Закон и право. 2024. № 12. С. 161-166. Law and legislation. 2024;(12):161-166.
Научная статья УДК 347.778
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-12-161-166 EDN: https://elibrary.ru FRYBRD
NIION: 1997-0063-12/24-622 MOSURED: 77/27-001-2024-12-822
Интеллектуальная собственность образовательных организаций в условиях цифровизации: проблемы регулирования и правоприменения
Валерия Борисовна Золотова
Российская государственная академия интеллектуальной собственности,
Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Актуальность изучения гражданско-правового регулирования сферы дополнительного образования предопределена динамикой развития доступности цифровых технологий, что оказывает существенное влияние на систему дополнительного образования, которая, в свою очередь, направлена на формирование и удовлетворение потребности человека в непрерывном обучении.
Автором установлено, что в соответствии с положениями специального законодательства выделяются программы дополнительного образования детей и взрослых, а также программы дополнительного профессионального образования, отличающиеся по своему содержанию и правовому регулированию. Автором также было выявлено, что при подготовке и реализации программ дополнительного образования особая роль отводится дистанционным образовательным технологиям, которые, несмотря на свою практичность и эффективность, в полном объеме не могут заменить и исключить возможности непосредственного взаимодействия педагога и обучающегося. При этом делается вывод о том, что сфере образования присуще соотношение публично-правовых и частноправовых подходов регулирования, что является существенно значимым и важным механизмом в контексте цифровизации и информатизации общества.
Ключевые слова: дополнительное образование, дополнительное профессиональное образование, дистанционные формы обучения, цифровизация, интеллектуальная собственность.
Для цитирования: Золотова В.Б. Интеллектуальная собственность образовательных организаций в условиях цифровизации: проблемы регулирования и правоприменения // Закон и право. 2024. № 12. С. 161 — 166. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-12-161-166 ББЫ: https://elibrary.ru/FRYBRD
Original article
Intellectual property of educational organizations in the context of digitalization: problems of regulation
and law enforcement
Valeria B. Zolotova
Russian State Academy of Intellectual Property, Moscow,
Russia, [email protected]
Abstract. The relevance of studying the civil law regulation of the field of additional education is predetermined by the dynamics of the development of accessibility to digital technologies, which has a significant impact on the system of additional education, which, in turn, is aimed at shaping and satisfying the human need for continuous learning.
The author has established that, in accordance with the provisions of special legislation, additional education programs for children and adults are distinguished, as well as additional vocational education programs that differ in their content and legal regulation. The author also revealed that in the preparation and implementation
© Золотова В.Б. М., 2024.
LAW & LEGISLATION • 12-2024
of additional education programs, a special role is assigned to distance learning technologies, which, despite their practicality and effectiveness, cannot fully replace and exclude the possibility of direct interaction between the teacher and the student. At the same time, it is concluded that the ratio of public law and private law regulatory approaches is inherent in the field of education, which is an essential and important mechanism in the context of digitalization and informatization of society.
Keywords: additional education, additional professional education, distance learning, digitalization, intellectual property.
For citation: Zolotova V.B. Intellectual property of educational organizations in the context of digitalization: problems of regulation and law enforcement // Law and legislation. 2024;(12):161—166. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2073-3313-2024-12-161-166 EDN: https://elibrary.ru FRYBRD
Введение. Постановка проблемы
Происходящие в настоящее время общественные изменения, связанные с повышением качества жизни и доступности цифровых технологий, особенно сильно оказывают влияние на систему дополнительного образования, которая, в свою очередь, направлена на формирование и удовлетворение потребности в непрерывном обучении.
Так, впервые на законодательном уровне концепция дополнительного образования нашла отражение в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3, согласно положениям которого дополнительное образование признается в качестве системообразующего фактора непрерывного профессионального образования, предоставляющего гарантии для налаживания эффективных общественных процессов. При этом в научной литературе подчеркивается, что данная форма образования «приобретает функцию связующего звена между важнейшими составляющими нашей экономики: высшей школой и рынком труда» [2, с. 49].
Отметим, что в условиях активного обновления и развития науки и технологий в обществе существует объективная потребность в постоянном совершенствовании компетенций для осуществления квалифицированной профессиональной деятельности. Так, вопросы переподготовки и повышения квалификации специалистов приобретают особую актуальность, что обусловливает необходимость развития дополнительного образования.
