Научная статья на тему 'Интегрированные модели управления инновационными процессами в зарубежных странах'

Интегрированные модели управления инновационными процессами в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ / УСЛУГИ / КОММУНИКАЦИИ / ИНСТРУМЕНТЫ / МЕХАНИЗМЫ / ОПЕРАЦИИ / MODEL / MANAGEMENT / SERVICES / COMMUNICATIONS / TOOLS / MECHANISMS / OPERATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кураметова М.Т.

Формирование инновационной экономики должна соответствовать перспективным направлениям развития научно-технического и социального прогресса. Для обеспечения устойчивого инновационного развития национальной экономики требуются не только разработки собственных, характерных для отечественной модели управления, эффективных инструментов и механизмов, но и рациональное использование зарубежного опыта в этой области. Анализ международного опыта использования различных инструментов и механизмов, структур управления для создания высокотехнологичных и наукоемких предприятий показал: комплексный характер инновационного развития и модернизации экономики является наиболее обоснованным методологическим подходом поэтапного, системного перехода к новым технологическим укладам; при разработке инструментов и механизмов инновационного развития экономики следует учитывать реальное состояние материально-технической базы и сложившуюся отраслевую структуру производства, учитывать реальные возможности использования различных видов ресурсов. Наибольшую инновационную активность проявляют те страны, в которых эффективно функционирует национальная интегрированная система, обеспечивающая благоприятные условия для развития и внедрения инноваций в различные сферы жизнедеятельности. Международный опыт использования форм управления позволяет рассматривать их как мобильную систему отношений с использованием в реальном секторе экономики. Приведен опыт зарубежных стран и примеры адаптации для Казахстана интегрированных моделей управления инновационными процессами для создания высокотехнологичных и наукоемких предприятий, выпуска инновационной продукции, конкурентоспособной на мировом рынке. Выделена роль АО «Казахтелеком» с повсеместным предоставлением общедоступных услуг, имеющего статус Национального оператора, связанный с предоставлением услуг, включающих междугородную и международную связь для сети телекоммуникаций общего пользования. При этом данный оператор обеспечивает реализацию критериев доступа на всей территории страны при минимальных управленческих и транзакционных издержках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кураметова М.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The integrated model of innovative processes management in foreign countries

The formation of an innovative economy must correspond to the promising areas of development of scientific, technical and social progress. To ensure sustainable innovative development of the national economy, it is not only necessary to develop our own tools and mechanisms that are characteristic of the domestic management model, but also the rational use of foreign experience in this field. Analysis of international experience in the use of various tools and mechanisms, management structures for the creation of high-tech and knowledge-based enterprises showed: the integrated nature of innovative development and modernization of the economy is the most sound methodological approach of a phased, systemic transition to new technological structures; When developing tools and mechanisms for innovative development of the economy, one should take into account the actual state of the material and technical base and the existing industrial structure of production, take into account the real possibilities of using different types of resources. The greatest innovation activity is shown by those countries in which the national integrated system effectively provides favorable conditions for the development and introduction of innovations in various spheres of life. International experience in the use of forms of governance can be considered as a mobile system of relations with the real sector of the economy. In the article is given the experience of foreign countries, and examples of adaptation for Kazakhstan integrated models of management of innovative processes to create high-tech enterprises, innovative products which can be competitive in the world market. The author highlighted the role of JSC “Kazakhtelecom” with the widespread provision of public services, having the status of a National operator associated with the provision of the services including long-distance and an international telecommunication for telecommunication networks in General use. However, this operator provides an implementation of the eligibility criteria throughout the country with minimal administrative and transactional costs.

