Научная статья на тему 'Две составляющие процесса мышления'

Две составляющие процесса мышления Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
128
10
Поделиться
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАЗУМ / РАССУДОК / ПОЗНАНИЕ / ПОНЯТИЯ / СУЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Пискуровская Е.Г.

Рассудок и разум понятия, которые прослеживаются со времён античности. На настоящий момент эти понятия рассматриваются как две составляющие процесса мышления и необходимая составляющая научного познания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Две составляющие процесса мышления»

к.пс.н. Пискуровская Е.Г..ГУУ Piskurovskaya E.G.

Doctor ofPhilosophy.GUU

ДВЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ

Рассудок и разум - понятия, которые прослеживаются со времён античности. На настоящий момент эти понятия рассматриваются как две составляющие процесса мышления и необходимая составляющая научного познания.

Ключевые слова: разум, рассудок, познание, понятия, суждения.

TWO COMPONENTS OF THE PROCESS OF THINKING

Reason and mind are things, that have been exanimated since the ancient times. Nowadays these ideas are being as two consistence of scientific knowledge.

Key words: mind, reason, knowledge, idea, judgment.

Интеллект имеет три составляющие: разум, рассудок, понимание. Учение, обучение, научение - стимулируют развитие интеллекта Слово «разум» происходит от латинского rattio, перевод которого отражает период, когда это слово объединяло понятия «разум» и «рассудок». Но, начиная уже с античных времён, эти два понятия разводятся. Рассудок трактуется как способность рассуждения. познания всего относительного, земного и конечного, а разум познаёт божественное и бесконечное. Разум есть высшая способность познания, способность к объединению противоположностей, а рассудок их разводит. Проблема рассудка и разума с давних времён интересовала многих учёных, начиная с Платона и Аристотеля, разделивших эти два понятия (до этого понятия разум и рассудок отождествлялись); рассматривались как ступени познания; обосновывались функции калеюго из этих понятий, их приоритетность. Продолжительное время понятие «рассудок» и «разум» трактовались как синонимы интеллекта, мышления. Гераклит был первым, кто предположил наличие в мыслительном процессе двух составляющих - разума и рассудка Статус категориальности эти понятия получили сравнительно недавно. Мы часто употребляем слова «разум», «рассудок», не задумываясь о различии содержания этих слов. Разделение данных терминов как двух видов мыслительной деятельности получило неодинаковое трактование в различных философских учениях. Так в трактовке Бруно, Шеллинга и др., разум трактуется как высшая форма деятельности, при этом не в полной мере раскрыта и дана оценка способности мышления и рассудочной деятельности. По определению И.Канта - это «Высшая способность умозаключения, дающая априорные принципы, обнимающая собой творческую фантазию, нравственное волеизъявление и религиозное чувство.»

Разум вмешает огромное количество информации, а рассудок анализирует, упорядочивает эту информацию, классифицирует, систематизирует, определяет степень её значимости. При этом отмечается, что в некоторых случаях информация усваивается без включения рассудка, то есть воспринимается и принимается интуитивно (интуитивное восприятие). Или, наоборот, рассудок (рассуждение) является необходимым условием для понимания смысла чего-либо, в результате формируется истинное понимание предмета осмысления.С развитием философии и других наук начинается изучение разума, до этого не рассматриваемого, так как предполагалось, что на начальном этапе формирования мышление было рассудочным. Рассудок, будучи одним из моментов движения мысли к истине, оперирует в пределах сложившегося знания, данными опыта, упорядочивая их согласно твердо установленным правилам, придает ему характер «некоего духовного автомата» (Б.Спиноза), которому присущи жесткая определенность, строгость разграничений и утверждений, тенденция к упрощению систематизации.» (Психология. Словарь. 1990.)« Отвлеченный характер рассудочных операций и результатов, дающих почву для ку льта абстракций и формализмов для приписывания им самодовлеющей созидательной роли» (Философский словарь. 1991.)Различные точки зрения во взглядах на природу и происхождение ума, души, психики просуществовали тысячелетия. Философский словарь (И.Т.Фролов) даёт определение рассудка и разума, «как две взаимно-необходимые стороны развития научного познания, а также нравственного и художественного мышления, две «взаимно-помогающие друг другу способности». За разумом признается способность к осознанию своего существования и способности к восприятию, пониманию закономерностей окружающего мира и их использованию, созданию на базе имеющихся знаний новых идеи. Философы XVIII века закрепляли за рассудком мыслительный процесс, направленный только на самосохранение личности, без ориентации на социальные проблемы высшего порядка Гегель объединял эти два типа мыслительного процесса, оставляя за рассудком способность к вычленению из целостного объектов, элементов, его составляющих. Рассудок рассматривается как низшая способность к абстрактно - аналитическому разделению на составляющие, являющийся базовой основой мыслящего сознания для последующего включения разума конкретно-диалектического понимания. Само мышление Гегель рассматривает с позиции рассудка, представляя его «не более как ткацкий станок, на котором основа - скажем, тождество - и уток - различие - внешним образом соединяются и переплетаются меледу собой». ИКант считал основной функцией рассудка в познании - мыслительное упорядочение явлений, А. Гегель рассматривал рассудок «как необходимый момент разумного мышления», а характеризуя разум, утверждал, что «разум достигает, наконец, истинного выражения истины, как конкретного, то есть включающее в своё единство противоположеные характеристики. В настоящее время понимание рассудка и разума опирается на работы К. Маркса, в своих теоретических исследованиях исходившего из целостности и многообразий проявлений личности.

