Научная статья на тему 'ИНТЕГРИРОВАННЫЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКО-КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ С КОНТИНГЕНТОМ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ АБИТУРИЕНТОВ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ'

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКО-КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ С КОНТИНГЕНТОМ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ АБИТУРИЕНТОВ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ОВЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФДИАГНОСТИКА / ПРОФКОНСАЛТИНГ / ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ АБИТУРИЕНТЫ / АБИТУРИЕНТЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / АБИТУРИЕНТЫ-ИНВАЛИДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сальникова Олеся Дмитриевна, Колокольникова Мария Валерьевна, Бугаева Елена Андреевна

В статье представлены обобщенные результаты профдиагностики, проведенной в 2021 году среди потенциальных абитуриентов, имеющих ОВЗ и инвалидность, включающие направления по определению отношения к конкретной нозологической группе, выявлению особых образовательных потребностей, принадлежности к профессиональному типу личности, его соотнесенности с профессиональными предпочтениями и индивидуальными возможностями каждого респондента. Описан сравнительный анализ результатов диагностико-консультативной работы в рамках профориентационной деятельности, проведенной с потенциальными абитуриентами образовательных организаций высшего образования Северо-Кавказского федерального округа за последние два года (2020 и 2021 гг.). Показана динамика и эффективность профориентации в онлайн-формате на основе разработанной ранее технологической базы профконсалтинга, представлены главные его направления. В статье также аккумулированы основные выводы и заключения, включающие два целевых вектора: определение эффективности и значимости проведенной работы для категории потенциальных абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью и для образовательных организаций высшего образования. Для первой категории это помощь в определении идеи и механизмов профвыбора, актуализация мотивационного ресурса личности, осознание собственных ресурсов, возможностей, задатков и соотнесение их с желаемой профессией, учет особых образовательных потребностей и условий профессиональной деятельности. Для второй категории - определение возможных ориентиров в анализе контингента потенциальных абитуриентов и будущих обучающихся с ОВЗ и инвалидностью (сужение представлений), модернизация инклюзивной среды в вузе сообразно особым образовательным потребностям более конкретного контингента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сальникова Олеся Дмитриевна, Колокольникова Мария Валерьевна, Бугаева Елена Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED ANALYTICAL RESULTS OF DIAGNOSTIC AND ADVISORY WORK WITH A CONTINGENT OF POTENTIAL APPLICANTS WITH DISABILITIES

The article presents a summary of a professional diagnostic test conducted in 2021 among potential applicants with disabilities, including subdivision into specific nosological groups, detection of special educational needs, identification of belonging to a professional personality type, and its correlation with professional preferences and individual capabilities of each respondent. The study describes a comparative analysis of the results of the diagnostics and advisory work within the framework of career guidance activities conducted with potential applicants of educational institutions of higher education of the North Caucasus Federal District over the past two years (2020 and 2021). The dynamics and effectiveness of career guidance in an online format based on the previously developed technological basis of professional consulting are shown and their main directions are presented. The article also accumulates the main conclusions comprising two target vectors: determination of the effectiveness and significance of the work carried out for potential applicants with disabilities and for educational institutions of higher education. For the first category, this includes assistance in determining the idea and mechanisms of professional choice, actualization of the motivational resource of the individual, awareness of their own resources, opportunities and capabilities, their correlation with the desired profession, and taking into account special educational needs and conditions of professional activity. For the second category, it is identification of possible guidelines in the analysis of the continent of potential applicants and future students with disabilities (narrowing of ideas) and modernization of the inclusive environment at the university in accordance with the special educational needs of a more specific contingent.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРИРОВАННЫЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКО-КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ С КОНТИНГЕНТОМ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ АБИТУРИЕНТОВ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ»

Специальное образование. 2022. № 2 (66). Special Education. 2022. No 2 (66).

УДК 376.1

ББК Ч448.44 ГСНТИ 14.29.41 Код ВАК5.8.3 (13.00.03)

Олеся Дмитриевна Сальникова1^ Olesya D. Sal'nikova1H

Мария Валерьевна Колокольникова2н Mariya V. Kolokol'nikova2H Елена Андреевна Бугаеваш Elena A. Bugaeva3H

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ АНАЛИТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКО-КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ С КОНТИНГЕНТОМ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ АБИТУРИЕНТОВ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

