Научная статья на тему 'Формирование общепрофессиональных компетенций у студентов направления подготовки "педагогическое образование"'

Формирование общепрофессиональных компетенций у студентов направления подготовки "педагогическое образование" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СТУДЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ТРУДА / GENERAL PROFESSIONAL SKILLS / DEVELOPMENT OF GENERAL PROFESSIONAL SKILLS / COMPETENCY-BASED APPROACH / STUDENT MAJORING IN EDUCATION SCIENCE / EDUCATIONAL WORK ARRANGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Римма Игнатьевна

Модернизация российского образования, основанная на все более широком применении компетентностного подхода, стимулирует инновационные процессы в теории и практике педагогической науки, способствует возникновению новых направлений педагогической мысли. В статье выделены общепрофессиональные компетенции в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования 2016 г. по направлению подготовки «Педагогическое образование». Автор представляет свой педагогический опыт организации учебного труда в вузе. Рассматривается технология работы со студентами в процессе обучения, способствующая формированию у них общепрофессиональных компетенций. В качестве примера приведено применение метода проблемного изложения и имитации типичных педагогических ситуаций при изучении темы «Коллектив. Личность в коллективе» модуля «Теория воспитания». Показан процесс подготовки студента к предстоящей профессиональной педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егорова Римма Игнатьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of general professional skills among students majoring in Teacher Education

Modernization of the Russian education due to the increasing use of competency-based approach promotes innovative processes in theoretical and practical issues of education science and generates new ideas of teacher training thought. The study highlights general professional skills according to the 2016 Federal State Educational Standard of Higher Education in the field of Teacher Education. The author presents the personal experience in arranging educational work at the university. The research considers student engagement technology applied to the learning process that contributes to the development of general professional skills among students. The paper describes problem explanation and typical educational situations simulation techniques used to study such topic as Team. Personality in a Team as a part of Educational Theory Module. The research focuses on training students for the upcoming professional educational activities.

Текст научной работы на тему «Формирование общепрофессиональных компетенций у студентов направления подготовки "педагогическое образование"»

УДК 371.134

https://doi.org/10.24158/spp.2018.12.38

Егорова Римма Игнатьевна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Аннотация:

Модернизация российского образования, основанная на все более широком применении компетентност-ного подхода, стимулирует инновационные процессы в теории и практике педагогической науки, способствует возникновению новых направлений педагогической мысли. В статье выделены общепрофессиональные компетенции в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования 2016 г. по направлению подготовки «Педагогическое образование». Автор представляет свой педагогический опыт организации учебного труда в вузе. Рассматривается технология работы со студентами в процессе обучения, способствующая формированию у них общепрофессиональных компетенций. В качестве примера приведено применение метода проблемного изложения и имитации типичных педагогических ситуаций при изучении темы «Коллектив. Личность в коллективе» модуля «Теория воспитания». Показан процесс подготовки студента к предстоящей профессиональной педагогической деятельности.

Ключевые слова:

общепрофессиональные компетенции, формирование общепрофессиональных компетенций, ком-петентностный подход, студент педагогического направления подготовки, организация учебного труда.

Egorova Rimma Ignatyevna

PhD in Education Science, Associate Professor, Education Science Department, Teachers' Training Institute, North-Eastern Federal University

THE DEVELOPMENT OF GENERAL PROFESSIONAL SKILLS AMONG STUDENTS MAJORING IN TEACHER EDUCATION

Summary:

Modernization of the Russian education due to the increasing use of competency-based approach promotes innovative processes in theoretical and practical issues of education science and generates new ideas of teacher training thought. The study highlights general professional skills according to the 2016 Federal State Educational Standard of Higher Education in the field of Teacher Education. The author presents the personal experience in arranging educational work at the university. The research considers student engagement technology applied to the learning process that contributes to the development of general professional skills among students. The paper describes problem explanation and typical educational situations simulation techniques used to study such topic as Team. Personality in a Team as a part of Educational Theory Module. The research focuses on training students for the upcoming professional educational activities.

