Научная статья на тему 'Интеллектуальная миграция в постиндустриальной экономике Беларуси'

Интеллектуальная миграция в постиндустриальной экономике Беларуси Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
376
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / СТРАНЫ-ДОНОРЫ / СТРАНЫ-РЕЦИПИЕНТЫ / УТЕЧКА УМОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондарь Маргарита

В статье исследованы причины и выявлены тенденции развития интеллектуальной миграции в нашей стране.Проанализированы особенности протекания и регулирования внешней интеллектуальной миграции, предложены мерыи мероприятия по предотвращению «утечки умов» и точечному привлечению интеллектуалов в страну.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developmental trends of intellectual migration in post-industrial economy of Belarus

The article deals with the reasons and developmental trends of intellectual migration in Belarus. The features of the foreign intellectual migration process and regulation have been analysed and some measures to prevent the “brain drain” and attract the intellectuals to the country have been suggested.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальная миграция в постиндустриальной экономике Беларуси»

<

гл

и

Интеллектуальная миграция

в постиндустриальной экономике Беларуси

I I тт {—г глобализирующегося, взаи-I | ф) | мосвязанного мира харак-

Г 1 терно нарастание процессов

международной интеллектуальной миграции. Так, если в 1965-1990 гг. общее число людей, покинувших пределы своей страны, по данным ООН, возросло с 75 до 120 млн человек, то в 2000-м оно достигло уже 175 млн. Доля мигрантов в общей численности населения планеты в 2000 г. увеличилась на 0,9% по сравнению с 1990 г. и составила 2,9%, на сегодняшний день эта цифра уже превысила 3% (232 млн). При этом количество людей, которые живут не там, где родились, например в Европе и Азии, практически одинаково. По экспертным оценкам, первое место занимают США, на территории которых находятся 45,8 млн мигрантов, на втором месте - Германия с 9,8 млн, далее следуют Саудовская Аравия - 9,1, Великобритания - 7,8, Франция - 7,4, Канада - 7,3, Австралия и Испания - по 6,5 [1].

Являясь формой межстранового движения интеллектуального капитала (ИК), миграция может как усилить, так и ослабить позиции тех или иных стран на международной арене в связи с ключевым значением знаний, интеллекта в глобальной экономике. Поэтому все государства стремятся привлекать и использовать работников - носителей интеллектуального капитала.

Сформировалось несколько центров притяжения ИК, которые не только выкачивают его с периферии мирового рынка труда, но и пытаются изъять данный капитал друг у друга. В этой связи менее развитые страны, в том числе и с малой открытой экономикой, являющиеся в большинстве донорами ИК, должны решать весьма сложные задачи осуществления экономической политики, ставящей барьеры на пути «утечки умов» и обеспечивающей хотя бы точечное их привлечение.

Резюме. В статье исследованы причины и выявлены тенденции развития интеллектуальной миграции в нашей стране. Проанализированы особенности протекания и регулирования внешней интеллектуальной миграции, предложены меры и мероприятия по предотвращению «утечки умов» и точечному привлечению интеллектуалов в страну. Ключевые слова: интеллектуальная миграция, интеллектуальный капитал, страны-доноры, страны-реципиенты, утечка умов.

Маргарита Бондарь,

доцент кафедры национальной экономики и государственного управления БГЭУ, кандидат экономических наук

Ввиду высокого уровня развития интеллектуального капитала, позволяющего обеспечить не только конкурентоспособность и востребованность белорусских работников на различных сегментах мирового рынка труда, но и необходимую базу для их образовательно-квалификационного роста, эмиграционные устремления отечественных потенциальных мигрантов представляются достаточно обоснованными и вполне реализуемыми. По индексу человеческого развития Республика Беларусь находится на 50-м месте среди 187 стран [2]. При этом по уровню образования и грамотности взрослого населения мы занимаем ведущие позиции не только в Европе, но и в мире.

Динамика международной интеллектуальной миграции в значительной мере зависит от развития науки в стране и отношения к ней. После распада СССР в первые годы независимости в жизни нашей республики наблюдался ряд деструктивных процессов, вследствие которых отечественная наука понесла значительные

потери, но, сохранив основной потенциал, она постепенно возвращается на прежние позиции. С 2000-х гг. с целью активизации научно-технической деятельности приняты меры, направленные на ее государственную поддержку. Среди них - оперативное создание нормативно-правовой базы науки, основу которой заложили Указы Президента Республики Беларусь. К настоящему времени под эгидой Академии наук разработана Программа совершенствования научной сферы.

