УДК 338.24
DOI: 10.18384/2949-5024-2024-1-45-56
РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОДУКТА В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Ерина К. А.
Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России 600020, Владимирская обл., г. Владимир, ул. Большая Нижегородская, д. 67Е, Российская Федерация
Аннотация
Цель. Исследование управленческих аспектов трансформации дополнительных профессиональных программ как продукта отраслевого рынка дополнительного профессионального образования в цифровом пространстве.
Процедура и методы. Проведён контент-анализ мнений отечественных и зарубежных авторов в определении факторов цифровизации, определения роли цифровизации образования как элемента цифровизации экономики. На основе анализа статистических данных, автором исследована динамика показателей внутренних затрат организаций сферы дополнительного профессионального образования на цифровизацию, а также сведения о количестве реализованных образовательных продуктов с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, потребительских предпочтений выбора формы продукта.
Результаты. По итогам исследования сделан вывод о трансформации образовательного продукта сферы дополнительного профессионального образования в электронное (цифровое) пространство. Предложено внедрение и раскрыт экономический эффект введения Единого Реестра организаций сферы дополнительного профессионального образования, реализующих образовательные программы в электронной форме и (или) с применением дистанционных образовательных технологий.
Теоретическая и/или практическая значимость. Сформулировано предложение по введению инструмента механизма управления экономическими процессами в сфере дополнительного профессионального образования, а именно Единого Реестра организаций сферы дополнительного профессионального образования, реализующих образовательные программы в электронной форме и (или) с применением дистанционных образовательных технологий.
Ключевые слова: образовательная деятельность, дополнительная профессиональная программа, механизм управления образовательной деятельностью, цифровизация образования,электронное обучение
© CC BY Ерина К. А., 2024.
ISSN 2949-5040
MANAGEMENT OF TRANSFORMATIONAL PROCESSES OF AN EDUCATIONAL PRODUCT IN THE DIGITAL SPACE (ON THE EXAMPLE OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION)
K. Erina
Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia
ul. Bolshaya Nizhegorodskaya 67Е, Vladimir 141014, Vladimir Region, Russian Federation
Abstract
Aim. Research of managerial aspects of transformation of additional professional programs as a product of the industry market of additional professional education in the digital space. Methodology. Content analysis of the opinions of domestic and foreign authors in determining the factors of digitalization, determining the role of digitalization of education as an element of digitalization of the economy. Based on the analysis of statistical data, the author investigated the dynamics of indicators of internal costs of organizations in the field of additional vocational education for digitalization, as well as information on the number of educational products sold using e-learning and distance learning technologies, consumer preferences for choosing the form of the product.
Results. Conclusion is made about the transformation of the educational product of the sphere of additional professional education into an electronic (digital) space. The introduction is proposed and the economic effect of the introduction of a Unified Register of organizations in the field of additional professional education that implement educational programs in electronic form and (or) with the use of distance learning technologies is disclosed.
Research implications. The author formulated a proposal for the introduction of a tool for managing economic processes in the field of additional vocational education, namely, a Unified register of organizations in the field of additional vocational education that implement educational programs in electronic form and (or) using distance learning technologies.
Keywords: educational activity, additional professional program, educational activity management mechanism, digitalization of education, e-learning
Введение
В современных условиях поступательное и алгоритмизированное движение по пути цифровизации отдельных отраслей и направлений развития государственного, регионального, муниципального уровня управления социально-экономическими отношениями оказывает значительное влияние на трансформацию рынка продуктов и услуг. Внедрение инновационных и информационных технологий, интернет-коммуникаций в сферу управления и администрирования, увеличение роли ресурсного IT-обеспечения и искусственного интеллекта как фактора развития производства приводят к широкой дискуссионной площадке на тему стратегических направлений развития сферы цифровизации экономических и социально-экономических процессов.
Так, вопросам построения и развития цифровой экономики и сопутствующим ей трансформационным процессам в рамках исследований уделяли внимание в зарубежных и российских аналитических докладах Американское Бюро экономического анализа (BEA)1, Международный институт развития менеджмента
1 New and Revised Statistics of the U.S. Digital Economy, 2005-2021 [Электронный ресурс] // Bureau of Economic Analysis : [сайт]. URL: https://www.bea.gov/system/files/2022-11/new-and-revised-statistics-of-the-us-digital-economy-2005-2021.pdf (дата обращения: 26.04.2023).
