Научная статья на тему 'Профессионально-общественная аккредитация как инструмент механизма управления социально-экономическими процессами в сфере дополнительного профессионального образования'

Профессионально-общественная аккредитация как инструмент механизма управления социально-экономическими процессами в сфере дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Образование / образовательная деятельность / механизм управления образовательной деятельностью / дополнительное профессиональное образование / профессионально-общественная аккредитация / социально-экономические процессы / Education / educational activity / educational activity management mechanism / additional professional education / professional and public accreditation / socio-economic processes

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дерен Иванна Ивановна, Ерина Ксения Александровна

Статья посвящена анализу системы организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования как элемента системы непрерывного образования в Российской Федерации. Цель статьи – определение роли процедуры профессиональной общественной аккредитации в системе управления социально-экономическими процессами в сфере дополнительного профессионального образования. По результатам исследования авторы пришли к выводу, что, обладая дополнительными социально-экономическими эффектами, процедура обязательной системы профессионально-общественной аккредитации организаций сферы дополнительного профессионального образования может служить одним из инструментов развития механизма управления образовательной деятельностью. Методология проведенного исследования включает методы анализа и синтеза, сравнительный метод познания, методы обработки статистической информации. Результаты исследования имеют ценность при разработке стратегии развития в области профессиональной переподготовки и повышения квалификации сотрудников из государственной и коммерческой сфер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дерен Иванна Ивановна, Ерина Ксения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional and public accreditation as a management mechanism tool of socio-economic processes in the field of additional professional education

The article is devoted to the system analysis of organizations implementing programs of additional professional education as an element of the continuing education system in the Russian Federation. The article purpose is to determine the role of the professional public accreditation procedure in the management system of socio-economic processes in the field of additional professional education. According to the results of the study, the authors concluded that, having additional socio-economic effects, the procedure of the mandatory system of professional and public accreditation of organizations in the field of additional professional education can serve as one of the tools for the development of the educational activity management mechanism. The methodology of the research includes methods of analysis and synthesis, comparative method of cognition, methods of processing statistical information. The results of the study are valuable in developing a development strategy in the field of professional retraining and advanced training of employees from the state and commercial spheres.

Текст научной работы на тему «Профессионально-общественная аккредитация как инструмент механизма управления социально-экономическими процессами в сфере дополнительного профессионального образования»

УДК 338.24 JEL I25, I38, J24 DOI 10.26425/1816-4277-2023-9-123-132

Профессионально-общественная аккредитация как инструмент механизма управления социально-экономическими процессами в сфере дополнительного профессионального образования

Дерен Иванна Ивановна1'2

Д-р экон. наук, проф. каф. гуманитарных и социально-экономических дисциплин1, проф. каф. финансов2 ORCID: 0000-0001-9652-4092, e-mail: deren-ivanna@yandex.ru

Ерина Ксения Александровна1

Преп. каф. уголовно-процессуального права и криминалистики1 ORCID: 0009-0000-0126-2772, e-mail: erina.k.a@33.fsin.su

владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, г. Владимир, Россия

^Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Владимир, Россия

Аннотация

Статья посвящена анализу системы организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования как элемента системы непрерывного образования в Российской Федерации. Цель статьи — определение роли процедуры профессиональной общественной аккредитации в системе управления социально-экономическими процессами в сфере дополнительного профессионального образования. По результатам исследования авторы пришли к выводу, что, обладая дополнительными социально-экономическими эффектами, процедура обязательной системы профессионально-общественной аккредитации организаций сферы дополнительного профессионального образования может служить одним из инструментов развития механизма управления образовательной деятельностью. Методология проведенного исследования включает методы анализа и синтеза, сравнительный метод познания, методы обработки статистической информации. Результаты исследования имеют ценность при разработке стратегии развития в области профессиональной переподготовки и повышения квалификации сотрудников из государственной и коммерческой сфер.

Ключевые слова

Образование, образовательная деятельность, механизм управления образовательной деятельностью, дополнительное профессиональное образование, профессионально-общественная аккредитация, социально-экономические процессы

Для цитирования: Дерен И.И., Ерина К.А. Профессионально-общественная аккредитация как инструмент механизма управления социально-экономическими процессами в сфере дополнительного профессионального образования // Вестник университета. 2023. № 9. С. 123—132.

