Научная статья на тему 'Интеллектуальная миграция в контексте национальной безопасности: подходы к регулированию в Республике Беларусь'

Интеллектуальная миграция в контексте национальной безопасности: подходы к регулированию в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
944
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / НАУЧНЫЕ КАДРЫ / INTELLECTUAL POTENTIAL / NATIONAL SECURITY / INTELLECTUAL MIGRATION / SCIENTIFIC STAFF

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Титова Т. П.

Анализируется значимость интеллектуального потенциала Республики Беларусь с точки зрения национальной безопасности и влияние на него эмиграции научных кадров. Обосновывается усиление роли управления процессами интеллектуальной миграции, рассматриваются основные направления политики в данном контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL MIGRATION IN THE CONTEXT OF NATIONAL SECURITY: APPROACHES TO THE REGULATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The importance of the intellectual potential of the Republic of Belarus from the standpoint of national security and the impact of intellectual migration on it is investigated. The strengthening of the role of management in intellectual migration is substantiated and the main policy directions in this context are examined.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальная миграция в контексте национальной безопасности: подходы к регулированию в Республике Беларусь»

Т. П. ТИТОВА,

кандидат политических наук,

Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ:

ПОДХОДЫ К РЕГУЛИРОВАНИЮ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Анализируется значимость интеллектуального потенциала Республики Беларусь с точки зрения национальной безопасности и влияние на него эмиграции научных кадров. Обосновывается усиление роли управления процессами интеллектуальной миграции, рассматриваются основные направления политики в данном контексте.

Ключевые слова: интеллектуальный потенциал, национальная безопасность, интеллектуальная миграция, научные кадры.

Экономика знаний выдвигает новые правила и требования к экономическим игрокам в динамично меняющемся мировом пространстве. Завоевание и удержание позиций на мировых рынках высокотехнологичной продукции достигается в жесткой конкурентной борьбе. Отставание в распространении и использовании высоких технологий означает не просто снижение международной конкурентоспособности, но и угрозу остаться на периферии нового информационного общества и «новой экономики», утратить научно-технологическую и экономическую самодостаточность. В процессе становления общества знания наука и образование интенсивно интегрируются в транснациональные и глобальные контексты. При этом перед мировым сообществом возникают новые проблемы в связи с увеличением разрыва между странами с высоким уровнем образования и науки, «догоняющими» странами и странами «третьего мира».

Поскольку возможности современного экономического роста определяются степенью развития человеческого капитала, и в первую очередь его образовательного фактора, сегодня те страны, которые достигли более высокого уровня образования, профессиональной подготовки кадров, оказываются в выигрышном положении по сравнению с теми, где этот уровень относительно ниже. Разворачивающееся вокруг интеллектуальных ресурсов соперничество, борьба за достижение и удержание превосходства в этой сфере занимают все более значимое место в общей геополитической конкуренции развитых стран мира. Именно поэтому во многих странах (США, Японии, странах, входящих в Европейский союз (ЕС) и Организацию экономического сотруд-

ничества и развития (ОЭСР)) решающая роль науки и образования в экономическом и социальном развитии признана в качестве главного приоритета обеспечения конкурентоспособности и национальной безопасности.

Значимость интеллектуального потенциала страны с точки зрения национальной безопасности получила правовое закрепление и в Беларуси. В Концепции национальной безопасности Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575) ряд положений непосредственно касается вопросов обеспечения безопасности в этой сфере. Основными индикаторами состояния национальной безопасности являются уровень инновационной активности промышленных предприятий, внутренние затраты на научные исследования и разработки, индекс развития человеческого потенциала. Формирование экономики, основанной на знаниях, обеспечение развития науки и технологий как базы устойчивого инновационного развития относятся к основным национальным интересам в научно-технологической сфере. Определены внутренние и внешние источники угроз. В качестве внутренних рассматриваются:

наукоемкость ВВП ниже критического уровня, необходимого для воспроизводства научно-технологического потенциала;

низкая инновационная активность и восприимчивость белорусской экономики;

неэффективность национальной инновационной системы, в том числе законодательства, инфраструктуры трансфера технологий из науки в производство, материально-технической базы научных учреждений, системы финансирования, отраслевой науки;

неблагоприятная возрастная структура и недостаточный уровень подготовки научных кадров.

