Научная статья на тему 'Систематизация портфеля РИДСИ как способ повышения стоимости компании'

Систематизация портфеля РИДСИ как способ повышения стоимости компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
342
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ / РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРИРАВНЕННЫЕ К НИМ СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ / РИДСИ / ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ / СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS MANAGEMENT / RESULTS OF INTELLECTUAL ACTIVITY / INVESTMENT ATTRACTIVENESS / INVENTORY OF INTANGIBLE ASSETS / INTELLECTUAL PROPERTY SYSTEMATIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлова Мария Андреевна

В данной статье рассматриваются права фирмы на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (далее РИДСИ) в контексте повышения стоимости компании. Представлена систематизация объектов РИДСИ, таких как права и срок действия документа на охрану РИДСИ, а также выявлены критерии злоупотребления правом на РИДСИ его обладателем и его нарушения третьими лицами, что имеет важное значение для поддержания конкурентоспособности компании в долгосрочном периоде. Управление правами на РИДСИ включает в себя проработку стратегии охраны прав и выявление незащищенных уникальных объектов, коммерциализацию РИДСИ и поиск новых рынков сбыта. Предлагается усовершенствовать метод инвентаризации РИДСИ, что позволит значительно сократить издержки и повысить стоимость нематериальных активов фирмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Козлова Мария Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intellectual Property Systematization As One of the Sources That Can Raise Efficient Use of a Firms Capital

This paper examines the influence of systematization of portfolio of intellectual property rights (IPR) management system on the value of the company. This article provides a systematization of IPR object groups such as the rights and the validity period of the document on IPR protection. The paper also systematizes the criteria of abuse of IPR and violation of IPR that influence companies in the long run. Such factors as the elaboration of rights protection, identification of unprotected unique objects, commercialization and search for new markets are considered to be the most significant. Proposed improvements to the methods of IPR protection significantly reduce the fixed costs and increase the value of intangible assets.

Текст научной работы на тему «Систематизация портфеля РИДСИ как способ повышения стоимости компании»

Козлова М.А.

Систематизация портфеля РИДСИ как способ повышения

стоимости компании

Козлова Мария Андреевна — аспирант, экономический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: kozlova mariya and@mail.ru SPIN-код РИНЦ: 6401-9043

Аннотация

В данной статье рассматриваются права фирмы на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (далее — РИДСИ) в контексте повышения стоимости компании. Представлена систематизация объектов РИДСИ, таких как права и срок действия документа на охрану РИДСИ, а также выявлены критерии злоупотребления правом на РИДСИ его обладателем и его нарушения третьими лицами, что имеет важное значение для поддержания конкурентоспособности компании в долгосрочном периоде. Управление правами на РИДСИ включает в себя проработку стратегии охраны прав и выявление незащищенных уникальных объектов, коммерциализацию РИДСИ и поиск новых рынков сбыта. Предлагается усовершенствовать метод инвентаризации РИДСИ, что позволит значительно сократить издержки и повысить стоимость нематериальных активов фирмы.

Ключевые слова

Управление интеллектуальной собственностью, результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, РИДСИ, инвентаризация нематериальных активов, стоимость компании, инвестиционная привлекательность.

Введение

Сегодня управление результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации (далее — РИДСИ) является одним из перспективных направлений деятельности во многих компаниях.

На фоне ускорения темпов научно-технического прогресса доходы крупных компаний с большим патентным портфелем часто конкурируют с доходами национальных правительств1, в связи с чем приоритет ликвидности активов коммерческого предприятия переходит от денежных средств к нематериальным активам, которые составляют преобладающую долю в балансе многих крупных фирм.

Главная отличительная особенность РИДСИ состоит в том, что они нематериальны. Поэтому при анализе таких активов необходимо принимать во внимание, как произведена оценка их стоимости по отношению к остальным активам, совместно или обособленно2. Необходимо отметить такие особенности интеллектуальной собственности,

1 Zingales L. Towards a Political Theory of the Firm // Journal of Economic Perspectives. 2017. Vol. 31. No 3. P. 113-130.

2 Smith G.V., Parr R.L. Intellectual Property Valuation, Exploitation, and Infringement Damages. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, Inc., 2005.

как «неуничтожимость, неисчерпаемость, исключаемость»3. Каждый результат интеллектуальной деятельности уникален. Кроме того, РИДСИ имеет своего создателя, который обладает рядом прав на объект осуществленной интеллектуальной собственности. Формами защиты РИДСИ являются технологическое ноу-хау, патент, товарный знак и авторские права.

Проблема инвентаризации РИДСИ рассматривается в ряде работ российских и зарубежных авторов4. И.А. Близнец, Б.Б. Леонтьев, Х.А. Мамаджанов пишут в своей работе, что «в условиях передела собственности и многочисленных банкротств российских предприятий мера по инвентаризации и оценке нематериальных активов является весьма актуальной и часто действенной»5. В частности, проведение инвентаризации может защитить фирму от занижения или завышения её стоимости. Существует три основных подхода к оценке стоимости отдельных РИДСИ: доходный (стоимость определяется по предполагаемой величине дохода), сравнительный (стоимость определяется путем сравнения подобных сделок или нематериальных активов), затратный (стоимость определяется по прогнозным затратам, необходимым для замены объекта оценки).

