Научная статья на тему 'Интеллектуальная деградация человечества – глобальная проблема'

Интеллектуальная деградация человечества – глобальная проблема Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
999
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллектуальная деградация / информационные технологии / сфера образования / социализация / Интернет / гаджеты / релевантная информация / понятийное мышление и клиповое мышление / манипуляция сознанием / зомбирование / виртуальной действительность / intellectual degradation / information technology / education / socialization / Internet / gadgets / relevant information / conceptual thinking and clip thinking / manipulation of consciousness / zombification / virtual reality

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Виталий Николаевич Сафонов

Автор исследует проблему, которая с каждым годом становится острее и масштабнее. Интеллектуальная деградация человечества охватывает уже почти все регионы и континенты планеты. Всё очевиднее становится и её причина – это всё более широкое наступление информационных технологий на все сферы жизнедеятельности людей и прежде всего на образование, СМИ, отдых и досуг населения. Из волшебной палочки, которая, как ожидалось, решит многие проблемы, IT превращаются в некоего монстра, который захватывает сознание людей, делает их «деградантами» и поворачивает эволюцию человечества вспять. Автор рассматривает содержание проблемы, анализирует роль субъективного фактора в ней и предлагает пути её решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intellectual degradation of humanity is a global problem

The author explores a problem that is becoming more acute and larger every year. The intellectual degradation of humanity already covers almost all regions and continents of the planet. Its cause is becoming more and more obvious – it is an increasingly widespread offensive of information technologies on all spheres of human activity and, above all, on education, the media, recreation and leisure of the population. From a magic wand, which, as expected, will solve many problems, IT turns into a kind of monster that captures the consciousness of people, makes them degraded and turns the evolution of humanity backwards. The author examines the content of the problem, analyzes the role of the subjective factor in it and suggests ways to solve it.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальная деградация человечества – глобальная проблема»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Аналитическая статья УДК 008

Интеллектуальная деградация человечества - глобальная проблема

«Нет рабства безнадёжнее, чем рабство тех рабов, себя кто мнит свободным от оков».

И. В. Гёте

Виталий Николаевич Сафонов

Ульяновский государственный технический университет, Ульяновск, Россия

safonov@ulstu.ru

Аннотация. Автор исследует проблему, которая с каждым годом становится острее и масштабнее. Интеллектуальная деградация человечества охватывает уже почти все регионы и континенты планеты. Всё очевиднее становится и её причина - это всё более широкое наступление информационных технологий на все сферы жизнедеятельности людей и прежде всего на образование, СМИ, отдых и досуг населения. Из волшебной палочки, которая, как ожидалось, решит многие проблемы, IT превращаются в некоего монстра, который захватывает сознание людей, делает их «деградантами» и поворачивает эволюцию человечества вспять. Автор рассматривает содержание проблемы, анализирует роль субъективного фактора в ней и предлагает пути её решения.

Ключевые слова: интеллектуальная деградация, информационные технологии, сфера образования, социализация, Интернет, гаджеты, релевантная информация, понятийное мышление и клиповое мышление, манипуляция сознанием, зомбирование, виртуальной действительность.

HUMANITIES Analytical article

Intellectual degradation of humanity is a global problem

«There is no slavery more hopeless than the slavery of those slaves, who thinks of himself as free from shackles».

I. V. Goethe

Vitaliy N. Safonov

Ulyanovsk State Technical University, Ulyanovsk, Russia safonov@ulstu. ru

Abstract. The author explores a problem that is becoming more acute and larger every year. The intellectual degradation of humanity already covers almost all regions and continents of the planet. Its cause is becoming more and more obvious - it is an increasingly widespread offensive of information technologies on all spheres of human activity and, above all, on education, the media, recreation and leisure of the population. From a magic wand, which, as expected, will solve many problems, IT turns into a kind of monster that captures the consciousness of people, makes them degraded and turns the evolution of humanity backwards. The author examines the content of the problem, analyzes the role of the subjective factor in it and suggests ways to solve it.