© Дерен И.И., Ерина К.А., 2023.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

BecmnuK ynmepoumema № 9/2023

Professional and public accreditation as a management mechanism tool of socio-economic processes in the field of additional professional education

Ivanna I. Deren1,2

Dr. Sci. (Econ.), Prof. at the Department of Humanities and Socio-Economic Studies1, Prof. at the Finance Department2 ORCID: 0000-0001-9652-4092, e-mail: deren-ivanna@yandex.ru

Kseniya A. Erina1

Lecturer at the Department of Criminal Justice and Forensic Science1 ORCID: 0009-0000-0126-2772, e-mail: erina.k.a@33.fsin.su

1Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service, Vladimir, Russia 2Vladimir branch of the Russian Presidental Academy of National Economy and Public Administration

Abstract

The article is devoted to the system analysis of organizations implementing programs of additional professional education as an element of the continuing education system in the Russian Federation. The article purpose is to determine the role of the professional public accreditation procedure in the management system of socio-economic processes in the field of additional professional education. According to the results of the study, the authors concluded that, having additional socio-economic effects, the procedure of the mandatory system of professional and public accreditation of organizations in the field of additional professional education can serve as one of the tools for the development of the educational activity management mechanism. The methodology of the research includes methods of analysis and synthesis, comparative method of cognition, methods of processing statistical information. The results of the study are valuable in developing a development strategy in the field of professional retraining and advanced training of employees from the state and commercial spheres.

Keywords

Education, educational activity, educational activity management mechanism, additional professional education, professional and public accreditation, socio-economic processes

For citation: Deren I.I., Erina K.A. (2023) Professional and public accreditation as a management mechanism tool of socioeconomic processes in the field of additional professional education. Vestnik universiteta, no. 9, pp. 123—132.

© Deren I.I., Erina K.A., 2023.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ

Социально-экономическое благополучие населения остается одним из важнейших приоритетов политики государства, особенно во время кардинальной перестройки и необходимости развития суверенной системы образования. Такая система обладает мощнейшим потенциалом для последующего инновационного развития отдельных отраслей экономики и промышленности, обеспечения высококвалифицированных кадров для государственной и муниципальной службы, а также для достижения показателей стратегического планирования развития Российской Федерации (далее — РФ), субъектов РФ, муниципальных образований, национальной безопасности.

Современная модель образования гражданина базируется на принципах непрерывности, которые заключают в себе обеспечение алгоритмизированного процесса получения образования со стороны образовательных организаций общего, профессионального, дополнительного образования и профессионального обучения, то есть реализации права на образование в течение всей жизни.

АНАЛИЗ СУЩНОСТИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Интерпретация непрерывного образования является предметом исследований нескольких отраслей знаний. Основные подходы к содержанию и концепции непрерывного образования определены предметом исследования и отраслями профессионально-педагогической, социологической и экономической науки (табл. 1).

Таблица 1

Подходы отечественных исследователей к проблеме непрерывного образования

Основная концепция Сущность концепции Авторы

Непрерывность образования как удовлетворение профессиональной, социальной и личной потребности человека [1] Непрерывное образование обеспечивает формирование и повышение профессионального уровня и трудовой мобильности, грамотности в различных отраслях функционирования общественных отношений и институтов, развития коммуникации (в т.ч. обществом, государством, экономической сферой), а также получение удовлетворения собственных (индивидуальных) потребностей в познании Проект «Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года» разработан членами Союза руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей (Председатель — Н.Н. Аниськина) [1]

Непрерывное образование в контексте сохранения активности [2] Непрерывное образование обеспечивает удовлетворение культурно-образовательных запросов мужчин и женщин «третьего возраста», а также их потребностей в социальной активности и значимости А.Н. Джуринский

Непрерывное образование как основа развития потенциала личности [3] Непрерывное образование обеспечивает благоприятные условия для социального статуса за счет обогащения творческого и профессионального уровня в течение всей жизни Т.Б. Наумова