1,2,3 Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия

1 djjanna@yandex.ru

2 maria.kolokolnikova@mail.ru

3 elenasta2012@yndex.ru

Аннотация. В статье представлены обобщенные результаты профди-агностики, проведенной в 2021 году среди потенциальных абитуриентов, имеющих ОВЗ и инвалидность, включающие направления по определению отношения к конкретной нозологической группе, выявлению особых образовательных потребностей, принадлежности к профессиональному типу личности, его соотнесенности с профессиональными предпочтениями и индивидуальными возможностями каждого респондента. Описан сравнительный анализ результатов диагностико-консульта-тивной работы в рамках профориен-тационной деятельности, проведенной с потенциальными абитуриента-

INTEGRATED ANALYTICAL RESULTS OF DIAGNOSTIC AND ADVISORY WORK WITH A CONTINGENT OF POTENTIAL APPLICANTS WITH DISABILITIES

1,2,3 North Caucasus Federal University, Stavropol, Russia

1 djjanna@yandex.ru

2 maria.kolokolnikova@mail.ru

3 elenasta2012@yndex.ru

Abstract. The article presents a summary of a professional diagnostic test conducted in 2021 among potential applicants with disabilities, including subdivision into specific nosological groups, detection of special educational needs, identification of belonging to a professional personality type, and its correlation with professional preferences and individual capabilities of each respondent. The study describes a comparative analysis of the results of the diagnostics and advisory work within the framework of career guidance activities conducted with potential applicants of educational institutions of higher education of the North Caucasus Federal District over the past two years (2020 and 2021). The dynamics and

© Сальникова О. Д., Колокольникова М. В., Бугаева Е. А., 2022

ми образовательных организаций высшего образования Северо-Кавказского федерального округа за последние два года (2020 и 2021 гг.). Показана динамика и эффективность профориентации в онлайн-формате на основе разработанной ранее технологической базы профконсалтинга, представлены главные его направления. В статье также аккумулированы основные выводы и заключения, включающие два целевых вектора: определение эффективности и значимости проведенной работы для категории потенциальных абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью и для образовательных организаций высшего образования. Для первой категории это помощь в определении идеи и механизмов профвыбора, актуализация мотивационного ресурса личности, осознание собственных ресурсов, возможностей, задатков и соотнесение их с желаемой профессией, учет особых образовательных потребностей и условий профессиональной деятельности. Для второй категории — определение возможных ориентиров в анализе контингента потенциальных абитуриентов и будущих обучающихся с ОВЗ и инвалидностью (сужение представлений), модернизация инклюзивной среды в вузе сообразно особым образовательным потребностям более конкретного контингента.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, ОВЗ, профессиональная ориентация, профдиагно-стика, профконсалтинг, потенциальные абитуриенты, абитуриенты с ограниченными возможностями здоровья, абитуриенты-инвалиды.

Информация об авторах: Сальникова Олеся Дмитриевна, старший

effectiveness of career guidance in an online format based on the previously developed technological basis of professional consulting are shown and their main directions are presented. The article also accumulates the main conclusions comprising two target vectors: determination of the effectiveness and significance of the work carried out for potential applicants with disabilities and for educational institutions of higher education. For the first category, this includes assistance in determining the idea and mechanisms of professional choice, actualization of the motivational resource of the individual, awareness of their own resources, opportunities and capabilities, their correlation with the desired profession, and taking into account special educational needs and conditions of professional activity. For the second category, it is identification of possible guidelines in the analysis of the continent of potential applicants and future students with disabilities (narrowing of ideas) and modernization of the inclusive environment at the university in accordance with the special educational needs of a more specific contingent.

Keywords: disabilities, professional orientation, professional diagnostics, professional consulting, potential applicants, applicants with disabilities.

Author's information: Sal'nikova Olesya D., Senior Lecturer of Depart-

преподаватель кафедры коррекцион-ной психологии и педагогики, директор центра коллективного пользования Ресурсного учебно-методического центра (РУМЦ), Северо-Кавказский федеральный университет; адрес: 355009, Россия, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1.

Колокольникова Мария Валерьевна, старший преподаватель кафедры коррекционной психологии и педагогики, ведущий специалист РУМЦ, Северо-Кавказский федеральный университет; адрес: 355009, Россия, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1.

Бугаева Елена Андреевна, аспирант 4-го обучения, ассистент кафедры коррекционной психологии и педагогики, психолог РУМЦ, Северо-Кавказский федеральный университет; адрес: 355009, Россия, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1. Для цитирования: Сальникова, О. Д. Интегрированные аналитические результаты диагностико-консультативной работы с контингентом потенциальных абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью / О. Д. Сальникова, М. В. Колокольникова, Е. А. Бугаева. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2022. — № 2 (66). — С. 171-183.

