Научная статья на тему 'Для чего в детском саду нужны досуги?'

Для чего в детском саду нужны досуги? Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
196
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГ / ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА / ФОРМЫ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Молохова Татьяна Алексеевна, Суша Татьяна Андреевна, Шестакова Наталья Викторовна

Наше образовательное учреждение называется Центр развития ребенка детский сад № 1661. В 2008 году ему исполнилось 50 лет. Раньше это был детский сад для слабослышащих детей, потом обычный детский сад и вот уже два года как мы стали Центром развития ребенка. Мы использовали разные формы работы, но хотелось найти такую, которая способствовала бы творческому объединению педагогов, воспитателей, детей и родителей. Получилось не сразу, но в результате мы открыли для себя незаслуженно забытую форму работы досуги. Развивая это направление, мы пришли к интересным открытиям, которыми хотим поделиться.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Для чего в детском саду нужны досуги?»

Т. А. Суша, Т. А. Молохова, Н. В. Шестакова, педагоги ДОУ № 1661 (г. Москва)

Для чего в детском саду нужны досуги?

Наше образовательное учреждение называется Центр развития ребенка детский сад № 1661. В 2008 году ему исполнилось 50 лет. Раньше это был детский сад для слабослышащих детей, потом обычный детский сад и вот уже два года как мы стали Центром развития ребенка.

Мы использовали разные формы работы, но хотелось найти такую, которая способствовала бы творческому объединению педагогов, воспитателей, детей и родителей. Получилось не сразу, но в результате мы открыли для себя незаслуженно забытую форму работы - досуги. Развивая это направление, мы пришли к интересным открытиям, которыми хотим поделиться.

Досуги преследуют несколько задач одновременно. Во-первых, решается познавательная задача, в зависимости от темы обязательно включается новый материал, который рассматривается несколько в другом аспекте, чем на занятиях. Во-вторых, раскрывается социальная задача, задача взаимодействия детей разных возрастов, педагогов, воспитателей для достижения одной цели. Не секрет, что на праздниках для родителей всегда выступают дети, умеющие хорошо говорить и танцевать. В досу-говой деятельности мы стараемся корректировать поведение малышей, имеющих различные проблемы в развитии речи, эмоционально-

волевой сферы, педагогически запущенных, гипер- и гипоактивных дошкольников. Поэтому в рамках досуговой деятельности решается и психолого-педагогическая задача. И, конечно, развлекательная, которая выполняется силами взрослых и детей. Малоактивные и стеснительные ребята делают первые шаги в творчестве, проявляют индивидуальность в театрализованной, изобразительной, игровой деятельности.

Досуги обычно привязаны к определенной теме или дате. Например, досуг «Лес» можно проводить в любое время года, но обязательно после изучения детьми соответствующей темы. А вот досуг «Космос» лучше приурочить

ко Дню космонавтики, досуг «Хлеб» ко Дню работника сельского хозяйства, осенью и т. п. Тогда воспитательное и образовательное воздействие совпадет с жизнью общества, страны и будет более полным.

В последние годы у педагогов возрос интерес к созданию чего-то нового, поэтому досуги не повторяются, хотя тема может быть той же. Постепенно к творческой работе стали подключаться педагоги, которые стеснялись выступать на праздниках. Сейчас у нас нет проблем с распределением ролей среди взрослых, у некоторых появились свои амплуа, стиль в игре.

Все начинается с написания сценария. Чаще всего сначала рождаются идеи, в результате обсуждений появляется план, к нему подбираются стихи, реплики, песни, танцы и музыка.

Обязательны в досугах сюрпризные моменты, сейчас в сценариях их становится все больше, поскольку именно они вызывают восхищение детей и взрослых и от этого эмоциональное восприятие праздника усиливается во много раз.

Каждый из нас хорошо владеет своим предметом, поэтому в отношениях между педагогами существует уважение к их приоритетным направлениям. Например, музыку могут предлагать все, но ее выбор делает музыкальный работник.

Особое место в нашем центре занимают экологические досуги: «Лес», «Вода», «Если хочешь быть здоров», «Хлеб», «Космос», «Лето», «Птицы наши друзья» и другие. Отличием таких досугов является направленность на формирование экологического сознания у детей. Но эти досуги не являются узко направленными (только

экологическими), так как в них присутствует обязательная включенность тем охраны безопасности жизнедеятельности, народного творчества, театрализованных представлений.

Досуги сплачивают наш коллектив, позволяют искать новые формы и методы работы. Если интересно взрослым, то дети всегда подхватят новую игру, полюбят ходить в детский сад и самые важные ранние годы пройдут для них не только с образовательной пользой, но и с ощущением радости, счастья. А разве не в этом наша главная задача?

