Научная статья на тему 'Развитие эмоционального интеллекта студентов в техническом вузе'

Развитие эмоционального интеллекта студентов в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1042
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ИНТЕЛЛЕКТ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЛИДЕРСТВО / EMOTIONS / INTELLIGENCE / COMPETENCE / LEADERSHIP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тимофеев О. Н.

Проведен анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития интеллектуальной компетенции и выделен важный элемент эмоциональный интеллект. Рассмотрена концепция эмоционального интеллекта, раскрыты механизмы формирования интеллектуальных умений: рефлексии, эмпатии, социальных навыков. Представлена оценка компонентов структуры эмоциональной компетентности на примере студентов КГТУ и менеджеров предприятий Республики Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of psychological and educational research on the development of intellectual competence and highlighted an important element emotional intelligence. Considered concept emotional intelligence revealed mechanisms of intellectual skills: reflection, empathy, social skills. The estimation of the components of the structure of emotional intelligence as an example of students KSTU and managers of enterprises of the Republic of Tatarstan.

Текст научной работы на тему «Развитие эмоционального интеллекта студентов в техническом вузе»

УДК 152.

О. Н. Тимофеев

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ

В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Ключевые слова: эмоции, интеллект, компетентность, лидерство.

Проведен анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития интеллектуальной компетенции и выделен важный элемент - эмоциональный интеллект. Рассмотрена концепция эмоционального интеллекта, раскрыты механизмы формирования интеллектуальных умений: рефлексии, эмпатии, социальных навыков. Представлена оценка компонентов структуры эмоциональной компетентности на примере студентов КГТУ и менеджеров предприятий Республики Татарстан.

Keywords: emotions, intelligence, competence, leadership.

The analysis of psychological and educational research on the development of intellectual competence and highlighted an important element - emotional intelligence. Considered concept emotional intelligence revealed mechanisms of intellectual skills: reflection, empathy, social skills. The estimation of the components of the structure of emotional intelligence as an example of students KSTU and managers of enterprises of the Republic of Tatarstan.

Российская система подготовки специалистов высшей квалификации переживает период поиска стратегических путей развития, обусловленный несоответствием ее прежнего устройства и изменившимися социально-экономическими реалиями. Современный период развития общества характеризуется устойчивыми закономерностями общественнополитического, социально-экономического, научно-технического порядка. Причиной углубления дифференциации мировой экономики является технологическая и интеллектуальная революция, выражающая собой скачек в инновационной динамике, охватывающей производство, экономику, культуру, науку и образование.

В современных условиях интеллектуальный потенциал общества становится важнейшей основой его развития и доминирующее место в профессиональной подготовке инженеров должно принадлежать личностным и интеллектуальным качествам.

Интеллект - сформированное в онтогенезе сознание, основанное на восприятии, понимании и объяснении информации.

В настоящее время происходит смена парадигмы образования: от

узкопрофессионального дисциплинарно-рецептурного образования, способствующего формированию фрагментарного сознания, к парадигме междисциплинарного, проблемноориентированного образования, призванного формировать системное сознание и интеллект. Новая парадигма состоит в том, что профессиональное образование, наряду с познавательной функцией должно обеспечить психологическую функцию, состоящую в развитии интеллектуального потенциала студентов с учетом уникальности и ценности психологических возможностей каждого.

Важной тенденцией высшего образования является гуманизация образования, под которой понимается последовательное введение в него большого числа параметров, характеризующих человеческое измерение научного познания: увеличение внимания к личности каждого студента как высшей социальной ценности общества, усиление «психологизма» образовательного процесса. Понимание науки не только как объективированного знания, но и совокупности индивидуально-субъективных значений, представляющих личностное знание.

На этапе возникновения интеллектно - информационной цивилизации необходимы новые подходы к формированию профессиональных компетенций инженера. Глубокая интеллектуальная насыщенность содержания требований к выпускникам инженерного вуза

ставит перед вузом в качестве одной из центральных задач проблему развития у будущих инженеров широчайшего спектра интеллектуальных качеств.