Кроме того, исследователи6 сходятся во мнении, что компания должна иметь базу данных, в которой хранится следующая информация о каждом объекте интеллектуальной собственности: владелец; информация о бывших владельцах (если таковые существуют); автор или изобретатель; название; дата регистрации / создания; страна или регион, к которой относится объект (это важно, поскольку патенты на одно и то же изобретение могут различаться для разных стран или регионов); различная юридическая информация, специфичная для страны, в которой организация ведет деятельность (например, регистрационные номера, дата выдачи подтверждающих документов на право собственности, дата, к которой объект должен быть перерегистрирован, и пр.); даты выплат налогов, пошлин и т. д.

3 Кузнецова Л.А. Рынок интеллектуальной собственности и его развитие в России: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Воронеж, 2013. С. 23.

4 См., к примеру: Friedman D.D., Landes W.M., Posner R.A. Some Economics of Trade Secret Law // Journal of Economic Perspectives. 1991. Vol. 5. No 1. P. 61-72; ШаститкоА.Е., КурдинА.А, МоросановаА.А. Продуктовые границы рынка программных продуктов в контексте применения антимонопольного законодательства // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2016. № 6. С. 39-54.

5 Близнец И.А., Леонтьев Б.Б., Мамаджанов Х.А. Методические рекомендации по инвентаризации прав на объекты интеллектуальной собственности на предприятиях / Торгово-промышленная палата Российской Федерации. М., 2006. URL: http://tpprf.ru/common/upload/metod rek inventarizacii.pdf (дата обращения: 29.11.2017).

6 Spelman K., Moss J. The Intellectual Property Inventory. Why Do It? // Computer Law & Security Review. 1994. Vol. 10. No 1. P. 22-24; Клеткина Ю.А. Организация инвентаризации объектов интеллектуальной собственности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2009. № 5. С. 121-126.

Цель данной статьи — выявить каналы влияния системы управления правами на РИДСИ на стоимость компании. В первом разделе статьи рассмотрена роль инвентаризации в системе управления правами на РИДСИ. Далее представлено описание вариантов защиты прав на РИДСИ. В третьем разделе выявлено значение РИДСИ в оценке стоимости фирмы.

1. Роль инвентаризации в системе управления правами на РИДСИ в компании

В настоящее время все модели оценки РИДСИ носят достаточно абстрактный характер7 или не адаптированы к современным, быстроразвивающимся рынкам8 и существующим вариантам защиты прав на интеллектуальную собственность9. В целях повышения эффективности своей деятельности компании проводят инвентаризацию прав на РИДСИ и выстраивают систему управления ими.

Управление правами на РИДСИ включает в себя следующие функции:

- проработка стратегии охраны и выявления потенциально охраноспособных уникальных объектов, т. е. проведение формальной экспертизы и экспертизы по существу;

- коммерциализация РИДСИ и поиск новых рынков сбыта, т. е. обеспечение возможности устойчиво приносить прибыль собственнику объекта интеллектуальной собственности;

- предотвращение злоупотреблений правами интеллектуальной собственности10, а также нарушений их третьими лицами. Данный пункт особенно актуален в связи с ростом количества судебных разбирательств в сфере интеллектуальной собственности.

Эти задачи напрямую пересекаются с процедурой проведения технологического аудита, а именно с процедурой дью-дилидженс (от англ. due diligence — должная добросовестность) — сбора объективной информации и экспертной оценки объекта инвестирования, которая является аналогом системы управления правами на РИДСИ, но разрабатывается под конкретный продукт. Более подробно данная процедура будет рассмотрена ниже.

При наличии большого патентного портфеля конкурентным преимуществом фирмы является система управления правами на РИДСИ, помогающая оптимизировать

7 Boldrin M., Levine D. Growth and Intellectual Property / NBER Working Paper No 12769. December 2006. URL: http://www.nber.org/papers/w12769 (accessed: 20.11.2017).

8 Furukawa Y. Intellectual Property Protection and Innovation: An Inverted-U Relationship // Economics Letters. 2010. Vol. 109. No 2. P. 99-101.

9 Chih-Hai Yang. Do Stronger Intellectual Property Rights Induce More Innovations? A Cross-country Analysis // Hitotsubashi Journal of Economics. 2014. No 55. P. 167-188.

10 Фокин Г.В. ИС. Менеджмент без премудростей // Вопросы инновационной экономики. 2011. № 7. С. 42-52.

деятельность компании в соответствии с ее глобальными целями и с учетом актуальных правовых и экономических ограничений.

