Научная статья на тему 'Интегрированный урок как один из способов формирования информационной культуры'

Интегрированный урок как один из способов формирования информационной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3167
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харунжев А. А., Харунжева Е. В.

В статье рассматриваются вопросы проведения интегрированного урока, главной целью которого является формирование информационной культуры школьника. Предложены план подготовки к интегрированному уроку, технология его проведения, функции учителя на уроке, показаны возможности применения компьютерных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the waysof realization of an integrated lesson. Its main purpose is formation of information culture of students. The authors offer a plan of preparation for an integrated lesson, technology of his realization, functions of the teacher at a lesson, methods of application of computer technologies.

Текст научной работы на тему «Интегрированный урок как один из способов формирования информационной культуры»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

А.А. Харунжев, ст. преподаватель кафедры педагогики Вятского государственного гуманитарного университета,

Е.В. Харунжева, ст. преподаватель кафедрыг научный основ управления школой Вятского государственного гуманитарного университета

В статье рассматриваются вопросы проведения интегрированного урока, главной целью которого является формирование информационной культуры школьника. Предложены план подготовки к интегрированному уроку, технология его проведения, функции учителя на уроке, показаны возможности применения компьютерных технологий.

The article describes the waysof realization of an integrated lesson. Its main purpose is formation of information culture of students. The authors offer a plan of preparation for an integrated lesson, technology of his realization, functions of the teacher at a lesson, methods of application of computer technologies.

Современное состояние развивающегося информационного общества существенно влияет на совершенствование педагогической науки в целом. С развитием информационных систем возникает потребность человека в быстрой обработке различного рода информации, что приводит к внедрению новых информационных технологий обучения в образовательный процесс, которые позволяют найти оптимальный способ формирования человека, раскрыть в нем индивидуальность, внутренний и творческий потенциал. Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс признается одной из важных задач в разделах концепции модернизации современного российского образования «Развитие единой образовательной информационной среды (2001—2005 гг.)» и «Развитие дистанционного образования». Решение данной задачи в школе определяется рядом условий: во-первых, это совершенствование процесса обучения с использованием такого средства, как компьютер; во-вторых, обеспечение условий для создания в школе единого информационного пространства; в-третьих, формирование информационной культуры участников образовательного процесса.

Современные исследования в области внедрения новых информационных технологий в учебный процесс (Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, Е.А. Пономарев, В.В. Рубцов, А.В. Хуторской,

K.M. Шоломий, С.Г. Юдаков) показывают, что мультимедийные и дистанционные компьютерные формы обучения, включенные в структуру интеллектуальной деятельности человека, стимулируют продуктивные, творческие функции мышления. Активное использование их на уроках в старших классах особенно актуально; урок обретает новое качество — интегративную сущность. Наиболее эффективны уроки обобщения и систематизации знаний, построенные на основе анализа и межпредметного синтеза, конечной целью которых являются применение полученных знаний в незнакомой, нестандартной ситуации, выдвижение новых гипотез и реализация знаний на практике, осмысление учащимся процесса познания окружающего мира, создание собственной образовательной продукции.

Интегрированный урок позволяет обобщить, структурировать, систематизировать материал, привести его в соответствие с требованиями к целостности информации, наполнить философским содержанием. На наш взгляд, интегрированным можно считать урок, который позволяет организовать всевозможные способы познания окружающего мира, природы, общества, человека посредством анализа, синтеза и систематизации знаний различных монодисциплин в логически целостную структуру на основе единых общенаучных подходов и их философского осмысления.

© А.А. Харунжев, Е.В. Харунжева, 2003

№ 3, 2003

Цель интегрированного урока — в получении учащимися не только новых знаний и информации в более стройной системе, но и умений творчески мыслить, решать проблемы, опираясь на систематизированную и интегрированную информацию.

Структура интегрированных уроков разнообразна; они могут быть проведены в виде лекции, конференции, семинарского и практического занятия, урока творчества, лаборатории, дистанционного урока, профиль-класса, мультимедиаурока и т.д.

Особое внимание при подготовке интегрированного урока учитель должен уделять отбору материала и построению его в стройную логическую систему.

