Научная статья на тему 'Лаборатория инновационной педагогики ВГМУ'

Лаборатория инновационной педагогики ВГМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INNOVATORY PEDAGOGICS / MEDICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Городецкая И. В., Коневалова Н. Ю.

Обобщен опыт работы лаборатории инновационной педагогики ВГМУ, созданной с целью повышения качества образования и подготовки специалистов, способных преодолеть разрыв между знанием дисциплин естественно-научного цикла, биомедицинских исследований и клинической практикой, что является важнейшим критерием степени инновационности технологий, которые применяются в учебном процессе медицинского вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Service experience of innovatory pedagogics laboratory of VSMU was generalized. This laboratory was founded with the purpose of improving the quality of education and training of specialists, capable to bridge a gap between the knowledge of disciplines of natural sciences cycle, biomedical researches and clinical practice, this serving as the most important criterion of the degree of innovation of those technologies which are employed in the educational process at a higher medical school.

Текст научной работы на тему «Лаборатория инновационной педагогики ВГМУ»

© ГОРОДЕЦКАЯ И.В., КОНЕВАЛОВА Н.Ю., 2013

ЛАБОРАТОРИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ ВГМУ ГОРОДЕЦКАЯ И.В.*, КОНЕВАЛОВА Н.Ю.**

УО ««Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»,

кафедра нормальной физиологии,* кафедра общей и клинической биохимии**

Резюме. Обобщен опыт работы лаборатории инновационной педагогики ВГМУ, созданной с целью повышения качества образования и подготовки специалистов, способных преодолеть разрыв между знанием дисциплин естественно-научного цикла, биомедицинских исследований и клинической практикой, что является важнейшим критерием степени инновационности технологий, которые применяются в учебном процессе медицинского вуза.

Ключевые слова: инновационная педагогика, медицинское образование.

Abstract. Service experience of innovatory pedagogics laboratory of VSMU was generalized. This laboratory was founded with the purpose of improving the quality of education and training of specialists, capable to bridge a gap between the knowledge of disciplines of natural sciences cycle, biomedical researches and clinical practice, this serving as the most important criterion of the degree of innovation of those technologies which are employed in the educational process at a higher medical school.

Keywords: innovatory pedagogics, medical education.

Одним из эффективных средств поиска новых способов обучения и воспитания студентов является экспериментальная исследовательская работа, выполнение которой должно способствовать решению основных задач образования на современном уровне. Главные составляющие такой работы:

1. Диагностика ситуации обновления и развития в образовании на данный момент, педагогический анализ преимуществ и недостатков, эффективности используемых подходов и средств.

Адрес для корреспонденции: 210023, г.Витебск, пр-т Фрунзе, 27, УО «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», проректор по УР иМС. Тел.: 8 (0212) 60-13-91 -Коне-валова Наталья Юрьевна.

2. Прогнозирование, психолого-пе-дагогическое проектирование и опережающее экспериментирование, необходимое для составления перспективных и текущих планов, определения направлений и ориентиров практической деятельности.

3. Формирование личности творческого педагога с выраженным индивидуальным стилем деятельности.

4. Развитие инициативы и творчества студентов.

5. Преодоление стереотипов, инертности.

Исследовательская работа способствует преодолению рутины в учебном процессе, повышает его эффективность, обеспечивает решение главной задачи вуза - подготовку выпускников, которые

не только овладели знаниями, но и умеют применить их на практике.

В Витебском государственном медицинском университете для координации научно-исследовательской работы по проблемам высшей школы (научный руководитель - проректор по УРиМС, проф. Н.Ю.Коневалова, ответственный исполнитель - заместитель декана лечебного факультета, д.м.н. И.В.Городецкая) в 2009 году была создана лаборатория инновационной педагогики.

Необходимость проведения данной работы связана с тем, что в нашей стране в качестве приоритетного пути социальноэкономического развития принят инновационный путь, программа которого на

2011 - 2015 годы утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2011 года № 669. В качестве одних из основных направлений формирования эффективной национальной инновационной системы определены подготовка и переподготовка специалистов в области инновационной деятельности и совершенствование системы образования. В документе указано, что «Высшее и послевузовское образование развиваются в соответствии со стратегией перехода страны к инновационной экономике, являются основным источником обеспечения ее кадрового потенциала и направлены на дальнейшее повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов на основе новейших достижений науки и техники».

Стратегические цели развития белорусской науки и образования были определены резолюцией 1-го съезда ученых (ноябрь 2007 года). «Кадровое обеспечение научно-инновационной деятельности предполагает подготовку специалистов с инновационным мышлением, способных генерировать новые знания, а также инновационных менеджеров, готовых организовывать и управлять новыми процессами, работать в условиях жесткой конкуренции, быть мобильными. Эти задачи ориентируют нас не на сиюминутные решения, а на обеспечение системных изменений в выс-

шей школе - переход от традиционного к инновационному образованию» (Первый заместитель главы Администрации Президента Республики Беларусь А.М.Радьков).

