МЕДИЧНА ОСВІТА
© Л. В. Абдул-Оглы, В. В. Кошарный, И. А. Демьяненко, Д. С. Носивец УДК 611. 98:611. 73:591. 483-001-076
Л. В. Абдул-Оглы, В. В. Кошарный, И. А. Демьяненко, Д. С. Носивец ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ УКРАИНЫ КАК ЗАЛОГ ПЕРСПЕКТИВЫ ВХОЖДЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Государственное учреждение «Днепропетровская медицинская академия»
МОЗ Украины (г. Днепропетровск)
По мнению специалистов, важнейшей целью реформирования медицинского образования является обеспечение оптимальных условий для наилучшей профессиональной подготовки студентов, в основе которой лежат Болонские реформы, связанные с переходом к профессиональному обучению на основе компетенции как интегрированные характеристики качества подготовки будущих специалистов [7]. Болонский процесс - это формирование в будущем единой зоны медицинской европейской высшей школы, в основе которой находятся такие морфологические дисциплины как анатомия, оперативная хирургия и топографическая анатомия [1, 10].
Анатомия человека является фундаментальной дисциплиной для становления специалиста любого профиля в медицинском Вузе. Накопление знаний по нормальной анатомии человека по кредитно -модульной системе соответственно требованиям Болонского процесса подготавливает студента к комплексному изучению оперативной хирургии и топографической анатомии. А. П. Губарев писал: «Без анатомии нет ни хирургии, ни терапии, а есть только приметы и предупреждения» [2].
Согласно требованиям Болонского процесса, студенту медицинского вуза, следует более требовательно и заинтересованно подходить к изучению дисциплин анатомии, оперативной хирургии и топографической анатомии. Эти дисциплины дают основу знаний строения и развития человеческого тела, изучению топографических линий для изучения и освоения доступов при оперативных вмешательств в комплексном изучении оперативной хирургии. Эти дисциплины тесно взаимосвязаны с практической медициной, что является основной и движущей характеристикой обеих прикладных наук. Знание строения тела человека является основой медицинской науки и искусства. М. В. Ломоносов писал: «Как можно рассуждать о теле человеческом, не зная ни сложения костей и суставов для его укрепления, ни союза, ни положения мышц для
чувствования, ни расположения внутренностей для приготовления питательных соков, ни протяжении жил для обращения крови, ни прочих органов сего чудного строения».
Ориентация на компетенцию предусматривает переход от академических форм оценки элементов учебного процесса к независимой оценке профессионализма выпускников и необходимости трансформирования системы образования в соответствии требованиям рынка труда [6]. Большинство экспертов считают, что Болонские реформы перехода к профессиональному обучению на основе компетенций должны осуществляться путем преодоления системы, основанной только на получении знаний. Наряду с повышением академического качества и привлекательности европейских вузов, готовность выпускников к трудоустройству является одной из движущих сил [3]. Отдельные специалисты считают, что ориентация на профессиональную деятельность, а не на учебный процесс является одним их главных условий эффективного реформирования медицинского образования [7, 8]. Специалисты Днепропетровской медицинской академии считают, что обязательной составляющей должна быть адекватная организация учебного процесса, с элементами трансформирования и комбинации методов образования, приводящих к повышению мотивационных аспектов на морфологических кафедрах в высшей медицинской школе.
Так, профессионально-деятельный подход на кафедре нормальной анатомии человека для преподавания студентам первого и второго курсов подразумевает необходимость дополнительных знаний по разделу клинической анатомии и анатомических особенностей новорожденного и детей грудного возраста. Это позволит студенту быть полноценнее подготовленным к восприятию практического материала по топографической анатомии и оперативной хирургии к третьему курсу и в дальнейшем для становления специалиста - семейного врача.