Реализация инклюзии, в частности инклюзивного подхода в образовании, на сегодня является одной из приоритетных задач государственной политики [5; 6]. Развитие «безбарьерной среды» в образовательных организациях — тот ключевой компонент, который создает условия для получения образования, в том числе высшего, лицами с ОВЗ и инвалидностью, что опосредует, во-

ment of Special Psychology and Pedagogy, North Caucasus Federal University, Stavropol, Russia.

Kolokol'nikova Mariya V., Senior Lecturer of Department of Special Psychology and Pedagogy, North Caucasus Federal University, Stavropol, Russia.

Bugaeva Elena A., Post-Graduate Student, Assistant Lecturer of Department of Special Psychology and Pedagogy, North Caucasus Federal University, Stavropol, Russia.

For citation: Sal'nikova, O. D., Kolokol'nikova, M. V., Bugaeva, E. A. (2022). Integrated Analytical Results of Diagnostic and Advisory Work with a Contingent of Potential Applicants with Disabilities. Special Education, 2(66), pp. 171-183. (In Russ.).

первых, самореализацию данного контингента в профессиональной, социальной и личностной сферах, а во-вторых, способствует развитию социально-экономической сферы нашей страны [9; 12]. Однако говорить о завершенности процесса становления инклюзивного высшего образования в России преждевременно: прикладная инклюзия обнаруживает вариативный ряд проблем, решение

которых позволяет совершенствовать этот процесс, намечая его новые траектории [11; 14]. Одной из таких проблем выступает профессиональная ориентация лиц с ОВЗ и инвалидностью. Профессиональный выбор для выпускников школ и СПО — довольно сложный, ответственный и значимый момент, ошибка в котором может отрицательно повлиять на весь последующий этап самоактуализации и самореализации [8; 13]. При этом для потенциальных абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью этот выбор осуществить еще сложнее в силу потребности в удовлетворении особых образовательных потребностей и условий будущей трудовой (профессиональной) деятельности [7; 10]. В этой связи сотрудниками Северо-Кавказского федерального университета на территории нашего региона ведется диагностико-кон-сультативная работа в области профориентации (онлайн-диаг-ностика) и профконсалтинга (посредством специализированного Call-центра) данной категории населения [2; 4]. Онлайн-формат проведения такой работы позволяет охватывать большую часть контингента вне зависимости от близости территориального расположения к университету, а также не прерывать ее в условиях ограничений из-за пандемии СОУГО-19.

Содержание работы, как мы уже указывали выше, включает

два основных направления: профдиагностика и профконсал-тинг. Профдиагностика основана на проведении тестирования (выявление нозологии и особых образовательных потребностей, профессионального типа личности, задатков, пожеланий) и обработки его результатов (соотнесение вышеперечисленных компонентов, на основании которого предлагается перечень наиболее подходящих профессий). Профкон-салтинг включает предоставление индивидуальных рекомендаций по выбору профессии (с учетом диагностических результатов), а также «Атласы профессий» и перечень образовательных организаций, в которых возможно получить желаемое образование.

Представим основные аналитические данные проведенной в 2021 г. работы, а также результаты сравнительного анализа данных за 2020 и 2021 гг. в разрезе темы. Методология работы (инклюзивный и компетентностный подход [2; 3; 15]), диагностико-аналитические методы и инструменты (авторское тестирование, анализ и интерпретация результатов, обобщение, прогнозирование, профконсалтинг) аналогичны использованным в 2020 г. [4].

В 2021 г. в прохождении проф-ориентационного онлайн-тести-рования с последующим проф-консалтингом участвовали обучающиеся из Ставропольского

края, Республики Северная Осетия — Алания, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Дагестан, Карачаево-Черкесской республики. Общее количество выпускников школ и СПО, имеющих ОВЗ и инвалидность, прошедших тестирование в 2021 г., незначительно, но возросло (по сравнению с 2020 г. — 147 чел. [4]) и составило 150 чел. Таким образом, за 2 года (2020— 2021 гг.) указанной работы общий охват контингента составил 297 чел. (100 %). В 2021 году количество лиц, имеющих нарушения зрения, составило 38 чел. (12,8 %), нарушения слуха — 25 чел. (8,4 %), нарушения опорно-двигательного аппарата — 24 чел. (8,1 %), нарушения речи — 4 чел. (1,3 %), прочие ОВЗ — 59 чел. (19,9 %) (рис. 1).