В результате реализации мероприятий по различным аспектам жизнедеятельности науки, упорядочению ее финансирования, созданию системы обновления приборного парка, сохранению основного потенциала деструктивные процессы в этом сегменте существенно замедлились. Так, если в 2000 г., по оценкам экспертов, преподающий профессор готов был ехать за границу за 1,5 тыс. долл. в месяц, то на сегодняшний момент он может заработать такие же деньги в Республике Беларусь [3]. Если же учесть, что, по некоторым оценкам, оплата труда нашего ученого-эмигранта на Западе в среднем в 4 раза ниже, чем у специалиста аналогичной квалификации из других стран, то эмиграционные мотивы еще больше уменьшаются.

Согласно данным исследования Национальной академии наук, в 1996-2009 гг. из страны выехало около 900 ученых и преподавателей вузов, то есть ежегодно в среднем по 60-65 человек, в числе которых 3-4 доктора и 20-25 кандидатов наук, остальные - научные работники без ученой степени. Данный факт ввиду низкого процента «вымывания» научной элиты можно охарактеризовать как положительный, однако вызывает обеспокоенность высокий процент выехавших из республики кандидатов наук, так как в основном это молодые люди, на которых возлагаются надежды на будущее развитие науки.

Количество же ученых и высококвалифицированных специалистов, длительное время работающих за границей без потери белорусского гражданства, установить довольно сложно. По оценкам экспертов, в том же временном периоде их насчитывается около 5 тыс. человек. Вместе с тем следует отметить, что представляемые официальной статистикой данные не в полной мере отражают истинное положение дел с миграционным движением интеллектуального капитала нашей страны.

Ситуация с временным выездом за границу для работы по контракту или совместной научной деятельности применительно к научным кадрам с 2004 г. немного прояснилась. Так, была временно введена новая государственная статистическая форма «НК-зарубеж», дающая более детальное представление о количественном

и качественном составе ученых и специалистов отрасли «Наука и научное обслуживание»: численности, половозрастной структуре, уровне образования, профессии, распределении по отраслям экономики (по месту работы на момент выезда), целям и странам приема [4]. Однако эта форма действовала только до 2009 г.

Необходимо отметить, что желающие покинуть Беларусь ученые и другие представители научно-технических профессий предпочитают трудоустройство по другим каналам. Например, имеет место так называемая теневая интеллектуальная миграция, когда высококвалифицированные специалисты выезжают за рубеж на постоянное место жительства, не меняя гражданства и не поставив в известность соответствующие службы своей страны. В нашем случае, например, такая ситуация наблюдается с Канадой. Схема осуществления данного варианта несложна. Основные программы по привлечению кадров высокой квалификации размещены на сайте канадского правительства в Интернете. Выбрав одну из них, кандидат на эмиграцию проходит в Москве, Париже либо в Киеве собеседование, в ходе которого выявляются и оцениваются в баллах его профессиональные и личностные качества. При наборе определенного количества баллов и наличии установленной денежной суммы претенденту выдается канадская виза на неограниченный срок пребывания. В результате выезд на фактически постоянное место жительства в Канаду осуществляется без ведома белорусской стороны и не отражается в нашей официальной статистике.

Лишь частичную осведомленность в информации о каждом выехавшем из нашей республики на ПМЖ ученом можно было получить благодаря созданному банку данных (однако он пополнялся только до 2005 г.). В него внесены: принадлежность к сфере науки; организация, в которой исследователь работал до выезда; остепенен-ность, дата рождения и др. Анализ собранной информации свидетельствует о том, что среди эмигрировавших лидируют физики (26% общего числа эмигрантов), химики и биологи (по 17%), техники (13,5%) и математики (9%). Наименее востребованными оказались психологи, философы (по 1%). Вместе с тем представители таких отраслей науки, как география, ветеринария, экономика, юриспруденция, педагогика, социология, политология, искусствоведение, архитектура, культурология, за границей не нужны. Данные тенденции подтверждаются аналогичными мировыми: из ЕС и стран Центральной и Восточной Европы в США в основном также мигрируют представители естественных наук, а именно

Синергия знаний

биологи, физики, химики. Причина в том, что в Европе, в том числе и на всем постсоветском пространстве, база подготовки этих ученых имеет достаточно высокий уровень, их не требуется доучивать или переучивать, как гуманитариев. Необходимо учитывать также, что в основном подвержены «утечке умов» и, соответственно, востребованы за рубежом мужчины, доля которых составляет 72% от общего числа эмигрантов.