Для внедрения профессионально-деятельного подхода в академии были разработаны обучающие клинические тесты, а на кафедре топографической анатомии и оперативной хирургии клинические тесты с дополнительными заданиями (топографические карты), но для обучающего недостаточно дать задания, но и необходимо предоставить средства их решения, которыми служат ориентировочные основы действия. Для этого используются тактические и диагностические алгоритмы, обучающие компьютерные программы, муляжи для инъекционных методов введения инфузионной терапии, которые содержат модель профессиональной деятельности и соответствуют поставленным целям. Для реализации разработанной системы существуют специально созданные учебно-методические материалы (методические учебные пособия по кредитно-модульной системе, согласно требованиям Болонского процесса), предназначенные в первую очередь для внеаудиторной подготовки студента к каждому практическому занятию и к самостоятельным занятиям. Учебно-методические материалы обеспечивают последовательную деятельность в максимально приближенных к реальности условиям.
Оптимальной структурой занятия по нормальной анатомии человека, обеспечивающей усвоение целевых видов деятельности, служит практическое занятие, построенное как самостоятельная работа студентов с препаратами и трупным материалом и в реальных профессиональных условиях на кафедре оперативной хирургии: обучение инъекционным методам, обоснование доступов и топографических взаимоотношений анатомических объектов при распилах тела по топографическим линиям, методам, и клиническим обоснованиям оптимальных доступов хирургического вмешательства. Внеаудиторная работа студентов должна быть тесно связана с практической работой на занятии по содержанию и временным параметрам.
При изучении клинических дисциплин, увеличение в последнее время доли внеаудиторной работы студентов и самостоятельное изучение отдельных нозологических единиц нецелесообразно, поскольку, приводит только к их теоретическому освоению. Выделение «основных» и «неосновных» нозологий и заболеваний также неверно, так как все разделы практического материала являются значимыми и должны входить в умение диагностики и лечения студентов под контролем преподавателя [7]. Так, проводя параллели при изучении морфологических дисциплин выделение «главных» и «второстепенных» тем практического занятия, неверно, вследствие отсутствия «второстепенных» симптомов в клинической практике в плане дифференциальной диагностики. Поэтому профессионально-ориентированные учебные дисциплины должны изучаться на практическом занятии с элементами клинических задач, что способствует в будущем формированию клинического мышления у специалиста, а внеаудиторная работа должна рассматриваться как
подготовка к работе на практическом занятии. Организованное, таким образом, обучение обеспечит усвоение студентом каждой дисциплины и его подготовку к будущей профессиональной деятельности.
Болонский процесс требует от студента самодисциплины, трудолюбия и постоянной работы. Большая часть учебного процесса, к сожалению, отводится самостоятельному изучению дисциплин. В связи с этим, главной задачей преподавателей высшей медицинской школы является полноценное обеспечение необходимым материалом, проведение консультаций, как во время учебного процесса, так и при выполнении самостоятельной работы [9]. На занятиях преподаватели, при объяснении нового материала, должны обращать особое внимание на основные и трудные для понимания вопросы по теме практического занятия. Необходимо достаточно времени уделять как объяснению материала на препаратах, так и самостоятельной работе с ними и муляжами.
Новые компьютерные технологии в анатомии -3Д, мультимедийные лекции по морфологическим дисциплинам позволяют более детально изучить пространственное соотношение органов и систем, локальные доступы для оперативных вмешательств, что может использоваться на практических занятиях, с условием наличия материальной базы, оснащения и альтруистических характеристик преподавателя, а также на конференциях, тематических занятиях.
Практическая медицина постоянно стимулирует появление новых направлений в клинической анатомии и дальнейшее её развитие. Пример этого может служить появление новых информативных инструментальных методов исследования, таких как спондилография, которая хорошо отображает костные структуры и их изменения, но визуализация спинного мозга и мягких тканей невозможна без использования дополнительных инвазивных методик таких как компьютерная томография: пошаговая и спиральная [5]. Данная методика основывается на тщательном изучении срезов человеческого тела, составляющих отделов, частей, структур органов, систем при наличии мультипланарных реконструкций в сагиттальной и фронтальной плоскостях.
