Научная статья на тему 'ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ'

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интегрированный подход в преподавании / бинарное занятие / практическое занятие / универсальные и общепрофессиональные компетенции / документ / педагогическое взаимодействие. / integrated approach to teaching / binary lesson / practical lesson / universal and general professional competencies / document / pedagogical interaction.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Букина Татьяна Григорьевна

Цель. Рассмотреть специфику изучения русского языка в образовательных организациях системы МВД России и обосновать необходимость изучения на занятиях функционирования терминологической лексики в профессиональной деятельности наряду с изучением общих литературных норм языка. Методы. В статье использованы следующие методы научного познания: анализ научной литературы по теме исследования, метод компонентного анализа слова, лексикографический метод, сравнительно-сопоставительный метод. Результаты. При всех трудностях реализации бинарное занятие способствует формированию на высоком уровне универсальных и общепрофессиональных компетенций. Научная новизна. В статье продемонстрирован интегрированный подход к изучению языка в условиях практического занятия бинарного типа. На примере интеграции дисциплин «Русский язык в профессиональной служебной деятельности» и «Административное право» показана словарная работа с юридической терминологией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Букина Татьяна Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN INTEGRATED APPROACH TO STUDYING THE RUSSIAN LANGUAGE IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE SYSTEM OF THE MIA OF RUSSIA

Goal. To consider the specifics of learning the Russian language in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia and to justify the need to study the functioning of terminological vocabulary in professional activities in the classroom along with the study of general literary norms of the language. Methods. The article uses the following methods of scientific cognition: analysis of scientific literature on the topic of research, the method of component analysis of the word, lexicographic method, comparative method. Results. Despite all the difficulties of implementation, binary training contributes to the formation of universal and general professional competencies at a high level. Scientific novelty. The article demonstrates an integrated approach to language learning in the context of a practical binary type lesson. Using the example of the integration of the disciplines “Russian language in professional official activity” and “Administrative law”, the dictionary work with legal terminology is shown.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ»

Научная статья

УДК 378.147.34

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Татьяна Григорьевна Букина,

Уральский юридический институт МВД России, г. Екатеринбург, Российская Федерация,

tf30@rambler.ru,

https://orcid.org/0000-0003-3249-1783

Аннотация. Цель. Рассмотреть специфику изучения русского языка в образовательных организациях системы МВД России и обосновать необходимость изучения на занятиях функционирования терминологической лексики в профессиональной деятельности наряду с изучением общих литературных норм языка.

Методы. В статье использованы следующие методы научного познания: анализ научной литературы по теме исследования, метод компонентного анализа слова, лексикографический метод, сравнительно-сопоставительный метод.

Результаты. При всех трудностях реализации бинарное занятие способствует формированию на высоком уровне универсальных и общепрофессиональных компетенций.

Научная новизна. В статье продемонстрирован интегрированный подход к изучению языка в условиях практического занятия бинарного типа. На примере интеграции дисциплин «Русский язык в профессиональной служебной деятельности» и «Административное право» показана словарная работа с юридической терминологией.

Ключевые слова: интегрированный подход в преподавании, бинарное занятие, практическое занятие, универсальные и общепрофессиональные компетенции, документ, педагогическое взаимодействие.

Для цитирования: Букина, Т.Г. Интегрированный подход к изучению русского языка в образовательных организациях системы МВД России // Вестник экономики, управления и права. 2024. Т. 17, № 1. С. 62 - 69.

Original article

AN INTEGRATED APPROACH TO STUDYING THE RUSSIAN LANGUAGE IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE SYSTEM OF THE MIA OF RUSSIA

Tatyana G. Bukina

Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

Ekaterinburg,Russian Federation, tf30@rambler.ru

https://orcid.org/0000-0003-3249-1783

Abstract. Goal. To consider the specifics of learning the Russian language in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia and to justify the need to study the functioning of terminological vocabulary in professional activities in the classroom along with the study of general literary norms of the language.

Methods. The article uses the following methods of scientific cognition: analysis of scientific literature on the topic of research, the method of component analysis of the word, lexicographic method, comparative method.