Компания должна ориентироваться не только на количество РИДСИ, но и на их качество. От этого зависит размер прибыли, полученной от их продажи на рынке, а также скорость окупаемости инвестиций. Инвестирование в создание объектов интеллектуальной собственности является не только одним из самых прибыльных, но и одним из самых рискованных вложений для любой компании11.

2. Варианты защиты прав на РИДСИ

Существует комплекс мер защиты интеллектуальной собственности, которые можно разделить на три основные группы в зависимости от субъекта, осуществляющего основной контроль за охраной РИДСИ:

- морально-ценностный механизм;

- техническая защита;

- правовая защита12.

Также варианты охраны РИДСИ могут быть определены (классифицированы) в зависимости от критериев злоупотребленияправом на РИДСИ его обладателем и его нарушения третьими лицами. Выделим четыре основные группы объектов РИДСИ и рассмотрим каждую из них более подробно:

1) Секреты производства;

2) Объекты авторского права;

3) Объекты патентного права;

4) Средства индивидуализации.

2.1. Секреты производства

Каждый бизнес имеет конфиденциальную или секретную информацию. Такая информация может включать: списки клиентов, контракты с поставщиками и клиентами; формулы; процессы; методы производства, которые являются жизненно важными для успешной работы предприятия. Один из самых ярких примеров секрета производства — формула Coca-Cola. Систематизация секретов производства приведена в Таблице 1.

11 Grossman G., Lai E.L.C. International Protection of Intellectual Property // American Economic Review. 2005. No 94. P. 163-165.

12 Шаститко А.Е., Курдин А.А., КомковаА.А. Как защитить результаты интеллектуальной деятельности // Общественные науки и современность. 2014. № 2. С. 17-33; Мазур Е.А. Интеллектуальная собственность и результат интеллектуальной деятельности по гражданскому законодательству Российской Федерации // Юридический мир. 2011. № 12. С. 35-37.

Таблица 1. Систематизация секретов производства (ноу-хау)13

Объект охраны и его законодательная база Права и срок действия документа на охрану Критерий злоупотребления правом его обладателем Критерий нарушения права

Секрет производства (ноу-хау) ГК РФ, ч. 4, гл. 7514 ФЗ от 29.07.2004 № 98-ФЗ15 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ16 Исключительное право сохраняется до разглашения секрета производства. Срок определяется приказом в организации или подписанием договора о конфиденциальности. Включение дополнительной информации, не составляющей секрет производства, в согласие о коммерческой тайне, применение санкций (сокращение заработной платы) за несогласие подписывать документы, связанные с коммерческой тайной. Получение, разглашение и использование информации, составляющей секрет производства.

Секрет производства — коммерчески ценная информация. Противоправное использование коммерческой тайны является незаконным. Физическое или юридическое лицо присваивает коммерческую тайну путем ее сознательного приобретения, раскрытия или использования без согласия работодателя (собственника интеллектуальной собственности) работником, который обязан не разглашать коммерческие тайны конкурентам. Если, чтобы получить секретную информацию, используется подкуп и другие средства, данное нарушение квалифицируется как «коммерческий подкуп» согласно ст. 204 УК РФ17. Убытки, нанесенные фирме, могут принимать форму как денежных потерь, так и морального вреда, связанного с ущербом деловой репутации (дело Chanel № 5 vs Wertheimer).

2.2. Объекты авторского права

Объекты авторского права (англ. "copyright") — следующая группа объектов РИДСИ. Исключительное авторское право возникает по факту создания объекта авторского права, но при отсутствии регистрации в каком-либо государственном реестре органом исполнительной власти.

Правообладатель может:

1) Воспроизводить объект права;

13 Источник: составлено автором.

14 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 64629/ (дата обращения: 20.11.2017).

15 Федеральный закон от 29.07.2004 №98-ФЗ «О коммерческой тайне» // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 48699/ (дата обращения: 20.11.2017).

16 Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 1 9586/ (дата обращения: 20.11.2017).

17 Уголовный кодекс Российской Федерации // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 10699/ (дата обращения: 20.11.2017).

2) Разрабатывать производные работы, основанные на охраняемом авторским правом произведении;

3) Распространять копии или звукозаписи произведения путем продажи или иной передачи права собственности (рассматриваются договоры аренды, лизинга, кредитования);

4) Анализировать публично защищенные авторским правом литературные, музыкальные, драматические, хореографические работы, пантомимы, кинематографические и другие аудиовизуальные произведения;

5) Осуществлять публичный показ произведений, охраняемых авторским правом: литературных, музыкальных, драматических, хореографических работ, пантомим, живописных, графических или скульптурных произведений, в том числе отдельных изображений кинофильма или другой аудиовизуальной работы.

Эти широкие права, однако, имеют ряд ограничений, наиболее важными из которых являются «принудительная лицензия» (compulsory license) и «добросовестное использование» (fair use)18.

Принудительная лицензия — это разрешение, выдаваемое на определенный, ограниченный период времени, дающее право использовать материалы, защищенные авторским правом, при условии уплаты роялти и соблюдения предусмотренных законом условий. Отчеты по выплатам роялти лицензиаты, как правило, сдают ежеквартально или ежегодно.

