Научная статья на тему 'Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Знаешь поделись, не знаешь — научись»'

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Знаешь поделись, не знаешь — научись» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Знаешь поделись, не знаешь — научись»»

Конакова В.Г., зам. заведующей по УВР Шелль О.Н., педагог-эколог ДОУ № 60 г. Раменское Московской области

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Знаешь - поделись, не знаешь - научись»

Новое содержание в «хорошо» забытой, старой народной культуре, которая во все времена помогала воспитанию ЧЕЛОВЕКА.

Тип занятия - обобщающий, познавательный

Цель: развитие личности ребенка.

Задачи:

1) образовательные:

- обобщить и дополнить знания детей об истории древней Руси, о жизни людей в древней Руси, их хозяйственной деятельности, быте, народных традициях, творчестве;

- продолжить знакомство детей с героическим эпосом через былинное народное творчество;

- обобщить и дополнить знания детей о природе, о

природных сообществах (лес, луг, болото), съедобных и несъедобных грибах и ягодах, лекарственных растениях, овощных культурах, которые возделывались на Руси в древности;

- формировать знания о системе взаимосвязей и взаимодополняго живого в природе.

2) воспитательные:

- развитие социальных навыков: умение работать в группе; умение договариваться друг с другом;

- развитие любознательности;

- развитие у детей чувства патриотизма, любви к Родине.

3) развивающие:

- закрепление элементов бега на короткую дистанцию с предметами (эстафета с передачей предмета);

- совершенствование навыков статического равновесия, концентрации внимания на отдельные предметы при заданном командном ритме;

- укрепление мышц рук и плечевого пояса, мышц брюшного пресса при выполнении заданий на гимнастической скамейке;

- знакомство с народными играми. Развитие умения применять народную игру в соответствующих современных условиях. Интеграция народной игры и устного народного творчества.

Материалы к занятию:

1) Магнитная доска с набором конструктивных элементов для русской избы и предметов быта наших предков.

2) Лесной «чудо-кустик» со съедобными и несъедобными ягодами.

3) «Пенек» со съедобными и несъедобными грибами.

4) Грядка с овощами.

5) Узелки с лекарственными растениями.

6) Гимнастическая скамейка и две «булавы», сшитые из мягких материалов.

7) «Волшебный камень», за которым спрятаны взрослые.

8) Часовой циферблат со съемными цифрами.

9) Две вязанки березовых дров.

10) Ткань для имитации воды в озере.

11) Картонные рыбки с магнитами.

Действующие лица:

1) Василиса Премудрая (ВП)

2) Кукла «Воронёнок» (Вор.)

3) Воспитатель 1. (В1)

4) Воспитатель 2 (В2)

Сценарий занятия

Зрители и гости заняли места в музыкальном зале. Зал оформлен под лесную полянку, на которой стоит пенёк с грибами, кустик с ягодами, березка, грядка с овощами, в углу зала имитирован из ткани огромный камень-валун.

Под русскую народную мелодию входят дети с воспитателем (2), которые только что посетили музей «Русская изба». Навстречу им выходит другой воспитатель (1).

В 1. Ребята, где мы с вами только что были?

Дети: Ответы детей.

В 1. А что особенно запомнилось вам в нашем музее?

Дети: Ответы детей.

В 1. Ну, а теперь мы с вами пришли в наш музыкальный зал, который

сегодня напоминает нам что? Оглянитесь вокруг.

Дети: Ответы детей.

В 2. После очередной экскурсии в наш музей нам надо бы размяться, поиграть. Я предлагаю вам поиграть в «Часики». Только стрелкой в часиках буду Я.

Дети выстраиваются в круг и произносят:

«Тик-так, тик-так.

Мы теперь шагаем так:

Шаг влево, шаг вправо.

Стрелка, стрелка покружи,

Час который, укажи».