В психолого-педагогических исследованиях вопросы формирования интеллектуальных умений, мотивов, развитие процессов саморегуляции и самоуправления обычно рассматриваются в различных, зачастую параллельных плоскостях.

К настоящему времени в психологии появились исследования, которые позволяют по новому подойти к решению вопросов организации интеллектуального развития студентов. Все психологические теории последнего десятилетия объединяет мысль о существовании некоторого самостоятельного явления, отличного от традиционного интеллекта в его устоявшемся понимании (речь, логика, математика, графика), которое обеспечивает адаптивность субъекта к различным социальным ситуациям и что особенно важно повышает успешность личности в профессиональной сфере. Данный феномен воспринимается, понимается и объясняется концепцией эмоционального интеллекта (Mayer, 1993г., Гоулмен Д., 1995г., Caruzo D., 1997г., Е.В.Либина, 1995г., Д. Равен, 2002г.).

Эти и другие ученые в своих работах доказывают, что именно эмоции в реальной жизни ответственны за принятие решений, даже когда мы сами убеждены в обратном. Примерно 80% успеха, который не определяется интеллектом в его традиционном понимании, обусловлено феноменом эмоционального интеллекта.

С точки зрения функциональной ассиметрии мозга человека рассмотрение концепции эмоционального интеллекта и его составляющих приводит к выводу о том, что эмоциональный интеллект хорошо соотносится с выполнением функций правого полушария коры головного мозга человека ответственного за восприятие и эмоции, тогда как левое полушарие мозга ответственно за речь, логику, математику. Отсюда становится понятными результаты психологических исследований рассматривающих формирование так называемых интеллектуальных умений, в традиционном устоявшемся понимании интеллекта и формирование рефлексии, саморегуляции, эмпатии и социальных навыков в понимании эмоционального интеллекта в параллельных плоскостях и по независимым самостоятельным траекториям (Г.В .Юсупова, 2006 г. и др.).

В исследованиях психолога Беленина В.П., 2003 г. показано, что психическая деятельность человека осуществляется при контроле правого полушария над левым полушарием, нарушение такого контроля, например при патологии правого полушария или при нарушении межполушарного баланса приводит к значительной дезорганизации психической деятельности.

В работах Н.П.Гончарук, 2002г. показано, что качество интеллектуальных ресурсов общества становится главной базисной характеристикой, определяющей успех экономики. Происходит интеллектуализация производительных сил. Интеллект человека и интеллект общества становится главной движущей силой развития страны. Усиление роли общественного интеллекта делает общество более чувствительным к качеству человека, к качеству образования. Задача образования - обеспечить необходимое повышение качества общественного интеллекта.

Технократический общественный интеллект формирует машиноподобную «неприроду», которая при взаимодействии с человеком, роботизирует его. Роботизация человека формируется вследствие низкого уровня научного самопознания человека, вследствие недостаточного уровня развития наук естественно-предметной направленности. Одним из факторов, определяющих это направление развития противоречия человека и техники, считается так называемый закон левополушарной деятельности человеческого интеллекта, определяемый функциональной асимметрией мозга.

Правое полушарие (А.И.Субетто), отвечающее за устойчивость в жизни (адаптацию и успешность), более организмично, оно работает со всем океаном информации, поступающей в человеческий мозг через анализаторы, через рецепторные поля и межполушарные связи контролирует работу левого полушария мозга.

«Правополушарные» мышление, сознание и интеллект, осваивают все разнообразие во взаимодействии человека с окружающим миром, осуществляет с помощью образов и эмоций формирование картины мира.

Левое полушарие более механистично, функции «левополушарного» мышления -формализовано-логическая обработка полученной правым полушарием информации, её моделирование и на этой основе прогнозирование.

«Левополушарный» интеллект как бы фильтрует образную и эмоционально окрашенную информацию «правополушарного» интеллекта через аналитико-прогностическое моделирование, осуществляет функцию мыслительных операций и экстраполяцию в будущее.

