Научная статья на тему 'Интеллектуальная миграция как основной фактор снижения научно-образовательного потенциала страны'

Интеллектуальная миграция как основной фактор снижения научно-образовательного потенциала страны Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
334
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЫНОК НАУЧНЫХ КАДРОВ / КАДРЫ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Плутова Мария Игоревна

В статье рассматривается процесс интеллектуальной миграции как фактор формирования и роста научно-образовательного потенциала, который позволяет развиваться и конкурировать странам в современном экономическом пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальная миграция как основной фактор снижения научно-образовательного потенциала страны»

ПЛУТОВА Мария Игоревна

Ассистент кафедры экономики труда и управления персоналом

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-17-57 e-mail: cafedraETR@mail.ru

Интеллектуальная миграция как основной фактор снижения научно-образовательного потенциала страны

Аннотация

В статье рассматривается процесс интеллектуальной миграции как фактор формирования и роста научнообразовательного потенциала, который позволяет развиваться и конкурировать странам в современном экономическом пространстве.

«Погоня за умами» стала одним из определяющих факторов экономического процветания стран в условиях современной международной конкуренции. Безусловное лидерство в этой области принадлежит США, которые за последние два с лишним десятилетия привлекли из развивающихся стран 250000 высококвалифицированных специалистов, из Западной Европы - порядка 20000 чел. Активно привлекают иностранных специалистов и сами Западноевропейские страны [1].

В 1930-х годах США получили монопольную возможность отбора ученых - беженцев из фашистской Германии, возникла своеобразная миграция населения в результате переманивания высококвалифицированных специалистов, т.е. интеллектуальная миграция или «утечка мозгов» [2].

Существуют различные трактов-

ки понятия «интеллектуальная миграция». Так, ее расширенное понимание включает миграцию не только научно-

технических специалистов, но и творческой интеллигенции, а наиболее широкая трактовка подразумевает весь комплекс миграционных потоков квалифицированных кадров, более одного года работающих за рубежом. Проблемы, связанные с интеллектуальной миграцией, обычно рассматриваются с точки зрения их влияния на страну иммиграции, на страну эмиграции и на мировое сообщество в целом. Особенностью интеллектуальной миграции по сравнению с другими видами миграции является исключительная роль, которую в этом процессе играют профессиональный и этнический факторы.

Миграция специалистов обусловлена теми же факторами, что и миграция неквалифицированной рабочей силы. В первую очередь надо отметить различный уровень экономического и социального развития стран. Ученые и специалисты покидают свою страну в пользу другой, если находят там более высокое материальное вознаграждение, возможности для творчества и саморазвития, лучшее лабораторное оборудование, более комфортные бытовые условия, больше гражданских прав и демократических свобод.

При эмиграции квалифицированных рабочих и инженерно-технического пер-

сонала, ученых и специалистов страна-донор оказывается в большом проигрыше. Она теряет все капитальные затраты, вложенные в подготовку этих кадров. Отечественный рынок теряет самые «соки» рабочей силы, интеллектуальную элиту, научно-образовательный потенциал которой служил первоосновой и залогом развития экономики в условиях НТП. Таким образом, страна-донор ухудшает свое сегодняшнее положение, теряет перспективы развития в будущем. Соответственно, все потери страны-донора оборачиваются выигрышем для страны-реципиента. По самым скромным подсчетам, экономия США лишь в сфере образования и научной деятельности составила за последнее десятилетие XX века более 15 млрд дол. Прибыль, получаемая от использования иностранных специалистов, в Канаде в 7 раз, а в Великобритании в 3 раза выше суммы, выделяемой в качестве помощи развивающимся странам [3. С. 12-14].

Развитые индустриальные страны привлекают иностранных специалистов в количестве, намного превышающем их реальные потребности. Тем самым создается конкуренция не только между местными и вновь прибывшими работниками, но и среди самих иммигрантов.

Все это способствует снижению оплаты и повышению интенсивности труда иностранных специалистов. Кроме того, оставшаяся невостребованной часть ученых и специалистов вообще не используется в соответствии с их профессией. Многие мигранты - артисты, врачи, ученые - не могут устроиться по специальности и работают таксистами, сторожами, официантами. Печальный опыт ряда соотечественников тем не менее не служит фактором, сдерживающим дальнейшую эмиграцию, в частности из стран Восточной Европы и бывшего СССР. Даже неквалифицированная работа не по специальности в чужой стране часто оплачивается выше, чем труд физика-ядерщика, врача, инженера, профессора у себя на родине.

поток квалифицированных работников из России и бывших стран СНГ не сокращается, а напротив, имеет тенденцию увеличиваться в связи со снятием ограничений на выезд и по мере обострения социально-экономических противоречий внутри страны.

