СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
SOCIOLOGICAL SCIENCE
DOI 10.26105/SSPU.2019.61.4.012
YAK 316.42 ББК 60.524
H.A. АНТИПИНА C.M. MOOP E.B. МУРЗИНА
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
N.L. ANTIPINA S.M. MOOR E.V. MURZINA
INTELLECTUALIZATION OF SOCIETY: SOCIO-ECONOMIC PROBLEMS
Цель статьи - выявление социально-экономических проблем интеллектуализации и развития интеллектуального потенциала современного общества. Проанализирован феномен интеллектуализации общества, обозначена его специфика в условиях современного глобального мира. Рассмотрены перспективы развития интеллектуального потенциала как фактора усиления конкурентоспособности государства. Определены возможные направления исследования интеллектуализации с учетом тенденций развития российского общества. Новизной исследования является конкретизация и углубление понимания сущности интеллектуализации общества, предложен подход к формированию «когнитивного» общества через интеллектуализацию власти.
The aim - identification of socio-economic problems of intellectualization of the modern society intellectual potential. The phenomenon of intellectualization of society has been analyzed. Its specificity in the modern global world has been identified. Prospects for the development of intellectual potential as a factor of strengthening the competitiveness of the state were considered. Possible directions of research of intellectualization taking into account tendencies of development of the Russian society have been defined. The originality of the research is to concretize and deepen the understanding of the essence of intellectualization of society. An approach to the formation of a "cognitive" society through the intellectualization of power has been proposed.
Ключевые слова: общество, интеллектуализация, интеллектуальный потенциал, экономика, технологии, образование.
Key words: society, intellectualization, intellectual potential, economy, technology, education.
Введение. Актуальность темы статьи определяется важностью исследования проблем интеллектуализации в современных реалиях глобального мира. В условиях глобальной конкуренции успех или неудача социально-экономического развития государства, степень его геополитического влияния зависят в целом от состояния и развития общества. Важнейшей задачей государства является развитие интеллектуального потенциала общества, который становится основным источником достижения конкурентного преимущества страны на мировой арене в XXI веке.
Целью исследования является выявление социально-экономических проблем интеллектуализации и развития интеллектуального потенциала современного общества. Повышение удельного веса занятых умственным трудом является главной тенденцией развития человечества нынешнего столетия. Интеллектуальный потенциал - не только важнейший фактор социально-экономического развития современного общества, его интеллектуальной культуры, но и необходимое условие национальной, государственной независимости, богатства нации.
Материалы и методы. Основным методом является сравнительный анализ, проведенный по данным исследований отечественных и зарубежных ученых в рамках проблематики интеллектуализации общества, включенное наблюдение.
Согласно результатам исследований, проведенных за последнее десятилетие, наибольшую динамику в развитии демонстрируют отрасли экономики, основанные на наукоемких технологиях. Они играют все более важную роль в ведущих странах мира, создавая значительную часть ВНП, обеспечивая его постоянный прирост. Сегодня доля фактора «знание» в совокупной стоимости производимой продукции занимает уже более половины [5].
Активное развитие инновационных технологий, применяемых в медицине, генной инженерии, водородной энергетике, управляемых термоядерных реакциях, создании искусственного интеллект и глобальных информационных сетей является характерными признаками шестого технологического уклада.
Предполагается, что синтез инновационных научно-технических и технологических разработок приведет в итоге к переходу на принципиально новый уровень управления экономикой, обществом, государством.
Результаты и их обсуждение. По мнению ведущих ученых, включая Глазьева С.Ю., современное общество вступило на порог шестого технологического уклада еще в 2014-2018 гг. Контуры его проявляются вполне отчетливо в развитых странах мира уже сегодня, где по прогнозам экспертов в 2040-е годы наступит фаза его зрелости. При этом, в 2020-2025 гг. ожидается новая научно-техническая и технологическая революция, основой которой станут разработки, синтезирующие достижения в области инновационных направлений науки [5].
Как полагают эксперты, в настоящее время происходит нечто большее, чем переход к новому информационно-технологическому укладу: человечество вступает в новую фазу цивилизации, развитие которой направлено на достижение стабильности в политической, экономической и культурной сферах общества. В таких условиях тенденция переориентации общества с производства материальных благ на создание духовных ценностей, носителем которых является яркая творческая индивидуальность с высоким интеллектом, становится определяющей перспективы развития государства.
На фоне стремительного развития информационных технологий происходит концентрация интеллектуальных ресурсов в наиболее прогрессивных обществах, которые продуцируют доминантные культурные и социально-гуманитарные потребности. Остальные страны при этом будут вынуждены довольствоваться ролью потребителей информационной продукции в статусе мелких производителей сырья и отдельных видов промышленных изделий, подчеркивают исследователи [4, 7].
