Интеллект: здравый смысл, рассудок и разум учащегося в контексте постижения научных знаний
Довгая Ю.Л.
аспирант, преподаватель кафедры прикладной психологии УО «ВГУ им. П.М. Машерова», Витебск, Республика Беларусь.
Известно, что общеобразовательная школа является тем самым социальным институтом, который отвечает за качество интеллектуального потенциала общества. Именно в школе закладываются основы и происходит интеллектуальное развитие подрастающего поколения.
В современной психологии однозначной трактовки понятия «интеллект» не существует. Одни психологи под интеллектом понимают способность обрабатывать информацию (Г.Ю. Айзенк, Р. Стернберг, Э. Хант), рационально мыслить и адаптироваться к изменениям окружающей среды (А. Бине, Д. Векслер, А.П. Лобанов). Другие исследователи интеллект рассматривают в качестве формы организации индивидуального опыта (Л.М. Веккер, К.В. Судаков, М.А. Холодная). Третьи определяют интеллект как особую форму человеческой деятельности (А.В. Брушлинский, Ю.Н. Ку-люткин, Н.С. Лейтес, Г.С. Сухобская, Н.Ф. Талызина, О.К. Тихомиров, В.С. Юркевич).
Выделяют три формы организации интеллекта: здравый смысл, рассудок и разум [1; 2]. Они отражают различные способы познания объективной реальности в сфере межличностных контактов и методы ее преобразования на основе полученных знаний. Мы считаем, что здравый смысл, рассудок и разум могут рассматриваться в качестве составляющих интеллекта, тесно взаимосвязанных между собой и взаимовлияющих.
Если интеллект в общем смысле слова — это «сгусток жизненного опыта каждого индивида и, в значительной степени, — всех его предшествующих поколений» [3], то правомочно будет начать рассмотрение составляющих интеллекта со здравого смысла.
Здравый смысл — совокупность взглядов людей на окружающую действительность и самих себя, используемых в повседневной практической деятельности и лежащих в основе моральных принципов [4; 5].
Б. Паскаль здравый смысл рассматривал как способность, которую называл «чувством постижения» (интуиции), в противоположность «чувству геометрии» (строгой логики). И в то же время под здравым смыслом подразумевают процесс адекватного отражения реальной действительности, базирующийся на анализе сущностных мотивов поведения окружающих людей и использующий рациональный способ мышления [2, с. 135]. Здравый смысл передает некую познавательную способность и соответствующие ей знания, используемые людьми в повседневной жизни, а также «применяется для обозначения здравого, правильного, нормального мышления, и для выражения обыденных взглядов, мнений по какому-либо поводу в отличие от профессиональных суждений» [6, с. 5]. Здравый смысл позволяет человеку избегать логических ошибок при оценке и интерпретации внешних ситуаций и в соответствии с этим выбирать наиболее адекватный способ взаимодействий с окружающими [2, с. 135].
Здравый смысл оказывается несовершенным инструментом познания действительности. Он есть дореф-лексивный, т.е. не достигший ступени самосознания, донаучный способ мышления о мире, правомочный лишь в строго очерченных границах повседневного опыта различных видов деятельности людей [6, с. 9].
При рассмотрении здравого смысла с позиции обучения в общеобразовательной школе мы придерживаемся позиции Р.Н. Щербакова, который считает, что именно «здравый смысл учащегося позволяет ему положительно воспринимать науку и научные знания» [5, с. 53]. Мотивация учащихся и интерес к предметам во многом обусловлен восстребованностью знаний в жизнедеятельности школьников. Учащиеся отмечают, что «для последующей жизнедеятельности им потребуется знаний меньше изучаемых в школе, и притом несколько иного характера» [5, с. 54]. Р.Н. Щербаков, вслед за А.И. Ракитовым, констатирует: «налицо проявление обычного здравого смысла, нацеленного на то, чтобы приобретаемые человеком научные знания помогали ему в решении повседневных бытовых, производственных и культурных задач» [5, с. 54]. Так, к примеру, физика «представляет собой довольно жесткую систему научных знаний, в которой нет места человеку. Понятия и законы ее часто находятся в явном несогласии со здравым смыслом, порой принимают форму парадоксов и не столь уж очевидны, как повседневные знания, что, разумеется, создает дополнительные трудности в их понимании» [5, с. 54].
