шш
ш»
їЛЛЛЛЛЛЛ
8 № 4, 2002
альностей: «Химия» — 1 чел. (16,7 %), трая необходимость в обучении педаго-«Сети связи и системы коммутации» — гических кадров теории, технологии и
технике тестирования, их применению в образовательной практике, а также в
1 (16,7), «Статистика»— 1 чел. (14,3 %).
И все же, несмотря на отдельные недостатки в проведении ЕГЭ, как нам обучении навыкам шкалирования и пе-
кажется, достигнуто стратегически важное качество: Мордовия сделала акцент на формировании самой идеологии
дагогическои интерпретации результатов тестирования. Выявилась и проблема подготовки очень большого числа
ЕГЭ как принципиально новой системы специалистов, работающих в аудитории
аттестации учащихся. Согласны ли Вы с этим?
при тестировании учащихся для обеспечения правильности проведения ЕГЭ. И
— Да, конечно. Участвуя в проведе- последнее, необходимо выдержать все нии эксперимента по ЕГЭ, вузу удалось требования конфиденциальности контрольно-измерительных материалов и бланков ответов на этапе первичной об-
решить несколько задач, очень важных для первого этапа: освоена федеральная и разработана региональная нормативная база организации и проведения
работки.
Университет заинтересован в чисто-ЕГЭ; освоены технологии проведения те эксперимента. Есть огромное желание
ЕГЭ, первичной обработки бланков от- выработать оптимальный вариант его
ветов, методы передачи результатов; проведения, который был бы максималь-
созданы предпосылки для изменения общественного мнения в отношении
но понятен для всех его участников, и в то же время необходимо добиваться пол-
необходимости проведения ЕГЭ для ной информационной безопасности про-
выпускников общеобразовательных учреждений.
—А какие проблемы остались, над которыми предстоит и дальше работать?
цессов передачи и хранения документации, процедур тестирования, верификации и передачи итоговых оценок. Все это следует рассматривать как объективные
Некоторые из них я уже назвал, условия для дальнейшего участия МГУ Эксперимент обозначил и некоторые им. Н.П. Огарева в едином государствен-другие проблемы. В частности, есть ос- ном экзамене.
Поступила 02.12.02.
ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА В УСЛОВИЯХ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Т.В. Машарова, проректор по воспитательной и методической работе Вятского государственного гуманитарного университета, профессор,
Харунжев, директор информационного
профессор,
0.1. Смирнова, учитель математики
Название «модульное обучение» связано с международным понятием «модуль», одно из значений которого — функциональный узел. В этом контексте он понимается как основное средство модульного обучения, законченный блок информации
Сущность его состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему программой, включающей в себя целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению поставленных Модульное обучение зародилось в дидактических целей. Функции педаго-
конце 60-х гг. в англоязычных странах.
информацион
Т.В. Машарова, А.А. Харунжев, О.Г. Смирнова, 2002
53
>&8ЙЯЙ88Я8Я8Й8& ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
но-контролирующей до консультативно- жны быть сформулированы в названиях координирующей.
Взаимодействие педагога и обучаю-
щегося осуществляется на принципиально иной основе с помощью модулей, обеспечивается осознанное самостоятельное достижение учащимися определенного уровня предварительной подготовленности.
методов деятельности (умственной или практической) и способов действий.
Принцип проблемности обучения оказывает значительное воздействие на умственное развитие школьников, так как проблемность соответствует самой природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для человека
Теория модульного обучения базиру- закономерностей окружающего мира и
ется на специфических принципах: модульности; выделения из содержания обучения обособленных элементов; динамичности; действенности,оперативности знаний и их системности; проблемности; гибкости;осознанной перспективы; разносторонности методического консультирования; паритетности.
Принцип модульности состоит в том, что учебный материал нужно конструировать таким образом, чтобы он вполне обеспечивал достижение каждой поставленной перед учениками дидактической цели. Он должен быть представлен законченным блоком. В соответ-
использование путей решения познавательных и практических проблем. Проблемная ситуация — это специально создаваемое учителем интеллектуальное затруднение, ставящее своей целью активизацию мыслительных операций учащимися и усвоение учебного материала. Нужно помнить, что развивающий эффект обеспечивают лишь такие задачи, которые соответствуют уровню умственного развития учащихся, имеющемуся у них и необходимому для решения.