В российском законодательстве нет термина «добросовестное использование», но есть приближенный по значению аналог «свободное использование» объекта интеллектуального права (например, ст. 1273-1278 ГК РФ).

Для оценки вреда, нанесенного правообладателю, рассматриваются цель и характер использования объекта интеллектуальной собственности; определяется, носит ли это использование коммерческий характер или служит некоммерческим образовательным целям; выявляется природа произведения, охраняемого авторским правом, количество и значимость использованной части по отношению к общей работе, защищенной авторским правом, а также влияние недобросовестного использования на рынок товаров, работ и услуг (см. Таблицу 2).

18 Lanham (Trademark) Act (15 U.S.C.) Index // BITLAW [Site]. URL: http://www.bitlaw.com/source/15usc/ (accessed: 20.11.2017); Карпова Е.Н. Лицензионная торговля в условиях глобализации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2007. С. 4-6.

Таблица 2. Систематизация объектов авторского права19

Объект охраны и его законодательная база Права и срок действия документа на охрану Критерий нарушения права

Произведения науки, литературы и искусства ГК РФ, ч. 4, гл. 70 В течение жизни правообладателя и 70 лет дополнительно. Бессрочные неимущественные права. Несанкционированное воспроизведение.

Программа для ЭВМ ГК РФ, ч. 4, гл. 70, ст. 1261-1262 В течение жизни правообладателя и 70 лет дополнительно. Бессрочные неимущественные права. Распространение, модификация, копирование и иное использование, как частичное, так и полное.

База данных ГК РФ, ч. 4, гл. 70 Возобновление течения срока имущественного права при обновлении БД, без обновления 15 лет. Извлечение информации из БД (полное или существенной части) и иное использование без разрешения правообладателя.

Топология интегральной микросхемы (ТИМ) ГК РФ, ч. 4, гл. 74 10 лет. Воспроизведение ТИМ при добавлении в интегральную микросхему, а также продажа, ввоз в РФ.

2.3 Объекты патентного права

Патент — это охранный документ, выдаваемый на основании заявления разработчика компетентным государственным органом, который описывает изобретение и создает правовую ситуацию, в которой запатентованное изобретение может обычно быть использовано (изготовлено, продано, ввезено) с разрешения владельца патента.

Изобретение — это техническое решение в любой области, относящееся к продукту (материальному объекту) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств), в том числе к применению продукта или способа по определенному назначению. Под полезной моделью понимается техническое решение, относящееся к внутреннему устройству объекта, а под промышленным образцом — наоборот, к внешнему виду, дизайну изделия.

До регистрации и выдачи патента на объект патентного права должна быть произведена его экспертиза на соответствие технических и художественно-конструкторских решений предъявляемым требованиям, уточнена тематика объекта патентования, соблюдены условия патентоспособности, обозначенные для соответствующего вида объектов патентного права.

В Российской Федерации исключительное право на объекты патентного права присваивается после регистрации в Роспатенте.

Патентоспособность объекта патентного права определяется по трем критериям:

19 Источник: составлено автором на основании ч. 4 ГК РФ.

1) Новизна (Novelty). Объект патентного права не должен иметь ранее выданного патента или аналогов на стадии рассмотрения заявки;

2) Полезность (Utility). Объект патентного права должен обладать конкретным и существенным полезным потенциалом, детально раскрытым в заявке;

3) Степень неочевидности (Nonobviousness). Прототип объекта патентного права в свете предшествующего уровня развития техники не должен быть очевиден.

Систематизация объектов патентного права приведена в Таблице 3.

Таблица 3. Систематизация объектов патентного права20

Объект охраны и его законодательная база Права и срок действия документа на охрану Критерий злоупотребления правом Критерий нарушения права

Изобретение ГК РФ, ч. 4, гл. 72 20 лет. Внесение в лицензионный договор положений, нарушающих права продавца / покупателя. Копирование, ввоз на территорию РФ, хранение, продажа и иное использование для коммерческих и иных целей изобретения.

Полезная модель ГК РФ, ч. 4, гл. 72 10 лет (возможно продлить на 3 года). Внесение в лицензионный договор положений, нарушающих права продавца / покупателя. Копирование, ввоз на территорию РФ, хранение, продажа и иное использование для коммерческих и иных целей полезной модели.

Промышленный образец ГК РФ, ч. 4, гл. 72 15 лет (возможно продлить на 10 лет). Внесение в лицензионный договор положений, нарушающих права продавца / покупателя. Копирование, ввоз на территорию РФ, хранение, продажа и иное использование для коммерческих и иных целей промышленного образца.

Важны две основные особенности патентной системы:

- Патенты защищают изобретения в течение определенного периода времени (обычно не более 20 лет) и в одной стране или группе стран;

- Патентная информация раскрывается в глобальном масштабе, то есть патенты публикуются после определенного времени (обычно спустя 18 месяцев после подачи заявки), включая раскрытие технических деталей изобретения.

