УДК 34
Потемкина П.П.
студент,
Тольяттинский государственный университет (г. Тольятти, Россия)
ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Аннотация: в данной статье рассмотрена нормативно-правовая база, регулирующая сферу дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих, а также особенности применения дистанционных образовательных технологий и электронного образования в данной отрасли. Проведен анализ оценки слушателей о качестве проводимых мероприятий дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих
на примере Свердловской области.
Ключевые слова: электронное обучение, гражданские служащие, государственное управление, дополнительное образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка.
Введение.
Современное общество переживает настоятельную необходимость в эффективных и гибких методах обучения, что в свою очередь делает одним из актуальных направлений профессиональное развитие государственных гражданских служащих (далее - ГГС), что включает в себя дополнительное профессиональное образование (далее - ДПО), в особенности его роль в совершенствовании моделей и подходов обучения большого количества служащих с применением новейших технологий.
Формирование профессионального мастерства госслужащего - это одно из приоритетных направлений, которое способствует формированию кадрового состава в сфере государственного управления.
Профессиональное развитие гражданского служащего представляет собой одно из приоритетных направлений формирования кадрового состава в рамках государственной службы. Оно осуществляется
на системной основе, одним из ключевых факторов которого является приобретение новых знаний и умений,
а также развитие профессиональных и личностных качеств в целях повышения и поддержания уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей.
Цифровизация знаний подразумевает рост интереса и спроса в области разработки
и усовершенствования многочисленных процессов в востребованных сферах жизни общества, в том числе
и в ДПО для ГГС. Таким образом, в направлении подготовки профессионального развития ГГС одним
из значимых считается государственное управление, а именно регуляция общественных процессов с помощью актуализации изучаемой информации в методических пособиях.
Дополнительное профессиональное образование госслужащий может получать по собственной инициативе за счет собственных средств с учетом выбранной им определенной тематики вне пределов осуществления своей служебной деятельности. Однако в рамках государственного задания и на основании образовательного сертификата, обучение проводится в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Главным образом регламентация в данной сфере регулируется следующими правовыми актами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» [1],
- Федеральным законом от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [2],
- Указом Президента Российской Федерации от 21.02.2019 № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» [3],
- Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2019 г. № 619 «О государственном образовательном сертификате на дополнительное профессиональное образование государственного гражданского служащего Российской Федерации» [4].
Отдельные положения нормативных актов содержат в себе основополагающие ответы на ключевые вопросы, связанные с системой ДПО. В частности, в них четко указаны организационно-правовые формы [5], что позволяет определить, какие структуры имеют право осуществлять образовательную деятельность в данной сфере. Кроме того, рассмотренные акты детализируют порядок и сроки прохождения программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Это особенно важно для госслужащих, поскольку они обязаны регулярно обновлять свои знания и навыки в соответствии с требованиями законодательства. Важно обговорить условия для предоставления таких услуг, включая качественные характеристики образовательных программ и условия их финансирования. Что касается стоимости, то данные финансовые аспекты также детально рассматриваются в нормативных документах. Установление прозрачных тарифов на услуги ДПО позволяет избежать коррупционных схем и повысить доступность образовательных ресурсов.
Кроме того, акты регламентируют процесс формирования, размещения и исполнения государственного заказа на выполнение образовательных услуг. Это обеспечивает большую предсказуемость для исполнителей и создает условия для более эффективного использования бюджетных средств, направляемых на повышение квалификации слушателей.
Важно также отметить, что актуализация этих документов требует постоянного мониторинга и анализа эффективности организации учебного процесса. В связи с быстро меняющимися условиями трудовой деятельности, система образования должна быть гибкой и адаптироваться к новым вызовам. Это предполагает не только обновление содержания образовательных программ, но и внедрение инновационных методов обучения, таких как цифровые технологии и интерактивные платформы.