Текст научной работы на тему «Интегрированные модели управления инновационными процессами в зарубежных странах»

Оригинальная статья/Original article_

УДК 338.47:657

DOI: http://doi.org/10.20914/2310-1202-2017-1-438-444_

Интегрированные модели управления инновационными _процессами в зарубежных странах_

_Мадина Т. Кураметова 1 m.kurametova@mail.ru_

1 Казахский гуманитарно-юридический университет, Коргалжинское ш. 8, Астана, 010000, Казахстан

Реферат. Формирование инновационной экономики должна соответствовать перспективным направлениям развития научно-технического и социального прогресса. Для обеспечения устойчивого инновационного развития национальной экономики требуются не только разработки собственных, характерных для отечественной модели управления, эффективных инструментов и механизмов, но и рациональное использование зарубежного опыта в этой области. Анализ международного опыта использования различных инструментов и механизмов, структур управления для создания высокотехнологичных и наукоемких предприятий показал: комплексный характер инновационного развития и модернизации экономики является наиболее обоснованным методологическим подходом поэтапного, системного перехода к новым технологическим укладам; при разработке инструментов и механизмов инновационного развития экономики следует учитывать реальное состояние материально-технической базы и сложившуюся отраслевую структуру производства, учитывать реальные возможности использования различных видов ресурсов. Наибольшую инновационную активность проявляют те страны, в которых эффективно функционирует национальная интегрированная система, обеспечивающая благоприятные условия для развития и внедрения инноваций в различные сферы жизнедеятельности. Международный опыт использования форм управления позволяет рассматривать их как мобильную систему отношений с использованием в реальном секторе экономики. Приведен опыт зарубежных стран и примеры адаптации для Казахстана интегрированных моделей управления инновационными процессами для создания высокотехнологичных и наукоемких предприятий, выпуска инновационной продукции, конкурентоспособной на мировом рынке. Выделена роль АО «Казахтелеком» с повсеместным предоставлением общедоступных услуг, имеющего статус Национального оператора, связанный с предоставлением услуг, включающих междугородную и международную связь для сети телекоммуникаций общего пользования. При этом данный оператор обеспечивает реализацию критериев доступа на всей территории страны при минимальных управленческих и транзакционных издержках.

^лючевыииливи^шииеии^иЁиииеиие^ииуиииоииуиииииии™™

The integrated model of innovative processes management _in foreign countries_

_Madina T. Kurametova 1 m.kurametova@mail.ru_

1 Kazakh humanitarian-law university, Korgaldzhin Highway, 8, Astana, 010000, Kazakhstan

Summary. The formation of an innovative economy must correspond to the promising areas of development of scientific, technical and social progress. To ensure sustainable innovative development of the national economy, it is not only necessary to develop our own tools and mechanisms that are characteristic of the domestic management model, but also the rational use of foreign experience in this field. Analysis of international experience in the use of various tools and mechanisms, management structures for the creation of high-tech and knowledge-based enterprises showed: the integrated nature of innovative development and modernization of the economy is the most sound methodological approach of a phased, systemic transition to new technological structures; When developing tools and mechanisms for innovative development of the economy, one should take into account the actual state of the material and technical base and the existing industrial structure of production, take into account the real possibilities of using different types of resources. The greatest innovation activity is shown by those countries in which the national integrated system effectively provides favorable conditions for the development and introduction of innovations in various spheres of life. International experience in the use of forms of governance can be considered as a mobile system of relations with the real sector of the economy. In the article is given the experience of foreign countries, and examples of adaptation for Kazakhstan integrated models of management of innovative processes to create high-tech enterprises, innovative products which can be competitive in the world market. The author highlighted the role of JSC "Kazakhtelecom" with the widespread provision of public services, having the status of a National operator associated with the provision of the services including long-distance and an international telecommunication for telecommunication networks in General use. However, this operator provides an implementation of the eligibility criteria throughout the country with minimal administrative and transactional costs. Keywords: model, management, services, communications, tools, mechanisms, operations

Введение

Формирование инновационной экономики должна соответствовать перспективным направлениям развития научно-технического и социального прогресса.

Для обеспечения устойчивого инновационного развития национальной экономики требуются не только разработки собственных, характерных для отечественной модели управления, эффективных инструментов и механизмов, но и рациональное использование зарубежного опыта в этой области.