ISSN 2949-5040
(IMD)1, Департамент экономического и социального развития ООН (ИЫ DESA)2, Правительство КНР3, Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ4.
Сфера образовательной деятельности также не является исключением, ведь трансформация системы образования заключает в себе не столько содержание основных положений национальных проектов по созданию образовательной платформы нового уровня, сколько сущность одного из перспективных стратегических направлений государственной политики. Не случайно, исследователи связывают процессы цифровизации и качества образования с триггером смены общей парадигмы отношений [3], достижением социальных преимуществ и общенационального уровня развития экономики и обеспечения безопасности государства [2], с фактором обеспечения развития трудового потенциала, региональной и национальной конкурентоспособностью [5], конкурентоспособностью персонала организаций [4].
В этой связи, автор статьи убеждён, что анализ закономерностей трансформации образования в электронное пространство, исследование позиции установления потенциала развития человеческого капитала, отраслевого рынка образовательной деятельности, процесса технологизации образовательного продукта предоставляет возможность, охарактеризовав основные тенденции (тренды) в образовательной деятельности, выработать и предложить эффективные инструменты управления указанными социально-экономическими отношениями на примере дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) как элемента непрерывного образования. В свою очередь, указанный анализ механизма образовательной деятельности позволит предложить инструменты оптимизации и повышения внутренней конкуренции отраслевого и регионального рынка организаций ДПО.
Цифровизация образовательного продукта в сфере дополнительного профессионального образования
Цифровая трансформация образовательной деятельности, как и большинство социально-экономических и договорных, трудовых отношений, в 2020 г. перешла из цепочки поступательного развития в режим «скачка», получив новые условия развития.
Введение санитарно-эпидемиологических норм и ряда иных ограничительных мер привели к необходимости ведения образовательной деятельности дистанционно с использованием онлайн-платформ, электронно-образовательной среды.
В указанных условиях система ДПО, как вид социально-экономической деятельности, обеспечивающей трудовую мобильность, карьерный рост и иные показатели инвестиций в человеческий ресурс (человеческий капитал) обладала достаточным потенциалом («взлета», роста, перехода к Индустрии 4.0) для стратегического развития (табл. 1).
1 IMD World Digital Competitiveness Ranking 2022 // IMD - International Institute for Management Development : [сайт]. URL: https://www.imd.org/centers/world-digital-competitiveness-ranking/ (дата обращения: 26.04.2023).
2 The Decade of Action for the Sustainable Development Goals 2021 [Электронный ресурс] // Amazon.com. URL: https://s3.amazonaws.com/sustainabledevelopment.report/2021/2021-sustainable-development-report.pdf (дата обращения: 26.04.2023).
3 Доклад премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна о работе правительства (5 марта 2019 г.) [Электронный ресурс] // СИНЬХУА Новости. URL: http://russian.news.cn/2019-03/16/c137900107.htm (дата обращения: 26.04.2023).
4 Цифровые технологии в российской экономике / К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг, В. В. Дементьев и др.; под ред. Л. М. Гохберга. М.: НИУ ВШЭ, 2021. 116 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-2199-1
Таблица 1 / Table 1
Подходы отечественных и зарубежных исследователей к вопросу цифровизации / Approaches of domestic and foreign researchers to the issue of digitalization
Определяющий фактор и подход в концепции цифровизации образования Сущность концепции Авторы
Цифровизация как стратегия развития Цифровизация представлена цепочкой «компетентность - применение - трансформация». Использование цифровых инструментов влияет на приоритет потребительского выбора Видуни Удовита (Шри-Ланка)
Компетентностный подход как определяющий инструмент механизма подготовки кадров в условиях перехода к цифровой экономике В условиях выполнения «социального заказа» на новый компетентностный профиль специалиста, рабочего, служащего образовательный процесс должен обеспечивать формирование новых цифровых компетенций, позволяющих обеспечивать конкурентоспособность кадров на рынке труда при всеобщей мировой цифровизации А. И. Рудской, А. И. Боровков, П. И. Романов, О. В. Колосова (Россия)
Цифровизация как фактор конкурентного преимущества Внедрение цифровых технологий направлено на интеграцию Big Data, интернет-ресурсов, которые выступая элементами инфраструктуры, обуславливают увеличение прибыли, достижение увеличения рыночной стоимости и повышения уровня конкурентоспособности организации Мадху Бала (Индия)
Цифровизация - инструмент интеллектуального человеческого капитала Потребность в высококвалифицированных компетентных кадрах как ответ новой экономической (цифровой) реальности П. С. Аветисян, Н. М. Геворкян (Армения)
Цифровизация как приоритет развития общества Цифровизация образования в условиях инноваций, технологической революции, роботизации промышленного сектора обуславливает спрос на специалистов с глубоким уровнем цифровой грамотности Ирада Набиева (Азербайджан)
Источники: [1; 8; 9; 10; 11].
