Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2010. Вып. 2 (17). С. 137-145
Субъектность человека как системообразующее
КАЧЕСТВО ДУШИ И КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ С. В. Кондратьев
С позиции православной психологической парадигмы в статье рассматривается человеческая субъектность как системообразующее качество души. В этой связи обосновываются уровни душевного самобытия: бессознательный (арефлексивный), сознательный (рефлексивный), сверхсознательный (трансрефлексивный). Дается понятие индивиду и индивидуальности как объективно заданным душевным целостностям. Раскрываются психологические содержания личности и социального индивида как феноменам субъек-тности человека и как продуктов онтогенетического развития индивидуальности и индивида. Раскрывается структура и содержание интеллекта как душевного атрибута. Дается понятие индивидуальной нравственности и индивидуальной морали, раскрывается психологическое содержание ценностно-ориентационной сферы субъектности человека. Определяются чувства и эмоции как душевные атрибуты.
Одной из методологических проблем психологии является ее научный предмет. При этом наблюдается закономерная для психологической науки в целом тенденция к переходу от частных описаний отдельных психических процессов, явлений и др. к определению системообразующей человеческой целостности, отличающей психологию от других антропологических дисциплин. В качестве такой целостности выступает душа.
Душа рассматривается как предметная область в психологии, построенной в рамках гуманитарной парадигмы. Однако понимание сущности и содержательного состава в данном направлении психологии является проблематичным; существует несколько подходов к определению знания о душе. Так, например, в христианской психологии как разновидности гуманитарной психологии, рассматривая возникновение, сущность и существования человека как продукт Божественного творчества, ряд ученых психологов и богословов противопоставляют научную психологию учению Церкви. В этом случае говорят о «мертвой психологии», представленной в научно-психологических исследованиях и основывающейся на материалистическом мировоззрении, и «живой психологии», выстраивающейся на святоотеческом учении. Другие говорят о психологии как прикладной области христианской антропологии, сотериологии, аскетики и др. Третьи определяют психологию как самостоятельную научную область знания, базирующуюся на религиозной и идеалистической философии. Понятие души и
психики в этом случае тождественны и трактуются как «вневременная идеальная субстанция».
Поскольку душа является категорий междисциплинарной, требуется уточнение понимания ее содержательного состава с точки зрения психологии. В этом отношении представляет интерес психологическое наследие В. В. Зеньковского, касающегося сущности понимания человеческой души. При этом следует иметь в виду, что в качестве методологической основы учение Православной Церкви, наследие Святых Отцов, христианскую философию и христианскую космологию. Также, несмотря на содержательную взаимосвязь психологии с христианской антропологией, сотериологией и аскетикой, ее категориальный состав, способы и процедуры построения исследования, выбор доказательной базы существенно отличается от указанных наук. Задачи, которые решает в этом случае психология, связаны с психологической интерпретацией фактов, представленных в Священном Писании, ведущим доктрин и понятий, имеющим место в учении Святых Отцов Православной Церкви, категорий и основных положений христианской антропологии, сотериологии, аскетики, философии. Например, объяснить с психологической точки зрения сущностные изменения, происшедшие в человеке в результате его грехопадения, определить психологические содержания личности, сопоставив их с понятием личности в святоотеческом учении, христианской антропологии, сотериологии, аскетике, раскрыть антропологические категории через психологические понятия и др. Решение этих задач невозможно без опоры на достижения психологической науки на основе естественнонаучной парадигмы. Однако все теоретические позиции, концептуальные положения, понятия и т. д., приводимые в этих разработках, должны быть соотнесены с учением Православной Церкви, понятийным аппаратом христианской антропологии и т. д.
В традициях святоотеческого учения душа трактуется многоаспектно, и мыслиться как «субстанция самоцельная и бестелесная», «одинаковая с духом по существу» и т. д. При этом ее определение идет либо через ее отношения к телу, либо через отношения к духу. Человеческая душа мыслится как идеальная, метафизическая субстанция, интегрирующая в себе духовное и природное в человеке. Будучи невидимой, она проявляет себя через видимое тело1. В этой связи понимание ее сущности невозможно вне рассмотрения Божественного творчества мира.