Надвигающийся этап новых трансформаций предъявляет все более серьезные требования к выбору пути развития страны. Новый социотехни-ческий и социокультурный облик общества диктует необходимость эффективного использования интеллектуальных ресурсов, уровень и мощность которых становится определяющим фактором процветания государства.
Очевидно следующее: если государство делает выбор в направлении наращивания интеллектуального потенциала общества, то возможности в достижении прогресса во всех его жизненно важных сферах расширяются мно-
гократно, а выбор противоположного направления ведет к существенным ограничениям и неизбежному упадку.
Как показывает анализ практики реформирования прошлого столетия в европейских странах, проявляется четкая связь между динамикой экономического развития и расходами государства на образование и науку. Результаты исследований специалистов свидетельствуют о том, что в тех странах (Венгрия, Чехия, Польша, Словакия), где финансирование образования и науки сохранилось на том же уровне, что и прежде, проявляется положительная хозяйственная динамика. А в странах (Болгария, Россия, Румыния, Украина), где произошло сокращение государственных расходов, экономика падает. Достижения экономических успехов стран Азии, так назы-ва-емых «азиатских тигров» (Тайвань, Сингапур, Южная Корея и др.), также подтверждают факт, что затраты государства в образование и науку являются одной из наиболее перспективных инвестиций в будущее общества [3, 5, 7].
Таким образом, в условиях трансформаций современного мирового пространства на фоне стремительного прогресса в научно-технической и информационно-коммуникативной сферах актуальность сохранения интеллектуальных ресурсов и развития интеллектуального потенциала общества растет, важность его интеллектуализации усиливается. Однако, как свидетельствует ряд исследований, происходящие изменения в социуме, в том числе в нашей стране, вряд ли способствуют сохранению и развитию интеллектуальных ресурсов общества, значительно усложняя условия для его интеллектуализации. Это проявляется, прежде всего, в нарастании неблагоприятных тенденций во всех сферах общества, в том числе в образовании и науке, вызывая тревогу за будущее страны.
Обращаясь к исследованиям феномена интеллектуализации, можно выявить различные точки зрения на понимание его сущности. Отметим, что наибольшее внимание к его изучению проявляется в социокультурном пространстве, прослеживаются различия в трактовках и определениях [4]. Вместе с тем, сегодня можно заметить все большее упоминание термина «интеллектуализация» в экономической и технической литературе. Последнее свидетельствует о росте потребности в усилении интеллектуальной составляющей в хозяйственном развитии экономики, что связано с необходимостью развития наукоемких технологий производства [5, 7]. Весьма высокая распространенность понятия «интеллектуализация» наблюдается в источниках массовой информации, свидетельствуя о его восприятии общественным сознанием. Однако, важно отметить, сущность интеллектуализации трактуется весьма неоднозначно, что отражается в трудах и деятельности политиков, ученых, представителей бизнеса, общественности и, как следствие, процесс интеллектуализации общества происходит весьма противоречиво. Кроме того, сложность, многогранность и изменчивость процесса во времени вызывает еще большую его неопределенность.
Анализ содержания понятия «интеллектуализация» в научной литературе основывается на концепциях интеллекта (А. Стаатса, К. Фишера, З. И. Калмыковой, Х. Айзенка, Дж. Брунера, М. Коула, С. Скрибнера и др.).
Интеллект (от лат. intellectus «восприятие»; «разумение», «понимание»; «понятие», «рассудок») трактуется в самом общем понимании как свойство психики человека, ее приспособляемости к окружающей среде, способности к обучению и запоминанию, пониманию и использованию абстрактных концепций в управлении поведением [1, с. 137], как способность к пониманию и решению проблем, которая объединяет все познавательные способности (ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение), а также внимание, волю и рефлексию.
Как показывает обзор источников, содержание понятия интерпретируется весьма специфично. Так, например, Фома Аквинский в «Сумме теологии» (ч. 1., в. 79, р. 2) считал, что в Боге интеллект является сущностью (insolo
Deo intellectus esteiusessentia), а в человеке лишь «возможностью души». В соответствии с позицией Линды Готтфредсон, интеллект является способностью ума: планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта. В отличие от изучения конкретных знаний интеллект проявляется в более глубокой способности к познанию окружающего мира, пониманию сущности явлений и определении возможных действий в конкретной ситуации [8]. Интеллект определяется также, как способность системы создавать и решать задачи.