Keywords:

general professional skills, development of general professional skills, competency-based approach, student majoring in Education Science, educational work arrangement.

Современная система педагогического образования Российской Федерации представляет собой: совокупность преемственных профессиональных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского педагогического образования; сеть взаимодействующих между собой учебных заведений и организаций среднего, высшего и послевузовского педагогического образования; федерально-региональную систему управления педагогическим образованием [1]. Как указывают специалисты, за последние годы увеличивается количество обучающихся на уровне дошкольного и начального общего образования и одновременно с этим нарастают процессы дифференциации образовательной среды. Классы российских школ становятся все менее однородными. Так, внедряется и развивается инклюзивное образование; расширяются миграционные процессы, увеличивается доля учащихся, для которых русский язык не является родным; растет число школьников с различными формами девиантного поведения [2].

Анализируя практику организации высшего образования в мире, исследователи М. Кариво, Т. Гунько и М. Нунгу отмечают, что развитие подготовки будущих педагогов характеризуется двумя противоположными тенденциями: унификации (создание унифицированных систем педагогического образования, вычленение блока обязательных дисциплин, введение новых дисциплин) и диверсификации (развитие различных способов получения высшего педагогического образования) [3].

В разных странах модернизация образования имеет свою специфику, но вместе с тем существуют общие направления реорганизации системы подготовки педагогов посредством расширения объема психолого-педагогических дисциплин, поиска новых моделей и образовательных технологий, совершенствования системы повышения квалификации педагогических кадров [4, с. 165]. Также большую актуальность имеет подготовка учителей, умеющих работать с детьми

с ограниченными возможностями. Ж.К. Ермекова и соавторы отмечают, что, несмотря на большое количество исследований формирования профессиональных компетенций будущих учителей, до сих пор отсутствует единый подход к определению категории «готовность педагогов к работе в инклюзивном образовании» [5].

Существующее противоречие между системой организации профориентационной работы школы и требованиями сближения образовательной программы с реальными потребностями работодателей не обеспечивает профессионального самоопределения обучающихся. Это подтверждается данными Молодежного парламента при Госдуме, согласно которым подавляющее большинство первокурсников уже по итогам первого полугодия осознают, что ошиблись с выбором профессии (новостное сообщение с официального сайта Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)).

Качество нации зависит от качества отдельного гражданина, а качество его образования зависит от качества образования учителей. Образование должно быть открытым, общедоступным, учитывающим настоящее и будущее, препятствующим росту безработицы, неравенства и изоляции людей. Исследователи предлагают разработать комплексные программы по подготовке учителей, которые интегрируют знания из разных педагогических сфер и могут развить логическое и критическое мышление для решения проблем в социокультурной среде [6].

Профессиональное самоопределение обучающихся вузов происходит непосредственно на лекционно-практических занятиях. Согласно Э.Ф. Зееру, у студентов в вузе формируется смысл выполняемого труда [7], по Н.С. Пряжникову - происходит осознанное нахождение смыслов выполняемой работы [8]. Е.А. Климов утверждает, что в процессе обучения формируется полноценный участник сообщества профессионалов [9]. Следует отметить, что организация учебного труда со студентами педагогического направления нацелена на формирование профессиональных компетенций будущих учителей, способных успешно адаптироваться к школьной и социальной среде и реализовать себя в профессиональном плане.

Компетентностная модель образованности, как утверждает А.Л. Андреев, соотносится с динамичным «открытым» обществом, в котором продуктом процессов социализации, обучения, общей и профессиональной подготовки к выполнению всего спектра жизненных функций должен стать ответственный индивид, готовый к осуществлению свободного гуманистически ориентированного выбора [10]. Реализация компетентностного подхода в профессионально-педагогическом образовании предполагает проектирование содержания образования, поиск более эффективных технологий обучения, воспитание и развитие обучаемых, разработку методики оценки сформированности компетенций. При этом в качестве инструмента измерения академических успехов студентов и модульной технологии организации образовательного процесса используется ECTS (European Credit Transfer and Accumulation System) - Европейская система перевода и накопления кредитов.