Идея Божественного творения мира наиболее целостно отражена в христианской метафизике. Согласно ей, в человеке имеют место две субстанциональные основы: духовная и природная, при этом первая отражается во второй. Результатом такого отражения является возникновение некоего сущностного интегратива, образующего относительно автономную человеческую субстанцию — душу. Другими словами, душа есть сущностная человеческая целостность, возникающая в результате отражения духовного в телесном и представляющая собой оживляющую энергетическую систему.
Говоря о душе, необходимо выделить сущностные различия между человеком и животными. Как жизненное начало, душа есть и у животных. Однако, по
1 Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолствующих. М. : Канон, 1995.
совершенно справедливому утверждению свт. Григория Паламы, душа животного есть жизнь тела, ею одушевленного и имеющего эту жизнь не по существу, а по действию. Эта душа ничего другого не может, кроме действия тела, и при разложении тела распадается вместе с ним. Душа человека и душа животного — качественно различные феномены и потому несопоставимы. Человеческая душа одухотворена, в ней проявляется образ Божий, в то время как душа животного есть лишь энергетический потенциал, заложенный Творцом в животного для оживления тела животного.
Исходя из идеи Божественного творения мира, можно предположить, что духовное и природное в человеке задано изначально. Эти субстанции по большей части не имеют качественного развития, они лишь количественно изменяются (объем, содержание и др.) в онтогенезе. Возникновение же качественных новообразований имеет место в душе человека. При этом духовное и природные содержания детерминируют душевное развитие в виде развития задатков и предрасположенностей человека. Таким образом, имеет смысл говорить об онтогенетическом развитии духовного и природного применительно к развитию души человека. Именно в душе человека духовные и природные задатки и предрасположенности становятся способностями, различными психическими свойствами, процессами, качествами и др. При этом, если духовное и природное выступают заданными базисными субстанциями и реализуются в объективном бытии человека, то душевные образования, возникающие в его онтогенетическом развитии, характеризуют субъективное бытие человека. В этих душевных образованиях проявляется субъектность человека. Следовательно, исследование души как научно-психологической проблемы предполагает рассмотрение субъ-ектности человека.
Сопоставляя между собой уровни существования субъектности, рассматриваемые в современной психологии и области существования души, представленные в христианской антропологии, сотериологии и святоотеческом учении в качестве основных уровней душевного бытия, можно выделить сознанательный, сверхсознательный и бессознательный, или, более точно, арефлесксивный, рефлексивный, трансрефлексивный уровень.
Бессознательное (арефлексивный уровень психического) есть природно детерминированная область психики. В нем имеет место душевная ориентированность на телесное бытие человека или связано с существованием группы как целостного социального организма. Бессознательное имеет два уровня: глубинное бессознательное и подсознательное. В первом случае речь идет о психическом содержании, открытом соматическому, вбирая оттуда в себя инстинктивные потребности, которые находят в нем свое психическое выражение. Во втором случае имеются в виду психические свойства, предписывающие человеку определенные нормы поведения, невзирая на трудности со стороны «инстинктов» и внешнего мира.
Сознание (рефлексивный уровень психики) по своей сути является исключительно душевным образованием связанным с возникновением рефлексии. Рефлексия прежде всего реализуется через способность человека обнаруживать разную степень и глубину осознания собственной самости. В ней выражается
функциональность сознания следовать некоторым символам, смыслы которых могут быть раскрыты в «терминах» человеческой жизни.
Сверхсознание есть духовно детерминированная область психики. Здесь наблюдается душевная ориентация человека на духовное самобытие. Сверхсознание связано, прежде всего, с реализацией духовной свободы человека. В этом случае проявляется «способность ума “разбираться” в положении и обдумывать планы, способность души зажигаться теми или иными чувствами и, наконец, способность принимать решения и осуществлять их. Согласно этому, в сверхсознании реализуется духовная направленность человека к Богу или в «противоположную сторону». В первом случае человек переживает вершинные чувства — сострадание, терпимость, самопожертвование, добродетельность (воздержание, целомудрие, нестяжание, кротость, смирение и др.). Все это обеспечивает достижения вершины духовного бытия — состояние любви Бога и людей. Во втором случае человек переживает глубинные чувства — страх, зависть, неприязнь, гордыню, враждебность и др. В результате имеет место ненависть как состояние отвержения, богоборения, эгоизма и др., что свойственно духовному упадку, греховному самобытию человека.