Следует отметить, что в 2021 г. в разрезе нозологических групп также наблюдается тенденция к увеличению количества лиц, имеющих нарушения зрения (на

4,7 %) и речи (на 0,3 %). Среди категории, имеющей нарушения слуха, численность не изменилась (8,4 %). Вместе с тем контингент потенциальных абитуриентов, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата и прочие ОВЗ, сократился соответственно на 1 % и 3 %.

По результатам 2020 г. [4] мы уже отмечали повышение уровня заинтересованности потенциальных абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью в получении высшего образования, однако текущие показатели (2021 г.) свидетельствуют о наращении указанной тенденции, расширении их представлений о технологических и ресурсных компонентах, которыми обладают вузы для реализации инклюзивного высшего образования. Одну из значимых ролей в становлении таких представлений следует отвести именно линии профконсалтинга, выполняющего информационно-

т ^

25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%

Лица с нарушениями зрения

Лица с нарушениями слуха

Лица с НОДА

Лица с нарушениями речи

а

Прочие ОВЗ

□ 2020 год

8,10%

8,40%

9,10%

1%

22,90%

12021 год

12,80%

8,40%

8,10%

1,30%

19,90%

Рис. 1. Анализ контингента участников диагностико-консультативной работы в разрезе нозологических групп (2020 г., 2021 г.)

■ 2020 год 12021 год

Отсутствие осо- Наличие особых бых образователь- образовательных ных потребностей потребностей

Архитектура АОП ТСО и Специалисты

профайлы

Рис. 2. Сравнительный анализ потребностей обучающихся в наличии особых условий обучения с учетом особых образовательных потребностей (2020 г., 2021 г.)

просветительскую и профориен-тационную функции.

При этом понимание потенциальными абитуриентами с ОВЗ и инвалидностью собственных особых образовательных потребностей, а также осознание конкретных условий обучения, которые может предоставить современный вуз, в 2021 г. обусловило прирост контингента, желающего воспользоваться ими, что наглядно демонстрируют результаты тестирования (рис. 2): а) наличие особых образовательных потребностей — 41 чел. (13,8 %);

б) потребность в особых условиях обучения: архитектурная доступность — 12 чел. (4 %), в обучении по адаптированным образовательным программам — 35 чел. (11,8 %), в наличии специальных технических и программных средств обучения — 57 чел. (19,2 %), в сопровождении образовательного процесса — 5 чел. (1,7 %).

При этом, сравнивая результаты 2020 г. [4] и 2021 г., обнаруживаем, что прирост зафиксирован по каждому направлению: потребность в архитектурной доступности — на 2,7 %, в обучении по АОП — на 1,7 %, в использовании специальных ТСО и ПО — на 10,1 %, в специалистах сопровождения — на 1 %.

Сравнение диагностических результатов позволяет отметить, что в 2020 г., согласно наивысшим показателям, потребности потенциальных абитуриентов с ОВЗ преимущественно заключались в наличии адаптированных образовательных программ и специальных программных и технических средств обучения [4], однако в 2021 г. зафиксирован существенный прирост именно в направлении использования в обучении специальных ТСО и ПО (10,1 %). Отсюда следует сделать вывод об ориентации вузов именно на этот аспект при организации приемной кампании и

планировании технической ре-сурсообеспеченности образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в текущем году. Незначительный процент прироста зафиксирован по остальным позициям, и это во многом обусловлено снижением контингента маломобильной категории, переориентацией на цифровизацию при обучении.

Следующее направление тестирования было ориентировано на выявление профессионального типа личности.

Результаты были получены следующие (рис. 3): реалистичный тип — 18 чел. (6,1 %); интеллектуальный тип — 10 чел. (3,4 %); социальный тип — 72 чел. (24,2 %); конвенциальный тип — 11 чел. (3,7 %); предприимчивый тип — 19 чел. (6,4 %); артистический тип — 20 чел. (6,7 %).

Сравнительный анализ данных показывает, что в 2021 году среди потенциальных абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью пре-

имущество по-прежнему принадлежит социальному типу, однако на второе место вышел артистический тип, оставив предприимчивый и реалистичный тип несколько позади (относительно результатов 2020 г. [4]). Наименьшее количество респондентов продемонстрировали принадлежность к интеллектуальному и конвенциальному типу, что соотносимо с результатами 2020 г.

[4].

Такая диагностика позволяет будущему абитуриенту сформировать для себя ключевой вектор в выборе профессии на основе совокупности предпочтений, задатков и актуальных возможностей, а вузу — определить направления подготовки, имеющие приоритет для лиц с ОВЗ и инвалидностью в разрезе конкретных нозологий, что еще до поступления позволяет сделать максимальный упор на совершенствование конкретных условий доступности.