Keywords: intellectual degradation, information technology, education, socialization, Internet, gadgets, relevant information, conceptual thinking and clip thinking, manipulation of consciousness, zombification, virtual reality.

Жителей на нашей Земле всё больше, нас на планете уже 8 миллиардов, а ресурсов в расчёте на одного индивида становится всё меньше.

© Сафонов В. Н., 2022

Об этом говорят политики, предупреждают учёные, жалуются правители стран (где острый дефицит продовольствия, энергоресурсов и пресной воды), взывая ко всем международным организациям. О надвигающейся глобальной не-

хватке ресурсов заявлял ещё 50 лет назад Римский клуб. Теперь встаёт проблема иного рода: деградация интеллектуального потенциала человечества. Она привлекает к себе всё большее внимание, прежде всего педагогов, учителей, воспитателей детей и преподавателей высших учебных заведений. С каждым годом она становится острее и масштабнее. Странным образом данная проблема по времени совпала с наступлением эры информационных технологий. Интеллектуальные способности детей, школьников и студентов по всем параметрам заметно снижаются: память, эрудиция, умение логически мыслить, чтение и речь. Падает мотивация получать знания и исчезает способность их усваивать. Происходит это повсеместно, хотя есть исключения. В эти исключения входят некоторые страны и ряд элитных мировых университетов. Но общая тенденция на деградацию интеллекта очевидна и набирает силу.

Данная проблема по своей структуре многоуровневая и многоаспектная, поэтому автор не претендует на её всестороннее освещение. Затронем лишь её некоторые моменты, которые связаны с причинами её возникновение, её содержанием, ролью субъективного фактора, и предложим пути решения. Выше было сказано, что есть очевидная корреляция по времени возникновения рассматриваемой проблемы и начала эпохи ГГ, будто одно связано с другим; вернее, второе есть причина первого. Странным образом от ГГ, когда они лишь только появились, ждали сказочных эффектов. В образовании, экономике, науке, военным деле, торговле, бизнесе, везде, где есть необходимость искать, получать, обрабатывать (анализировать, классифицировать и т. д.), создавать и доводить до пользователей информацию. Речь идёт об информации в широком смысле слова, а не только той, которые связаны с расчётами. В некоторых сферах жизнедеятельности человеческих сообществ действительно наблюдается за последние 20-30 лет огромный прогресс. Такое происходило там, где существовала необходимость в проведении большего объёма подсчётов, расчётов и построении разного рода математических моделей.

Но в других отраслях, где заняты люди, производящие качественные оценки, прогнозы, преобразования информации, производительность выросла совсем ненамного. Эффективность производственной деятельности невозможна без компетентных сотрудников такого рода. И если таковых становится всё меньше, то производительность труда снижается. Это прописная истина, которая не нуждается в доказательстве. Здесь

и скрывается опасность деградации всего человечества. Сейчас много рассуждают о искусственном интеллекте (ИИ), который и должен решить эту проблему. Но мало слышны голоса тех, кто опасается, что ИИ только усугубит данную проблему. Логика здесь простая: если человек в системе «человек-машина» перестанет играть главную роль, то ИИ рано или поздно избавится от него. Такой сюжет давно показан в фильме «Терминатор» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Но если сфера образования уже сейчас не в состоянии готовить компетентных специалистов в нужном количестве, и если это продолжится, то фантастический сценарий (пока ещё) станет реальностью. Ведь система образования первая ощутило эту деградацию.

