Эстетичностью их проявления: музыкальность - соответствие характера движения с музыкой, оригинальность, эффектность композиции упражнений, артистичность, выразительность, экспрессивность, морфологическая структура гимнастки (рост, вес, телосложение), внешность гимнастки (прическа, костюм, опрятность). Эти показатели отражают основные достоинства и недостатки исполнения комбинаций в гимнастических видах спорта и создают предпосылки для определения возможных резервов совершенствования эстетических компонентов исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта.
Контактная информация: [email protected] ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ХОККЕИСТОВ 13-14 ЛЕТ
Вадим Владимирович Плотников, соискатель,
Оксана Ивановна Политика, кандидат психологических наук, доцент,
Светлана Дмитриева Галиуллина, кандидат медицинских наук, доцент, Уфимская государственная академия экономики и сервиса (УГАЭС)
Аннотация
В статье оценена интеллектуальная подготовленность хоккеистов 13-14 лет. На основе проведенного анонимного очно-заочного анкетирования тренеров спортивных детско-юношеских школ олимпийского резерва по хоккею с шайбой России определен ведущий вид подготовки, влияющий на эффективность учебно-тренировочного процесса и результативность соревновательной деятельности юных хоккеистов. Представлены результаты психологопедагогического тестирования интеллектуальной подготовленности хоккеистов на этапе углубленной специализации СДЮШОР России.
Ключевые слова: интеллектуальная подготовленность, юные хоккеисты, этап углубленной специализации.
INTELLECTUAL PREPARATION OF THE YOUNG HOCKEY PLAYERS AGED
13-14
Vadim Vladimirovich Plotnikov, the competitor,
Oksana Ivanovna Politika, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Svetlana Dmitrievna Galiullina, the candidate of medical sciences, senior lecturer,
The Ufa State Academy of Economy and Service
Annotation
The article studies the intellectual preparation of the 13-14 years- old hockey players. The main part of the preparation was defined on the basis of questionnaire held among the children' s trainers in the sports schools of the Olympic reserves in ice hockey in Russia influencing on the efficiency of the training process and also on the results of competitions among the young hockey players. The results of psychological and pedagogical testing of the above mentioned preparation were given.
Keywords: intellectual preparation, young hockey players, stage of deep specialization.
ВВЕДЕНИЕ
В фокусе нашего исследования - интеллектуальная подготовленность (ИП) хоккеистов на этапе углубленной специализации.
Интеллектуальная деятельность хоккеистов вытекают из сущности хоккея, который требует от них высокого интеллектуально-волевого напряжения. Хоккей формирует и развивает мышление в соответствии со спецификой технико-тактических действий и разнообразные интеллектуальные знания, умения и навыки, связанные как содержанием спортивной деятельности, так и с социальными моделями жизненной борьбы за свое место в социуме [7]. Поэтому к ИП юных хоккеистов предъявляются высокие требования [2, 4, 5, 8]. По действующим программам для спортивных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) по хоккею с шайбой [6, 10] интеллектуальная подготовка хоккеистов на этапе углубленной специализации является
ведущей - ей отводится до 41,7 % времени на учебно-тренировочный процесс. Однако в настоящий момент исследования [2, 4-10] по избранной нами теме в области детско-юношеского хоккея носят фрагментарный характер, а уровень ИП хоккеистов на этапе углубленной специализации не оценен.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - оценить уровень интеллектуальной подготовленности хоккеистов на этапе углубленной специализации.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Источником первичной информации при выявлении проблемной ситуации служили сведения, полученные с помощью анкетирования, предполагающего продуманную постановку вопросов к респондентам. Анонимное очно-заочное анкетирование тренеров СДЮШОР по хоккею с шайбой использовалось с целью уточнения видов подготовок, влияющих на эффективность учебно-тренировочного процесса и результативность соревновательной деятельности юных хоккеистов. В анкете предусматривался определенный порядок сочетания основных содержательных и функциональновспомогательных вопросов [1, 3, 8]. В процессе анкетирования тренеров с получением экспертных оценок выполнялась процедура ранжирования значимости оцениваемых явлений [1].