1 1

Реалистичный - Интеллектуаль- ( тип ный тип Социальны 1 тип й Конвенциальный Предпритчдаый Артистический тип тип тип

тип тип тип

■ 2020 год Н 2021 год

Рис. 3. Сравнительный анализ диагностических результатов по определению профессионального типа личности

Определение профессионального типа личности предполагало учет сформированных профессиональных компетенций. При этом следует отметить вариатив-

ность профессиональных предпочтений потенциальных абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью даже в рамках одной нозологической группы (табл. 1).

Таблица 1. Корреляция профессионального типа личности и профессиональных предпочтений респондентов в разрезе нозологических групп (2021 г.)

Нозологическая группа Профессиональный тип личности Профессиональные предпочтения

Нарушения зрения - социальный тип — 8 чел. (21%) - артистический тип — 5 чел. (13%) - предприимчивый тип — 1 чел. (2,6%) - реалистический тип — 15 чел. (39,4%) - конвенциальный тип — 2 чел. (5,2%) - интеллектуальный тип — 7 чел. (18,4%) Педагог — 8 чел. (21%) Артист — 5 чел. (13%) Директор — 1 чел. (2,6%) Механик — 15 чел. (39,4%) Бухгалтер — 2 чел. (5,2%) Ученый — 7 чел (18,4%)

Нарушения слуха - социальный тип — 10 чел. (40%) - предприимчивый тип — 2 чел. (8%) - реалистический тип — 5 чел. (20%) - конвенциальный тип — 4 чел. (16 %) - интеллектуальный тип — 4 чел. (16%) Педагог — 10 чел. (40%) Директор — 2 чел.(13%) Механик — 5 чел. (20%) Бухгалтер — 4 чел.(16%) Ученый — 4 чел. (16%)

Нарушения ОДА - социальный тип — 8 чел. (37%) - артистический тип — 2 чел. (14,9%) - предприимчивый тип — 4 чел. (22,2%) - реалистический тип — 3 чел. (3,7%) - конвенциальный тип — 2 чел. (3,7%) - интеллектуальный тип — 5 чел (18,5%) Педагог — 8 чел. (37%) Артист — 2 чел. (14,9%) Директор — 4 чел. (22,2%) Механик — 3 чел. (3,7%) Бухгалтер — 2 чел. (3,7%) Ученый — 5 чел (18,5%)

Нарушения речи - социальный тип — 3 чел. (75%) - артистический тип — 1 чел. (25%) Педагог — 3 чел. (75%) Артист — 1 чел. (25%)

Нозологическая Профессиональный тип личности Профессиональные

группа предпочтения

Прочие ОВЗ - социальный тип — 28 чел. Педагог — 28

(47,4%) чел.(47,4%)

- артистический тип — 6 чел. Артист — 6 чел. (10,1 %)

(10,1%) Директор — 9 чел.

- предприимчивый тип — 9 чел. (15,2 %)

(15,2%) Механик — 3 чел.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- реалистический тип — 3 чел. (5,1 %)

(5,1%) Бухгалтер — 5 чел.

- конвенциальный тип — 5 чел. (8,4 %)

(8,4%) Ученый — 8 чел.

- интеллектуальный тип — 8 чел. (13,5 %)

(13,5%)

Результаты диагностики 2021 г. соотносимы с данными, полученными в 2020 г. [4]: превалирующее большинство респондентов демонстрировало корреляцию между профессиональным типом личности и своим профессиональным выбором, это подтверждалось наличием необходимых компетенций и желанием их развивать сообразно будущей образовательной и профессиональной траектории. Следует отметить, что участники диагностико-консультативной работы в 2021 г. довольно взвешенно подходили к профвыбору, что важно, учитывали собственные ресурсы и их оптимальную затратность при реализации будущей профессии, в том числе психофизиологические, личностные и другие индивидуальные особенности. Однако точечные показатели некоторых респондентов носили субъективный характер — в этом случае большая роль отводилась именно профконсалтингу.