Results. Despite all the difficulties of implementation, binary training contributes to the formation of universal and general professional competencies at a high level.

Scientific novelty. The article demonstrates an integrated approach to language learning in the context of a practical binary type lesson. Using the example of the integration of the disciplines "Russian language in professional official activity" and "Administrative law", the dictionary work with legal terminology is shown.

Keywords: integrated approach to teaching, binary lesson, practical lesson, universal and general professional competencies, document, pedagogical interaction.

For citation: Bukina, T.G. An integrated approach to studying the russian language in educational organizations of the system of the MIA of Russia // Bulletin of Economics, Management and Law. 2024. Vol. 17, no. 1. Pp. 62 - 69 (In Russ.).

Введение

Важнейшей задачей высшего образования является формирование профессиональной, всесторонне развитой личности. Поэтому, как отмечает Н.В. Бекузарова, при подготовке профессиональных сотрудников органов внутренних дел необходимо ориентироваться на формирование полицейского, юриста «как активной личности, стремящейся в своей жизни не только к высоким собственным достижениям, но и к об-

щему успеху окружающих людей, организаций, сообществ, укреплению и обновлению связи между миром труда и другими секторами общества» [1, с. 27].

Поступив в образовательную организацию системы МВД России, обучающиеся на первом курсе начинают осваивать дисциплину «Русский язык в профессиональной служебной деятельности». Главной задачей этой дисциплины является не столько повторение системных норм языка, сколько,

отработка навыков общения в профессиональной сфере, навыков использования специальных языковых средств для формирования документов. Для этого на всех практических занятиях в процессе изучения дисциплины необходимо обращать внимание на функциональные и языковые особенности профессиональной устной и письменной коммуникации сотрудника полиции. Более того, на наш взгляд, обучение русскому языку для специальных целей в вузе МВД России должно присутствовать в течение всего периода обучения одновременно с изучением специальных дисциплин (теории государства и права, административного права, уголовного права, уголовного процесса и др.) [3, с. 133]. В связи с этим стоит указать на интегрированный подход к изучению дисциплины с актуализацией межпредметных связей.

Необходимость проведения исследования

Идея интегрированного подхода к изучению дисциплин, и русского языка в частности, не является новой. К данной проблеме обращались в разное время такие исследователи, как Р.Р. Зарипова [4], Т.Г. Нозд-рина [9], А.И. Пайгусов [11], О. А.Попович, Н.Ф. Крылова, А.В. Морозова [12] Е В. Самойлова [13], Е.Н. Чулкова [14], С.С.Янтра-нова, Л.В.Николаева [16] и др. Вслед за И.А. Зимней определяем понятие «интегрированный подход» к изучению дисциплины как «целостное представление совокупности объектов, явлений, процессов, которые объединяются как минимум одной общей характеристикой, в результате создавая новое качество» [5, с. 14].

Весьма эффективной формой интегрированного взаимодействия дисциплин является, на наш взгляд, бинарная модель взаимодействия, когда два преподавателя с разных кафедр последовательно на одном занятии осуществляют, обеспечивают междисциплинарную связь. Именно при такой форме получения знаний обучающиеся в полной мере демонстрируют системное знание материала.

В результате применения бинарной формы освоения материала как организации процесса обучения реализуются важнейшие дидактические цели, такие как систематизация и обобщение знаний, касающихся двух или более наук, а также обеспечение внутрипредметных и межпредметных связей. При этом, как отмечает В.В. Бойченко, «общая структура занятия включает сообщение плана работы, постановку цели и задач, мотивацию на достижение поставленных целей, актуализацию опорных знаний и т.д.» [2, с. 28], то есть общая структура бинарного занятия ничем не отличается от традиционного практического занятия или семинара. Как отмечает С.А. Козлова, «бинарное занятие - это одна из форм интеграции предметов и реализации межпредметных связей» [7], поэтому в подготовке и проведении данного инновационного вида занятия участвуют два или три педагога, которые совместно планируют формы и методы работы как свои, так и обучающихся. Вопросами изучения бинарного занятия как формы реализации межпредметных связей занимаются такие исследователи, как Д.Г. Казакова [6], В.А. Овчинников, Д.А. Новохатский, С.А. Жарков, Д.В. Егорен-ков [9] и другие. Именно повышенный интерес отечественных педагогов и методологов к интегрированному взаимодействию дисциплин предопределили проведение данного исследования.