Средством реализации компетентностного подхода в профессионально-педагогическом образовании выступают его смыслообразующие понятия «компетентность» и «компетенция». Компетенции - это обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать на практике свою компетентность. ФГОС ВО 2016 г. по педагогическим направлениям содержит требования к результатам освоения основной образовательной программы в виде общепрофессиональных (ОПК) и профессиональных (ПК) компетенций. Как отмечает А.А. Вербицкий, компетенции закладываются в образовательный процесс посредством технологий, содержания, стиля жизни учебного заведения, типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между самими обучающимися [11].

В учебном плане Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова для подготовки бакалавров по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» предусмотрен курс «Педагогика» (9 зачетных единиц). Данное педагогическое направление имеет профили: «Родной язык (якутский) и литература и иностранный язык (английский)», «Родной язык (якутский) и литература и мировая художественная культура» и «Родной язык малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и начальное образование». Перед преподавателем педагогики стоит проблема: как организовать учебный процесс на занятиях так, чтобы сформировать у обучающихся соответствующие компетенции? Например, как формировать у будущего педагога готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (оПк-1); способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2); способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5) и по каким параметрам можно определить, сформированы ли эти способности у будущего учителя?

В организации учебного труда со студентами педагогического направления в процессе изучения дисциплины базового цикла «Педагогика» считаем необходимым применение метода проблемного изложения и имитации типичных педагогических ситуаций. Например, в модуле «Теория воспитания» при прохождении темы «Коллектив. Личность в коллективе» основной формой

обучения нами выбрана проблемная лекция, целью которой выступало формирование у студентов знания о создании психологически комфортной, педагогически действенной, благоприятной среды для становления и развития коллектива школьников.

По календарному плану на изучение данной темы выделено 4 часа, из них 2 лекции и 2 практических занятия. Подготовительная работа включала индивидуальные задания для выступления: «Школьный коллектив», «Молодежная субкультура», «Неформальные объединения», «Детские и юношеские общественные организации». Благодаря такого рода заданиям повышается активность студентов в обсуждении и рефлексии нового материала, улучшается их умение вести дискуссию, аргументировать и обосновывать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам. На занятии рассматривались информационные вопросы: как, насколько педагогически эффективен и при каких условиях работает воспитательный коллектив; оказывает ли он положительное влияние на воспитание личности во всех случаях? В настоящих реалиях данные вопросы носят противоречивый характер и содержат в себе еще не раскрытую для студентов проблему, поскольку в современной России произошел переход от коллективистских ценностей к индивидуалистическим, и в средствах массовой информации встречаются весьма негативные отзывы о воспитании в коллективе как о проявлении авторитарной педагогики, где личность подавляется коллективом.

При построении занятия мы руководствовались принципом системности, позволяющим объединить элементы воспитательно-образовательного процесса в системное явление. На этом основании подготовка студента к будущей педагогической деятельности, на наш взгляд, строится с применением интерактивных методов обучения, актуализирующих ценностно-смысловое отношение студентов к предстоящей профессиональной деятельности.

В начале занятия обсуждались становление и развитие теории коллектива, с применением положений концепции Е.В. Титовой [12] было раскрыто содержание понятий «коллектив», «воспитательный коллектив», описана модель развития отношений в коллективе. Весь лекционный материал сопровождался демонстрацией презентационного материала, где были отражены основные положения лекции и вопросы для закрепления изученного материала. Таким образом студенты познакомились с авторами, учеными-педагогами, психологами, практиками, которые стояли у истоков создания теории коллектива и занимались разработкой его концепции.

После подачи теоретического материала один из этапов занятия предполагал постановку и обсуждение проблемы. Были поставлены следующие вопросы.

1. Осуществляется ли в современных условиях руководство деятельностью коллектива по формуле А.С. Макаренко «интересы коллектива выше интересов личности»?