Основными внешними источниками угроз в научно-технологической сфере являются:

ограничение доступа белорусских исследователей и субъектов хозяйство -вания к новейшим технологиям, результатам исследований и разработок мирового уровня;

целенаправленная политика иностранных государств и компаний, стимулирующая эмиграцию высококвалифицированных ученых и специалистов из Республики Беларусь.

Активизация эмиграционных процессов, снижение научно-технологического и образовательного потенциала до уровня, не способного обеспечить инновационное развитие, рассматриваются в качестве основных потенциальных либо реально существующих угроз национальной безопасности.

Возрастающая роль человеческого потенциала в целом и интеллектуального потенциала как его важнейшей составляющей находит отражение и в концептуализации новых парадигм национальной безопасности. Так, интеллектуальная безопасность рядом исследователей выделяется как отдельный вид национальной безопасности, а отток научных кадров за границу - интеллектуальная

миграция - рассматривается в качестве одной из угроз, поскольку параметры кадрового потенциала науки и образования определяющим образом влияют на темпы социально-экономического развития [1, с. 435-442; 2, с. 25-27].

Существуют различные трактовки понятия «интеллектуальная миграция». Ее расширенное понимание включает миграцию не только научно-технических специалистов, но и творческой интеллигенции, а наиболее широкая трактовка подразумевает весь комплекс миграционных потоков квалифицированных кадров, более одного года работающих за рубежом.

Развитие экономики знаний способствовало формированию особого сегмента мирового рынка труда - интеллектуального. Глобализация превращает научный мир в единое международное сообщество, которому присуща повышенная мобильность. В настоящее время мобильность интеллектуальной элиты достигла таких масштабов, что ее вклад в развитие знаний человечества вполне сопоставим с деятельностью в национально-государственных рамках.

Растущие потребности развитых и развивающихся стран в притоке мигрантов интеллектуальных профессий и ограниченность мировых интеллектуальных ресурсов породили острую конкурентную борьбу на современных мировых рынках интеллектуального труда. Это обстоятельство усиливает роль управления процессами миграции в целом и интеллектуальной миграцией как ее наиболее значимым сегментом. В качестве основных направлений регулирования можно выделить: постоянное увеличение доли расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) и образование в национальных ВВП; поощрение международной мобильности исследователей; селективную миграционную политику.

Выбор стран и регионов в Докладе ЮНЕСКО по науке за 2010 г. четко отражает неоднородность деятельности в области науки и техники во всем мире, начиная от высокоразвитых стран ОЭСР до четырех крупных стран БРИК1 с формирующейся экономикой и большого числа развивающихся стран, которые играют все большую роль в глобальных исследовательских усилиях [3]. Беларусь относится к числу стран с высоким уровнем научного потенциала. В списке стран по индексу развития человеческого потенциала, включающего, в частности, индекс образования, республика занимает 50-е место среди 187 стран. Расходы на образование в стране составляют 9,3 % ВВП и являются значительными даже по меркам развитых стран. По данным Института Всемирного банка, по индексу знаний (способность генерировать, воспринимать и распространять научные знания) в рейтинге 142 стран мира Беларусь находится на 45-м месте, уступая из стран СНГ только России. Согласно отчету Всемирной организации интеллектуальной собственности за 2006 г., по числу поданных заявок в расчете на 1 млрд долларов США ВВП Беларуси занимает 4-е место в мире. В целом, за 2002-2006 гг. число полученных патентов возросло в 5,5 раза.

1 С 2011 г. БРИКС, 5 стран.

На начало 2012 г. кадровый потенциал научной сферы Республики Беларусь характеризовался следующими показателями: численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, составила 31,2 тыс. человек, из них 63,4 % - исследователи, 7,1 % - техники, 29,5 % - вспомогательный персонал. Число исследователей на 1 млн жителей в Беларуси в два раза превышает среднемировой уровень. Однако это относительные величины. Когда речь идет об экономике знаний, в качестве ориентира необходимо рассматривать параметры развитых стран (табл. 1).

