Научная статья на тему 'Интеллектуальная собственность как объект учета в сфере логистики'

Интеллектуальная собственность как объект учета в сфере логистики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
376
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ / ПРАВА ОРГАНИЗАЦИИ НА ОБЪЕКТ СОБСТВЕННОСТИ / СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / INTELLECTUAL PROPERTY LOGISTICS COMPANIES / RIGHTS ORGANIZATIONS ON THE SUBJECT PROPERTY / THE STRUCTURE OF INTELLECTUAL PROPERTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пашигорева Г.И.

В статье раскрываются особенности отнесения интеллектуальных разработок к объектам бухгалтерского учета, представлена возможная структура интеллектуальной собственности логистической компании и способы их регистрации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLEKTUAL PROPRTTI AS AN ACCOUUNTING OBJECT IN THE FIELD OF LOGISTICS

The article describes the features of the attribution of intellectual development to the objects of accounting, presented a possible structure of intellectual property logistics company and the methods of their registration

Текст научной работы на тему «Интеллектуальная собственность как объект учета в сфере логистики»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КАК ОБЪЕКТ УЧЕТА В

СФЕРЕ ЛОГИСТИКИ Г. И. Пашигорева, д-р. экон. наук, профессор

Санкт-Петербургский экономический университет

В статье раскрываются особенности отнесения интеллектуальных разработок к объектам бухгалтерского учета, представлена возможная структура интеллектуальной собственности логистической компании и способы их регистрации

По данным зарубежной статистики, материальные активы составляют лишь около 30 % в общей стоимости компаний, остальные же 70% приходятся на нематериальные активы, и, главным образом, на объекты интеллектуальной собственности и деловую репутацию организации.

Для логистической организации использование результатов интеллектуальных разработок в качестве нематериальных активов и постановка их на бухгалтерский учет имеет огромное значение, поскольку это означает не только возможность повышения эффективности использования активов организации, но и перспективы выхода на рынок научно-технической продукции.

Как отмечают И.И. Борисова и Е.А. Орлова интеллектуальная собственность - «это понятие собирательное, используемое для обозначения прав, которые относятся к интеллектуальным разработкам в различных областях (научной, производственной, художественной, литературной)».[1]

Перечень объектов интеллектуальной собственности логистической организации, права на которые подлежат учету, представляют собой следующий список:

- изобретения;

- промышленные образцы;

- свидетельства на товарные знаки, топологии интегральных микросхем;

- лицензионные и авторские договоры;

- технологические процессы;

- базы данных, систему учета и другие компьютерные программы;

- отчеты по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам;

- и т.д.

Многие логистические организации в ходе своей деятельности сталкиваются с одним или несколькими перечисленными выше объектами интеллектуальной деятельности, а, следовательно, у каждой из них возникает необходимость отразить данные объекты в учете.

Вышеуказанные объекты собственности организаций обладают общими признаками:

- являются результатом мыслительной (творческой, интеллектуальной) деятельности;

- представляют собой совокупность имущественных и неимущественных прав;

- могут использоваться в течение длительного периода времени;

- являются возможным источником получения экономических выгод.

Однако существуют и некоторые различия, возникающие при создании и (или) приобретении объектов интеллектуальной собственности. Одним из основных отличий является исключительность прав организации на данный объект собственности. Помимо этого важным критерием для учета и начисления амортизации по объектам права интеллектуальной собственности является оценка и срок полезного использования актива, поступающего на учет хозяйствующего субъекта. К объектам промышленной собственности традиционно принято относить изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, и пр. В целях удобства классификации рассмотрим данную категорию в зависимости от степени правового регулирования.

В качестве изобретения, согласно п.1 ст. 1350 ГК РФ, охраняется техническое решение в любой области, которое относится к продукту или специфическому способу осуществления действий. [2]

Изобретению предоставляется защита с помощью патента, но лишь в том случае, если оно является инновационным, имеет изобретательский уровень и может быть промышленно применимо.

Новым изобретение считается в том случае, если оно не было ранее известно из любых сведений, ставших общедоступными до даты оглашения данной инновации. Изобретение рассматривается как промышленно применимое, в том случае, если оно может быть использовано в какой-либо отрасли экономики или в социальной деятельности.

В качестве изобретения в области логистики могут быть рассмотрены:

- новое устройство - система расположенных в пространстве элементов, определённым образом взаимодействующих друг с другом: машины, приборы, механизмы, инструменты, транспортные средства, оборудование, сооружения т.д.;

- инновационный способ - совокупность приёмов, выполняемых в определённой последовательности или с соблюдением определённых правил;

- установление новых свойств уже известных объектов и определение новых областей и способов их использования.

В России регистрация патентов и публикация официальной информации о них осуществляется Роспатентом. Для непосредственного получения патента необходимо подать заявку, которая должна содержать сведения об авторе, лице-заявителе, его законном представителе, описание изобретения, объеме и сроках охраны.

