Научная статья на тему 'Интегрированные бизнес-группы на российском рынке финансовых услуг'

Интегрированные бизнес-группы на российском рынке финансовых услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрированные бизнес-группы на российском рынке финансовых услуг»

фактических показателей от планируемых проводится корректировка планов. Механизм реализации предполагает определение последовательности, периодичности, стоимости, средства, способа и порядка стимулирования процесса предоставления каждой банковской услуги каждому корпоративному клиенту. К данному механизму также относятся средства контроля процесса обслуживания и средства оценки степени удовлетворенности предоставленным обслуживанием, применяемые в процессе анализа результатов обратной связи клиентов с банком. Использование современных информационных технологий, функционального моделирования бизнес-процессов обслуживания корпоративных клиентов в современном российском банке позволит избавиться от лишних звеньев в механизмах планирования и реализации их обслуживания.

Исходя из вышеизложенного, необходимо отметить важность формирования системы взаимодействия кредитных учреждений со своими клиентами. Банки, управляя процессом, способны выступить главным определяющим элементом, который объединяет вокруг себя корпоративных клиентов. Система взаимовыгодного партнерства банков и клиентов играет ныне первостепенную роль в упрочении положения коммерческих банков, повышении их конкурентоспособности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Downey V. W. Banking for students. - London, 1986

2. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: Управление и операции.- М.: 1994. - 320 с.

3. Владиславлев Д.Н. Как организовать клиентскую службу банка. - М.: Издательство «Ось-89», 2004. - 176 с.

4. ИвановА.Н. Банковские услуги: зарубежный и российский опыт. - М.: Финансы и статистика. 2002. - 176 с.

А. М. Николенко

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ БИЗНЕС-ГРУППЫ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ

Интенсивное развитие страховых групп и альянсов изменяет условия конкурентной борьбы как на мировом, так и на локальных рынках. Развитие финансовых корпораций увеличивает конкурентные преимущества входящих в них предприятий не только посредством эффекта синергии, но и за счет разработки принципиально новых информационно-финансовых технологий обслуживания клиентов. В российском страховом сообществе ведутся дискуссии о том, чем обернется для отечественного страхового бизнеса набирающее силу трансграничное оказание страховых и финансовых услуг.

В связи с этим особое значение приобретает вопрос о месте российских финансовых корпораций, ТНСГ, интегрированных страховых групп в глобальной мировой экономике, их включенности в систему геофинансов. Стратегия развития рынка зависит от уровня конкурентоспособности российских компаний, возможности осуществления ими целенаправленной, основанной на национальных экономических интересах внешнеэкономической политики.

Стержневой структурой Транснациональной страховой группы Ингосстрах является один из лидеров российского страхового рынка - акционерное общество «Ингосстрах». За полвека успешной работы САО «Ингосстрах» на отечественном и мировом рынках вокруг него сформировалась широкая сеть дочерних и зависи-

мых компаний как в России, так и в странах СНГ, Балтии, Европы и Америки. Именно эти компании и объединяются сегодня в единую мощную страховую группу.

Большинство членов ТНСГ «Ингосстрах» имеют общие исторические корни, решают схожие проблемы, обусловленные адаптацией к рыночным условиям, сохраняют тесные финансовые и экономические связи. Важнейшей предпосылкой формирования ТНСГ «Ингосстрах» является объективная тенденция к восстановлению нарушенных экономических связей на постсоветском пространстве, а также происходящий в странах СНГ процесс осознания необходимости возврата к интеграции и кооперации в хозяйственной сфере.

Для молодых компаний, каковыми является большинство участников соглашения из стран СНГ и Балтии, более тесная кооперация с более сильным партнером - «Ингосстрахом», возможность опереться на его финансовую мощь и прочную репутацию - способ выживания в конкурентной борьбе и основа для дальнейшего развития. Создание группы помогает также перейти от двустороннего сотрудничества к многостороннему. Это позволит объединившимся компаниям более тесно координировать свою политику, расширить спектр услуг и географию деятельности, использовать возможности и опыт друг друга для более полного удовлетворения потребностей клиента.