Для того, чтобы оптимизировать управление патентным портфелем, необходимо искать возможности:

- защиты нового изобретения;

- привлечения инвестиции в его разработку;

20 Источник: составлено автором.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- публикации или иного раскрытия технической информации, относящейся к новым изобретениям21.

Последний пункт наиболее важен для предприятий, имеющих значительный патентный портфель, которые в целях повышения своей конкурентоспособности не раскрывают полные данные об изобретении. Тем самым торговые секреты (нераскрытая информация)22 остаются незащищенными, а это может повлечь за собой кражу изобретений или разработок.

2.4. Средства индивидуализации

К средствам индивидуализации относятся товарный знак, фирменное наименование и коммерческое обозначение.

Копирование товарного знака — одна из самых ранних форм недобросовестной конкуренции, при которой нарушитель, используя контрафактные торговые инструменты, публично использует деловую репутацию (гудвилл) добросовестного производителя. При юридической оценке этого нарушения анализируют степень сходства двух товарных знаков, цель использования, взаимодействие двух товаров и услуг на рынке23. В разных странах по-разному построена методология правовой защиты от копирования товарных знаков. Например, в судебной практике США используется закон Лэнхема (Lanham Act)24, который предполагает применение судебного запрета, расчет доходов, полученных незаконным путем, возмещение ущерба (материального и морального), расчет стоимости юридических услуг, а также дополнительные затраты (в т. ч. и на уничтожение нарушающих товарный знак изделий). Один из наиболее широко известных методов оценки ущерба — это расчет формирования валовой прибыли (gross profit)25.

Фирменное наименование — любое имя, используемое для идентификации бизнеса. При выборе наименования зачастую употребляются описательные и общие слова, которые выполняют функцию определения юридического лица на рынке. Фирменное наименование приобретает непрерывный и длительный характер (т. е. на срок

21 Smith and Roberson's Business Law. 15th ed. / Eds.: R.A. Mann, B.S. Roberts. Mason, OH: Cengage Learning, 2011. P. 161-186.

22 Интеллектуальная Собственность и Малые и Средние Предприятия / Всемирная организация интеллектуальной собственности. № 488(R). URL: http://www.wipo.int/export/sites/www/sme/ru/documents/doc s/brochure.pdf (дата обращения: 20.11.2017).

23 Smith and Roberson's Business Law. P. 161-186.

24 Lanham (Trademark) Act (15 U.S.C.) Index // BITLAW [Site]. URL: http://www.bitlaw.com/source/15usc/ (accessed: 20.11.2017).

25 Smith and Roberson's Business Law. P. 161-186.

регистрации юридического лица). Оно применяется не только для продажи продукции собственного производства, но и для заключения контрактов.

Коммерческое обозначение — наименование, которое используется для обозначения компании как имущественного комплекса. Оно не регистрируется и не фиксируется в финансовых документах предприятия.

Большая часть средств индивидуализации входит в состав имущественного комплекса предприятия. Общим условием для средств индивидуализации является их широкая известность среди потребителей на территории страны. Систематизация средств индивидуализации представлена в Таблице 4.

Таблица 4. Систематизация средств индивидуализации26

Объект охраны и его законодательная база Права и срок действия документа на охрану Критерий злоупотребления правом правообладателем Критерий нарушения права

Товарный знак ГК РФ, ч. 4, гл. 76, ст. 1477-1515 10 лет (возможно продлить). Производитель использует свой товарный знак для ввоза контрафактных товаров. Нарушение знака происходит, когда физическое или юридическое лицо без разрешения использует идентичный или практически неотличимый товарный знак.

Фирменное наименование ГК РФ, ч. 4, гл. 76, ст. 1473-1476 Срок регистрации юридического лица. Использование юридическим лицом фирменного наименования для нелегальной деятельности. Использование юридическим лицом идентичного фирменного наименования, если два юридических лица осуществляют аналогичную деятельность. Приоритет будет отдаваться тому, кто первый зарегистрировал фирменное наименование в ЕГРЮЛ.

Коммерческое обозначение ГК РФ, ч. 4, гл. 76, ст. 1538-1541 Непрерывность использования (срок перерыва не более одного года). Использование юридическим лицом коммерческого обозначения для нелегальной деятельности. Использование коммерческого обозначения, которые может ввести в заблуждение относительно принадлежности обозначения юридического лица, сходного до степени смешения с фирменным наименованием.

Для того, чтобы квалифицировать нарушение права на интеллектуальную собственность, необходимо установить:

1) Факт незаконного использования охраняемого объекта;

2) Право приоритета использования у правообладателя;

Охрана РИДСИ является ключевой задачей в таких областях, как энергетика, биотехнологии, медицина, фармакология, информационные технологии,

26 Источник: составлено автором.

телекоммуникации и др., где разработка и внедрение новых РИДСИ — практически единственный способ поддержания конкурентоспособности и устойчивого развития компаний в долгосрочном периоде.