В качестве изобретения в области логистики, к примеру, может выступать принципиально новый способ укладки или хранения грузов.

Патент на изобретение действует в течение двадцати лет. Началом его действия принято считать дату поступления заявки в Роспатент.

Полезные модели по своей сути сходны с указанными выше изобретениями, однако не имеют необходимого для них изобретательского уровня. Полезная модель представляет собой техническое устройство. В отличие от изобретения в качестве полезной модели не может быть зарегистрирована инновационная технология или промышленный способ. Что касается полезных моделей, то экспертиза на патентоспособность не проводится, в результате возрастает риск аннулирования патента, к примеру, в случае если заявленное техническое устройство не обладало мировой новизной.

Патент на полезную модель действует в течение 5 лет, с возможностью продления данного срока, но не более чем на 3 года.

Полезной моделью в области логистики может являться устройство, позволяющее более эффективно, эргономично хранить и обеспечивать перегрузку тех или иные грузов (к примеру, разработанное в организации инновационное устройство для перемещений крупногабаритного листового стекла)

Промышленный образец - художественно-конструкторское решение, определяющее внешний вид изделия. Промышленный образец призван обеспечить защиту прав владельцев подобных дизайнерских решений от несанкционированного плагиата другими лицами.

Такой вид интеллектуальной собственности, воспроизведенный с помощью промышленных средств, охраняется законом о промышленной собственности и может быть защищен государственным патентом. Он обеспечивает более весомую защиту, по сравнению с авторским правом. Срок действия патента на промышленные образцы ограничен и составляет 10 лет.

В области логистики создание промышленных образцов не получило должного развития. Вместе с тем вид, к примеру, патент на художественное решение фирменной упаковки организации (скотча, коробов и т.д.), зарегистрированный в установлен-32 ЭКОНОМИ

ном порядке, может быть расценен как промышленный образец и учтен на балансе предприятия в виде интеллектуальной собственности.

Товарный знак и знак обслуживания, коммерческое обозначение и фирменное наименование, доменное имя и другие обозначения, служащие для выделения товаров и услуг организаций в сфере хозяйственного оборота принято относить к группе средств индивидуализации. Так, к примеру, товарный знак представляет собой имя, термин, знак, символ или их сочетание и предназначен для идентификации товаров и услуг одной организации от аналогичной продукции фирмы-конкурента.

Средства индивидуализации организации могут быть обеспечены правовой защитой на основании Свидетельства, срок действия которого может составлять до 10 лет.

Средства индивидуализации являются фактически лицом логистических компаний. Они прочно вошли в логистику, как один из маркетинговых инструментов продвижения предлагаемых компанией услуг. Средства индивидуализации могут быть использованы на товарах, для которых данный товарный знак был зарегистрирован, его владельцем или на основании лицензионного договора.

Интеллектуальная собственность, попадающая под регулирование авторскими и смежными правами, подразумевает непосредственно созданное в результате интеллектуальной деятельности произведение.

Среди объектов регулируемых авторским правом принято выделять:

Базы данных - совокупность данных, объединенных в систему таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны.

Программные продукты для ПК - совокупность данных, обеспечивающих функционирование ПК и других компьютерных устройств с ориентацией на запланированный результат

При разработке данного вида интеллектуальной собственности не требуется какого-либо специального оформления или регистрации. Возникновение авторских прав соотносится с непосредственным созданием произведения и признается существующим с момента его фактического воплощения.

Использование объектов собственности, охраняемых авторскими правами, получило широкое распространение в области логистики. Так, некоторые компании закупают права пользования программным обеспечением и базы данных. Часть логистических компаний занимаются собственной разработкой объектов интеллектуальной собственности, третьи же заключают договоры, результатом которых будет создание специализированных программ для обеспечения управления предприятием, складом, грузоперевозками и т.д.

Так, например, компания может иметь в своем активе две специализированные программы. Одна из них - «Ambar» создается по заказу компанией. Данная программы ориентирована на обеспечение эффективной работы склада, усовершенствования технологии хранения и перегрузки грузов и т.д. Вторая программа «Planing» разрабатывается сотрудниками IT-отдела организации и представляет собой базу данных, содержащую данные водителей и позволяющую вести ежедневный учет прибывших водителей, время их нахождения на складе и т.п.

Создатель объекта, регулируемого авторским правом, имеет исключительное право на данное произведение и может получать в течение всей жизни и 70 лет после смерти доход, который приносит его произведение.

Несомненно, существуют нематериальные объекты, для которых на современном этапе законом не предусмотрены регистрация и охрана прав автора и обладателя. В логистической организации к таким объектам могут быть отнесены: идеи, принципы, методики работы с клиентами, различного рода алгоритмы, системотехнические решения и т.д. Вместе с тем, в ряде случаев новые элементы хозяйствования можно защитить , используя режим «коммерческой тайны».