Анкетирование проводилось в группе экспертов-тренеров (п=76) в очнозаочной форме, работающих в СДЮШОР по хоккею с шайбой дивизионов «Урал-Западная Сибирь», «Сибирь-Дальний Восток», «Северо-Запад»: «Сибирь» (г. Новосибирск) (п=8), «Локомотив» (г. Ярославль) (п=6), «Металлург» (г. Новокузнецк) (п=6), «Авангард» (г. Омск) (п=9), «Газовик» (г. Тюмень) (п=7), «Амур» (г. Хабаровск) (п=5), «Трактор» (г. Челябинск) (п=10), «Мечел» (г. Челябинск) (п=8), «Молот» (г. Пермь)
(п=5), «Спартаковец» (г. Екатеринбург) (п=10). Все тренеры награждены званиями «мастер спорта» СССР по хоккею с шайбой, «Заслуженный тренер СССР».
Тренерам была предложена анкета, в которой им предлагалось оценить значимость видов подготовок хоккеистов на этапе углубленной специализации, влияющих на эффективность учебно-тренировочного процесса и результативность соревновательной деятельности.
Далее с целью оценки уровня ИП хоккеистов на этапе углубленной специализации нами было проведено психолого-педагогическое тестирование, в котором приняли участие 13-14-летние хоккеисты (п=52), участвующие в Первенстве России по хоккею с шайбой (группа сильнейших): «Амур» (г. Хабаровск) (п=27) и «Салават Юлаев» (г. Уфа) (п=25). Психолого-педагогическое тестирование включало в себя «батарею» тестовых процедур, определенных специалистами в области спортивной психологии для этого возрастного промежутка [7]:
1. «Осведомленность ума». Число правильных ответов - 5-9.
2. «Способность к обобщениям». Число правильных ответов - 6-10.
3. «Логическое мышление». Число правильных ответов - 4-7.
4. «Способность к счету». Число правильных ответов - 5-9.
5. «Способность к нахождению закономерности». Число правильных ответов -
4-8.
Каждый вопрос в тестовой процедуре представлял собой незаконченное предложение, в котором недостает по смыслу последнего слова или последней цифры. Испытуемый должен выбрать это слово из пяти предложенных для каждого вопроса или закончить предложение цифрой. Каждое упражнение в виде списка из двадцати вопросов предъявлялись испытуемым после того, как они ознакомились с вариантом правильного ответа. На выполнение тестовых упражнений испытуемому отводилось определенное количество времени. Общая норма правильных ответов для всех тестовых процедур должна составлять 24-43 правильных ответа [7].
После подсчета суммы правильных ответов каждого игрока, суммы правильных ответов всех игроков складывались, и определялся командный уровень интеллекту-
альной подготовленности юных хоккеистов.
Результаты исследования обрабатывались на ПЭВМ с помощью пакета прикладных программ «Вю81а1».
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В таблице 1 отражены результаты анкетирования тренеров.
Таблица 1
Ведущие виды подготовок хоккеистов на этапе углубленной специализации по ______________результатам анкетирования тренеров (п=76), %_________________
№ Виды подготовок Ответы тренеров
1 Интеллектуальная 53,9
2 Психологическая 26,3
3 Технико-тактическая 10,5
4 Физическая 9,3
Из таблицы 1 следует, что интеллектуальная подготовка в детско-юношеском хоккее является ведущей - 53,9% опрошенных тренеров. Это связано с тем, что интеллектуальная подготовка в хоккее имеет непосредственное отношение к формированию мотивации хоккеистов, их волевой и специальной психологической подготовке, обучению спортивной технике и тактике, развитию физических способностей и, будучи тесно связанной с другими компонентами спортивного мастерства, включает в себя два важных раздела: интеллектуальное образование и развитие интеллектуальных способностей. Результаты анкетирования тренеров подтверждаются анализом специализированной научно-методической литературы [2, 4-10] и программными требованиями [6, 10]. Следовательно, интеллектуальная подготовка является фундаментом, на которой формируется мастерство хоккеистов. На основании полученных результатов научно-методической литературы и анкетирования тренерского состава далее было проведено психолого-педагогическое тестирование интеллектуальной подготовленности хоккеистов. Результаты тестирования отражены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты психолого-педагогического тестирования уровня интеллектуальной подготовленности хоккеистов (п=52) 13-14 лет, количество правильных ответов
№ п/п Тестовые процедуры СДЮШОР Р
Салават Юлаев Амур
1 Осведомленность ума 9,1±1,4 7,1±4,8
2 Способность к обобщениям 8,3±1,2 8,4±3,7
3 Логическое мышление 8,6±0,2 7,5±2,5
4 Способность к счету 7,9±1,8 7,8±3,8
5 Способность к нахождению закономерности 7,7±0,7 6,3±2,2
6 Итоговая набранная сумма 41,6±1,0 37,1±3,4 <0,05
7 Уровень, баллы 4 3
Из таблицы 2 видно, что практически во всех тестовых процедурах юные уфимские хоккеисты набрали большее количество правильных ответов по сравнению со своими дальневосточными соперниками - 41,6±1,0 и 37,1±3,4 правильных ответов соответственно. Это связано с тем, что в учебно-тренировочном процессе уральских юных хоккеистов развитие интеллектуальных способностей осуществляется путем выполнения специальных заданий и способов организации занятий, побуждающих к творческим проявлениям при создании новых вариантов технико-тактических действий и распределению применяемых методов и средств подготовки. С помощью математико-статистических методов исследования получены достоверные различия (Р<0,05).
