УДК 621.01(07)
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА
И.С.Кородюк1
Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина,11.
Обосновано, что философия современного менеджмента в настоящее время выделяет ряд общесистемных этапов функционирования систем менеджмента, которые позволяют последовательно и на регулярной основе достигать поставленные цели и постоянно улучшать как результативность, так и эффективность системы управления.
Библиогр. 4 назв.
Ключевые слова: интегрированные системы; стандартизация; процессно-ориентированные системы; менеджмент и управление.
INTEGRATED SYSTEMS AND THE STANDARDIZATION OF PROCESS - ORIENTED MANAGEMENT SYSTEMS I. S. Korodyuk
Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St, Irkutsk, 664003.
The author proves that the philosophy of modern management currently distinguishes a number of general stages of management systems operation that enable consistently and regularly reach set goals and continually improve both efficiency and effectiveness of the management system. 4 sources.
Key words: integrated systems; standardization; process-oriented systems; management and administration.
В развитии систем менеджмента как на российских, так и на зарубежных предприятиях отчетливо прослеживаются две тенденции. Первая состоит в создании интегрированных систем менеджмента, включающих, прежде всего, систему менеджмента качества (СМК), систему экологического менеджмента и систему менеджмента профессиональной безопасности и здоровья, удовлетворяющих требованиям стандартов соответственно ISO 9001, ISO 14001 и OHSAS 18001 [1] .
Вторая тенденция заключается в выработке отраслевых модификаций стандарта ISO 9001, отражающих особые требования, предъявляемые в той или иной сфере к качеству, безопасности, экологично-сти и т. д. В автомобилестроении - это стандарт QS 9000 и идущая ему на смену спецификация ISO/TS 16949, в аэрокосмической промышленности - AS 9000 (после объединения AS 9000 с проектом европейского стандарта EN 9000-1 был создан стандарт нового поколения AS 9100, который в настоящее время используется вместо AS 9000), в телекоммуникациях - TL 9000 и т. д.
Необходимой предпосылкой полного и беспрепятственного развертывания обеих указанных тенденций является наличие эффективной и результативной СМК, составляющей основу современных корпоративных систем менеджмента. Однако в этом отношении на российских предприятиях далеко не все благополучно. Так, опыт отечественных специалистов в области качества показывает, что созданные на пред-
приятиях СМК используют не более 10% своего потенциала [2]. Несмотря на декларирование многими компаниями приверженности концепции TQM принципам менеджмента качества, на практике, как показывает анализ опыта лауреатов премий в области качества, они реализуются далеко не в полной мере [3]. Причин тому немало. Одна из них - недостаточное использование таких составляющих системного подхода, как интеграция и стандартизация.
Достижение организацией успеха предполагает удовлетворение запросов всех сторон, заинтересованных в ее деятельности, и в первую очередь - потребителя. Однако запросы разных заинтересованных сторон отличаются друг от друга. С точки зрения потребителя качество можно представить тремя ключевыми аспектами: качество во времени (надежность), качество в "пространстве обитания" (безопасность) и качество в перспективе развития (ценность). Эти аспекты качества отражают восприятие потребителем результата деятельности компании и определяют его реакцию. Для компании же качество - это единство таких составляющих, как прибыль, издержки, риск.
Неудовлетворенность качеством в указанном смысле любой из сторон является источником их активного поведения. Активность потребителя проявляется непосредственно в его лояльном или, наоборот, нелояльном отношении к компании.
Активность компании инициируется напряжением, испытываемым ее менеджерами в случае неудовлетворенности потребителя, и выражается в ее страте-
1Кородюк Игорь Степанович, доктор экономических наук, декан факультета экономики и менеджмента в сфере услуг, тел.: B9643547579.
Korodyuk Igor Stepanovich, a doctor of economic sciences, the dean of the Faculty of Economics and Management in the Service, tel.: B9643547579.
4B
ВЕСТНИК ИрГТУ №1 (41) 2Q1Q
гии. Осуществление выбранной стратегии и составляет содержание управления качеством.