Можно отметить неоднородный характер профессиональных предпочтений респондентов в ракурсе разных нозологических групп. Большинство потенциальных абитуриентов, имеющих нарушения зрения, относятся к реалистическому типу, при этом отдавая предпочтение работе технической, сопряженной с физическим трудом, наименьшее количество демонстрирует предприимчивый тип и стремится к управленческой карьере. Для потенциальных абитуриентов с нарушениями слуха в большей степени характерны социальный тип и педагогические профессии, в меньшей — предприимчивый тип и сфера управления (по аналогии с предыдущей категорией). Респонденты с нарушениями ОДА демонстрировали в большинстве социальный тип и предпочитали педагогические профессии, наряду с наименьшими показателями по артистическому, конвенци-

альному типам и экономическим, творческим профессиям. Категория респондентов, имеющих нарушения речи, представлена лишь двумя типами (социальный, артистический), которые соотносятся с выбранными профессиями в области педагогики и творческого ремесла. Среди вариативного ряда прочих ОВЗ преобладающий тип — социальный, асамая популярная группа профессий — педагогические, наименьшее количество принадлежит реалистическому типу и техническим профессиям.

Анализ полученных данных позволяет сформировать картину профессиональных предпочтений потенциальных абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью нашего региона, выстроить траекторию совершенствования инклюзивного высшего образования сообразно актуальному запросу будущих потребителей специальных услуг.

Линия профконсалтинга выстраивалась строго индивидуально исходя из уникальных результатов тестирования каждого участника. Предоставляемые потенциальным абитуриентам рекомендации по профвыбору были основаны на трех основных направлениях: учет профессионального типа личности, особых образовательных потребностей и условий труда. Помимо прочего, участникам были предоставлены актуальные данные по условиям

доступности вузов Северо-Кавказского федерального округа, «Атласы профессий», а также ссылки на интернет-ресурсы, где возможно подробно познакомиться со всеми интересующими вопросами реализации высшего инклюзивного образования в целом в России и в нашем регионе в частности.

Таким образом, увеличение контингента участников проведенной работы, а также повышение уровня осознанности и мотивации при выборе будущей профессии потенциальными абитуриентами с ОВЗ и инвалидностью говорит о безусловной ее эффективности и необходимости в дальнейшем ежегодном проведении. Реализация диагностико-консуль-тативной работы позволила повысить мотивацию участников к получению высшего образования, понять механизмы профвыбора и определить свой ориентировочный вектор, познакомиться с вузами СКФО и условиями их доступности, а вузам — сделать предварительные выводы о потенциальном контингенте будущих абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью, на основе чего определить содержание модернизации «доступной среды» своих организаций.

Литература

1. Астапенко, Е. В. Мотивационные ресурсы личности для успешного обучения и самосовершенствования / Е. В. Аста-

пенко. — Текст : непосредственный // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2016. — № 3 (191). — С. 3—8.

2. Ахметшин, Э. М. Применение компе-тентностного подхода при организации образовательного процесса в высшей школе / Э. М. Ахметшин, Т. А. Аверьянова, А. А. Тубалец, С. И. Новикова, А. Н. Приходько. — Текст : непосредственный // Московский экономический журнал. — 2019. — № 1. — С. 40.

3. Божко, Е. М. Компетентностный подход в России и за рубежом: исторические и теоретические аспекты / Е. М. Божко, А. О. Ильнер. — Текст : непосредственный // Мир науки. Педагогика и психология. — 2019. — Т. 7. — № 1. — С. 26.

4. Борозинец, Н. М. Анализ профессиональных предпочтений и особых образовательных потребностей потенциальных абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью / Н. М. Борозинец, О. Д. Сальникова. — Текст : непосредственный // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. — 2021. — № 3 (84). — С. 175—182.

5. Борозинец, Н. М. Профориентацион-ный навигатор — жизненный ориентир / Н. М. Борозинец. — Текст : непосредственный // Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве : материалы III Междунар. интернет-симпозиума / под ред. Н. М. Борозинец, Ю. В. Прилепко, О. Д. Сальниковой. — 2018. — С. 32—37.

6. Борозинец, Н. М. Обеспечение доступности и качества высшего образования для лиц с инвалидностью как ключевая стратегия модернизации образования в России / Н. М. Борозинец, Н. А. Палиева. — Текст : непосредственный // Методологические подходы к реализации инклюзивных процессов в системе высшего образования: результаты и перспективы : коллективная монография / СКФУ. — Ставрополь : [б. и.], 2019. — С. 5—13.

7. Борозинец, Н. М. Об организации профориентационной работы и содействии в трудоустройстве выпускников

СКФУ из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью / Н. М. Борозинец, Н. А. Палиева. — Текст : непосредственный // Ключевые компетенции педагога-дефектолога в контексте современной парадигмы образования лиц с ОВЗ : сборник научных трудов VIII ежегодной научно-практической конференции СКФУ «Университетская наука — региону». — Ставрополь : [б. и.], 2020. — С. 20—24.