Методы исследования

Методологической основой работы является, во-первых, анализ научной литературы по теме исследования. Показан живой интерес отечественных ученых-методологов к проблеме интегрированного подхода к изучению различных дисциплин. Во-вторых, лексикографический метод использован при изучении словарных статей одного и того же термина в разных словарях. Дается различие энциклопедического и лингвистического словарей. Здесь же использован сравнительно-сопоставительный метод

(это третий метод). Четвертым методом, использованным в исследовании, является метод компонентного анализа слова, при котором рассматривается структура словарной статьи конкретного термина и система помет.

Результаты исследования

В Уральском юридическом институте МВД России в качестве апробации описываемой инновационной формы организации образовательного процесса проведено бинарное практическое занятие по дисциплинам «Русский язык в профессиональной служебной деятельности» и «Административное право» для подготовки бакалавров по направлению 40.03.02 «Обеспечение законности и правопорядка». Изучая тему «Лексические средства русского языка. Лексика деловой документации. Нарушение лексических норм» в рамках русского языка обучающиеся смогут рассмотреть основную юридическую терминологию, использующуюся в документах, в рамках дисциплины «Административное право» по теме «Административное правонарушение и административная ответственность».

Курсанты анализируют формулировку понятия «административное правонарушение», которое дается в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях: «противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность»1, а также дефиницию этого понятия, данную в «Юридическом словаре для сотрудника ОВД»: «посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установ-

ленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность» [15, с. 7]. При сравнительном анализе предложенных определений курсанты констатируют более распространенный характер формулировки в словаре, так как словарь ориентирован на энциклопедичность знания. При обращении же к толковому словарю обучающиеся вообще не находят там данного словосочетания, так как понятие «административное правонарушение» является специальным юридическим термином. Так, на занятии по дисциплине «Русский язык в профессиональной служебной деятельности» вводится понятие «термин», разъясняется отличие термина от нетермина, а также наглядно демонстрируется различие специального юридического и общеупотребительного термина. В частности, в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова есть словарная статья «Правонарушение»: -я, ср. (офиц.). Нарушение права, проступок, преступление. Профилактика правонарушений [10, с. 577]. На примере данной словарной статьи преподаватель объясняет обучающимся различие энциклопедического и толкового словаря, подчеркивая, что в первом дается толкование понятия, а во втором - лексическое значение слова. Именно поэтому в толковом словаре важно уметь читать систему помет. В данном случае необходимо обратить внимание на стилистическую помету офиц., которая сообщает читателю о терминологическом характере слова. И этот термин именно общеупотребительный, так как может использоваться в различных сферах деловой коммуникации.

На примере анализа одного термина нами продемонстрирована бинарная рабо-

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ f214c94a877460330dbe4ab3d6677b3635a79/ (дата обращения: 30.10.2023).

та на занятии, где материал дисциплины «Административное право» органично интегрирует со словарной работой на практическом занятии по «Русскому языку в профессиональной служебной деятельности». В рамках этого же бинарного занятия проводится аналогичная работа с понятиями «административная ответственность», «деяние», «должностное лицо», «вина» и другими.

Изучению материала в рамках бинарного занятия предшествует большая работа на занятиях по русскому языку, касающаяся изучения лексического значения слов, входящих в терминосистему юридической науки. Следует отметить, что организация практического занятия в бинарном режиме предъявляет высокие требования к уровню подготовки обучающихся. При подготовке к такому занятию курсанты выполняют творческие домашние задания, например, пишут эссе, в которых демонстрируют навыки аналитической работы со словарным материалом. Эссе зачитываются во время бинарного занятия. Также высокие требования предъявляются и к организаторам занятия. Именно от преподавателей, проводящих данное занятие, зависит творческий настрой курсантов, их мотивация и понимание необходимости установления межпредметных связей в образовательном процессе.