Приложение Экологический досуг «Хлеб - наше богатство»

Дети входят под песню Я. Френкеля «Русское поле», садятся на стулья. Ведущий. Загадка: Он и черный, он и белый, И всегда он загорелый. Мы как кушать захотим, То всегда садимся с ним. Давайте попробуем сами вырастить хлеб? Хотите? Что нужно для этого?

Дети. Распахать поле, чтобы земля была мягкой.

Ребенок (с картинкой - трактор в поле).

Трактора выходят в степи,

Тянут плуги на прицепе.

Режут плуги, как ножом,

Сочный, жирный чернозем.

Ребенок. Гребнем частым, борона,

Расчеши земельку,

Приготовим для зерна

Мягкую постельку.

Ведущий. Теперь что нужно?

Дети . Зерно.

Ведущий. Где его взять? Я знаю, что в поле мышка живет. Она зернышек много в норку собирает. Давайте попросим у нее немного. Все. Мышка, мышка приходи И зерна нам принеси.

Мышка под музыку входит с мешочком зерна.

Ведущий. Спасибо, мышка. Чтобы зернышки стали хлебом, что надо сделать? Дети. Посадить в землю. Ребенок.

Уж ты семечко-зерно, ляжешь в борозду на дно!

Ты не бойся, золотое, ничего там не темно,

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

К свету, к солнцу из земли Ты росток скорей пошли! (С. Бирюков) Ведущий. Ребята, семена-то волшебные, они оживают.

Танец девочек-зернышек под русскую народную музыку младшей и средней групп. Зерны ш ко.

Как весною в ранний час семена взошли у нас.

Вышли к солнышку из тьмы, Все. Здравствуй, солнце, это мы! (С. Бирюков)

Ведущий. Солнышко, иди скорей, Зернышки нам обогрей. Выход-танец Солнышка. Ведущий. Что еще нужно, чтобы зерна проросли?

Дети. Вода, дождик. Ведущий. Дождик, выходи скорей, Зернышки водой полей! Игра с младшей и средней группами «Дождик». Под веселую музыку танцуют,

под звуки дождя собираются под зонтики, которые держат воспитатели.

Ведущий. Выросли наши зернышки. Чем же они стали?

Дети. Колосками.

Выходят дети с колосками в руках.

Колоски.

Я из золота отлит,

Колос мой зерно хранит.

Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо, земля, что была моим домом,

И сильным рукам, моим старым знакомым!

Я помню, как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зерна.

А нынче они урожай берегут.

Спасибо вам, руки, за добрый ваш труд!

(Я. Дягуте.) Ведущий. Продолжается рассказ, Урожай поспел у нас. (С. Бирюков) Ребенок (с картинкой комбайна). Выплывают в степь комбайны, словно в море корабли.

Ох, машинища какая, ну, комбайн, покажи, Как, пшеницу подсекая, ходят острые ножи, Как у колоса тугого выбивается зерно, Как - пожалуйста, готово! В ящик сыплется оно. (Л. П. Прохватилова)

Ведущий. Пора зерно на машину грузить, вон какой урожай вырастили!

Подвижная игра-хоровод «Грузовик» на музыку Б. Можжевелова «Огородная-хороводная» со средней группой. Все поют. Есть у нас грузовик, Он не мал, не велик. Вот такой вышины, Вот такой ширины. Ты, шофер, сюда спеши И немного попляши, А потом не зевай И вези наш урожай!

Ведущий. Хоть и собрано зерно, но не хлеб оно.

Ребенок (с картинкой мельницы). Здесь такое с ним твориться - в оборот его берут,

В порошок его сотрут.

Стали зернышки мукою, не дадут ему покою. (Л. П. Прохватилова)

В еду щий. Где же это происходит? Дети. На мельнице. Подвижная игра «Мельница». Два круга идут в противоположные стороны, в середине ткань-лопасти. В середину ведущие кладут мешки с зерном. Звучит музыка Б. Можжевелова «Огородная-хороводная». Дети поют. Мы на мельнице давно, Перетрем в муку зерно. Ты давай не зевай И зерна нам добавляй.

Незаметно положить в середину мешок с мукой.

Под русскую народную музыку появляется Хозяюшка в сарафане.

Хозяюшка. Здравствуйте, мальчики и девочки! Вы хорошо потрудились. Хорошая мука получилась. А теперь знаете, что делать надо? Дети. Тесто замесить. Хозяюшка. Что надо для теста? (Выставляет на столик и называет - молоко, муку, соль, сахар, яйца, сливочное масло). Сейчас тесто сотворю. (В одной миске смешивает все ингредиенты, накрывает полотенцем и ставит на столик, где уже стоит такая же миска, но с тестом, которое подошло.) А вы знаете, раньше

хлеб называли «жито». Почему? От слова жить, жизнь. А пословицы о хлебе вы знаете?

Дети .

Хлеб - батюшка, вода - матушка.