Формирование ТНСГ «Ингосстрах» усилило позиции ее членов и повысило их авторитет в глазах нынешних и будущих клиентов. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на совокупный потенциал группы . Объединение 27 компаний, находящихся в 17 странах мира, позволило членам ТНСГ «Ингосстрах» предоставлять своим клиентам страховые услуги на огромной территории от Атлантического до Тихого океана. Вхождение в состав группы компаний с различной страховой специализацией обеспечило универсальность набора страховых и финансовых услуг, предоставляемых клиентам.

Формирование транснациональной группы, охватывающей обширный географический регион, позволило серьезно облегчить страхование всевозможных транспортных операций - от перевозок грузов до туризма. Соединение интеллектуального потенциала компаний-членов ТНСГ «Ингосстрах», образование инновационных фрактальных групп и координация их деятельности дает возможность активно развивать и продвигать на рынок новые страховые продукты, соответствующие мировому уровню. В рамках группы последовательно внедряются единые стандарты качества страховых услуг, проводится согласованная политика в области страховой и перестраховочной деятельности, формируются общие подходы к целям и методам совершенствования системы регулирования страхового рынка.

Создание ТНСГ «Ингосстрах» является важным событием не только для вошедших в нее компаний, но и для всего страхового рынка России и стран СНГ. Появление на постсоветском пространстве страхового объединения, координирующего и направляющего усилия своих членов, способствующего углублению и расширению их сотрудничества, формирует вектор развития всего страхового сектора России, государств СНГ и Балтии, содействует повышению культуры страхо-

*

Суммарный уставной капитал 27 объединившихся компаний превышает 120 млн долларов США, объем страховых резервов составляет более 350 млн долларов, активы составили 600 млн долларов. Участники соглашения располагают разветвленной сетью филиалов и представительств по всему миру, которая насчитывает на сегодняшний день 131 офис, а их суммарный штат высококвалифицированных специалистов страхового дела составляет 1,6 тысяч сотрудников и более 2,5 тысяч страховых представителей. Образование ТНСГ «Ингосстрах» повысило эффективность перестраховочной защиты входящих в нее компаний, и увеличить тем самым объем рисков, принимаемых на страхование.

вого обслуживания, создает в этих странах благоприятные условия для более полного удовлетворения общественных потребностей в страховых услугах. Однако значение образования ТНСГ «Ингосстрах» не ограничивается лишь страховым рынком. Углубление многостороннего сотрудничества субъектов одного из секторов рынка доказывает возможность и необходимость углубления интеграционных процессов на всем экономическом пространстве стран СНГ и Балтии. С момента основания компании «Ингосстрах» в странах дальнего зарубежья развивал сеть подразделений и представительств.

ТНСГ «Ингосстрах» занимается практически всеми видами добровольного страхования, включая страхование грузоперевозок, морского, воздушного и наземного транспорта, имущества и ответственности юридических и физических лиц, экспортных кредитов, личным страхованием и многим другим. В совокупности это обеспечивает «Ингосстраху» прочное положение на международном страховом и перестраховочном рынке. По каналам перестрахования компания получает из-за рубежа от своих «дочек» и от местных компаний на страхование суда, самолеты, крупные индустриальные риски, опасные объекты. ТНСГ «Ингосстрах» за рубежом воспринимается как представитель российского страхового сообщества, деятельность компании способствует развитию национального бизнеса, защищая его интересы за рубежом, обеспечивает повышение инвестиционной привлекательности России.

Развитие зарубежной сети предполагает в первую очередь наличие коммерческих интересов. Сеть иностранных подразделений и представительств развивалась ТНСГ «Ингосстрах» в зависимости от потребностей бизнеса, исходя из экономической целесообразности и возможностей, в том числе предусмотренных законодательством той или иной страны. Сегодня ТНСГ «Ингосстрах» имеет четкую стратегию развития и составляет бизнес-планы для новых иностранных подразделений. В условиях глобализации подходы к бизнесу там должны быть очень гибкими. Сегодня наиболее перспективными с точки зрения развития страховых операций ТНСГ «Ингосстрах» рассматривает рынки стран Балтии, Украины, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Азербайджана.

