О. Н. Тимофеев
ИНТЕЛЛЕКТ КАК ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СОЗНАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ
Ключевые слова: саморазвитие, самореализация, интеллект, интеллектуальная компетентность, успешность, индивидуальный сознательный опыт.
Проведен анализ подходов к пониманию путей развития интеллекта. Показано, что современное понимание развития интеллекта это развитие индивидуального сознательного опыта. В результате проведенных исследований с использованием педагогической модели развития эмоциональной компетентности доказано, что это способность, которую можно развивать. Развитие индивидуального сознательного опыта необходимо рассматривать как развитие: самореализации, самообразования, смыслообразования, профессиональноважных качеств личности, т.е. компетенции которые необходимо совершенствовать для успешности, в том числе в инженерной деятельности. Приведены уровни развития индивидуального сознательного опыта.
Keywords: self-development, self-realization, intelligence, intellectual competence, success, individual conscious experience.
The analysis of approaches to understanding of ways of development of intelligence is carried out. It is shown that modern understanding of development of intelligence this development of individual conscious experience. As a result of the conducted researches with use ofpedagogical model of development of emotional competence it is proved that it is ability which can be developed. Development of individual conscious experience needs to be considered as development: self-realization, self-education, a smysloobrazovaniye, professional and important qualities of the personality, i.e. competence which need to be improved for success, including in engineering activity. Levels of development of individual conscious experience are given.
Согласно современным научным взглядам измерения интеллекта должны быть соотносимы с дальнейшими достижениями индивида, а умственные способности все чаще рассматриваются как форма развивающейся компетентности. Индивидов с развитыми знаниями, умениями и способностями, необходимыми для преуспевания в определенной области, обычно характеризуют как специалистов, компетентных в одной и более сфер жизнедеятельности. Исследуемые как различные, эти аспекты (умственные способности и компетентность) рассматриваются как связанные с одними и теми же психологическими механизмами. Вопрос о том, что такое интеллект занимал ученых на протяжении длительного периода времени. В одной из своих работ Р.Стернберг описывает симпозиум, проведенный редакцией журнала «Journal of Educational Psychology» в 1921 году, на который были приглашены 14 экспертов (в том числе такие, как Torndajk E.L. и Terman L.M.), где все многообразие мнений вращалось вокруг двух групп идей: 1) интеллект - это способности к обучению из опыта, и 2) интеллект - это способность гибко и эффективно адаптироваться к окружающей среде. Второй подход определяет интеллект через приспособительную, адаптационную деятельность, а именно, через степень ее успешности. Теоретики системного направления рассматривают интеллект как сложную систему, обычно они объединяют элементы разных подходов. Так состав и строение интеллекта как индивидуального ментального опыта был предложен М. А. Холодной. В рамках анализа ментальных структур выделены три уровня ментального опыта, каждый из которых имеет свое назначение:
1) когнитивный опыт - это ментальные структуры, которые обеспечивают хранение, упорядочивание и трансформацию наличной и поступающей информации, способствуя тем самым
воспроизведению в психике познающего субъекта устойчивых, закономерных аспектов его окружения. Их основное назначение - оперативная переработка текущей информации об актуальном воздействии на разных уровнях познавательного отражения.
2) метакогнитивный опыт - это ментальные структуры, позволяющие осуществлять непроизвольную регуляцию процесса переработки информации и произвольную, сознательную организацию собственной интеллектуальной активности. Их основное назначение - контроль состояния индивидуальных интеллектуальных ресурсов, а также контроль хода интеллектуальной деятельности.
3) интенциональный опыт - это ментальные структуры, которые лежат в основе индивидуальных интеллектуальных склонностей. Их основное назначение заключается в том, что они предопределяют субъективные критерии выбора относительно определенной предметной области, направления поиска решения, определенных источников информации, субъективных средств ее представления и т. д. Интеллектуальные интенции
- это особые субъективные состояния (состояния направленности ума), которые по своим механизмам являются продуктом эволюции индивидуального ментального опыта, а по форме выражения -неопределенно переживаемыми и в то же время чрезвычайно устойчивыми чувствованиями [5]. Ментальность (mens) - способ видения мира, в котором сознательное и бессознательное, логика и эмоции индивида неразделимы. Таким образом, индивидуальный ментальный опыт основан на неосознанных эмоциональных переживаниях. То есть, неопределенно переживаемые чувствования это неосознаваемые эмоциональные переживания.