С развитием науки исследование способности человека к мыслительной деятельности рассматривалось в разных направлениях и, в частности, отслежсивания эволюционного пути развития, начиная с клеточного уровня. Задачей генетической психологии является поиск «закономерности генезиса исходного содержания, дифференцированной чувствительности человека к созиданию механизмов творчества, а также раскрытие связей явлений, изучаемых во времени, и исследование переходов от менее развитых к высшим совершенным формам существования и

функционирования предметов и явлений». (Максименко С.Д.) Предположительно кардинальным этапом зарояедения живых систем принимается совокупность процессов органического синтеза на уровне нейронов. Со временем системы нейронов, достигшие в процессе формирования высокого уровня сложности, позволяют человеку выполнять целенаправленную деятельность. Нейроны являются аккумулятором и передатчиком закреплённых, адаптивных новаций, то есть аппаратом, осуществляющим передачу генетической информации последующим поколениям. Исследования Дж Стернберга и Е.Л.Григоренко по изучению роли наследования интеллектуального потенциала личности позволили утверждать, что почти в пятидесяти процентах от числа обследованных интеллект объясняется генетическими факторами. Под интеллектом принято рассматривать способность нарабатывать и использовать знания, высматривать зависимости между идеями и объектами, воплощать в реальную форму итог наработанных знаний. «Всякий умный человек знает, что такое интеллект... Это то, чего нет у других». (Me. Ñamar, 1964.) Согласно исследованиям Вернора - 60% детерминации статуса IQ является наследственным; возможно, 30% - это влияние среды на пробуждение наследственного капитала; 10 % - есть в равной степени результат влияния наследственности и условий среды. Согласно новой концепции мышления Р.Нудельмана, значительная часть интеллектуальной структуры имеет врожденное происхождение, структура возникла в ходе эволюции как приспособительное устройство, имеющее целью выжеивание и развитие человеческого генома. Необходимость зарождения мышления и его дальнейшее развитие определялось формированием различного рода потребностей. Индивидуальные особенности мышления в настоящий момент рассматриваются, как соотношение имеющихся в разной или равной степени активизации всех видов форм и качеств мыслительной деятельности, взаимодополняющих друг друга. «Для того чтобы усовершенствовать ум надо больше размышлять, чем заучивать» (Р. Декарт). В полной мере человек может быть разумным (осмысливать и осуществлять целенаправленную деятельность) при условии его включённости в эволюционную систему социума. Результаты исследований последних десятилетий изменили традиционный взгляд на деление полушарий как на доминантное субдоминантное. Установлено, что каждое полушарие выполняет свой круг функций, но во взаимодействии рассматривают задачу под разными углами зрения, что в результате позволяет формировать продуктивную деятельность. Можсно предположеить, что за различными долями головного мозга закреплены и рассматриваемые понятия «разум» - творчество (правое) и «рассудок» - логика (левое). Одним из первых объяснение интеллектуальных возможсностей мозга было дано Ф.АГаллем, автором науки «Френология», в начале 19 века Согласно его теории, ответственным за способности являются небольшие участки нервной ткани коры мозга Дальнейшее развитие способностей приводит к расширению границ этих участков. В ходе эволюции наибольшие изменения произошли в больших полушариях и, соответственно, в усложнении высшей нервной деятельности. Дальнейшие эволюционные процессы вносят значительные изменения в площадь коры головного мозга, его поверхностного рельефаРазвитие высшей нервной деятельности жеивотнош составило предысторию формирования человеческого сознания. Психика человека стоит на более высоком уровне, чем психика жеивотных. Человек разумный (Homo sapiens) наделен сознанием и разумом, сформировавшимся в процессе эволюции, благодаря труду. Биологический каркас в известной степени предопределяет контуры будущей постройки, на основе которых формируется личностъ.Если исходить из этапов формирования головного мозга и развития мышления, можсно предположеить, что первичным было зарождение рассудочного мышления. Последующие исследования в этом направлении, включая гистологические исследования, позволили определить роль коры головного мозга, представляющую собой высокоорганизованный аппарат, включающий корковые и рецепторные центры. Современные исследования психических процессов отражены в исследованиях отечественного психолога АРЛурия, сформулировавшего принципы функциональной организации мозга, который рассматривается как высокодифференцированная система, различные сегменты которой, взаимодействуя друг с другом, включены в целостную систему. Активность мозга, по мнению ряда ученых, зависит от скорости прохождения импульса по механизмам нервной проводимости. Есть мнение, что обладающие высокими баллами IQ быстрее осуществляют мыслительные операции в отличие от обладателей более низких IQ. При этом, в ряде исследований последнего времени выявлено, что у обладателей низких показателей IQ отмечается низкая активность мозга при высокой его эффективности. С помощью аппарата мышления осуществляется поисковая функция, ассимиляция поступающей внешней информации, производится её анализ, сопоставление и оценка на основании чего формируются понятия, суждения, заключения и выводы. Наличие высокопродуктивной мыслительной деятельности и интуиции в значительной степени определяют уровень развития способностей, характеризующих общий интеллектуальный потенциал личности. Разум как мыслительная функция представляет собой продукт деятельности мозга, обрабатывающего информацию, полученную от органов ощущений об окружающей среде и определённого уровня развития общества. Общий уровень развития общества является эталоном при определении уровня развития индивида относительно данного общества. Рассудок в процессе познания предшествует разуму. Человека разумного отличает его способность отражать и осознавать вещи в категориях разума, как по форме, так и по содержанию, сформированность сознания и самосознания.В философско-психологической традиции разум и рассудок рассматриваются как два типа мышления. Рассудок в стремлении к установлению истины опелирует к опыту, упорядочивая и систематизируя имеющиеся знания. Рассудочная деятельность выполняет адаптационную функцию в решении задач. Если согласиться с тем, что рассудок выполняет адаптационную функцию, следовательно, его деятельность ограничена пределами полученных знаний и наработанного опыта и направлена на поддержание жизнеспособности индивида, что и является задачей рассудка, отбирающего оптимальные варианты, соответствующие поставленной задаче. Накопленный разумом информационный потенциал получает оценку рассудка Всё, что остаётся за пределами рассудочной функции мышления остаётся свободным от контроля и ограничений, в свою очередь побуждая к рассуждению, осмыслению, выводам. «Разум стремится за пределы существующей системы знаний, но эту систему создаёт рассудок, который раскладывает знания по полочкам. Однако добывает их разум!» (АПолонский). Разум - рефлексирующая система, рассудок - контролирующая инстинкт служба.Деятельность рассудка заключается в сохранении уж«е имеющихся готовых клише и их сопоставление с