Для систематизации и контроля знаний проводится тестовый контроль с использованием клинических тестов, которые предполагают развитие клинического мышления. Тестовый контроль на кафедрах морфологических дисциплин: анатомии, оперативной хирургии и топографической анатомии должен быть обязателен, но не являться основным, учитывая принадлежность данных дисциплин к практической медицине. Следует помнить, что наличие компьютерных классов значительно упрощает контроль.
Болонский процесс был введен в Украину для систематизации учебного процесса, для перспективы вхождения национального высшего образования в европейское пространство. Интегрирование
национального высшего образования в европейское пространство является ступенью, которая позволит получение образования сделать приоритетным в развитом обществе. Данный процесс касается высшей медицинской школы в Украине, получения образование в которой должно быть не только перспективным и приоритетным, но и требовать интегрированного подхода в преподавании морфологических дисциплин.
Но, следует не забывать, что интегрированный подход в преподавании морфологических дисциплин в медицинских Вузах Украины заключается не только в контроле знаний, полученных студентами из лекционного материала, учебных пособий и путём самоподготовки, но и в профессиональном объяснении и доступности изложения материала на практических занятиях. Это предполагает и консультативную работу во время самоподготовки студентов, согласно методическим разработкам кафедр, особенно на начальных курсах, как залог формирования специалиста широкого профиля и перспективы вхождения национального высшего образования в европейское пространство. Преподаватели кафедр морфологических дисциплин должны работать над усовершенствованием организационных форм учебного процесса, согласно требованиям педагогики, что возможно, проходя, психолого-педагогическую подготовку, над индивидуальным подходом к усвоению материала, учитывая психологический тип студента и его способности. Учитывая вышеизложенное, преподаватель
должен быть не только профессионально образованным, в том числе и по дисциплине, но и иметь знания по психологии, так называемый дар преподавания, подразумевающий любовь к своему делу, дисциплинированность, ответственность за будущее поколение врачей - своих учеников. Поскольку врачебная деятельность подразумевает некую одержимость в своём деле и высокий уровень подготовки. Всё это врач накапливает в течение жизни: во время учёбы и в практической деятельности.
Ещё А. Н. Радищев писал: «...Твёрдость в предприятиях, неутомимость в исполнении суть качества, отличающие народ российский. предприимчивость и ненарушимость в последовании предпринятого есть и была первою причиною к успехам отечества.». Хотелось бы выразить уверенность, что при изучении анатомии, топографической анатомии и оперативной хирургии, как и всей медицины в целом, будущие врачи проявят эти отличные качества [4].
Таким образом, на морфологических дисциплинах следует больше внимание уделять знаниям, как теории, так и практики. Студент должен овладеть не только теоретической базой, но и продемонстрировать знания и закрепление материала на препаратах. Всё вышеизложенное закономерно предусматривает высокий уровень подготовки кадров преподавательского состава медицинского профиля на морфологических кафедрах с перспективой и возможностью введения курса с элементами клинической анатомии.
Литература
1. Абдул - Or™ Л. В. Проблеми впровадження Болонського процесу в навчальну роботу кафедр медичних Вузів I Л. В. Aбдyл-Oгли, В. В. Кошарний, В. Ф. Шаторна II Материали за VII международна научна практична конференция 07-15 grudnia 2011 roku «Wyksztalcenie i nauka - 2011». - Przemysl. - 2011. - Т. 24. - С. 54-56.
2. Aбдyл-Oгли Л. В. Викладання анатомії, топографічної анатомії і оперативної хірургії у світі болонського процессу I Л. В. Aбдyл-Oгли, В. В. Кошарний II Материали за VII международна научна практична конференция 07-15 grudnia 2011 roku «Wyksztalcenie i nauka - 2011». - Przemysl. - 2011. - Т. 24. - С. 51-52
3. Байденко В. И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы I В. И. Байденко. - М., 2003. - 127 с.
4. Жданов Д. А. Лекции по функциональной анатомии человека I Д. А. Жданов. - М.: Медицина, 1979. - 316 с.