В интегрированной системе менеджмента отдается приоритет универсальному принципу: «учет баланса интересов». При совпадении интересов заинтересованных сторон (идеальный случай) предложенная "развертка" качества может быть сложена в тетраэдр с потребительским качеством в основании. Несовпадение интересов порождает неудовлетворенность одной или нескольких сторон, т.е. порождает определенные проблемы. Напряжение, которое при этом возникает, при конструктивном отношении к выявленным проблемам может быть трансформировано в энергию по их разрешению. Достигается это посредством создания механизма по интеграции усилий заинтересованных сторон.
Нацеленность управления на решение проблем, выявленных в связи с неудовлетворенностью одной или нескольких заинтересованных в деятельности организации сторон, позволяет обеспечить работу в режиме постоянных изменений, адекватных динамике рынка.
При реализации такого подхода крайне важно правильно установить так называемый проблемный уровень требований, который должен позволять видеть проблемы. Приведем пример того, как это можно сделать [4]. Когда численность сотрудников, занятых выполнением тех или иных работ, более чем достаточна, это соответствует уровню требований «а». В этом случае проблемы в организации выполнения работ не видны. Но стоит сократить численность работающих до уровня «б» или «в», как в работе возникает напряжение и начинают обнажаться такие проблемы, как загрузка оборудования, квалификация исполнителей и т. д. Разрешение проблем потребует совершенствования системы требований и соответственно СМК как интегрирующего инструмента менеджмента процессов.
Система риск-менеджмента направлена на достижение необходимого баланса между получением прибыли и сокращением убытков предпринимательской деятельности и призвана стать составной частью системы менеджмента организации, т.е. должна быть интегрирована в общую политику компании, ее бизнес-планы и деятельность. Только при выполнении этого условия применение системы риск-менеджмента является эффективным.
Риск-менеджмент подразумевает создание необходимой культуры и инфраструктуры бизнеса для выявления причин и основных факторов возникновения рисков; идентификации, анализа и оценки рисков; принятия решений на основе произведенной оценки; выработки антирисковых управляющих воздействий; снижения риска до приемлемого уровня; организации выполнения намеченной программы; контроля выполнения запланированных действий; анализа и оценки результатов рискового решения.
Внедрение в практику системы риск-менеджмента позволяет обеспечить стабильность развития предприятий, повысить обоснованность принятия решений в рискованных ситуациях, улучшить финансовое по-
ложение за счет осуществления всех видов деятельности в контролируемых условиях [1].
Все предприятия при реализации своих бизнес-процессов систематически сталкиваются с необходимостью управлять различными видами рисков. Поэтому высшее руководство компании должно добиться того, чтобы необходимость риск-менеджмента была признана всеми менеджерами и персоналом организации в качестве одного из факторов первостепенной важности. Базу для управления рисками образуют следующие основные особенности риск-менеджмента.
Управление рисками связано как с негативными, так и с благоприятными последствиями. Суть управления рисками состоит в том, чтобы определять потенциальные отклонения от запланированных результатов и управлять этими отклонениями для улучшения перспектив, сокращения убытков и улучшения обоснованности принимаемых решений. Управлять рисками означает определять перспективы и выявлять возможности для совершенствования деятельности, а также не допускать или сокращать вероятность нежелательного хода событий.
Управление рисками подразумевает тщательный анализ условий для принятия решений. Управление рисками - это логический и систематический процесс, который можно применять для выбора пути дальнейшего совершенствования деятельности, повышения эффективности бизнес-процессов организации. Это путь, ведущий к обеспечению гарантированной результативности бизнес-процессов. Риск-менеджмент должен быть интегрирован в ежедневную работу предприятия.
Управление рисками требует опережающего мышления. Управление рисками - это процесс определения того, что может произойти, и одновременно обеспечение состояния готовности к этому, а не реакционное управление деятельностью. Формализованная система риск-менеджмента позволяет создать систему управления организацией, работающую на предупреждение возможных проблем.
Управление рисками требует четкого распределения ответственности и полномочий, необходимых для принятия управленческих решений. Высшее руководство несет генеральную ответственность за управление рисками в организации. Его прерогативой является распределение между соответствующими сотрудниками ответственности и полномочий. Решения, которые принимаются в процессе управления рисками, должны находиться в рамках законодательных требований и отвечать корпоративным целям. Важно определить оптимальный баланс между ответственностью за риск и способностью контролировать этот риск.