3. Роль РИДСИ в оценке стоимости фирмы

Одной из важнейших функций системы управления правами на РИДСИ является коммерциализация РИДСИ. Для принятия решения о способе получения прибыли от объекта интеллектуальной собственности на предприятиях проводят дью-дилидженс, включающий в себя:

1) Проработку стратегии компании по коммерциализации объекта интеллектуальной собственности;

2) Проведение технологического аудита (проверки соответствия объекта интеллектуальной собственности технологическим стандартам компании), оценки портфеля технологий фирмы. Применение инвентаризации как часть технологического аудита фирмы способствует не только сокращению трансакционных издержек, но и поддержанию актуального состояния реестра объектов интеллектуальной собственности, а также выявлению резервов роста стоимости фирмы.

Автором предлагается проведение специальной (дополнительной) инвентаризации объектов интеллектуальной собственности, так как это не только позволит выявить новые объекты интеллектуальной собственности, формально определить их место в правовом поле (выбрать вариант защиты) и обозначить их формальные признаки27, но и поспособствует формированию единого реестра объектов интеллектуальной собственности. Специальная инвентаризация должна стать ключевой частью стратегического планирования деятельности фирмы. Один-единственный объект интеллектуальной собственности может позволить компании подписать многомиллиардный контракт — или сделать ее банкротом. Пример удачного применения РИДСИ — iPhone (компания Apple), провального проекта — New Coke (компания Coca Cold)228.

Специальная инвентаризация предоставляет компании получить следующие преимущества:

27 Клеткина Ю.А. Указ. соч.

28 New Coke: маркетинговый провал или провокация? Зачем 29 лет назад был изменен рецепт Coca-Cola // Coca-Cola Россия [Сайт]. 18.03.2014. URL: http://www.coca-colarussia.ru/stories/new-coke-marketing (дата обращения: 20.11.2017).

- Позволяет уменьшить налог на прибыль при постоянном учёте и обосновании как доходов, так и расходов (особенно при применении схемы налогообложения «доходы — расходы»);

- Помогает влиять на величину амортизационных отчислений (например, на нематериальные активы с неопределенным сроком использования не начисляется амортизация);

- Способствует росту рыночной стоимости компании;

- Для собственника РИДСИ возможен вклад в уставный капитал компании в виде нематериальных активов;

- Оптимизирует баланс между активами и пассивами организации, т. е. при увеличении активов за счет введения в оборот новых объектов предприятие увеличивает свои кредитные возможности и, соответственно, привлекает необходимый капитал под новые разработки за счёт кредитов или других источников финансирования;

- Помогает определить стоимость нематериальных активов при их разработке или заключении договора купли-продажи.

Заключительным этапом проведения инвентаризации является прогноз, в который входит план применения объектов интеллектуальной собственности в краткосрочном и долгосрочном периоде, позволяющий эффективно использовать собственные ресурсы предприятия.

Стоимость предприятия равняется сумме денежных, материальных и нематериальных активов29. Для учета интеллектуальной собственности как нематериального актива существует положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)30, МСФО 38 (IAS 38)31, Положение Банка России от 22.09.2015 № 492-П32. РИДСИ могут быть отражены в бухгалтерском учете на

29 Smith G.V., Parr R.L. Op. cit. О способах расчета стоимости фирмы см., к примеру: Балабанов B.C. Что влияет на стоимость фирмы и как ее посчитать // Элитариум [Сайт]. URL: http ://www. elitarium. ru/stoimost-firmY-ocenka-biznesa-metodY-aktiw-procentv-rvnok-denezhnYi-potok-ogranicheniia-faktorv/ (дата обращения: 20.11.2017).

30 Приказ Минфина России от 27.12.2007 № 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.01.2008 № 10975) // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 63465/adf2cfd636e9e799777ca5e7c8add8b722dced71/ (дата обращения: 20.11.2017).

31 Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 38 «Нематериальные активы» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н) // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 1 22870/ (дата обращения: 20.11.2017).

32 Положение Банка России от 22.09.2015 № 492-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, инвестиционного имущества, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога,

счете 04 «Нематериальные активы», где учитываются товарные знаки, бренды, все виды лицензий (исключительные и неисключительные), а также гудвилл, или на счете 08 «Результаты исследований и разработок», где учитываются расходы по созданию компьютерных программ.

Первоначальная стоимость нематериального актива — это величина денежной оценки (или любая другая величина, возможная для отражения в балансе), которая должна быть выплачена / начислена за пользование данным активом при его покупке / создании.

Для учета нематериальных активов используются такие критерии как:

- Идентифицируемость (относится к патентам, авторским правам, товарным знакам и др.). Среди других видов нематериальных активов, не имеющих специфической идентификации, наиболее распространенным является гудвилл33.

- Способ приобретения. Нематериальные активы могут быть приобретены или разработаны по отдельности, в группах или в результате объединения бизнеса.