2. Какой Вы видите позицию личности в коллективе?

3. А.С. Макаренко резко осуждал «возню с уединенной личностью», как Вы относитесь к этому высказыванию?

4. Мнение, воля коллектива - сильнейшее воспитательное средство, а как бы Вы применили это средство в современной школе?

5. Как бы Вы применили закон параллельного действия А.С. Макаренко?

6. Какую воспитательную среду (коллектив) Вы предпочли бы, создавая свой собственный коллектив?

Представленные вопросы стимулировали студентов к самостоятельному поиску ответов по ходу занятия. При этом студенты отмечали, что проблема личности в коллективе действительно существует в современной школьной жизни, поэтому они активно участвовали в обсуждении заданных вопросов, вариантов решения проблемы.

Проблемные лекции повышают обучающий эффект, вызывают интерес к содержанию материала, способствуют развитию творческого мышления и повышению интеллекта, усиливают психологическую подготовку к будущей профессиональной деятельности. Для преподавателя значимы выступления и высказывание мнений всех студентов. В условиях современной проблемной ситуации усиливается собственное переживание обучающимися происходящих событий. Сопоставление картины мира первой половины ХХ в. и школьной жизни современной России обнаружило наличие собственной позиции у студентов и неоднозначность высказываемых мнений.

Для закрепления изученного материала были подобраны вопросы, раскрывающие сущность пройденной темы и корректирующие некоторые спорные моменты.

1. Что представляет проблему в коллективном воспитании?

2. Почему идея коллективного воспитания является ведущей?

3. Есть ли альтернатива коллективному воспитанию?

4. В чем состоит сущность принципа параллельного действия?

5. Какими особенностями характеризуется коллектив как система?

Следует отметить, что использование на занятии проблемных ситуаций способствует развитию системного подхода к явлениям, усилению оценочного отношения к реалиям жизни, формированию убеждений у студентов.

Для последующего практического занятия студенты получили задание разработать проекты на тему «Личность в коллективе». При выполнении данного задания студенты самостоятельно изу-

чали научную, справочную, методическую литературу, консультировались с практикующими учителями. Они отнеслись к заданию весьма серьезно. Выступления студентов были интересными, эмоциональными, с предложением конкретных мероприятий, направленных на социокультурную адаптацию и вхождение в коллектив учащихся-переселенцев, школьников с другой верой и религией, а также уединенной личности в классе. Все выступления сопровождались презентационным материалом.

Таким образом, благодаря применению метода проблемного изложения и имитации типичных педагогических ситуаций на занятии по педагогике студенты осознали социальную значимость своей будущей профессии, показали мотивированность к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1). Умение студентов анализировать заданные проблемы, разрабатывать проекты отражает их способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей учащихся (ОПК-2).

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что формирование необходимых компетенций у студентов рассчитано на активную познавательную и практическую деятельность самих обучаемых. Студенты направления подготовки «Педагогическое образование» на проведенном занятии овладели навыками профессиональной аргументации при разборе конкретных ситуаций. Произошло развитие у них навыков теоретического мышления и формирование познавательных интересов к будущей педагогической деятельности.

Ссылки:

1. О Программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001 -2020 гг. [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования Российской Федерации от 24 апр. 2011 г. № 1818 // Консорциум кодекс: электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/901790476 (дата обращения: 22.12.2018).

2. Концепция и технологии непрерывного педагогического образования в современном вузе : коллектив. моногр. / под науч. ред. Е.И. Михайловой. Якутск, 2015. 225 с.

3. Kariwo M., Gounko T., Nungy M. A Synthesis of the Issues, Challenges, and Dilemmas // Comparative Analysis of Higher Education Systems / eds.: M. Kariwo, T. Gounko, M. Nungy. Rotterdam, 2014. P. 215-218.

4. Капранова В.А. Сравнительная педагогика. Школа и образование за рубежом : учеб. пособие. Минск, 2004. 222 с.