Выводы

Бинарная форма проведения учебных за-

нятий семинарского типа способствует формированию у обучающихся, в первую очередь, универсальных компетенций, которые предполагают владение общей культурой мышления, способность к обобщению и анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения через подачу материала из разных предметных областей. Кроме того, бинарное занятие способствует формированию общепрофессиональных компетенций, предполагающих осознание социальной значимости будущей профессии и мотивацию к профессиональной деятельности, поскольку бинарное взаимодействие представляет собой интеграцию теоретических знаний и практических умений, готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания при решении профессиональных задач. На занятиях подобного рода оттачивается владение основами профессиональной культуры, так как обучающиеся вступают в диалог профессионалов из разных сфер коммуникации.

В заключение следует отметить, что бинарную организацию педагогического взаимодействия, несмотря на необходимость значительной дополнительной подготовки, целесообразно использовать на предметах междисциплинарной (полидисциплинарной) направленности, каким и является дисциплина «Русский язык в профессиональной служебной деятельности».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бекузарова, Н.В. Бинарное взаимодействие в системе вузовского образования // Известия Дагестанского педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2011. №1 (14). С. 27-31.

2. Бойченко, В.В. О формировании юридической грамотности на занятиях по иностранному языку в образовательных организациях МВД России // Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия. Материалы У-й Международной научно-практической конференции / Отв. ред. В.Ю. Меликян. Ростов н/Д: Дониздат, 2015. С. 346-349.

3. Букина, Т.Г. Формирование способности обучающихся к использованию русского языка в процессе изучения профилирующих дисциплин // Научный альманах. 2019. № 10-1 (60). С. 132-136.

4. Зарипова, Р.Р. К вопросу о лингвистических и когнитивных преимуществах интегрированного предметного подхода в обучении (CLIL) // Международный журнал экспериментального образования. Педагогические науки. 2015. № 8. С. 9-13.

5. Зимняя, И.А., Земцова, Е.В. Интегративный подход к оценке единой социально-профессиональной компетентности выпускников вузов // Высшее образование сегодня. 2008. № 5. С. 14-19.

6. Казакова, Д.Г. Бинарное занятие - это метод, обеспечивающий преемственность в образовании // Научный журнал, 2016. №11(12). C. 74-76.

7. Козлова, С.А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие. М.: издательство «Академия», 2020. 432 с.

8. Ноздрина, Т.Г. Перспективность интегрированного подхода в лингвистических исследованиях // Международный журнал экспериментального образования. Филологические науки. 2015. № 11. С. 572-575.

9. Овчинников, В.А., Новохатский, Д.А., Жарков, С.А., Егоренков, Д.В. Бинарные занятия как инновационная форма обучения // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2019. № 11 (277). С. 321-325.

10. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений // под ред. Л.И. Скворцова. М.: издательство «Мир и образование», 2019. 13-76 с.

11. Пайгусов, А.И. Педагогические условия эффективности интегрированного обучения: На материале предметов гуманитарного и художественно-эстетического циклов: ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 1994. 20 с.

12. Попович, О.А., Крылова, Н.Ф., Морозова, А.В. Интегрированный подход в изучении русского языка в вузе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2020. № 1. С. 5566. DOI: https://doi.org/10.18384/2310-7219-2020-1-55-66

13. Самойлова, Е.В., Назарова, О.В., Корнилецкая, Н.С. Актуальные проблемы и перспективы преподавания иностранного языка студентам неязыковых специальностей вузов в рамках интегрированного подхода // Интеграция образования. Филологическое образование. 2014. № 2. С. 117-124.

14. Чулкова, Е.Н. Реализация интегрированного подхода при изучении профессиональной лексики на занятиях по русскому языку как иностранному // Социосфера. 2016. № 2. С. 42-45.

15. Юридический словарь для сотрудника ОВД / сост. Т.В. Варлакова, Н.С. Третьякова, Д.М. Сафронов, А.А. Турышев. Омск: издательство «Омская академия МВД России», 2011. 116 с.