Не можем не указать, что в последние несколько лет наблюдается рост запроса на дополнительную форму образования и увеличение таких предложений на рынке. Например, по результатам социологического опроса, проведенного ВЦИОМ в 2022 г., было зафиксировано, что более четверти россиян вовлечены в программы
дополнительного образования1. При этом катализатором возросшего спроса стали эпидемиологические ограничения и распространение дистанционных технологий. Более того, в 2023 г. такая тенденция сохранилась, в частности, продажи в сегменте дополнительного образования выросли на 53%. Также обратим внимание на то, что количество слушателей, обучаемых по программам дополнительного профессионального образования, в указанный период превысило 8 млн человек2.
Взаимодействие публично-правовых и частноправовых начал в регулировании дополнительного образования на современном этапе
Система нормативного регулирования программ дополнительного образования включает совокупность публично-правовых и частноправовых начал, характеризующих разные аспекты образовательного процесса. При этом относительно государственного воздействия следует отметить особые требования законодательства об образовании о доступности, качестве и результативности образования.
Однако в наибольшей степени интерес представляют договорные начала дополнительного образования, которые находят проявление в принципах добровольности, свободы выбора и защиты интересов участников образовательного процесса.
Перечисленные положения направлены на обеспечение равных и доступных возможностей в получении дополнительного образования, а также развитие профессионального и иного потенциала обучающегося. В целом можем говорить о том, что именно доступность стала предопределяющим фактором развития дополни-
1 Опрос ВЦИОМ: более четверти россиян в 2022 году занялись допобразованием // https://ria.ru/20221128/ obrazovanie-1834669114.html (Дата обращения: 31.10.2024)
2 Дополнительное профессиональное образование // URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/added/ (Дата обращения: 11.11.2024)
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2024
тельного образования, но в специализированной научной литературе отмечается и то, что активное развитие систем дополнительного образования в первой трети нового столетия во многом связано с внешними факторами, среди которых в литературе справедливо обозначаются «глобализация, цифровизация, интернационализация, форс-мажорные обстоятельства пандемических ограничений» [7, с. 10].
Не можем не согласиться с представленной точкой зрения, поскольку, действительно, значимым толчком к развитию дополнительного образования и увеличению общей массы соответствующих договоров стала совокупность внешних событий, в частности, цифровизация образования и появление дистанционных форм получения образования, и катализатором этого выступили эпидемиологические ограничения и распространение дистанционных технологий.
Сфера дистанционного дополнительного образования развивается не только в рамках российского законодательства и практики, но и зарубежной. Среди представителей зарубежной доктрины отмечают, что дистанционное образование, будь то начальное, университетское, дополнительное, профессиональное, как правило, включает два вида деятельности со стороны организации, которая им управляет.
Таким образом, вполне обоснованно можно говорить о том, что в настоящее время дополнительные образовательные программы реализуются преимущественно именно с применением дистанционных технологий. И в данном контексте следует обратиться к основам образовательной политики и соответствующим положениям российского законодательства, в соответствии с которыми целью использования указанных технологий является сокращение барьеров в виде территориальных препятствий при получении дополнительного образования, а также существенное расширение географии3.
При этом регламентируются и специальные требования, которые обусловлены запросами современного общества, науки и производства, по созданию условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды. Исходя из указанного образовательная
3 См. подроб.: Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» // СЗ РФ. 2023. № 42. Ст. 7514.
организация, реализующая программы дополнительного образования, обязана создать отвечающую всем условиям и требованиям цифровую и информационную инфраструктуру, призванную наиболее эффективно наладить взаимодействие с конечным потребителем и установить возможность контроля за уровнем освоения передаваемой информации.
Вместе с этим формирование и развитие подобного рода инфраструктуры для организаций, осуществляющих дополнительное образование, в большинстве случаев достаточно затруднительно. В связи с данной проблемой, носящей во многом организационно-технический характер, отмечается появление новой концепции, которую условно можно представить следующим образом: «компания-организатор — образовательное учреждение — обучающийся». В частности, в складывающихся правоотношениях появляется некий посредник, обеспечивающий технический функционал и являющийся по своей природе вспомогательным звеном.
Стоит отметить, что сотрудничество между подобного рода компаниями и образовательными учреждениями, выстраиваемое на основе гражданско-правового договора, взаимовыгодно для обеих сторон. Наглядным примером может служить предложение о предоставлении услуг, в том числе по рекламе дополнительной образовательной программы, а также внедрение онлайн-обучения и техническое производство курсов. Важно, что наполнение курса теоретическими материалами осуществляется сотрудниками образовательной сферы. Среди научного сообщества отмечается, что, несмотря на отсутствие детальной законодательной проработки данных взаимоотношений, «подобная деятельность компаний, являющихся посредниками между обучающимися и учебными заведениями, оказывается востребованной» [10, с. 257].