В то же время развитию здравого смысла способствует правильная система обучения, в частности, гуманитарное образование. Здравый смысл играет решающую роль при выборе предмета исследования, при уяснении актуальности новой теории, при разработке системы гипотез, при истолковании данных опыта.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что изучение гуманитарных дисциплин (русский, белорусский, иностранные языки, литература; человек, общество, государство; история и др.), непосредственно связанных с изучением мира человека, опирается на здравый смысл учащихся, поэтому, как правило, не вызывает трудностей и сопротивления с их стороны, в отличие от дисциплин естественнонаучного профиля (физика, химия, математика и др.).
Учителю важно на каждом уроке заботиться о доступности программного материала, поскольку научные знания представляют собой систему экспериментально и логически обоснованных знаний и представлений, причем изложенных на отличном от обыденного языке. Как правило, это достигается обращением, в первую очередь, к качественному объяснению явлений, к использованию примеров из повседневной действительности, к наблюдениям и демонстрационным опытам. Иными словами, «если наука начинается со здравого смысла, то в учебном процессе, чтобы быть понятной и усвоенной учащимися, она, насколько это возможно, должна вернуться к их здравому смыслу, разумеется, не теряя при этом своего существа как научной дисциплины» [5, с. 58].
Итак, с целью оптимизации интеллектуального развития школьников важным видится формирование у учащихся в ходе изучения естественнонаучных дисциплин представления о том, что научные знания являются надежным средством объяснения не только интересных, но и не очень интересных, но в практическом отношении важных явлений окружающего мира.
Философские науки
Таблица 1. Результаты диагностики интеллектуальных операций здраво- Таблица 2. Результаты диагностики интеллектуальных операций рас-го смысла учащихся 5 — 6 классов судка учащихся 5 — 6 классов
№ п/п Интеллектуальные операции Критерии определения результата операций Уровень развития умения Кол-во уч-ся в %
1. Восприятие информации 1) умение определить нужный текст, исходя из заданной темы; высокий 45
средний 39
низкий 16
2) умение обосновать выбор текста; высокий 37
средний 45
низкий 18
3) умение привести свой аналогичный текст. высокий 26
средний 56
низкий 18
2. Выбор информации для решения коммуника- тивно-интел- лектуальной проблемы 1) умение выделить в предложенном тексте главную мысль; высокий 42
средний 50
низкий 8
2) умение определить ключевые слова; высокий 38
средний 57
низкий 5
3) умение разлить текст на основные смысловые абзацы. высокий 36
средний 66
низкий 8
3. Решение коммуника- тивно-интел- лектуальной проблемы (с позиции жизненного опыта) 1) умение выстраивать последовательность взаимосвязанных суждений; высокий 20
средний 66
низкий 14
2) умение различать личностные особенности собеседника, анализировать его вербальные и невербальные сообщения; высокий 23
средний 62
низкий 15
3) умение находить и использовать различные стратегии и способы действия. высокий 16
средний 66
низкий 18
Здравый смысл включает в себя такие интеллектуальные операции, как восприятие информации, выбор информации для решения проблемы, решение проблемы с позиции жизненного опыта человека, а также понимание и интуицию.
Проведенные нами исследования среди учащихся 5 — 6 классов (на базе УО «Государственная гимназия № 3 г. Витебска» и УО «Государственная гимназия № 8 г. Витебска», приняло участие 153 школьника) свидетельствуют о представленности данных интеллектуальных операций у школьников. Результаты представлены в таблице 1.
