Научная статья на тему 'Бинарные занятия, как инновационная форма обучения'

Бинарные занятия, как инновационная форма обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
527
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИНАРНЫЕ ЗАНЯТИЯ / СРЕДСТВА / МЕТОДЫ / ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ / BINARY CLASSES / MEANS / METHODS / INTRODUCTION OF NEW TECHNOLOGIES / COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинников Владимир Александрович, Новохатский Дмитрий Александрович, Жарков Сергей Александрович, Егоренков Дмитрий Владимирович

Работа посвящена изучению особенностей бинарных занятий в высших учебных заведениях системы МВД России. В работе охарактеризованы этапы подготовки к проведения бинарного занятия. Авторами доказано, что бинарные занятия позволяют повысить мотивацию у обучающихся, сформировать интерес к постижению профессии. Вторами доказано, что бинарный урок является высшая форма реализации новых образовательных стандартов, т.к. позволяет достичь высоких результатов и совершенствовать компетентности обучающихся. Бинарные занятия создают условия для практического применения знаний, систематизируют знания, развивают навыки самообразования, так как подготовку к занятию обучающиеся осуществляют самостоятельно, они занимаются поиском информации, фактов, аргументов, необходимых для проведения исследований, оформления результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овчинников Владимир Александрович, Новохатский Дмитрий Александрович, Жарков Сергей Александрович, Егоренков Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Binary classes as an innovative form of education

The article is devoted to the study of the features of binary classes in higher educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia. The study describes the stages of preparation for the binary classes. The authors prove that binary classes can increase the motivation of the students, to form the interest in the comprehension of the profession. The authors prove that the binary lesson is the highest form of implementation of the new educational standards, because it allows achieving high results and improving the competence of the students. Binary classes create conditions for the practical application of the knowledge, systematize knowledge, develop self-education skills, as students prepare for the lesson independently, they are engaged in the search for information, facts, arguments necessary for research, registration of results.

Текст научной работы на тему «Бинарные занятия, как инновационная форма обучения»

2. Kasatkina, N.S., Nemudraya, E.U. and Shkitina, N.S. (2016), "Comparative analysis of independent work organization in educational institutions of Russia and developed countries of the West", Vest-nik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, No 5, pp. 66-70.

3. Lapin, N.I. (1986), "System and activity concept of innovation research", Book 6: Dialectics and system analysis, Science, Moscow.

4. Nemudraya, E.Yu. (2018), "Use of interactive teaching methods in students' training for pedagogical practice", Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, No 3, pp. 71-80.

5. Nemudraya, E.U. (1999), Formation of innovation skills of future teachers, dissertation, Chelyabinsk.

6. Ed. Piskunov, A.I. and Vorobiov, G.V, ('979), Theory and practice of pedagogical experiment, Pedagogika, Moscow.

7. Ed. Potashkin, M.M. and Lazarev, V.S. (1995), School development management: Handbook for top managers of educational establishments, New School, Moscow.

8. Tsiulina, M.V. (2015), Methodology of modern psychological and pedagogical researches, Chelyabinsk.

9. Shkitina, N.S., Kasatkina, N.S. and Nemudraya, E.Yu. (2015) Empathic component of professional competence of a future teacher, Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, No 6, pp. 113-118.

Контактная информация: ciulinamv@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 03.11.2019

УДК 378.6

БИНАРНЫЕ ЗАНЯТИЯ, КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Владимир Александрович Овчинников, доктор педагогических наук, профессор, начальник кафедры, Дмитрий Александрович Новохатский, кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры, Сергей Александрович Жарков, кандидат педагогических наук, Дмитрий Владимирович Егоренков, кандидат педагогических

наук, преподаватель, Волгоградская академия Министерства внутренних дел

Российской Федерации

Аннотация

Работа посвящена изучению особенностей бинарных занятий в высших учебных заведениях системы МВД России. В работе охарактеризованы этапы подготовки к проведения бинарного занятия. Авторами доказано, что бинарные занятия позволяют повысить мотивацию у обучающихся, сформировать интерес к постижению профессии. Вторами доказано, что бинарный урок является высшая форма реализации новых образовательных стандартов, т.к. позволяет достичь высоких результатов и совершенствовать компетентности обучающихся. Бинарные занятия создают условия для практического применения знаний, систематизируют знания, развивают навыки самообразования, так как подготовку к занятию обучающиеся осуществляют самостоятельно, они занимаются поиском информации, фактов, аргументов, необходимых для проведения исследований, оформления результатов.