Для цитирования Кураметова М.Т. Интегрированные модели управления инновационными процессами в зарубежных странах // Вестник ВГУИТ. 2017. Т. 79. № 1. С. 438-444. ао1:10.20914/2310-1202-2017-1-438-444

Инновациями традиционно считают внедренные новшества, обеспечивающие качественные изменения в производстве продукции и услуг. Развитие интеграционных процессов в условиях глобализации и кризисных явлений в мировой экономике обуславливает необходимость системного анализа реального международного опыта совершенствования системы управления инновационными процессами [1]. Ведущие инновационные центры большинства зарубежных стран концентрируют внимание на разработке универсальных моделей управления

For citation

Kurametova M.T. The integrated model of innovative processes management in foreign countries . Vestnik VGUIT [Proceedings of VSUET]. 2017. Vol. 79. no. 1. pp. 438-444. (in Russian). doi:10.20914/2310-1202-2017-1-438-444

инновациями, как важнейшего ресурса для преодоления кризисных явлений.

Типология инноваций предполагает разделение их по ряду показателей, в том числе на те, что являются новыми по сравнению с зарубежными аналогами и новыми в национальном масштабе. Применительно к системам управления инновационными процессами в экономике такая типология также возможна, но с учетом национальной специфики, а также с использованием инновационных форм управления, которые могут быть успешно адаптированы в различных отраслях и регионах страны [2].

Основная часть

При анализе международного опыта использования различных форм управления целесообразно рассматривать их не как статичную систему отношений, а как мобильную, гибкую, которая адекватно может быть использована, прежде всего, в реальном секторе экономики. В связи с этим целесообразно привести некоторые конкретные примеры возможной адаптации в условиях Казахстана интегрированных моделей управления инновационными процессами, используемых в различных странах при создании высокотехнологичных и наукоемких предприятий, выпуске инновационной продукции, востребованной на мировом рынке.

Наиболее близкой Республике Казахстана по содержанию и формам управления инновационными процессами является Россия, в которой существует система стратегического прогнозирования и планирования инновационного развития с определением соответствующих приоритетных направлений развития научной, научно-технической и инновационной деятельности, оказывается существенная бюджетная поддержка институтам науки и образования, а также субъектам инновационной инфраструктуры.

По инициативе правительства осуществляется масштабная государственная программа модернизации экономики страны. Особое внимание в Казахстане уделяется развитию высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики на основе новейших достижений науки, техники и производства.

Наряду с государственной поддержкой корпоративных структур управления наукой и инновациями, также развивается система частно-государственного партнерства, венчурного финансирования со стороны частных компаний, что менее характерно для Республики Казахстана.

В современных условиях реализуется Межгосударственная программа инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года, а также совместные казахстанско- российские программы научно-технического сотрудничества, крупнейшими результатами которых стали разработки в области информационных технологий.

Следует обратить внимание на положительный опыт корпоративного управления инновационными процессами в ряде стран Европейского союза, которые дали положительные результаты.

Так, в Австрии, благодаря эффективной системе налогообложения, стимулирующей инновационное развитие субъектов хозяйствования, достигнута высокая производительность труда в промышленности, в результате чего Австрия по этому показателю занимает одно из ведущих мест в мире.

В Германии традиционно развитию науки и инноваций придается особое значение. Только из средств федерального бюджета на развитие высоких технологий в 2013-2015 годах планируется использовать около 20 млрд евро. Такая поддержка оказывается как крупным, так средним и малым предприятиям, в том числе в виде безвозмездных инвестиций и льготных кредитов. Федеральное правительство стимулирует развитие венчурного капитала, а также создание специальных фондов по развитию высокотехнологичных компаний. Однако такая поддержка не оказывается нерентабельным предприятиям.

В целом несмотря на мировой финансовый кризис, в Германии, равно как и в большинстве стран европейского союза, продолжают разрабатываться и реализовываться программы инновационного развития. Так, в Италии оказывалась финансовая поддержка как юридическим, так и физическим лицам, в форме возмещения до 30% стоимости оборудования альтернативных источников энергии, а также для проведения санации зданий и сооружений с использованием энергосберегающих технологий. В то же время в Италии созданы целевые фонды для развития научных исследований и повышения конкурентоспособности товаропроизводителей, что способствовало внедрению инноваций в реальный сектор экономики.