В современном мире значительный размах приобрела межгосударственная интеллектуальная миграция. Между странами перемещаются значительные контингенты трудовых ресурсов высокой и высшей квалификации самых различных специальностей и профессий: артисты, спортсмены, художники, композиторы, писатели, но, пожалуй, самым емким, самым структурно дифференцированным и играющим наибольшую роль в развитии мирового научно-технического процесса является сегмент интеллектуальной межгосударственной миграции, охватывающий научные кадры и во многом формирующий международный и внутригосударственные рынки научного труда.

Одной из характерных закономерностей современной межгосударственной миграции научных кадров является значительное и постоянное увеличение ее масштабов, вовлечение в мировой миграционный оборот кадрового потенциала науки большинства стран мира.

Интеллектуальная миграция -выезд за рубеж для трудовой деятельности научных и преподавательских кадров высокой и высшей квалификации, реально или потенциально занятых научными исследованиями и разработками.

Включение с конца 1980-х годов ученых стран Восточной Европы и бывшего СССР в мировой рынок интеллектуального труда позволяет говорить о том, что

«Утечка умов» -переход научных и квалифицированных кадров в другие сферы деятельности, где их образование и квалификационный уровень чаще всего оказываются невостребованными

межгосударственная миграции научных кадров приобрела, по существу, глобальный характер.

В привлечении ученых заметно возрастает активность стран третьего мира, которые, в отличие, например, от США и Германии, предъявляют спрос на научные кадры не только высшей, но и средней квалификации. Большой спрос на ученых, в первую очередь на профессорско-преподавательский состав, существует в Китае. Не скрывают своего внимания к ученым из стран Восточной Европы и СНГ Иран и Ирак, заинтересованные в первую очередь в притоке специалистов в области ядерных, химических, биологических технологий и технологий «двойного» назначения и готовые им платить даже больше, чем США. Существует спрос на специалистов, прежде всего по адаптации новых и новейших технологий, в Индии, Пакистане, Арабских Эмиратах, ряде других стран [4].

На мировом рынке научных кадров существует противоречивая тенденция. С одной стороны, развивающиеся страны, способные обеспечить высокий уровень доходов, привлекают высококвалифицированных специалистов из развитых стран - ученых, преподавателей, врачей. К этой группе стран можно отнести Арабские Эмираты, отдельные страны Юго-Восточной Азии, Ливию, некоторые другие. С другой стороны, аналогичный, в принципе, по квалификационному уровню и профессиональному составу миграционный поток направляется из развивающихся в развитые страны. В этом заключается одна из особенностей современного международного

рынка труда высококвалифицированной рабочей силы.

Изучение мирового опыта показывает, что спрос на специалистов высшей квалификации по регионам и странам достаточно ограничен и миграция носит избирательный характер.

Количественные показатели масштабов интеллектуальной миграции не дают в полной мере оценить реальное положение дел, когда речь идет о миграции работников интеллектуального и творческого труда. Лишь немногие из сотен тысяч людей, занимающихся исследованиями и разработками, становятся специалистами высокого и высшего уровня. Между тем мировой рынок высококвалифицированного интеллектуального труда предъявляет спрос прежде всего на элитных ученых и перспективную талантливую молодежь - предэлиту, которая представляет собой интеллектуальный «задел» для будущих научных достижений. Научные работники средней квалификации практически не имеют реальных шансов устроиться на Западе по специальности.

Спрос на мировом рынке научных кадров избирателен не только по уровню квалификации, но и по дисциплинарной структуре. Наибольшим спросом пользуются специалисты в тех научных дисциплинах, которые определяют основные тенденции развития современной науки и технологии: физике, математике, вычислительной технике, биологии, химии, медицине, космических исследованиях. Соответственно реагирует на такой спрос и структура эмиграции. Так, количество выезжающих из России на Запад математиков составляет сегодня 25% к ежегодному выпуску этих специалистов элитарными факультетами.

В бывшем СССР проблемы внешней миграции фактически не существовало: эмиграция была под запретом для всех граждан, за исключением евреев и армян. До середины 1980-х годов из страны ежегодно уезжало

не более 3 тыс. чел. С началом перестройки и ослаблением ограничений на выезд из СССР поток эмигрантов резко усилился.

Только за 1987-1990 гг. из страны выехало около 1 млн чел. Максимальный отток людей за границу пришелся на 1990-е годы.

За периоде 1990по 1998г. произошло обвальное сокращение численности научных работников. За это время наука потеряла более миллиона человек, или 54% своего кадрового состава, причем особенно быстро сокращалась численность ученых наиболее продуктивных возрастов.

Еще большие потери наблюдаются среди персонала, обслуживающего науку. За последние 5 лет более 30000 ученых уехали из России [5. С. 138].