Окончание табл. 1

Основная концепция Сущность концепции Авторы

Непрерывное образование в контексте образовательного пространства [4] Современное образование как объемная, многослойная совокупность образовательных систем, площадок онлайн и офлайн формата, функционирующих в качестве идейного центра и в целях формирования навыков взаимодействия (сотрудничества) индивидов, а также для создания инновационного продукта, выработки механизма стратегического решения социальных проблем и т.п. Т.Ю. Кротенко

Непрерывное образование в контексте планирования личного будущего в условиях посттруда и безработицы [5] Исследовательские и практические программы, в т.ч. программы переобучения, обеспечивают возможность развивать новые интересы и навыки, позволяют выработать стратегию к профессиональному развитию Э. Хайнс

Непрерывное профессиональное образование как основа подготовки кадров для инновационной экономики и наукоемких производств [6] Образование в значительной степени определяет, с одной стороны, индивидуальный доход, с другой, эффективность организации, производства, экономический рост и конкурентоспособность страны Г.А. Ключарев, И.Г. Дежина

Составлено авторами по материалам исследования

Учитывая плюрализм исследований о значении непрерывного образования, отметим, что авторы убеждены, что потенциал и перспектива образования сводятся к ключевым социально-экономическим категориям, с одной стороны, а с другой стороны, к благосостоянию социума как социальной категории и приросту человеческого капитала как экономической категории. Отметим, что идея корреляции цепочки «знания-образование-человеческий капитал-экономический рост» также представляется нам закономерной и обоснованной [7].

ПОТРЕБНОСТЬ ГРАЖДАН В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ЭЛЕМЕНТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Востребованность среди граждан реализации системы непрерывного образования косвенно подтверждают данные опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в соответствии с которым 34 % из 1 600 респондентов указали на необходимость ежегодного участия в образовательной деятельности и повышении квалификации, профессиональной переподготовке, а 38 % опрошенных указали срок «раз в несколько лет» [8].

Кроме того, данные выборочного статистического наблюдения «Участие населения в непрерывном образовании», представленного в сборнике «Индикаторы образования», демонстрируют удельный вес лиц, равный 43,2 %, которые в 2020 г. в возрасте от 25 до 64 лет принимали участие в непрерывном образовании [9]. При этом вопрос участия в непрерывном образовании был актуален как для занятых (49,1 %), так и для безработных (31,5 %), независимо от пола (42,2 % — мужчины, 44 % — женщины) [9].

Среди основных поставщиков (провайдеров) непрерывного образования для взрослого населения следует указать организации, реализующие программы дополнительного профессионального образования (далее — организации сферы ДПО). Именно им принадлежит компенсирующая роль между образованием выпускника и требованиями рынка труда [10]. Кроме того, авторы убеждены, что указанные образовательные организации с экономических позиций являются производителем образовательной деятельности, способным динамично, эффективно, а главное, с наименьшими затратами времени удовлетворить спрос работодателя на соответствие уровня квалификационных требований и компетенций к работнику.

На корреляцию между потребностью в прохождении дообучения (переобучения) и запросом работодателя (рынка труда) в квалифицированных кадрах указывают и данные о трудоустройстве выпускников. К примеру, более четверти выпускников (2016—2020 гг. обучения) по программам высшего и среднего профессионального образования были вынуждены в 2021 г. проходить дообучение (переобучение): 26,9 % человек при трудоустройстве на работу, связанную с полученной профессией, и 28 % трудоустроенных, работа которых с полученной специальностью не связана [11].

ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ И СТРУКТУРА

Возможность удовлетворения потребностей населения в реализации дополнительного профессионального образования предусматривает разветвленную систему организаций.

Систему организаций сферы ДПО составляют структурные подразделения образовательных организаций среднего профессионального образования и (или) профессионального обучения (далее — организации СПО); образовательные организации высшего образования (далее — организации ВО); научные организации; самостоятельные организации дополнительного профессионального образования (далее — организации ДПО), а также иные организации, к которым относятся учреждения, осуществляющие обучение по дополнительным профессиональным программам (далее — ДПП) в качестве дополнения к своей основной деятельности (корпоративные университеты, онлайн-школы, коммерческие национальные Академии, общества с ограниченной ответственностью и т.п.).

Отметим, что без анализа основных компонент указанной модели реализации ДПП трудно сформулировать перспективные задачи социально-экономического развития государства и регионов, а также принятия управленческих решений в рамках стратегического планирования (табл. 2).