Ключевые слова: бинарные занятия, средства, методы, внедрение новых технологий, познавательная активность занимающихся.

BINARY CLASSES AS AN INNOVATIVE FORM OF EDUCATION Vladimir Aleksandrovich Ovchinnikov, the doctor of pedagogical sciences, professor, head of the Department, Dmitri Aleksandrovich Novokhatskii, the candidate of law sciences, deputy head of the Department, Sergey Alexandrovich Zharkov, the candidate ofpedagogical sciences, Dmitri Vladimirovich Egorenkov, the candidate of pedagogical sciences, teacher, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Annotation

The article is devoted to the study of the features of binary classes in higher educational institutions of the Ministry of internal Affairs of Russia. The study describes the stages of preparation for the binary

classes. The authors prove that binary classes can increase the motivation of the students, to form the interest in the comprehension of the profession. The authors prove that the binary lesson is the highest form of implementation of the new educational standards, because it allows achieving high results and improving the competence of the students. Binary classes create conditions for the practical application of the knowledge, systematize knowledge, develop self-education skills, as students prepare for the lesson independently, they are engaged in the search for information, facts, arguments necessary for research, registration of results.

Keywords: binary classes, means, methods, introduction of new technologies, cognitive activity of students.

ВВЕДЕНИЕ

В ведомственных вузах МВД России главным структурным ядром являются кафедры и созданные на их основе учебно-научные комплексы. Основными задачами кафедры являются: обеспечение современного уровня образовательного процесса, направленного на подготовку специалистов для органов внутренних дел; разработка и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса, внедрение новых образовательных технологий, интерактивных методов и средств обучения, в том числе дистанционного, использование практического опыта деятельности органов внутренних дел; организация работы по повышению профессионального мастерства, научной квалификации педагогических работников; проведение научных исследований, направленных на совершенствование системы высшего профессионального образования и деятельности органов внутренних дел, других правоохранительных органов; проведение совместно с другими структурными подразделениями воспитательной работы с обучающимися.

Указанные задачи могут быть успешно решены только при рациональном подходе к выбору форм и методов обучения (традиционных и инновационных). Так к инновационным формам обучения можно отнести проведение бинарных занятий.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Бинарное занятие является одной из форм интеграции знаний и реализации межпредметных связей. В качестве основной цели бинарного занятия выделяют систематизацию и обобщение имеющихся знаний, формирование целостного восприятия изучаемого материала. При этом интеграция представляет собой синтез и объединение для достижения качественно новых результатов, которые отличаются от результатов раздельного применения методов, способов и приемов. В образовательном процессе интеграция предполагает органичное сочетание материалов отдельных дисциплин, усилий и знаний нескольких специалистов разного профиля в рамках одного занятия. По видам занятий можно выделить ставшие традиционными лекционные, семинарские и практические занятия. Бинарное занятие предполагает диалог двух педагогических работников, представителей двух научных школ, учёного-теоретика и практикующего специалиста, хотя возможно и комплексное изучение практического материала по разным учебным дисциплинам.

Форма бинарных занятий позволяет повысить мотивацию у обучающихся, сформировать интерес к постижению профессии. Она осуществляется через демонстрацию конкурирующих или альтернативных точек зрения, через реализацию теоретических знаний в рамках решения практических задач, представлением различных научных взглядов на одну проблему.

Бинарное занятие может быть запланировано на различных этапах обучения: на ранних стадиях изучения раздела (темы) для постановки проблемы в рамках лекционного или семинарского занятия; на промежуточном этапе изучения дисциплины в качестве мотивирующей составляющей в рамках практических занятий, раскрывающих содержание отдельных аспектов профессиональной деятельности; в качестве логического завершения

раздела или темы для подведения итогов и систематизации ранее изученных материалов по дисциплине в целом (семинар); для закрепления полученных навыков или уяснения нюансов практической деятельности целесообразно использовать метод конкретных ситуаций [1].