Это сокращение обусловлено тремя процессами: переходом в другую сферу занятости, отъездом ученых за рубеж и естественной убылью научных работников старших поколений. Реальное соотношение этих частей можно оценить лишь приблизительно, поскольку систематизированных статистических данных не существует.

Поданным Центра исследований и статистики науки, с 1998по2008г. из России на постоянное место жительства за рубеж выехали более 20 тыс. работающих в сфере науки и научного обслуживания. Еще около 30 тыс. чел. работают за границей по контрактам.

Часть из них также не собирается возвращаться в Россию, где пока оплата труда ученого не сопоставима с той, какую может предложить зарубежный работодатель. Как правило, уезжают наиболее продуктивно работающие и талантливые ученые.

В советский период миграция носила плановый характер. В страны «третьего мира» на контрактной основе направлялись врачи, инженеры, преподаватели и другие специалисты. Теперь наибольшим спросом пользуются ученые и специалисты в области прикладных исследований.

При этом особая заинтересованность проявляется в отношении ученых-естесгвенников, специалистов военно-промышленного комплекса и технологий «двойного» назначения. Весьма заинтересованы в импорте российского интеллектуального потенциала Южная Корея, КНДР, Бразилия, Аргентина, Мексика, ряд Арабских стран [6].

К концу 2005 г. в процессе международной интеллектуальной миграции появились новые черты и особенности.

1На смену «утечке умов» пришла их миграция. Хотя США остаются общепризнанным центром притяжения для профессионалов, в то же время квалифицированные специалисты едут на временную работу в некоторые развивающиеся страны.

2 Движение квалифицированных специалистов происходит не только «к капиталу», но и «одновременно с капиталом или вслед за ним». Этот процесс тесно связан с деятельностью международных корпораций, имеющих сеть филиалов по всему миру.

ЗМиграция профессионалов часто принимает форму охоты (headhunting), переманивания ведущих специалистов из различных сфер науки, управления, изобретательства.

4 Миграция профессионалов связана с интеграцией системы высшего образования. Это предполагает продолжение обучения студентов во многих регионах мира. Закончив курс обучения, выпускники часто остаются на длитель-

Научнообразовательный потенциал интегральная форма явных и скрытых интеллектуальных свойств страны, отражающая уровень и возможности развития ее граждан при определенных природноэкологических исоциально-экономических условиях.

• •

ный период для работы в этой стране, а иногда навсегда связывают с ней свою жизнь.

Ежегодные прямые потери России в результате «утечки умов» можно оценить не менее чем в 3 млрд дол., а суммарные с учетом упущенной выгоды - в 50-60 млрд дол. Другими словами, страна каждый год теряет сумму, эквивалентную 1/3 ее внешней задолженности [7].

Статистика показывает, что 70% изобретений были сделаны или нашими учеными, или выходцами из России, живущими теперь за границей.

Работников научной сферы толкают на эмиграцию те же причины, что и других людей. Неуверенность в завтрашнем дне для себя и своих детей, невостребованность способностей и талантов, невозможность реализовать свой потенциал в условиях сегодняшней России - такова мотивация современной миграции. Но основная причина отъезда ученых из России - крайне низкая материальная оценка труда, не соответствующая ни его качеству, ни его общественной значимости.

Таким образом, эмиграция научных кадров за пределы Российской Федерации базируется на недооценке важности деятельности людей в научной сфере. Научные работники получают низкую заработную плату, во много раз меньшую, чем оплата того же труда в других развитых странах. В науку в нашей стране вкладывается не так много средств. Тех денег, что выделяются, не хватает ни на достойную оплату труда, ни на современное оборудование, ни, тем более, на удовлетворение некоторых других первостепенных потребностей научных работников, таких как достойное жилье, повышение квалификации и удобства в профессиональной деятельности, способствующие росту интереса и энтузиазма [8].

Возрастной состав научных кадров России, %

Год До 29 лет 30-39 лет 40-49 лет 50-59 лет 60-69 лет 70 лет и старше

1994 9 24 32 26 8 1

2000 10 16 26 27 18 3

2010 8 17 18 20 27 15

Во избежание миграции молодых специалистов необходимо разработать устойчивую систему сохранения, подготовки и сопровождения кадров. Нужно сохранить или увеличить долю ресурсов на поддержку научной среды, требуемой для генерации знаний. Причем, наряду с приоритетной поддержкой фундаментальных исследований, должно быть широкое поле для инновационной деятельности, участия бизнеса, различных предприятий.

В настоящее время средний возраст исследователей составляет 49 лет, в том числе кандидатов наук - 53 года, докторов наук - 61 год. Между тем выдающиеся открытия совершаются чаще всего в возрасте 25-40 лет. Возникла реальная опасность утраты преемственности поколений [9].