При этом арефлексивный и трансрефлексивный уровень в человеческой субъектности заданы по факту творения в виде задатков и интенций. Задатки являют собой предрасположенности природно-детерминированного характера, а интенции предрасположенности духовно-детерминированного характера. Последнее позволяет говорить о двух заданных человеческих душевных целостностях: индивиде и индивидуальности.
Индивид в психологии обычно трактуется как единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его социальности. Он представляется в природных, биологических особенностях как человеческий организм. Опираясь на христианскую метафизику, в качестве первопричины индивидуальности следует рассматривать духовные интенции как смыслы Божественного творчества, реализованные в отдельно взятом человеке, в его непохожести в духовном плане на других людей. Это есть «идея» человека, воплотившаяся в неповторимости его духовного мира, особенностях жизненного пути.
Онтогенетическое развитие человека предполагает влияние на индивидуальность и индивид социальной среды. Результатом такого влияния выступают психические новообразования, возникающие в результате формирования новых свойств, процессов, состояний, качеств души. Именно в этих душевных образованиях имеет место духовное и природное развитие человека.
Если духовное и природное выступают заданными базисными субстанциями и реализуются в объективном бытии человека, то душевные образования, возникающие в его онтогенетическом развитии, характеризуют субъективное бытие человека. В этих душевных образованиях проявляется субъектность человека.
Исходя из того, что индивидуальность и индивид есть заданные психологические целостности человека, субъектность можно рассмотреть в контексте социализации этих целостностей. В этом случае результатом социализации индивидуальности выступает личность, а индивида — социальный индивид.
Личность можно определить как духовно-социальный феномен, представленный в сознательном существовании, т.е., личность — это та область субъективной реальности, в которой духовный мир человека реализуется через социальное бытие. Здесь человек осознает себя субъектом, отличным от других. Таким образом, критерием личности выступает сознание (рефлексивный уровень), по наличию или отсутствию которого говорят о наличии или отсутствии личности, а по степени развития определяют уровень развития личности. Социальный индивид — это социально-биологический феномен. Этот феномен характеризуется бессознательной социальностью (арефлексивный уровень), его свойства позволяют человеку идентифицировать себя с определенной социальной совокупностью или обществом в целом. Процесс становления социального индивида во многом детерминирован индивидными свойствами человека, среди которых типические свойства занимают одно из ведущих мест. Следует сказать, что если индивидуальность является характеристикой личности, то типическое характерно для социального индивида. При этом типизация социального индивида осуществляется на основе взаимосвязи типических особенностей индивида и его социальной активности. Другими словами, речь идет о типических особенностях субъектов поведения, общения и т. д.
Опираясь на святоотеческое учение, христианскую антропологию и сотери-ологию, можно сказать, что личность и социальный индивид находят свою реализацию в трех основных формах самобытия: «растительной», «чувственной», «разумной»2. Это представляется тремя силами, частями души: 1) чувствующей; 2) желательной; 3) разумной (умственной). На уровне самобытия личности и социального индивида указанные стороны души наполняются определенным психологическим содержанием.
Мыслительная сторона души наиболее целостно представлена интеллектом человека.
С позиций православной парадигмы в психологии, согласующейся с творениями отцов Православной Церкви, интеллект следует рассматривать как атрибут души, выражающийся в умственном опыте человека. В этой связи вызывает интерес теория интеллекта М. А. Холодной. На сегодняшний день это, пожалуй, единственная психологическая теория, которая предусматривает некую метафизичность в структуре интеллекта и, кроме того, дает представление об интеллекте как особой психической реальности. В данном случае интеллект определяется как «...особая форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта в виде наличных ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства отражения, и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего...» При этом под метальным опытом понимается система наличных психических образований и инициируемых ими психических состояний, лежащих в основе познавательного отношения человека к миру и обслуживающих конкретные свойства его интеллектуальной деятельности. Таким
2 Феофан (Авсенев), архим. Из записок по психологии. Киев, 1869.
3 Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск : ТГУ; М. : Барс,
1997.
образом, в рамках этой теории данный опыт представляется в виде ментальных структур, ментального пространства и ментальных репрезентаций.