В любом уроке присутствуют элементы интеграции знаний. Проблема заключается в том, что учитель не всегда придает этому должное значение. Любая структура урока всегда предполагает внутрипредметную интеграцию. Без ее участия практически невозможно осуществлять процесс обучения на качественном уровне. Именно внутрипредметная интеграция составляет основу частных методик обучения. Второй уровень интеграции — межпредметная, или междисциплинарная. Заметим, что традиционная система обучения строится именно с учетом принципа межпредметного обучения; по крайней мере, он достаточно хорошо соблюдается в области естественных наук, литературы и искусства и др. Общепредметный подход позволяет учителю расширить границы предметности, указать ученику путь поиска решения проблем, используя все знания, выходящие за рамки отдельного предмета, в том числе и имеющие надпредмет-ный характер. На высшем (информационном) уровне учащемуся предстоит осознать обобщенный образ изучаемого объекта, на основании которого можно строить его частнопредметные образы. На этом уровне параллельно когнитивной составляющей обучения происходят формирование культуры использования информации, философское осмысление проблем и др.

Мы считаем, что учителю следует тщательно осуществлять подбор материала в соответствии с целями и задачами учебного плана, а также дальнейшего использования и отработки материала интегрированного урока в учебном процессе.

При подготовке к интегрированному уроку, на котором одной из приоритетных задач является формирование информационной культуры учащегося, мы предлагаем использовать следующий план:

— определить место урока в рамках предметной области с учетом информационной составляющей;

— выделить основные знания и умения, которые должны получить учащиеся в соответствии с программой изучаемого предмета;

— определить образовательный продукт, который должен быть создан учащимися в процессе реализации целей и задач урока или системы уроков;

— выявить интегративные узлы базовых знаний, установить многообразие связей с различными науками и учебными предметами, найти механизм распределения информационных потоков и их обработки;

— учесть философский аспект интегрированного урока, рассмотреть мировоззренческий аспект формирования наиболее общих знаний, законов о природе, человеке и его деятельности;

— подобрать дополнительный материал по теме и (или) предоставить старшеклассникам возможность его самостоятельного поиска в зависимости от уровня готовности класса;

— выделить состемообразующую линию урока и в соответствии с ней составить план интегрированного урока, опираясь на индивидуальные особенности учащихся, темп работы с компьютерными средствами и др.;

— предусмотреть использование на уроке разнообразных информационных ресурсов (наглядных пособий, лабораторного оборудования, печатной продукции, электронных изданий на компакт-дисках, глобальной сети Интернет и т.д.) и возможность свободного и самостоятельного доступа к ним учащихся;

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

— организовать выдвижение и обсуждение проектов, проблемных вопросов, проблемных ситуаций;

— продумать введение, основной материал и итог интегрированного урока, указав на значимость изученного материала и дальнейшее его использование при изучении последующих тем;

— составить список использованной литературы, информационных порталов в Интернете, рекомендаций по использованию информационных ресурсов при подготовке к следующему уроку;

— продумать домашнее задание, организацию творческой деятельности в процессе самостоятельного овладения знаниями.

Итак, разрабатывая интегрированный урок, целью которого является формирование информационной культуры старшеклассника, особое внимание следует уделять процессу получения знаний на основе поиска, анализа и творческого преобразования информации из разных источников. За этапом подготовки к уроку следует его проведение, и успех урока часто зависит от множества различных факторов, прежде всего от четкости и продуманности использованной технологии.

Под технологией обычно понимают совокупность и последовательность применения методов и приемов, позволяющих получить продукт с заранее заданными параметрами.

Технология проведения интегрированного урока формирования информационной культуры включает в себя следующие основные моменты:

— сообщение темы и обоснование важности ее изучения;

— сообщение плана интегрированного урока и его обсуждение, указаний по проведению урока и требований к его организации;

— чередование диалогического, дискуссионного изложения материала с самостоятельной творческой исследовательской работой учащихся над информационными ресурсами;

— использование разнообразных информационных ресурсов для иллюстрирования изучаемого материала, разреше-

ния проблемных ситуаций, ответов на дискуссионные вопросы;

— использование проблемных вопросов и ситуаций, требующих эвристического подхода к их решению;

— нахождение в информационных ресурсах значений научных терминов, цитат, ссылок на источники, исторических материалов по теме урока;

— организация поиска решения, обсуждения проблемы (задачи), формирование механизмов выработки решения учащимися с использованием всего арсенала технических средств, компьютерного программного обеспечения и глобальных информационных ресурсов Интернета;

— решение проблемы (задачи), сравнение с известными решениями, нахождение оптимального решения;

— оформление результатов работы на уроке в виде образовательного продукта;

— обобщения, выводы по уроку, рефлексивные высказывания учителя и учащихся;

— итоговая рефлексия и планирование следующего занятия.