Эффективные методы стимулирования инновационной активности предприятий применяются в ряде других стран ЕС [3]. В Нидерландах, например, кроме создаваемых фондов для обеспечения производства высокотехнологичной продукции совместно с частными предприятиями

разработана программа по развитию инновационного предпринимательства. Кроме непосредственной финансовой поддержки, направленной, прежде всего на развитие высокотехнологичных секторов в этой стране особое внимание уделяется деятельности инкубаторов по созданию высокотехнологичных предприятий преимущественно на базе действующих университетов.

Следует использовать опыт Швеции в создании научно-технологических парков и бизнес-инкубаторов на базе университетов. Формированием инновационной инфраструктуры непосредственно занимается государственное агентство по инновационным системам, с помощью которого разрабатываются конкретные инновационные проекты по созданию высокотехнологичных и наукоемких предприятий. Данное агентство осуществляет корпоративное управление инновационными процессами в тесном сотрудничестве с агентством экономического и регионального развития, а также Шведским фондом стратегических исследований, который финансирует исследовательские центры и соответствующие научные проекты. Государственная поддержка осуществляется также в модернизации базовых отраслей экономики Швеции, в том числе на развитие известного европейского и мирового бренда - Volvo.

Среди стран Европейского союза особый интерес представляет опыт Чешской Республики по развитию инноваций, в которой создан ряд интегрированных структур управления инновационными процессами: Ассоциация инновационного предпринимательства, Информационный центр инноваций и трансфера технологий, Центр исследований и образования, Инновационное агентство, Международный инновационный центр, а также сеть научно-технологических парков и центров трансфера технологий. Группа предприятий сотрудничает с вышеназванными интеграционными структурами. При этом следует отметить ориентацию Чешской Республики на развитие новых и высоких технологий в таких наукоемких отраслях, как микроэлектроника и телекоммуникации, информационные, нано-и биотехнологии. При этом образовывающиеся инновационные предприятия стремятся установить стратегическое партнерство с крупнейшими транснациональными корпорациями: Siemens, Marzotto, Volkswagen. В Чешской республике активно развиваются инжиниринговые компании, которые участвуют в разработке и реализации инновационных проектов не только в своей стране, но и в других зарубежных странах. Этот опыт следует учитывать и в Республике Казахстан, которая обладает значительным инновационным потенциалом.

Целесообразно использовать практику создания сети научно-технологических парков в Индии, ориентированных на программное обеспечение и производство аппаратных средств. Именно это приоритетное направление дало возможность не только создать новые высокотехнологичные, наукоемкие предприятия, но и обеспечить рабочими местами значительное количество молодых выпускников высших учебных заведений, предотвращая тем самым их миграцию в другие страны. В Индии реализуется государственная программа поддержки инноваций, а посредством созданного Совета по технологическому развитию предоставляются льготные кредиты для создания инновационных предприятий.

Кроме того, развивается венчурное финансирование различных инновационных проектов прежде всего в сфере информационно-коммуникационных технологий [4]. В результате реализации этого стратегического направления развития информационных технологий происходит увеличение ВВП Индии, которая относится к странам третьего мира. Парк высоких технологий осуществляет активное сотрудничество с научно технологическими парками Индии, специализирующихся в области информационных технологий. При ПВТ создан Индийский учебный центр.

Мощным импульсом развития китайской экономики явилась разработка и реализация государственных программ, направленных на создание благоприятной среды для развития высокотехнологичных и наукоемких предприятий, инфраструктурное развитие науки и прорывных технологий, повышение инновационной активности предприятий реального сектора экономики. Вместе с тем в Китае наряду с заимствованием, трансфером зарубежных технологий придается особое значение проведению фундаментальных исследований в соответствии со стратегическими целями государства.

Именно ставка на развитие науки и технологий позволила Китаю вывести на новый качественный уровень национальную экономику и обеспечить выход китайских товаров на зарубежные рынки. Следует отметить, что качество производимых в Китае товаров неоднородно, во многом зависит от уровня технологического и инновационного менеджмента на действующих предприятиях. Обладая высокой производственной мобильностью, китайские производители ориентируются на использование новейшей техники и технологий, но также используют

низкоквалифицированный труд, что сказывается на качестве выпускаемой продукции, но характеризуется низкой ее себестоимостью. При создании высокотехнологичных, наукоемких предприятий используется практика связанных кредитов, что также положительно отражается на развитии промышленного сектора и занятости населения. Китай является стратегическим партнером Республики Казахстана по вопросам использования инвестиций и новых технологий, прежде всего в таких отраслях, как телекоммуникации, энергетика, производство строительных материалов, бытовой техники и др.