Анализ научной литературы позволяет установить, что возникающие правоотношения строятся на договорных началах, причем указывается на то, что «основным и первоначальным договором здесь может выступить договор смешанного юридического характера между компанией-организатором и учебным заведением, содержащий элементы различных договоров» [1, с. 100—101], который впоследствии должен стать основой договорных отношений между образовательным учреждением и слушателем программ по дополнительному образованию.
Данный гражданско-правовой договор подразумевает юридическую конструкцию, в соот-
ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 12-2024
ветствии с которой образовательное учреждение разрабатывает программу курса, наполненную образовательным контентом, в обобщенном виде представляющую собой «учебно-методический комплекс, имеющий направленность на формирование профессиональных компетенций» [6, с. 115], и передает ее для дальнейшего размещения в открытом доступе компании-организатору, выполняющей организационно-техническую составляющую.
Объекты интеллектуальной собственности образовательных учреждений и организаций
Приступая к анализу интеллектуальной собственности учреждений и организаций, реализующих дополнительное образование, следует, в первую очередь, обратить внимание на характеристику и перечень таких объектов. В правовой доктрине в настоящее время выделяют следую -щие результаты интеллектуальной деятельности образовательных учреждений: «образовательные продукты, объективированные в различных формах, и их учебно-методическое обеспечение, результаты инновационной деятельности вуза, а также объекты, созданные с использованием информационных технологий» [3, с. 8].
Также важно указать на то, что все перечисленные результаты, соответствуя ключевым характеристикам, входят в открытый перечень объектов авторского права. В данном контексте добавим, что научное юридическое сообщество указанные категории относит к «другим произведениям» [8, с. 49], в связи с чем результаты интеллектуальной деятельности учебных заведений стоит воспринимать более широко, в том числе по отношению к цифровым продуктам в целом.
Среди представителей научного сообщества акценты расставляются на особом характере результатов, которые создаются для обеспечения процесса дополнительного образования, реализуемого в большей степени при помощи цифровых технологий. Так, подчеркивается, что «объекты интеллектуальной собственности образуют соответствующий капитал учреждения — элемент ресурсного портфеля образовательного центра, включающего совокупность нематериальных ресурсов, участвующих в процессах воспроизводства с целью получения дохода от создания новых благ» [5, с. 92].
Особенно важным аспектом в приведенном положении выступает коммерческая цель созда-
ния продуктов образовательного процесса, что в целом нехарактерно для сферы образования в ее традиционном понимании. Тем не менее дополнительное образование, как и было указано, имеет собственные специфические особенности, связанные с коммерциализацией и диверсификацией рынка труда.
На практике чаще всего создаваемые преподавателем образовательные продукты в рамках трудовых отношений получают статус служебного произведения, имеющего ряд довольно специфических особенностей. В частности, данные произведения должны отвечать ряду регламентированных в законе требований: творческий характер, объективное существование независимо от способа выражения и создание его автором в пределах своих трудовых обязанностей [9, с. 99].
Помимо этого, анализ материалов судебной практики позволяет выделить и иные характерные черты, среди которых заключение трудовых отношений с их надлежащим оформлением, прямая причинно-следственная связь между трудовыми функциями и служебным результатом интеллектуальной деятельности4. Целесообразно обратить внимание на то, что данные требования применимы к объектам вне зависимости от форм их выражения и целей использования, следовательно, рассмотренное положение напрямую относится и к дополнительным формам обучения, реализуемым в большинстве своем дистанционно.
Анализ возникновения исключительных прав работодателя на служебное произведение позволяет установить ключевые условия, необходимые для рассматриваемых правоотношений:
во-первых, обязательно наличие устойчивой правовой связи между работником и работодателем, направленной на выполнение трудового функционала в рамках образовательного учреждения;
во-вторых, создание служебного произведения должно происходить в рамках исполнения трудовых функций, установленных для конкретного специалиста;
4 См., напр.: Решение Суда по интеллектуальным правам от 18.02.2016 по делу № СИП-544/2015 // URL: https://base.garant.ru/71355946/ (Дата обращения: 31.10.2024);
Решение Арбитражного суда Смоленской области от 29.11.2023 по делу № А62-2433/2023 // URL: https:// sudact.ru/arbitral/doc/qKine7HFKolv/ (Дата обращения: 31.10.2024);
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 20.06.2014 по делу № 33-7024/2014 // URL: https:// base.garant.ru/126333382/ (Дата обращения: 11.11.2024)
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2024
в-третьих, создание служебного произведения должно происходить в период действия трудового договора, когда сохраняется устойчивая правовая связь между сторонами трудового договора.