Таблица 1. Потенциал научно-технологического развития: Беларусь и страны мира

(2007)

Число исследователей (тыс. чел) Исследователи на млн населения Расходы на исследования и разработки, в % к ВВП Расходы на исследования и разработки (по ППС) в долл. США на 1 жителя страны Расходы на исследования и разработки (по ППС) в тыс. долл. США на 1 исследователя

Мир в целом 7209,7 1080,8 1,7 171,7 158,9

Развитые страны 4478,3 3655,7 2,3 712,8 195,0

Развивающиеся страны 2696,7 580,3 0,8 58,3 100,5

Беларусь (2009) 19,8 2097 0,65 81,3 40,0

Примечание: развитые страны - страны Северной Америки, Европы, Япония, Австралия, Новая Зеландия; развивающиеся страны - страны Африки, Латинской Америки, Азии (исключая Японию), Океании (без Австралии и Новой Зеландии).

Основными проблемами науки Беларуси являются продолжающееся уменьшение численности работников, выполняющих научные исследования и разработки (на 1,6 % в 2011 г.), преобладание в их составе лиц без ученой степени, а также снижение доли сектора высшего образования во внутренних затратах на исследования и разработки (с 17 % в 2005 г. до 9,6 % в 2011 г.) [4, с. 63]. Такая динамика прямо противоположна существующей в странах, ориентированных на инновационное развитие экономики.

Разрыв между потенциалом страны и реальным состоянием НИОКР свидетельствует о недостаточно эффективном использовании человеческого и интеллектуального капитала. Беларусь продолжает находиться на отстающих позициях по уровню бюджетного финансирования исследований и разработок. Наукоемкость ВВП в последние годы составляет около 0,7 %. Концепцией национальной безопасности на 2011-2015 гг., Программой социально-экономического развития на 2011-2015 гг. и Государственной программой инновационного развития на 2011-2015 гг. предусмотрено достижение данного показателя в 1,2-1,4 % в 2011 г. и 2,5-2,9 % к 2015 г. Однако фактические расходы республиканского бюджета на НИОКР в 2011 г. составили 0,76 %, что на 0,21 % меньше по сравнению с 2007 г. Представляется закономерным в этой связи сравнительно невысокий уровень инновационных показателей Беларуси

в контексте международных индикаторов (78-е место из 141 в глобальном индексе инноваций) [5].

В мировой практике сложились стандартные значения основных параметров научно-технического потенциала, которые отвечают условиям его эффективного функционирования. Минимальное значение кадровой наукоемкости должно составлять около 0,4 % научных работников от общей численности занятых в экономике, или 30 научных работников на 10 тыс. населения. Еще более отчетливо эффективность научно-технического потенциала реагирует на текущий уровень затрат на НИОКР. Так, при уровне затратной наукоем-кости ВВП до 0,4 % научный потенциал способен реализовать лишь свою социокультурную функцию. При уровне до 0,9 % - познавательную. И только лишь после повышения доли затрат на науку в ВВП появляется возможность реализации экономической функции науки, получения экономической отдачи от инвестиций в эту отрасль. Эффективное финансирование инновационной сферы имеет решающее значение не только и не столько для выживания самой науки, а прежде всего, определяет единственную возможность выйти на путь экономического роста [6, с. 137].

Действующая в Беларуси система оплаты труда обеспечивает более высокий уровень оплаты труда работников науки и научного обслуживания по сравнению с другими отраслями бюджетной сферы республики. В 20102011 гг. среднемесячная заработная плата была здесь на 37 % выше, чем в целом по стране. Но когда речь идет об интеллектуальной миграции, следует учитывать относительность национальных показателей, поскольку ситуация всегда рассматривается в контексте международного рынка интеллектуального труда.