Интегрированный урок формирования информационной культуры может проходить в самых различных формах: очных, заочных, вечерних и дистанционных, с использованием обучающих компьютерных программ, в виде медиауроков, с применением методов индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Однако при этом существуют и некоторые общие, обязательные элементы интегрированного урока, показанные на нижеприведенной схеме.

Для успешного формирования информационной культуры необходимо организовать и реализовать в соответствии с целью урока дидактический информационный блок. Назначение этого блока — не просто в сообщении темы и плана, но прежде всего в подготовке учащихся к продуктивной познавательной деятельности, нацеливании их на создание образовательного продукта, на разрешение учебных проблем, которые могут быть решены только с использованием интеграции знаний на одном из ее уровней. Причем при проведении

111!111Й1И1!Ш № 3, 2003

уроков в старших классах предпочтительнее использовать общепредметный и информационный уровни.

Основная часть интегрированного урока — это единый процесс поиска и творческой переработки информации. Информационное пространство, в котором работают ученики, представлено интегративными элементами различных предметных областей (ПО1 — ... —

ПОк), объединяющим же началом являются информационные технологии (ИТ). Материальным воплощением интегративных элементов могут быть такие носители информации, как учебники, учебные книги и пособия, бумажные и электронные энциклопедии, глобальная сеть Интернет, разнообразное программное обеспечение, установленное на персональном компьютере, и т.д.

В результате творческого переосмысления полученной информации старшеклассник создает собственный образовательный продукт. Это является свидетельством того, что им осуществлено определенное приращение своих знаний, умений, опыта творческой деятельности. Образовательным продуктом может быть текст (сочинение, эссе, стихотворение, отчет о проделанной работе), таблица, схема, рисунок, компьютерная программа или ее модуль, элемент презентации, web-страница, изделие. Весь ход урока должен сопровождаться продуктивной рефлексией собственной деятельности как учащимися, так и учителем, потому что только понимание смысла и целей своей работы, оценка уровня их достижения, проектирование дальнейших действий способны сделать учебный процесс оптимально сбалансированным и продуктивным.

Исследовав различные виды интегрированных уроков, мы выделили ряд функций, которые должен выполнять учитель, проводящий интегрированный урок формирования информационной культуры:

организационные:

— отбор содержания урока в соответствии с целями предметного обучения с учетом интегративного подхода;

— создание условий для проявления креативных способностей каждого ученика;

Дидактический информационный блок

Схема интегрированного урока формирования информационной культуры

— создание на уроке доброжелательного психологического климата, способствующего продуктивной работе учащихся;

информационные:

— высокий уровень владения навыками поиска, сбора, классификации, преобразования, анализа и синтеза информации, представленной в любой форме (бумажной, электронной, вещественной);

— способность на основе анализа и синтеза информации формировать выводы, обобщения;

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

— знание и применение основ методики формирования информационной грамотности, в том числе и компьютерной грамотности;

коммуникативные:

— организация в процессе обмена информацией продуктивного взаимодействия учащихся друг с другом, учеников с учителем;

— организация совместной с учащимися творческой деятельности;

— умение целенаправленно организовывать информационное общение и управлять им;

технологические:

— владение необходимым объемом информационных технологий, знание компьютерной, аудио-, видео- и проекционной техники;

— использование современных педагогических технологий;

рефлексивно-аналитические:

— анализ качества образовательной продукции, созданной учащимися;

— адекватная и своевременная реакция на возникающие у старшеклассников проблемы, нахождение способов их решения;

— проведение диагностики уровня знаний, умений и навыков по предмету изучения, своевременная коррекция.

Для формирования информационной культуры старшеклассников в ходе интегрированных уроков необходимо широко использовать возможности технологии компьютерного обучения, которая по своей сущности является интегративным элементом системы межпредметного взаимодействия. Пришедшая на смену программированному обучению компьютерная технология позволила, по мнению И.П. Подласого, определить главные направления эффективного использования ЭВМ. В их числе два важнейших:

1) повышение успеваемости по отдельным учебным предметам (математике, естественным наукам, родному и иностранным языкам, географии и др.), ориентированное на результат процесса;

2) развитие общих когнитивных способностей — решать поставленные задачи, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками (сбор, ана-

лиз, синтез информации), т.е. упор на процессы, лежащие в основе формирования того или иного навыка.

Кроме того, компьютеры широко используются для автоматизированного тестирования, оценки и управления, что позволяет высвободить время преподавателя и тем самым повысить эффективность педагогического процесса.