При планировании бинарного занятия необходимо учитывать следующие особенности: соответствие в тематическом плане и пересекаемость близких по содержанию тем двух разных учебных дисциплин; тема, выбранная для бинарного занятия, должна быть содержательно наполнена с точки зрения смежных учебных дисциплин; в плане проведения занятия необходимо раскрыть формируемые компетенции и их элементы (знания, умения и навыки) с позиции каждой учебной дисциплины; личные отношения или точки зрения педагогических работников не должны содержать элементы соперничества или конкуренции, а само занятие не должно служить площадкой для выяснения первенства; времени на подготовку такого занятия требуется больше, и это время совместной подготовки педагогических работников и в зависимости от формы проведения занятий и обучающихся [3].

Основными этапами непосредственной подготовки бинарного занятия являются: методико-педагогическая подготовка (подбор методов, приемов, новых технологий), работа с литературными источниками с целью рассмотрения новых фундаментальных исследований; организационная подготовка (согласование проведения бинарного занятия, расписания занятий, планируемой аудитории, группы); составление плана проведения занятия.

При реализации плана проведения бинарного занятия составляется индивидуальный план проводящих занятие. Осуществляется совместная подготовка педагогических работников, когда объединяется подобранный материал и разрабатывается один план проведения занятия [2].

В ходе бинарного занятия должна проводиться целенаправленная работа по достижению педагогических целей и задач. При этом цель занятия может быть общей для смежных учебных дисциплин или направлений деятельности специалистов. Формируемые компетенции и их элементы (знания, умения и навыки) необходимо подробно раскрывать в плане проведения занятия с позиции каждой учебной дисциплины или направления деятельности.

Преподавание является творческим процессом, но когда объединяются два творческих человека, то содержательность и результативность проведенного занятия увеличивается многократно. Педагогические работники в ходе проведения бинарного занятия должны добиться достижения поставленных целей и выдержать временные рамки, а по его окончанию сделать выводы и оценить обучающихся.

Для эффективной реализации возможностей бинарных занятий необходимо выполнение нескольких условий непосредственно на занятии.

В начале занятия необходимо создать атмосферу нестандартности происходящего. Это условие связано с подготовкой обучающихся к интенсивной работе для постижения педагогических целей и задач.

В работе необходимо задействовать как можно больше обучающихся. При этом целесообразно использовать организационно-деятельностные формы проведения занятий (например, деловую игру).

Задание для выполнения на занятии необходимо формулировать таким образом, чтобы все обучающиеся были задействованы в его выполнении (например, организовать работу малых групп), что поможет пробудить интерес к изучаемой дисциплине, создать атмосферу психологической поддержки коллектива.

Порядок проведения занятия должен предусматривать рациональное распределение времени работы каждого преподавателя. Кроме всего прочего, преподаватели должны придерживаться этических правил ведения научной дискуссии, прививая обучающимся

умения и навыки профессионального общения и научной полемики. Бинарное занятие не должно становиться площадкой для выяснения первенства между конкурирующими точками зрения.

Задания, проблемные вопросы должны рассматриваться на занятии с позиции каждой дисциплины, при этом обучающиеся должны как можно больше высказываться, аргументировать свою точку зрения.

По окончании занятия обязательным является подведением итогов и контроль знаний на выходе. Оценивание обучающихся необходимо проводить в комплексе, например с позиции теории и практики, с комментариями для обучающихся. Выводы по результатам проведенного занятия должны быть согласованы преподавателями совместно.

Обучающимся обязательно выдается задание для самостоятельной подготовки. Чтобы усилить эффект проведенного бинарного занятия, для самостоятельной работы преподаватели готовят материал повышенной сложности. В ходе самостоятельной работы обучающиеся должны проработать проблемные вопросы, требующие дополнительного изучения литературы, использования творческих и аналитических способностей. Творческий компонент проделанной работы может быть представлен в любой форме, позволяющей раскрыть сущность проблемы и пути ее решения. К таким формам необходимо отнести графики, схемы, иллюстрации, фотографические изображения или видеозаписи хода и результатов выполненных работ.

Результативность бинарного может быть оценена по нескольким направлениям: по уровню заинтересованности и активности обучающихся при решении поставленных задач; по результативности использования теоретических знаний для решения конкретных ситуационных задач; по объему и динамике поступления нового материала, предназначенного для решения практической задачи; по расширению кругозора обучающихся и прогнозированию перспектив развития изучаемого направления деятельности.