Управление рисками зависит от эффективного процесса взаимодействия между участниками риск-менеджмента. Процесс риск-менеджмента осуществляется как во внутренней, так и во внешней среде предпринимательства, поэтому необходимо взаимодействовать и с внутренними, и с внешними участниками этого процесса. Чтобы обеспечить полноцен-
ное управление рисками, важно наладить эффективное взаимодействие внутри организации.
Управление рисками требует принятия сбалансированного решения. В процессе риск-менеджмента необходимо четко определять экономическую целесообразность уменьшения степени риска и достижения запланированных результатов.
Область применения риск-менеджмента. Процесс риск-менеджмента должен сопровождать управляющие решения на всех уровнях менеджмента организации (например, на высшем уровне, на уровне структурных подразделений или проектной группы), поэтому управление рисками необходимо интегрировать в менеджмент бизнес-процессов или их составных частей (этапов).
Процесс управления рисками должен сопровождать планирование и принятие решений по наиболее важным вопросам. Это относится, прежде всего, к изменениям в политике, представлению новых стратегий и процедур, управлению проектами, крупным денежным инвестициям или оптимизации внутренних организационных конфликтов и противоречий.
В прикладном аспекте у процесса риск-менеджмента есть ряд практических сфер применения. Приведем их ориентировочный перечень:
• Стратегическое, операционное и бюджетное планирование.
• Управление активами и планирование распределения ресурсов.
• Изменения в предпринимательской деятельности (стратегические, технологические и организационные).
• Проектирование и разработка новых видов продукции.
• Менеджмент качества.
• Социальные аспекты взаимодействия с общественностью.
• Экология и охрана окружающей среды.
• Кодекс деловой и профессиональной этики.
• Информационная безопасность.
• Вопросы гражданской ответственности.
• Анализ требований потребителя для оценки возможности их выполнения.
• Управление профессиональной безопасностью и охраной труда.
• Управление проектами.
• Управление контрактами, поставщиками и закупками.
• Управление персоналом.
• Корпоративное управление.
Размах процесса риск-менеджмента зависит от значимости управляющих решений, которые должны быть приняты в ходе предпринимательской деятельности .
Содержание и природа риска. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом; продажи товаров; выполнения работ; оказания услуг.
Осуществление любого вида предпринимательской деятельности в той и иной степени связано с определенным уровнем риска.
С точки зрения теории риск-менеджмента отличительными признаками предпринимательства, которые должны учитываться при анализе и оценке последствий риска, являются:
• целевая направленность организации на получение прибыли от своей производственной деятельности;
• дифференциация по видам предпринимательской деятельности;
• ответственность по контрактным обязательствам перед клиентом;
• необходимость принятия управляющих решений с учетом последствий риска.
Перечисленные признаки обусловливают неизбежное осуществление деятельности организации во внутренних и внешних условиях, связанных с риском снижения прибыли или появления убытков.
Направленность и содержание отмеченных признаков предпринимательства порождают следующую дилемму: с одной стороны, менеджмент организации, избегающий рисковых решений, обрекает компанию на неизбежный застой и потерю конкурентоспособности, с другой - необоснованность принятых управляющих решений в рисковых ситуациях может привести к полному краху организации.
Таким образом, главная цель менеджера по управлению риском - обеспечить, чтобы даже самый худший вариант развития событий подразумевал только некоторое (допустимое) уменьшение уровня запланированного результата при гарантированном сохранении жизнеспособности предприятия.
Основными видами предпринимательской деятельности являются производственная; коммерческая; финансовая.
Общим для всех видов деятельности является наличие риска, который в отечественной литературе носит также название предпринимательский риск.
Появление предпринимательского риска - объективная неизбежность, которая обусловлена двумя основными причинами:
1) неопределенностью условий предпринимательской среды, прежде всего внешней;
2) ограниченностью ресурсов организации, что объективно приводит к возникновению их дефицита.
Неопределенность предпринимательской среды обусловили следующие факторы:
• нестабильность макросреды рыночных отношений;
• неопределенность политической и социальной ситуации;
• отсутствие полной и достоверной информации о внешней среде;
• ограниченная возможность менеджеров организации воспринимать и перерабатывать поступающую информацию;
• случайность появления неблагоприятных событий в процессе предпринимательской деятельности;
50
ВЕСТНИК ИрГТУ №1 (41) 2010
• противодействие участников рынка.