В странах Балтии формируется целостная корпоративная схема, включающая дочерние компании, представительства, брокерские, сюрвейерские, ассистанские или другие сервисные фирмы, контакт-офисы и другие, которые обеспечат проведение политики ТНСГ «Ингосстрах» в ближнем зарубежье. В частности, повышается спрос на современное технологически сложное страхование, которое является сильной стороной ТНСГ «Ингосстрах», в том числе страхование экспортных кредитов и гарантий.

Таким образом, важный канал расширения присутствия российского бизнеса в странах СНГ и Балтии - это транснациональная группа «Ингосстрах», созданная для координации страхования, перестрахования и финансовой политики. ТНСГ «Ингосстрах» планирует дальнейшее расширение сети за счет приобретения страховых компаний в странах СНГ.

Опыт функционирования интегрированных финансовых структур на российском рынке показал, что экономические взаимосвязи наиболее устойчивы между фирмами, банками и компаниями, включенными в сетевые структуры, образованные на основе интеграции капитала, финансовых технологий, общей информационно-аналитической базы и доверительных отношений. Российские интегрированные финансовые и страховые группы представляют собой один из типов таких сетей. Структурные ограничения сложившейся хозяйственной модели вытекают из сохранения в экономике значительного нерыночного сектора и одностороннего включения России в мировую экономику.

Специфика институциональной среды способствовала тому, что постепенно в рамках страховых групп начали складываться (прирастали посредством слияний и поглощений, обмена паями и акциями) собственные хозяйственно-финансовые структуры, включающие банк, инвестиционно-банковские подразделения, консалтинговые центры, информационные базы данных по клиентам и рискам и т.д. Российский страховой рынок отличается острым недостатком стратегической информации вследствие непрозрачности и неопределенности форм собственности и неразвитости коммуникационной инфраструктуры.

Число независимых организаций, обеспечивающих потребителей надежной информацией, невелико, а эффективность государственных организаций в этой сфере, к сожалению, недостаточна, неудовлетворительно функционирует современный арбитражный механизм компенсации потерь, возникающих в случае невыполнения контрактов. В этих условиях, объединяясь и формируя общее информационное поле, страховые группы, страховые пулы, финансовые корпорации нацелены на снижение трансакционных издержек.

Государственная экономическая политика, по нашему мнению, не может быть комплексной без учета интересов национального бизнеса и сформированного им инвестиционного потенциала. Для России на ближайшие 5-7 лет главным стратегическим инвестором, очевидно, будут крупные российские интегрированные группы, и альтернативы им на сегодняшний день нет.

«Признание крупного бизнеса в качестве важнейшего субъекта национальной модернизации и глобальной конкурентоспособности - необходимое звено экономической стратегии», - указывают в своей работе А. Дынкин и А. Соколов. [1]. При этом ученые отмечают необходимость учета природы и особенности концентрации в развитии интегрированных бизнес-групп. Можно выделить четыре типа концентрации: общую концентрацию (на основе удельного веса таких групп в ВВП); комплексную концентрацию (на основе степени диверсификации); рыночную концентрацию (доля монополии или олигополии входящих в группу компаний на соответствующем рынке); концентрацию собственности (характер распределения голосующих акций среди собственников).

В развитых странах, в которых процесс становления диверсифицированных компаний шел эволюционным путем, меры государственного регулировании фокусировались на рыночной концентрации (регулирование монополии и олигополии). В странах с моделями так называемого «сжатого экономического развития» (например, Южная Корея), где государство поддерживало становление финансово-инвестиционных и финансово-промышленных, преимущественное развитие получила общая и комплексная концентрация.

В России, где интегрированные бизнес-структуры формируются на основе уже сложившихся крупных производственных комплексов, банков и страховых компаний, меры государственного регулирования следует направить на поддержку комплексной и общей концентрации. Важным фактором активной институционализации российского частного капитала является создание благоприятных макроэкономических условий для динамики его накопления (расширенного воспроизводства). Крупным предприятиям страховой отрасли легче решить вопросы, связанные с созданием устойчивой филиальной сети, обеспечивающей экспорт страховых и финансовых услуг.