наработками разума в пределах рассматриваемой проблемы. Подчинение разума рассудку приводит к формированию личности рациональной, действующей в пределах, установленных норм и правил. Разум обладает способностью к преобразованию, созданию новых форм, стремлением к достижению идеала, как реально существующей цели, так и созданной в воображении индивида; а также разум есть способность осознавать, отображать, соизмерять взаимозависимости, изменять окружающую среду. Разум есть творческая деятельность, способность на базе усвоенных знаний создавать новое и обладает способностью к абстрагированию и обобщению.Философский словарь (под редакцией Е.Ф.Губского) даёт следующее определение рассудка: «психическая деятельность, даюшэя материал для разума путём образования понятий, суждений, путем умозаключений. Рассудок неотделим от логического мышления, с помощью которого осуществляется осмысление окружающего мира, познание и отношения вещей; выстраивание цепочки суждений, сопоставление противоположсносгей. За рассудком признаётся способность систематизировать существующее знание» В трактовке Вундта «рассудок является мыслящей душой способностью мыслить, предметы и их связи посредством понятий». По Канту «рассудок представляет собой способность образования понятий, суждений и правил. Однако, рассудок может быть и без понятий, и понятия бывают без рассудка». Сам процесс рассуждения часто необходим для того, чтобы в ходе этого процесса прийти к сути предмета рассуждения, когда не чётко сформулированная мысль приобретает законченную форму, то есть в процессе рассуждения обретается истинный смысл предмета рассуждения. Такой способ разумения относят к дискурсивному типу разумения в отличие от интуитивного. В результате анализа различных точек зрения на понятия «разум» и «рассудок» исследователи выделяют следующие составляющие (см.табл.):

Разум - синтез всей творческой деятельности; создание новых целей; многогранное восприятие; направление человеческой деятельности. Разум - творит; разум - рождает; разум - создаёт; верит в высшие силы и жеизнь после смерти.