Принцип гибкости предполагает построение программы, которая бы легко обеспечивала возможность приспособле-ствии с учебным материалом следует ния содержания обучения и путей его
интегрировать различные виды и фор- усвоения к индивидуальным потребнос-
мы обучения, подчиненные достижению тям учеников. Суть принципа состоит в
намеченной цели. достижении гибкости построения инди-
Принцип выделения из содержания видуализированного содержания обуче-
обучения обособленных элементов требу- ния и простоты выбора: учащийся выби-
ет рассматривать учебный материал в рамках модуля, направленного на решение интегрированной дидактической цели. В общей дидактической цели надо выделять структуру частных целей; достижение любой из них полностью обеспечивается учебным материалом каждого элемента; совокупность элементов, служащих для достижения отдельных частных целей или одной интегрированной дидактической цели, составляет
один модуль.
Принцип динамичности обеспечива-
рает путь и темп усвоения.
Принцип осознанной перспективы требует глубокого осознания учениками близких, средних и отдаленных целей учения. Каждому учащемуся надо представить всю модульную программу, разработанную на продолжительный этап обучения (год, курс или весь период). В ней указывается точная дидактическая цель, которую ученик должен понять, осознать и увидеть конечный результат. В модуль входит программа учебных действий для достижения намеченной цели,
ет свободное содержание модулей с уче- а ученик обеспечивается «путеводите-том запросов общества. Учебный мате- лем» для достижения близких, средних риал должен постоянно перерабатываться и обновляться.
Принцип системности, действенности и оперативности знаний возможен только при их неразрывной связи с умениями. Цели в модульном обучении дол-
и отдаленных перспектив.
Принцип разносторонности методического консультирования заключается в том, что учебный материал должен представляться в модулях с использованием личных объяснительных методов, облег-
чающих усвоение информации. Предлагаются различные методы и пути усвоения содержания обучения, которые ученик может выбирать свободно, опираясь на них или на собственные оригинальные способы усвоения.
Принцип паритетности требует, чтобы модульная программа обеспечивала возможность самостоятельного усвоения знаний учащимися определенного уровня.
Принципы модульного обучения освобождают педагога от выполнения чисто информационной функции и создают условия для более яркого проявления консультативно-координирующей функции.
Основное средство модульного обучения — модульная программа. Она состоит из отдельных модулей.
В модульной программе необходимо учитывать:
1) целевое назначение информационного материала;
2) сочетание комплексных интегрирующих и частных дидактических целей;
3) полноту учебного материала в модулях;
4) относительную самостоятельность элементов модуля;
5) реализацию обратной связи;
6) оптимальную передачу информационного и методического материала.
Модули, соответствующие всем интегрирующим дидактическим целям, представляют единую комплексную дидактическую цель и объединяются модульной программой. Каждая интегрированная дидактическая цель состоит из частных дидактических целей, которым в модуле соответствует один элемент обучения. Возможность обратной связи надо обеспечить средствами входного контроля, показывающего уровень подготовленности ученика к усвоению знаний. Следует применять текущий, промежуточный и обобщающий контроль (в конце каждого элемента и в конце модуля). Текущий и промежуточный контроль может осуществляться в виде самоконтроля.
Язык модуля должен быть корректным. выразительным, адресованным лично учащемуся.
Достоинства модульного обучения
1. Цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого ученика.
2. Разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками.
3. Задается индивидуальный темп учебной деятельности.
4. Поэтапный — модульный — контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения.
Дидактические условия, при которых достигается высокая эффективность модульного обучения
1. Качественная разработка модулей, отбор и конструирование содержания учебного материала, учитывающие интересы, возрастные особенности и другие личностные качества учащихся.
2. Последовательная реализация модулей, которые позволяют интенсифицировать учебную деятельность на всех ее этапах.