На постсоветском пространстве сложилась собственная евразийская миграционная система со своими странами-донорами и реципиентами. Для Беларуси страной-реципиентом выступает Россия. Миграционное законодательство Российской Федерации содержит нормы, облегчающие въезд в страну высококвалифицированных специалистов (ВКС). В соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан», они относятся к наиболее преференциальной категории иностранцев, осуществляющих трудовую деятельность. Высококвалифицированным признается иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности предполагают получение им заработной платы (вознаграждения) в соответствующем размере: 1) не менее 1 миллиона рублей из расчета за один год - для ВКС, являющихся научными работниками или преподавателями, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами либо государствен-

ными научными центрами; 2) в размере не менее чем семьсот тысяч рублей из расчета за один год - для иностранных граждан, привлеченных к трудовой деятельности резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны; 3) без учета требования к размеру заработной платы - для иностранных граждан, участвующих в реализации проекта «Сколково».

Согласно Концепции миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., одним из приоритетных ее направлений является совершенствование системы привлечения временных трудовых мигрантов. Профильные ведомства проводят работу по разработке соответствующих изменений в законодательстве, в т. ч. направленных на привлечение в страну высококвалифицированных специалистов, а также квалифицированных работников по профессиям, дефицитным и востребованным на российском рынке труда. Отметим, что в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25 декабря 1998 г. «О равных правах граждан», гражданам России и Беларуси обеспечиваются равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях двух стран.

В последние годы Российская Федерация проводит активную научно-техническую и инновационную политику, в целях ее реализации приняты специальные государственные программы. Планируется, что динамика финансирования научных исследований и разработок будет опережать прирост макроэкономических показателей и к 2020 г. составит около 3 % ВВП. Удельный вес нового оборудования в организациях, выполняющих научные исследования и разработки, должен достичь 70 %, а средняя зарплата научных работников в два раза превысить среднюю зарплату в регионе.

Социологические исследования в качестве одного из главных мотивов интеллектуальной эмиграции традиционно выделяют разницу в оплате и условиях труда. Учитывая вышеуказанные факторы, угроза утечки умов для Беларуси представляется вполне реальной. Тем более что в случае эмиграции в Россию отсутствуют характерные для стран Запада барьеры - политические, правовые, социокультурные.

Эмиграция научных кадров способна оказать существенное влияние на снижение интеллектуального потенциала страны. И хотя она не достигает масштабов, которые были характерны для 1990-х гг., однако по-прежнему является значимым фактором для инновационного развития Беларуси. Нужно учитывать и тот факт, что количественные показатели не дают полной картины изменений в научной среде, поскольку в сфере интеллектуального, и особенно научного, труда количество работников далеко не всегда коррелирует с реальной величиной человеческого капитала.

Роль интеллектуальной составляющей в развитии экономики знаний подчеркивается Президентом и Правительством Республики Беларусь, стратегия и тактика инновационного развития сформулированы в целом ряде нормативных документов. Концептуальные положения, предусматривающие страте-

гические цели инновационного развития и пути их реализации, определены в Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. В соответствии с Программой, к 2015 г. доли производимых в Беларуси наукоемких и традиционных продуктов должны быть сопоставимыми. И в качестве одного из главных условий достижения поставленных целей определено развитие материальной базы национальной науки и подготовка высококвалифицированного персонала в сфере инновационной деятельности.

Миграционная проблематика, в т. ч. вопросы безопасности и интеллектуальной миграции, отнесены белорусским законодателем к сфере демографии. Так, оптимизация миграционных процессов, создание условий для уменьшения эмиграции, сохранения интеллектуального и трудового потенциала республики, а также привлечения высококвалифицированных кадров из-за рубежа рассматриваются Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь как одно из направлений нейтрализации внутренних источников угроз и защиты от внешних угроз национальной безопасности в демографической сфере.

Следует отметить, что до недавнего времени в Беларуси применялся иной подход к регулированию миграционных процессов. В период с 1998 по 2010 г. в стране были разработаны и реализованы три специальные государственные миграционные программы. В Государственной миграционной программе на 2006-2010 гг. вопросам интеллектуальной миграции отводилось особое место. В документе указывалось, что серьезной проблемой для республики остается эмиграция высококвалифицированных специалистов и перспективных научных работников, которая наносит значительный ущерб интеллектуальному потенциалу страны. В данном контексте одним из приоритетных направлений регулирования миграционных процессов было признано создание условий для снижения эмиграционного оттока научно-технических и творческих кадров, а также молодых специалистов из страны.