Учителя, преподаватели и родители школьников и студентов первыми забили тревогу, так как сами учились в иной образовательной среде. Гаджеты разных типов и разного набора функций вместо помощи учащимся стали за них выполнять то, что раньше студенты и школьники делали сами. Дети разучились выполнять самые элементарные задания. Пример (проще некуда): сегодня многие учащиеся не знают таблицу умножения. А зачем её знать, если в каждом мобильном телефоне есть калькулятор. У автора этой статьи по предмету «Политология» были студенты (из Ульяновска), которые не знали настоящую фамилию В.И. Ленина. Зачем решать задачи в контрольных работах, писать рефераты, курсовые работы и ВКР, если всё это есть в Интернете. Готовый, из всемирной сети, продукт выдают, ничуть не смущаясь, за свой, а некоторые преподаватели делают вид, что не замечают обмана. Среднее и высшее образование превращается в карикатуру на самих себя. Учебные заведения выпускают толпы невежд, которые в большей или меньшей степени лишены способности думать, как раньше умели думать их родители, бабушки и дедушки. Деградируют и другие необходимые для любого образованного человека навыки: читать, писать и говорить. Вместо эрудиции, которая формировалась раньше как знание важных вещей за пределами своей специальности, сознание студентов забито информационным мусором из Тик-тока, прочих мес-сенджеров и социальных сетей. Суррогатная информация вытесняет релевантную, так как усвоение последней требует умственного напряжения и определённого интеллектуального потенциала, а первая - в этом не нуждается. Деградация протекает ступенчато по схеме: от сложного к простому, от простого к примитивному, от примитивного к негативному. Современная

молодёжь не замечает этого, так как в её среде 70-80% такие же. Оставшихся 20-30% «ботаников» осуждают именно за то, за что раньше хвалили и чему завидовали.

Сегодня целевые аудитории львиную долю получаемой информации потребляют в формате изображений: картинок, фотографий, ТВ, видео, кино, что собирается всё вместе в хранилищах Интернета. Это 80-90% от всего объёма информации. Оставшиеся 10-20% приходится на тексты: книги, газеты, журналы и пр. В Интернете, конечно, есть и другая текстовая информация, но далеко не вся. Тенденция на уменьшение в информационном потоке доли текстов по сравнению с изображениями совершенно очевидна. Если раньше - 20-30 лет назад - обычной была картина «человек, читающий книгу, газету, журнал», то сегодня её заменила картина «человек, который уткнулся в экран смартфона». Книги выбрасывают на помойку, сдают в макулатуру. Всё меньше семей, которые ещё держат книги в своих квартирах. Такой предмет мебели, как книжный шкаф, уходит в небытие. Казалось, что страшного - сменился носитель информации -это же прогресс. Раньше - до книг - были свитки, но кто из нас их видел. Но в свитках тоже были тексты - рукописные. Картинки вытесняют тексты. Американские комиксы по этой причине, ранее популярные только в США, перешагнули границы и завоёвывают мир. А это уже проблема, это уже шаг назад. Картинку индивид воспринимает непосредственно и особых проблем для её понимания у него не возникает. Текст против картинки более сложен для усвоения. Он требует умственных усилий: способности сосредоточится, включения памяти, воображения, логики, понимания, расширения словарного запаса. Картинка понятна даже животным и не развивает у человека ни память, ни воображение, ни логику. Чтение текстов развивает индивида, увлечение просмотром лишь картинок способствует его деградации. Просмотр картинок ставит некоторых индивидов в зависимость типа наркотической. Психологи отмечают, что светящийся экран гаджета оказывает гипнотическое воздействие на своего владельца, он как бы завораживает его. На самом деле, завораживая, засоряет его мозг: «Благодаря этим устройствам, в Ваш мозг непрерывным потоком круглосуточно поступает всевозможный мусор, который загаживает Ваш „бортовой компьютер" настолько, что вы годитесь лишь для выполнения самой примитивной, низкоквалифицированной работы» [1, с. 4]. Поэтому гаджет, подключённый к Интернету, это своего рода наркотическая зави-