Интегрированным финансовым и финансово -промышленным структурам в перспективе будет принадлежать важнейшая роль в институционализации частного капитала в России. Принципы данной формы добровольного объединения регулируются законодательно, т.е. на формальной основе, хотя, как показывает практика, роль неформальной стороны возникающих здесь взаимодействий также ос-

тается весьма высокой. Есть и полностью неформальные объединения подобного типа. Действительно, наряду с официально зарегистрированными финансовопромышленными группами, которых насчитывается более 70, существует множество неформальных финансово-промышленных и промышленных групп, в том числе играющих достаточно заметную роль в экономике страны. Общей особенностью российских ФПГ, за исключением некоторых групп, ранее образованных вокруг банков национальной значимости, является слабое централизованное управление.

Формирование стратегии устойчивого развития национального страхового бизнеса невозможно без определения приоритетов развития и их ранжирования. Наиболее устойчивым приоритетом является, на наш взгляд, создание крупных финансовых корпоративных структур в качестве институциональных носителей и механизма внедрения передовых финансово-информационных и маркетинговых технологий, обеспечения конкурентоспособности страхового бизнеса. Создание в России страховых групп - крупных многопрофильных специализированных образований обусловлено целым рядом факторов экономического, исторического, правового, социального и экологического характера.

Во-первых, предстоящее вступление России в ВТО и уже состоявшееся открытие рынка для европейского капитала, безусловно, ускорили процессы: слияния и поглощения на страховом рынке, интеграции и информационного взаимодействия. Во-вторых, усилилось давление международных страховых групп и альянсов на российский рынок в связи с отмеченной позитивной динамикой роста сбора страховых премий и стабилизацией экономики. В-третьих, страхование по своей природе является транснациональным бизнесом, поэтому национальные страховые системы не могут функционировать без интеграции в мировое страхование. Это подтверждается большим объемом перестраховочных операций, которые сегодня транслируются на мировой рынок иностранным партнерам. В-четвертых, российский рынок страховых услуг еще относительно молод, его операторам необходимо развивать сети, чтоб выстоять в конкурентной борьбе на внутреннем рынке.

Государство, нацеливаемое на внедрение геоэкономического подхода в стратегию развития страны, должно придать российским финансовым корпорациям особый стратегический статус. Постепенно институциональные принципы, накопленные неформальными объединениями, начинают утверждаться и в сфере официально зарегистрированных страховых пулов, финансовых корпораций транснациональных страховых групп. В качестве одного из возможных и достаточно просто реализуемых решений увеличения финансовой емкости на российском страховом рынке является создание пулов.

На первый взгляд страховой пул является более совершенной моделью «обо-лочечной фирмы» Р. Коуза, работающей на рынке с быстро меняющейся конъюнктурой . Содержание исследуемого интегрированного института - страхового пула, раскрытое со структурно-функциональных позиций, предполагающее определение субъекта (страховых компаний - участников пула), объекта отношений и функций (страхового риска), выполняемых субъектами в процессе реализации основного отношения - отношения согласования взаимодействий субъектов (субсидиарная ответственность по наступившим рискам) не дает основания считать, что страховой пул создан только для снижения трансакционных издержек.

*

В условиях неопределенности осуществление реальной деятельности становится поистине второстепенным, а первостепенной проблемой становится решение - что делать и как это делать. Поиски ответа на эти вопросы и составляют суть оболочечного бизнеса. Оболочеч-ные фирмы порождаются страхом производителей перед неопределенностью экономического будущего, а также невозможность расширить свою долю рынка самостоятельно.

С точки зрения стратегии развития страхового бизнеса наиболее устойчивыми формами объединения являются финансовые корпорации, которые принимают на удержание риски экономических агентов, включая предприятия малого и среднего бизнеса. Финансовые корпорации должны более активно развиваться для формирования роли глобального предпринимателя, которую в новых сценарных условиях развития глобальной финансовой системы им необходимо будет принять на себя для обеспечения экономической безопасности страны, экономических агентов и граждан.

Сегодня интерес транснационального капитала к российскому рынку проявляется ограниченно и практически не отражается на российском рынке страхования (не жизни), в силу низкой привлекательности прямых иностранных инвестиций в страховую инфраструктуру России. Вместе с тем, именно на этот рынок необходим приток иностранного капитала. Позитивный эффект интеграции и международной конкуренции (повышение капитализации, привлечение прогрессивных технологий, расширение структуры страховых услуг и т.п.) достижим при сбалансированной политике открытия рынка и стабилизируется на определенном уровне в достаточно короткий период (3-5 лет после активизации иностранных операторов на рынке прямого страхования).