С целью создания условий для возврата в страну высококвалифицированных специалистов и перспективных научных работников, а также привлечения иммигрантов, находящихся в репродуктивном возрасте и имеющих высокий уровень квалификации, признавалось необходимым провести исследование проблем государственного регулирования этого потока мигрантов. Ставилась задача на основании результатов исследования разработать комплекс мер по возвращению в Беларусь высококвалифицированных специалистов и перспективных научных работников, длительное время работающих за границей по контракту. В Программе также отмечалась необходимость создания единой статистики по вопросам миграции с целью изучения конкретных миграционных потоков, их характерных особенностей.

Однако эти положения не были реализованы на практике. Одной из причин является отсутствие на международном уровне единой методологии учета трудовых мигрантов. Кроме того, в случае миграционного обмена с Российской Федерацией соглашениями, заключенными в рамках Союзного государ-

ства, предусмотрен облегченный порядок въезда и трудоустройства граждан обоих государств. Беларусь испытывает значительные сложности при учете трудовой эмиграции, и недоучет может в несколько раз превышать реальные потоки [7].

Таким образом, значимость проблемы интеллектуальной миграции и необходимость ее политического и правового регулирования законодательно закреплены в Республике Беларусь. Однако включение миграционной политики в сферу демографии вряд ли можно признать эффективным подходом к решению проблемы. В современном мире наблюдается иная тенденция - усиление роли политического управления процессами миграции в целом и интеллектуальной миграцией как ее наиболее значимым сегментом. Представляется целесообразным вернуться к существовавшей в Беларуси практике принятия специальных государственных программ в области миграции, обеспечив при этом селективный подход к трудовой миграции и определив интеллектуальную миграцию в качестве отдельной и приоритетной сферы миграционной политики.

Еще одним действенным инструментом регулирования интеллектуальной миграции является развитие международной мобильности исследователей. Она рассматривается многими странами-донорами как механизм, существенно снижающий потери от утечки умов. Большинство стран с развитыми научными комплексами реализуют различные инициативы по стимулированию мобильности научных кадров и возвращению на родину уехавших ученых-со-отечественников.

При этом в сфере межгосударственного научно-технического сотрудничества наблюдается тенденция к регионализации, т. е. сотрудничеству государств по географическому признаку. Особый интерес представляет опыт международных региональных организаций, в частности Европейского союза. Как свидетельствует практика, формирование единого научного и инновационного пространства в его рамках является наиболее эффективной формой научно-технического сотрудничества, взаимовыгодного для всех участников.

Мобильность в различных вариантах, включая международную, изначально рассматривалась как важнейший механизм реализации этого масштабного проекта. Ее развитие способствует решению целого комплекса задач: созданию механизмов противодействия утечке умов; стимулированию научной карьеры;

повышению привлекательности научных исследований для молодежи; повышению практической ориентации научных исследований; консолидации исследователей разных стран с целью формирования международной научно-исследовательской сети для решения наиболее актуальных научных проблем международного масштаба.

Сотрудничество в области инноваций сегодня становится ключевым направлением интеграции на пространстве СНГ. Задача создания общего научного пространства государств - участников Содружества была обозначена

еще в 1995 г. в Соглашении о создании общего научно-технологического пространства государств - участников Содружества Независимых Государств. Были приняты и другие документы, касающиеся сотрудничества в этой сфере. Однако в большинстве своем они не получили практического наполнения. В последние годы, с принятием в 2011 г. Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года, ситуация меняется.

Межгосударственная программа и Комплексный план сотрудничества в инновационной сфере государств - участников СНГ предусматривают разработку комплекса мер институционального характера, нацеленных на создание необходимых элементов национальных инновационных систем, способствующих интеграции в единое инновационное пространство. Особое внимание в ходе реализации Программы предполагается уделить формированию механизмов эффективной мобильности научных, инженерно-технических кадров, а также молодых исследователей. В этих целях разработана специальная Подпрограмма «Кадры». Она должна послужить основой для интеграции инновационного пространства СНГ, создания конкурентного рынка труда, повышения квалификации специалистов, занятых в инновационной сфере, распространения передового опыта в сфере менеджмента инноваций и создания профессионального сообщества инноваторов СНГ как части международного сообщества.