Существует множество и иных трактовок понятия интеллекта в науке, которые дополняют и обогащают его содержание, подводя к пониманию важности проблемы интеллектуализации.
Анализ научных источников по проблематике интеллектуализации показывает большое внимание ученых к социокультурному аспекту ее исследования. По мнению Беляевой О.В., под интеллектуализацией понимается целенаправленный, систематический процесс, направленный на формирование интеллектуальной культуры личности, что значительно влияет на жизнедеятельность личности и общества [4].
Обзор философской, социологической, психолого-педагогической литературы свидетельствует о значимости изучения феномена «интеллектуализации» для решения проблем в системе «человек - компьютер». На фоне растущей динамики интереса к автоматизации, проектированию, конструированию данный аспект актуализируется. Отмечая важность ориентации на интеллектуализацию в различных областях умственного труда, в реальности, однако, процесс приобретает скорее формализованный характер, подчеркивают исследователи. Такая «интеллектуализация» сводится к глобальной компьютеризации и информатизации жизненного пространства, нередко оставляя вне поля зрения личностный аспект. Однако, игнорирование проблемы личностного развития негативно отражается на уровне профессиональных качеств специалистов [6].В связи с этим следует подчеркнуть, что достижение эффективности в использовании новых средств умственного труда в обществе возможно при условии максимального развития интеллектуальных способностей человека.
По мнению Кузнецовой А.Я., все более важным является интегрирование гуманизации и интеллектуализации образования [6]. Издержки техногенного развития, которые связывают часто с развитием интеллектуального потенциала, ведут к противостоянию интеллектуального и духовного в развитии личности, снижая роль культурной составляющей интеллектуализации.
О важности развития культурного аспекта интеллектуализации подчеркивается в научных трудах многих исследователей [4, 5, 7]. Авторы акцентируют внимание на многогранности феномена интеллектуализации, предопределяя комплексный характер его исследования. К характерным признакам интеллектуализации исследователи относят, прежде всего, интеллектуальное самосознание и интеллектуальную культуру специалиста, достижение им когнитивной грамотности, освоение методологической и информационной культуры. Комплекс таких признаков характерен для современного уровня интеллектуального развития как отдельных личностей и коллективов, так и общества в целом [3, 4, 5].
Таким образом, важным признаком процесса интеллектуализации является генерация знаний как категория, продуцируя новые знания. Очевидно, многомерность, многофункциональность компетентности современного специалиста требуют непрерывного его интеллектуального развития, трансформации мышления, умения критично мыслить, что необходимо для решения комплекса сложных задач XXI века. Ключевая роль в развитии компетенций специалиста принадлежит образованию как важнейшему механизму формирования и развития интеллектуального потенциала.
Интерпретация понятия «интеллектуальный потенциал» в научной литературе отличается многообразием. Так, интеллектуальный потенциал рассматривается как характеристика богатств внутренних личностных сил человека, его творческих способностей, а также возможностей общества раскрывать и применять интеллектуальные способности и таланты людей. Интеллектуальный потенциал представляется также как совокупность условий, обеспечивающих способность системы (государство, регион, предприятие, организация и т. п.) к нахождению уникальных решений для достижения значимых результатов в области науки, техники, технологии, в духовно-нравственной сфере. Уровень его развития характеризует интеллектуальную сферу страны, региона, организации, способствуя росту конкурентоспособности экономики и благополучию общества [3, 4, 5]. Большинство исследователей склоняется к позиции, что интеллектуальный потенциал имеет более широкую трактовку, заключаясь в его возможности генерировать инновации, создавая тем самым предпосылки для поступательного движения в развитии цивилизации.
Мировая практика свидетельствует, что на фоне возрастания роли науки, образования, новых технологий в современном обществе интеллектуальный потенциал становится востребованным именно как некая интегративная целостность.
Сегодня многие политики и ученые, в том числе российские, ведут речь о всеобщей интеллектуализации, о неслыханных победах в области интеллектуальных технологий, говорят об «умной» экономике, о «когнитивном» обществе, интеллектуализации нации.
Однако, как полагают авторитетные эксперты, достичь международного уровня интеллектуализации общества в нашей стране будет невозможно, если не ликвидировать отставание в наукоемких отраслях промышленности. При этом важно понимать, что интеллектуализация немыслима без укрепления духовно- нравственного здоровья общества [2, 3, 5, 6, 7].
Кроме того, не менее важно понимать, что формирование интеллектуального потенциала нового поколения, вхождение российской высшей школы в мировое образовательное пространство вряд ли реализуется даже в случае создания действенной системы отбора и подготовки интеллектуальной элиты. Хотя, создание такой системы имеет огромное значение, учитывая растущую значимость развития интеллектуального потенциала молодого поколения [3, 4].