Значительный опыт в использовании различных форм корпоративного управления при создании высокотехнологичных и наукоемких предприятий, ориентированных на развитие экспортного потенциала, накопили Япония и Южная Корея. Так, Япония широко использует типичную форму экспортного кредитования по классификации ВТО, посредством Японского банка международного сотрудничества и частных банков. При этом обязательным условием реализации инновационного проекта является страхование кредитов в Японском агентстве экспортного страхования. Таким образом, с помощью корпоративных структур управления банковского и страхового сектора обеспечивается экономическая безопасность страны.

Характерной особенностью развития Кореи является высокий уровень наукоемкости ВВП, который на протяжении ряда лет составляет не менее 5 процентов, при этом более трети ВВП формируется за счет выпуска инновационной продукции на высокотехнологичных, наукоемких предприятиях. Особое внимание уделяется привлечению прямых иностранных инвестиций при гарантированных государственных преференциях для строительства новых предприятий, приобретения высокотехнологичного оборудования, оплаты труда и повышения квалификации сотрудников этих предприятий.

Характерной особенностью развития новых и высоких технологий является стимулирование частных компаний в этой сфере, посредством предоставления налоговых льгот для тех компаний, которые занимаются освоением инноваций в сфере материального производства. Поэтому три четверти всех средств на развитие новых и высоких технологий поступают именно от частных компаний [5]. Кроме того, существует значительная правительственная поддержка экспортно-ориентированным компаниям для продвижения производимой ими инновационной продукции на внешний рынок.

Как и в большинстве стран мира, в Казахстане тарифы на услуги, рассматриваемые государством как общедоступные, не покрывают себестоимости их производства и тем более не позволяют осуществлять капитальные вложения в инфраструктуру этих услуг. Мировая практика предлагает два основных способа финансирования возникающих убытков: финансирование за счет операторов [6]. Последнее, в свою очередь, может быть осуществлено посредством: создания специального Фонда, аккумулирующего отчисления участников рынка и выделяющего средства для возмещения убытков операторам, предоставляющим социально значимые услуги;

• кросс-субсидирования внутри одного оператора, наделенного как обязательствами по обеспечению универсального доступа на всей территории страны (национальный оператор), так и определенными привилегиями;

• кросс-субсидирования внутри отрасли телекоммуникаций с использованием механизма прямых взаиморасчетов между операторами магистральных и местных сетей телекоммуникаций.

Кроме того, необходимо обеспечить выполнение государственных обязательств, возложенных на операторов связи (резервирование каналов в интересах органов обороны, чрезвычайных ситуаций, мобилизационные резервы и т. д.), при условии финансирования за счет средств государственного бюджета.

В настоящее время обязательство по повсеместному предоставлению общедоступных услуг возложено государством на АО «Казахтелеком». Особый статус Национального оператора, связанный с обеспечением общедоступными услугами и позволяющий осуществлять внутреннее перекрестное субсидирование убытков, закреплен за АО «Казахтелеком» в форме эксклюзивных прав на междугородную и международную связь для сети телекоммуникаций общего пользования. В нынешних условиях путь наделения ответственностью одного оператора представляется наиболее приемлемым, поскольку позволяет обеспечить реализацию единых критериев доступа на всей территории республики при минимальных управленческих и транзакционных издержках.

Однако существование формально абсолютной монополии на рынке услуг международной, междугородной связи для сети телекоммуникаций общего пользования тормозит развитие конкуренции на рынке услуг телекоммуникаций, к тому же обеспечить реальное сохранение эксклюзивных прав довольно проблематично.

Поэтому в процессе либерализации и демонополизации рынка необходимо перейти к механизму прозрачного финансирования универсального доступа путем равномерного распределения на всех операторов социального бремени и возмещении убытков тем операторам, которые взяли на себя обязательства предоставления общедоступных услуг на определенной территории.