К новым объектам интеллектуальной собственности можно отнести ноу-хау, инжиниринговые технологии и т.д. Понятие коммерческой тайны позволяет организациям не только хранить свои секреты, но и защищать их от посягательств фирм-конкурентов.

К примеру, в области логистики к инжиниринговым технологиям можно отнести уникальную систему распределения ответственности за бизнес-процессы логистики на всех уровнях.

Таким образом, для бухгалтерского учета инвентарных объектов данной категории нематериальных активов, необходимо четкое структурирование, которое может быть проведено по следующему ряду признаков:

- степень использования в производстве;

- уровень влияния на финансовые результаты;

- наличие правовой защиты.

Все вышеперечисленные объекты промышленной собственности, авторского права и ноу-хау могут быть условно разделены на две группы: маркетинговые и производительные интеллектуальные активы.

Производительные интеллектуальные активы (ПИА) находят применение в процессе создания и производства инновационной продукции, оказании инновационных услуг, предопределяя их потребительскую ценность и технологическое совершенство. К данному виду активов принято относить объекты промышленной собственности и объекты авторского права и ноу-хау, играющих активную роль в проработке технических решений при создании технологии производства инновационной продукции, оказании услуг и самой инновации.

Маркетинговые интеллектуальные активы (МИА) участвуют непосредственно в процессе сбыта инновационной продукции. К МИА относятся средства индивидуализации и те объекты авторского права и ноу-хау, которые используются в целях мониторинга рынка и для рекламы. Маркетинговые интеллектуальные активы обеспечивают широкую известность новых технологий организации и их успешную реализацию в соответствующих сферах рынка.

В последнее время роль интеллектуальной собственности в экономических отношениях становиться все более определяющей. Анализируя виды интеллектуальной собственности, нельзя обойти стороной вопрос, связанный с импортом и экспортом объектов ИС.

В таблице представлена структура внешней торговли России, по объемам сделок в зависимости от вида объектов интеллектуальной собственности.

Структура внешней торговли России в области интеллектуальной собственности [3]

Экспорт Импорт

Число млн. долл. % Число млн. долл. %

Всего 1810 4503,6 100 2330 5015,1 10

В том числе по объектам сделок:

Патент на изобретение 4 0,02 0 12 38,7 1

Патентная лицензия на изобретение 63 50,5 1 98 363,4 7

Полезная модель 6 4 0 21 12,5 0

Ноу-хау 20 64,8 1 59 201,5 4

Товарный знак 20 2 0 148 557,2 11

Промышленный образец 1 53,3 1 5 1 0

Инжиниринговые услуги 726 3703,6 82 1202 2700,8 54

Научные исследования 607 469,9 10 224 419,3 8

прочее 363 155,5 3 561 720,7 14

Из приведенной таблицы видно, что в разрезе внешней торговли России основной объем экспорта приходится на инжиниринговые технологии и научные исследования (10 %).

Объекты промышленной собственности, определяющие технологический уровень экономики, занимают незначительный удельный вес во внешней торговле технологиями: патенты на изобретения и патентные лицензии на изобретения в сумме дают чуть больше 1 % в экспорте и 8 % в импорте, полезные модели — 0,25 % в импорте и 0,1 % в экспорте, промышленные образцы — 1,18% в экспорте и 0,02 % в импорте. Более значительна доля ноу-хау: 1,44% в экспорте и 4 % в импорте.

Международный опыт показывает, что в основе устойчивых конкурентных преимуществ компаний лежит обладание ключевыми компетенциями, способности генерировать идеи и быстро доводить их до промышленного освоения. Проводя анализ выше представленных данных можно сделать вывод о том, что для успешного конкурирования товаров на международной арене, российские фирмы должны направить усилия на развитие своего интеллектуального потенциала и формирование новых, возможно инновационных, преимуществ.

Таким образом, создаваемая в организации интеллектуальная собственность может выступать не только как товар на рынке интеллектуальной

продукции, но и как интеллектуальный инструментарий, непосредственно участвующий в создании, производстве и реализации инновационной продукции.

Литература

1. Управление интеллектуальной собственностью как фактор повышения эффективности развития организаций: сборник материалов международной научно-практической конференции [Текст] / под ред. Н.Г. Багаутдинова, Казань, Казан. Ун-т, 2013г., 359 с.;

2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая), принят Государственной Думой РФ 24.11.2006 и утв. Федеральным законом N 230-ФЗ от 18.12.2006(с изменениями от 23.07.2013 N 222-ФЗ);

3. Российский статистический ежегодник

2013.

E-mail: trushevskaya.anna@mail.ru

Ключевые слова: интеллектуальная собственность логистической компании, права организации на объект собственности, структура интеллектуальной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.