Исходя из анализа данной таблицы, можно заключить следующее: интеллектуальные операции здравого смысла у школьников 5 — 6 классов находятся на достаточно высоком уровне развития. Наибольшего развития достигает умение работать с текстом с целью выбора информации для решения коммуникативно-интеллектуальных проблем (например, умение определять ключевые слова только у 5% учащихся находится на низком уровне, у 52% — на высоком и 43% на среднем). Трудности возникают при выстраивании последовательности взаимосвязанных суждений, анализе вербальных и невербальных сообщений собеседника и при нахождении и использовании различных стратегий действия, развития умений на низком уровне отмечено у 14%, 15% и 18% школьников (соответственно).
Перейдем к рассмотрению такой составляющей интеллекта как рассудок.
С философской точки зрения, рассудок представляет собой психическую деятельность, дающую материал для разума путем образования понятий, суждений, путем умозаключений [4].
№ п/п Интеллектуальные операции Критерии определения результата операций Уровень развития умения Кол-во уч-ся в %
1. Образование понятий 1) умение дать определение предложенным понятиям; высокий 24
средний 54
низкий 22
2) умение по аналогии предложить свое понятие и дать ему определение. высокий 15
средний 56
низкий 29
2. Построение суждений и умозаключений 1) умение высказать суждение на определенную тему; высокий 21
средний 65
низкий 14
2)умение на основе суждений вывести умозаключение. высокий 17
средний 64
низкий 19
3. Рассуждение 1)умение устанавливать связи / отношения между несколькими понятиями / ситуациями; высокий 13
средний 64
низкий 23
2) умение выделять общее и различное в коммуникативно-интеллектуальной ситуации. высокий 12
средний 57
низкий 31
Итак, под рассудком чаще всего понимают способность правильно рассуждать, умозаключать, последовательно излагать свои мысли. Это способность к абстрактно-логическому познанию и к поиску истины (закономерностей) в пределах имеющихся знаний [7, с. 318]. Это процесс познания реальности и способ деятельности, основанный на использовании формализованных знаний, трактовок мотивов деятельности участников коммуникации [2, с. 135].
Рассудок формируется в процессе эмпирического познания мира. Сферой основного действия рассудка является познание и творчество в пределах материального мира. Рассудочное мышление определяется как такой тип мышления, который находится как бы в конечной цепи преобразования мысли. В процессе преобразования высоких идей и емких мыслеобразов рассудок выполняет функцию оформления речи [8, с. 7].
Таким образом, если здравый смысл является мотивационной основой учения, то рассудок — основным инструментом в учебной деятельности школьников. С опорой на рассудок построены практически все учебные предметы. Это предметы естественнонаучного и гуманитарного цикла: математика, физика, русский язык и литература, история, мировая художественная культура, биология, химия и др. Именно в ходе изучения данных предметов используются такие интеллектуальные операции, как суждение, умозаключение, образование понятий, сопоставление, обобщение, идентификация.
В ходе эмпирического исследования были выделены основные операции, составляющие рассудок, и критерии определения результата операции, по данным параметрам осуществлялась диагностика школьников 5 — 6 классов (результаты представлены в таблице 2).
Анализируя таблицу, можно заключить, что в целом интеллектуальные операции рассудка (по сравнению с операциями здравого смысла) находятся на более низком уровне развития. На низком уровне находится умение по аналогии предложить свое понятие и дать ему определение у 29% школьников (15% показали высокий уровень, 56% — средний). У 31% учащихся
возникают трудности с выделением общего и различного в коммуникативно-интеллектуальной ситуации, на высоком уровне данное умение находится у 12% респондентов, средний показали 57%.
Рассмотрим понятие «разум», предложенное философскими и психологическими словарями. В философском словаре разум определяется как «ум; способность, деятельность человеческого духа, направленная не только на причинное, дискурсивное познание (как рассудок), но и на познание ценностей, на универсальную связь вещей и всех явлений и на целесообразную деятельность внутри этой связи» [4]. Другими словами разум — это способность находить причины и сущность явлений, рассматривать их всесторонне, вскрывать единство противоположностей.
В психологическом словаре приведено следующее определение разума: «разум — форма мышления, которая позволяет человеку переработать в научном понятии данные созерцания и представления, т. е. всесторонне воспроизвести систему внутренних связей, порождающих данную конкретность, раскрыть ее сущность» [9].