3. Разработка и предъявление модулей, позволяющих сочетать изучение теории и формировать практические умения и навыки.
4. Варьирование проблемных задач и заданий с типовыми, требующими репродуктивной, воспроизводящей, деятельности учащихся.
5. Применение наряду с основными дидактическими материалами вспомогательной справочной литературы.
6. Сочетание контроля с самоконтролем учащихся, который сравнительно легко достигается на основе модульного обучения.
Недостатки и ограничения модульного обучения
1. Отмечается большая трудоемкость при конструировании модулей.
2. Разработка модульных учебных программ требует высокой педагогической и методической квалификации, специальных учебников и учебных пособий.
3. Уровень проблемности модулей часто невелик, что не способствует развитию творческого потенциала учащихся, особенно высокоодаренных.
4. В условиях модульного обучения часто остаются практически не реализо-
йЙЙЙЙЙЙЙЙЯЙЙЙЙЯ? ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ванными диалоговые функции обучения, ции по использованию данного подхода
сотрудничество учащихся, их взаимопомощь.
при подготовке интегрированных уроков. Исходя из целей и задач в интегриро-
5. Если к каждому новому уроку, за- ванном уроке можно выделить шесть
нятию учитель имеет возможность обновлять содержание учебного материала, пополнять и расширять его, то «модуль» остается как бы «застывшей» формой подачи учебного материала, для его модернизации нужны значительные усилия.
Нерешенные проблемы модульного обучения
1. Необходима дальнейшая интеграция идей, принципов модульного обучения, а также проблемного, эвристического, дифференцированного, личностно ориентированного, компьютерного, концентрированного обучения, обучения творческому саморазвитию и т.д.
2. Требует решения вопрос о том, как в условиях модульного обучения гибко сочетаются управление и самоуправление, контроль и самоконтроль учебной деятельности учащихся.
3. В системе модульного обучения необходима разработка модулей, формирующих и развивающих общеучебные умения.
4. Требуется разработка тестов, позволяющих выявлять и учитывать индивидуальные особенности и личные качества учащихся.
На протяжении двух лет в Кировском экономико-правовом лицее работает творческая лаборатория «Интегративный подход в преподавании профильных дисциплин», в которой принимает участие весь педагогический коллектив. Наработан большой практический опыт в плане проведения интегрированных уроков. Изучая их структуру, мы пришли к выводу, что они имеют свою технологическую основу, свои особенности в подго-
основных содержательных элементов: выбор области интеграции, постановка проблемы, формирование механизма ее решения, поиск оптимального решения проблемы, осмысление действия, осознание решения проблемы.
Каждый ли урок должен быть построен с учетом интегративных подходов?
В сущности, в любом уроке присутствуют элементы интеграции знаний. Проблема заключается в том, что учитель порой не придает этому должного значения. Замыкаясь в рамках своего урока, он не ищет путей развития, ограничивая тем самым возможности ученика в применении знания в нестандартных ситуациях. В уроке всегда присутствует внутрипредметная интеграция. Без ее участия практически невозможно осуществлять на качественном уровне процесс обучения. Именно внутрипредметная интеграция составляет основу частных методик обучения.
Второй уровень интеграции — межпредметная, или междисциплинарная. Заметим, что традиционная система обучения строится именно с учетом принципа межпредметного обучения, по крайней мере, он достаточно хорошо соблюдается в области естественных наук, литературы и искусства и др.
И наконец, интегративный подход позволяет учителю расширить границы предметности, указать ученику путь поиска решения проблем, используя весь арсенал знания, выходящий далеко за рамки отдельного предмета, — это может быть создание психологического комфорта, формирова-
товке и наряду с другими общепризнан- ние культуры использования информа-ными технологиями обучения могут со- ции, философское осмысление про-
ставлять ядро технологического процесса обучения.
блем и др.