Проблема формирования нового информационно-образовательного пространства зафиксирована также рядом международных документов (отчет Всемирного Банка 2003 г. «Формирование общества, основанного на знаниях», Болонская декларация министров образования), согласно которым основным социальным механизмом формирования общества основанного на знаниях, является национальная инновационная система, в которую в качестве неотъемлемого элемента входит инновационное образование - системная совокупность образовательных процессов, основанная на активном применении новейших информационных и организационно-педагогических технологий.

Помимо поддержания существующих традиций инновационное образование стимулирует у будущих специалистов стремление внести конструктивные изменения в существующую культуру, социальную сферу, экономику с целью создания нового, конкурентоспособного продукта, доведения его до потребителя, что, в конечном счете, улучшит качество жизни. Т.е. спецификой инновационного образования является производство конкурентоспособной профессиональной модели специалиста на рынке соответствующих услуг. Это прописано в цели Государственной программы развития высшего образования на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 июля 2011 года №893, - обеспечение подготовки высококвалифицированных специалистов на основе новейших достижений науки и техники для удовлетворения потребностей государства, приведение качества подготовки специалистов с высшим образованием в соответствие с требованиями современного уровня инновационного развития отраслей экономики и социальной сферы, а также обеспечение развития способностей и интеллектуально-творческого потенци-

ала личности, ее идейно-нравственного воспитания. Одной из задач для достижения данной цели определено повышение качества фундаментальной и специальной подготовки специалистов с высшим образованием для формирования готовности генерировать новые идеи, создавать и внедрять инновационные разработки в производство и социальную сферу, мотивированной профессиональной деятельности в современных условиях, включая владение иностранными языками и информационными технологиями.

Цель данной статьи - ознакомить преподавателей с работой лаборатории инновационной педагогики ВГМУ и с тематикой научных исследований, проводимых в настоящее время.

В 2009 году в работе лаборатории участвовали 3 кафедры (нормальной физиологии, информационных технологий с курсом электронной библиотеки, патофизиологии), в 2010 году - 6 (+ кафедры медицинской биологии и общей генетики, социально-гуманитарных наук, гистологии, цитологии и эмбриологии), в 2011 году - 8 (+ кафедры психологии и педагогики, инфекционных болезней), в 2012 году

-12 (+ кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии, ботаники и экологии, стоматологии детского возраста и ЧЛХ, химии ФПДП), в 2013 году - 16 (+ кафедры общей и клинической фармакологии, русского и белорусского языков ФПДП, биологии ФПДП, психиатрии и наркологии).

В состав лаборатории помимо перечисленных кафедр входит студенческий сектор (рис. 1).

Все многообразие тематики выполняемых членами лаборатории работ можно разделить на следующие блоки (рис. 2).

Для информирования преподавателей о работе лаборатории на сайте ВГМУ создана и постоянно обновляется информационная рубрика «Инновационная педагогическая деятельность в высшей школе».

В 2013 году запланировано выполнение следующих тем:

Кафедра медицинской биологии и общей генетики: Инновационные технологии при создании учебно-методических экспозиций и электронных УМК по медицинской биологии и общей генетике.

Кафедра нормальной физиологии: Продолжить изучение влияния преоблада-

Проректор по УРиМС

Рис. 1. Структура лаборатории инновационной педагогики: ЛФ - лечебный факультет, ФФ - фармацевтический факультет, СФ - стоматологический факультет,

ФПИГ - факультет подготовки иностранных граждан.

Информационное обеспечение

Создание авторского мультимедийного контента

Нравственно-этические проблемы обучения

Внедрение

инновационных

педагогических

технологий

Разработка методических пособий

Рис. 2. Темы научных исследований.

ющего тип памяти у студентов в зависимости от психологического типа личности, а также влияние репрезентативных систем и психологического типа личности на мотивацию к обучению.

Кафедра патофизиологии: Использование современных психологических методов оценки восприятия и поиск новых подходов к улучшению усвоения учебного материала студентами во время лабораторных занятий на кафедре патофизиологии.

Кафедра социально-гуманитарных наук: Проблемы биоэтики, биомедицинской и биофармацевтической этики в преподавании социально-гуманитарных дисциплин студентам медицинского вуза.

Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии: Разработка и внедрение мультимедийных презентаций с использованием Microsoft Office Power Point и Macromedia Flash на кафедре гистологии.