Неслучайно на протяжении практически 70 лет в Северной Америке работает система так называемого активного приглашения, обеспечивающая солидными грантами талантливых учащихся школ, студентов, стажеров, аспирантов и докторантов из других государств, в том числе и Беларуси. Эти средства не направлены напрямую на привлечение в страну обучаемых кадров, однако большинство из них в дальнейшем становятся эмигрантами. В первую очередь это связано с недостаточной востребованностью в нашей республике тех специальностей, по которым идет обучение в американской магистратуре и аспирантуре. Также немаловажным является и тот факт, что, по условиям Программы, в течение 2 лет после окончания выпускники не имеют права возвращаться в США, однако, отработав на родине этот срок, в большинстве случаев они все же приезжают обратно опытными специалистами.

Об угрозе вымывания национального интеллектуального ядра свидетельствуют и результаты социологических опросов, проведенных Белорусским институтом стратегических исследований в 2012-2013 гг. В группе тех, кто выражает желание покинуть страну, большая часть людей с экономическим образованием (24,5% при их доле, равной 13,5%, в общем населении) и высшим образованием в целом (42,2%), а также активные пользователи Интернета. Последнее обстоятельство объясняется в основном возрастным составом - миграционные настроения преобладают в группе 18-29 летних. При этом лишь 13,7% молодых людей не хотят уезжать из страны с какой бы то ни было целью (ПМЖ, временная работа, учеба) [5].

Опрос также выявил, что среди желающих покинуть Беларусь навсегда 22,1% граждан с доходом 3-4 млн руб. на члена семьи (при их общей доле в населении страны 16,5%). Возможно, именно в этой группе сосредоточились работники, которые воспринимают сложившуюся для себя ситуацию с оплатой их труда несправедливой. Она, по их мнению, недостаточно дифференцируется в зависимости от квалификации и умений персонала. Это стимулирует эмиграционные настроения высококвалифицированных кадров.

Одной из наиболее острых проблем сохранения интеллектуального капитала в контексте эмиграции является старение научных кадров, а также в целом населения. В этой связи значительно актуализируется проблема удержания в стране не только ученых высшей квалификации, но, особенно, перспективной, интеллектуально растущей молодежи, обладающей значительными потенциальными возможностями повышения своего И К.

Необходимо отметить, что Беларусь не только донор, но и реципиент интеллектуального капитала. В 2011 г. у нас насчитывалось 230 аспирантов-иностранцев [6], в 2013/2014 учебном году обучалось более 14 тыс. студентов из-за рубежа. В международной статистике студенческая мобильность считается важным показателем качества национальной высшей школы. Страны ОЭСР, как правило, больше принимают абитуриентов, чем отправляют учиться за границу. Свидетельством привлекательности образования является рост количества выпускников, обучающихся в аспирантуре. Это способствует усилению научного потенциала и будущему рекрутированию высококвалифицированных иммигрантов. Индикатор успехов высшей школы - положительный чистый показатель мобильности (разность между количеством въездов и выездов с целью обучения). В этом плане следует отметить, что уровень въездной мобильности в Беларуси растет. Так, если в 2006 г. он составлял 1,4%, то в 2014-м - 2,4%. Однако показатель чистой мобильности пока остается отрицательным. Так, по данным ЮНЕСКО за 2009 г., въездная мобильность заметно уступала выездной - из страны на обучение в заграничных вузах выехало на 24 334 человека больше, чем приехало к нам. Это достаточно тревожный знак для белорусской высшей школы, так как в развитых государствах с привлекательной системой образования этот показатель является положительным. При этом следует отметить, что непризнание результатов обучения в зарубежных университетах по программам обмена только усилило мотивацию соотечественников не возвращаться на родину. В то же время ситуация с привлечением иностранцев в аспирантуру складывается более успешно. Так, в 2011 г. их въездная мобильность составила 4,6%, что на 2,2% выше, чем у студентов.

Наиболее многочисленны группы аспирантов из Китая (24,3%), Ирана (21,3%), Ирака (19,6%), общая доля которых превышает 60% от всех обучающихся в Беларуси аспирантов (диаграмма).

