Научная статья на тему 'Интегрированный подход в формировании гуманитарной культуры будущих инженеров'

Интегрированный подход в формировании гуманитарной культуры будущих инженеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНАЯ КУЛЬТУРА / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД / HUMANITARIAN CULTURE / INTEGRATION / INTEGRATIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестерова И. А.

В статье рассматриваются особенности и роль интегрированного подхода в процессе формирования гуманитарной культуры студентов технического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATIVE APPROACH TO HUMANITARIAN CULTURE DEVELOPMENT OF FUTURE ENGINEERS

The article considers features and the role of the integrative approach in the process of fostering humanitarian culture of engineering students.

Текст научной работы на тему «Интегрированный подход в формировании гуманитарной культуры будущих инженеров»

УДК 378

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ

© 2011 И.А.Нестерова

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 16.03.2011

В статье рассматриваются особенности и роль интегрированного подхода в процессе формирования гуманитарной культуры студентов технического университета.

Ключевые слова - гуманитарная культура, интеграция, интегрированный подход.

°Современная профессиональная подготовка немыслима без интегрирования самых разных дисциплин, т.к. «реализация интеграционных процессов, прослеживающихся во всех сферах жизнедеятельности человека, должна базироваться на новой образовательной парадигме в высшей школе»1. В свою очередь, в данной парадигме одну из ведущих ролей призвана играть гуманитарная культура, способствующая приобщению будущих специалистов к гуманитарным ценностям, без которых успешная профессиональная деятельность в современном социуме совершенно невозможна. Следовательно, формирование гуманитарной культуры студентов представляется одной из важнейших педагогических задач.

Необходимость использования интегрированного подхода при формировании гуманитарной культуры у студентов технических специальностей обусловлена многообразием и структурно-функциональной сложностью гуманитарного блока дисциплин, который необходимо освоить будущим инженерам в соответствии с гуманистической концепцией образования, тенденцией перехода высшей школы от традиционной парадигмы к личностно-развивающей. Значение данного процесса усиливается ещё и тем, что «гуманитарная культура - это интегра-тивное личностное образование, представленное когнитивно-мотивационным, коммуникативным, эмоциональным, конатативным компонентами, в которых интегрируются ценностные ориентации и качества личности, выражающие то истинно человеческое, что заложено в общечеловеческой культуре: чувства, знания, общение, творческое

°Нестерова Ирина Александровна, аспирант кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы. E-mail: nesteroira@yandex. ru 1 Левченко В.В. Интегрированный подход к профессионально-педагогической подготовке в вузе специалистов для образовательных учреждений: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - Самара: 2009. - С. 3.

действие»2. Методологически похожее определение даёт В.Е.Осипов: «Гуманитарная культура - это совокупность духовных ценностей, знаний и норм поведения, выработанных личностью или исторически определенным сообществом на основе познания социальных процессов, выступающих в виде регулятивных форм жизнедеятельности человека»3. Е.П.Рыбина так считает, что гуманитарную культуру следует определять «как характеристику личности, отличительными чертами которой являются постижение духовности, ценностно-смыслового содержания жизни, гуманистической технологии профессиональной деятельности посредством усвоения гуманитарного знания, развития гуманитарного мышления, ориентации на высшие человеческие ценности при творческом подходе к решению профессиональных и личностных задач»4.

Следовательно, получается, что принципиальное, ключевое значение и роль в педагогической науке приобретает проблема не простого развития гуманитарной культуры специалистов технических областей знания, а видение данного процесса как преодоления сковывающего воздействия узких профессионально-технических компетенций и формируемого ими мышления специалистов техносферы. Гуманитарная культура, способствующая становлению специалиста как субъекта духовной культуры общества, обладающего способностями выстраивать продуктивное взаимодействие с окружаю-

2 Сикорская Н.Г. Развитие гуманитарной культуры учителя как становление его профессионализма: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь: 1996. - С. 8.

3 Осипов В.Е. Понятие гуманитарной культуры и проблемы ее формирования в техническом вузе // Современный гуманизм: Проблемы и перспективы: Сб. науч. тр. / Под общ. ред. В.А.Решетникова. - Иркутск: 2004. - С. 365.