Одной из приоритетных задач уполномоченного органа в области связи станет разработка и утверждение четкого и действенного механизма дотации на организацию предоставления общедоступных услуг связи.

Поскольку объем инвестиций и уровень поддержания сети социально значимых, но операционно-убыточных услуг национального оператора напрямую зависит от объема дохода, получаемого от высокорентабельных услуг международной связи, крайне важно обеспечить реальное соблюдение эксклюзивных прав ОАО «Казахтелеком» на период, когда он наделен обязательствами предоставления общедоступных услуг.

Основная нагрузка в обеспечении эксклюзивных прав должна лечь на уполномоченный орган в области связи, который должен регулярно проводить мероприятия по предупреждению, выявлению и привлечению к ответственности операторов, нарушающих эксклюзивные права национального оператора. В связи с этим необходимо усилить государственный контроль за маршрутизацией международного трафика, не допускать предоставление услуг Callback (обратного вызова) и Refile (нарушение установленных существующих правил маршрутизации, утечка трафика).

После завершения строительства национальной информационной супермагистрали (НИСМ), разработки и внедрения механизма финансирования универсальных услуг эксклюзивное право будет отменено. Произойдет трансформация Национального оператора в эффективного участника конкурентного телекоммуникационного рынка.

Основным целевым принципом тарифной политики на национальном рынке общедоступных услуг является равенство тарифов на одинаковые услуги одинакового качества со стиранием грани между категориями абонентов. Необходимо разработать план ребалансирования тарифов и изменения их структуры, в процессе выполнения которого будет изменена структура тарифов, а также их выравнивание. Тарифы на услуги местной телефонной связи возрастут, так как будут отражать затраты на их производство и предоставление, но одновременно тарифы

на услуги международной связи будут существенно снижены, в силу того, что отпадет необходимость кросс-субсидирования убыточных услуг.

В целях сохранения национальной и экономической безопасности должны быть приняты меры, обеспечивающие создание предпосылок для равной конкуренции с зарубежными телекоммуникационными гигантами. По крайней мере, на период до завершения создания НИСМ и, соответственно, до того периода, когда национальная сеть и ее операторы будут готовы к конкуренции с операторами сетей других стран, необходимо осуществлять государственный протекционизм в отношении внутренних операторов и поддерживать временные барьеры для деятельности иностранных операторов на национальном рынке телекоммуникаций Казахстана.

В последние годы в мире ведутся интенсивные работы по созданию систем глобальной персональной подвижной спутниковой связи (I ППСС) с использованием низких и средних орбит, что может быть использовано для организации связи в тех районах, где создание наземных сетей телекоммуникаций экономически нецелесообразно [7]. Необходимо разработать правовую основу работы таких систем на территории Республики Казахстан (в части присвоения и оплаты использования радиочастот, получения разрешительных документов, трансграничного перемещения терминалов). Обязательным требованием к операторам спутниковой связи, не являющейся элементом ГППСС или международных систем типа Инмарсат, должно стать размещение центра управления и системы биллинга на территории Казахстана. То же касается и операторов наземных (фиксированных) сетей.

Республика Казахстан занимает выгодное географическое положение, при котором все кабельные магистрали, соединяющие европейские республики стран СНГ со среднеазиатскими, проходят по ее территории. Однако это потенциальное существенное преимущество страны в настоящее время используется не самым эффективным образом. Более того, со стороны сопредельных государств принимаются меры по организации обхода Казахстана в транзите потоков международного трафика и предоставлении альтернативных транзитных каналов.

Основная причина заключается в том, что использование на данных кабельных магистралях устаревшего аналогового оборудования связи вынуждает эти страны переходить на собственные спутниковые цифровые каналы связи, что, в свою очередь, ведет к ежегодному сокращению аренды каналов.

Для увеличения международного транзитного трафика по цифровым каналам связи в дополнение к действующему казахстанскому участку Трансазиатско-Европейской магистрали (ТАЕ) ведется строительство НИСМ, охватывающей все областные центры Казахстана и другие важные административные пункты, со строительством волоконно-оптических и цифровых радиорелейных линий связи, обеспечивающих возможность выхода стран азиатского региона на Россию и страны Кавказа.