Чрезмерная либерализация доступа может привести к доминированию иностранных операторов, что, в свою очередь, обращает преимущества международной конкуренции в их противоположность: снижение капитализации всей отрасли и «вырождение» национального уровня страховой защиты; увод внутренних инвестиционных ресурсов на международные финансовые рынки; снижение эффективности страхового надзора; снижение конкуренции. Негативные аспекты либерализации (утрата национального контроля над движением существенных ресурсов внутри страны, отток средств за рубеж, сокращение занятости и т.п.) будут прогрессивно возрастать в среднесрочной и особенно в долгосрочной перспективе. Только сбалансированное открытие национального рынка позволяет реализовать преимущества от прямой иностранной конкуренции.

Учитывая институциональную неподготовленность основных субъектов финансовых отношений к переходу от торгово-посреднической стратегии к воспроизводственной модели внешнеэкономических связей в ходе институционального проектирования, следует тестировать степени адаптивности экономических агентов к новым институтам. В случае отрицательной оценки у государства появляется возможность принятия альтернативного решения, например модернизации и модификации собственных институтов.

В связи с недостаточной институциональной подготовленностью к восприятию новых финансовых институтов представляется целесообразным введение промежуточных форм институционального взаимодействия между субъектами страховых отношений, укрепляющих устойчивость и конкурентоспособность российских страховых компаний, например формирование совместного страхового пула, основанного на взаимодействии страховых организаций СНГ.

На российском страховом рынке положение центральных компаний соответствует уровню интеграции горизонтальных объединений по признаку собственности. Каждая страховая компания группы имеет независимых друг от друга собственников и, соответственно, обособленный менеджмент. Таким образом, темпоральный фактор объединения бизнеса низкий. Поэтому на рынке не отмечается быстрого продвижения от самых «мягких» форм интеграции к более жестким (и более эффективным) - финансовым корпорациям.

В современных российских условиях специфика отношений внутри таких неформальных альянсов, как правило, сводится к соблюдению определенных совме-

стной договоренностью «кодексов поведения», то есть выполнению норм и правил действий в отношении партнеров-членов альянса. Эти нормы и правила обычно не отличаются от простейшего следования общепринятым институциональным нормам современной рыночной экономики и являются своеобразными «микроинститутами» экономической системы переходного типа.

Для обеспечения устойчивости бизнеса на основе качественно нового уровня эффективности внутреннего управления большинству российских кэптивных компаний, входящих в состав ФПГ, страховых союзов и страховых групп, придется перейти от «мягкой» структуры взаимодействия участников объединения (картель, союз, альянс) к более жесткой - финансовой корпорации. Центральные компании страховых групп, как правило, выполняют функции, скорее маркетинговых центров, чем действительно управляющих компаний с широким кругом функций и ответственности. Чем более либеральной становится система государственного регулирования, тем в большей мере к такому подходу должны быть готовы потребитель, система законодательства и инфраструктура страхового рынка, обеспечивающие соблюдение его интересов.

Именно поэтому даже в наиболее либеральных системах государственного регулирования существуют юридические и организационные механизмы, направленные на поддержание стабильности страхового рынка. К их числу могут быть отнесены саморегулируемые организации страхового рынка - ассоциации страховщиков или страховых посредников, страховые пулы, для участников которых становится обязательным следование совместно установленным правилам, регулирующим взаимоотношения субъектов на страховом рынке (кодексы поведения). В качестве институционального субъекта, являющегося носителем стратегических интересов страхового бизнеса, рассмотрим интегрированные структуры: страховой пул, финансовую корпорацию, ТНСГ.

Одним из определений интегрированного институционального субъекта, не совсем полным и точным, но вместе с тем достаточно операциональным на первоначальном этапе категориального познания института, может быть следующее. Институциональный интегрированный субъект страховых отношений - это совокупность компаний, объединенных в ассоциацию на основе согласованного принятия и совместного использования ряда требований, ограничивающих масштабы, формы, средства и методы осуществления хозяйственных взаимодействий. В качестве интегратора объединения (координатора) страхового пула или страховой группы обычно выступает крупная компания с известным брэндом, удовлетворяющая определенным требованиям. К ним относятся: наличие соответствующей лицензии и соблюдение требований страхового надзора, наличие разветвлений филиальной сети и квалифицированного персонала, значительный объем собственного удержания по большинству рассмотренных выше единичных рисков, лидерство на региональных страховых рынках.

