Научная статья на тему 'Интегрированная учетная система в коммерческой организации'

Интегрированная учетная система в коммерческой организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭВОЛЮЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / МЕГАУЧЕТ / МЕЗОУЧЕТ / МАКРОУЧЕТ / МИКРОУЧЕТ / УЧЕТНОЕ МНОЖЕСТВО / THE EVOLUTIONARY ANALYSIS / THE MEGAACCOUNT / THE MESOACCOUNT / THE MACROACCOUNT / THE MICROACCOUNT / REGISTRATION SET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солоненко А. А.

Учетная система коммерческих организаций должна соответствовать реалиям усиливающихся глобальных процессов в экономике в условиях риска и неопределенности, появлению новых и интегрированию прежних объектов учета, растущим требованиям к экономической информации со стороны увеличивающегося количества ее пользователей. Использование эволюционного подхода к исследованию устойчивого развития учетной системы позволяет выделить многочисленные факторы и приоритетные направления, оказывающие непосредственное влияние на ее дальнейшее развитие, объяснить динамику учетного процесса, особенности его трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интегрированная учетная система в коммерческой организации»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Солоненко А.А., к. э. н., доцент, Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань, Россия

ИНТЕГРИРОВАННАЯ УЧЕТНАЯ СИСТЕМА В КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Интегрированная учетная система — это совокупность видов учета, взаимосвязанная единой базой данных, характеризующаяся их однократным вводом и многократным использованием в зависимости от методологии обработки информации для целей пользователей.

Современный этап учетной системы характеризуется: 1) как эмпирической направленностью — разработкой, рационализацией и внедрением единых систем обработки учетных данных путем интеграции различных видов учета на всех уровнях организации учетного процесса; 2) так и теоретической — на данном этапе развития учетная система представляет собой комплексную, проблемно-ориентированную науку, отражающую общенаучными и частнонаучными методами многоуровневую экономическую систему с ее сложными взаимосвязями. Собранная из разных источников и упорядоченная в единой базе данных информация может затем многократно быть переработана и приспособлена к конкретным потребностям любого звена управления. Обмен информацией между различными подсистемами позволяет реализовать различные функции интегрированной учетной системы на всех уровнях экономики, их встроенность во все учетные процессы.

Эволюционный анализ позволяет рассматривать учетную систему как организационно— информационную структуру, субординированную по определенным признакам: тип [1] (по способу учетной реги-

страции различных объектов), уровень (по границам и масштабу уровня строения экономики), класс (по периодичности и методу регистрации фактов хозяйственной жизни), семейство (по природе субъектов учета) и вид (по целеполаганию производителей и пользователей учетной информации). Представленная систематизация позволяет дистанцироваться от конкретного вида учета при построении учетного процесса и дает возможность целенаправленного формирования оптимального микросостояния вариативных параметров учетной системы в коммерческих организациях.

Развитие учетной системы предполагает единство уровней учетного множества в зависимости от границ и масштабов уровней строения глобальной экономики.

Гармонизация учетных систем в международном масштабе создала предпосылки образования единого мирового учетного информационного пространства — мегау-чета. Становление макроучета России как составной части интегрированной мировой учетной системы связано с непрерывным реформированием учета и отчетности. Расширение бизнеса посредством интегрирования нескольких хозяйственных единиц влечет за собой необходимость организации мезоучета, позволяющего систематизировать и консолидировать показатели финансовой деятельности всех участников бизнес-группы. Интеграционные процессы в учетной системе коммерческой организации предполагают включение в единую си-

№ 4 (12) АПРЕЛЬ 2011

стему микроучета всех основных применяемых видов учета. В основе иерархической дифференциации учетной системы в разрезе отдельных производств (мезоучет), подразделений (миниучет) и рабочих мест (на-ноучет) лежит организационная структура управления коммерческой организации.

Интеграция различных видов учета, применяемых в коммерческой организации, достигается путем сближения их основных элементов, предполагающая их методическое, информационное, процедурное, технологическое и организационное единство. Для каждого выделенного вида учета необходимо определить основные характеристики, прежде всего, группы пользователей учетной информации и их ожидания, применяемые методы, процессы, а также требуемые ресурсы.

К основным критериям дифференциации видов учета в организационном аспекте следует отнести ориентацию современной учетной системы на принципиальное улучшение информационного сервиса, предоставляемого пользователям учетной информации в условиях адаптации экономического субъекта к внешним факторам и изменениям внутренней структуры коммерческой организации.

Выявление множественности состояний учетной системы и степени доминирования видов учета обусловлено уникальностью пользовательских требований к функциональному наполнению учетной системы. Согласование системных механизмов интеграционных процессов в современной учетной системе возможно на базе выделения единства объектов и терминологии, целепо-лагания и методической комбинаторики.

Анализ интеграционного взаимодействия учетного множества позволяет выделить общие тенденции развития современной учетной системы. Конкурентоспособность учетной системы обеспечивается за счет достижения синергетических эффектов в результате соподчинения всех ее элементов со своими связями и взаимодействиями, влияния количественных (например, увеличение методов оценки, дифференциация видов учета и отчетности и т.п.), качественных (новые требования к учетной информации, привлечение инновационных методов и инструментов и т.д.) и структур-

ных (реинжиниринг учетной системы) изменений в ее развитии.