По специальной шкале, предложенной специалистами [2,9], был определен уровень интеллектуальной подготовленности юных хоккеистов:
- уфимские - 4 балла (41,6±1,0 правильных ответа),
- хабаровские - 3 балла (37,1±3,4 правильных ответов).
ВЫВОДЫ
Интеллектуальная подготовка хоккеистов на этапе углубленной специализации является ведущей - ей отводится до 41,7 % времени на учебно-тренировочный процесс. Однако анализ научно-методической литературы и обобщение практического опыта ведущих специалистов в области детско-юношеского хоккея указывает на дефицит научно-методических сведений, раскрывающих теоретические и практические аспекты интеллектуальной подготовки юных хоккеистов применительно к этапу углубленной специализации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании : пособие для студ., аспирантов и преп. ин-тов физ. культуры / Б. А.
Ашмарин. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - 223 с. : ил.
2. Валиуллина, В.М. Психологические аспекты спортивной деятельности : методическое пособие / В.М. Валиуллина, А.А. Кутыева. - Уфа : Подросток, 2001. - 40 с.
3. Годик, М. А. Спортивная метрология : учебник / М. А. Годик. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 193 с.
4. Дерябин, С.Е. Система этапного педагогического контроля подготовленности хоккеистов в детско-юношеских спортивных школах : дис. ... канд. пед. наук / Де-
рябин С.Е. ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - М., 1982. - 192 с.
5. Карпов, В.Е. Совершенствование средств саморегуляции психического состояния хоккеистов высшей квалификации в игровой деятельности : автореф. дис. . канд. пед. наук / Карпов В.Е. ; Уральская гос. акад. физ. культуры. - Челябинск, 2002. - 22 с.
6. Никонов, Ю.В. Хоккей : программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Ю.В. Никонов ; Министерство спорта и туризма. - Минск : [б.и.], 2001. - 94 с.
7. Практикум по спортивной психологии / под ред. И.П. Волкова. - СПб. : Питер, 2002. - 288 с.
8. Савин, В.П. Теория и методика хоккея : учебник / В.П. Савин. - М. : Академия, 2003. - 400 с.
9. Филатова, Н.П. Отбор квалифицированных хоккеистов с учетом их психологических особенностей : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Филатова Н.П. ; Сибирская гос. акад. физ. культуры. - Омск, 1995. - 23 с.
10. Хоккей : программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / В.П. Савин, Г.Г. Удилов, Ю.В. Королев [и др.]. - М. : Советский спорт, 2006. - 101 с.
Контактная информация: [email protected]
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРЫ В ФУТБОЛ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У
ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
Михаил Александрович Правдов, доктор педагогических наук, профессор,
Юлия Николаевна Ермакова, преподаватель,
Дмитрий Михайлович Правдов, кандидат педагогических наук,
Шуйский государственный педагогический университет (ГОУ ВПО «ШГПУ»)
Аннотация
В статье рассматривается влияние физкультурных занятий на основе использования элементов игры в футбол на развитие координационных способностей у детей 5-7 лет. Статья под-