Звучит «тревожная» музыка. Воспитатель 2 в центре круга вытягивает руку вперед, имитируя часовую стрелку, и начинает вращаться ПРОТИВ часовой стрелки. В это время играющие кружатся вокруг себя, а затем медленно приседают, закрыв ладошками глаза. В это время Воспитатель 1 прячется за «камень». Далее он будет играть роль «воронёнка».

В 2. - Ребята! Я ничего не понимаю! Что происходит? Почему наша стрелка вдруг начала вращаться в «обратном» направлении? Да и голова у меня закружилась. Где мы? Давайте оглядимся вокруг. Смотрите, какой огромный камень стоит. В это время на камень опускается полотно с надписью:

«Направо пойдешь - в окно упадешь,

Налево пойдешь - в группу уйдешь,

Назад пойдешь - к медсестре попадешь,

За камень заглянешь - не воротишься,

По камню постучишь - друга найдешь».

В 2. -Что это там на нём написано? Давайте подойдём и почитаем.

Дети подходят к камню и вслух читают надпись. Воспитатель в это время рассуждает с ними о том, как быть дальше: влево или вправо пойти. Дети сами решают, что надо постучать по камню, чтобы друга найти.

Дети стучат по камню. Над камнем неожиданно появляется воронёнок.

ВОР. - Кар! Кар! Кар! Здравствуйте!

В2. - Здравствуй! А ты кто?!

ВОР. - Кар! Кар! Я - Воронёнок. А вот вы, кто?!

В 2. - Мы - ребята из детского сада № 60!

ВОР. - Детский сад?! А что это такое?

В 2. -Ты ничего не знаешь о детском саде? Как же так? Ведь в него ходит каждый ребёнок.

В. -Обращается к детям и предлагает им рассказать Воронёнку о детском саде, чем занимаются дети в детском саду.

ВОР. - Вот это да-а-а! Бывают же такие места. Почему мне Василисушка ничего об этом не рассказывала? Надо бы у неё об этом спросить! Но, для этого её надо сюда пригласить! Ребята, вы мне поможете Василису позвать?!

Дети: - Отвечают, что помогут Воронёнку.

ВОР. - Тогда повторяйте за мной волшебные слова:

«Крибли, крабли, крубли, бимс! Василиса, появись!»

Звучит русская народная мелодия. Из-за камня появляется Василиса Премудрая.

ВП. - (кланяясь) - Поклон вам низкий, ребятушки. Здравствуй и ты, Воронёнок. Зачем меня звал?! Неушто, опять что у нас неладно в лесу?

ВОР. - Василисушка! Вот ребята мне про детский сад рассказали, про занятия свои, про забавы весёлые. А ты мне доселе про такое ничего и не ведала? Как же так?

ВП. - Воронёнок! Не стоит обижаться. Ведь я сама про такие места и не слыхивала! Да и нет у нас таких мест на Руси!

В2. - Подождите, подождите! Как это «на Руси»?! Но ведь мы живем сейчас не на Руси. Правда, ребята? Скажите, как сейчас называется наша страна, в которой мы живём.

Дети: наперебой отвечают: РОССИЯ!

ВОР. - Кар! Кар! Как это Россия?! И я, и Василисушка, находимся в Древней Руси! А вы говорите Россия. Что же это получается? Ой, ой, Василисушка?

ВП. - А получается вот что - ребята попали к нам из другого времени. Мы с тобой, Воронёнок, находимся в Древней Руси, а ребята к нам попали из будущего. И, наверное в будущем, Древняя Русь - это есть Россия. (Обращается к детям) Как же вы попали в прошлое? Объясните, как это произошло?

Дети наперебой рассказывают, что играли в «часики», что стрелка ведущей начала вращаться в обратную сторону.

В2. - Вот так мы и пропали сюда. Как же нам теперь быть? Нам же необходимо вернуться в свое время. Что же нам делать, Василиса Премудрая?!

ВП. - Даже не знаю, как вам и помочь! Я про наше время ведаю, про наши чудеса ведаю! А, про такое, я и не слыхивала!