Таким образом, тщательная проработка вопросов, касающихся организации процесса обучения в рамках ДПО, имеет большое значение для повышения качества и доступности образования для ГГС. Это необходимый шаг к формированию квалифицированного и конкурентоспособного кадрового потенциала, способного эффективно справляться с вызовами современного общества.
Одной из задач другого документа - подпрограммы «Управленческие кадры» [6] является разработка и реализация утвержденного перечня дополнительных профессиональных программ по приоритетным направлениям профессионального развития федеральных государственных гражданских служащих. В этом документе задача дополнительного профессионального образования заключается в следующем:
- подготовка кадрового управленческого резерва для возможного выдвижения
на государственные должности регионального и федерального уровня,
- обучение руководителей служб занятости населения и предприятий,
- подготовка (обучение по дополнительным профессиональным программам, в том числе за рубежом) управленческих кадров по направлениям, необходимым для развития региональных экономик.
Перечисленные меры и анализ положений документа, позволяют думать, что данный документ декларирует скорее развитие кадров только в сферах экономики, здравоохранения, спорта.
Однако стоит отметить, что акцент на развитие управленческих кадров не должно ограничиваться лишь названными областями. Важность комплексного подхода в ДПО проявляется в стремлении подготовить специалистов, способных эффективно функционировать в условиях быстроменяющейся экономической и социальной среды. К этому можно отнести:
- развитие навыков межведомственного взаимодействия, что особенно актуально для государственных служащих, работающих в условиях многозадачности и необходимости координации различных служб,
- обучение новейшим технологиям и методам управления, что включается в программы повышения квалификации и переподготовки, позволяя подготовленным кадрам гибко реагировать на изменения в законодательстве и экономической среде,
- внедрение принципов устойчивого развития и социальной ответственности в систему управления, что требует навыков не только экономического, но и социального анализа.
Кроме того, важно учитывать также потенциальные изменения на рынке труда и потребности общества, что требует интеграции современных управленческих практик и новых подходов в образовательные программы. В результате, процесс обучения становится не просто формальным, а насыщается актуальными знаниями и практическими навыками, что значительно повышает его значимость.
Одним из направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации в наше время, согласно Указу Президента Российской Федерации [7], является внедрение новых форм профессионального развития гражданских служащих, предусматривающих использование информационно-коммуникационных технологий. Этот процесс имеет огромное значение для обеспечения квалифицированного и профессионального выполнения задач, стоящих перед государственными органами.
Конечным продуктом исполнения данного документа к 2020 году являлось обеспечение функционирования на базе федеральной государственной
информационной системы в области государственной службы единого специализированного информационного ресурса, предназначенного для профессионального развития гражданских служащих. В 2024 году мы видим, как данная задача была решена с привлечением образовательных организаций высшего звена, а также посредством исключения трехгодичной периодичности повышения квалификации государственных служащих в пользу упора на самостоятельность в решении выбора актуальной информации по мере надобности.
При всех существующих формах обучения, предусмотренных законодательством, а именно очной, заочной и очно-заочной, дистанционные образовательные технологии (далее - ДОТ) могут и будут с каждым годом использоваться чаще при прохождении госслужащими повышения квалификации и профессиональной переподготовки. ДОТ стоит рассматривать как неотъемлемую часть электронного обучения (далее - ЭО), которую необходимо обеспечить нормативными правовыми документами на более высоком уровне, нежели сейчас.
Методология.
Для анализа проблем правовой основы введения ДОТ в образовательный элемент ДПО ГГС и оценки готовности педагогов к использованию различных технологий мной были рассмотрены актуальные нормативно-правовые акты в данной сфере, официальные сайты государственной власти, а также данные социологического опроса, проведенного мной, целью которого было изучение отношения слушателей
к преподавателям, проводивших курсы по актуальным тематикам к использованию ими современных информационных технологий в учебном процессе [8]. Опрос был проведен в 2024 году среди слушателей, проходивших повышение квалификации на базе Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Региональный кадровый центр государственного муниципального управления» (далее - ГАУ ДПО «РКЦ ГМУ») в городе Екатеринбурге по репрезентативной выборке.