симость, от которой почти невозможно избавиться. Читать уже не хочется, так как необходимо напрягаться. Листать картинки куда приятнее. Как в моё школьное детство, ученики младших классов спрашивали женщину-библиотекаря, которая выдавала книги, «а картинки там есть?». Навык чтения постепенно деградирует. Американские школьники начинают нормально читать только в седьмом-восьмом классе, но после окончания школы (а учатся они 12 лет) могут читать самые простые газетные тексты, при этом половина выпускников эти тексты не понимает. Деградация охватила (хотя и в меньшей степени) и старшие поколения. «Большинство людей испытывает колоссальные затруднения при чтении больших текстов, не говоря уже про книги. Даже блог-посты размером более трёх-четырёх абзацев уже кажутся большинству слишком трудными и нудными для восприятия, а потому скучными и не заслуживающими даже элементарного вникания. Вряд ли найдётся человек, который не слышал бы популярного сетевого высказывания „слишком много букв - не осилил", которое обычно пишут в ответ на предложение прочитать что-то длиннее пары десятков строк. Получается замкнутый круг - писать много нет смысла, поскольку это почти никто не будет читать, а сокращение объёма передаваемой мысли приводит к ещё большему скудоумию не только читателей, но и писателей. В результате имеем то, что имеем — массовое отупение» [1, с. 2]. Это показывает и тестирование на уровень Щ, которому недавно исполнилось 100 лет. Тесты вековой давности нашими прабабушками и прадедушками успешно решались, а половина наших современников с этими же тестами уже не справляется. Разница между интеллектом старших и молодых поколений, которые выросли в эпоху ГГ, сформулирована в тезисе: понятийное мышление и клиповое мышление, то есть мышление с помощью абстрактных понятий и мышление с помощью картинок. Отсутствие картинки многих ставит в тупик непонимания. Некоторые школьники и студенты (хочется верить, что таких пока ещё меньшинство) просто не понимают, что такое абстрактное понятие. И они сами предлагают такое определение: это такое понятие, под которое нельзя подобрать картинку. Последнее присуще молодым, а первое - старшим поколениям. Личное наблюдение автора: молодёжь не понимает о чём идёт речь, если не пояснить нечто непонятное картинкой. Другими словами, значительная часть поколения ГГ не понимает, что такое абстрактное понятие и мышление.

Самая опасная особенность деградации населения, о которой редко говорят, заключается в том, что она маскируется под прогресс. Старый приём, когда зло притворяется добром. Для объяснения прибегнем к следующей метафоре. В античные времена на больших военных кораблях - галерах - прикованные цепями к палубе рабы приводили эти галеры в движение огромными веслами. Они понимали своё рабское состояние, они ненавидели свою зависимость от цепей, они мечтали освободиться при малейшей возможности. Но они вынужденно делали то, что хотели их хозяева - это называется «физическое принуждение», которое предостаточно встречается и в наше время. Роль таких цепей в нашей метафоре выполняют современные гад-жеты, которые их обладателями никак в качестве цепей не воспринимаются. Напротив, этот аппарат сегодня в молодёжной среде рассматривается как статусная вещь: «Гаджеты, обеспечивающие Вашу постоянную подключенность к информации/интернету - смартфоны, айподы и пр., без которых Вы теперь даже в туалет сходить не можете, - делают Вас практически дебилом с вялым, апатичным, с еле соображающим мозгом, который не способен думать и анализировать. Но, как и всякий наркоман, Вы, конечно же, убеждены в обратном - в том, что эти мыльницы делают Вашу жизнь нереально яркой, насыщенной, удобной и т. п., а Вас лично - „сильно продвинутой личностью", которая всегда в курсе всего» [1]. Гаджеты, как легковые авто, имеют длинную ценовую линейку (до сотен тысяч рублей) в зависимости от набора функций и роскоши оформления. Обладатели гаджетов соревнуются между собой, у кого аппарат престижнее. Индивиды без гаджетов автоматически попадают в число маргиналов, при этом кнопочный телефон уже не котируется - только сенсорный (смартфон). Утрата гаджета - даже временная -воспринимается как трагедия. Это неудивительно, как наркоман, лишённый наркотика испытывает абстиненцию (ломку), так и владельцы аппаратов уже не мыслят свою жизнь без мобильника. Гаджет не только в кармане или сумочке, но и в голове, то есть в сознании молодых людей. Мало кто догадывается, а среди молодых почти никто, что с их помощью людей и приковывают к деградации. Вернее, они сами с энтузиазмом надевают на себя эти золотые цепи. Они искренне считают, что находятся на передовых рубежах информационного общества, что прекрасно и обо всём информированы, в общем, они очень современные люди. Они свысока посматривают на своих родителей, полагая, что те без-