При учёте указанных мнений исследователей и практиков, по мнению автора статьи, цифровизация образования, в частности сферы ДПО, лежит в плоскости влияния нескольких групп факторов одновременно. Такими факторами выступают:
1. Организационно-административные факторы:
необходимость выработки механизма управления социально-экономическими процессами образовательной деятельности в условиях ограниченного количества инструментов, алгоритма принятия эффективных управленческих решений;
отсутствие чёткой цепочки онлайн-коммуникации государственного, регионального и муниципального управления с бюджетными и коммерческими образовательных организациями и иными организациями различных секторов экономики в целях выработки дистанционного принятия решений;
исключение (сокращение) возможности реализации офлайн-образования в условиях борьбы с коронавирусной инфекцией;
V4V
ISSN 2949-5040
- отсутствие ресурсного обеспечения внедрения молниеносного перехода к онлайн-образованию, гибридному (смешанному) типу трансляции образовательного продукта (реализации программы дополнительного профессионального образования - далее ДПП).
2. Социальные факторы:
- необходимость переключения социального внимания с проблем эпидемиологического характера, снижения уровня социальной напряжённости и предоставление возможности повышения своего образовательного уровня, овладения новыми компетенциями;
обеспечение необходимости сохранения рабочих мест и трудозанятости населения.
3. Экономические факторы:
- софинансирование и поддержка организаций в вопросе развития ДПО в условиях реализации федеральных проектов по обеспечению финансирования и софинансирования освоения программ ДПО отдельными категориями граждан;
необходимость обеспечения финансово-экономической деятельности организаций сферы ДПО за счёт оптимизации и перераспределения расходов на 1Т-ресурсы (программное и телекоммуникационное оборудование и цифровой контент);
возможность экономии расходов руководителя (работодателя) на обучение в условиях дистанционного и смешенного (гибридного) формата: исключение затрат на командировки, выплату командировочных, отрыв от работы (производства);
- ускорение производственных процессов за счёт формирования компетенций нового (цифрового, электронного) уровня работников.
К тому же скачок использования инновационного многофункционального сложного оборудования в управлении социально-экономическими системами, предъявил новые высокие требования к уровню образования [7, с. 157], а, следовательно, потребовал и повышения уровня профессиональных и надпрофессио-нальных, управленческих компетенций. В свою очередь, основными данными, отражающими динамику сферы ДПО как социально-экономической деятельности выступают данные Формы федерального статистического наблюдения № 1-ПК «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам». Сравнительный анализ статистических данных позволяет автору статьи проследить три основных показателя, отражающих процедуру трансформации ДПО в цифровое (электронное) пространство.
Первым показателем выступает общий уровень внутренних затрат организаций, реализующих ДПП на внедрение и использование технологий цифрового формата (рис. 1).
20000 18000 16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000
17524,2
'220,1
6433,4
361,5141,7324,3405,1
0
Расходы на Расходы на
приобретение приобретение ПО
Расходы на оплату Расходы на
связи, включая цифровой контент услуги доступа к Интернету
оборудования, связанного с цифровыми технологиями, его техническое обслуживание и ремонт
2019 2020 2021 1=12022
Рис. 1. / Fig. 1. Динамика внутренних расходов организаций ДПО на внедрение и использование цифровых технологий в 2019-2022 гг., млн. руб. / Dynamics of internal expenses of the organizations of DPO for the introduction and use of digital technologies in 2019-2022, mln P
Источник: посчитано автором по данным Формы 1-ПК «Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным
программам» (2019 г., 2020 г., 2021 г., 2022 г.).