ВОР. - Я! Я! Я знаю! Кар! Кар! У меня есть «мудрая книга». Она мне от дедушки моего досталась. В ней всё прописано. Сейчас и про вашу историю отыщем.... Листает книгу. Нашел! Нашел! Слушайте внимательно.

«Чтобы вам попасть назад,

Вот вам следующий расклад:

Двенадцать заданий на пути.

Предстоит вам всем пройти.

Нужно будет потрудиться,

Потерпеть. да не лениться.

Как решите вы задачу:

Молодцы! Ведь это значит -Вы цифры получаете,

На место расставляете.

Соберите цифры, стрелки -Всё расставьте на места.

А, потом прознесите,

Вы волшебные слова.»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(С последними словами Воронёнка падает часть полотна, на котором была надпись на камне. На обратной стороне полотна нарисованы большие часы без цифр. Стрелки на часах должны быть подвижны).

ВОР. - Вот так, Василисушка. Так написано в мудрой книге моего деда. Я уж и не знаю. Осилят ли ребята из будущего наши задания. Ведь они много не знают о нашем времени.

В2. - Не волнуйся, Воронёнок. Хотя мы и из другого времени, и мир наш стал совсем другим. Но кое-что мы о вашем времени знаем. Правда, ребята?! Ну, а если что и знаем, то научимся.

ВОР. - Ну, молодцы ребята! Слушайте первую загадку! Вы знаете - как люди в старину жили. Как называлось жилище в древности?

Дети: - Изба.

ВП. - А с чего начинали строить избу?

Дети: - Выбирали место. (Рассказывают: как выбирали место, где строили дома, из чего строили).

ВП. - Каждый хозяин хотел, чтоб его изба отличалась от других, была лучше других. Как он это делал?

Дети: - Украшал свою избу каждый сам. Избу украшали коньком на крыше, резными ставнями, наличниками, причелинами.

ВП. - А кто же занимался строительством?

Дети: - Мужчины!

ВП. - А ну-ка, мальчики, будущие мужчины, сможете ли вы показать нам: как это делалось? Вот вам и первое задание: «Построить избу». Правильно построите - получите цифру для часов. А девочки пока посидят и посмотрят, как мальчики будут работать!

Василиса даёт мальчикам корзинку, в которой лежат нарисованные заготовки-детали для «строительства» избы. Она подводит мальчиков к магнитной доске и просит их «начать строительство». Мальчики воспроизводят на доске из деталей русскую избу и получают за это от Воронёнка цифру 1.

ВП. - А теперь и для девочек, будущих хозяек и матерей, тоже найдется работа. Прежде вы мне скажите: «Чем женщина занималась в доме?»

Дети: - наперебой говорят, что делала женщина в доме.

ВП. - Тогда вам предстоит украсить изнутри. Вот вам корзинка с необходимыми в быту предметами. Вам предстоит ими распорядиться и разложить всё на нужных местах.

Василиса разворачивает магнитную доску. Так в перспективе нарисовано внутреннее помещение избы и печка. В корзинке все предметы вырезаны из бумаги и прикреплены к магнитам. Девочки должны всё правильно расставить и разложить, комментируя свои действия.

ВП. - Что было в избе самым главным?

Девочки: - Печка.

ВП. - Почему?

Девочки: - Перечисляют: тепло давала, еду готовили, сушили, мылись, спали и т.д.

ВП. - А где же печка в избе стояла?

Девочки постепенно с помощью магнитов на магнитной доске из нарисованных деталей собирают печку, объясняя назначение каждого предмета. (Заслонка, ухват, кочерга, чугунок, лучина и т.д.). После печки они расставляют: стол, скамейки, люльку, посуду, ведра и т.д. Рассказывают, какое место в избе было определено для печки.

ВП. - Смотри, Воронёнок, оказываются, дети в России знают: как жили на Руси. Они заслужили ещё одну цифру.

Вороненок дает детям цифру 2, и они прикрепляют её к циферблату часов.

ВОР. - Кар! Кар! У вас, ребята, у печки не хватает чего-то? Без чего нельзя печку затопить? Что дает тепло в печи?

