Научная статья на тему 'Интеллектуальная собственность в инновационной деятельности корпораций'

Интеллектуальная собственность в инновационной деятельности корпораций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1885
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРЕНДИНГ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА / ТОВАРНЫЙ ЗНАК / ТОВАРНАЯ МАРКА / BRANDING / INNOVATIVE ACTIVITY / INTELLECTUAL PROPERTY / TRADE SECRET / TRADEMARK / COMMODITY BRAND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирошниченко Марина Александровна, Максимова Ольга Владимировна

Статья посвящена проблемам использования нематериальных, интеллектуальных ресурсов, включающих знания и опыт применения интеллектуальных продуктов, инновационных потенциалов стран. Доказано, что интеллектуальная собственность мощный финансовый инструмент. Проанализированы формы охраны научно-технических достижений. Рассмотрены основные подходы к активизации охраны интеллектуальной собственности в инновационной деятельности, что обеспечивает минимизацию рисков в наукоемких технологических производствах, содержащих коммерческую тайну

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL PROPERTY IN INNOVATIVE ACTIVITY OF CORPORATIONS

The article is devoted to the problems of using non-material, intellectual resources including knowledge and experience of application of intellectual products, innovative capacities of the countries. It is proved that intellectual property is a powerful financial instrument. Forms of protection of scientific and technical achievements are analyzed. The main approaches to activization of protection of intellectual property in innovative activity are considered. This provides minimization of risks in the knowledge-intensive technological productions containing a trade secret

Текст научной работы на тему «Интеллектуальная собственность в инновационной деятельности корпораций»

УДК 338.24

08.00.00 Экономические науки

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАЦИЙ

Мирошниченко Марина Александровна к. э. н, доцент, SPIN - код 3997-9450, [email protected]

Максимова Ольга Владимировна магистрант 2 курса Менеджмент, Olga. Maksimova@foodunion. lv Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия

Статья посвящена проблемам использования нематериальных, интеллектуальных ресурсов, включающих знания и опыт применения интеллектуальных продуктов, инновационных потенциалов стран. Доказано, что интеллектуальная собственность - мощный финансовый инструмент. Проанализированы формы охраны научно-технических достижений. Рассмотрены основные подходы к активизации охраны интеллектуальной собственности в инновационной деятельности, что обеспечивает минимизацию рисков в наукоемких технологических производствах, содержащих коммерческую тайну

Ключевые слова: БРЕНДИНГ, ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА, ТОВАРНЫЙ ЗНАК, ТОВАРНАЯ МАРКА

UDC 338.24 Economics

INTELLECTUAL PROPERTY IN INNOVATIVE ACTIVITY OF CORPORATIONS

Miroshnichenko Marina Aleksandrovna Cand.Econ.Sci., Associate professor, RSCI SPIN -code 3997-9450, [email protected]

Maximova Olga Vladimirovna 2nd-year master student, field of study "Management", [email protected] Kuban state university, Krasnodar, Russia

The article is devoted to the problems of using nonmaterial, intellectual resources including knowledge and experience of application of intellectual products, innovative capacities of the countries. It is proved that intellectual property is a powerful financial instrument. Forms of protection of scientific and technical achievements are analyzed. The main approaches to activization of protection of intellectual property in innovative activity are considered. This provides minimization of risks in the knowledge-intensive technological productions containing a trade secret

Keywords: BRANDING, INNOVATIVE ACTIVITY, INTELLECTUAL PROPERTY, TRADE SECRET, TRADEMARK, COMMODITY BRAND

Российский рынок интеллектуальной собственности (ИС) находится на начальном этапе своего формирования. Среди специалистов по-прежнему бытует мнение, что патент — документ, который лишь закрепляет право авторства на полученный научный результат, на возможность продолжать исследование по данному направлению и публиковать результаты своих исследований. Уважать интеллектуальные права, безусловно, важно, но недостаточно, чтобы успешно выводить инновационные исследования на рынок. С первого января 2008 г. вступила в силу часть IV Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующая гражданско-правовые отношения в сфере ИС. Роль ИС невероятно велика, поскольку развитие человечества, в том числе

инновационное, всегда происходило за счет использования творческого потенциала человека. ИС является фундаментом инновационного развития, основанного на знаниях в области фундаментальной науки, достижениях современной технологии, потенциале интеллектуальных собственников [1].