Анализ показателей внутренних затрат организаций ДПО на цифровизацию при общем объёме уменьшения в 2022 г. более чем в 6 раз по сравнению с 2019 г. (с 32 948,2 млн. руб. до 5 175,2 млн. руб.) вызван прежде всего уменьшением расходов на приобретение оборудования, задействованного в ресурсном обеспечении реализации образовательной деятельности.
Автор статьи убеждён, что экономия внутренних затрат на компьютерное оборудование необходимо связывать с тем фактом, что за 4-5 лет физически и «морально» техника не успеет «устареть». Скачок расходов на доступ к связи в 2020 г. обусловлен введением карантинных мер и повышением спроса на возможность потребления цифрового образовательного продукта. Не критичное, но, по мнению автора, значимое увеличение расходов на цифровой контент следует связывать с расширением и востребованностью маркетинговой привлекательности образовательного цифрового продукта (ДПП), сайтов организаций сферы ДПО за счёт покупки и разработки визуального контента, в т. ч. видео, изображений, логотипов, схем, моделей, конструкторов и т. п. Глубина понимания вопроса трансформации образовательного продукта дополнительного профессионального образования, в частности, дополнительной профессиональной образовательной программы в электронное пространство невозможна без освещения вопроса инструментария этой трансформации, которыми выступают реализация электронного обучения и применение дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) (табл. 2).
V50y
ISSN 2949-5040
Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Экономика
2024 / № 1
Таблица 2 / Table 2
Сведения о реализации ДПП с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 2019-2022 гг., единиц / Information on the implementation of DPP using e-learning and distance learning technologies 2019-2022, units
2019 2020 2021 2022
Число реализованных образовательных программ (ДПП), ед. 285 691 266 734 270 217 328 693
Число реализованных образовательных программ (ДПП) с использованием электронного обучения и ДОТ, ед. 87 574 131 774 145 731 167 619
- из них число образовательных программ повышения квалификации, ед. 66 835 102 526 116 425 133 268
- из них число образовательных программ профессиональной переподготовки, ед. 20 739 29 248 29 306 34 351
Источник: посчитано автором по данным Формы 1-ПК «Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным
программам» (2019 г., 2020 г., 2021 г., 2022 г.).
В указанных условиях после «постковидного скачка» числа реализованных образовательных продуктов с помощью электронного ресурса наблюдается планомерная поступательная трансформация ДПП в электронное пространство, перейдя к 2022 г. отметку в 50,9 % общего количества реализованных образовательных продукто .
Закономерными являются увеличение показателя численности обучающихся, для которых продукт указанного формата является привлекательным (рис. 2).
9000000 8000000 7000000 6000000 5000000 4000000 3000000 2000000 1000000 0
Численность обучающихся по ДПП
Численность обучающихся по ДПП с применением электронного обучения и ДОТ
□ 2019 1=12020 1=12021 Ш2022
Рис. 2. / Fig. 2. Динамика численности обучающихся по ДПП по цифровым инструментам реализации в 2019-2022 гг., человек / Dynamics of the number of students enrolled in the DPP on digital implementation tools in 2019-2022, people
Источник: посчитано автором по данным Формы 1-ПК «Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным
программам» (2019 г., 2020 г., 2021 г., 2022 г.).
Отметим, что при увеличении числа реализованных образовательных продуктов (ДПП) на треть (29,1 %), выбор потребителя (обучающегося), образовательного продукта с использование электронного обучения и ДОТ вырос практически вдвое (с 36,3 % до 67,2 %).
Указанные показатели свидетельствуют не только о трансформации ДПО в электронное (цифровое) пространство, но и о необходимости предложения возможных инструментов механизма управления указанными процессами (образовательной деятельностью) в целях увеличения внутренней конкурентоспособности организаций сферы ДПО и развития указанного отраслевого рынка.