Таблица 2

Сведения об организациях сферы ДПО в 2017—2021 гг. (по типу организаций)

Организации сферы ДПО 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Организации ДПО, в т.ч. обособленные подразделения (филиалы) организаций ДПО, ед. 2 194 1 981 2 117 2 021 2 134

Организации СПО, в т.ч. обособленные подразделения (филиалы) организаций СПО, ед. 2 052 2 044 2 051 1 952 2 126

Организации ВО, в т.ч. обособленные подразделения (филиалы) организаций ВО, ед. 1 129 1 121 1 110 1 117 1 105

Научные организации, в т.ч. обособленные подразделения (филиалы) научных организаций, ед. 118 137 134 136 149

Всего организаций сферы ДПО, ед. 6 099 5 835 6 035 5 843 6 206

Составлено авторами по материалам источника [12]

Общее число организаций сферы ДПО остается стабильным, не критически колеблясь от 3,1 % до 6,2 % в сторону увеличения или уменьшения по сравнению с показателем предыдущего года. Принимая во внимание вспышку пандемии 2020 г. и введение ограничительных мер санитарно-эпидемиологического характера, которые перевели многие отрасли управления и сферу образования в дистанционный формат, логичного резкого увеличения организаций, реализующих программы ДПО (в том числе и в сетевой форме) наблюдать не пришлось. Авторы связывают это с отсутствием в 2020 г. четко отлаженного механизма создания организации в условиях электронного пространства и с вынужденной работой только на уровне цифровой платформы, электронных обращений и связи (рис.1).

Иные организации, в т.ч. обособленные подразделения (филиалы) иных организаций

Научные организации, в т.ч. обособленные подразделения (филиалы) научных организаций

Организации ВО, в т.ч. обособленные подразделения (филиалы) организаций ВО

Организации СПО, в т.ч. обособленные подразделения (филиалы) организаций СПО

Организации ДПО, в т.ч. обособленные подразделения (филиалы) организаций ДПО

Составлено авторами по материалам источника [12]

Рис. 1. Структура организаций сферы ДПО в 2017-2021 гг. (по типу организаций)

В целом общая структура организаций сферы ДПО включает треть организаций ДПО и более половины учреждений профессионального и высшего образования, научных организаций, для которых реализации дополнительных профессиональных программ не являются основной целью, а также десятую часть структуры составляют иные организации.

ИНСТРУМЕНТЫ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время механизм управления деятельностью организаций сферы ДПО, в частности, учреждений, основной целью которых служит реализация дополнительных образовательных профессиональных программ, включает три основных рычага (группы инструментов).

1. Административно-правовой, охватывающий процедуру учреждения организации ДПО, а также введение структурных подразделений (факультетов, групп, отделений) на базе вузов, организаций СПО, научных организаций с правом реализации образовательного продукта, которым выступает ДПП, получение лицензии на осуществление образовательной деятельности.

2. Социально-образовательный, включающий необходимость поддержки образовательного уровня граждан, доступность участия граждан в процессе непрерывного образования, что является фактором информационного-культурного, социально-политического, инновационного и динамичного развития общества, повышения качества уровня жизни, воспитания граждан с потребностью в саморазвитии и в высоком уровне культурно-нравственных и ценностных ориентиров.

3. Экономический, включающий инструменты конкурентоспособности организаций сферы ДПО на рынке образовательной деятельности.

По мнению авторов, административно-правовые инструменты функционирования сферы ДПО являются достаточно рамочными, то есть в условиях правовой процедуры создания (учреждения) образовательной или иной организации предусмотрено получение лишь учредительно-разрешительных документов, лицензирвания деятельности. Социально-образовательные условия реализации ДПП представляют собой ценностно-мотивационную сферу развития ДПО, во многом зависящую от внутренних управленческих решений в государственной политике (к примеру, введение дополнительных подразделений

по профилактике коррупции и недопущению конфликта интересов обязало государственных служащих проходить соответствующую профессиональную переподготовку). То есть такая сфера развития предопределяется социальным «запросом» как государства, так и общества.