Недостаточные психологические знания о структуре личности и механизмах интеллекта, доминирование естественнонаучных знаний привели к тому, что благодаря технике происходит усиление «левополушарного интеллекта», которое, взаимодействуя с человеком, усиливает процесс машинизации человека. Машина в форме силы со стороны навязывает человеку механистическую, алгоритмизированную деятельность, в основном ориентированную на «левополушарный интеллект». Левополушарная доминанта в развитии техники, несет в себе опасность торможения развития самореализации человека. Её преодоление связано с развитием «правополушарного интеллекта», задействующего интуицию, ассоциативно-аналоговые механизмы человеческой психики, образное мышление. Право- и левополушарные интеллекты в единстве определяют гармонию интеллекта человека (Н.П.Гончарук).

Анализ современных психолого-педагогических исследований показывает, что стержневым показателем уровня интеллектуального развития специалистов является интеллектуальная компетентность. Интеллектуальная компетентность является важнейшим элементом профессиональной компетентности, которая представляет собой одно из самых ёмких интегративных качеств специалиста. В широком смысле слова профессиональная компетентность, как отмечает А.А.Кирсанов предполагает фундаментальную естественнонаучную и общетехническую подготовку, широкий научно-технический кругозор, способности быстро овладевать новыми профессиями, специальностями, подвижность функций профессиональной деятельности с учетом имеющихся условий.

Интеллектуальная компетентность - это особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности (М. А.Холодная).

Современные психологические исследования (Д.Гоулман, Д.Маккелланд и др.) показывают, что эффективность принятия решений и коммерческий успех компаний при прочих равных условиях зависит в основном от эмоционального интеллекта (правополушарного интеллекта).

Поскольку гармония интеллекта человека предполагает единство лево- и правополушарного интеллекта, а уровень его развития определяется интеллектуальной компетентностью, которая в свою очередь является важнейшим элементом профессиональной компетентности, то отсюда следует, что эмоциональный интеллект (правополушарный) также является составной частью профессиональной компетентности специалиста, который необходимо развивать.

Эмоциональный интеллект по Д.Гоулману, США (2002г.) в сфере трудовой деятельности включает в себя пять составляющих:

• Самосознание - способность распознавать и понимать свои эмоции и побуждения;

• Самоконтроль - способность контролировать или направлять в плодотворное русло разрушительные импульсы и эмоции;

• Мотивация - стремление упорно и энергично добиваться поставленных целей;

• Эмпатия - способность понимать эмоциональные состояния других людей и умение вести себя с людьми в соответствии с их эмоциональными реакциями. Умение воспитывать таланты и удерживать одаренных сотрудников в организации;

• Социальные навыки - способность находить точки соприкосновения и добиваться взаимопонимания, умение управлять человеческими отношениями и налаживать контакты. Умение убеждать. Владение искусством руководства коллективом, навыки его формирования.

Основные составные части эмоционального интеллекта базируются на определенных способностях, которые можно открыть в себе и совершенствовать, большинством ученых они рассматриваются как определенные элементы эмоциональной компетентности.

Х.Риндерманн, Германия (2007г.) определяет элементы эмоциональной компетентности:

• Способность распознавать и понимать собственные чувства;

• Умение переживать и выражать свои чувства;

• Способность распознавать и понимать чувства окружающих;

• Способность управлять собственными чувствами;

• Способность управлять чувствами окружающих;

• Социальные установки на чувства влияют на использование эмоциональных компетенций и поведение в эмоциональных ситуациях.

Проведенные Г.В.Юсуповой, Россия (2006г.) исследования в этой области позволили выделить четыре базовых компонента в составе эмоциональной компетентности:

• Рефлексия - самосознание, рациональное осмысление эмоций, выявление собственных мотивов;

• Саморегуляция - контроль импульсов и управление эмоциями, выражение эмоций, блокировка негативных эмоциональных состояний;

• Эмпатия - эмоционаьно-когнитивная децентрация;

• Регуляция взаимоотношений - социальные навыки, умение строить отношения с окружающими.

Сравнение подходов представлено в таблице 1.

Анализ исследованных структур и подходов Д.Гоулмана, Г.Юсуповой и Х.Риндерманна свидетельствует о тождественности компонентов входящих в эти структуры.