надёжно отстали от жизни. Родители понятия не имеют о таких вещах, как кэшбэк, флешмоб, локдаун, блэкаут, лайфхак, дресскод и пр. Разговоры с владельцами гаджетов о том, что они есть по сути зомби-роботы, вызывают с их стороны резко негативную реакцию. Прав был Марк Твен, который в своё время заметил: «Легче обмануть народ, чем убедить его в том, что он обманут». Понятно, откуда такая реакция: затрагивается тонкая материя внутреннего мира личности, напрямую связанная с самоуважением и абсолютной уверенностью в своей правоте. Никогда пьяница/алкоголик не согласится считать себя таковым, также наркоман не признает своей зависимости от наркотика и т. д., а обманутый, что его обманули. Хотя подсказка, что они не правы, лежит на поверхности. Она содержится в самом слове: гад же ты. Из социальной психологии известно, что экспериментально выявлена закономерность: индивид легко откажется от своего мнения, если оно не совпадает с мнением большинства [2, с. 19]. СМИ, транслируя и интерпретируя информацию целевым аудиториям, порождают у них иллюзию, что этой точки зрения придерживается большинство. На эту уловку попадаются почти все зрители и слушатели, так как никто не хочет быть «белой вороной» или «чёрной овцой». Истина же скрывается или её вообще никто не думает искать. Налицо психологическое принуждение целевых аудиторий как результат, а инструментами достижения его являются весь набор гаджетов, которые порождены информационной эпохой и были с энтузиазмом приняты широкими массами. Прочтите строки из эпиграфа к статье И. В. Гёте. В технологии PR есть аксиома: лучший пиар - незаметный. Кстати, такой же приём работает в маркетинге. Так и зависимые от гаджетов индивиды искренне верят, что все решения они принимают сами без постороннего влияния. Увы, это далеко не так. Их толкают на путь деградации, затем манипулируют в нужном для манипуляторов направлении. Например, для дальнейшей деградации, и в итоге: «Есть мнение, которое я вполне разделяю, что способность эффективно воспринимать сложные тексты, читать сложную литературу вскоре станет элитарной привилегией, доступной только особой касте людей. Идея эта не нова, поскольку ещё Умберто Эко в романе „Имя розы" предлагал пускать в библиотеку только тех, кто умеет и готов воспринимать сложные знания. А все остальные будут в состоянии читать лишь вывески да интернет» [1, с. 3]. Можно как вывод зафиксировать следующее: на данный момент у значительной час-

ти - прежде всего молодёжи - человечества, использующей 1Т в качестве инструмента в профессиональной и личной жизни, реальная действительность замещена виртуальной действительностью, которая искажает реальную в большей или меньшей степени, а в некоторых случаях на прямо противоположную. Индивиды с искажённым сознанием по сути есть в какой-то степени (вплоть до 100%) послушно управляемые извне биороботами, которые об этом не догадываются.