5. Кротенков П. В. Алгоритм клинического и радиологического исследования повреждений краниовертебральной области I П. В. Кротенков, А. М. Киселёв, Е. В. Максименко, А. А. Царёв, O. В Кротенкова. II Актуальные вопросы неврологии - 2011: XI межрегион. науч. - практ. конф.: материалы конф. - Новосибирск-Томск, 2011. - С. 145-147.
6. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: Выявление, развитие, реализация I Дж. Равен. - Москва, 2002. - 237 с.
7. Удод А. А. Подготовка специалиста - стоматолога: профессионально-деятельный подход I А. А. Удод, Л. И. Косарева, М. Б. Первак, И. И. Зинкович II Вісник проблем біології і медицини. - 2012. - № 2. Т. 1 (92). - С. 110 -111.
8. Управление качеством подготовки специалистов: программно - целевой подход (на примере высшего и послевузовского медицинского образования) I [В. Н. Казаков, Н. А. Селезнёва, А. Н. Талалаенко]. - Москва, 2003. - 215 с.
9. Шаторна В. Ф. Проблеми впровадження Болонського процесу в навчальну роботу I В. Ф. Шаторна, Л. В. Абдул - Om^ В. В. Кошарний, I. А. Дем’яненко II Мат-ли Всеукраїнської навч. -наук. конф. з міжнародною участю «Нові напрямки впровадження кредитно-модульної системи організації навчального процесу у вищих медичних, фармацевтичних навчальних закладах України III-IV рівнів акредитації» 12-13 травня 2011. - Тернопіль. - 2011. - С. 34-36
10. Hutmatcher W. Key competencies for Europe I W. Hutmatcher II Council for Cultural Cooperation a Secondary Education for Europe: Report of Symposium. - Strasburg 1997.
УДК 611. 98:611. 73:591. 483-001-076
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ УКРАИНЫ КАК ЗАЛОГ ПЕРСПЕКТИВЫ ВХОЖДЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Абдул-Оглы Л. В., Кошарный В. В., Демьяненко И. А., Носивец Д. С.
Резюме. Целью данного исследования являлось установление изменений происходящих в системе организации учебного процесса в высшем медицинском учебном заведении. Учебный процесс построен на принципах реализации профессионального подхода с ориентацией обучения на конечную цель - практическую деятельность врача - специалиста.
Ключевые слова: специалист - врач, профессиональный подход.
УДК 611. 98:611. 73:591. 483-001-076
ІНТЕГРОВАНИЙ ПІДХІД У ВИКЛАДАННІ МОРФОЛОГІЧНИХ ДИСЦИПЛІН У МЕДИЧНИХ ВУЗАХ УКРАЇНИ ЯК ЗАПОРУКА ПЕРСПЕКТИВИ ВХОДЖЕННЯ НАЦІОНАЛЬНОЇ ВИЩОЇ ОСВІТИ В ЄВРОПЕЙСЬКИЙ ПРОСТІР
Абдул-Огли Л. В., Кошарний В. В., Дем’яненко І. А., Носівець Д. С.
Резюме. Метою даного дослідження було встановлення змін, які відбуваються у системі організації учбового процесу у вищому медичному учбовому закладі. Учбовий процес побудовану на принципах реалізації професійного підходу з орієнтацією навчання на кінцеву ціль - практичну діяльність лікаря - фахівця.
Ключові слова: фахівець - лікар, професійний підхід.
UDC 611. 98:611. 73:591. 483-001-076
An Integrated Approach to Teaching Morphological Disciplines in Medical Universities of Ukraine as a Key National Prospects of Entering Higher Education in the European Space
Abdul-Ogli L. V., Kosharny V. V., Demyanenko I. A., Nosivets D. S.
Summary. The aim of this study was to determine the changes occurring in the medical school of the educational process. The educational process built on the principles of the implementation of professional approach and orientation training on the final goal - the future practice of doctors.
Key words: practice of doctors, professional approach.
Стаття надійшла 17. 01. 2013 р.