В то же время развитие человека - история переживаний формирующейся личности, пережива-
ние - главная клеточка в структуре сознания. Развитие эмоций у человека заключается в постепенной дифференциации эмоций, их анализе, развитии способности контролировать и регулировать эмоции. В процессе онтогенетического развития человеческие эмоции изменяются от низших, элементарных, недифференцируемых к высшим, дифференцируемым, опосредованным. Становление личности связано с овладением собственными эмоциональными переживаниями (Л.С.Выгодский) [5].
Переживание - субъективное начало сознания, знание - объективное начало сознания (С. Л.Рубинштейн) [5].
Автор иерархической модели мотивации, а также один из основателей «гуманитарной психологии» американский психолог Абрахам Маслоу (А. МаБ1о'^ в своей работе «Мотивация и личность» в четвертой главе этой работы посвященной «теории человеческой мотивации» указывает, что пятый высший уровень в иерархии мотивов: «Самоактуализация означает полное, живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью, моментами самоактуализации являются высшие переживания, которые испытывает практически каждый человек (но не каждый осознает это), задача педагогики - помочь ощутить (осознать) переживания, и если есть радость, то она должна удивить» [12].
Возникшее на рубеже ХХ века новое научное направление в педагогике и психологии, а также в сфере управления человеческими ресурсами связанно с развитием эмоционального интеллекта - Бр, т.е. с осознанием (пониманием) и управлением своими и чужими эмоциональными переживаниями и это приводит к современному пониманию интеллекта. Интеллект - это индивидуальный сознательный опыт. Таким образом, развитие личности это развитие эмоциональных переживаний от низших-недифференцируемых (неосознаваемых) эмоций к высшим-дифференцируемым (осознаваемым) эмоциям. Следовательно, развитие интеллекта это его развитие от индивидуального ментального опыта (ИМО) к индивидуальному сознательному опыту (ИСО). Первым шагом в этом направлении является осознание (дифференцирование) и вербализация собственных эмоциональных переживаний на основе теории дифференциальных эмоций. Осуществленные научные исследования учеными во главе с К.Э.Изардом в области эмоциональных процессов позволили ему создать теорию дифференциальных эмоций (ТДЭ). К.Э Изард дифференцировал базовые (фундаментальные) эмоции. ТДЭ показывает, что фундаментальные эмоции являются мотивами поведения и деятельности, которые можно дифференцировать, т. е. отличать одну от другой, а также определяет пути управления базовыми эмоциями
[4].
Согласно теории академика РАО Р.Х.Шакурова, смысл любой формы активности человека (действий, деятельности или жизни в целом) имеет эмоциональную природу [1]. А главное: смыслообразующее значение имеют только позитивные эмоции. В одном случае они высту-
пают как главный атрибут предмета потребности (например, его приятный вкус, красивый вид и т.д.), в другом - как эмоциональное следствие определенного процесса, действий или деятельности (радостное переживание, связанное с ожиданием наступления желанного события или достижением успеха в деятельности), в третьем случае - как доброе настроение, бодрость духа. Во всех этих случаях эмоции фиксируют ценность какого-то объекта (предмета, явления, процесса) для данного субъекта. Но ценность, то есть объект, вызывающий положительно-эмоциональное отношение, еще не есть смысл. Смысл - это функциональная характеристика ценности, выражающаяся в том, что в определенных ситуациях ее значение переносится на такие проявления активности человека, которые сами по себе могут быть безразличны. Смыслы - это ценные, привлекательные последствия (результаты) действия, деятельности и жизни в целом. В понятии смысл выражается жизнеутверждающая функция ценности. Благодаря смыслообразующим ценностям жизнь и деятельность обретают красоту и привлекательность, становятся интересными, радостными, желанными. Ценность объектов определяется на трех уровнях
- эмоциональном, образном и понятийном, то есть существуют переживаемые, представляемые и «понимаемые» ценности. Наибольшим смыслообразующим потенциалом обладают переживаемые ценности, наименьшим - ценности, отраженные в сознании в абстрактной понятийной форме. Если же образы и понятия полностью утратили эмо-циогенный потенциал, свою привлекательность, то их смыслообразующая функция угасает. Одним из важнейших источников смыслообразования является деятельность. Она динамична по своей природе, втягивает субъекта в разнообразные ситуации. Именно в деятельности прорастают живые зародыши плодотворного будущего, открывается широкий простор для восхождения по иерархии ценностей, выдвижения перспективных отдаленных целей. Преследующий такие цели человек чувствует себя бодрым и редко впадает в уныние. Для него приобретает смысл все, что он делает для достижения цели. Значение жизнеутверждающих переживаний в смыслообразовании особенно рельефно выступает тогда, когда личность попадает в критическую ситуацию, вызывающую депрессивное состояние.