4 Рыбина Е.П. Педагогические условия развития гумани-

тарной культуры студентов технических вузов // Ом-

ский научный вестник. - 2009. - № 3. - С. 194.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 13, №№2(3), 2011

щим миром на основе личностно принятых высших человеческих ценностей5.

Исходя из приведённых выше определений и подходов к определению понятия «гуманитарная культура», видно, что именно интегрированный подход следует признать одним из наиболее оптимальных в процессе формирования гуманитарной культуры студентов, т.к. благодаря его применению возможно приобщение их как к профессиональным ориентирам, так и к общечеловеческим ценностям. Основной путь развития гуманитарной культуры будущих специалистов инженеров при интегративном подходе - системно-содержательная трансформация общечеловеческих ценностей в содержание обучения гуманитарным и общеобразовательным дисциплинам.

Современные стандарты качеств образования, а так же российские и мировые тенденции реформирования высшей школы позволяют судить о неуклонно увеличивающейся роли идей гуманизации и гуманитаризация в образования. Но здесь скрывается возможность совершить большую ошибку - гуманитаризовать систему высшего образования лишь «количественно», а не качественно, что в реальности приводит только к механическому увеличению числа изолированных гуманитарных дисциплин. Как подчёркивает Н.Н.Савельева, нужна в данных циклах объединяющая общая цель, стратегия обучения6. От себя добавим, что при безусловной необходимости интеграции формирующихся гуманитарных блоков, нужна и внутренняя интеграция данных дисциплин, а это невозможно без методологически и методически грамотного и адекватного (исходящего из внутренних и внешних потребностей вуза) интегрированного подхода.

Весьма характерно, что большинство современных исследователей отдают предпочтение и приоритет именно интегрированному подходу в процессе приобщения студентов к гуманитарной культуре. Подобная предопределённость возникает, как следует, отмечает В.А.Сластенин, потому что гуманитарная культура «представляет собой упорядоченную совокупность общечеловеческих идей, ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистических технологий профессиональной деятельности»7. Следовательно, инте-гративный подход позволит наилучшим образом

5 Ръбина Е.П. Педагогические условия развития гуманитарной культуры студентов технических вузов // Омский научный вестник. - 2009. - № 3. - С. 194.

6 Савельева Н.Н. Развитие гуманитарной культуры студентов университета: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Омск: 2005. - С. 5.

7 Сластенин В.А. Гуманитарная культура специалиста // Магистр. - 1991. - №1. - С. 22.

осмыслить обозначенные идеи, ценности и качества, т.к. формируются они как разными гуманитарными, так и естественно-научными дисциплинами.

Роли интергативного подхода в установлении обозначенной выше связи и внутри гуманитарного блока, и между дисциплинами естественными и гуманитарными значительное место отводится в исследовании А.Я.Данилюка8. Помимо него разработкой формирования педагогических условий применения интегративного подхода в обучении занимались И.В.Кошмина, В.Н.Максимова, Л.Н.Талалова, Н.С.Розов9. Они отмечают, что существующая взаимосвязь между науками, а также внутри различных областей какой-либо дисциплины, значительно облегчает поиск единых принципов и критериев интеграции в условиях конкретного образовательного процесса.

Современными исследователями также отмечается влияние междисциплинарной и внутри-дисциплинарной интеграции на возможность формирования единых методологических основ в процессе выработки определений общенаучных дефиниций, а также в анализе их структуры, сущности и содержания. Подробно это характеризовано в работах М.С.Асимова10, Е.И.Браж-ника11, Л.А.Воловича12, Н.Е.Овчаренко13.

Особо подчеркивается роль интеграционного подхода и необходимости взаимовлияния дисциплин в современном образовательном процессе В.В.Левченко: «Идея интегрированного обучения, как российская традиция, актуализирует задачу подготовки специалистов широкого профиля. Таким образом, интегрированный подход становится закономерностью профессиональной педагогики, ориентируя на цель педагогического образования - интеграцию и обеспечивая реализацию педагогической интеграции по двум

8 Данилюк А.Я. Теоретико-методологические основы проектирования интегральных гуманитарных образовательных пространств. Автореф. дис. ... докт. пед. наук. -Ростов-на/Д.: 2001. - С. 3 - 5.