Однако, несмотря на законодательное преимущество презумпции перехода прав на служебные произведения к работодателю, на практике возможно заключение гражданско-правового договора с автором произведения на разработку, например, учебных курсов, включаемых в программы дополнительного образования. При этом в настоящее время центральное место среди гражданско-правовых договоров о создании учебных материалов занимает договор авторского заказа.
Так, в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ автор обязуется по заказу образовательного учреждения создать обусловленное договором произведение на материальном носителе, который передается в собственность заказчику. Отметим, что автором может выступать исключительно физическое лицо, поскольку «только оно обладает способностью заниматься творческой деятельностью и создавать новое» [4, с. 91]. Важно подчеркнуть, что в данном случае между автором и образовательным учреждением возникают гражданско-правовые отношения, трудовая связь между ними отсутствует.
В целях иллюстрирования способов охраны и защиты интеллектуальной собственности обратимся к конкретным судебным кейсам.
Гражданин О., автор обучающего курса «И.», обратился в Московский городской суд с исковым заявлением к организации «С.», разместившей данный курс на своей официальной интернет-странице, о защите исключительных прав. В ходе судебного разбирательства было установлено, что истец является обладателем исключительных прав на обучающий курс «И.», однако в сети Интернет содержалась информация, предоставляющая возможность размещения, распространения и использования данного курса посредством технических возможностей ответчика. Исходя из всех представленных материалов дела суд пришел к однозначному выводу о нарушении прав автора О., в связи с чем удовлетворил исковые требования и запретил ответчику «С.» создание технических условий, обеспечивающих неправомерное размещение образовательного контента5.
5 Решение Московского городского суда от 05.02.2021 по делу № 3-0111/2021 // URL: https://mos-gorsud.ru/ mgs/services/cases/first-civil/details/018ba851-4124-11eb-a03d-276e4a11c151 (Дата обращения: 12.11.2024)
При этом достаточно распространенной практикой является заявление требований о применении обеспечительных мер, направленных на защиту исключительных прав. Уполномоченным субъектом таких мер является Роскомнадзор.
Пример. В Московский городской суд было подано исковое заявление гражданки Л. о принятии соответствующих мер в связи с нарушением исключительных прав на произведение «Н.», незаконно размещенное на сайтах сети Интернет. Изучив материалы дела и не найдя правовых оснований действий ответчика, суд удовлетворил исковые требования истца, а также обязал уполномоченный орган прекратить технические условия, позволяющие использовать произведение ответчика6.
Таким образом, современная государственная политика выстраивается вокруг максимального обеспечения прав и свобод авторов и правообладателей произведений, в том числе тех, которые получили статус служебного.
Заключение
Подводя итог проведенному исследованию, отметим ряд ключевых позиций.
Во-первых, установлено, что на современном этапе программы дополнительного образования получают широкое распространение, что во многом обусловлено динамичными процессами глобализации, цифровизации и информатизации, которые ставят в приоритет высокий уровень знаний и профессиональных компетенций.
Во-вторых, дополнительное образование переплетает в себе публично-правовые и гражданско-правовые начала, что предопределено, с одной стороны, четкой государственной политикой в сфере образования, а, с другой стороны, договорными основаниями возникновения отношений по реализации дополнительного образования.
В-третъих, и на национальном, и на зарубежном уровнях отмечается предопределяющая роль дистанционной формы образования, которая сочетает в себе гибкость, универсальность, доступность и качество образования, что представляется возможным за счет цифровых технологий.
6 Определение Московского городского суда от 11.10.2021 по делу № 2и-11002/2021 // URL: https:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc& base= SOCN&n=1415496#bVS25RUrSCEPtpf8 (Дата обращения: 12.11.2024)
LAW & LEGISLATION • 12-2024
Список источников
1. Амелина К.Е., Стымковский В.И. Правовой аспект оказания образовательных услуг в сфере дополнительного образования с использованием дистанционных образовательных технологий // Вестник Тамбовского гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2013. № 11 (127). С. 99-104.