Своевременность проведения бинарного занятия определяется исходя из уровня профессиональной и психологической подготовленности обучающихся, а также наличия навыков аналитической и прогностической деятельности, способности синтезировать знание из решения практической задачи. Для достижения педагогических целей изучаемый материал должен подаваться логично и последовательно, а практическая ситуационная задача должна решаться по разделениям, а затем в целом. Для этого требуется логичность и очередность проведенного отдельных этапов занятия.

С учетом опыта организации и проведения бинарных занятий по учебным дисциплинам, преподаваемым в Волгоградской академии МВД России, можно говорить о существенном повышении качества подготовки молодых специалистов, обучение которых включало данную форму аудиторной работы.

ЛИТЕРАТУРА

Дьяченко, Н.В. Интегрированное занятие как способ активизации познавательной деятельности в вузе // Концепт. - 2016. - № 2. - С. 11-15. - URL : https://e-koncept.ru/2016/16023.htm (дата обращения: 01.11.2019).

Шилина, Т. А. Бинарный урок как эффективный способ формирования у учащихся целостного восприятия мира / Т.А. Шилина, Г.В Воронкова // Концепт. - № Т1. - 2013. - С. 116-121.

Лосев, К.В. Бинарные методы в структуре обучения и развития студентов высшей школы / К.В. Лосев // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2016. -№ 2. - С. 33-45.

REFERENCES

1. Dyachenko N. V. (2016), "Integrated occupation as a way to activate cognitive activity in the University", Scientific-methodical electronic journal Concept, Vol. 2, pp. 11-15.

2. Shilina, T.A. and Voronkova, G.V. (2013), "Binary lesson as an effective way to form students 'holistic perception of the world", Scientific and methodological electronic journal Concept, No. T1, pp. 116-121.

3. Losev, K.V. (2016), "Binary methods in the structure of education and development of higher school students", Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkin, No. 2, pp. 3345.

Контактная информация: Kole235@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.10.2019

УДК 797.21

СТРУКТУРИРОВАНИЕ АМПЛИТУДНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЦИКЛА ПЛАВАНИЯ ЮНЫХ КРОЛИСТОВ

Ольга Геннадьевна Ольховская, соискатель, Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург;

Андрей Васильевич Антонов, кандидат педагогических наук, Северо-Западный институт управления, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы организации тренировочного процесса, направленные на согласованное развитие физических качеств и формирование техники избранного для специализации способа плавания. Изучена динамика амплитудно-пространственных показателей девочек-кролисток и мальчиков-кролистов в процессе начальной спортивной специализации. Выявлены метрические параметры плавания, обусловливающие эффективность синхронизированного формирования технической и физической подготовленности. Раскрыт принцип дифференцирования применяемых тренировочных средств, специфических методов тренировки синхронизирующей тренировки юных пловцов на этапе базовой подготовки. Представлены результаты исследования, характеризующие эффективность синхронизированного формирования технической и физической подготовленности юных пловцов.

Ключевые слова: базовый этап подготовки, юные пловцы, пространственные параметры техники плавания.

STRUCTURING AMPLITUDE AND SPATIAL CHARACTERISTICS OF THE SWIMMING CYCLE OF YOUNG CRAWL-SWIMMERS

Olga Gennadiyevna Olkhovskaya, the competitor, Oleg Evgenievich Ponimasov, the candidate of pedagogical sciences, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg; Andrey Vasi-lyevich Antonov, the candidate ofpedagogical sciences, North-West Institute of Management,

St. Petersburg

Annotation

The article discusses the organization of the training process aimed at the coordinated development of physical qualities and the formation of the technique of swimming chosen for specialization. The dynamics of the amplitude-spatial indicators of free style girls and boys in the process of the initial sports specialization is studied. The metric parameters of swimming are determined, which determine the effectiveness of the synchronized formation of technical and physical fitness. The principle of differentiation of the applied training tools, specific methods of training synchronizing training of young swimmers at the stage of basic training is disclosed. The research results characterizing the effectiveness of the synchronized formation of technical and physical fitness of young swimmers are presented.

Keywords: basic stage of training, young swimmers, spatial parameters of swimming technique.

ВВЕДЕНИЕ

К настоящему времени получены обширные теоретико-экспериментальные данные по специализированной спортивной тренировке юных пловцов на этапе перехода к

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.