Необходимо затронуть ещё один важный вопрос, который касается «счастливых обладателей» дивайсов в России: отсутствие у «гаджет-ной» молодёжи чувств патриотизма и гражданства. Такая молодёжь не читает российских газет, не смотрит отечественные телеканалы. Им хватает Интернета, точнее его иностранных источников. По какой-то странной причине в их среде считается, что именно такие информационные службы самые достоверные. Патриотизм и лояльность своему государству не в тренде. Модно быть космополитом, то есть быть выше патриотизма. А часть молодёжи прямо утверждает, что на Западе всё лучше, чем в России, хотя фактического обоснования этого сделать не могут. Когда таким «антипатриотам» доказываешь ложность их позиции, то они очень удивляются, а чаще просто отметают все доказательства, даже не вникая в них. Наполеон Бонапарт двести лет назад сказал: «Любовь к Родине -первое достоинство образованного человека». Если дать оценку идеологическим предпочтениям российской молодёжи, то можно сказать, что сознание значительной части «гаджетной» молодёжи отравлено сладким ядом либерализма, корни которого уходят в традиционную русофобию Запада. Доказательством этого служит бегство некоторых медийных персон после начала специальной военной операции на Украине, которые активно распространяли этот сладкий яд в России. Эти агенты западного влияния почуяли опасность и, не дожидаясь ареста за антигосударственную деятельность, сбежали к своим спонсорам. Русский полководец первой мировой войны, спланировавший и осуществивший знаменитый «Брусиловский прорыв» в 1916 году, в результате которого Юго-западный фронт противников России буквально рухнул, генерал Алексей Брусилов в 1918 году на склоне лет сказал своим однополчанам: «Правительства меняются, а Россия остаётся, и все мы должны служить ей по той специальности, какую избрали...» [3]. Он имел в виду простую истину: лю-

бите родину, потому что она ваша родина. Как нормальный человек любит свою мать за то, что она мать. Эти понятия одного порядка -высшего. Те, кто лишён чувства патриотизма, пусть задумаются, а что может быть выше его: материальное благополучие, высокий социальный статус, власть над людьми, возможность самореализации, творчество? Всё перечисленное без любви к родине теряет значительную долю смысла, и личность уже не личность в полном смысле этого слова, а индивид эгоистической направленности, что лишает его человеческого содержания и превращает почти в животное. Более того, «гаджетные» космополиты не замечают, как из них делают врагов отечества, когда они начинают верить вражеским источникам, которые, обманывая и дезинформируя, настраивают их против своего государства. Речь идёт о гражданском чувстве, то есть о лояльности к своему государству. Патриотизм и лояльность как понятия похожи, хотя патриотизм, конечно, понятие более высокого порядка. Это как соотношение любви и преданности. По наблюдениям автора, знание и понимание гражданского чувства и долга присуще далеко не всем гражданам - некоторые элементарно не доросли до него. Тот факт, что у каждого есть паспорт гражданина РФ, не означает автоматической лояльности к Российской Федерации. А почему я должен быть верным своему государству, не вредить ему, поддерживать его, наконец, защищать его - думают незрелые индивиды. Попробуем доказать несостоятельность подобной точки зрения. Есть такое животное -черепаха - которое, кроме внутреннего скелета, имеет ещё и внешний, то есть панцирь, защищающий её от врагов. Поэтому черепахи и живут так долго, порой сотни лет. Для рядового гражданина роль такого панциря играет государство, которое защищает своих граждан от внутренних и внешних врагов. По большому счёту совокупность граждан и есть государство. Есть в мире большие народы - курды, например, у которых нет своего государства, хотя их численность достигает 30-50 млн человек. Курды проживают в чужих государствах: Турции, Сирии, Ираке и Иране. В чужих государствах они являются национальным меньшинством, которое притесняется, преследуется, истребляется и как минимум не имеет всей полноты гражданских прав по сравнению с коренным населением. Курды много десятков лет ведут борьбу за создание своего государства, но пока безуспешно. А есть небольшие народы, например, прибал-

тийские литовцы, латыши, эстонцы, у которых есть свои государства, хотя их численность несколько миллионов человек. Они чувствуют себя защищёнными внутри своих государств и тоже притесняют русское меньшинство и даже (!) предъявляют территориальные претензии к РФ. Вот такова роль и значение государства для своих граждан, и наоборот, граждан для своего государства, что называется диалектикой взаимодействия гражданина и государства, когда государство служит защитой для своих граждан, а граждане встают на защиту своего государства, если ему грозит опасность. И зафиксируем следующий вывод: из «деградантов» не формируются полноценные граждане, их легко обмануть, и они проще поддаются манипуляции на предмет разрушения патриотических чувств. Свежий факт: на 318 тыс. мобилизованных граждан-патриотов прошедшей осенью пришлось 1 млн сбежавших из РФ, то есть дезертиров. Понятно, что для последних патриотизм - пустой звук.