5. Formation of Future Teachers' Professional Skills during the Period of Pedagogical Practice [Электронный ресурс] / Zh.K. Ermekova, N.M. Stukalenko, Zh.S. Tasbulatova, A.K. Kalymova, G.K. Kainikenova, D.U. Kulmаkhanova // Life Science Journal. 2013. Vol. 10, no. 12s. P. 131-133. URL: http://www.lifesci-encesite.com/lsj/life1012s/023_21498life1012s_131_133.pdf (дата обращения: 22.12.2018).

6. Muddasir H.M., Tasleema J. Concept and Importance of Teacher Education [Электронный ресурс] // Researcher. 2012. Vol. 4, no. 5. P. 32-34. URL: http://www.sciencepub.net/researcher/research0405/006_9289research0405_32_34.pdf (дата обращения: 22.11.2018).

7. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2006. 188 с.

8. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2008. 320 с.

9. Климов Е.А. Пути в профессионализм (психологический взгляд) : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2003. 320 с.

10. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. № 4. С. 18-27.

11. Вербицкий А.А. Компетентностный подход как новая образовательная парадигма [Электронный ресурс] // Профессиональный стандарт. Формирование трудовых ресурсов высокой квалификации : сб. науч.-метод. материалов об-разоват. форума «Education, Forward!». Электрон. текст. дан. Киров, 2013. С. 182-192.

12. См., например: Титова Е.В. Методологический потенциал концепции коллективного творческого воспитания // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2014. № 1 (191). С. 88-96.

References:

Andreev, AL 2005, 'Competency-based Paradigm in Education: the Philosophical and Methodological Analysis', Pedagogika, no. 4, pp. 18-27, (in Russian).

Ermekova, ZhK, Stukalenko, NM, Tasbulatova, ZhS, Kalymova, AK, Kainikenova, GK & ^^^^^nova, DU 2013, 'Formation of Future Teachers' Professional Skills during the Period of Pedagogical Practice', Life Science Journal, vol. 10, no. 12s, pp. 131133, viewed 22 December 2018, <http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1012s/023_21498life1012s_131_133.pdf>.

Kapranova, VA 2004, Comparative Education Science. School and Education Abroad, study guide, Minsk, 222 p., (in Russian). Kariwo, M, Gounko, T & Nungy, M (eds.) 2014, 'A Synthesis of the Issues, Challenges, and Dilemmas', Comparative Analysis of Higher Education Systems, Rotterdam, pp. 215-218.

Klimov, EA 2003, Ways to Professionalism, study guide, Moscow, 320 p., (in Russian).

Mikhailova, EI (ed.) 2015, The Concept and Technology of Continuous Teacher Education in a Modern University, multi-authored monograph, Yakutsk, 225 p., (in Russian).

Muddasir, HM & Tasleema, J 2012, 'Concept and Importance of Teacher Education', Researcher, vol. 4, no. 5, pp. 32-34, viewed 22 November 2018, <http://www.sciencepub.net/researcher/research0405/006_9289research0405_32_34.pdf>.

Pryazhnikov, NS 2008, Professional Self-Determination: Theory and Practice, study guide, Moscow, 320 p., (in Russian). Titova, EV 2014, 'Methodological Capacity of the Concept of Collective Creative Education', Nauchno-tekhnicheskiye ve-domosti SPbGPU. Gumanitarnyye i obshchestvennyye nauki, no. 1 (191), pp. 88-96, (in Russian).

Verbitsky, AA 2013, 'Competency-based Approach as a New Educational Paradigm', Professional'nyy standart. Formiro-vaniye trudovykh resursov vysokoy kvalifikatsii: sb. nauch.-metod. materialov obrazovat. foruma "Education, Forward!". Elektron. tekst. dan., Kirov, pp. 182-192, (in Russian).

Zeer, EF, Pavlova, AM & Sadovnikova, NO 2006, Career Guidance Studies: Theory and Practice, study guide, Moscow, 188 p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.