Стратегические направления исследования интегрированной учетной системы обеспечивают решение таких проблем, как: 1) установление ее новых свойств и особенностей; 2) выявление закономерностей и принципов развития; определение перспектив развития; 3) упорядочение и расширение терминологического пространства учетной науки.

Применение эндогенного подхода позволяет сделать вывод, что интегрированная учетная система коммерческой организации как целостная совокупность компонентов включает взаимодействующие и взаимозависимые трансформационные и трансакци-онные факторы:

— человеческие (кадровый потенциал финансово-экономических служб), технико-технические (комплекс технических средств, программное обеспечение) и информационные (базы данных и знаний) ресурсы;

— организационное (формы организации и структура бухгалтерской службы) и институциональное (внешнее и внутреннее нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности) обеспечение.

Каждая коммерческая организация самостоятельно выстраивает индивидуальную схему интегрированной учетной системы, принимая за основу такие базовые категории, как степень доминирования видов учета, установление точек соприкосновения и выявление различий между ними, используемые технологии управления, кадровый состав, программное обеспечение и т.д. В условиях существования различных типов учетной системы имеет место различие в доминировании и структуре факторов.

Под трансакционными издержками интегрированной учетной системы коммерческой организации следует понимать дополнительную затратность на подбор и переработку экономической информации при наличии информационной ассиметрии. Исключительность условий жизнедеятельности каждой коммерческой организации обусловливает уникальность пользовательских требований к функциональному наполнению учетного процесса, при этом его грамотная организационная и институциональная коррекция позволяет снизить трансакционные

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

издержки производства релевантной информации. Снижение трансакционных издержек является одновременно причиной и следствием, необходимым звеном и источником ее саморазвития.

Особенность устойчивого развития учетной системы заключается в сочетании на различных вертикально--горизонтальных плоскостях и этапах всех основных типов развития: прогресса, регресса и однопло-скостного развития, что образует специфическую темпорально-пространственную сбалансированную учетную систему. Устойчивое развитие в ряде случаев может реализоваться и на регрессивном направлении, если это обеспечивает достаточные трансляционные возможности существующей учетной системы даже при определенной потере ее сложности и разнообразия.

Совокупность общенаучных и част-нонаучных принципов (синергетизма, релевантности, адаптивности, системности, семантичности, инновационной схемы развития, рациональности) может быть заложена в основу моделирования интегрированной учетной системы каждого уровня организации учетного процесса (от микроуровня до мегауровня).

Эффективность учетной системы находится в прямой зависимости от состоятельности методологического аппарата. На всех уровнях интегрированной учетной системы основные виды учета взаимно используют предметные элементы метода бухгалтер -ского учета (счета, двойную запись, документацию, инвентаризацию, калькуляцию, оценку, баланс, отчетность), конкретизируя их в соответствии со своей спецификой. Обновленное методическое обеспечение, привлечение инновационных методов и инструментов, привлекаемых в учетную дисциплину и практику со стороны информационных технологий, методов управления и др., позволит структурировать учетную систему и управлять процессами развития как всей системы в целом, так и каждым отдельным элементом в частности.

Интегрированная учетная системы является преобразователем экономической информации, которая в процессе полного учетного цикла перекодируется, передается, опредмечивается и является воспроизведением реальных экономических событий в

структуре учетной системы. В условиях развитой экономики роль последней заключается в максимальном приближении выходной информации к реальному финансовому положению коммерческой организации, при этом существенен не только факт достоверного и объективного предоставления экономической информации пользователям, но и с какой результативностью она потребляется ими.

Выявление причин, приводящих к искажению и провоцирующих сужение экономической информации, и признаки их классификации [2]: объем, источник учетных данных, качество информации, позволяют уточнить и противопоставить им факторы, приводящие к расширению информационных границ и границ восприятия.

Избирательный характер процесса восприятия учетной информации обосновывается воздействием субъективных фильтров ее семантической обработки, а именно: познавательной сложности учетно-аналитических сведений, источника данных, производителя учетной информации и ее пользователей. Координирование разнородных интересов пользователей возможно с помощью объективных информационных границ формируемой учетной информации, возникающих под влиянием, в том числе общепринятых учетных принципов, приемов и требований к отчетности, самих форм отчетности; в частности, возможности сочетания различных видов учета, позволившие выделение и интерпретацию качественных характеристик (релевантность, темпоральность, надежность, доступность), дающих возможность расширить информационные границы учетной системы и установить вспомогательные, ориентированные на восприятие пользователя (понятность, сопоставимость) характеристики.

1. Перекрестова Л.В. Информационное пространство управления предприятиями. Волгоград: Вол-гогр. гос. ун-т, 2004. 209 с.

2. Солоненко А.А Вопросы увеличения информационной проводимости учетной системы // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2010. № 3 (13). С. 120 - 124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.