Развитие рынков в ведущих странах уже не позволяет обеспечивать преимущества фирм только за счет материальных и финансовых ресурсов. Индивидуальные преимущества и лидерство на рынках все в большей степени становятся результатом использования нематериальных, интеллектуальных ресурсов, включающих знания и опыт применения интеллектуальных продуктов, инновационных потенциалов стран [2]. Влияние ИС на возможности инновационного развития и разработку инновационных идей огромно и носит глобальный характер.

Созданные на крупных инновационных предприятиях производственные мощности, основные фонды, инновационные технологии часто уже не рассматриваются как основной инновационный потенциал предприятий. Главным потенциалом являются интеллектуальные средства (собственность), в укрепление которых вкладываются все большие средства. Актуальными являются вопросы ИС, ее виды, принципы развития в инновационной деятельности.

Интерес к ИС определяется возможностью получения дополнительной прибыли от монопольного использования новых технологий или продажи патентов и лицензий. ИС в последнее время становится все более дорогостоящим фондом, реальная стоимость которого растет. Особенно это относится к тем отраслям промышленности, где ключевую роль играют не столько заводские корпуса, технологическое оборудование, трудовые ресурсы, сколько доходность патентов, товарных знаков, авторских прав и других нематериальных активов. Если правильно определить стоимость этих активов, ИС может во много раз превысить стоимость всех остальных активов и приносить колоссальные доходы.

Причем во всех направлениях развития инновационной стратегии: от разработки изделия до его проектирования, от маркетинговых услуг до расширения бизнеса с помощью лицензий или франшизы. ИС будет содействовать извлечению возможностей из инновационных рисков до освоения технологий вывода новых инновационных технологий на рынок. Для многих корпораций успешное крупное изобретение приводит к более эффективному процессу производства, повышению рентабельности и производительности труда приносит больший финансовый доход.

Несмотря на сложности процесса патентования и связанные с ним расходы могут рассматриваться как некие риски, препятствия для инновационного процесса, особенно для предприятий, нуждающихся в значительных финансовых средствах. В случае стратегического отношения к ИС, патенты становятся надежным источником дополнительных устойчивых доходов. В большинстве случаев для того, чтобы инновационные идеи имели в дальнейшем потенциал для развития, они нуждаются в тщательной технологической отработке. Охрана инновационных идей с помощью права ИС и их развитие могут стать для корпорации надежным источником высоких доходов и создают условия, при которых идея долго не устаревает. При этом используются внешние технические ресурсы, принадлежащие инновационным центрам, технопаркам, исследовательским университетам и другим крупным предприятиям.

Во время инновационных разработок стратегических идей на стадии изобретения (или промышленного образца) право собственности на ИС дает сильные позиции в ходе создания совместных предприятий, лицензионных соглашений, приобретения собственности и т. п. В этих условиях обе стороны развития могут избежать сложных потенциальных конфликтов. В целом в ИС необходимо видеть не просто правовой актив, а мощный финансовый инструмент. Она может быть продана, сдана в

лицензию, использована как залог или гарантия финансирования, может стать основой для поиска спонсоров, которые вкладывают деньги в малые предприятия, привлекают средства венчурных фирм, специализированных банков. Право на ИС играет важную роль в принятии решений по выводу изобретения на рынок для укрепления рыночного потенциала и получения в будущем сильных рыночных позиций и конкурентоспособности.