Попытаемся всё же понять, почему некоторые молодые люди и не только молодые оказываются в плену ложных стереотипов и заблуждений. Оттолкнёмся от тезиса, зафиксированного в социальной психологии: абсолютно достоверная информация отвергается, а заведомо ложная усваивается и ею руководствуются по жизни. В технологии манипуляции сознанием людей это называют «создать установку» приёма или отторжения какой-либо информации [4, с. 109]. Например, западная цивилизация безусловно позитивная по сравнению с восточной вообще и нашей российской в частности. Что можно ожидать от молодёжи, которая выросла в условиях полного доминирования в течение 30 лет и безраздельного господства западной (прежде всего американской) культуры: кино (красочные фильмы Голливуда), других видов искусства, моды, образа жизни, ценностей (прежде всего денег), моделей поведения, ведения бизнеса, музыки, маркетинга, рекламы, пиара и т. д. Акцент всегда делался на чувственные реакции целевых аудиторий, а рациональный момент почти отсутствовал. Способности же, хотя бы простейшего анализа принимаемой информации, критического взгляда на неё, исчезли вообще. Наступила эпоха «внешней красоты и внутренней пустоты». С другой стороны, почти всё наше российское, исконно русское, традиционно народное, православное, вызывающее историческую гордость прошлое советского и дореволюционного периода подвергалось критике, осмеянию, клевете, очернению, замалчиванию, искажению и т. п. в той или иной степени скрыто

или явно. Причём, вплоть до последнего времени, на этом очень неплохо зарабатывала масса политологов, социологов, экономистов, историков, юмористов, артистов и актёров, режиссёров, писателей и, конечно, армия блогеров (см. выше имена продвинутых в сторону запада деятелей). И эта установка как гвоздь была забита в сознание миллионов молодых россиян. Но её необходимо удалить, хотя сделать это будет нелегко. Увы, такова плата за самообман, что Россия должна была стать похожей на западные страны и государства. Попытка войти в «дружную семью цивилизованных западных народов» потерпела крах. Нас там ждали лишь в качестве прислуги или съестного блюда.

Есть предположение, что для современного человека самая комфортная жизненная среда -супермаркет. Всё, что в нём есть - это товары. Причём товары эти разложены по полочкам, выстроены по ранжиру, снабжены этикетками и инструкциями, а сзади крадётся услужливый менеджер, который по первому знаку разъяснит, от какого шампуня волосы станут более шелковистыми и в какой книжке больше оттенков серого. Клиенту такого супермаркета можно вообще не думать. А современный человек мало что ценит так, как возможность не думать. Именно такая информация - отобранная, упрощённая и ранжированная - больше всего востребована аудиторией. Популярные сайты, которые нагоняют посещаемость, как школьник-прогульщик температуру на градуснике, только так и общаются со своей верной аудиторией. Десять самых зрелищных катастроф. Пятьдесят способов не платить налоги. Сто величайших любовниц в истории. То есть кто-то другой, не мы, прочитал всю мировую классику, а нам достались только выбранные им по своему усмотрению «Десять стихотворений Серебряного века, от которых вы захотите плакать». Кто-то другой объездил весь мир и выбрал для нас «Десять самых невероятных мест в природе». Об остальных мы так никогда и не узнаем. А с другой стороны, ну что в этом плохого? Пусть другие делают всю работу, а нам достанутся сливки. А о том, что такой подход превращает нас в управляемое стадо, можно просто не думать. Ведь современный человек мало что ценит так, как возможность не думать. Впрочем, двери всегда открыты. Можно просто выйти из супермаркета.