По мнению авторов, экономическая группа инструментов, обуславливает:

- качество образовательного продукта (ДПП, включая ресурсность при ее реализации);

- современные маркетинговые инструменты продвижения как образовательного продукта, так и самой организации сферы ДПО на рынке образовательной деятельности (включая «нейминг», логотипы, контент, «продакшн», брендирование, в целом имидж организации и т.п.);

- модернизацию путей и форм цепочки «производства-потребления» образовательного продукта (сетевые, электронные формы, применение дистанционных технологий), включая качественную мобильную версию реализации продукта (массовые открытые онлайн-курсы, приложения, платформы);

- мониторинг качества реализуемого образовательного продукта (обратная связь, отслеживание качества образовательного процесса, внутренней оценки качества организаций, внутреннего аудита);

- интеграцию сферы ДПО в процесс цифровизации экономики (реализация подготовки цифровых кадров);

- разнообразие источников финансирования организации, возможность привлечения инвестиций, в том числе из иностранного государства в рамках заключенного соглашения о сотрудничестве;

- возможность государственной поддержки развития организации, получения грантов и субсидий;

- инновационную и цифровую привлекательность образовательного продукта, возможность получения сопутствующих личных экономических эффектов (последующего трудоустройства).

Таким образом, организация может работать при минимизации затрат ресурсов без условий функционирования механизма управления организациями ДПО в условно конкретной системе администрирования и соподчинения, которая не требует получения дополнительных правоустанавливающих и иных документов, позволяющих потребителю судить о качестве и конкурентоспособности образовательной организации, и, следовательно, востребованности дополнительной профессиональной подготовки на рынке труда.

Указанное отсутствие необходимости раскрытия информации, с одной стороны, может приводить к малоэффективной подготовке, низкому качеству продукта образовательной деятельности с позиции производителя (организации ДПО), а, с другой стороны, служить открытой плоскостью для использования новых инструментов внутриотраслевой рыночной конкуренции.

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБЩЕСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В свою очередь, связь организаций сферы ДПО с реальным сектором экономики возможно проследить при рассмотрении системы профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ (далее — ПОА ДПП). По мнению авторов, указанная процедура непосредственно оказывает влияние на механизм управления социально-экономическим процессом образовательной деятельности, служит элементом обеспечения как конкурентоспособности организации сферы ДПО на рынке образовательной деятельности, так и качества предоставляемых услуг.

Заметим, что правовые рамки реализации процедуры ПОА ДПП представляются нам также неочевидными ввиду их необязательности. Но на актуальность вопроса прохождения указанного вида аккредитации для современного рынка переподготовки и повышения квалификации кадров напрямую указывают законодательные изменения содержания ст. 96 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2016 г., в соответствии с которым перечень образовательных программ, имеющих право на аккредитацию профессионально-общественного формата, существенно расширился [13].

Таким образом, государством были созданы социально-экономические и правовые условия:

- повышения привлекательности продукта образовательной деятельности при реализации ДПО;

- обеспечения притока средств организациям сферы ДПО, получившим ПОА ДПП со стороны населения;

- привлечения внебюджетных фондов и иностранных источников финансирования организаций с целью роста и увеличения показателей, отражающих динамику финансово-экономической деятельности.

При этом инициативность со стороны организаций сферы ДПО в показателях с 2017 г. по 2021 г. остается достаточно низкой (табл. 3).

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения о наличии общественной аккредитации организаций сферы ДПО в 2017-2021 гг.

Организации сферы ДПО 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Организации сферы ДПО, прошедшие общественную аккредитацию, ед. 637 703 680 588 617

Доля организаций сферы ДПО, прошедших общественную аккредитацию, % 10,4 12 11,3 10 10

Составлено авторами по материалам источника [12]

Авторы связывают указанные показатели с общей тенденцией низкой инициативности и отсутствия заинтересованности со стороны руководителей организаций (работодателя) в прохождении указанной процедуры, которая напрямую влияет на качество продукта образовательной деятельности. Идя по вектору выполнения минимальных требований закона, указанная тенденция тормозит стратегию развития системы дополнительного профессионального образования, обуславливая действие ряда организаций, которые идут по пути меньшего сопротивления и ограничиваются лишь получением лицензии на осуществление образовательной деятельности. Интернет-ресурс также транслирует широту выбора сетевых форм реализации ДПП, учреждающие документы, по которым в сетевых платформах и веб-сайтах сводятся к наличию лицензии на осуществление образовательной деятельности. А существование системы качества и оценки деятельности, а также аккредитационной документации подменяется видеоотзывами выпускников и благодарственными письмами сторонних организаций.