Южный участок НИСМ-ТАЕ, по маршруту Китай- Алматы-Тараз-Шымкент-Узбекистан, в строительстве которого участвовало 20 стран, берет начало в Шанхае (Китай) и заканчивается во Франкфурте-на-Майне (Германия). Пока проект ТАЕ не оправдал возлагавшихся на него надежд по увеличению транзитного трафика. Причиной тому является низкое качество иранского и турецкого национальных сегментов, а также финансовая политика консорциума.

Планируется построить Восточную ветку НИСМ «Астана-Павлодар-Усть-Каменогорск-Талдыкорган-Алматы» и волоконно-оптическую линию связи «Актау-Атырау» для соединения с подводной кабельной линией связи «Баку-Актау». Ввод в действие этих линий связи предоставит новые возможности организации транзита трафика Европы, России, Китая, Турции и кавказских республик.

В целях увеличения спроса на транзитные каналы вводятся более гибкие учетные ставки по расчетам за транзит трафика. Поскольку задача сохранения и усиления конкурентной позиции нашей страны не только экономическая, но и политическая, необходимо:

• усилить внимание всех уровней государственного управления и регулирования к данной проблеме;

• принять меры по привлечению транзитного трафика других государств;

• рассмотреть возможность предоставления льгот для транзитных операций.

Инвестиционная политика в сфере телекоммуникаций должна в первую очередь стимулировать развитие здоровой конкуренции, основанной на увеличении числа операторов связи и расширении многообразия услуг, путем создания основы инфраструктуры для увеличения конкурентов [8]. Здесь необходимо принципиально различать операторов, создающих инфраструктуру, от операторов-провайдеров. Создание инфраструктур и сетей станет приоритетом государственной инвестиционной политики в сфере телекоммуникаций.

В рамках реализации настоящей концепции на среднесрочную перспективу приоритетными сферами и проектами, с точки зрения государства, станут:

• завершение создания НИСМ, которое включает в себя кроме строительства волоконно-оптических и цифровых радиорелейных линий связи полную замену аналогового оборудования цифровым на магистральной сети, а затем и внутризоновых сетях телекоммуникаций. При разработке проектов и строительстве линий связи должны максимально использоваться возможности других владельцев транспортных сетей - железнодорожных, энергетического комплекса и других;

• модернизация ведомственных сетей государственных органов, составляющих с сетями телекоммуникаций общего пользования единую взаимоувязанную сеть страны;

• расширение доступа сельского населения к информационному обмену, включая телефонную связь, передачу данных, дистанционное обучение и теледоступ к медицинским диагностическим центрам;

• повсеместное внедрение систем повременного учета стоимости соединений;

• обновление и расширение сетей столицы Казахстана.

Инвестиционная деятельность в указанных сферах должна стимулироваться государством путем поощрения привлечения инвестиций непосредственно операторами, например, размещением ценных бумаг на финансовых рынках

Заключение

Исходя из анализа международного опыта использования различных инструментов и механизмов, структур управления для создания высокотехнологичных и наукоемких предприятий можно сделать следующие выводы: комплексный характер инновационного развития и модернизации экономики является наиболее обоснованным методологическим подходом поэтапного, системного перехода к новым технологическим укладам; при разработке инструментов и механизмов инновационного развития экономики следует учитывать реальное состояние материально-технической базы и сложившуюся отраслевую структуру производства, учитывать реальные возможности использования различных видов ресурсов.

Наибольшую инновационную активность проявляют те страны, в которых эффективно функционирует национальная интегрированная система, обеспечивающая благоприятные условия для развития и внедрения инноваций в различные сферы жизнедеятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1 Зуев В. E. Инновационные процессы и организационные трансформации в производственном секторе // Фундаментальные исследования. 2012. № 3. С. 682-686.

2 Архинчеева С. М. Построение агентной модели для прогнозирования и мониторинга хода реализации инвестиционных программ // Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. 2015. № 4. С. 67-72.