Исследуя результаты опроса педаго-
Внедряя интегративный подход в гов по проблеме применения интегриро-
учебный процесс, мы попытались определить связующие звенья и интегративные узлы профильных предметов с другими учебными дисциплинами, а также
ванных уроков, мы пришли к выводу, что интегрированный урок целесообразен при следующих условиях:
а) материал требует философского
дать некоторые практические рекоменда- осмысления и имеет большой объем;
б) материал сложен для восприятия, и нужно показать его применение в системе других знаний;
в) необходимо дать дополнительные научные сведения, расширить круг мировоззренческих задач;
г) есть необходимость показать целостную систему научного подхода;
д) нужно обобщить материал по отдельной теме, блоку, подчеркнув его важность в системе знаний.
Наиболее важно при подготовке интегрированного урока осуществить подбор материала в соответствии с целями и задачами учебного плана, а также дальнейшего использования и отработки материала интегрированного урока в учебном процессе.
При подготовке материала к интегрированному уроку можно использовать следующий план:
— определить место урока в системе уроков;
— продумать план интегрированного урока;
— выделить основные общеучебные знания, которые должны получить учащиеся в соответствии с программой;
— определить, какими умениями и навыками должны овладеть школьники;
— учесть философский аспект интегрированного урока;
— установить межпредметные связи, взаимосвязи с другими науками через единые информационные поля;
— подобрать дополнительный материал в соответствии с уровнем готовности класса к его восприятию;
— выделить главное и составить структуру интегрированного урока;
— включить в урок использование наглядных средств (таблиц, графиков, рисунков, схем, чертежей, диаграмм и пр.), а также ТСО. Наиболее значимые факты, идеи подкрепить цитатами, цифрами, привлекая дополнительный материал;
— организовать обсуждение выдвинутых проектов, проблемных вопросов, проблемных ситуаций;
— использовать занимательные факты, события из истории науки. Указать людей науки, их работы, посвященные изучению данного вопроса;
— продумать итог интегрированного урока, подчеркнув значимость изученного материала и возможность дальнейшего его использования при изучении других тем;
— подготовить основной материал для записи;
— составить список использованной литературы и рекомендации по ее использованию при подготовке к следующему уроку;
— продумать домашнее задание.
В обучающем плане интегрированные уроки позволяют формировать у учащихся философские, этические, экономические и правовые аспекты мышления, их отношение к рассматриваемой проблеме: науке, миру, человеку, обществу. Такой урок дает возможность обобщать, структурировать, систематизировать материал, привести его в соответствие с требованиями к целостности информации, наполнить философским содержанием. На наш взгляд, интегрированным можно считать урок, который позволяет организовать всевозможные способы познания мира, природы, общества, человека через анализ, синтез и систематизацию знаний различных монодисциплин в логически целостную структуру на основе единых общенаучных подходов и их философского осмысления.
Цель интегрированного урока — не только в том, чтобы сообщить учащимся новые знания и информацию в более стройной системе, а в том, чтобы научить их мыслить, высказывать свое мнение, решать проблемы, которые стоят перед человечеством, формировать активную жизненную позицию.
Мы отводим важную роль интегративным процессам в образовательной деятельности школьника. Многими учеными и их исследованиями очерчена перспектива развития интеграционных процессов, в соответствии с которой по-новому раскрывается содержание образования в школах, создаются новые модели образовательных систем, программы, технологии обучения и воспитания учащихся, проявляется творческий и познавательный характер ученика. Нельзя
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ |
ллллл>
шенствованием их политехнической
не согласиться с мнением М.Н. Берула-ва, что осуществление интеграции содержания образования обеспечивает уплотнение и концентрацию учебного материала, исключение дублирования в его изложении, устраняющее перегрузку учащихся и приводящее к экономии учебного времени, а также мотивации к изучению общеобразовательных дисциплин, сопровождающееся ростом системности знаний учащихся и совер-
подготовки.
Построение и использование интегрированных курсов, введение в общеобразовательные программы элементов интеграции с усилением философской направленности содержания учебного материала позволяют с новых позиций подойти к пониманию целостности мира, осмыслению роли и предназначения человека в мире, осознанию величия познания и познаваемости мира.
Поступила 23.09.02.