Научная статья на тему 'Дисциплины базового уровня как основа формирования общепрофессиональных компетенций на бинарных занятиях'

Дисциплины базового уровня как основа формирования общепрофессиональных компетенций на бинарных занятиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БИНАРНОЕ ЗАНЯТИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / MODERNIZATION / COMPETENCE / TEACHER TRAINING / BINARY CLASS / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осокина Валентина Николаевна

Данная статья посвящена формированию общепрофессиональных компетенций при изучении дисциплин базового уровня. Автор рассматривает вопросы о компетентностном подходе к обучению студентов бакалавров. Одним из эффективных методических приемов способствующих формированию общепрофессиональных компетенций являются бинарные занятия. Особенность бинарных занятий в их особой структуре и в осуществлении связи теории с практикой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Осокина Валентина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Disciplines of the Basic level as the basis for the formation of General professional competencies in binary classes.

The present paper is devoted to the formation of General professional competencies in the study of basic level disciplines. The author considers the issues of the competence-based approach to teaching undergraduate students. One of the effective methodological techniques that contribute to the formation of General professional competencies is a binary class. The peculiarity of binary classes is in that they have special structure and link theory and practice.

Текст научной работы на тему «Дисциплины базового уровня как основа формирования общепрофессиональных компетенций на бинарных занятиях»

В.Н. ОСОКИНА кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске*

Дисциплины базового уровня как основа формирования общепрофессиональных компетенций на бинарных занятиях

Данная статья посвящена формированию общепрофессиональных компетенций при изучении дисциплин базового уровня. Автор рассматривает вопросы о компетентностном подходе к обучению студентов бакалавров. Одним из эффективных методических приемов способствующих формированию общепрофессиональных компетенций являются бинарные занятия. Особенность бинарных занятий в их особой структуре и в осуществлении связи теории с практикой.

Ключевые слова: модернизация, компетенция, педагогическое образование, бинарное занятие, интеграция.

Osokina V.N. Disciplines of the Basic level as the basis for the formation of General professional competencies in binary classes.

The present paper is devoted to the formation of General professional competencies in the study of basic level disciplines. The author considers the issues of the competence-based approach to teaching undergraduate students. One of the effective methodological techniques that contribute to the formation of General professional competencies is a binary class. The peculiarity of binary classes is in that they have special structure and link theory and practice.

Keywords: modernization, competence, teacher training, binary class, integration.

*Осокина Валентина Николаевна, e-mail: blac1511@yandex.ru

В современных условиях модернизация высшего образования связана с понятием компетенций. Актуальность проблемы подтверждают исследования В.И. Байденко, Л.В. Заниной, П.И. Самойленко, А.И. Субетто, и др. Согласно толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой компетенция - «круг вопросов, в которых ты хорошо осведомлен. Круг чьих-либо полномочий, прав. Компетентный - знающий, осведомленный, авторитетный в какой-либо области»1.

Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, решение разнообразных ситуационных задач, выполнения компетентностно-ориентированных заданий, сбор и оформление материалов портфолио, выполнение учебно-исследовательских проектов, проведение семинарских и лабораторных занятий на базах практических учреждений, проведение целого ряда профессиональных практикумов) в сочетании с разнообразными формами внеаудиторной работы (предметные межфакультетские и межпредметные олимпиады, конкурсы, деятельность в волонтерском отряде, факультетские часы и научно-практические конференции) с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся2.

Компетенцию следует рассматривать как условие установления связи между знанием и практической деятельностью, способность принимать решения в конкретных ситуациях в процессе профессиональной деятельности3.

1 Ожегов С.И.Б, Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук им. В.В. Виноградова. 4-е издание дополненное. М.: ООО «ИТИ Технология», 2006. - 944 с.

2 Горылев А.И., Пономарева Е.А., Русаков А.В. Методология TUNING: ком-петентностный подход при определении содержания образовательных программ. Электронное методическое пособие. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2011. - 46 с.

3 Осокина В.Н. Формирование профессиональных компетенций бакалавров педагогического образования средствами полевой практики. Научный международный периодический журнал «Мир науки, культуры, образования», 2016, № 4(59), с. 35-37; Она же. Компетентностный подход к оценке достижений обучающихся при изучении методики преподавания предмета «Окружающий мир». Вестник Адыгейского университета, 2017, № 1, с. 20-23; Она же. Педагогические технологии в экологическом образовании бака-

Изучение дисциплин базового цикла позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и продолжения профессионального образования в магистратуре. Основным направлением работы преподавателей базовых дисциплин является сочетание усвоения предметных знаний, умений и навыков с развитием общепрофессиональных компетенций.

Рассмотрим особенности формирования общепрофессиональных компетенций на дисциплинах базового цикла у студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (профиль «Начальное образование» и профиль «Дошкольное образование»).

В требованиях к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата записано, что выпускник должен обладать общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями в соответствии с требованиями стандарта, подготовлен к профессиональной деятельности на основе формирования указанных компетенций.