2. Аниськина H.H. Качество ДПО — центральная проблема реформы профессионального образования // Инновации. 2013. № 4 (174). С. 49—55.
3. Антонова М.А. Управление интеллектуальной собственностью на рынке образовательных услуг: на примере высшего учебного заведения: Автореф. дис. ... канд. эконом. наук. М., 2006. 23 с.
4. Белоусов В.Н. Договоры о создании объектов авторских прав // Общество: политика, экономика, право. 2018. № 11 (64). С. 91—94.
5. Бобкова Е.Ю., Терехова А.А., Нелюбина Е.Г. Проблемы и перспективы развития института правового регулирования объектов интеллектуальной собственности, создаваемых в системе дополнительного профессионального образования // Парадигма. 2019. № 1. С. 90—95.
6. Колдина М.И., Гордеев К. С., Шагалова О.Г. Особенности применения дистанционных образовательных технологий в профессиональном обучении // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. № 2 (35). С. 113—116.
7. Котлярова И. О. Развитие инноваций в дополнительном профессиональном образовании // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Образование. Педагогические науки. 2021. № 3. С. 6—22.
8. Силонов И. Аудиовизуальное произведение как объект авторского права // Хоз-во и право. 2014. № 4 (447). С. 32—39.
9. Соломоненко Л.А. Проблемы, связанные с правовым регулированием служебных произведений в вузе / / Вестник евразийской науки. 2013. № 6 (19).
10. Стымковский В.И. Правовое сопровождение реализации программ дополнительного образования в системе «Компания-организатор — образовательное учреждение — обучающийся» // Вестник Тамбовского гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2013. № 12 (128). С. 256—259.
11. Титова Н.С., Ванюков П.Д. Интересы вуза, его преподавателей и учащихся при создании объектов авторского права // Интеллекту-
альная собственность. Авторское право и смежные права. 2024. № 1. С. 48-56.
References
1. Amelina K.E., Stymkovsky V.I. The legal aspect of providing educational services in the field of additional education using distance learning technologies / / Bulletin of Tambov State University. Ser.: Humanities. 2013. № 11 (127). Pp. 99-104.
2. Aniskina N.N. The quality of vocational education - the central problem of vocational education reform // Innovation. 2013. № 4 (174). Pp. 49—55.
3. Antonova M.A. Intellectual property management in the educational services market: on the example of a higher educational institution: Abstract dis. ... cand. of economics sciences'. Moscow, 2006. 23 p.
4. Belousov V.N. Agreements on the creation of copyright objects // Society: politics, economics, law. 2018. № 11 (64). Pp. 91—94.
5. Bobkova E. Yu, Terekhova A.A., Nelyubina E. G. Problems and prospects of development of the institute of legal regulation of intellectual property objects created in the system of additional professional education // The paradigm. 2019. № 1. Pp. 90—95.
6. Koldina M.I., Gordeev K.S., Shagalova O.G. Features of the use of distance learning technologies in vocational training / / Baltic Humanitarian Journal. 2021. № 2 (35). Pp. 113—116.
7. Kotlyarova I. O. Development of innovations in additional professional education // Bulletin of SUSU. Ser.: Education. Pedagogical sciences. 2021. № 3. Pp. 6—22.
8. Silonov I. Audiovisual work as an object of copyright // Economy and law. 2014. № 4 (447). Pp. 32—39.
9. Solomonenko L.A. Problems related to the legal regulation of official works at the University // Bulletin of Eurasian Science. 2013. № 6 (19).
10. Stymkovsky V.I. Legal support for the implementation of additional education programs in the «Organizing company — educational institution — student» system // Bulletin of Tambov State University. Ser: Humanities. 2013. № 12 (128). Pp. 256—259.
11. Titova N.S., Vanyukov P.D. The interests of the university, its teachers and students in the creation of copyright objects // Intellectual property. Copyright and related rights. 2024. № 1. Pp. 48—56.
Информация об авторе
Золотова В.Б. — и.о. декана факультета дополнительного образования — начальник Международного центра повышения квалификации и переподготовки кадров
Статья поступила в редакцию 10.10.2024; одобрена после рецензирования 08.11.2024; принята к публикации 14.11.2024.
Information about the author
Zolotova V.B. — Acting Dean of the faculty of additional education — Head of the International Center for advanced training and retraining of personnel
The article was submitted 10.10.2024; approved after reviewing 08.11.2024; accepted for publication 14.11.2024.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2024