В условиях влияния прогресса и технологий на экономику, возможность разработки инструментов механизма развития и управления человеческим капиталом, в т. ч. посредством управления системой ДПО, по мнению автора статьи, приобретает ещё большую значимость. Ведь процесс цифровизации, отождествляемый с интеграцией различных инновационно-технологических аспектов цифровых методов и технологий во все сферы деятельности [6, с. 58], поступательно внедрён в механизм управления процессами образовательной деятельности.
Очевидно, что механизм управления процессами в сфере регулирования образовательной деятельности при реализации продукта ДПО при сравнительном анализе с иным уровнем образования (среднего профессионального, высшего) не отличается позицией строгого администрирования со стороны государства. Поэтому регулирование процессов отраслевого рынка ДПО во многом строится на принципах самоорганизации, жизнеспособности и конкурентоспособности организации, ресурсоэффективности деятельности, в т. ч. с помощью инструментов маркетинга, определения адаптивных и инновационных стратегий развития, а значит принципа использования интеллектуального потенциала и цифрового ресурса (капитала). При этом основными инструментами внерыночного управления, т. е. минимального «пакета», требуемого для входа на отраслевой рынок ДПО, остаётся лицензирование образовательной деятельности и юридическое оформление статуса организации.
В свою очередь, представленный анализ реализации программ дополнительного профессионального образования с использованием электронного обучения и ДОТ позволяют автору статьи утверждать о необходимости систематизации, группировки, структурирования процесса представления образовательных продуктов на рынке в целях увеличения конкурентоспособности организаций сферы ДПО, как возможного дополнительного инструмента управления.
Высоким уровнем разнообразия площадок реализации электронной и (или) гибридной формы обучения по программам дополнительного образования обладают организации коммерческого сектора, изначально имеющие ресурсоэффективную стратегию, миссию организации, больший уставной капитал, экономический и социальный ресурс, маркетинговую и РИ-, ИИ-стратегию, инфраструктуру и т. п.
В этой связи, даже с учётом цифрового пространства и возможности трансляции и реализации образовательного продукта в условиях многокилометровой удалённости, большей востребованностью среди потребителя обладают организации Центрального федерального округа - около 2 млн обучающихся, что составляет более трети от общего количества слушателей ДПП с применением электронного обучения. А, к примеру, более скромные показатели следует на-
Реестр образовательных продуктов в сфере дополнительного профессионального образования
ISSN 2949-5040
0
2024 / № 1
блюдать в Северокавказском федеральном округе - 117,3 тыс. слушателей (2,1 %), Дальневосточном федеральном округе - 254,7 тыс. слушателей (4,6 %).
Автор статьи убеждён, что регулирование образовательной деятельности, в частности, программа профессиональной переподготовки и повышения квалификация в условиях цифрового (электронного) пространства должна быть реализована не только с учётом компетентностного подхода, специфики отраслевой экономической, социально-экономической, управленческой и других видов деятельности, но и с учётом интересов, внутренней отраслевой структуры и механизма управления экономикой региона.
Поэтому представляется закономерным формирование единой площадки -Реестра организаций сферы ДПО, реализующих ДПП в электронной форме и (или) с применением ДОТ (далее - Единый Реестр электронных ДПП).
Единый Реестр электронных ДПП, в первую очередь, позволит структурировать, аккумулировать, оперативно анализировать информацию о возможных производителях (поставщиках) образовательного продукта (ДПП) по основным направлениям экономической, социально-экономической, управленческой и иным видам деятельности, кластерам, регионам.
Практическое применение введения и ведения указанного учёта позволит отрасли ДПО:
выработать региональную и отраслевую стратегию развития организаций ДПО с учётом анализа и перспектив конкретной местности, развития и специфики отраслевого рынка региона, социально-экономических процессов в условиях отдельной территориальной единицы;
снизить временные затраты и повысить оперативность выбора организации (руководителя, потенциального обучающегося), выступающих потребителем конкретного производителя образовательного продукта из учёта собственного ресурса (капитала и возможности софинансирования освоения образовательных программ, временных затрат обучения, перспектив последующего трудоустройства, наличия аккредитационных показателей организации);
создать дополнительный (унифицированный с позиции определения критериев) Единый реестр, позволяющий визуализировать широкий спектр организаций сферы ДПО, а также обусловить перспективность развития коммерческого сектора указанной отрасли;
привлечь дополнительные инвестиции в условиях стратегии развития организаций сферы ДПО, её профилизации и специализации, кластерной интеграции организаций в условиях дальнейшего сетевого партнерства (заключения договоров нескольких организаций сферы ДПО на реализацию ДПП в сетевой форме);
уменьшить маркетинговые затраты организации сферы ДПО за счёт внедрения рейтинговой экспертной системы оценки ДПП в условиях Единого реестра электронных ДПП.