8. Борозинец, Н. М. Состояние готовности вузов к реализации инклюзивного высшего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью (на примере СевероКавказского федерального округа) / Н. М. Борозинец, Л. В. Халяпина. — Текст : непосредственный // Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве : материалы III Междунар. интернет-симпозиума. — Ставрополь : [б. и.], 2018. — С. 37—44.

9. Борозинец, Н. М. Особенности профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья / Н. М. Борозинец, И. А. Истомина. — Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. — 2017. — № 55-4. — С. 89—95.

10. Борозинец, Н. М. Опыт реализации проектов по профессиональной ориентации лиц с инвалидностью и ОВЗ / Н. М. Бо-розинец, О. Д. Сальникова. — Текст : электронный // Материалы VI Междунар. интернет-симпозиума «Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве» (СКФУ, 2020). — URL: https://www.ncfu.ru/export/university/institut es/osn/VI-mejdunarodnyi-internet-simpoziu m-Inkluzivnye-processy-v-mejdunarodnom-obrazovatel_nom-prostranstve/# (дата обращения: 28.01.2022).

11. Доценко, А. И. Инклюзивное образование в высших учебных заведениях / А. И. Доценко, О. Д. Сальникова. — Текст : непосредственный // Наука и мир. — 2014. — Т. 2. — № 10 (14). — С. 56—57.

12. Саввиди, М. И. Профессиональное образование лиц с ОВЗ / М. И. Саввиди,

О. Д. Сальникова. — Текст : непосредственный / Профориентационный навигатор (для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья) : сборник научных и методических работ по обобщению опыта работы. — Ставрополь : [б. и.], 2016. — С. 66—68.

13. Соловьева, И. В. Региональные аспекты развития инклюзивного образования в вузах / И. В. Соловьева, Н. А. Палиева, Н. М. Борозинец. — Текст : непосредственный // Новые технологии оценки качества образования : сборник материалов XV Форума Гильдии экспертов в сфере профессионального образования. — [Б. м.] : [б. и.], 2019. — С. 112—119.

14. Стахеева, Е. А. Специфика профори-ентационной работы с детьми и подростками, имеющими ОВЗ / Е. А. Стахеева, О. Д. Сальникова. — Текст : непосредственный // Профориентационный навигатор (для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья) : сборник научных и методических работ по обобщению опыта работы. — Ставрополь : [б. и.], 2016. — С. 68—71.

15. Яценко, В. В. Компетентностный подход: становление и интерпретация в отечественной практике / В. В. Яценко, И. О. Най-дис. — Текст : непосредственный // Компетентность. — 2019. — № 5. — С. 4—11.

References

1. Astapenko, E. V. (2016). Motiva-tsionnye resursy lichnosti dlya uspeshnogo obucheniya i samosovershenstvovaniya [Motivational resources of personality for successful learning and self-improvement]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, 5(191), 3—8. (In Russ.)

2. Akhmetshin, E. M., Aver'yanova, T. A., Tubalets, A. A., Novikova, S. I., & Prikhod'-ko, A. N. (2019). Primenenie kompetentnost-nogo podkhoda pri organizatsii obrazovatel'-nogo protsessa v vysshey shkole [Application of the competence-based approach in organizing the educational process in higher education]. Moskovskiy ekonomicheskiy zhurnal, 1, 40. (In Russ.)

3. Bozhko, E. M., & Il'ner, A. O. (2019). Kompetentnostnyy podkhod v Rossii i za

rubezhom: istoricheskie i teoreticheskie aspekty [Competence approach in Russia and abroad: historical and theoretical aspects]. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya, 7(1), 26. (In Russ.)

4. Borozinets, N. M., & Sal'nikova, O. D. (2021). Analiz professional'nykh predpoch-teniy i osobykh obrazovatel'nykh potrebnos-tey potentsial'nykh abiturientov s OVZ i invalidnost'yu [Analysis of professional preferences and special educational needs of potential applicants with disabilities and disabilities]. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta, 5(84), 175—182. (In Russ.)

5. Borozinets, N. M. (2018). Proforienta-tsionnyy navigator — zhiznennyy orientir [Career-guided navigator — a life guide]. In M. Borozinets, Yu. V. Prilepko, & O. D. Sal'-nikova (Eds.), Inklyuzivnye protsessy v mezhdunarodnom obrazovatel'nom prostran-stve (Materials of the III Intern. online symposium, pp. 32—37). (In Russ.)