Авторами предполагается внедрение процедуры обязательной профессионально-общественной аккредитации образовательных продуктов (ДПП) как показателя их качества и ожидаемой эффективности получения, с одной стороны, потребителем (слушателем, руководителем), а с другой, реализации производителем.

В этой связи не стоит ассоциировать процедуру ПОА ДПП с дополнительным «нависшим» инструментом государственного сегмента и механизма управления социально-экономическими процессами в сфере образования, а следует рассматривать ПОА ДПП как эффективный способ, главной перспективой использования которого служит в первую очередь взаимодействие с региональным и отраслевым сектором экономики.

Кроме того, по состоянию на 6 апреля 2023 г. из 119 организаций, входящих в перечень организаций, специализирующихся на проведении процедуры профессионально-общественной аккредитации, в 70 записях соответствующего реестра юридическим адресом значится город Москва [14]. Поэтому закрепление обязательности прохождения указанного вида аккредитации позволит не только повысить качество продукта образовательной деятельности, но и открыть возможности кадрового прироста этой отрасли деятельности, в том числе в регионах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимость обеспечения трудовой мобильности, формирования навыков адаптации к изменениям в современном государственном устройстве, а также к переориентированию стратегических направлений политики, цифровизации и информатизации отдельных отраслей промышленности требуют от современного человека непрерывного обучения в различных формах.

Основным средством дообучения (переобучения), т.е. повышения квалификации и профессиональной переподготовки, служит освоение программ ДПО.

Анализируя механизм управления социально-экономическими процессами организации при реализации дополнительных профессиональных программ, авторы заключают, что в условиях административно-правовых, социально-образовательных, экономических инструментов механизма управления образовательной деятельностью организаций ДПО последние представляются обуславливающими факторами, коррелирующими с показателями продукта образовательной деятельности на рынке трудовых ресурсов.

Во многом социально-экономический эффект деятельности организаций сферы ДПО коррелирует с инструментами механизма управления самой сферой образования как государственного характера

(изменения законодательства, введение надзорных процедур и структур, объем финансирования), вне-государственного характера (платежеспособность населения, уровень безработицы, спрос на отдельные категории рабочих и служащих на рынке труда) и смешанного характера (официальные и неофициальные рейтинги образовательных организаций, независимая оценка качества, аудит).

Особое место в указанном инструментарии отводится процедуре аккредитации, в частности, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ как регулятору социально-экономических отношений, способных служить «мягкой силой» внутриотраслевой конкуренции развития организаций сферы ДПО.

В указанных условиях закрепление обязательности системы ПОА ДПП позволит минимизировать количество «курсов-однодневок», обеспечивая стратегические преимущества удовлетворения потребности рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля, и, следовательно, к экономической составляющей законодательной формулировки содержания цели процедуры аккредитации.

Библиографический список

1. Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей. Проект концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года. http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095 (дата обращения: 10.06.2023).

2. Джуринский А.Н. Образование в «третьем возрасте» в России. Образование и наука. 2018;20(10):156—175. https://doi. org/10.17853/1994-5639-2018-10-156-175

3. Наумова Т.Б. Дополнительное профессиональное образование в системе непрерывного образования. Компетентность. 2019;5:10-16.

4. Кротенко Т.Ю. Возможности непрерывного образовательного пространства. Вестник Университета. 2020;7:184-187. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-7-184-187

5. Хайнс Э. Как подготовиться к «безработному» будущему. Форсайт. 2019;13(1):19-30. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2019.1.19.30

6. Ключарев Г.А., Дежина И.Г. Российское образование для инновационной экономики: «болевые точки». Социологические исследования. 2018;9(413):40-48. https://doi.org/10.31857/S013216250001957-5

7. Быковская Е.Н., Рыбина М.Н. Экспорт образовательных услуг. Вестник Университета. 2023;1:68-75. https://doi. org/10.26425/1816-4277-2023-1-68-75

8. ВЦИОМ. Непрерывное обучение - для всех! https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/nepreryvnoe-obuchenie-dlja-vsekh (дата обращения: 12.06.2023).