- Детерминированный и недетерминированный срок использования. Патенты и авторские права являются примерами нематериальных активов с детерминированным сроком использования, установленным законом или договором. Прочие нематериальные активы, такие как секрет производства и гудвилл, не имеют никакого установленного срока существования, а ожидаемый период получения дохода может быть неопределенным в момент приобретения.

- Передаваемость. Права на патент или авторское право, например, могут быть переданы (проданы) по договору исключительной или неисключительной лицензии.

Нематериальные активы отражаются в балансе по двум моделям, которые утверждаются в учетной политике:

1) Модель учёта по первоначальной стоимости за вычетом убытков и амортизации от обесценивания;

2) Модель учёта по переоцененной стоимости (при условии наличия активного рынка по виду нематериального актива). Яркими примерами являются рынки разработок и телекоммуникаций.

назначение которых не определено, имущества и (или) его годных остатков, полученных в связи с отказом страхователя (выгодоприобретателя) от права собственности на застрахованное имущество, в некредитных финансовых организациях» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.10.2015 № 39335) // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 186555/ (дата обращения: 20.11.2017).

33 Statement of Financial Accounting Concepts No 6 / FASB (Financial Accounting Standards Board). December 1985. URL: http://www.fasb.org/resources/ccurl/792/293/CON6.pdf (accessed: 13.02.2018). P. 50-51.

С другой стороны, существуют некоторые нюансы включения нематериальных активов в финансовую отчетность, такие как:

- необходимо качественно составленное описание нематериальных активов и его основных свойств;

- методы оценки нематериальных активов считаются неточными;

- срок экономически полезного использования нематериальных активов может быть нечетким, но международные стандарты предусматривают использование более 12 месяцев;

- требуется возможность идентификации конкретного РИДСИ.

Компания, которая обладает интеллектуальной собственностью, будет получать больший доход из-за ограниченности доступа к этому ресурсу своих конкурентов. Распределение доходов между активами обычно зависит от их стоимости и инвестиционного риска каждого. Совокупный доход фирмы (Те) состоит из прибыли, полученной от использования денежных активов (Ме), доходов, полученных от использования материальных активов (ТАе), и доходов от нематериальных активов (1е)34:

Те=Ме+ТАе+1е

Таким образом, с точки зрения инвестирования денежных средств и получаемого дохода от нематериальных активов важную роль играет проведение специальной инвентаризации как части технологического аудита фирмы. Отдельно стоит подчеркнуть, что инвентаризация исключает дублирование информации и помогает избежать нарушений гражданско-правового и уголовного законодательства Российской Федерации.

Заключение

В современных условиях требуется новый подход к инвентаризации РИДСИ, поскольку накопившиеся недостатки системы учета нематериальных активов способствуют росту убытков и несут повышенные риски для компании. Одним из способов оптимизации издержек является подготовка прогнозного документа, составленного на основании проведения специальной (дополнительной) инвентаризации объектов интеллектуальной собственности. В случае его использования предприятие сможет лучше оценить текущее состояние каждого отдельного объекта интеллектуальной собственности и всего портфеля в целом, что обеспечит повышение эффективности использования капитала компании. Этот подход требует введения процедуры специальной инвентаризации, оптимизирующей учет объектов интеллектуальной собственности и

34 Smith G.V., ParrR.L. Op. cit.

выявляющей их патентоспособность. Итогом специальной инвентаризации должна стать актуализация текущего внутреннего реестра новых изобретений (промышленных моделей и т. д.) компании, обеспечивающего быстрый доступ к РИДСИ и возможность выявления пробелов в заявках организации на получение охранных документов.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 6 4629/ (дата обращения: 20.11.2017).

2. Уголовный кодекс Российской Федерации // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 20.11.2017).

3. Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19586/ (дата обращения: 20.11.2017).

4. Федеральный закон от 29.07.2004 №98-Ф3 «О коммерческой тайне» // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document /cons doc LAW 48699/ (дата обращения: 20.11.2017).

5. Положение Банка России от 22.09.2015 № 492-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, инвестиционного имущества, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, имущества и (или) его годных остатков, полученных в связи с отказом страхователя (выгодоприобретателя) от права собственности на застрахованное имущество, в некредитных финансовых организациях» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.10.2015 № 39335) // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186555/ (дата обращения: 20.11.2017).

6. Приказ Минфина России от 27.12.2007 № 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.01.2008 № 10975) // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63465/adf2cfd636e9e799 777ca5e7c8add8b722dced71/ (дата обращения: 20.11.2017).

7. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 38 «Нематериальные активы» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина

России от 25.11.2011 № 160н) // КонсультантПлюс [Справочная правовая система]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122870/ (дата обращения: 20.11.2017).

8. Балабанов B.C. Что влияет на стоимость фирмы и как ее посчитать // Элитариум [Сайт]. URL: http://www.elitarium.ru/stoimost-firmy-ocenka-biznesa-metody-aktivy-procenty-rynok-denezhnyj-potok-ogranichenija-faktory/ (дата обращения: 20.11.2017).