Разум предполагает возможность выхода за пределы наличного знания и порождения нового на основе интеграции абстрактного и чувственного познания [7, с. 318].
Без участия разума невозможно в полном объеме постичь такие школьные предметы, как физика, математика, химия и др. Ибо в данных дисциплинах необходимо выяснение и раскрытие отношений, связей, значений, построение и формулирование гипотез. Еще одной важной интеллектуальной операцией разума является саморефлексия, которая становится возможной только в подростковом возрасте.
Результаты изучения проявления разума у школьников 5 — 6 классов представлены в таблице 3. Данные таблицы свидетельствуют о достаточно низком уровне развития у пятиклассников и шестиклассников следующих умений: ставить цели и создавать план
Таблица 3. Результаты диагностики интеллектуальных операций разума учащихся 5 — 6 классов
действий (24%), формулировать гипотезы (29%), прогнозировать результаты исхода коммуникативно-интеллектуальной ситуации (26%), понимать сложные логические отношения и выделять абстрактные связи (27%), создавать новые способы решения коммуникативно-интеллектуальных проблем (30%), изменять собственное поведение на основе саморефлексии (36%) и изменять коммуникативно-интеллектуальную ситуацию на основе прогнозируемого результата (45%).
Мы видим, что все три составляющие интеллекта (здравый смысл, рассудок, разум) имеют большое значение в постижении школьниками научных знаний. Однако как бы мы не принимали во внимание достоинства интеллекта в овладении научными понятиями, но в любом случае мысль оформляется только в слове. Я. Парандовский писал: «Слово — великая тайна... сила слова заключается в его способности вызывать представления, образы». Предметом нашего дальнейшего исследования является слово и научение грамотному его использованию при решении коммуникативно-интеллектуальных задач.
Список используемых источников
1. Вислобокова Н.С. Понятие личности в христианской
и академической психологии // Психологический журнал. — №1. — 2009.
2. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. — М.: МЕДпресс, 2001.
3. Судаков, К.В. Системные основы интеллекта. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.intellectus.su/lib/00039. htm#top. — Дата доступа: 02.11.2009.
4. Философский словарь / Под ред. М.М. Розенталя
и П.Ф. Юдина. — М.: Изд-во Политической литературы, 1963.
5. Щербаков Р.Н. Здравый смысл учащегося и научные знания // Вопросы психологии. — 1993. — № 3.
6. Милютин Ю.Е. Здравый смысл как способ мышления. Автореферат диссерт. на соискание уч. степени кандидата филос. наук. 09.00.01 диалектич. и исторический материализм. — Ленинград: ЛГУ им. А.А. Жданова, 1975.
7. Лобанов А.П. Когнитивная психология: от ощущений до интеллекта. — Мн.: Новое знание, 2008.
8. Сухарев С.И. Соотношение разума, интеллекта и рассудка в теософическом познании: автореферат диссерт. на соискание уч. степени кандидата филос. наук: 09.00.01. — Уфа, 2009.
9. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. —
М.: Педагогика-Пресс, 1997.
№ п/п Интеллектуальные операции Критерии определения результата операций Уровень развития умения Кол-во уч-ся в %
1. Прогнозирование 1) умение ставить цели и создавать план действий; высокий 18
средний 58
низкий 24
2) умение формулировать гипотезы; высокий 13
средний 58
низкий 29
3) умение прогнозировать результаты исхода коммуникативно-интеллектуальной ситуации. высокий 9
средний 65
низкий 26
2. Создание 1) умение понимать сложные логические отношения и выделять абстрактные связи; высокий 13
средний 60
низкий 27
2) умение создавать новые способы решения коммуникативно-интеллектуальных проблем; высокий 10
средний 60
низкий 30
3)умение на основе саморефлексии изменять собственное поведение. высокий 7
средний 57
низкий 36
3. Преобразование умение на основе прогнозируемого результата изменять коммуникативно-интеллектуальную ситуацию высокий 4
средний 51
низкий 45