В этой ситуации особое значение приобретает разработка комплекса мер по расширенному воспроизводству, сопровождению и поддержке кадров научнотехнологического комплекса, поднятию престижа профессии ученого. Эти меры должны быть адресованы всем возрастным категориям исследователей, включая их достойное пенсионное обеспечение. Но острие внимания, конечно же, должно быть нацелено на молодых. Очень хорошо, что в стране в последние годы складывается система, стимулирующая приток молодежи в науку. Это, в частности, гранты Президента РФ для поддержки молодых ученых - кандидатов наук и их научных руководителей, докторов наук, ведущих научных школ России, программы РФФИ, федеральные целевые программы интеграции науки и высшего образования, в рамках которых создано 154 учебно-научных центра в 40 регионах России, сформировано 788 филиалов вузовских кафедр в 364 научных учреждениях. Однако, при всей значимости перечисленного, этих мер явно недостаточно. Назрела необходимость объединить усилия Минпромнауки, Минобразования, РАН и отраслевых академий, имеющих государственный статус, ведущих университетов, заинтересованных министерств и ведомств, с тем чтобы изменить ситуацию с кадровым обеспечением российской науки и развитием научно-образовательного потенциала. Немалая роль должна быть отведена и координации усилий всех регионов страны.

Особые поручения Президента, безусловно, помогли бы создать такую систему [7].

Система образования - та область, где начинается воспроизводство научнообразовательного потенциала. В стране есть опыт организации всей цепочки: школа, вуз, производство; опыт отбора в вуз талантливой молодежи путем проведения олимпиад, творческих конкурсов, организации молодежных научных школ, конференций, создания школ-интернатов для одаренных старшеклассников. Эту работу надо расширять, тем более что увеличивающееся социальное расслоение российского общества существенно сужает стартовые возможности молодежи, особенно из сельской местности, маленьких городов. Возникает проблема доступности качественного образования для талантливой молодежи [10].

Обеспечение доступности образования носит комплексный характер. Наряду с системой региональных олимпиад по отбору талантливой молодежи, одной из важных мер могла бы стать система беспроцентного кредитования молодых людей для получения высшего образования, с определением перечня банков, способных обеспечивать и контролировать этот процесс. Причем договоры носили бы трехсторонний характер: студент, работодатель, университет, с определением соответствующих прав и обязанностей. В эти рамки могли бы быть включены и система целевого набора, и система государственного заказа, в том числе для оборонных отраслей. Молодой специалист мог бы вернуть, в той или иной форме, взятый кредит через 7-10 лет или проработать несколько лет по необходимой для страны специальности, например учителем сельской школы. Таким способом можно было бы эффективно решить проблему кадрового обеспечения социально значимых сфер, в том числе здравоохранения. Важно, чтобы при этом решалась и проблема получения жилья, например через ипотеку.

Недостаточное финансирование науки и слабое внимание к специалистам неизменно ведет к упадку отечественной науки, старению кадров. Молодые специалисты предпочитают уезжать за границу. Как правило, уезжают программисты, химики, электронщики, механики, физики-теоретики, специалисты по физике твердого тела, молекулярной биологии, прикладной механике, представители

перспективных направлений медицинской науки [11].

Современное правительство ощущает угрозу «одурения» нашего государства, принимая необходимые меры по улучшению жизни научных сотрудников. Только дыра в этой сфере настолько велика, что за несколько лет решить все проблемы в данной области невозможно.

ИСТОЧНИКИ

1. Супян В.Б. «Утечка умов»: мировые и российские тенденции // Человек и труд. 2003. № 7.

2. Супян В.Б. Наука и образование в США: главные приоритеты развития в «экономике знаний» // США - Канада: экономика, политика, культура. 2008. № 6.

3. Степанов Ю. Утечка мозгов // Деловые люди. 2006. № 108.

4. Дусь Ю.П. Миграция специалистов и научных кадров в мировом хозяйстве. Новосибирск, 2006.

5. Миграция и безопасность в России. Интердиалект. М., 2000.

6. Велихов Е.П., Бетелин В.Б. Промышленность, инновации, образование и наука в Российской Федерации // Вестник Российской академии наук. 2008. Т. 78. № 6.

7. Павленко Ю. Наука и научный потенциал как источник знаний: организация и управление

НИОКР // Проблемы теории и практики управления. 2008. № 11.

8. Федотов В. Россия — международный центр трудовой миграции // Человек и труд. 2008. № 7.

9. Интеллектуально-творческий потенциал России. Режим доступа: http://www.future4you.ru/

10. Купцов В.И. Ценностные ориентации в современном высшем образовании // Диалог культур и партнерство цивилизаций: VIII Междунар. Лихачевские науч. чтения, (22-23 мая 2008 г.). СПб., 2008.

11. Интеллектуально-творческий потенциал России. Режим доступа: http://www. future4you.ru/ 0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.