Учитывая мнения авторов аналитического доклада «Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследование-2030», представленном еще в 2010 г., ожидать серьезных успехов в достижении инновационных прорывов в области интеллектуальных технологий вряд ли возможно на фоне стагнации образования[3].Логично было бы предположить, что интеллектуальные прорывы случатся там, где выстроена и стабильно функционирует система образования с высокими качественными стандартами.
В то время, как президент страны в своих докладах приводит данные об улучшении качества образования, уровень грамотности молодого поколения неуклонно снижается. Известны многочисленные примеры «вопиющего невежества» обучающихся в российских образовательных учреждениях. Авторы статьи, исходя из многолетнего опыта педагогической деятельности в вузах подчеркивают, что мощный компьютер или Интернет обеспечивают лишь доступность информации, но мало способствуют развитию интеллектуального потенциала растущего поколения.
Очевидно, процессы формирования «когнитивного» общества подразумевают повышение степени интеллектуализации содержания образования по существу. Суть данного процесса заключается в развитии интеллектуально-творческой направленности личности путём формирования и закрепления устойчивых интеллектуальных качеств, таких, как самостоятельность ума, критичность мышления, продуктивность ассоциирования, связанная с твор-
ческим воображением и др. Интеллектуализация содержания образования может быть названа важнейшей характеристикой современной высшей школы как одного из ведущих интеллектуальных институтов общества [3, 4, 6].
Для этого требуется реализовать ряд важных и необходимых условий:
1) вооружить образование современным научным мировоззрением, стимулирующим интеллектуальное развитие и обогащающим мышление, методологией научного познания;
2) создать систему знаний, в которой основную роль играют качественные параметры - системность, динамичность, уровень обобщения, познавательная ориентация;
3) развить механизмы мышления, связанные с постановкой цели и выработкой концепции её достижения, со способностью к оценочным и аналитическим действиям.
Важно осознавать, что качество образования становится востребованным лишь в обществе, различные аспекты жизни которого «интеллектуа-лизированы». Если в индустриальном обществе всеобщая грамотность и готовность людей к участию в «машинно»-организованном производстве была насущной потребностью, то в «когнитивном» обществе необходимо важными становятся иные знания, умения и навыки, среди которых значимость компетентной работы с информацией в различных ее формах растет на фоне усложнения информационно-коммуникативного пространства мира высоких скоростей и технологий. В таких условиях развитие информационной и интеллектуальной культуры общества становится приоритетно важной задачей в достижении прогресса страны.
Выводы. Таким образом, интеллектуализация является императивом выживаемости человечества XXI века. Социально-экономические проблемы интеллектуализации современного глобального общества многогранны. На современном этапе развития общества процесс всеобщей интеллектуализации становится источником процветания государства.
Подобно тому, как в процессе развития индустриального общества «интеллектуализация» заключалась в достижении всеобщей грамотности и профессиональной подготовке людей к сложным видам деятельности, в постиндустриальном обществе в условиях «цифровой революции» задачи овладения «цифровой грамотностью», умением учиться постоянно и быть готовым к участию в сетевых форматах интеллектуальной деятельности актуализируются. Высокий уровень мотивации людей к грамоте на этапе индустриализации нашей страны определялся не наградами, а тем, что умения читать и писать превратились в жизненно важную и неотъемлемую часть трудовой деятельности. Стремление молодого поколения к высоким стандартам качества образования, общей и профессиональной компетентности появится лишь при условии интеллектуализации общества во всех его сферах (труд, управление, производство, политика, досуг и т. д.) [3].
Итак, учитывая глубину проблем на пути к интеллектуализации нашего общества, следует отметить, что требуется приложить немало усилий для формирования общенационального интереса к знаниям и создания благоприятной институциональной среды, необходимой для создания стимулов к развитию и применению интеллектуальных навыков растущего поколения. Для достижения этого важно, прежде всего, руководству страны осознать глубинный смысл феномена интеллектуализации и значимость интеллектуального потенциала как главной ценности общества и как стратегически важного ресурса государства.
Когда руководство нашей страны признает тот факт, что интеллектуализация является интегральным, многогранным процессом во всех его проявлениях, можно будет рассчитывать на позитивные изменения. На сегодня представляется очевидным следующее: невозможно сделать общество умнее путем введения технологических новшеств на фоне деградации образования. На данном этапе процесса интеллектуализации российского общества прихо-
дится констатировать, что вопросы сохранения и развития интеллектуального потенциала остаются нерешенными. Можно заключить, что такие задачи не являются еще актуальными для общества, а поиск конструктивных идей по достижению прогресса в области интеллектуализации ограничивается целым комплексом препятствий, для преодоления которых требуются весьма существенные ресурсы - временные, моральные, материальные.