Проведенная оценка компонентов структуры эмоциональной компетентности по методике А. фон Канитц из университета Marburg, Германия (2008г.) показала, что например уровень рефлексии у двадцатилетних студентов казанского государственного технологического университета (КГТУ) находится на уровне 68,5%. А рефлексия у сорокалетних менеджеров среднего звена ряда предприятий в РТ составляет 71,1%. Следовательно, с возрастом уровень компетенций эмоциональной компетентности повышается на 3~4%, однако не достигает высокого уровня развития (>80%) спонтанно.

Развитие эмоциональной компетентности, в частности рефлексии у студентов в техническом вузе может быть основано на изучении и понимании ими теории дифференциальных эмоций (ТДЭ) опубликованной Д.Изардом (D.Izard) в 2002 году. Данная теория дифференцирует базовые эмоции и считает их эмоционально окрашенными мотивационными образованиями или мотивами.

Изучение ТДЭ студентами второго курса КГТУ в форме СРС с последующей оценкой развития рефлексии как компетенции показал уровень в 71%, что соответствует повышению показателя рефлексии на 3,8% и аналогично уровню развития рефлексии у сорокалетних менеджеров среднего звена в онтогенезе.

Эмоциональная компетентность (Г.В.Юсупова) Эмоциональная компетентность (Х.Риндерманн) Эмоциональный интеллект (Д.Гоулман)

Рефлексия - самосознание, рациональное осмысление эмоций, выявление собственных мотивов Способность распознавать и понимать собственные чувства Самосознание - способность распознавать и понимать свои эмоции и побуждения; Мотивация - стремление упорно и энергично добиваться поставленных целей

Саморегуляция - контроль импульсов и управление эмоциями, выражение эмоций, блокировка негативных эмоциональных состояний Умение переживать и выражать свои чувства; Способность управлять собственными чувствами Самоконтроль - способность контролировать или направлять в плодотворное русло разрушительные импульсы и эмоции

Эмпатия - эмоционаьно-когнитивная децентрация Способность распознавать и понимать чувства окружающих Эмпатия - способность понимать эмоциональные состояния других людей и умение вести себя с людьми в соответствии с их эмоциональными реакциями. Умение воспитывать таланты и удерживать одаренных сотрудников в организации

Регуляция взаимоотношений -социальные навыки, умение строить отношения с окружающими Социальные установки на чувства влияют на использование эмоциональных компетенций и поведение в эмоциональных ситуациях; Способность управлять чувствами окружающих Социальные навыки - способность находить точки соприкосновения и добиваться взаимопонимания, умение управлять человеческими отношениями и налаживать контакты. Умение убеждать. Владение искусством руководства коллективом, навыки его формирования

Литература

1. Гоулман, Д. С чего начинается лидер/ Д.Гоулман. Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. -С. 9-36.

2. Кенитц, А. EQ. Управление эмоциями /А.Кенитц. Пер. с нем. - М.: Издательство ОМЕГА-Л: Sment Book, 2008. - 128с.

3. Изард, K3. Психология эмоций / К.Э.Изард.- Пер. с англ. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.464с.

4. Юсупова, Г.В. Состав и измерение эмоциональной компетентности/ Г.В.Юсупова. -Автореф. к.псих.н. - Казань: КГУ, 2006. -26 с..

5. Гончарук, Н.П. Формирование базовых интеллектуальных умений у студентов технических вузов: Дисс... д-ра пед. наук /Н.П.Гончарук.- Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2002. - 184с.

6. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования /М.А.Холодная. - Томск: изд-во Том. Ун-та. М.: Изд-во «Барс». -1997.-392 с.

7. Тимофеев, О.Н. Эмоциональная компетентность и профессиональная компетентность/ О.Н. Тимофеев // Вестник Казан. технол. университета.- 2011. - Т. 14, №2.-С. 318-323.

8. Тимофеев, О.Н. Эффективное лидерство и эмоциональный интеллект, концепция развития / О.Н. Тимофеев // Вестник Казан. технол. университета.- 2011. - Т. 14, №2.-С. 312-318.

© О. Н. Тимофеев - доц. каф. педагогики и методики высшего профессионального образования ЦППКП КГТУ, timon11151@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.