В рамках субъектности человека выделенные формы ментального опыта определяют «изнутри» особенности поведения личности и социального индивида. Особое место здесь принадлежит ментальным структурам, т. к. они лежат в «основании» иерархии ментального опыта. Иначе говоря, ментальные структуры — это «...своеобразные психические механизмы, в которых в “свернутом” виде представлены наличные интеллектуальные ресурсы субъекта и которые могут “развертывать” при столкновении с любым внешним воздействием особым образом организованное ментальное пространство»4, последнее же позволяет перейти к «ментальным репрезентациям»5, которые имеют выраженность в трех уровней ментального опыта — когнитивного, метакогнитивного, интенциональ-ного. Первый из них обеспечивает хранение, упорядочивание и трансформацию наличной и поступающей информации, способствуя тем самым воспроизведению в психике познающего субъекта устойчивых, закономерных аспектов его окружения. Второй — позволяет осуществить непроизвольную регуляцию процесса переработки информации и произвольную, сознательную организацию собственной интеллектуальной активности. В третьем заключены индивидуальные интеллектуальные склонности, основное назначение которых заключается в том, чтобы предопределять субъективные критерии выбора определенной предметной области, направления поиска решения, источников информации, субъективных средств ее представления и т. д.6 Указанные уровни определяют свойства индивидуального интеллекта человека, который проявляется через интеллектуальные способности, реализуемые в сверхсознательной, сознательной, бессознательной областях психики.
Желательная сторона души наиболее целостно представлена ценностноориентационной сферой личности и социального индивида. Ценности — это, прежде всего, специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества, т. е. это система критериев, характеризующих жизненную происходящего с человеком и вокруг него (К. А. Абульханова-Славская, А. Н. Леонтьев, Ш. А. Надирашвили и др.). Они раскрывают нравственную и моральную сторону жизненной ориентации человека. При этом нравственные ценности характеризуют духовный потенциал человека и определяют личность. Моральные же ценности выполняют социально адаптивную функцию и присущи как личности, так и социальному индивиду. Таким образом, нравственные ценности представляют собой принципы, детерминирующие духовную реализацию человека в социальном бытии. Моральные ценности определяются обобщенными социально выраженными потребностями большинства членов социальной совокупности. Другими словами, данные ценности отражают обобщенные жизненно важные потребности той социальной среды, к которой принадлежит человек. Они находят свою выраженность в нормах «сознательной» и «бессознательной» морали.
4 Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. С. 165.
5 Там же. С. 148.
6 Там же. С. 170.
«Сознательная» мораль характерна для личности, в то время как «бессознательная» — для социального индивида.
Говоря о желательной стороне души, возникает необходимость затронуть определение воли как составляющую данной стороны. В христианской антропологии понятие «воля» рассматривается во взаимосвязи с понятиями «желание», «влечение», «страсть»7. В современной психологии понятие «воля», «желание», «мотивация», также четко не разделены. Зачастую воля часто меняется или отождествляется с мотивацией, при этом понятия «желание», «стремление», «хотение», «мотив», как правило, пересекаются и различаются лишь в основном по степени осознанности8. Рассматривается воля и как потребность преодоления препятствий9. Такой подход к пониманию воли вряд ли можно считать правомерным, если рассматривать человеческую сущность как с позиции христианской метафизики, так и в целом с позиции Священного Писания. Воля, как и свобода, есть атрибут духа, и в этом случае человеческая воля есть эманация Божественной воли. В человеческой воле проявляется образ Божий. Поэтому сводить волю к мотивации и еще более к потребности есть заблуждение. Воля, конечно же, имеет свое присутствие в человеческой душе, однако она выходит за границы какой-то отдельной стороны души, воля входит во все одухотворенные душевные образования. В желательной стороне души воля естественно связана с духовными потребностями человека и, таким образом, детерминирует соответствующую мотивацию.
Чувственная сторона души раскрывает содержание чувственно-эмоциональной сферы человека. В христианской антропологии и святоотеческом учении данная сторона связана с сердцем и выступает духовным центром всей жизни человека. Святые отцы указывают на то, что сердце способно мыслить, и оно является вместилищем чувств, ему присущи радость, скорбь, страх и т. д. Святые отцы отмечают, что в глубине сердца сокрыта любовь. В нем Бог открывает себя человеку.
Таким образом, чувственная сторона является системообразующей стороной души, она выступает основанием для мыслительной и желательной сторон.