Для успешного вывода продукции на рынок большое значение могут иметь также; процесс маркетинга, товарные знаки, промышленные образцы, патент и т. п. Широкое распространение получило понятие «промышленная собственность», которое входит в представление об ИС и определяет новизну изделия, возможности развития этой новизны. Промышленная собственность — это результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и сфере дизайна, а также приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана. К объектам промышленной собственности относятся изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования, коммерческие обозначения. Фактически промышленная собственность в своей структуре содержит результаты конкретной творческой деятельности человека. Объекты промышленной собственности рассматриваются как технические решения в любой области, а дизайнерские образцы — образцы композиционного, стилевого, пропорционального решения — как определяющие внешний вид изделия. Технические решения изделий возникают в процессе реализации научно-производственного комплекса «наука ^ техника ^ производство ^ рынок».

При этом можно выделить пять стадий научно-производственной деятельности [3];

- фундаментальные исследования;

- прикладные исследования;

- организационно-техническая разработка;

- технико-экономическое освоение изделий в производстве;

- внедрение.

Отметим, что результатом выполнения прикладных научно-исследовательских работ (НИР) может быть изобретение или промышленный образец, а итогом опытно- конструкторских работ (ОКР) — полезная модель. На стадии промышленного освоения может, как правило, появиться промышленный образец. На рисунке 1 представлен процесс научно-производственной деятельности [3].

Рисунок 1 - Процесс научно-производственной деятельности Весь сложный научно-производственный и организационно-технический процесс создания и освоения в производстве изделия, в котором участвуют сотни научных и конструкторских коллективов, организуется на основе системы государственных стандартов: ЕСКД - единая система конструкторской документации; ЕСТД - единая система технологической документации; ЕСТПП - единая система технологической подготовки производства, в которой определены сотни стандартов, устанавливающих систему организации работ, требования к объему, структуре, качеству документации и т. п.

Если учесть, что ежегодно на предприятиях разрабатываются и внедряются в производство сотни сложнейших изделий, то можно себе представить, какой большой объем занимает соответствующая

документация. На стадии выведения товара (изделия) на рынок необходима регистрация средства индивидуализации — товарного знака, знака обслуживания. Они подразделяются на две подгруппы (по выполняемым ими функциям); средства индивидуализации продукции и средства индивидуализации участников создания изделия.

Область особых общественных, инженерно-технических и производственных отношений, которые возникают в связи с правовой охраной и использованием средств индивидуализации, специфичны по отношению к другим объектам промышленной собственности. Подчеркнем, что средства индивидуализации представляют собой не технические решения, а различного рода символы — обозначения коллективных субъектов гражданских правоотношений в промышленности. Для признания технических решений объектами промышленной собственности необходимым условием является творчество, а для средств индивидуализации — юридический опыт. Промышленная ИС играет основную роль в разработке инновационной стратегии предприятия, процессе стимулирования конкуренции и используется в качестве [3];

- технологической и правовой базы при разработке конкурентных технологий;

- монопольного производства новой продукции в период действия исключительных прав;

- основы инновационных проектов;

- объектов лицензионных соглашений и договоров отчуждения.

Можно отметить, что в настоящее время более 80% корпоративного

богатства в технически развитых странах составляют нематериальные активы. Управление промышленной собственностью должно стать основой для управления предпринимательством [2]. Все виды средств индивидуализации, охраняемые в нашей стране, являются объектами,

чрезвычайно восприимчивыми к требованиям рынка. Жесткая конкурентная борьба заставляет производителей, являющихся одновременно правообладателями средств индивидуализации, усиливать и увеличивать число контролируемых постов на территории предприятий, усложнять системы охранной сигнализации, совершенствовать средства индивидуальной защиты работников охраны и т. п.

В судебной практике известны случаи, связанные с правовыми последствиями аннулирования патентов или свидетельств на товарный знак. В целях усиления борьбы с контрафактной продукцией установлена ответственность за грубые нарушения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями исключительных прав вплоть до ликвидации (в судебном порядке) организации-пирата или прекращения действия регистрации предпринимательства [2].