Всего в опросе приняли участие 100 слушателей.
Результаты исследования.
Решением задач внедрения ДОТ и ЭО в процесс ДПО госслужащих в 2024 году станет расширение
и модификация информационного ресурса, такого как «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации» [9], на базе которого будет осуществляться размещение не только актуальной информации о программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки, но и предоставление стабильной возможности профессионального развития госслужащих посредством размещения обучающих материалов в цифровой «базе знаний» в открытом доступе.
Продолжением данных инициатив станет активное использование современных информационных и коммуникационных технологий. В связи с этим важно учесть, что развитие единой информационной системы не только повысит доступность ресурсов, но и обеспечит интеграцию новых форматов обучения и методов преподавания.
В рамках этого подхода, помимо материальных ресурсов, планируется создание интерактивных курсов, вебинаров и форумов для обмена опытом между госслужащими. Это позволит не только улучшить качество образования, но и создать активное сообщество профессионалов, заинтересованных в своем развитии. Важным аспектом станет также организация менторских программ, где более опытные специалисты смогут делиться знаниями и навыками с новичками, что существенно ускорит процесс их адаптации и повышения квалификации.
К тому же, одной из ключевых задач будет систематизация и классификация доступа к информации, чтобы пользователи могли легко и быстро находить необходимые материалы по своему профилю деятельности. Планируется разработка фильтров и инструментов для персонализированного выбора в зависимости от карьерных целей, уровня подготовки и
профессиональных интересов госслужащих.
В дополнение к этому, особое внимание будет уделено межведомственному сотрудничеству, что позволит создать более эффективные программы обучения, учитывающие специфику и потребности у разных государственных структур. Внедрение таких интегрированных подходов, как совместные образовательные платформы и курсы, будет способствовать устойчивому развитию кадрового потенциала в государственных органах.
Обновленный информационный ресурс также предусмотрит возможность создания обратной связи в формате опросов и анкет, чтобы госслужащие могли оценивать качество предлагаемых программ и делиться своими предложениями по улучшению образовательного процесса. Такое вовлечение участников в процесс повышения качества обучения поспособствует более высокому уровню удовлетворенности и эффективности проводимых мероприятий.
Практика субъектов Российской Федерации в рамках реализации электронного обучения для ГГС осуществляется с помощью различных способов, а именно существуют специализированные порталы, на которых размещаются электронные курсы. Не менее актуальным остается сотрудничество с другими образовательными организациями, которые создают электронные курсы для госслужащих и, не только размещают их в открытом доступе, а также проводят онлайн вебинары. Так всеобщий доступ к материалам лекций дает слушателям больше возможностей для самоизучения проблемных для них вопросов в исследуемой теме из любой точки их местонахождения, используя всевозможную доступную им электронную технику, будь то телефон, ноутбук или планшет.
Опыт внедрения электронного обучения имеется и в Свердловской области. Начиная с 2017 года на базе Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Свердловской области «Региональный кадровый центр государственного и муниципального управления» (далее - ГАУ ДПО СО «РКЦ ГМУ») началась реализация программ
повышения квалификации в заочной форме исключительно с применением электронных форм обучения [10].
С момента старта этой инициативы было разработано множество инновационных курсов, охватывающих широкий спектр тем, начиная от основ управления и заканчивая современными трендами в сфере цифровизации государственных процессов. Переход на электронное обучение позволил сделать образовательные программы более доступными и гибкими, что особенно важно для занятых госслужащих, у которых зачастую нет возможности посещать очные занятия.
В рамках данной деятельности внедрены современные технологии и платформы, такие как дистанционные курсы и интерактивные вебинары, что значительно увеличило вовлеченность обучающихся. Использование онлайн-модулей предоставляет возможность слушателям в любое время и в любом месте изучать учебные материалы, выполнять задания и общаться с преподавателями и друг с другом.