9. Близнец И.А., Леонтьев Б.Б., Мамаджанов Х.А. Методические рекомендации по инвентаризации прав на объекты интеллектуальной собственности на предприятиях / Торгово-промышленная палата Российской Федерации. М., 2006.

URL: http://tpprf.ru/common/upload/metod rek inventarizacii.pdf (дата обращения: 29.11.2017).

10. Интеллектуальная Собственность и Малые и Средние Предприятия / Всемирная организация интеллектуальной собственности. № 488(R). URL: http://www.wipo.int/export/ sites/www/sme/ru/documents/docs/brochure.pdf (дата обращения: 20.11.2017).

11. КарповаЕ.Н. Лицензионная торговля в условиях глобализации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2007.

12. Клеткина Ю.А. Организация инвентаризации объектов интеллектуальной собственности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2009. № 5. С. 121 -126.

13. Кузнецова Л.А. Рынок интеллектуальной собственности и его развитие в России: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Воронеж, 2013.

14. Мазур Е.А. Интеллектуальная собственность и результат интеллектуальной деятельности по гражданскому законодательству Российской Федерации // Юридический мир. 2011. № 12. С. 35-37.

15. Фокин Г.В. ИС. Менеджмент без премудростей // Вопросы инновационной экономики. 2011. № 7. С. 42-52.

16. Шаститко А.Е., Курдин А.А., Комкова А.А. Как защитить результаты интеллектуальной деятельности // Общественные науки и современность. 2014. № 2. С.17-33.

17. Шаститко А.Е., Курдин А.А, Моросанова А.А. Продуктовые границы рынка программных продуктов в контексте применения антимонопольного законодательства // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2016. № 6. С. 39-56.

18. 2012 WIPO Intellectual Property Indicators / World Intellectual Property Organization. 2012. URL: http://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/intproperty/941/wipo_pub_941_2012.pdf (accessed: 20.11.2017).

19. Boldrin M., Levine D. Growth and Intellectual Property / NBER Working Paper No 12769. December 2006. URL: http://www.nber.org/papers/w12769 (accessed: 20.11.2017).

20. Chih-Hai Yang. Do Stronger Intellectual Property Rights Induce More Innovations? A Cross-country Analysis // Hitotsubashi Journal of Economics. 2014. No 55. P. 167-188.

21. Friedman D.D., Landes W.M., Posner R.A. Some Economics of Trade Secret Law // Journal of Economic Perspectives. 1991. Vol. 5. No 1. P. 61-72.

22. Furukawa Y. Intellectual Property Protection and Innovation: An Inverted-U Relationship // Economics Letters. 2010. Vol. 109. No 2. P. 99-101.

23. Grossman G., Lai E.L.C. International Protection of Intellectual Property // American Economic Review. 2005. No 94. P. 163-165.

24. Lanham (Trademark) Act (15 U.S.C.) Index // BITLAW [Site]. URL: http://www.bitlaw.com/source/15usc/ (accessed: 20.11.2017).

25. New Coke: маркетинговый провал или провокация? Зачем 29 лет назад был изменен рецепт Coca-Cola // Coca-Cola Россия [Сайт]. 18.03.2014. URL: http://www.coca-colarussia.ru/stories/new-coke-marketing (дата обращения: 20.11.2017).

26. Smith and Roberson's Business Law. 15th ed. / Eds.: R.A. Mann, B.S. Roberts. Mason, OH: Cengage Learning, 2011.

27. Smith G.V., ParrR.L. Intellectual Property Valuation, Exploitation, and Infringement Damages. Hoboken, NJ: John Wiley & Sons, Inc., 2005.

28. Spelman K., Moss J. The Intellectual Property Inventory. Why Do It? // Computer Law & Security Review. 1994. Vol. 10. No 1. P. 22-24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Statement of Financial Accounting Concepts No 6 / FASB (Financial Accounting Standards Board). December 1985. URL: http://www.fasb.org/resources/ccurl/792/293/CON6.pdf (accessed: 13.02.2018).

30. Zingales L. Towards a Political Theory of the Firm // Journal of Economic Perspectives. 2017. Vol. 31. No 3. P. 113-130.

Kozlova M.A.

Intellectual Property Systematization as an Instrument of Increasing

Company Value

Mariia A. Kozlova — PG Student, Faculty of Economics, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: kozlova mariya and@mail.ru

Annotation

This paper examines the influence of systematization of portfolio of intellectual property rights (IPR) management system on the value of the company. This article provides a systematization of IPR object groups such as the rights and the validity period of the document on IPR protection. The paper also systematizes the criteria of abuse of IPR and violation of IPR that influence companies in the long run. Such factors as the elaboration of rights protection, identification of unprotected unique objects, commercialization and search for new markets are considered to be the most significant. Proposed improvements to the methods of IPR protection significantly reduce the fixed costs and increase the value of intangible assets.

Keywords

Intellectual property rights management, results of intellectual activity, investment attractiveness, inventory of intangible assets, intellectual property systematization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.