Таким образом, риск порождается, в основном, неопределенностью среды предпринимательства. В природе неопределенности скрыты причины и факторы риска, формирующие рисковую ситуацию.
Причинами риска являются его источники: экономические, политические, социальные, экологические, технологические и другие условия общественной жизни и природы.
Факторы риска - обстоятельства, при которых причины риска проявляются и приводят к рисковым ситуациям.
Рисковая ситуация - событие, обусловленное причинами и факторами риска, которое может привести к негативным или позитивным последствиям для организации.
С учетом содержательности приведенных понятий (для риск-менеджмента) можно сделать вывод: чем совершеннее методы идентификации, анализа и оценки риска, тем меньше влияние причин и факторов риска на предпринимательскую деятельность.
Благодаря проблемно-ориентированному управлению появляется возможность переходить от характеризующих процессы показателей одного уровня к показателям более высокого уровня. При этом обеспечение соответствия процессов требованиям одного уровня интегрируется в практику компании через обобщение и выставление требований более высокого уровня. Требования стандартов СМК и установленные показатели их выполнения на каждом из уровней управления будут отражать состояние соответствую-
щих подсистем (управление оборудованием, финансами, продажами и т.д.). Тем самым интеграция и стандартизация в рамках СМК определяют рефлективность компании в целом, ее способность накапливать и обобщать опыт разрешения проблем качества и соответствующим образом реагировать на изменения бизнес-среды. В таком подходе реализуется одна из возможностей адекватной реакции на изменения рынка и перспектива совершенствования СМК в направлении улучшения качества процессов. При этом предоставляются дополнительные возможности в части постановки проблемы качества самой СМК и соответственно в части разработки процессов ее проектирования и совершенствования [3].
Связь процессов стандартизации и интеграции иллюстрирует возможность улучшения процессов разработки СМК, заключающихся в переводе системы из состояния 1 в состояние 2. Примером может служить матричное представление процесса решения проблем. Такое представление может быть реализовано, например, в реестре стандартов предприятия (СТП).
Использование категорий интеграции и стандартизации при разработке СМК и соответствующих им показателей предполагает применение модифицированного цикла РОСЛ в качестве инструмента непрерывного усовершенствования: проблема - решение -результат - стандарт [3]. Процессы интеграции и стандартизации добавляют ценность к производимой продукции, что само по себе заслуживает внимания специалистов.
Библиографический список
1. Розенталь О.М. Разработка стандартов природопользования // Стандарты и качество. 2003. № 12. С. 38-42.
2. Scheinberg Sari. Breaking Down the Potemkin Facade: The Case of Russian Organizations Mowing Towards World Class Management, 2002 J.
3. Использование цикла РОСА для улучшения процессов // Методы менеджмента качества. 2003. № 9. С. 60.
4. Марцынковский Д.А., Владимирцев А.В., Марцынковский О.А. Руководство к интеграции систем менеджмента // Ассоциация по сертификации «Русский Регистр». СПб: Береста, 2008.
УДК 371.1:378.4
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Ю.А.Кузьмина1
Вятский государственный университет, 610000, г. Киров, ул. Московская, 36.
Рассмотрены основные проблемы и задачи управления персоналом в становлении национального исследовательского университета как одной из форм функционирования высшего учебного заведения. Основное внимание уделено вопросу развития персонала. Библиогр. 13 назв.
Ключевые слова: персонал, национальный исследовательский университет, обучающаяся организация, развитие персонала.
FEATURES OF PERSONNEL DEVELOPMENT IN THE RESEARCH UNIVERSITY Y.A.Kuzmina
Vyatka State University, 36 Moskovskaya St., Kirov, 610000.
1Кузьмина Юлия Анатольевна, аспирант, ведущий инженер по подготовке кадров, тел.: 89127271111, е-mail: [email protected]
Kuzmina Yuliya Anatoljevna, a postgraduate student, a leading engineer on staff training, tel.: 89127271111, e-mail: [email protected]