Психологическое содержание чувственной стороны души составляют эмоции и чувства человека. В эмоциях имеет место душевная ориентация на природную субстанциональную основу человека. Они представляют собой психические состояния, детерминированные «пользой» или «угрозой» для человека внутренней или внешней объективной реальности. В таких состояниях либо мобилизуются энергетические ресурсы в ситуациях, связанных с опасностью физического или социального существования человека, либо демобилизуются в ситуациях покоя. Эмоции всегда отражаются во внешнем облике человека через мимику, жесты, взгляд, запах и т.д. Они, как правило, связаны с ощущениями человека. В основном эмоции характеризуют реактивность поведения социального индивида.
7 Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. М. : Паломник, 1996.
8 Ильин Е. П. Психология воли. СПб. : Питер, 2000.
9 Симонов П. В. Мотивированный мозг. М. : Наука, 1987.; Чхартишвили Ш. Н. О природе воли // Труды Кутаисского государственного педагогического института. Кутаиси, 1958. Т. 19.
Чувства характеризуют душевную ориентацию на духовную субстанцию человека. В них отображаются низменные или вершинные переживания, связанные с духовным бытием личности. В низменных чувствах имеет место эгодо-минатность личностного самобытия. Это переживание гордыни, зависти, мстительности, неприязни, отчуждения, тщеславия и др. Они связаны с ценностной ориентированностью человека на телесное и социальное существование, во многом они являются результатом «прельщения благами видимого физического мира» (прелести). Такие чувства определяют греховность личностного самобы-тия и, в конечном итоге, приводят к ненависти как интегративному состоянию человеческой души. В вершинных чувствах человека реализуются смысловые устремления к Богу10. Они предполагают переживания бесстрастия, смирения, покаяния, благодарности и благоговения к Богу, нестяжания, терпимости, сострадания, кротости и т. д. В них реализуется христианская нравственность, ориентированность на соблюдение законов Божьих. Эти чувства детерминируют интегративной состояние человеческой души, вершинное ее одухотворение — любовь. Признаками любви являются радость, внутреннее просветление, воодушевление, общность чувств. «Духовная любовь не зависит от внешних условий: она приходит таинственным путем от Бога и влечет сердце человека к своему первоисточнику. <...> Поэтому человек ощущает все большую и большую жажду общения с Богом»11. Наиболее целостно любовь представлена в вере как системообразующем интегративном душевном образовании, направляющем человеческую деятельность, поведение, общение, познание к Богу.
Рассмотренные стороны человеческой души определенным образом раскрывают содержание сверхсознательной (трансрефлексивный уровень), сознательной (рефлексивный уровень), бессознательной (арефлексивный уровень) областей психики. В этом отношении их исследование определяет человеческую душу как научную категорию и позволяет рассматривать субъектность как системообразующее качество и как научный предмет психологии.
Ключевые слова: душа, субъектность, арефлексивный уровень психики, рефлексивный уровень психики, трансфрефлексивный уровень психики, индивид, индивидуальность, личность, социальный индивид, интеллект, ценности, смыслы, чувства, эмоции, потребности, мотивы, воля.
10 Братусь Б. С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 9-17.
11 Александр (Милеант), еп. Любовь — царица добродетелей. СПб. : «Лита», 2000. С. 15.
Subjectness of Person as a Fundamental Characteristic of Soul and as the Subject of Psychology
S. V. Kondratyev
This study, based on the Orthodox psychological paradigm, deals with the subj ectness of the person as a system-forming characteristic of soul. The following levels of the selfbeing of soul are distinguished: unconscious (nonreflective), conscious (reflective), hyperconscious (transreflective). The notions of “individual” and “individuality” are regarded as objectively determined entities. The psychological content of personality and social individuality is seen as the phenomenon of subjectness of the person and as a product of ontogenetic development. The structure and content of the intellect as a spiritual attribute are considered as well. The definition of individual morals and individual ethics is discussed, as well as the psychological content of the value system of subjectness. Feelings and emotions are defined as spiritual attributes.
Keywords: soul, subjectness, nonreflective level of psyche, reflective level of psyche, transreflective level of psyche, individual, individuality, personality, social individuality, intellect, values, meanings, emotions, necessities, motives, volition.