На дисциплинах базового цикла формируются общепрофессиональные компетенции. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (профиль «Начальное образование» и профиль «Дошкольное образование») предполагает формирование следующих общепрофессиональных компетенций:

- готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);

- готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);

лавров. Инновационные технологии в науке нового времени: Сб. ст. Международной научно-практической конференции. Уфа, 2017, с. 149-152.

- готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования (ОПК-4);

- владением основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5);

- готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6)1.

Для формирования общепрофессиональных компетенций студента необходим комплексный подход, включающий в себя содержание учебных программ, методик преподавания дисциплин, требования к результатам освоения знаний. В связи с этим актуальными становятся педагогические технологии, основанные на интеграции базовых учебных курсов, которые способствует созданию общепрофессиональной компетентности студентов.

"Интеграция" в переводе с латинского - восстановление, восполнение, объединение частей в одно целое, причем не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие.

Интеграция базовых наук показывает соприкосновение учебных дисциплин, и формирует у студентов представление о единстве общепрофессионального знания2.

Формированию общепрофессиональных компетенций способствуют такие дисциплины, как возрастная анатомия и физиология, основы медицинских знаний и здорового образа жизни, безопасность жизнедеятельности, основы педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного возраста. Их интеграция обеспечивает единство образовательного процесса, развивает личность студента как специалиста. В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать:

- основы медицинских знаний и здорового образа жизни;

1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата), утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 91, .9.02. 2016 г..

2 Руденко И.В. Проблема формирования и оценивания профессиональных компетенций в области научно-исследовательской деятельности студентов магистратуры // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2013, № 1(12), с. 223-226.

- закономерности физиологического развития и особенности их проявления в образовательном процессе в разные возрастные периоды.

Достижение указанных целей предполагает единство научно-теоретических и практических знаний, которые обеспечивают непрерывность процесса осознания студентами структурно-логических связей содержания и формирования общепрофессиональных качеств личности.

На бинарных занятиях необходимо учитывать субъектную позицию студента. Став субъектом деятельности, личность проявляет максимальную активность в усвоении знаний; самостоятельной организации деятельности; коммуникативном взаимодействии.

Нами осуществляется интегрирование базовых знаний в рамках дисциплин: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы педиатрии и гигиена детей раннего и дошкольного возраста», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Безопасность жизнедеятельности» для подготовки бакалавров. Каждая из указанных дисциплин опирается на содержание других или выступает опорой для них.

Структура интегрированных занятий отличается от классических четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе занятия, большой информативной емкостью материала1.

Дисциплины базового цикла в современной системе образования важны не только теоретическим знанием, но и помогают развивать студентам самостоятельность, уверенность в своих силах, ответственность, умение доводить дело до конца.

Бинарная модель взаимодействия как форма интеграции базовых знаний предполагает передачу системы знаний на интеграционной основе, развитие интеллектуальных, коммуникативных способностей студентов, приобретение профессиональной самостоятельности, когда два (или более) преподавателя (двух дисциплин; преподаватель и студент и т. д.) последовательно осуществляют междисциплинарную связь.

1 Осокина В.Н. Формирование профессиональных компетенций бакалавров педагогического образования средствами полевой практики, с. 35-37; Она же. Компетентностный подход к оценке достижений обучающихся при изучении методики преподавания предмета «Окружающий мир», с. 20-23.

Бинарные семинары отличается от семинарских занятий, т.к. в них осуществляется целостная связь теории с практикой и объединяются опорные знания. Основу бинарного занятия составляет шаговая организация познавательной и практической деятельности студентов. Общая структура занятия включает сообщение плана работы, постановку цели и задач, мотивацию на достижение поставленных целей, актуализацию опорных знаний; раскрытие содержания учебного материала, подведение итогов, оценку работы студентов и т.д.

Бинарный семинар предъявляет высокие требования к уровню самостоятельности и инициативности студентов. Бинарные семинары проходят эффективно, если использовать метод дебатов, стимулирующий критическое мышление, развивающий умения аргументировано формулировать суждения.

На бинарных семинарских занятиях обеспечивается развитие межпредметных учебных умений, понятий и правил, исследовательской деятельности студентов.

Возможность использования различных видов семинаров (вводные, обзорные, самоорганизующие, поисковые, индивидуальные и групповые, семинары-проекты, семинары по решению задач), позволяет строить взаимодействие на основе равенства возможностей участников при решении поставленных вопросов, свободы выбора каждым участником формы участия в учебной деятельности, цивилизованного разрешения противоречий.

Таким образом, особая значимость бинарных занятий в формировании у студентов представления о единстве общепрофессионального знания заключается не только в их особой структуре, но и в возможности рассмотрения ведущих тем дисциплин базовой части через формы, методы, педагогические технологии конкретных наук, их интеграцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.