Систематический анализ обратной связи от оперирующих государственных служащих также является важным аспектом данной программы. Регулярные опросы и анкетирования позволяют адаптировать содержание курсов к изменениям законодательной базы, актуальным вызовам и потребностям профессионального сообщества. Кроме того, высокий уровень квалификации преподавательского состава играет ключевую роль в успехе программ. Преподаватели не только имеют значительный опыт работы в государственной службе, но и постоянно совершенствуют свои знания в области цифровых технологий, что позволяет им своим примером вдохновлять студентов на дальнейшее изучение и внедрение инноваций в это динамичное и меняющееся поле.
В Свердловской области ГАУ ДПО СО «РКЦ ГМУ» осуществляет свою деятельность в соответствии
с государственным заданием [11], в котором указаны сроки и порядок оказание услуг и мероприятий
по реализации дополнительных профессиональных программ профессиональной подготовки служащих. А также
с распоряжением Аппарата Губернатора Свердловской области [12], в котором указаны наименование курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, сроки освоения программ, объем расходов.
Результаты опроса, проведенного мной среди слушателей, проходивших повышение квалификации
на базе ГАУ ДПО СО «РКЦ ГМУ» города Екатеринбурга, показали, что в целом, уровень проводимых мероприятий с использованием ДОТ, владение персональным компьютером с выходом в сеть Интернет среди преподавателей вузов и сторонних участников, можно оценить выше ожидаемого (4,6 из 5 баллов). Большая часть отметила высокий уровень владения педагогом базовыми навыками, а именно: создание электронных презентаций (4,2 из 5 баллов), работа с текстовыми редакторами (4,4 из 5 баллов). Однако, согласно анонимным комментариям участников опроса, устаревшее программное обеспечение и оборудование идет в конфликт
с намеченным темпом получения новой компетенции. Это создаёт определённые трудности и препятствует успешному освоению новых компетенций, в то время как всё большее внимание уделяется современным образовательным технологиям.
Информационная грамотность зачастую является базой, которая должна быть у педагогов,
как главенствующий навык в использовании аппаратно-программных средств, для более узконаправленного применения и обработки поступающей информации в учебном процессе. Важно также учитывать готовность педагогического состава к реализации образовательных технологий, а именно желание самостоятельно осваивать рекомендуемые в рамках разработанных курсов базовые программы. К сожалению, на более быструю адаптацию к изменениям, связанных с внедрением всё более новых программных продуктов в сферу образования, даются легче более молодому поколению.
Проблему можно решить путем расширения базы преподавателей -практиков, привлекаемых
к образовательному процессу, из числа курирующих и контролирующих органов, имеющих аналитические результаты по итогам проверок организаций. Также предоставлять возможность предварительного ознакомления с учебно-методическими материалами (например, в электронном или дистанционном формате)
для использования его во время занятий.
В сфере ДПО необходим инновационный подход в организации учебного процесса, а также к формам
их представления для слушателей и педагогов. Поэтому не стоит на месте и совершенствование электронных учебно-методические ресурсов, а именно электронных учебников и учебных пособий, тренинговых компьютерных программ и электронных тестирующих комплексов.
Применение ДОТ и ЭО в системе ДПО ГГС позволяет заблаговременно давать необходимую реакцию
на запросы слушателей и организовывать доступное и качественное повышение квалификации
или профессиональную переподготовку в сфере государственного управления. Тем не менее, не смотря
на актуальность и востребованность данных технологий, нормативно-правовое обеспечение находится
на недостаточно высоком уровне. Соответственно проведение регулярного опроса служащих, проходящих курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки о степени их удовлетворённости качеством предоставляемых образовательных услуг важно для развития и совершенствования системы организации дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих.
Свердловская область находится в десятке регионов-лидеров по достижению целевых показателей
в сфере образования. Совместная работа представителей образовательных учреждений и органов государственной власти позволяет укрепить эти позиции и способствует дальнейшему повышению привлекательности Среднего Урала для развития профессионального развития государственных гражданских служащих и повышения качества предоставляемых образовательных услуг.