Дети: - огонь.

ВОР. - А как получить огонь. Что горит в печи?

Дети: - Дрова! Дров не хватает!

ВОР. - Дрова необходимо принести. Давайте принесем их из леса.

В2. - Ребята, давайте устроим соревнование. Разделимся на две команды. Каждая команда должна принести дрова к печке и сложить их у печи. Кто быстрее правится - тот и победил.

Воспитатель делит детей на две группы, и они как в эстафете, переносят дрова из леса к печке по одному полену, складывая их.

ВОР. - Ну вот, и с этим заданием справились ребята. Какие молодцы. За это они получают цифру 3.

Дети получают цифру и прикрепляют её на циферблат часов.

ВП. - На Руси много было умелых и мастеровых людей. Но, всегда было так, что у кого-то одно дело спорилось лучше, у другого - другое. Славилась Русь мастерами. Я предлагаю вам поиграть со мною в игру. Называется игра там: «Если знаешь - продолжай». Я называю вам то, что может сделать человек своими руками. А вы мне в ответ говорите: как называется мастер, который это делает.

• пилю, строгаю, приколачиваю.. Кто это? Дети -плотник.

• делаю из глины посуду. - Гончар.

• кую подковы, топоры, замки. - Кузнец.

• делаю деревянные бочки, ушата, ведра. - Бондарь.

• лечу травами взрослых и детей, животных и людей. - Знахарь.

• добываю к столу мясо птицы и зверя. - Охотник.

• кладу печи. - Печник.

• ловлю рыбу. - Рыбак.

В2. - Василиса, а наши ребята знают игру, которая

называется «Рыбалка».

ВП. - Мы с Воронёнком с удовольствием посмотрим, как ребята поиграют. Но, сначала я хочу наградить ребят ещё одной цифрой для циферблата часов. Они заслужили цифру 4.

Воронёнок дает детям цифру 4.

Воспитатель посреди зала раскладывает ткань голубого цвета, которая имитирует озеро, и разбрасывает нарисованных на картоне рыбок с магнитами. Дети выбирают четырех рыбаков, которым даются удочки с магнитами на леске и ведро. Кто больше рыб наловит и положит в ведро - тот победитель. И тому дают цифру 5 для циферблата часов.

ВП. - Вот смотрю я на вас, ребята, и хочу спросить. Как называется одежда, которая на вас одета? Уж очень необычна для нашего времени такая одежда.

Дети одеты в спортивную форму и рассказывают Василисе: когда и для чего надевают спортивную форму.

ВП. - На Руси люди носили совсем другие одежды. Есть у меня сундучок заветный. В нем одежда хранится разная. Сейчас я его открою. (Выносит сундучок). Попробуйте подобрать в нём одежду для мальчика и для девочки.

В2. - Мы справимся с этим заданием, правда, ребята. Ведь мы знаем, что носили на Руси мальчики и девочки.

Звучит русская народная музыка. Мальчики обряжают мальчика в одежды, которые лежат в сундучке, а девочки наряжают девочку. Дети рассказывают о русском народном костюме.

ВОР. - Кар! Кар! Вот это молодцы! Василисушка, давай дадим ребятам за такие правильные ответы и действия две цифры сразу!

Дети получают цифры 6 и 7.

В2. - Наши ребята знают, что люди в старину сами строили дома, сами шили одежды, сами растили хлеб, сами и землю свою защищали от врагов иноземных. Ребята, скажите, кто же был главные защитники земли русской?

Дети: - богатыри и воины.

ВП. - И это знают дети. Какие молодцы. Получайте ещё одну цифру.

Дети получают цифру 8 и прикрепляют её к часам.

В2. - Многое сегодня пришлось вам сделать, ребята. Проголодались, наверное! Пора и к готовке обеда приступать.

ВОР. - А разве вы знаете, что ели люди в наше время?