В условиях технологизации, инновационной деятельности, онлайн-коммуника-ции и информатизации онлайн-конструктор, площадка, реестр, рейтинг и в целом любая форма автоматизации поиска и структурно-целевого анализа основных показателей продукта, товара, услуги, его индивидуализация и визуализация позволяют систематизировать общую, «полезную» как для будущего потребителя, так и для конкурентоспособного производителя информацию.
Заключение
По мнению автора статьи, механизм управления образовательной деятельностью, в частности, деятельностью организаций сферы ДПО при реализации ДПП, представляет широкие перспективы внедрения цифровой (интерактивной) он-лайн-платформы учёта деятельности, такой как Единый реестр организаций сферы ДПО, реализующих ДПП в электронной форме и (или) с применением ДОТ.
Указанный реестр позволит в числе достижения социально-экономического эффекта минимизировать количество недобросовестных поставщиков (производителей) образовательной деятельности за счёт сокращения ДПП не получивших, к примеру, положительной рекомендации в условиях авторизации (регистрации) в Едином Реестре электронных ДПП.
Кроме того, Единый Реестр электронных ДПП, заключает в себе концептуальный подход в модели управления образовательной деятельностью, но и служит одним из эффективных инструментов внутренней конкуренции как модернизации цепочки отраслевого рынка образовательной деятельности регионального рынка организаций сферы ДПО.
Статья поступила в редакцию 18.05.2023.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аветисян П. С., Геворкян Н. М. Свободная образовательная среда - основа человеческого капитала и взаимосвязи основных социальных сфер // Экономика региона. 2020. Т. 16. № 2. С. 494-506. DOI: 10.17059/2020-2-12
2. Дерен И. И. Актуальные вопросы обеспечения качества знаний как результат совершенствования образовательного процесса вузов России // Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность: история и современность: сборник научных трудов. Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2015. С. 75-81.
3. Заиченко Н. А. Цифровизация образования как триггер изменений образовательных отношений // Экономика и управление. 2020. Т. 26. № 11. С. 1245-1257. DOI: 10.35854/1998-1627-2020-11-1245-1257
4. Лясковская Е. А., Козлов В. В. Управление персоналом в цифровой экономике // Вестник Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2018. Т. 12. № 3. С. 108-116. DOI: 10.14529/em180312
5. Мамаев А. Е., Мамаева В. Е. Трудовой потенциал как основа обеспечения эффективности и конкурентоспособности страны и региона // Вестник Российского университета кооперации. 2021. № 2 (44). С. 48-51. DOI: 10.52623/2227-4383-2-44-9
6. Михайлова Л. В., Сазонова М. В. Цифровизация производства в экономике России: теоретический анализ и тренды развития // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2021. № 4. С. 57-63. DOI: 10.18384/23106646-2021-4-57-63
7. Резанович Е. А., Резанович И. В. Генезис концепции управления человеческими ресурсами // Вестник ЮУрГУ Серия: Экономика и менеджмент. 2020. Т. 14. № 1. С. 151-160. DOI: 10.14529/em200114
8. Пути снижения рисков при построении в России цифровой экономики. Образовательный аспект / А. И. Рудской, А. И. Боровков, П. И. Романов, О. В. Колосова. // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 2. С. 9-22. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-2-9-22
9. Madhu B. Digital transformation: review of concept, digital framework, and challenges // Theoretical and Empirical Development in Management and IT. Ghaziabad, India: Swaranjali Publication, 2018. P. 133-152.
V5V
ISSN 2949-5040
0
2024 / № 1
10. Nabiyeva I. Impact of digital economy on labor market as a new paradigm of development [Электронный ресурс] // International conference on modern trends on digital Economy. Azerbaijan (Baku). 2020. URL: https://ssrn.com/abstract=3913131 (дата обращения: 18.05.2023).