Анализ рейтинга крупнейших региональных страховщиков показывает, что для значительной части регионов перечисленным требованиям в наибольшей степени удовлетворяют компании «Росгосстрах», «Ингосстрах», «Ресо-Гарантия», финансовая корпорация «Уралсиб». Несмотря на то, что для «солидных» российских страховых групп основной задачей является все-таки выработка и осуществление общей стратегии, а не взаимопомощь в решении оперативно-хозяйственных вопросов, без отношений взаимного доверия и честного партнерства реализация стратегических планов таких групп будет заведомо затруднена.

Особое положение среди официальных и неофициальных объединений юридических лиц занимают страховые группы с участием крупных банков. Источником кредитных ресурсов, перераспределяемых в рамках группы, такие банки, как

правило, не являются, поскольку необходимыми средствами для этого они просто не располагают. Присутствие в составе группы крупного банка облегчает доступность финансовых ресурсов для группы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Дынкин А., Соколов А. Интегрированные бизнес-группы в российской экономике // Вопросы экономики, 2003, №4. - С. 90.

Е. Ю. Ступников

СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОММУНАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ С КОНЕЧНЫМ ПОТРЕБИТЕЛЕМ

Коммунальная энергетика, являясь подразделением жилищно-коммунального хозяйства, реализует более 20% электрической энергии от общего объема, производимого в России. Также предприятия коммунальной энергетики производят более 100 млрд. кВт/ч электроэнергии (около 12% всей выработки по стране). Они эксплуатируют около 500 тысяч километров воздушных и кабельных линий, а также другие многочисленные объекты городского энергетического хозяйства, используемые для электроснабжения потребителей [1].

Годовое потребление электрической энергии ОАО «Пятигорские электрические сети» (ОАО «ПЭС») составляет порядка 330 млн кВт/ч, мощности - 45 МВт, из них 72% - по сетям высокого напряжения и 28% - по сетям среднего напряжения. Протяженность воздушных линий электропередач составляет 630 км, кабельных линий электропередач - 674 км. [2].

Потребителями электрической энергии ОАО «ПЭС» являются промышленные предприятия, организации, учреждения (годовое потребление 137 млн кВт-ч) и население (годовое потребление 152 млн кВт-ч) г. Пятигорска.

Так, ОАО «Пятигорские электрические сети» для наиболее эффективного энергоснабжения промышленных потребителей заключает с каждым из них договор на снабжение электрической энергией, в котором закрепляется количество потребляемой электроэнергии, способы и сроки оплаты, формы учета и контроля потребления, зоны и границы ответственности поставщика (ОАО «ПЭС») и потребителя и т.д. Например, между ОАО «ПЭС» и ОАО «Холод» (прим. автора: ОАО

«Холод» - крупнейший производитель мороженого и продуктов питания в Ставропольском крае), а также филиалом ОАО «ФСК ЕЭС» МЭС Юга (компания, занимающаяся обслуживанием электрических сетей на Юге России) заключены договоры на поставку электроэнергии в объеме: для ОАО «Холод» - 4590,0 тыс. кВт-ч; для Филиала ОАО «ФСК ЕЭС» МЭС Юга - 2100 тыс. кВт-ч. При этом обе организации имеют возможность регулировать объемы поставки электроэнергии путем подачи дополнительной заявки один раз в год, а также за 90 дней до начала квартала, если объемы потребления менее прогнозируемы и могут зависеть от конъюнктуры колебания рынка и изменения величины спрашиваемой продукции, производимой потребителем электроэнергии. Однако в случае, если потребитель нуждается в большем количестве предоставляемой электроэнергии без предварительно оформленной заявки, при расчетах с ним применяются повышенные коэффициенты, установленные соответствующими контролирующими органами Ставропольского края. Такая же система расчетов применяется в случае, если потребитель не выбирает ранее заявленные объемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.