В2. - Конечно, наши ребята и это знают. Мы даже знаем народную пословицу: «Щи да каша - пища наша». Сейчас вам наши ребята всё про еду расскажут.

Воспитатель дает детям корзинки. Одних он отправляет на поляну к «чудо-кустику», на котором растут съедобные и несъедобные ягоды, и к «чудо-пеньку», на котором растут съедобные и ядовитые грибы, других - к грядке в огород, на которой «растут» овощи. Задание детям: набрать съедобные ягоды и грибы; набрать те овощи, которыми питались наши предки и которые росли в огороде в древности. Объяснить, когда появилась картошка, что ели люди вместо картофеля. Набирая «ягоды» и «грибы» в корзинки, дети оставляют на кустах и ягоды и грибы, объясняя это тем, что в лесу много разной живности, которая тоже питается ягодами и грибами.

ВП. - Какие молодцы ребята. Всё знают и про то, что ели люди в старину. Ребята знают, что к природе нужно относиться бережно, по доброму, любить её, и она ответит им тем же. Особенно мне понравилось, что ребята называют природу «матушкой». За это они получат две цифры 9 и 10.

ВОР. - Ребята, скажите, а почему вы называете природу «матушкой».

Дети: - Природа и поит (вода) и кормит (грибы, ягоды и др.), природа - источник кислорода на земле, а человек дышит кислородом. Т.е. Природа как мать напоит и накормит, даст силы, вылечит больного.

ВП. - Ну и порадовали вы нас своими ответами. Получайте ещё одну цифру - 11.

Дети закрепляют цифру 11 с помощью воспитателя на часах.

ВП. - А знаете ли вы, какая самая любимая забава была на Руси в древности у мужчин? Особенно у молодых парней и мужчин?

Уж очень любили они силой померяться. Брали в руки булавы, вставали на мосту и бились-боролись до

тех пор, пока один из них в речку не упадёт. Есть ли желающие среди мальчиков силой померяться.

Воспитатель выдвигает на середину зала скамейку, дает в руки мальчикам «булавы», сшитые из ткани и набитые синтепоном. Условия боя: «Бить» друга по ногам, пока один не свалится со скамейки.

ВОР. - За вашу смелость, за силу и ловкость, за знания, получите ещё одну цифру, но, сначала отгадайте мою загадку. Чем лечились в древности?

Дети: - люди заготавливали лекарственные растения.

В2. - На березке висят мешочки с лекарствами. Давайте их снимем, прочитаем: как называется лекарственное растение, а вы, ребята, ответите когда, при каких заболеваниях применялось то или другое растение.

Воспитатель снимает узелки с дерева, вместе с детьми читает названия, а дети говорят - когда использовалось растение:

Малина - при простуде Мать-и-Мачеха - от кашля Поддорожник - останавливает кровь Крапива - улучшает аппетит Зверобой - восстанавливает силы.

ВОР. - Да. Чай с травой зверобоя любили во все времена. Пили его и добры молодцы, богатыри земли русской, чтобы силушку восстановить. Василисушка, отдать ребятам то, что полагается. Они заслужили.

Дети получают последнюю цифру 12. Стрелки часов устанавливаются на положении 12. Раздается бой часов.

В2. - Ребята, слышите, часы бьют. Нам нужно успеть вернуться в свое время. Вставайте скорее в круг. Ещё раз играем в нашу игру «Часики». Сейчас у нас всё правильно получится.

Дети встают в круг, воспитатель в центр круга. Повторяют все вместе:

«Тик-так, тик-так!

Мы теперь шагаем так:

Шаг влево, шаг вправо.

Стрелка, стрелка, покружись,

Час который, укажи».

Дети кружатся, приседают, закрыв глаза. В это время Василиса Премудрая заходит за камень, оттуда выходит воспитатель1. Дети открывают глаза.

В1. - Ой, ребята. Что со мною приключилось. Зачем только я заглянула за камень. Там такое!!! Чудо - чудное. Диво - дивное. Пойдёмте, я вам расскажу.

Уводит детей в группу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.