Кафедра информационных технологий с курсом электронной библиотеки: Создать базу данных профессионально ориентированных электронных ресурсов сети Интернет для провизора и фармацевта; Подготовить к изданию методическое пособие по организации эффективного

поиска медико-биологических ресурсов в сети Интернет; 3) Продолжить работу по внедрению в учебно-воспитательный процесс вуза информационных технологий.

Кафедра инфекционных болезней: Особенности преподавания социальнозначимых гемоконтактных вирусных инфекций студентам, обучающимся на кафедре инфекционных болезней.

Кафедра психологии и педагогики: Функциональное состояние студента как показатель эффективности учебного труда и интеллектуальной деятельности.

Кафедра ботаники и экологии: Инновационные технологии при создании УМК и дидактического материала по фармацевтической ботанике.

Кафедра стоматологии детского возраста и ЧЛХ: Внедрение инновационных технологий в учебный и научно-исследовательский процесс на кафедре стоматологии детского возраста и челюстно-лицевой хирургии.

Кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии: Совершенствование самостоятельной работы студентов под контролем преподавателя на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии.

Кафедра химии ФПДП: Инновационные подходы к организации педагогического процесса при обучении химии слушателей ФПДП.

Кафедра общей и клинической фармакологии: Использование инновационных технологии в преподавании общей и клинической фармакологии с курсом ФПК и ПК.

Кафедра психиатрии и наркологии: Корреляционная связь показателей теста ММР1 и успеваемости студентов.

Кафедра русского и белорусского языков ФПДП: Реализация личностноориентированного подхода при обучении дисциплине «Русский язык» слушателей факультета профориентации и довузовской подготовки.

Кафедра биологии ФПДП: Повышение качества образовательного процесса и интенсификация подготовки к централизованному тестированию по биологии на ФПДП.

В 2013 году запланирован выпуск следующих информационных бюллетеней сотрудниками лаборатории:

- Влияние рейтинговой системы оценки знаний на коэффициент качества знаний.

- Объективность рейтинговой системы.

- Проблема лидерства в студенческой среде.

- Выяснение преобладающих типов памяти у студентов ВГМУ.

- Совершенствование подготовки слушателей ФПК по педагогике и психологии к использованию в учебном процессе инновационных педагогических технологий.

- Использование современных психологических методов оценки восприятия и поиск новых подходов к улучшению усвоения учебного материала студентами во время лабораторных занятий на кафедре патофизиологии.

- Инновационные технологии при создании УМК и дидактического материала по фармацевтической ботанике.

Будет продолжена работа студенческого сектора лаборатории (рис. 3), который начал свою работу в 2011 году. Задачи сектора:

- содействие повышению качества образования в ВГМУ;

- формирование у студентов позитивной установки на успешную учебную и научно-исследовательскую деятельность;

\

Слет

отличников учебы «Олимп» _____________/

Студенческий Совет по контролю качества образования

Рис. 3. Структура студенческого сектора лаборатории.

- внесение предложений по организации учебного процесса;

- информирование студентов по вопросам организации учебного процесса, нововведений в сфере получения высшего образования;

- разработка и проведение конкурсов проектов, социологических опросов, мониторингов и других видов исследований по вопросам повышения качества образования в ВГМУ;

- организация круглых столов, встреч, семинаров, диспутов со студентами по вопросам качества образования в ВГМУ;

- размещение информации о работе сектора и организованных им мероприятиях на сайте ВГМУ.

Были проведены следующие конкурсы студенческих проектов:

2011 год: Рейтинговая система оценки знаний глазами студентов, Студенческое самоуправление.

2012 год: Бейдж отличника, Доска почета на сайте ВГМУ, Презентация для поступающих в ВГМУ, Отличники в помощь отстающим.

В 2013 году будут выполнены проекты на темы:

- Объективность рейтинговой системы оценки знаний.

- Проблема лидерства в студенческой среде.

- Память как основа учебной деятельности.

После подведения итогов конкурсов лучшие проекты ежегодно обсуждаются на слете отличников учебы и активистов, а также с использованием сети Интернет (на сайтах университета, профкома, в блогах, в группах вКонтакте).

Заключение

Таким образом, работа лаборатории инновационной педагогики способствует подготовке специалистов, способных преодолеть разрыв между знанием дисциплин естественно-научного цикла, результатами биомедицинских исследований и клинической практикой, что является основным критерием степени инновационности технологий, которые применяются в учебном процессе медицинского университета.

Поступила 01.03.2013 г. Принята в печать 04.03.2013 г.

Сведения об авторах:

Городецкая И.В. - д.м.н., доцент кафедры нормальной физиологии, заместитель декана лечебного факультета УО «ВГМУ»,

Коневалова Н.Ю. - д.б.н., профессор кафедры общей и клинической биохимии, проректор по учебной работе и международным связям УО «ВГМУ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.