Правовое регулирование отношений, связанных со средствами индивидуализации, посвящено правам на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг. Сюда же относятся известные законодательству виды средств индивидуализации (интеллектуальная собственность) — фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания, новые средства, новые коммерческие обозначения. В настоящее время установилось правовое регулирование отношений, связанных с фирменными наименованиями, товарными знаками и знаками обслуживания [4]. Товарный знак — обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Знаком обслуживания является обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем работ или оказываемых ими услуг.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы не только словесные, изобразительные и объемные, но и звуковые и световые комбинации товарных знаков. Определим понятия «бренд» и «товарный

знак». Торговая марка — понятие, объединяющее потребительские свойства товара, его товарный знак, имеющий репутацию. Понятие «бренд» в узком смысле «бренд» — это «раскрученная» торговая марка. В широком смысле — это совокупность характеристик материального и нематериального свойств, обеспечивающих узнаваемость соответствующего производителя или его продукции покупателями.

Брендинг — это деятельность по созданию долгосрочного предпочтения к товару, основанная на совместном воздействии на потребителя товарного знака, знака обслуживания, упаковки и рекламного обращения. Рассмотрим как важную составляющую ИС в инновационной деятельности понятие — «секрет производства» (ноу-хау). Используемые в инновационных процессах результаты интеллектуальной творческой и инновационной деятельности стали объектами и наиболее ценными составляющими предпринимательских отношений. В последнее время в этих отношениях появились еще и результаты интеллектуальной деятельности из сферы хозяйствования, промышленного производства, управленческих задач инновационного развития. Все эти проблемы конкретно определены и могут быть обособлены от объектов, т. е. за ними закреплены определенные режимы охраны — патентная правовая охрана, охрана объектов авторских прав и т. п.

Главным достижением западных фирм считается обеспечение в производстве и науке коммерческой тайны, а термин «ноу-хау» превратился в своеобразный бренд этого успеха, чуть ли не важнейшее достижение в обеспечении секретности производства [4]. Сохранение секретов производства (ноу-хау) — главный смысл охраны ИС во всех ее проявлениях. Режим коммерческой тайны как основной организационно-правовой инструмент охраны секрета производства получает все более широкое распространение. Коммерческая тайна — режим конфиденциальности, позволяющий ее обладателю при существующих или

возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить другую коммерческую выгоду. Информация, составляющая коммерческую тайну, сведения любого характера (производственные, технические, организационные), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, к которым нет доступа третьим лицам и в отношении которых обладателем введен режим коммерческой тайны — усиление контроля за хранением и движением секретной документации, за перепиской, затрагивающей вопросы секретов производства, ограничение доступа к секретной информации и т. п. Правовой характер коммерческой тайны можно определить как совокупность мер по обеспечению режима конфиденциальности информации, которые признаются действующим законодательством достаточными. К ним относятся:

- правовые меры — нормативно-правовые акты, порядок учета движения, полномочий лиц;

- технические меры — материальное обеспечение сохранения коммерческой тайны;

- организационные меры — обеспечение функционирования организационной структуры охраны и т. п.

Обязанности работников охраны заключаются в сохранении конфиденциальности информации: режим коммерческой тайны и прекращение трудового договора с лицами - носителями информации.

В заключение, говоря о задачах ноу-хау рассмотрим формы охраны научно-технических достижений. Первым видом такой охраны является патент — охранный документ, выдаваемый на изобретения, полезные модели, промышленные образцы. Данный документ предоставляет его обладателю исключительное право на пользование и распоряжение этими

объектами. Второй вид охраны научно-технических достижений является режим коммерческой тайны. Третьим видом является публикация, ее разновидность - защитная или оборонительная публикация, в результате которого определенная информация становится доступной для всеобщего сведения. И, наконец, секреты производства (ноу-хау). Преимущества охраны с применением ноу-хау заключаются в следующем [5];

- ноу-хау не требует никаких затрат на регистрацию, так как нет необходимости в официальном признании охраноспособности секрета производства;

- действие права на ноу-хау не ограничено во времени;

- охрана прав на ноу-хау начинает действовать с момента введения его обладателем особого режима (режима коммерческой тайны).