9 Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе. - М.: 2001; Максимова, В.Н. Интеграция в системе образования. - СПб.: 1999; Талалова Л.Н. Интеграционные процессы в образовании: контекст противоречий. - М.: 2003; Розов Н.С. Философские основания социально-гуманитарного образования в университете будущего // Проблемы многоуровневой системы образования. - Томск: 1994. - С. 63 - 69.

10 Асимов М.С. Современные тенденции интеграции наук // Вопросы философии. - 1991. - № 3. - С. 57 - 69.

11 Бражник Е.И. Интеграционные процессы в современном европейском образовании. - СПб.: 2001.

12 Волович Л.А. Интеграция гуманитарной и профессиональной подготовки в средней профессиональной школе: теоретико-методические подходы. - Казань: 1997.

13 Овчаренко Н.Е. Модели современных интеграционных процессов. - М.: 1999.

основаниям: по виду деятельности - педагогическая деятельность; по средствам деятельности - интегрированные технологии»14. Похожего мнения придерживается и А.П.Беляева, считая, что интеграционные процессы, применяемые, в том числе, и в гуманитарном блоке дисциплин, приводят к расширению социокультурной базы квалификации специалиста, что в свою очередь позволяет рассматривать интеграционные связи в качестве базы для формирования профессиональных навыков студентов15.

Таким образом, применение интегративного подхода способно не только более активно и решительно влиять на формирование различных компетенций студентов, но и стать ключевым, системообразующим фактором в формировании гуманитарной культуры у будущих специалистов. Применение данного подхода должно привести к совершенствованию, взаимовлиянию и взаимовоздействию друг на друга всех элементов как внутри дисциплин, так и во всём гуманитарном блоке. Это позволит установить прочные и эффективные межпредметные связи, способствующие развитию у будущих инженеров компонентов единой гуманитарной культуры. Среди приоритетных таких связей необходимо отметить, прежде всего, социокультурные, формирующиеся на занятиях по культурологи, истории, политологии, социологии. В целом же система гуманитарной культуры специалиста должна строиться как сложная, высокоразвитая, открытая, динамичная, гибкая структура. Она призвана дать будущему специалисту компетенции, которые сформируют

его способности к эффективному и непрерывному саморазвитию и адаптации в новых условиях. А для этого надо, что бы интегрированный характер подготовки будущего специалиста, по мнению И.Е.Пановой, «находил отражение не только в содержании обучения, но и во взаимодействии всех составляющих образовательного процесса и его функционального воздействия на личностное развитие субъектов учебного процесса»16.

Образовательная стратегия на основе системного интегрированного подхода к формированию гуманитарной культуры должна быть направлена на повышение индивидуализации процесса обучения и выработке у обучаемых активной, гуманистической, основанной на общечеловеческих ценностях позиции при анализе и решении профессиональных ситуаций. Без формирования человеческого начала в самом человеке невозможно наладить его адекватное взаимодействие с другими индивидами в социуме, даже при условии высоких конкретно-профессиональных компетенций.

14 Левченко В.В. Интегрированный подход к профессионально-педагогической подготовке в вузе специалистов для образовательных учреждений: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - Самара: 2009. - С. 13.

15 Беляева А.П. Интегративно-модульная система профессионального образования. - СПб.: 1996.

16 Панова И.Е. Обоснование интегрированного подхода к формированию инновационной культуры специалиста // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 7. - С. 38.

INTEGRATIVE APPROACH TO HUMANITARIAN CULTURE DEVELOPMENT

OF FUTURE ENGINEERS

© 2011 I.A.Nesterova

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

The article considers features and the role of the integrative approach in the process of fostering humanitarian culture of engineering students.

Keywords: humanitarian culture, integration, integrative approach.

Irina Aleksandrovna Nesterova, postgraduate of the department of Russian, Foreign literature and Methods of their teaching. E-mail: nesteroira@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.