Важность использования компьютерных технологий не вызывает сомнения, однако в настоящий момент они наиболее широко применяются на уроках информатики или информационных технологий. Именно эти предметы являются интегрирующим звеном системы межпредметного взаимодействия, на этих уроках происходят становление и развитие информационной базы человека, его информационной грамотности, что способствует решению задачи формирования информационной культуры.

Действительно, предмет информационных технологий несет интегративный смысл, так как современные компьютерные технологии применяются в самых разных отраслях знаний. Так, при обучении элементарной составляющей компьютерной грамотности — набору и редактированию текста — появляется возможность использования содержания текста как дополнительного средства для повторения и закрепления материала, получения новых познавательных и занимательных сведений из практически любого учебного предмета. Именно поэтому подбору текстов для тренировки скорости печати необходимо уделять особое внимание. Очень полезно привлекать к этой работе самих учащихся.

Изучение текстовых процессоров сочетается с реферативной и исследовательской работой по различным курсам школьного обучения. Старшеклассники, свободно владея основными навыками набора и редактирования текста, не испытывают затруднений в оформлении своих работ, применяя при этом технологию вставки и редактирования рисунков, диаграмм, таблиц, заголовков и т.д. Усвоение правил структурирования документа помогает ученикам четко выстраивать логику своего исследования.

№ 3, 2003

При изучении электронных таблиц эффективны разнообразные интегративные взаимодействия, например:

— в курсе математики и экономики удобно использовать электронные таблицы для сложных расчетов — как приближенных, так и точных; они также позволяют исследовать свойства и строить графики различных, в частности экономических, функций, в том числе и таких, построение которых в традиционном варианте — на бумаге — затруднено; возможно моделирование процесса решения различных уравнений и систем уравнений;

— при изучении физики, химии, биологии с помощью электронных таблиц удобно обрабатывать результаты экспериментов и тестов, автоматизировать расчеты и оформлять результаты в виде таблиц, графиков, диаграмм.

Рассмотрение в курсе информационных технологий баз данных и систем управления базами данных (СУБД) позволяет использовать их для интеграции с большинством предметов гуманитарного цикла: историей, обществознанием, граждановедением и др. Например, на уроках информационных технологий составляют базу данных по датам различных исторических событий, систематизируют их по различным критериям, создают удобный интерфейс, а на уроках истории и в процессе самоподготовки используют созданную базу.

Работа с готовыми базами данных на компакт-дисках широко применяется преподавателями различных предметов. Так, на уроках истории России используются мультимедийные энциклопедии. По анимированным картам сражений учащиеся представляют ход боя, выделяют его этапы, формулируют стратегические и тактические решения полководцев, а затем, привлекая различные информационные источники, формулируют и обсуждают альтернативные, дискуссионные версии события, учатся по первоисточникам восстанавливать историческую истину.

При изучении основ правовых знаний удобно пользоваться справочными правовыми системами для получения сведений по всевозможным правовым актам

(кодексам, законам, постановлениям и т.п.) и комментариям к ним.

Изучение систем демонстрационной графики и web-дизайна проводится на примере применения данных технологий к различным темам мировой художественной культуры, литературы, иностранных языков, предметов гуманитарного и естественно-научного циклов. Создание презентаций и web-сайтов по различным темам позволяет учащимся глубже изучить материал, найти и применить новые сведения о рассматриваемом предмете, представить материал в удобном для просмотра и изучения виде. Работы старшеклассников, созданные ими на уроках информационных технологий, в дальнейшем могут с успехом применяться на уроках в качестве наглядных пособий и дополнительного материала.

Таким образом, все основные темы курса информационных технологий находят применение в изучении предметов практически всех образовательных областей. Это означает, что информационные технологии в силу универсальности своего содержания являются интегративной базой межпредметных взаимодействий и могут быть положены в основу моделирования интегрированных уроков по формированию информационной культуры в старших классах.

Обычно интегрированный урок понимается в педагогической литературе как один из видов нестандартных уроков (наряду с интегральными, межпредметными и бинарными). Однако при современном уровне развития внутридисципли-нарных и междисциплинарных взаимодействий можно утверждать, что интегрированным может быть урок практически любого типа: урок изучения нового материала, закрепления, повторения, формирования и отработки умений и навыков и т.д. Интегрированный урок — это цельный технологический процесс, реализуемый в микро- или макроинфор-мационном пространстве, обеспечивающий более глубокую и тщательную проработку изучаемой темы и реализующий прочное усвоение материала.

Поступила 23.06.03.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.