Следует подчеркнуть: изучение психотерапевтической практики дает богатейший материал для разработки теории смыслов. Но личность -это не просто смысловые конструкты и системы. Личность - это человек как творец смыслов, творец радостей. Может ли этот человек создавать и находить ценности, приносящие эмоциональное благополучие и ощущение счастья? В чем он видит смысл своих планов и деяний? Какими способами он их реализует, какие преграды он может преодолеть? Что его радует и огорчает? Вот что составляет главные измерения личности, ее основные сущностные характеристики. В прошлом личность анализировалась, прежде всего, с
точки зрения осуществления социальных функций. Теперь настало время во весь голос говорить о том, что важно для самой личности, для ее собственного счастья, и с этих позиций исследовать закономерности ее функционирования и развития. Ее внутреннюю организацию. Однако суть гуманистического подхода не в том, чтобы научить личность в отрыве от социальных функций, а в раскрытии механизмов гармонизации человека с его функциями, в выявлении оптимальных путей его социальной интеграции. А это - проблема воспитания базисных смыслообразующих структур личности - с одной стороны, и очеловечивания самого общества, условий жизни и деятельности - с другой. Трудно переоценить значение радости для нас. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость - эти замечательные слова А.С.Макаренко высвечивают самое главное начало в личности. Если радости -главное утверждающее начало личности, то почему же психология мало интересуется ими? Парадокс здесь вот в чем. Тревоги и страдания привлекли внимание многих сотен исследователей. Вокруг них возникли целые научные дисциплины и направления (психопатология, психиатрия, проблемы стрессов, фрустраций и депрессий). А вот научного направления, предметом которого является радость, в психологии нет. Выражение «психология радости» режет слух - непривычно. Концептуальной базой разработки проблематики радости и страданий могут служить идеи психологии преодоления. Очевидно, эмоции уходят генетическими корнями в процесс взаимодействия личности с барьерами: радость - это спутница победного преодоления, а страдание - отражение трудностей и неудач. Однако эта общая схема нуждается в деталях, без которых она «не работает». К таким деталям относятся, прежде всего, особенности активного агента потребности, а также барьеров и динамики их взаимодействия. Сила потребностей зависит от величины барьера. Любая ценность, если дорога к ней трудна или перекрыта, начинает излучать яркий, манящий свет. Если неприступность барьера сохраняется длительное время, человек теряет интерес к ценности. Ее волнующее мерцание постепенно слабеет и может даже потухнуть. Интерес - это положительно-эмоциональная форма проявления устремлений. Устремления человека всегда - бинарны, сочетаются с ожиданием. Можно выделить ожидания на трех уровнях: 1)биологическом (филогенетические); 2)бессознательном (онтогенетические);
3) осознанные ожидания. Ни одно устремление не функционирует в отрыве от ожиданий. Ожидания бывают бодрые (позитивные) и тревожные (негативные). В первом случае ожидается положительно-эмоциональный, желаемый результат, в последнем - нежеланный. Интерес генетически связан с бинарной структурой устремлений. Он чаще всего возникает при наличии вероятности удовлетворения желания - в ситуации позитивной неопределенности (Р.Х.Шакуров) [2].