11. Udovita V. Conceptual review on digital transformation of higher education [Электронный ресурс] // Proceedings of the International Conference on Business & Information (ICBI) 2020. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3850993 (дата обращения: 18.05.2023). DOI: 10.2139/ssrn.3850993
1. Avetisian P. S., Gevorkian N. M. [The free educational environment is the basis of human capital and the interrelation of the main social spheres]. In: Ekonomika regiona [The economy of the region], 2020, vol. 16, no. 2, pp. 494-506. DOI: 10.17059/2020-2-12
2. Deren I. I. [Topical issues of ensuring the quality of knowledge as a result of improving the educational process ofRussian universities]. In: Pravookhranitelnye organy i pravookhranitel'naia deiatelnost: istoriia i sovremennost [Law enforcement agencies and law enforcement activities: history and modernity]. Vladimir, Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service Publ., 2015, pp. 75-81.
3. Zaichenko N. A. [Digitalization of education as a trigger for changes in educational relations]. In: Ekonomika i upravlenie [Economics and management], 2020, vol. 26, no. 11, pp. 12451257. DOI: 10.35854/1998-1627-2020-11-1245-1257
4. Liaskovskaia E. A., Kozlov V. V. [Personnel management in the digital economy]. In: Vestnik Iuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Ekonomika i menedzhment [Bulletin of South Ural State University. The series: Economics and Management], 2018, vol. 12, no. 3, pp. 108-116. DOI: 10.14529/em180312
5. Mamaev A. E., Mamaeva V. E. [Labor potential as the basis for ensuring the efficiency and competitiveness of the country and the region]. In: Vestnik Rossiiskogo universiteta kooperatsii [Bulletin of the Russian University of Cooperation], 2021, no. 2 (44), pp. 48-51. DOI: 10.52623/2227-4383-2-44-9
6. Mikhailova L. V., Sazonova M. V. [Digitalization of production in the Russian economy: theoretical analysis and development trends]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriia: Ekonomika [Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Economics], 2021, no. 4, pp. 57-63. DOI: 10.18384/2310-6646-2021-4-57-63
7. Rezanovich E. A., Rezanovich I. V. [Genesis of the concept of human resource management]. In: Vestnik Iuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Ekonomika i menedzhment [Bulletin of South Ural State University. Series: Economics and Management], 2020, vol. 14, no. 1, pp. 151-160. DOI: 10.14529/em200114
8. Rudskoi A. I., Borovkov A. I., Romanov P. I., Kolosova O. V. [Ways to reduce risks in building a digital economy in Russia. The educational aspect]. In: Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2019, vol. 28, no. 2, pp. 9-22. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-28-2-9-22
9. Madhu B. Digital transformation: review of concept, digital framework, and challenges. In: Theoretical and Empirical Development in Management and IT. Ghaziabad, India, Swaranjali Publication Publ., 2018, pp. 133-152.
10. Nabiyeva I. Impact of digital economy on labor market as a new paradigm of development. In: International conference on modern trends on digital Economy. Azerbaijan (Baku), 2020. Available at: https://ssrn.com/abstract=3913131 (accessed: 18.05.2023).
11. Udovita V. Conceptual review on digital transformation of higher education. In: Proceedings of the International Conference on Business & Information (ICBI), 2020. Available at: https:// papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3850993 (accessed: 18.05.2023). DOI: 10.2139/ ssrn.3850993
REFERENCES
ISSN 2949-5040
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Ерина Ксения Александровна - преподаватель кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики юридического факультета ВЮИ ФСИН России (г. Владимир); e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Kseniya A. Erina - Lecturer, Department of Criminal Justice and Forensic Science of The Faculty of Law, Vladimir Law Institute of The Federal Penal Service (Vladimir); e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Ерина К. А. Регулирование трансформационных процессов образовательного продукта в цифровом пространстве (на примере дополнительного профессионального образования) // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Экономика. 2024. № 1. С. 45-56.
DOI: 0.18384/2949-5024-2024-1-45-56
FOR CITATION
Erina K. A. Management of transformational processes of an educational product in the digital space (on the example of additional professional education). In: Bulletin of State University of Education. Series: Economics, 2024, no. 1, pp. 45-56. DOI: 10.18384/2949-5024-2024-1-45-56