Рассудок - классификация фактов: способность оперировать понятиями; рассуждение; односторонность. Рассудок -воспроизводит; рассудок - приспосабливает; рассудок - разводит в стороны противоположеные понятия; рассудок -потребляет; отрицает высшие силы, обосновывая логически

Таблица

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разум и рассудок_

Разум (идеальное мышление, основывающееся на истине) Безусловный рефлекс. Осмысление с общим смыслом или другим субъектом в контексте. Осмысление носителем рефлекторное. Чувства контролируются мозгом.

Рассудок (логическое мышление основывающееся на предыдущих умозаключениях.) Условный рефлекс - реакция на раздражение. Безконгрольное мышление. Чувства под контролем воли.

В ходе осуществления мыслительного процесса необходимы оба типа рассуждения, без которых не может состояться процесс научного познания. Мыслительный процесс более продуктивен, если он опирается на опыт и достаточный уровень умственных способностей, что и определяет поведение индивида в социуме. Только опираясь на рассудок, разум может проявить творческу ю познавательную деятельность. При этом, преобразуя понятия, личность развивается самаЕсли рассматривать рассудок в познании, то его основная функция это упорядочивание, приведение в систему всей получаемой информации. Всякое знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления» (И.Кант).Разум человека формируется с ранних лет, накапливая информацию, усваивая принципы и правила, соответствующие конкретным ситуациям. Чем старше человек становится, тем меньше он способствует ориентироваться в своих поступках на чувства. Чувства регулируются разумом, согласно сложсившимся представлениям о рациональности или иррациональности тех или иных состояний. Подчиняя себя требованиям извне, мы ограничиваем возможсность субъектного пережеивания. Достаточно часто разум и рассудок вступают в противоречия, что может явиться причиной внутриличностного конфликта. С годами рассудок преобладает и чувства «гасятся» не успевая набрать силу, подчиняясь установленными на протяжении жеизни, шаблонам правильного поведения. Потребность в переживании чувств вне контроля рассудка, на уровне бессознательного, мы часто демонстрируем своим поведением в различных ситуациях как, например, поку пка товаров, не являющихся целью визита магазин. Причины различны - это возможено, на уровне бессознательного, желание порадовать кого-то, тем самым получить в свой адрес положеительные эмоции, повысить самооценку , позволить себе ку пить, восстановить свой статус (после ссоры с мужем), сделав дорогостоящие поку пки, не всегда нуженые, но позволяющие человеку демонстрировать самостоятельность и независимость в принятии решений, т.е. получать удовольствие от собственных поступков. В основе такого поведения заложена потребность в чувствах и эмоциях и значительно снижена рациональность рассудка.

Основное отличие разума от рассудка заключается в возможсности разума к поиску или созданию нового на базе имеющихся знаний, а рассудок ограничен пределами имеющихся знаний. Рассудок оказывает значительное влияние на формирование сознания индивида. Недостаточная развитость рассудочной способности приводит к принятию или формированию сознания, навязанного общественной жеизнью. Индивид, жеивущий только рассудком, в поле сформированном рассудком сознании, (без понимания вещей в категориях разума), уподобляется животному в его отношениях с окружающим миром.

Литература

1. Ананьев Б.Г.« О проблемах современного человекознания» Л.,1977.

2. Анциферова Л.И. «Мудрость и ее проявления в разные периоды жеизни человека» Психологический жу рнал. 2004.Т.25.№3

3. Гегель В.Г. «Энциклопедия философских наук»-М.: НаукаД975-1977.

4. Лурия А.Р. «Культурные различия и интеллектуальная деятельность» М. :изд-во Моек ун-та 1982. С.47-69

5. Пиаже Ж. «Психология интеллекта» М., 1969

6. Современный словарь иностранных слов. М.: «Русский язык»Д987

7. Солго Р.Л. «Когнетивная психология» Пер. с англ. М.,Тривола, 1996

8. Стернберг Р. Изд-во «Питер» 2002 С.20-23

9. Холодная М. А. «Существует ли интеллект как психическая реальность?» Ж-л Вопросы психологии, №5,1990

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Якунькина М.В. «Интеллектуальный потенциал, как психологическая проблема» Серия «Гуманитарные науки»№2 (12,2004)