Экспериментальная часть
Проведенные в ФГБОУ ВПО «КНИТУ» исследования по определению уровня развития эмоциональной компетентности студентов университета с использованием педагогической модели развития ИСО по осознанию и вербализации эмоций показали, что недопустимый уровень (НД) Бр составляет - 28%, критический уровень (КР) Бр составляет
- 16%, допустимый уровень (Д) Бр составляет -12%, оптимальный уровень (ОП) Бр составляет -44%. Средний уровень развития Бр студентов составил 49,2 баллов, что соответствует допустимому уровню развития [10]. Следовательно, только 44% студентов (НД+КР=28%+16%) не способны дифференцировать (осознавать) свои эмоции (переживания), т.е. у таких студентов не развита способность к самоактуализации и саморазвитию, а педагогическом плане к непрерывному самообразованию по сравнению с 70% начальным уровнем (НД+КР).
Системная концепция интеллектуальной деятельности говорит о том, что интеллектуальная деятельность является развитием индивидуального сознательного опыта и включает в себя: когнитивный сознательный опыт + метакогнитивный сознательный опыт + интенциональный сознательный опыт. Данные виды интеллектуальной деятельности хорошо вписываются в блоки теоретической модели развития эмоциональной компетентности.
Ниже приводятся эмоциональные компетенции и соответствующие им структуры интеллекта - как ИСО.
Модель развития ИСО
Когнитивный сознательный опыт Метакогнитив- ный сознательный опыт Интенциональ- ный сознательный опыт
Рефлексия (ВП) Саморегуляция (ВУ+ВЭ) 1) Саморазвитие 2) Самообразо- вание 3) Смыслообра- зование
Эмпатия (МП) Регуляция взаимоотношений (МУ) Профессионально-важные качества личности в «субъект-субъектных» отношениях
Где ВП - внутриличностное понимание (рефлексия), ВЭ - внутриличностная экспрессия, ВУ
- внутриличностное управление (саморегуляция), МП - межличностное понимание (эмпатия), МУ -межличностное управление (социальные навыки). Таким образом, необходимо отметить, что развитие эмоциональной компетентности приводит к успеху в социальной и соответственно в инженерной деятельности и позволяет рассматривать её как ключевую компетентность.
Сочетания приведенных эмоциональных компетенций образуют составляющие эмоциональной компетентности:
1. МБр=МП+МУ (межличностный Бр = эм-патия+социальные навыки) - ПВК личности.
2. ВБр=ВП+ВЭ+ВУ (внутриличностный Бр = рефлексия+саморегуляция).
3. ПЕ=МП+ВП (понимание эмоций = эмпа-тия+рефлексия).
4. УЕ=МУ+ВУ+ВЭ (управление эмоциями = социальные навыки+саморегуляция).
Обсуждение результатов
Результаты проведенных исследований по определению уровня развития Бр способностей студентов ФГБОУ ВПО «КНИТУ» в осознании и вербализации базовых эмоций, а также способности по их дифференцированию представлены в таблице №1. Оценка результатов исследований проводилась с использованием методики разработанной в институте психологии Российской академии наук (ИП РАН) Д.В. Люсиным [6].