16. Янтранова, С.С., Николаева, Л.В. Интегрированный подход в обучении как основа реализации компетентностного подхода в рамках ФГОС высшего образования // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2016. Вып. 4. С. 20-25.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Bekuzarova, N.V. Binary interaction in the system of university education // News of the Dagestan Pedagogical University. Psychological and pedagogical sciences. 2011. No. 1 (14). P. 2731. (In Russ.).

2. Boychenko, V.V. On the formation of legal literacy in foreign language classes in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Language and law: current problems

of interaction. Materials of the Vth International Scientific and Practical Conference. Rostov n/D: Donizdat. 2015. Pp. 346-349. (In Russ.).

3. Bukina, T.G. Formation of students ability to use the Russian language in the process of studying major disciplines // Scientific almanac. 2019. No. 10-1 (60). P. 132-136. (In Russ.).

4. Zaripova, R.R. On the issue of linguistic and cognitive advantages of the integrated subject-based approach to learning (CLIL) // International Journal of Experimental Education. Pedagogical sciences. 2015. No. 8. P. 9-13. (In Russ.).

5. Zimnyaya, I.A., Zemtsova, E.V. An integrative approach to assessing the unified social and professional competence of university graduates // Higher education today. 2008. No. 5. P. 1419. (In Russ.).

6. Kazakova, D.G. Binary occupation is a method that ensures continuity in education // Scientific journal. 2016. No. 11(12). P. 74-76. (In Russ.).

7. Kozlova, S.A., Kulikova, T.A. Preschool pedagogy (Tutorial). M.: Academy, 2020. 432 p. (In Russ.).

8. Nozdrina, T.G. Prospects of an integrated approach in linguistic research // International Journal ofExperimental Education. Philological sciences. 2015. No. 11. P. 572-575. (In Russ.).

9. Ovchinnikov, V.A., Novokhatsky, D.A., Zharkov, S.A., Egorenkov, D.V. Binary classes as an innovative form of teaching // Scientific notes of the University named after P.F. Lesgafta. 2019. No. 11 (277). P. 321-325. (In Russ.).

10. Ozhegov, S.I. Explanatory dictionary of the Russian language: 100,000 words, terms and expressions. M.: Peace and Education; 2019 (In Russ.).

11. Paygusov, A.I. Pedagogical conditions for the effectiveness of integrated learning. Based on the material of the subjects of the humanitarian and artistic-aesthetic cycles: abstract. dis. ... Ph.D. ped. Sci. Kazan, 1994. 20 p. (In Russ.).

12. Popovich, O.A., Krylova, N.F., Morozova, A.V. Integrated approach to studying the Russian language at university // Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Pedagogy. 2020. No. 1. P. 5566. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.18384/2310-7219-2020-1-55-66

13. Samoilova, E.V., Nazarova, O.V., Korniletskaya, N.S. Current problems and prospects for teaching a foreign language to students of non-linguistic specialties at universities within the framework of an integrated approach // Integration of Education. Philological education. 2014. No. 2. P. 117-124. (In Russ.).

14. Chulkova, E.N. Implementation of an integrated approach to the study of professional vocabulary in classes on Russian as a foreign language // Sociosphere. 2016. No. 2. P. 42-45. (In Russ.).

15. Legal dictionary for police officers.Omsk: Omsk Academy ofthe Ministry ofInternal Affairs of Russia, 2011. 116 p. (In Russ.).

16. Yantranova, S.S., Nikolaeva, L.V. Integrated approach to training as the basis for the implementation of a competency-based approach within the framework of the Federal State Educational Standard of Higher Education // Bulletin of the Buryat State University. Education. Personality. Society. 2016. No. 4. P. 20-25. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Букина Татьяна Григорьевна, заведующий кафедрой иностранных языков, кандидат филологических наук, доцент, Уральский юридический институт МВД России, г. Екатеринбург, Российская Федерация.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Tatiana G. Bukina, Head of the Department of Foreign Languages of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Candidate of philological sciences, Associate professor, Ekaterinburg, Russian Federation.

Дата поступления статьи / Received: 12.01.2024 Дата рецензирования статьи / Revised: 20.01.2024 Принята к публикации / Accepted: 15.02.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.