В данном контексте, учитывая научный и кадровый потенциал России и Беларуси, сформировавшиеся кооперационные связи и опыт реализации десятков совместных программ, закономерным представляется рассматривать как приоритет создание единого научно-инновационного пространства Союзного государства. Реализация такого уровня проектов предполагает разработку соответствующих институциональных моделей, и мобильность научных кадров, учитывая опыт ЕС, могла бы стать одним из ведущих элементов такой системы. Однако сложившийся в Союзном государстве формат сотрудничества не включает межстрановую мобильность исследователей в качестве важного инструмента развития кооперации в научно-технической сфере.

Между тем, рост масштабов и разнообразия форм международной мобильности исследователей сегодня является одним из трендов мирового развития науки. Разработка механизмов межстрановой мобильности научных кадров и принятие на государственном уровне соответствующих программ способствовали бы предотвращению утечки умов, формированию эффективной системы обмена научными кадрами, консолидации исследователей двух стран с целью формирования единого научного и инновационного пространства Союзного государства.

Подход к инновационной экономике как к глобальной, сложной, динамической и нелинейной системе позволяет сформировать новые направления политики, способствующие инновационному прорыву. Инвестиции в человеческий и особенно в интеллектуальный капитал - основа любой национальной инновационной системы. В качестве важнейших видятся следующие направ-

ления политики, способные позитивно повлиять на процессы интеллектуальной миграции в Беларуси:

постоянный рост доли расходов на НИОКР и образование в национальном ВВП;

повышение социального статуса научных и высококвалифицированных кадров;

развитие академической мобильности, обеспечение участия белорусских научных и научно-образовательных организаций в международных технологических и исследовательских проектах;

активное участие в формировании единого научного пространства в рамках региональных союзов;

селективная миграционная политика по привлечению в страну научных кадров и высококвалифицированных специалистов;

эффективное взаимодействие с зарубежными учеными-соотечественниками.

Обеспечение национальной безопасности в современном мире требует сосредоточения усилий на развитии науки и образования как приоритетах устойчивого развития.

Литература

1. Основы обеспечения национальной безопасности: курс лекций /В. В. Пузиков [и др.]; нод ред. В. В. Пузикова. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2013. - 512 с.

2. Дубровин, И. Р. Интеллектуальная безопасность / И. Р. Дубровин, Е. Р. Дубровин // МОСТ. - 2004. - № 57. - С. 25-27.

3. Доклад ЮНЕСКО но науке за 2010 г. Современное состояние науки в мире //ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001898/ 189883R.pdf. - Дата доступа: 27.09.2013.

4. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: стат. сб. / Нац. стат. ком.; редкол.: В. А. Богуш [и др.]. - Минск, 2012. - 157 с.

5. The Global Innovation Index 2013. The local dynamics of innovation [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://www.globalinnovationindex.org/content.aspx?page=past-re-ports. - Дата доступа: 03.08.2013.

6. Маліцький, Б. А. Прикладне наукознавство / Б. А. Маліцький. - Київ: Фенікс, 2007. - 464 с.

7. Статистика трудовой миграции странах сети МИРПАЛ // Грунна всемирного банка [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://siteresources.worldbank.org. - Дата доступа: 03.09.2013.

T. P. TITOVA

INTELLECTUAL MIGRATION IN THE CONTEXT OF NATIONAL SECURITY: APPROACHES TO THE REGULATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS

Summary

The importance of the intellectual potential of the Republic of Belarus from the standpoint of national security and the impact of intellectual migration on it is investigated. The strengthening of the role of management in intellectual migration is substantiated and the main policy directions in this context are examined.

Keywords: intellectual potential, national security, intellectual migration, scientific staff.

Поступила 11.12.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.