Заключение.
Государство играет активную роль в жизни граждан, выступая социальным гарантом их прав. Формирование устойчивого общества напрямую зависит от государственного управления, которое направлено на улучшение профессиональных качеств государственных гражданских служащих.
На сегодняшний день, с учетом роста потребности госслужащими, выступающих в качестве обучаемых, получать более новые и актуальные сведения по программам обучения повышения квалификации и профессиональной переподготовки, развитие дистанционных образовательных технологий очень актуально. Потребность в дополнительном профессиональном образовании возникает не только в случае недостаточной компетентности служащих, отсутствия мотивации в сфере их профессиональной деятельности, а также если создаются препятствия на пути реализации их функций и обязанностей.
В итоге, на мой взгляд, можно выделить следующие проблемные вопросы внедрения электронных
и дистанционных технологий в систему дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих:
1. Совершенствование программного обеспечения и оборудования. Установка современных операционных систем, программ для документооборота и введение электронной вычислительной техники нового поколения, необходимо для повышения эффективности проводимых мероприятий в сфере ДПО ГГС.
2. Готовность преподавательского состава к переходу на электронное и дистанционное обучение.
3. Качество электронных и дистанционных методических программ дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих, а также актуализация и своевременное ее размещение на электронных порталах. Адаптация под формат электронного обучения при переходе с привычного стандарта образования.
4.Развитие нормативно-правовой базы в сфере дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //docs. cntd.ru/document/902389617;
2. Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901904391;
3. Указ Президента Российской Федерации от 21.02.2019 № 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/552449688;
4. Постановление Правительства РФ от 18 мая 2019 г. № 619 «О государственном образовательном сертификате на дополнительное профессиональное образование государственного гражданского служащего Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/554599079;
5. А.С. Балдина, Правовая основа дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Российской Федерации, Право Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, №
5-6, с. 172-174;
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 316-1111 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/499091764;
7. Указ Президента РФ от 24 июня 2019 г. №2 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 - 2021 годы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //docs. cntd.ru/document/560421279;
8. Банных Г. А. Внедрение электронных технологий в дополнительное профессиональное образование государственных служащих / Г. А. Банных, С. Н. Костина // EDCRUNCH Ural: новые образовательные технологии в вузе: материалы международной научно-методической конференции (НОТВ-2017). — Екатеринбург: УрФУ, 2017. — C. 52-58;
9. О федеральной государственной информационной системе «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации»: Постановление Правительства РФ от 3 марта 2017 г. № 256 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd= 102409248&intelsearch= 1919;
10. Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Региональный кадровый центр государственного муниципального управления»: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ркцгму.рф;
11. Государственное задание ГАУ ДПО СО "РКЦГМУ" на 2024-2026 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ркцгму.рф/uploadedFiles/files/2024/documents/GZ%202024-2026%20(mart%202024).pdf;
12. Распоряжение Аппарата Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области № 2 - РА от 12.01.2024 об утверждении
плана мероприятий по организации ДПО ГГС СО [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://ркцгму.рф/uploadedFiles/files/2023/pdf%20files/2-ra-gs-2024.pdf.
Potemkina P.P.
Tolyatti State University (Tolyatti, Russia)
APPLICATION OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES AND E-EDUCATION IN FIELD OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF CIVIL SERVANTS OF RUSSIAN FEDERATION (ON EXAMPLE OF SVERDLOVSK REGION)
Abstract: this article examines the regulatory framework governing the field of additional professional education for civil servants, as well as the specifics of the use of distance learning technologies and e-education in this industry. The analysis of the listeners' assessment of the quality of the ongoing activities of additional professional education of civil servants is carried out on the example of the Sverdlovsk region.
Keywords: e-learning, civil servants, public administration, additional education, advanced training, professional retraining.