Таким образом, регулирование молодежного сегмента внешней интеллектуальной миграции в нашей стране, очевидно, следует нацелить на преодоление тенденции превышения выезда на обучение в заграничных вузах наших студентов над въездом иностранцев для обучения в республике - как за счет расширения объемов и наращивания качества экспорта образовательных услуг, так и реализации комплекса удерживающих молодежь мероприятий. Вместе с тем весьма актуально закрепление и приумножение положительной тенденции высокого уровня въездной мобильности аспирантов. При этом надо учитывать, что наибольшую востребованность имеют аспирантские программы по гуманитарным и общественным наукам (более 55% иностранцев ведут исследования по этим направлениям), что является косвенным подтверждением интереса зарубежной молодежи к особенностям белорусской модели развития, историческим ценностям нашего народа.

В целом можно констатировать, что наша страна, обладающая довольно развитым интеллектуальным капиталом, является объектом притязаний на него со стороны государств-реципиентов. Для того чтобы им противостоять, представляется целесообразным обеспечить достойный заработок специалистам, занятым в сфере науки и образования, а количественные показатели охвата населения высшим образованием сопроводить более динамичным его качественным совершенствованием на основе ИКТ и современных технологий. Следует реализовать многоканальность финансирования сферы образования на принципах социального партнерства и поднять уровень наукоемкости ВВП. Важно устранить имеющиеся противоречия развития национальной высшей школы с положениями Болонского процесса. Расширяющаяся интернационализация белорусских вузов должна быть скоррелирована с их модернизацией.

Необходимо особое внимание уделить противодействию оттока за границу потенциально способной к накоплению значительных объемов интеллектуального капитала, но не закрепившейся на белорусском рынке труда образованной молодежи в возрастном диапазоне от 19 до 25 лет. В случае же отъезда за рубеж интеллектуалов с ними необходимо поддерживать тесные контакты в рамках миграционной политики страны, поскольку они не только могут вернуться обратно, обогащенные опытом и расширившимся багажом знаний, но и, оставаясь за пределами родины, содействуют накоплению ее интеллектуального капитала, а иногда и представляют наши интересы на международной арене, как это, например,

24,3

I

21,3

19,6

_

2,2 2,2

1,3 2,2 1,3

_

1,3 1,3 2,2 УХ чх ^ ^

делает наш земляк лауреат Нобелевской премии Ж. Алферов. Следует иметь в виду, что они способны и инвестировать белорусскую экономику за счет высоких зарубежных заработков, частично перечисляемых для поддержки родственников или на другие цели на родину, в том числе и для открытия бизнеса в республике. Ограниченность финансово-экономических ресурсов не позволяет нам проводить массированную политику привлечения в страну ИК, тем более что общий интеллектуальный уровень собственных работников у нас достаточно высок. Однако это не исключает точечного приглашения особо ценных для экономики специалистов и реализации концепции «активного привлечения» на основе экспорта образовательных услуг в рамках верхних уровней образовательной системы страны.

Интеллектуальная элита - это довольно тонкий слой в общей массе экономически активного населения, не особенно влияющий на электоральные настроения, но без нее нереально осуществить научно-технологические прорывы, инновационные преобразования, модернизаци-онную перестройку экономики. Поэтому сохранение и приумножение в стране интеллектуального капитала за счет активной миграционной политики - важнейшее условие экономической динамики и конкурентоспособности национальной экономики не только в настоящее время, но и в длительной перспективе.

5ее: http://innosfera.org/2014/10/dev_trends

Литература

1. http://www.rg.ru/2013/09/12/migranty-site.html.

2. http://bdg.by/news/society/21463.html.

3. Степанов Ю. Утечка мозгов // Деловые люди. 2000, №108. С. 12-14.

4. Антонова Т.А. 2007. Научные кадры Республики Беларусь: социологический анализ / под общ. ред. Г.М. Евелькина.- Мн., 2007.

5. Человеческий капитал: уехать нельзя остаться // www.belinstitute.eu.

6. Справочник Министерства образования «Вышэйшыя навучальныя установы Рэспублш Беларусь 2011-2012».- Мн., 2012. С. 171.

Численность иностранных аспирантов, обучающихся в Беларуси, по странам их происхождения

Источник:

разработано автором на основании данных «О работе аспирантуры и докторантуры Республики Беларусь в 2011 г.».

Стат. сб. - Мн., 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.