так и к большим экономическим издержкам, связанных не только с затратами на ремонт, но и с финансовыми потерями от простоя оборудования. Оценивая масштабы последствий выхода из строя подшипниковых узлов, а также учитывая особенности эксплуатации подшипников, следует придерживаться системного подхода к их подбору и расчету долговечности. На настоящее время существует ряд ГОСТов, регламентирующих методы расчета долговечности подшипников качения. Также производители подшипников предлагают собственные разработанные методики расчета долговечности, учитывающие индивидуальные особенности производства и личный опыт эксплуатации и обслуживания.

Различие между существующими методиками определения долговечности заключаются принципиально либо в учете поправочных коэффициентов, которые зависят от особенностей и условий эксплуатации, либо в методах их определения. Каждый производитель старается дать рекомендации к определению поправочных коэффициентов исходя из статистики экспериментальных и эксплуатационных данных. Можно заметить, что в ряде методик не учитываются некоторые факторы, в других методиках разнятся диапазоны данных. Таким образом, анализ всех предложенных методик одновременно позволяет определить более точную картину влияния того или иного фактора на долговечность работы, с целью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.