Как вывод можно констатировать: массовая интеллектуальная деградация, которая приобретает глобальный характер, не несёт на себе черт стихийности или случайности. Совершенно очевидно, что она проводится сознательно и плано-

мерно. Силы, её проводящие, тоже не латентны. Это те самые правящие элиты Запада (финансовые, медийные, военно-промышленные), которые уже давно подчинили в той или иной степени себе государственные структуры своих стран и многие международные организации, используя их как инструменты для достижения своих целей. Целей своих они тоже не скрывают, хотя пытаются замаскировать их объективными причинами. Первая: радикальное сокращение численности население планеты до 2 млрд человек; Земля, мол, не может выдержать и прокормить сегодняшнее количество людей. Вторая: оставшихся 1-1,5 млрд обслуживающего персонала сделать как можно более послушными и управляемыми. Однако возникает подозрение насчёт того, остановятся ли они на этом. На пресловутых скрижалях в штате Джорджия обозначено другое число - 500 млн человек. И эта цифра тоже не предел. В дневниках известного французского океанолога Жак-Ив Кусто якобы было записано: на нашей маленькой, но богатой разнообразной флорой и фауной планете, было бы достаточно населения в несколько сот тысяч разумных и ответственных людей.

Осознание всеми прогрессивными силами человечества опасности умственной деградации людей с необходимостью приведёт к возникновению противоположной тенденции. Чем быстрее и организованнее она себя проявит, тем успешнее пойдёт борьба против всеобщего оглупления. Здесь нельзя терять время попусту, так как враг целится в наш интеллект, то есть в саму возможность сообразить, как дать отпор этим планам, если учесть, что «деграданты» вполне комфортно себя чувствуют. Только в этой проблеме из всех глобальных присутствует следующий нюанс: каждый зомбированный превращается из нашего сторонника в нашего оппонента или в совершенно безвольное существо. Если сидеть сложа руки, то тогда дикие (пока) фантазии о массовом нашествии зомби могут стать реальностью.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Стацкевич А. Н. Деградация мозга // «Академия Тринитаризма». Москва, Эл №77-6567, публ. 21867, 07.03.2016.

2. Шибутани Тамотсу. Социальная психология / Shibutani Tamotsu; перевод с англ. В. Б. Ольшанского; общая редакция Г. В. Осипова. Москва: Прогресс, 1969. 536 с.

3. Сергей Семанов. Генерал Брусилов. http://1914ww.ru/libris/lib_b/brusilovs114.php

4. Андреева Г. М. Социальная психология. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 416 с.

Информация об авторе

В. Н. Сафонов - доцент кафедры «Политология, социология и связи с общественностью» Ульяновского государственного технического университета, кандидат философских наук, доцент.

REFERENCES

1. Statskevich A. N. Degradaciya mozga [Degradation of the brain]. «Akademiya Trinitarizma» [«Academy of Trinitarianism»], Moscow, El No. 77-6567, publ.21867, 07.03.2016.

2. Shibutani Tamotsu. Social'naya psihologiya Shibutani Tamotsu; perevod s angl. V. B. Ol'shanskogo; obshchaya redakciya G. V. Osipova [Social psychology of Shibutani Tamotsu; translated from the English by V. B. Olshansky; general edition by G. V. Osipov]. Moscow: Progress; 1969. 536 p.

3. http://1914ww.ru/libris/lib_b/brusilovs114.php

4. Andreeva G.M. Social'naya psihologiya [Social Psychology]. Moscow, Izd-vo Mosk. un-ta [Moscow Publishing House Univ.], 1980. 416 p .

Information about the author V. N. Safonov - associate Professor of political Science and public relation, Ulyanovsk state technical University, candidate of philosophical Sciences, associate Professor.

Статья поступила в редакцию 07.12.2022; одобрена после рецензирования 13.12.2022; принята к публикации 19.12.2022.

The article was submitted 07.12.2022; approved after reviewing 13.12.2022; accepted for publication 19.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.