Таблица 1 - Экспериментальные данные эмоциональных компетенций ЕО
Эмоцио- нальные компетенции Бд Данные ИП РАН, средние значения начального (стартового) уровня развития Бд, баллы Данные ФГБОУ ВПО «КНИ-ТУ», средние значения уровня развития Бр с использованием модели развития ИСО, баллы Данные ФГБОУ ВПО «КНИТУ», уровни значений компетенций Бд с использованием модели развития ИСО, %
МБд 43,2 49,3 НД-28,0
ВБд 43,0 49,1 КР-16,0
ПЕ 43,3 49,4 Д-12,0
УЕ 42,9 49,0 ОП-44,0
Таблица 2 - Уровни развития эмоциональных компетенций ЕО (данные ИП РАН)
Уровни развития эмоцио- нальных компе- тенций Недопус- тимый, баллы, НД Крити- ческий, баллы, КР Допус- тимый, баллы, Д Опти- мальный, баллы, ОП
МБд 31-40 41-47 48-55 >56
ВБд 28-40 41-48 49-57 >58
ПЕ 31-40 41-47 48-56 >57
УЕ 29-40 41-47 48-56 >57
Результаты исследований, полученные как в институте психологии Российской академии наук,
так и в ФГБОУ ВПО «КНИТУ» свидетельствуют, что начальные (стартовые) уровни развития Бр студентов находятся на одинаковом уровне - уровне критических (средних) значений. Также необходимо отметить, что первый шаг в реализации теоретической модели интеллектуального развития и в частности развития эмоциональной компетентности студентов ФГБОУ ВПО «КНИТУ» в педагогической практике должен быть основан на осознании и вербализации собственных эмоеиональных переживаний, которые и являются моментами самореализации и саморазвития.
Выводы
Таким образом, показано, что «эмоциональный интеллект» как «эмоциональная компетентность», т. е. как способность, которую можно развивать вписана в структуру индивидуального сознательного опыта. Доказано, что первым шагом в развитии ИСО является осознание и вербализация дифференциальных эмоций на основе ТДЭ. Приведены значения ИСО с использованием педагогической модели полного интеллектуально развивающего обучения. Развитие Бр с использованием модели ИСО дает более чем 20% повышение показателей. Именно развитие ИСО гармонизирует интеллектуальную сферу личности, приводит к успешной самореализации, саморазвитию, непрерывному самообразованию и смыслооб-разованию, к социализации и лидерству, развитию профессионально-важных качеств в межличностном взаимодействии.
Литература
1. Шакуров, РХ. К психологической теории личностных смыслов / Р.Х.Шакуров //Профессиональное образование. - 2000. - №3. - С.19-28.
2. Шакуров, РХ. Психология радости / Р.Х.Шакуров //Профессиональное образование. - 2000. - №4. - С.10-17.
3. Гоулман, Д. С чего начинается лидер/ Д.Гоулман. -Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - С. 9-36.
4. Изард, К.Э. Психология эмоций/ К.Э.Изард. - Пер. с англ. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.- 464с.
5. Юсупова, Г.В. Состав и измерение эмоциональной компетентности/ Г.В.Юсупова. - Автореф. к.псих.н. -Казань: КГУ, 2006. - 26 с.
6. Люсин, Д.В.,Ушаков, Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект, от процессов к измерениям/ Д.В. Люсин, Д.В.Ушаков - М.: Институт психологии РАН, 2009 -349с.
7. Тимофеев, ОН. Эмоциональная компетентность и профессиональная компетентность/ О.Н. Тимофеев // Вестник Казан. технол. университета.- 2011. - №2. - С. 318-323.
8. Тимофеев, О.Н. Эффективное лидерство и эмоциональный интеллект, концепция развития / О.Н. Тимофеев // Вестник Казан. технол. университета. - 2011. -№2. - С. 312-318.
9. Тимофеев, О.Н. Развитие эмоционального интеллекта студентов в техническом вузе / О.Н. Тимофеев // Вестник Казан. технол. университета.- 2011. - №11. - С. 245-239.
10. Тимофеев, О.Н. Теоретическая модель развития эмоционального интеллекта студентов в техническом вузе /
О.Н. Тимофеев // Вестник Казан. технол. университета.
- 2012. - №1. - С. 266-271.
11. Тимофеев, О.Н. Развитие интеллектуальной компетентности студентов в инженерном вузе / О.Н. Тимофе-
ев // Вестник Казан. технол. университета. - 2013. -№4. - С. 266-271.
12. Мейдер В.А. Личность - звено между мотивацией и ее реализацией/ В.А.Мейдер//Вестник Высшей Школы. -2012. - №10. - С. 81-84.
© О. Н. Тимофеев - доц. каф. инженерной педагогики и психологии КНИТУ, Timofeev_ON@mail@ru.