9. Бондаренко Н.В., Гохберг Л.М. и др. Индикаторы образования: 2022: статистический сборник. М.: Высшая школа экономики; 2022. 532 с. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2598-2

10. Галиханов М.Ф., Иванов В.Г., Аниськина Н.Н. Новые тенденции в оценке и признании качества дополнительного профессионального образования. Инженерное образование. 2017;21:162-165.

11. Бондаренко Н.В., Варламова Т.А. и др. Индикаторы образования: 2023: статистический сборник. М.: Высшая школа экономики. 2023. 432 с. https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2746-7

12. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Форма № 1-ПК «Сведения о деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам»». https:// minobrnauki.gov.ru/action/stat/added/ (дата обращения: 12.06.2023).

13. Российская Федерация. Федеральный Закон Российской Федерации от 02.06.2016 № 166-ФЗ «О внесении изменений в статью 96 Федерального закона «Обобразовании в Российской Федерации». https://wwwconsultant.ru/document/cons_doc_LAW_198854/ (дата обращения: 12.06.2023).

14. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Перечень организаций, проводящих профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ высшего образования и (или) соответствующих дополнительных профессиональных программ. https://minobrnauki.gov.ru/action/prof-public_accreditation/ (дата обращения: 09.06.2023).

References

1. Union of Heads of Institutions and Departments of additional Professional Education and Employers. Draft conceptfor the devekpment of continuing adult éducation in the Russian Fédération for the period up to 2025. http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095 (accessed 10.06.2023).

BeemnuK ynmepcumema № 9/2023

2. Dzhurinskiy A.N. Education for people of the «third age» in Russia. The Education and science journal. 2018;20(10):156—175. (In Russian). https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-10-156-175

3. Naumova T.B. Additional professional education in the system of continuing education. Competence. 2019;5:10-16. (In Russian).

4. Krotenko T.Yu. Opportunities for continuous educational space. Vestnik Universiteta.2020;l: 184—187. (In Russian). https:// doi.org/10.26425/1816-4277-2020-7-184-187

5. Hines A. Getting Ready for a Post-Work Future. Foresight and STI Governance. 2019; 13(1):19—30. (In Russian). https://doi. org/10.17323/2500-2597.2019.1.19.30

6. Dezhina I.G., Kliucharev G.A. Russian education for innovative economy: «The pressure points». Sociological research..2018; 9 (413):40—48. (In Russian). https://doi.org/10.31857/S013216250001957-5

7. Bykovskaya E.N., Rybina M.N. Educational services export: competition in new geopolitical conditions. Vestnik Universiteta. 2023;1(1):68—75. (In Russian). https://doi.org/10.26425/1816-4277-2023-1-68-75

8. VTSIOM. Continuous learning isfor everyone! https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/nepreryvnoe-obuche-nie-dlja-vsekh (accessed 12.06.2023). (In Russian).

9. Bondarenko N.V, Gokhberg L.M. et al. Education indicators: 2022: statistical collection. Moscow: Higher School of Economics; 2022. (In Russian). https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2598-2

10. Galikhanov M.F., Ivanov VG., Aniskina N.N. New trends in the assessment and recognition of the quality of additional vocational education. Engineering education. 2017;21:162-165. (In Russian).

11. Bondarenko N.V, Varlamova T.A. et al. Education indicators: 2023: statistical collection. Moscow: Higher School of Economics; 2022. (In Russian). https://doi.org/10.17323/978-5-7598-2746-7

12. Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. Form № 1-PC "Information on the activities of organizations engaged in educational activities for additional professional programs". https://minobrnauki.govru/action/stat/added/ (accessed 12.06.2023).

13. Russian Federation. Resolution of the Governmentfederal law dated 2 February 2016 No. 166 "On Amendments to Article 96 of the Federal Law «On Education in the Russian Federation". https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_198854/ (accessed 12.06.2023).

14. Ministries of Science and Higher Education. The list of organizations conducting professional andpublic accreditation of educational programs of higher education and (or) relevant additionalprofessionalprograms. https://minobrnauki.gov.ru/action/prof-public_ac-creditation/ (accessed 09.06.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.