Ответы на поставленные в статье вопросы проявятся с очевидностью, когда интеллектуализация общества начнется с интеллектуализации власти, и, как следствие, задачи развития интеллектуального потенциала станут выполнимыми. Такой подход к решению проблем интеллектуализации общества предполагает формирование нового мышления политиков, без которого вопросы, связанные с формированием «когнитивного общества» в нашей стране останутся открытыми еще не одно десятилетие. И эта тема заслуживает отдельного обсуждения.
Литература
1. Айзенк Г., Кэмин Л. Природа интеллекта - битва за разум: Как формируются умственные способности. М.: Эксмо-Пресс, 2002. 352 с.
2. Антипина Н.Л. Общественная среда как фактор модернизации России. Нефть и газ Западной Сибири: материалы международной научно-технической конференции. Социально-гуманитарные аспекты модернизации России. ТюмГНГУ. Тюмень, 2015. Т. 6. С. 14-19.
3. Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт-исследова-ние-2030: аналитический доклад / под ред. В.С. Ефимова. Инфра-М. Красноярск: СФУ. 2018. 293 с.
4. Беляева О.В. Интеллектуализация образования современного общества знания: роль и перспективы. Виперсон [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://viperson.ru/wind.php?id=644842 (дата обращения: 08.09.2019).
5. Глазьев С. Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах (Коллекция «Изборского клуба»). М.: Книжный мир, 2018. 768 с.
6. Кузнецова А.Я. Гуманистический аспект философии образования в условиях интеллектуального развития общества: дис. ... д-ра филос. наук. М., 2009. 292 с.
7. Романов Ю.А. Управление развитием интеллектуальной деятельности: ав-тореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2009. 23 с.
8. Gottfredson L.S. Mainstream Science on Intelligence: Wall Street Journal. 1994. Vol. 13. P A18.
References
1. Ajzenk G., Kemin L. Priroda intellekta - bitva za razum: Kak formiruyutsya um-stvennye sposobnosti. [The nature of intelligence is the battle for the mind: How mental abilities are formed]. M.: Publ. Eksmo-Press, 2002. 352 p. (in Russian).
2. Antipina N.L. The public environment as a factor in modernizing Russia. Neft' i gaz Zapadnoj Sibiri: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-tehnicheskoj konfer-encii. Social'no-gumanitarnye aspekty modernizacii Rossii. TjumGNGU. [Oil and gas in Western Siberia. Proceedings of an international scientific and technical conference. Social and humanitarian aspects of modernization of Russia]. TSOGU. Tyumen, 2015, T. 6, pp. 14-19 (in Russian).
3. Budushchee vysshej shkoly v Rossii: ekspertnyj vzglyad. Forsajt-issledovanie-2030: analiticheskij doklad / Pod red. VS. Efimova. [The future of higher education in Russia: an expert look. Foresight Study 2030: Analytical Report. Ed. VS. Efimova]. Infra-M, Krasnoyarsk: SFU. 2018. 193 p. (in Russian).
4. Belyaeva O.V Intellectualization of education in the modern knowledge society: role and prospects. Viperson [Viperson.] [Electronic resource]. Available at http://viperson.ru/wind.php?id=644842 (Accessed 08.05.2019) (in Russian).
5. Glazyev S. Ryvok v budushchee. Rossiya v novyh tekhnologicheskom i mirohozy-ajstvennom ukladah. (Kollekciya «Izborskogokluba») [Jerk into the future. Russia in the new technological and world economy. (Izborsk Club Collection)]. M.: Publ. Book World, 2018. 768 p. (in Russian).
6. Kuznetsova A.Ya. Gumanisticheskij aspect filosofi iobrazovanija v uslovijah intellektual'nogo razvitija obshhestva: dis. ... dokt. filos. nauk. [The humanistic aspect of the philosophy of education in the conditions of the intellectual development of society. Ph.D. (Philosophy) Thesis]. M., 2009. 292 p.
7. Romanov Yu.A. Upravlenie razvitiem intellektual'noj dejatel'nosti [Management of the development of intellectual activity]. Abstract of dissertation Ph.D. the sociol. sciences. M., 2009. 23 p. (in Russian).
8. Gottfredson L.S. Mainstream Science on Intelligence:Wall Street Journal. Wall Street Journal, 1994, p. A18.