Можно отметить четыре причины рисков, возникающих в инновационных процессах;

1) применение недостаточно отработанных технологических процессов, несертифицированных материалов, режимов обработки;

2) создание новой техники с ненужными параметрами на основе недостаточно испытанных прочностных и физических свойств;

3) допуск к эксплуатации инженерных конструкций (сооружений) с недостаточными прочностными параметрами;

4) допуск к сложным инженерным процессам эксплуатации недостаточно обученных, ответственных специалистов.

Особую опасность представляют трансцендентные инженерные решения, созданные по инновационным идеям, на предельных представлениях человеческого опыта и, соответственно, режима прочности, возможностей безопасной эксплуатации [3].

Таким образом, рассмотрены основные подходы к активизации охраны ИС в инновационной деятельности, что обеспечивает минимизацию рисков в наукоемких технологических производствах,

содержащих коммерческую тайну. На практике используют следующие методы минимизации рисков: уклонение от рисков, диверсификация инновационной деятельности, страхование, удержание, передача и компенсация рисков. Создание системы управления инновационными рисками и системы защиты ИС различными способами, включая ноу-хау, являются фундаментальной основой для защиты ИС наукоемких инновационных производств.

Библиографический список

1. Зыков В.Г., Лебедев Г.Я., Цыганов С.А. Инновационное развитие компании. Управление интеллектуальными ресурсами. - М.: Дело, 2009.

2. Мирошниченко А.А. Управление конкурентоспособностью вертикально-интегрированных корпораций на основе развития нематериальных активов. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2010. № 60. С. 306-320.

3. Федоров В.К., Епанешникова И.К., Дирвук Т.В. Интеллектуальная собственность в инновационной деятельности // Методы менеджмента качества. 2016. №1. С.44 - 49.

4. Близнец И.А., Гаврилов Э.П., Добрынин О.В. и др. Право интеллектуальной собственности: Учеб. / Под ред. И. А. Близнеца. - М.: Проспект, 2010.

5. Мирошниченко А. А., Интеллектуальный капитал в сфере управления современными информационными технологиями / Экономика знаний: проблемы управления формированием и развитием: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. В.В. Ермоленко, М.Р. Закарян. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2014. - 405 с. С. 362-372.

References

1. Zykov V.G., Lebedev G.Ja., Cyganov S.A. Innovacionnoe razvitie kompanii. Upravlenie intellektual'nymi resursami. - M.: Delo, 2009.

2. Miroshnichenko A.A. Upravlenie konkurentosposobnost'ju vertikal'no-integrirovannyh korporacij na osnove razvitija nematerial'nyh aktivov. Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2010. № 60. S. 306-320.

3. Fedorov V.K., Epaneshnikova I.K., Dirvuk T.V. Intellektual'naja sobstvennost' v innovacionnoj dejatel'nosti // Metody menedzhmenta kachestva. 2016. №1. S.44 - 49.

4. Bliznec I.A., Gavrilov Je.P., Dobrynin O.V. i dr. Pravo intellektual'noj sobstvennosti: Ucheb. / Pod red. I.A. Blizneca. - M.: Prospekt, 2010.

5. Miroshnichenko A.A., Intellektual'nyj kapital v sfere upravlenija sovremennymi informacionnymi tehnologijami / Jekonomika znanij: problemy upravlenija formirovaniem i razvitiem: materialy VI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / otv. red. V.V. Ermolenko, M.R. Zakarjan. - Krasnodar: Kubanskij gos. un-t, 2014. - 405 s. S. 362-372.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.