6. Borozinets, N. M., & Palieva, N. A.

(2019). Obespechenie dostupnosti i kaches-tva vysshego obrazovaniya dlya lits s invalidnost'yu kak klyuchevaya strategiya modernizatsii obrazovaniya v Rossii [Ensuring the availability and quality of higher education for persons with disabilities as a key strategy for the modernization of education in Russia]. In Metodologicheskie pod-khody k realizatsii inklyuzivnykh protsessov v sisteme vysshego obrazovaniya: rezul'taty i perspektivy (Collective monograph, pp. 5— 13). Stavropol': SKFU. (In Russ.)

7. Borozinets, N. M., & Palieva, N. A.

(2020). Ob organizatsii proforientatsionnoy raboty i sodeystvii v trudoustroystve vypusk-nikov SKFU iz chisla lits s OVZ i invalid-nost'yu [On the organization of career guidance and assistance in the employment of graduates of the NCFU from among persons with disabilities and invalidity]. In Klyuche-vye kompetentsii pedagoga-defektologa v kontekste sovremennoy paradigmy obrazova-niya lits s OVZ (Collection of scientific papers of the VIII annual scientific and practical conference of the NCFU "University science for the region", pp. 20—24). Stavropol'. (In Russ.)

8. Borozinets, N. M., & Khalyapina, L. V. (2018). Sostoyanie gotovnosti vuzov k reali-zatsii inklyuzivnogo vysshego obrazovaniya dlya obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i invalidnost'yu (na primere Severo-Kavkazskogo federal'-nogo okruga) [Readiness of universities for the implementation of inclusive higher education for students with disabilities (on the example of the North Caucasian Federal District)]. In Inklyuzivnye protsessy v mezh-dunarodnom obrazovatel'nom prostranstve (Materials of the III Intern. online symposium, pp. 37—44). Stavropol'. (In Russ.)

9. Borozinets, N. M., & Istomina, I. A. (2017). Osobennosti professional'nogo obra-zovaniya invalidov i lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Features of vocational education of disabled people and persons with health limitations]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazova-niya, 55-4, 89—95. (In Russ.)

10. Borozinets, N. M., & Sal'nikova, O. D. (2020). Opyt realizatsii proektov po profes-sional'noy orientatsii lits s invalidnost'yu i OVZ [Experience in the implementation of projects for the vocational guidance of persons with disabilities and disabilities]. In In-klyuzivnye protsessy v mezhdunarodnom obrazovatel'nom prostranstve (Materials of VI Intern. online symposium). Retrieved Jan. 28, 2022, from https://www.ncfu.ru/export/ university/institutes/osn/VI-mejdunarodnyi-internet-simpozium-Inkluzivnye-processy-v-mejdunarodnom-obrazovatel_nom-prostrans tve/# (In Russ.)

11. Dotsenko, A. I., & Sal'nikova, O. D. (2014). Inklyuzivnoe obrazovanie v vysshikh uchebnykh zavedeniyakh [Inclusive educa-

tion in higher educational institutions].

Nauka i mir, 2(10 (14)), 56—57. (In Russ.)

12. Savvidi, M. I., & Sal'nikova, O. D. (2016). Professional'noe obrazovanie lits s OVZ [Vocational education of persons with disabilities]. In Proforientatsionnyy navigator (dlya detey-invalidov i detey s ograni-chennymi vozmozhnostyami zdorov'ya) (Collection of scientific and methodical works on the generalization of work experience, pp. 66—68). Stavropol'. (In Russ.)

13. Solov'eva, I. V., Palieva, N. A., & Borozinets, N. M. (2019). Regional'nye aspekty razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya v vu-zakh [Regional aspects of the development of inclusive education in universities]. In No-vye tekhnologii otsenki kachestva obrazova-niya (Collection of materials of the XV Forum of the Guild of Experts in the field of vocational education, pp. 112—119). (In Russ.)

14. Stakheeva, E. A., & Sal'nikova, O. D. (2016). Spetsifika proforientatsionnoy raboty s det'mi i podrostkami, imeyushchimi OVZ [Specificity of career guidance work with children and adolescents with disabilities]. In Proforientatsionnyy navigator (dlya detey-invalidov i detey s ogranichennymi vozmozh-nostyami zdorov'ya) (Collection of scientific and methodical works on the generalization of work experience, pp. 68—71). Stavropol'. (In Russ.)

15. Yatsenko, V. V., & Naydis, I. O. (2019). Kompetentnostnyy podkhod: stanovlenie i interpretatsiya v otechestvennoy praktike [Competence-based approach: formation and interpretation in domestic practice]. Kompe-tentnost', 5, 4—11. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.