Хлебушко - калачу дедушка.

Худ обед, когда хлеба нет.

Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.

Хлеб да вода - мужицкая еда.

Хозяюшка. Ох, ребятушки! Молодцы вы, хлеб цените, любите. В старые времена был один символ у хлеба, солнца и золота. Он висит у вас на занавеси.

Выключить свет, зажечь в центре на столике свечу.

Хозяюшка (садится к столу со свечой): А вот раньше в войну, враги первым делом колосья, хлеб сжигали на полях, чтобы есть было нечего, чтобы все в рабство быстрее сдавались. Вот оно жито, какое важное. А когда фашисты напали на нашу страну, это было в Великую Отечественную войну, Мяли танки теплые хлеба И горела, как свеча, изба.

А город Петербург, раньше Ленинград называли его, окружили враги плотным кольцом. В городе голод наступил. Вот такой кусочек хлеба давали человеку на целый день и больше ничего не было. (Показать кусочек 125 г) Военный хлеб. Он черен был и липок Ржаной муки был грубоват помол. Но расплывались лица от улыбок. Когда буханку ставили на стол.

Вот так-то. Слава миру на земле, слава хлебу на столе. (Включить свет.) Ой, а тесто-то уже, наверное, поспело. (Показать детям миску с подошедшим тестом). А теперь что с тестом делать? Печки-то у вас нет!

Ведущий. В одной сказке есть парень веселый, который даже печку ездить научил. Кто это?

Дети. Емеля.

Под русскую народную музыку выходит Емеля.

Емеля. Что загрустила, Хозяюшка? Печка нужна? Этому горю помогу.

По щучьему веленью, по нашему прошенью иди, печь, скорее к нам.

Выезжает печь. Хозяюшка кладет тесто на противень в печь.

Дети танцуют «Каравай».

Хозяюшка. Ох, а каравай-то уже поспел, наверное!

Достают из печи готовый каравай. Хозяюшка целует хлеб, кладет на рушник, ставит соль, кланяется.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Хозяюшка. Хлеб-соль вам. Добра и достатка. Дети.

Каравай земли и неба На твоем столе -Ничего сильнее хлеба Нету на земле.

В каждом маленьком кусочке Хлебные поля, А на каждом колосочке Держится земля. В малом зернышке пшеницы Летом и зимой Сила зернышка хранится Из земли родной. И растет под небом светлым, Строен и высок, Словно Родина бессмертный, Хлебный колосок. Вот он, хлебушко душистый С хрусткой корочкой витой, Вот он - теплый, золотистый! Словно солнцем налитой. В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал-пришел. В нем - здоровье наше, сила, В нем чудесное тепло; Столько рук его растило, Охраняло, берегло! Ведь не сразу стали зерна Хлебом - тем, что на столе. Люди долго и упорно Потрудились на земле. В нем - земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем. Уплетай за обе щеки -Вырастай богатырем! Слава миру на земле! Слава хлебу на столе! Слава тем, кто хлеб растил, Не жалел трудов и сил! Слава им, привет от нас В добрый день, счастливый час!

(С. Погореловский). Хозяюшка. Ребята, а вы знаете, что хлеб разный бывает? Какой?

Дети. Черный - изо ржи, белый - из пшеницы.

Хозяюшка. А вот из муки пшеничной кроме булок и батонов можно много всего испечь. Эй, Емеля-дружок, покажи свой коробок!

Емеля-коробейник. (В коробе лежит различная выпечка.)

У меня тут сушки, пряники, ватрушки,

Пироги и калачи только-только из печи.

Всех ребят я накормлю, никого не обделю!

(Показывает и называет разные изделия из муки.)

Посмотри, девчушка, - это называется сушка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эх, глаза горят, как фонарик, вот какой рогалик.

Слушай лучше ушком, вот это ватрушка.

И ты слушай ушком, вот это плюшка.

Малышня, не плачь, вот какой большой калач.

У меня и буханки, и вкусные баранки.

Емеля раздает все по группам, где потом и проходит чаепитие.

Материалы: картины (трактор пашет поле, комбайн срезает колосья, мельница, поле с колосьями).

Предметы: руль, полоски ткани для мельницы, колосья, каравай, рушник, соль, сахар, молоко, масло, яйца, разные хлебобулочные изделия, рушники на занавес, символ хлеба для задника, снопы колосьев, противень, печка на колесах, свеча, кусочек хлеба 125 г на тарелочке, короб для Емели, тесто, мешочек муки, мешки с зерном.

Музыка: песня Я. Френкеля «Русское поле», русские народные мелодии и плясовые, тревожная музыка о войне.

Костюмы: русские сарафаны ведущим и Хозяюшке, одежда Емеле, девочкам-зернышкам, Дождику, Солнышку, Мышке, колоскам. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.