3 Sunday Akindele Theory and practice of crisis management. // Lap lambert. Academic Publishing, 2010. 116 c.

4 Galloway Lee. Organization and management // Book Renaissance, 167 c

5 Пугии В. В., Губарева О. Ю. Современные экономически эффективные методы оценки рисков информационной безопасности информационных систем предприятий крупного и среднего бизнеса // Вестник Алматинского университета энергетики и связи. 2014. №3. С. 39-51.

6 Шинкевич А. П., Леонова М. В. Диффузия инноваций: модели и технологии управления: монография. Изд. КНИГУ, 2014. 163 с."

7 Акмаева Р. И. Инновационный менеджмент малого предприятия, работающего в научно-технической сфере: учебное пособие, Рн/Д. Феникс, 2012. 541 с.

8 Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов, СПб. Питер, 2013. 448 с.

9 Susilo Е„ Lestariadi R.A., Fattah M. Mangrove forest destruction in damas beach, east java, indonesia: socio-ecological analysis // Russian journal of agricultural and socio-economic sciences T. 61. № 1. 2017. С. 253-261. DOI: 10.18551/rjoas.2017-01.27

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Мадина Т. Кураметова докторант, Казахский гуманитарный юридический университет, Коргалжинское ш. 8, Астана, 010000, Казахстан, m.kurametova@mail.ru

КРИТЕРИЙ АВТОРСТВА

Мадина Т. Кураметова полностью подготовила рукопись и несет ответственность за плагиат

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

ПОСТУПИЛА 01.01.2017 ПРИНЯТА В ПЕЧАТЬ 01.02.2017

REFERENCES

1 Zuev V. E. Innovative processes and organizational transformation in the manufacturing sector. Fun-damental'nye issledovaniya [Fundamental research]. 2012. no. 3. pp. 682-686. (in Russian).

2 Arkhincheeva S. M. Building agent-based models for the prediction and monitoring of the implementation of investment programs. Vestnik Vostochno-Sibirskogo gosudar-stvennogo universiteta tekhnologii i upravleniya [Proceedings of the East Siberian state University of technologies and management]. 2015. no. 4. pp. 67-72. (in Russian).

3 Sunday Akindele Theory and practice of crisis management. Lap lambert. Academic Publishing, 2010. 116 p.

4 Galloway Lee. Organization and management. Book Renaissance. 167 p.

5 Pugin V. V., Gubareva O. Yu. Modern cost-effective methods of information security risk assessment information systems of enterprises of large and average business. Vestnik Almatinskogo universiteta energetiki i svyazi [Proceedings of Almaty University of power engineering and telecommunications]. 2014. no. 3. pp. 39-51. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Shinkevich A. I., Leonova M. V. Diffuziya inno-vatsii: modeli i tekhnologii upravleniya: monografiya [Diffusion of innovations: models and management techniques: monograph]. KNITU, 2014. 163 p. (in Russian).

7 Akmaeva R. I. Innovatsionnyi menedzhment malogo predpriyatiya, rabotayushchego v nauchno-tekhnicheskoi sfere: uchebnoe posobie [Innovation management of small enterprises operating in the scientific-technical sphere]. Rostov on Don, Feniks 2012. 541 p. (in Russian).

8 Fatkhutdinov R. A. Innovatsionnyi menedzhment: uchebnik dlya vuzov [Innovation management]. St. Petersburg, Piter, 2013. 448 p. (in Russian).

9 Susilo E., Lestariadi R.A., Fattah M. Mangrove forest destruction in Damas beach, east Java, Indonesia: socio-ecological analysis. Russian journal of agricultural and socio-economic sciences, vol. 61. no. 1. 2017. pp. 253-261. DOI: 10.18551/rjoas.2017-01.27

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Madina T. Kurametova doctoral candidate, Kazakh Humanitarian Law University, Korgaldzhin Highway, 8, Astana, 010000, Kazakhstan, m.kurametova@mail.ru

CONTRIBUTION

Madina T. Kurametova wrote the manuscript and is responsible for plagiarism

CONFLICT OF INTEREST

The author declare no conflict of interest.

RECEIVED 1.1.2017

ACCEPTED 2.1.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.